«Мостик понимания между родителями и ДОУ. Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Участники: педагоги дошкольного учреждения: ведущие, консультант - педагог-психолог, «гости» в студии - педагоги.

1 ведущая. Добрый день! В эфире передача «Принцип домино».

2 ведущая. Добрый день! В нашей передаче принимает участие консультант - педагог-психолог.

1 ведущая. Для успешной педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

2 ведущая. Общаясь с детьми и их родителями, коллегами по работе, руководством дошкольного учреждения, членами их семей, а также в зависимости от ситуации воспитатель занимает определенные коммуникативные позиции: «над», «наравне», «под».

1 ведущая. Тема нашей сегодняшней встречи: «Игры, в которые играют…, или игры-коммуникации для педагогов».

2 ведущая. Сегодня мы разберём основные ситуации, в которые попадает воспитатель, и опишем психотехническую сторону реализации коммуникативных позиций. При этом основное внимание будет уделено специальным упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих педагогу правильно ориентироваться в ситуации.

1 ведущая. Каждый воспитатель знает, как нелегко вести беседу с некоторыми родителями, которые занимают оборонительную позицию и стараются оправдать собственное невмешательство в воспитание ребёнка.

2 ведущая. От других мы слышим: «Детский сад должен воспитывать, а не мы».

1 ведущая. Но иногда родители просят: «Ребёнок нас не слушает. Помогите».

2 ведущая. В любом из этих случаев воспитатель должен стремиться к конструктивному диалогу с родителями. Встречайте нашего первого гостя.

Об этике кружок ведёт

И знает в оформленье толк.

Споёт, станцует - всё для вас!

Дед Халимон - ну просто класс!

1 гость. Добрый день! У меня стаж работы уже 10 лет. С каждой группой родителей я всегда могла найти общий язык, что касается воспитания и обучения детей. В этом году я никак не могу наладить взаимодействие с родителями моих воспитанников.

1 ведущая. И в чём это выражается, расскажите поподробнее.

1 гость. Первый случай. Мама одного мальчика мне говорит, что её сына постоянно обижают другие дети в группе. Я решила «подыграть» маме. Вдруг, сама и не подозревая, я начала оправдываться: что, мол, понимаете, у меня их 20 и довольно сложно уделить всем должное внимание. Но я буду стараться, чтобы этого больше не повторилось. В этом случае я не почувствовала ответной реакции. Сотрудничества у нас не получилось.

2 ведущая. А скажите, пожалуйста, были ли у вас ещё случаи непонимания родителей?

1 гость. Да, были. Вот ещё один пример. Пришла мама, я стала говорить, что . Она начала жаловаться на нехватку времени: «С работы приходим поздно, дела по дому, да ещё со старшим уроки сделать». Я её пожалела, успокоила, пообещала что-нибудь предпринять. На этом наше взаимодействие закончилось. Я теперь не знаю, как мне действовать, чтобы сотрудничество с родителями проходило на более высоком уровне.

1 ведущая. Спасибо за ваш интересный рассказ. Теперь хотелось бы послушать мнение зрителей. Какие, на ваш взгляд, ошибки допустила Елена Александровна?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Как мы уже говорили, у нас сегодня в гостях педагог-психолог. Подскажите нашим педагогам, как действовать в ситуации, когда необходимо наладить сотрудничество с родителями?

Педагог-психолог. Основная цель общения с родителями состоит в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции и не в оправдывающихся или агрессивных действиях, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь ребёнку. Что для этого необходимо сделать?

На первой фазе общения с родителями вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого необходимо обрести нейтральное состояние, продержаться 10-15 минут, в течение которых родитель будет высказывать свои претензии к детскому саду и к вам лично. Почувствовав вашу нейтральную позицию, родитель постепенно «остынет». Сейчас я вам кратко опишу методику ведения конструктивного диалога, разработанную американскими специалистами.

  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  • Учитывайте личные интересы родителей.
  • Ищите варианты.
  • Не верьте генетике.
  • Мы вместе, а не против друг друга, а против проблемы.

1 ведущая. Спасибо. Мы надеемся, что ваши советы помогут не только нашей гостье, но и всем присутствующим педагогам.

2 ведущая. Следующая наша гостья:

Обои клеит - загляденье!

К работе каждой - с вдохновеньем.

Встречайте, гость у нас Татьянка!

Валеологии фанатка!

Добрый день! Про вас говорят, что вы очень профессиональны. Не могу представить, какие проблемы могут быть у вас.

2 гость. Спасибо за добрые слова. Да, на самом деле, для меня детский сад - дом родной. Я очень люблю свою работу и отдаю ей практически всё своё время. Наверное, в этом и состоит моя проблема.

2 ведущая. Вы хотите сказать, что никаких проблем на работе у вас не возникает? Но всё же, что случилось?

2 гость. . В последнее время муж стал вести себя отчуждённо. Причин такого его поведения я не понимаю. В доме всё в порядке: я строго контролирую детей, они послушны, хорошо выполняют домашние обязанности.

1 ведущая. А кем работает ваш муж?

2 гость. Он военнослужащий.

1 ведущая. Так, может, у него трудности на работе?

2 гость. Нет, говорит, что всё в порядке. Я даже не знаю, что можно предпринять, чтобы восстановить наши взаимоотношения с мужем и сохранить семью.

2 ведущая. Я думаю, что очень многие из вас сталкивались с подобной ситуацией. Как же быть? Давайте вместе подумаем, как не допустить такого. Какова причина такого поведения мужа, а часто и детей?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Что же по этому поводу нам скажет педагог-психолог?

Педагог-психолог. Большой опыт в консультативной работе позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускают педагоги в своей семейной жизни.

Во взаимоотношении с мужем они часто также стремятся учить и воспитывать, как в детском саду. Они относятся к мужу как к одному из своих воспитанников и постоянно его воспитывают, считая себя неким морально-этическим эталоном.

В общении с собственными детьми воспитателями допускаются две основные педагогические ошибки. В одном случае у перегруженной и у переутомлённой матери «не доходят руки» до собственных детей, и они растут, не получая должного внимания. В другом случае, наоборот, дети излишне «завоспитаны»: дома - матерью-педагогом, в школе - требованиями учителей соответствовать некому образцу «ребёнок педагога».

1 ведущая. Что же получилось в семье нашей гостьи? Почему сложилась такая ситуация?

Педагог-психолог. Здесь всё намного проще, чем вы предполагаете. Дело в том, что муж психологически уставал от чёткости, организованности и планомерности жизни семьи. Поскольку его работа очень чёткая, нормированная, он особенно нуждался в свободе, покое и раскованности дома. А Татьяна Иосифовна, не понимая этого, организовала и у себя дома нечто военизированное. Поэтому муж дома не отдыхал, а пребывал в постоянном напряжении.

1 ведущая. Как же избежать этих ошибок?

Педагог-психолог. Надо владеть своим психологическим состоянием и уметь вовремя сменить его, приходя с работы домой. Если удастся перестать быть педагогом и превратиться в мягкую, тёплую, «простую» женщину, любящую своих близких, то необходимые слова и действия придут сами собой. Конечно, существуют и некоторые психотехнические упражнения, которые помогут снять скованность, напряжённость, излишний самоконтроль.

Проводятся упражнения « Голова », « Руки ».

Педагог-психолог. И ещё один простой совет. Подходя к дому, постарайтесь забыть о работе. Подумайте о семье, любимом человеке. Подумайте, что у вас было и есть хорошего, вспомните, как вы с ним познакомились, как он первый раз подарил вам цветы. Когда вы подойдёте к двери своей квартиры, улыбнитесь, сбросьте груз своей профессии, перестаньте быть воспитателем. Когда муж откроет дверь, то увидит спокойную, любящую женщину.

1 ведущая. Спасибо, Наталья Юрьевна, за помощь. А теперь предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть вместе с нами. «Наша встреча - просто песня. Надо спеть её всем вместе!» Мы вам говорим строчку из какой-либо песни, а вы угадываете её и исполняете куплет.

  • « … что без денег делает тебя богатым» (Галкин, Пугачёва).
  • « … оттого, что ты идёшь по переулку» («Старый клён»).
  • « … начинается река, ну а дружба…» («Улыбка»).

2 ведущая. Прекрасно пели! А сейчас мы приглашаем последнего участника нашей передачи.

Вот корпус 2 - Людмила Шот.

Расскажет, как живёт енот.

Поэт про заек, про мышат,

Про ёжиков, про медвежат.

3 гость. Добрый день! Без особых предисловий перейду сразу к проблеме, которая волнует меня вот уже несколько дней. Со мной очень сухо общается одна из коллег. Я обратилась к ней с просьбой один день меня заменить. Она довольно грубо мне отказала и теперь ведёт себя очень отчуждённо. На мой вопрос «Что произошло?» она мне толком ничего не говорит, а только «Научись разговаривать».

1 ведущая. А как вы просили её вас выручить?

3 гость. Я уже и не помню.

1 ведущая. Вы знаете, мы спросили у вашей коллеги, что произошло. Она сказала, что ваша просьба звучала примерно так: «Приди завтра ко мне на вторую смену», т.е. скорее всего не как просьба, а как указание или приказ.

Что же произошло в данной ситуации, уважаемые коллеги? Что в поведении Людмилы Анатольевны вызвало возмущение и недовольство коллеги?

Мнения зрителей.

Педагог-психолог. Ответ тут совершенно очевиден: неадекватность коммуникативной позиции. Позиция «над» неприемлема в работе, в общении с коллегой.

Да, действительно, для многих непросто сразу после общения с детьми быстро перестроиться из позиции «над» в позицию «наравне». Предлагаю вам упражнение, которое поможет почувствовать позиции «над», «наравне» и выбрать для себя наиболее приемлемую.

Проводится упражнение « Давление ».

Педагог-психолог. И ещё один практический совет: в общении с коллегой постарайтесь поставить себя на место другого. Это один из важнейших факторов внутреннего стремления к полноценному диалогу.

1 ведущая. Спасибо большое.

2 ведущая. Итак, мы сегодня с вами поговорили об основных ошибках, которые допускаем при общении с людьми, находящимися рядом. Надеемся, что наши практические советы помогли вам переосмыслить некоторые моменты жизни. Напоследок хочется вам пожелать: «Любите друг друга!»

1 и 2 ведущие. Уважайте друг друга! До свидания!

Психологический практикум для воспитателей ДОУ подготовила Н. Бочарова

Цель:

— Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на

сотрудничество.

— Способствовать развитию рефлексии.

— Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества.

— Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств для налаживания сотрудничества между дошкольниками.

Сценарный план

  1. Организационный этап

По середине зала лежит веревка. Педагоги стоят шеренгой, предлагается перейти на другую сторону тем:

— кто в семье первый ребенок;

— у кого в детстве был велосипед;

— кто любит петь;

— у кого карие глаза;

— у кого есть дочь (сын);

— кто любит кофе;

Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы.

А сейчас мы разделимся на две группы необычным способом. Встаньте в круг, закройте глаза. Теперь, с закрытыми глазами, двигайтесь по залу и прижимайтесь друг к другу спинами. Если Вы почувствуете, что Вам комфортно, уютно стоять с человеком спина к спине, то прекратите поиски партнера. Откройте глаза и посмотрите кто этот человек, возможно, что этот выбор Вас удивит.

Один педагог из пары войдет в состав одной группы, другой педагог в состав другой группы.

2 Игровой этап

Задание 1 «Рисование»

Цель: Дать педагогам почувствовать, как сложно достичь своей цели, действуя в паре без договоренности. Оценить себя в сложившейся ситуации.

Педагоги делятся на две группы, каждой группе дается задание так, чтобы об этом не знала другая группа. Задание первой группе – нарисовать мышку. Задание второй группе – нарисовать домик. При этом оговаривается, что «на столе будет лежать один карандаш и один лист бумаги, но, не смотря на это, Вы должны выполнить свое задание, даже если вам будет мешать партнер». Затем педагоги садятся за столы парами — один с команды «Мышка», другой с команды «Домик». Ведущий дает команду начать выполнять задание.

Резюме

Как часто в жизни мы, идя к своей цели, пренебрегаем желаниями и стремлениями другого человека? Когда у нас что то не получается или возникает конфликт, мы виним других и оправдываем себя. А может надо просто поговорить и договориться о совместных действиях. Тогда и результат наших действий будет положительным, появится удовлетворенность и взаимоуважение.

Мы, педагоги, должны быть особенно осторожными и чуткими, потому что соприкасаемся с нежными детскими душами.

Задание 2 «Пройди над пропастью»

Цель: Показать, как важно уметь просит, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации.

Участники выстраиваются в плотную шеренгу – они имитируют скалы. Перед ними, предельно близко от носков ног кладется лента или веревка – это узкая тропа над пропастью. Каждый из участников, начиная с первого, должен пройти по тропе над пропастью и не упасть в нее, встать в конце шеренги. (При этом, каждый передвигается, как считает удобным – хватается за «скалы», вытесняет ноги участников, ища место опоры, кто то движется спиной к «скале». Имитирующие скалы тоже ведут себя по разному – кто то старается помочь, поддерживает идущего, кто то отпихивает и оказывает сопротивление).

Резюме

Что вы почувствовали, коллеги? Поддержку или сопротивление, испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику? Все мы разные, но каждый из нас когда то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.

Задание 3 «Сила слова»

Цель: Показать влияние слова на человека. Расширить понимание того, что речь, будучи средством выражения, является и средством воздействия. Предложить участникам переосмыслить значение собственных мыслей, оформляющихся словами.

Участникам раздаются записки со словами «сила», «слабость» и предлагают прочитать их про себя, представить то, что связано с этим словом, «погрузится» в смысл слова в течение 1-2 минут. Затем участники закрывают глаза, продолжая «погружение» и вытягивают одну руку перед собой. Участников предупреждают о том, что чтобы не происходило, они должны оставаться в состоянии «погружения» в смысл написанного слова. Ведущий пытается опустить руку участника и по сопротивлению руки узнает с каким словом записка ему досталась. («сила» – рука сопротивляется, «слабость» — рука свободно или с наименьшим сопротивлением опускается).

Резюме

Слово это великая сила. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысли или чувства, на сознание других людей. То, что говорит человек, действует и на его сознание. Если из нашей речи исчезнут слова «не могу», «не буду», «не умею», многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи. Это всегда необходимо учитывать при общении с детьми – педагог должен уметь убедить неуверенных, робких ребят в их превосходных возможностях.

  1. Содержательный этап

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В новом ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОО становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Давайте определим, какая тема сегодня у нас была доминирующей. В первом задании каждый из вас старался достичь своей цели, не договариваясь с партнером, это оказалось сделать сложно. Во втором задании Вам необходимо было помогать коллегам и просить их о помощи – не у всех это получилось. В третьем задании вы на себе испытали силу слова, а значит и мыслей.

Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Проблемы педагогики сотрудничества затрагивались в работах таких педагогов и психологов как Ш.А Амонашвили, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, Л.С. Выгодский.

Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного и школьного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания. Основные идеи педагогики сотрудничества:

— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в учебном процессе.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие учителя на ученика (субъекта на объект управления) сменяется взаимным воздействием, при котором в качестве субъекта управления выступает не только учитель, но и ученик, более того, в роли объекта воздействия со стороны ученика оказывается учитель. Переход на личностно – ориентированную педагогику.

— Педагогика сотрудничества предполагает создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Конкуренция и сотрудничество – это два полюса, между которыми протекает жизнь, как дошкольника, так и взрослого. Между тем, результаты международного сравнения школьников показали, что «учащиеся, склонные работать в условиях конкуренции, добиваются больших результатов, чем те, кто ее избегает. Аналогичным образом обстоит дело с теми, кто склонен к сотрудничеству». Поэтому эти две стратегии (конкуренция и сотрудничество) следует рассматривать как взаимодополняющие и необходимые для воспитания гармоничной, успешной личности.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.

Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:

— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;

— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:

а) Развитие общего и взаимного интереса участников общения (воспитанников);

б) Отсутствие дидактичности (поучения);

в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);

— признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности.

Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания.

Литература:

Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества. Управление ДОУ № 3, 2006 г.

Сваталова Т.А. Педагогика общения. Воспитатель ДОУ № 6, 2007 г.

Утенков Л. Н. Игры сотрудничества. Воспитатель ДОУ №1, 2008 г.

Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание № 10, 2005

Приложение 1

Тренинг для детей 4-7 лет

Игры сотрудничества

Игры сотрудничества – это с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой – калейдоскоп игр, которая очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.

Вот ее ключевые принципы:

  1. Радость и удовольствие – факторы, наилучшим образом формирующие физические органы.
  2. Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с окружающими, в момент напряжения его физических и духовных сил в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
  3. Воспитание, развитие, становление ребенка идет только с помощью деятельности, которую он принимает душой и сердцем.

В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Участвуя в таких играх ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другими «Я» получает высокое удовлетворение.

При помощи игр сотрудничества дети учатся участию и помощи другим, заботе о чувствах других. Игроки в таких играх должны помогать друг другу. Сотрудничая как одно целое, — каждый игрок является частью этого целого со своей долей участия. Такое чувство причастности прямо связанно с повышением самооценки, превращает отрицательные эмоции в положительные.

Игровой тренинг

Цель : Формировать у дошкольников качества необходимые для сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством подвижных игр.

Организационный момент. Массаж «Черепаха»

Дети стоят друг за другом и делают впереди стоящему массаж.

Шла купаться черепаха, Поглаживание с поворотом.

Выпучив глаза от страха.

Шла купаться черепаха,

И кусала всех от страха.

Кусь! Кусь! Кусь! Куь! Пощипывание.

Нигого я не боюсь!

Кусь! Кусь! Кусь! Куь!

Я со страхом поборюсь!

Черепаха Рура Круговое растирание ладонями

В озеро нырнула!

С вечера нырнула Постукивание

И пропала…э-эй, э-эй, э-эй!

Черепаха Рура, Постукивание кулачками

Выгляни скорей!

Только тишина в ответ, Поглаживание

Больше Руры с нами нет.

Черепаха уплыла,

Вода прекрасная была.

При проведении игр воспитатель поясняет детям что они должны чувствовать друг друга, быть внимательными к сверстникам, действовать сообща, оказывать другому поддержку и помощь.

«Музыкальные обручи сотрудничества»

Это отличное занятие для детей для ознакомления с идеей сотрудничества. Обручи являются структурой, в которой могут играть двое и более детей, поэтому обручи – очень эффективное средство развития начал сотрудничества у трех и четырехлеток. Для начала группа разделяется на пары, стоящие каждая внутри своего круга (обруча). Каждый ребенок держит свою часть обруча (обычно у пояса или у плеч). Под музыку дети бегают по залу, не выходя из обруча. Чтобы это уметь сделать, оба ребенка должны двигаться в одном направлении и с одной скоростью. При каждой остановке музыки дети из двух обручей объединяются, складывая свои обручи вместе и встав внутрь них. Это продолжается до тех пор, пока как можно большее количество детей не оберется вместе и не соединит свои обручи в одном круге.

«Большая черепаха»

Группа из 7 – 8 человек встает на четвереньки под большим «черепашьим панцирем»

и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат, хотя им может быть большой лист картона или одеяло, брезент или матрас – все, что угодно, из подручного материала. Это игра на коллективное ползание в одном направлении. Детям доставляет радость заставлять черепаху переползать через гору или полосу препятствий, не теряя при этом панциря.

«Баланс с надувными мячами»

В этой игре двое детей пытаются удержать между собой один надувной мячик или шарик, не используя рук. Они могут попытаться удержать мяч разными способами (голова к голове, бок к боку, животик к животику, спина к спине и т.д.) и попробовать передвигаться по залу, удерживая мяч. Дети, которые удерживают мяч лбами могут попробовать нагнуться и дотронуться руками до пальцев ног, присесть на корточки и т.д. Они так же могут попытаться пройти сквозь висящий обруч или по полосе препятствий. Для разнообразия можно удерживать два — три мяча.

Приложение 2

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество

Цель: Учить сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией, действовать в паре. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системе взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « — ») Три пара детей отбирают те картинки, которые изображают ситуации неприемлемыми во взаимоотношениях между людьми (первая пара), между человеком и природой (вторая пара), человеком и предметным миром (третья пара), объясняют свой выбор.

«Поводырь»

В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например:

«Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Сделай открытку»

Воспитатель заранее готовит элементы аппликации, например: рыбки в аквариуме, фрукты в корзинке, грибы на полянке. Пара детей должны вместе разложить элементы аппликации на листе бумаги и распределив обязанности приклеить каждый элемент. Когда аппликации будут готовы, каждая пара дарит другой паре свою открытку.

Название: Активные формы работы с педагогами по освоению ФГОС ДО Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Педагогика общения и сотрудничества»

Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 32 «Росинка» п. Новошахтинский
Месторасположение: Приморский край, Михайловский район, п.Новошахтинский, ул. Ленинская 14а

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №290 Дзержинского района Волгограда». Выступление на педагогическом совете МОУ детского сада № 290 «Детский сад, я и моя дружная семья» на тему:

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Составила: социальный педагог первой квалификационной категории Моисеенко Ольга Борисовна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
3. Выполнение заданий педагогами.
4. Домашнее задание педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение воспитателя с родителями воспитанников».

По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Некоторые педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.

Стыд, обида, грусть, огорчение, радость, удивление, любопытство, злость, гордость, высокомерие, страх, усмешка, недовольство, интерес, самодовольство.

Решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

— родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

— мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать.

Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

«Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Подведение итогов «Деловой игры».

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и «приложишь» к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. В качестве домашнего задания я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию детей родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на следующем семинаре мы обсудим, почему вы выбрали именно те или иные формы, насколько эффективными они оказались.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
  • Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Цель:

Ознакомление педагогов с правами ребенка;

Предупреждение насилия над детьми;

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

План проведения семинара-практикума

1. Приветствие

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы

3. Игра «Волшебный сундучок»

4. Упражнение: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка»

5. Информационное сообщение «Насилие и его виды»

6. Упражнение: «Последствия насилия»

7. Показ видеоролика «Дети видят, дети делают»

8. Информационное сообщение «Насилие в детском саду»

9. Упражнение: «Реши ситуацию»

10. Притча о гвоздях

11. Прощание

Материал: оборудование для показа видео, мяч.

Ход семинара-практикума психолога детского сада

1. Приветствие (2 мин.)

Предлагает педагогам предлагается продолжить предложение «Ребенок это - ...»

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы. (5 мин.)

Тема нашего семинара - «Защита прав ребенка-дошкольника ». Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека.

3. Игра «Волшебный сундучок» (5 мин)

Упражнение 4: «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?» (20-25 мин)

5. Информационное сообщение «Виды насилия» (5 мин.)

Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия - это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:

Осуществляются сознательно;

Направлены на достижение определенной цели;

Наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека;

Тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические) что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.

Виды насилия:

Психологическое: применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;

проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;

причинение ущерба домашним животным, к которым эмоционально привязан человек;

уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;

грубая критика поступков, мыслей, чувств;

отношение как к прислуге;

ограничение свободы действий и передвижения;

контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями, преследование;

угрозы;

игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;

недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;

недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.

Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.

Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.

Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.

Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.

6. Упражнение: «Последствия насилия» (10 мин.)

Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы - написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы - написать причины проявлений насилия в семье.

Последствия насилия над ребенком :

беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

длительное подавленное состояние;

агрессивность;

стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);

низкая самооценка;

конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

чувство беспомощности;

слабое развитие социальных навыков;

психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

бунтарство, ложь;

побег из дома;

приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение

Почему родители совершают насилие?

Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.

Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен, родился случайно.

Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «мальчика для битья».

Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, в которых есть отчим или мачеха.

наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, бывшего заключенного.

безработица, постоянные финансовые трудности, постоянные супружеские конфликты.

статус беженцев, вынужденных переселенцев.

низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок.

умственные или физические недостатки ребенка.

негативные последствия насилия над детьми заключается также в том, что насилие порождает новое насилие.

7.Показ видеоролика «Дети видят, дети делают» (5 мин.)

8.Информационное сообщение «Насилие в детском саду » (5 мин.)

Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т. д. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют. Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.

Причинами детской агрессии могут быть:

1. Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).

2. Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).

3. Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.

4. Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями или сверстниками.

Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели). В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности. К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие. Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах. Все это формы психологического и словесного насилия. Нужно помнить, что в коллективе должны доминировать ценности толерантности и ненасилия.

Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе. Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов. Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» - объяснение, анализ поведения, рефлективное осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта. Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне. Создано: 15 Февраль 2015

КОНСПЕКТ

Семинара –практикума для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»

Разработала и провела Янпольская Л.В., старший воспитатель

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

Доклад “Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

4 тур. Решение педагогических ситуаций. Воспитательские позиции.

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

    Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

    Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.

    Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

    Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.

    Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

    Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

    Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: подгрупповая.

Длительность мероприятия: до 2-2, 5 часов.

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.

Демонстрационный.

Стенд 1 – “Пятью пять”.

Стенд 2 – “Позиции воспитателя”.

Стенд 3 –“Кроссворд”.

Раздаточный материал: карточки с заданиями,ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.

Подготовка к мероприятию.

Мною был разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.

Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за каждого человека от группы.

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

4 тур оценивается:

5 баллов - правильное решение педагогической ситуации;

3 балла - решение педагогической ситуации другой группы;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Вед.:

Мы приветствуем сегодня
Умных, ласковых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться “Педагог”.
И сегодня проведём мы
Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 5-6 минут.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

Искусство

    Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)

    Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)

    Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)

    Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. (Картина)

    Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал)

Спорт

    Бег на длинные расстояния? (Кросс)

Исходный пункт любого соревнования 1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

1 карточка

    Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.

    Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)

    Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)

2 карточка

    Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

    Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

    Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

3 карточка

    Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)

    Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

    Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада?

2 тур. “Создай свой имидж”

Цель: умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

Доклад “Имидж педагога”. (Приложение 1 )

3 тур. “Пятью пять”

Цель: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждый тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Литература

    Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)

    Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)

    Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)

    Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)

    Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)

    В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)

    на скорости? (Старт)

    Награда для победителя. (Кубок)

    Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)

    Большая замёрзшая лужа для танца? (Каток)

География

    Какой город Пермской области жалит? (Город Оса)

    Какой областной центр России летает? (Город Орел)

    В какой реке Тюменской области можно полоскать белье? (В реке Таз)

    Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)

    Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)

История

    Праздничные цветы на небесах? (Салют)

    Одно из древних орудий древнего человека? (Топор)

    Ваня, ставший царем? (Иоанн)

    Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта)

    Склад государственных бумаг? (Архив)

Динамическая пауза. Игра “Методрепка”.

Выбирается методрепка (из жюри), садится на стул на противоположной стороне зала. Участники семинара-практикума роли распределяют между собой сами – (цель – умение договориться между собой). Необходимо “вытянуть” методрепку. Сначала до методрепки бежит дед, возвращается к участникам, берёт бабку, бежит до методрепки, остаётся у методрепки. Бабка бежит за внучкой и т.д.

4 тур. Решение педагогических ситуаций

(Приложение 2 )

Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Цель : актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Доклад “Позиция воспитателя” . (Приложение 3 )

У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд (Приложение 4 ).

Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

1 команда - громко, тихо

2 команда - быстро, медленно

3 команда - грустно, весело

жюри - вопросительно

все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.

Литература

    Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.

    Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.

    Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.

    Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.

    Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.


Top