Конспект нод в подготовительной группе детей с нарушением зрения. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, косоглазия и амблиопией «Необычное путешествие

Название: Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, косоглазия и амблиопией «Необычное путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, музыка, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54»
Месторасположение: город Глазов, Удмуртия

Художественно – эстетическое развитие

Тема: Необычное путешествие

Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Характеристика группы: Группа с нарушением зрения, амблиопией и косоглазием, дети подготовительного возраста. Основной состав группы – девочки, два мальчика. Эмоциональная отзывчивость проявляется у детей не ярко, дети различают характер музыки (спокойный, веселый), средства музыкальной выразительности (темп, несложный ритм, динамику), двух-, трехчастную форму музыкального произведения. Певческая деятельность дифференцирована: напевность, хорошее качество коллективного пения. Музыкально ритмические движения выразительны не у всех детей, есть дети с глубоким нарушением зрения, почти слепые. Дети двигаются в соответствии с характером музыки, передают темп, динамику, выполняют перестроения в пространстве (в кругу, шеренге, в парах, колонне), исполняют танцевальные движения (кружение парами, галоп), но не все дети с этими движениями справляются, есть девочки с ДЦП. Эти дети исполняют различные движения руками с предметами и без них. Дети этой группы выполняют образные движения персонажей в музыкально-игровых постановках. У детей проявляются такие виды творчества, как музыкально-игровое и танцевальное.

Предварительная работа : Беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах, упражнение детей в ориентировке пространства (по кругу, врассыпную, в одну шеренгу) с использованием приема «Графика – движение», разучивание песни про дружбу, массаж биологически активных точек лица «Летучий корабль»

Оборудование: Презентационное оборудование; электронная презентация; музыкальный центр, диски, флеш-карта, звезды на атласной ленте.

Цели непосредственно образовательной деятельности: создание эмоционально положительного настроя на предстоящую деятельность.

Задачи:

Восприятие:

Познакомить с музыкальным произведением «Гром и дождь» Т. Чудовой

Формировать умение слушать музыку внимательно, отмечать характерные, необычные звуки и соотносить музыку с соответствующей иллюстрацией.

Пение:

Продолжать учить детей петь без напряжения, правильно брать дыхание, петь легко, мелодично.

Совершенствовать звукопроизношение, артикуляцию.

Музыкально-ритмическая деятельность:

Укреплять двигательный аппарат ребенка.

Формировать точность, ритмичность движений, способность ориентировке в пространстве.

Развивать быстроту реакции, выносливость в игре «Замри»

Коррекционные:

Активизировать потенциальные возможности детей.

Развивать зрительное внимание, память, умение пользоваться прослеживающей функцией глаза.

Осуществлять коррекцию психоэмоциональных нарушений средствами музыки

Методы и приемы:

Практические (показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, дидактическая и подвижная игра, игровая ситуация, упражнения, прием «Графика – движение»).

Наглядные (наглядно-зрительный метод) (рассматривание, просмотр). задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению – проблемная ситуация

Словесные (художественное слово, беседа, объяснение).
Предполагаемый результат:
1. Результаты в образовательных областях в соответствии с поставленными задачами;
2. Развитие интегративных качеств: любознательности, творческой активности, самостоятельности, коммуникативности.

Ход занятия:

Под музыку «Космос» А. Рыбникова дети заходят в зал, проходят по кругу друг за другом.

Вводная часть

Приветствие: «Доброе утро» О, Н. Арсеневской

Дети: День космонавтики.

МР: И сегодня, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны?

Но перед полетом мы должны обязательно потренироваться. Смотрим на наш волшебный экран.

Слайд «Черное небо со словами ПОМОГИТЕ!»

Воспитатель: Наталия Васильевна, ребята, что на экране написано?

Дети читают ПОМОГИТЕ ВЕРНУТЬСЯ НА НЕБО!

МР: Но кто просит о помощи? (дети думают)

Ребята, я нашла значок звука на экране, включаем? Должна быть какая-то подсказка.

Слушаем песню звезд.

Воспитатель: Кто догадался? Кто просит помощь?

Дети: Звездочки

Дефектолог: А где же они?

МР: Ребята, нужно внимательно осмотреть музыкальный зал. Ходите осторожно, мягко.

Звучит песня про звезды.(Осматривают музыкальный зал и находят большой конверт у окна)

Воспитатель: Откроем и посмотрим, что в конверте, кто просит у нас помощь.

(воспитатель с детьми открывает конверт, находит звезды для каждого ребенка на атласной ленте, воспитатель и дефектолог раздают звезды детям, надевают)

Дефектолог: Ребята, теперь мы знаем, кому нужна помощь?

Дети: Звездам.

Дефектолог: Но как мы вернем их на небо?

Дети предлагают свои варианты.

Основная часть

МР: Создадим космический отряд. Согласны? Но, перед полетом нужно потренироваться. Вот выходит дружно в ряд наш космический отряд, шагаем на месте. (шагают на месте под марш)

МР: Музыка остановилась, наш космический отряд тоже остановился, смотрим на экран.

Слайд «Кружочки по кругу»


Дефектолог: Что изображено?

Дети: Кружочки, горошки

Дефектолог: Как будем двигаться?

Дети: Пойдем друг за другом по кругу.

Музыка выключается, отряд останавливается.

Слайд «Кружочки – врассыпную»


Дефектолог:

Дети: Врассыпную

Дефектолог: Как будем двигаться?

Дети: Врассыпную.

Слайд «Кружочки – 2 шеренги» по зрительным диагнозам, помогает воспитатель и дефектолог


Ребята, как сейчас расположены кружочки?

Дети: два ряда

Дефектолог : Нам нужно выстроиться в 1 шеренгу.

Дефектолог: Собираемся в полет, строим новый звездолет. Слушайте, сколько гаек нужно закрутить

(МР хлопает в ладоши 3 раза, дети повторяют вж-вж-вж, а затем с движениями)

Закручиваем гайки – (пальцы левой руки прямые, собраны вместе, правая рука в кулачке, она рисует круги по ладони левой руки. Спокойный вдох –короткий, резкий выдох) — вж-вж-вж – делают вращательные движения кулачком одной руки по ладони другой.

(МР шлепает по коленкам 3 раза, дети повторяют, затем произносят звуком, затем с движением)

Свариваем большие листы металла на обшивку ракеты – (пальцы обеих рук прямые, собранные вместе, одна ладонь скользит по другой, спокойный вдох – долгий резкий выдох) — щ-щ-щ- скользящие движения ладоней друг о друга. Повторить 4-5 раз.

МР: Вот мы и построили наш звездолет. Экипаж к полету готов?

Начинаем отсчет 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! Занять свои места
Звучит «Космическая мелодия». Дети друг за другом (летят) садятся на стульчики со звуком «У»

МР: Наши звездочки тоже полетят с нами, как они умеют летать, сейчас проверим. Звезду на ленте держим перед собой, вдох через нос, спокойный выдох на звезду, а мы полетим весело, выдох короткий 3 раза. Наш звездолет летит.

Включается музыка «Гром и дождь». Дети слушают.

Воспитатель: Что происходит? Что такое?

МР: Я пока не могу понять. Ребята, а как думаете вы? Послушаем еще раз.

Ответы детей. Предлагается две иллюстрации.

Слайд «Две иллюстрации дождь и гром, дождь


МР: Какая картинка подходит к нашему произведению? Что вам помогло догадаться?

Молодцы! А чтобы гром не мешал нам лететь дальше мы попытаемся его стереть лазерным ластиком. Сначала стираем молнию, закрываем глаза – стираем сверху, слева направо всю тучку. Опустите голову вниз и быстро – быстро помигайте глазами, посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

Этим движением обновляем кровообращение в движущихся мышцах глаза.

Массаж биологически активных точек лица «Летит корабль».

Снимаем очки.

Летит в космической далиприставить ко лбу ладони ребром и потирать его

Стальной корабль вокруг земли – кончиками пальцев массируем круговыми движениями виски.

И хоть малы его окошки – указательными пальцами массируем внешнюю сторону глаз.

Все видно в них, как на ладошке – кулачками массируем крылья носа.

Степной простор, морской прибой – поглаживаем кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам,

А может быть и нас с тобой – растереть ладони и приложить к щекам.

Слайд «Летающая тарелка»


МР: Ребята, что – то летит прямо на нас.

Дети: Летающая тарелка.

МР: Поздороваемся с ними, покажем что мы благородные, умные и веселые ребята. Споем как инопланетяне на слог «Зэ» — благородные, руки над головой образуют круг.

Поем на слог «Зи» — умные, указательные пальцы приставим к вискам.

Поем на слог «Зя» — веселые, «фонарики»

МР: Молодцы. Все спели точно, летающая тарелка пролетела мимо нас. Ура!

Споем песню, чтобы нам было веселее. А какую, догадайтесь по вступлению.

МР играет вступление песни «Игрушки» дети исполняют песню с движениями.

МР: Полет наш продолжается. Как вы себя чувствуете? Все нормально?

МР: Молодцы! Мы находимся в космическом пространстве, нам нужно выйти из звездолета, надеть шлем, закрываем глаза, держим перед собой шлем, медленно надеваем на голову.

Звучит космическая музыка.

МР: Ребята, пришло время самого трудного задания. Нам нужно попытаться вернуть звезды на небо. Возьмите в руки свою звезду, придумайте танец под музыку, затем стоп-кадр, вы замираете в фигуре, мы вас сфотографируем.

После третьей фигуры звезды должны вернуться на небо, если каждый из вас сделает все красиво.

Слайд «Звезды в небе»


Воспитатель: Ребята, мы молодцы, ночью снова на небе будут сиять звезды.

МР: Но нам пора возвращаться. Мы устали, приляжем в нашем звездолете, расслабимся, отдохнем.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, спокойно лежат.

Звучит космическая музыка.


Заключительная часть

МР: Аккуратно вставайте, мы с вами вернулись на землю. Вы молодцы, дружные ребята. Понравилось путешествие? Какое испытание для вас было самым трудным? Полетели бы еще? Спасибо за помощь.

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)
Тема: "Удивительный мир камней"

Образовательная задача. Продолжать учить пользоваться исследовательскими действиями для выявления свойств обследуемого объекта.

Развивающая задача. Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов природы.

Воспитательная задача. формировать готовность детей к совместной деятельности, умение и желание доводить дело до конца и стремление сделать его хорошо.

Коррекционная задача: развивать глазомер, мелкую моторику, цветовое восприятие, мышление.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа.

1.Рассматривание картин по теме камни.

2. Игры - эксперименты с водой, песком.

3. Знакомство с моделями «Органы чувств».

4. Игры «Что умеет делать?», «Чудесный мешочек», «Хорошо - плохо», «Наши помощники - органы чувств».

Материалы. Набор камушек разных по форме, размеру, мелкие камушки для погремушки, капсулы киндеров, ёмкость с водой, модели - картинки, салфетки, разрезная картинка, пластилин.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости в лабораторию. Поедем на поезде

(дети выстраиваются друг за другом «паровозиком»),

едут в группу.

Детей встречает хозяин лаборатории. (воспитатель в белом халате)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я - хозяин лаборатории!

Мы с вами будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, когда соберете разрезную картинку.

Правильно, на картинке нарисованы камни. С камнями нужно обращаться осторожно.

Что с ними нельзя делать? Почему? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

А где можно их встретить? (везде):

А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают камни)

Опыт №1.Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.

(Дети показывают камни)

Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.

ИГРА «Волшебный мешочек»

Опыт №2. Самый шершавый и самый гладкий.

Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.

Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.

Ребята, так какими бывают камни? (Ответы детей)

Опыт №3. Самый твёрдый или мягкий.

Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

Значит, камни какие? (Ответы детей)

Физкультминутка.

Опыт №4. Лёгкое пёрышко и тяжелый камень.

Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?

А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?

Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему?

(Высказывания детей)

Опыт №5. Цвет.

Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)

Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №6. Звук.

Кулаева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию РиОМ для детей старшей группы с нарушением зрения "Наши глаза"
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по познавательному развитию (РиОМ) для детей старшей

группы с нарушением зрения «Наши глаза»

Цель: закрепление знаний о роли глаз в жизни человека и животных.

Задачи: Познавательное развитие

Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных. -

Познакомить со строением глаза.

Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по

охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

Дать детям представления об очках и объяснить их назначение и применение.

Речевое развитие

Продолжать учить делать умозаключения, рассуждать.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению.

Оборудование: платок; картинки: орёл. сова, муравьи. филин, пчела, крот, глаза человека;

мешочек с игрушками и предметами.

Ребята, отгадайте загадки

«Живут два друга, Глядят в два круга.

Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной.

На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят»?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете: Для чего нужны человеку глаза?

Ответы детей.

Предложить детям надеть тканевые очки и рассказать, что они ощущают.

Пройти с закрытыми глазами по группе.

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Разберёмся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

Править быстрым самолётом.

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя.

Будет Николай танкистом.

А Сергей парашютистом.

Станет снайпером Илья...

Но для этого друзья.

Кроме знания и умения

Вам необходимо зрение.

Рассказ педагога. Воспитатель привлекает внимание детей к экрану интерактивной доске

(презентация «Строение глаза»)

Воспитатель: Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях –

глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед

глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть

глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам

видны: белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть

разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью

зрачка мы видим свет и изображения предметов.

Воспитатель:

В небе над полем, он часто кружится.

Видит добычу и тут же садится.

Мышку в траве моментально найдет,

В лапки подхватит и в лес унесет.

Он и цыплят у хохлаток ворует.

В темном лесу этот хищник ночует.

Зрение острое, слух не подвел,

Звать эту птицу, конечно.....

Дети: Орел.

Воспитатель: (презентация птицы, строение глаз птиц) Самое острое зрение у орла. А сова

видит даже ночью. Она легко находит себе пищу в темноте, ловит мышей. Предлагаю вам

вместе с совой (на экране сова показывает упражнения гимнастики для глаз) сделать

зрительную гимнастику:

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись! осмотрела все кругом –

За добычею бегом!

Воспитатель: Известно, что животные видят не так, как человек. Вы помните песенку

«Оранжевое небо, оранжевое море...»! Оказывается, сказочный оранжевый мир

существует не только в песенке. В оранжевом свете видят мир ящерицы. Я буду вам

загадывать загадки, а вы называйте животного и скажите, в чем отличие как видим мы и

В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет (Муравьи даже днём видят звёзды.)

Живёт в лесу, ухает как разбойник.

Люди его бояться, а он людей боится. (Филин видит только в темноте.)

Зажужжала, как пила Золотистая....(пчела)

(Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не

опыляют красные цветы.)

Лабиринт подземный зная

И запасы умножая,

В норку он зерно несёт-

Важный, гладкий, слепой... (крот).

На экране появляется изображение правильно отгаданного животного.

Воспитатель: У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот

почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете,

что заменяет им глаза?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте на ощупь узнать, что лежит в « волшебном рукаве» (Вызывает

по очереди несколько детей.

Дети называют животного, которого определили).

Воспитатель: Глаза человека напоминают строение фотоаппарата. У человека зрачок

круглый. А у козы – с поперечным прямоугольным зрачком. Словно коза всё время

щурится! А зрачок кошки на свету превращается в узкую щель. Люди видят своими

глазами одно целое изображение, то есть в мозге у них отражается единая картина. У рыб

глаза обычно расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки. Также

по бокам головы расположены глаза зайца, кролик. У человека зрение тоже очень острое.

Но он не всегда заботится о нём, забывает ухаживать за глазами

Воспитатель: На столе разложены карточки. Выберите то, что на ваш взгляд полезно для

Дети выбирают карточки.

Воспитатель: Обьясните, почему вы выбрали эту карточку?

Ответы детей: Для глаз полезно умывание, есть морковку, загорать на солнце в солнечных

очках, летом носить бейсболку с большим козырьком, закрывающим глаза от солнца,

играя в хоккей, прикрывать лицо маской и т. д.)

Воспитатель: А что вредно для глаз?

близко смотреть телевизор, долго играть в компьютерные или видеоигры, бегать с

палками, карандашами и т. д.

Воспитатель: Знаете ли вы о том, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было

всегда хорошим?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно сделать,если почувствовали усталость в глазах?

Дети с педагогом выполняют зрительную гимнастику.

1. Зажмурь изо всех сил глаза, затем быстро открой их. Повтори это 4 – 6 раз.

2. Поглаживай в течение одной минуты веки кончиками пальцев.

3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх направо – вниз. Повтори упражнения

4. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за кончиком указательного пальца, медленно

приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно. Упражнение повтори 5 – 6

5. Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной

Воспитатель: Если у человека плохое зрение, какой предмет ему поможет? Для каких

целей люди используют очки?

Ответы детей: При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений

Воспитатель: А если вы получили травму – что делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю составить список правила первой помощи при

травме глаз. Вы будете мне диктовать, а я буду записывать в альбом: - если попала

соринка, удалите её носовым платком от виска к переносице; - при ушибе приложите к

глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.

Воспитатель: У нас получился альбом с полезными советами. Я предлагаю после занятия

странички нашего альбома украсить цветными рисунками.

В заключении, хочу ещё раз напомнить вам правила, которые помогут вам сохранить

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги свои глаза».

Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

“Храните, как зеницу ока! “

И чтоб глаза твои дружок,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто.

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй

Лёжа книгу не читай.

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд.

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко.

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть сорок сантиметров.

Я хочу предостеречь.

Нужно всем глаза беречь!

Конспект НОД по рисованию: «Осенняя береза», в старшей группе для детей с нарушениями зрения.



Описание и назначение . Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с последовательностью рисования березы. Детские работы можно представить на выставке, и украсить интерьер.
Цель : познакомить детей с березой и возможностью ее нарисовать.
Задачи
Коррекционно-образовательные :
Познакомить детей со строением березы.
Уточнить с детьми этапы рисования красками.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей рисовать кончиком кисточки.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и восхищения природой родного края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» : рассматривание березы, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о пользе и красоте березы. Закрепить знания детей об осени, деревьях. Развивать мелкую моторику рук.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей о березе. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей по теме «Осень. Деревья»
«Художественно-эстетическое развитие» : знакомство с последовательностью рисования березы.
«Физическая культура» : сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков и для глаз.
Предварительная работа . Предложить родителям посетить вместе с детьми художественный музей, рассмотреть березу во время прогулки.
Материалы: акварельные краски, бумага для рисования, кисточки, подставочки, салфетки, вода в баночках, музыка Шопена «Осень» и П. И. Чайковского «Времена года».
Ход.
Дети, скажите пожалуйста, какое время года наступило? (Осень) . Вам нравится это время года? Что вы можете рассказать о нём? (Рассуждения детей) .
Да вы правы, осень удивительное по красоте время года. Деревья начинают менять цвет листвы, с зеленого на желтый, оранжевый и красный, еще его называют, багряный, а осень – золотой.
Посмотрите в окно какая красота. Вспомните какие деревья вы видели во время прогулки. (Ответы детей)


Как вы думаете, о каком дереве я вам хочу загадать загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)


Как называют березу в этой загадке? Почему её называют русской красавицей? Что у березы названо белым сарафаном? (ответы детей )
Дети, вы совершенно правы. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины, как форточки в наших окнах. Как вы думаете, для чего они нужны березе? (рассуждения детей ) (Звучит музыка Шопена «Осень»)
Послушайте стихотворение:
Е.Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое,
У березы на плечах.
Пролетают паутинки,
С паучками в серединке,
И высоко от земли,
Пролетают журавли.
Все летит... Должно быть, это -
Пролетает наше лето.


Поэтапный показ:
Сегодня мы с вами научимся рисовать осеннюю березу.
У нас белый лист бумаги, а у березы белый ствол. Что делать? Возьмите аккуратно кисточкой краску черного цвета. Кончиком кисточки, снизу вверх, по середине листа проводим тонкую линию черным цветом. Вторую такую же линию проводим рядом с первой, немного отступив от нее. Верху эти линии должны встретиться. Получился у нас ствол? (Да.) А на стволе рисуем черные пятнышки.
Физкультпауза. «Деревья»
Встаньте, покажите, как растут ветки у тополя, правильно вверх. А как растут ветки у ели, правильно вниз. А сейчас покажите, как растут ветки у березы? Правильно сначала вверх, а потом плавно вниз. Замечательные березки появились в нашей группе.
Продолжаем рисовать березу.
Начинаем рисовать ветки, сначала вверх, а потом плавно вниз.
К большим веткам, самым кончиком кисточки, пририсовываем ветки поменьше. Промываем кисточки.
Упражнение для глаз «Релаксация».
Дети, закройте глаза, опустите голову на руки, и отдохните.
Отдохнули? Продолжаем рисовать. На кисточку берем краску зеленого цвета, и начинаем «танцевать» кисточкой. Быстрыми легкими движениями задеваем веточки березы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» .
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя
листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем! («Шагают» по столу средними и
указательными пальцами).

Что можно нарисовать еще зеленым цветом? Правильно траву под деревом, рисуем, примакивая полностью весь ворс кисточки. Нарисовали. Промываем кисточку от зеленого цвета и набираем на нее желтый цвет. Так как осень еще только наступила и вы видите, за окном на березе очень мало желтых листочков.
Упражнение для глаз «Далеко – близко»
Увидели? Рисуем легкими, отрывистыми движениями, желтые листочки.
Прекрасно, посмотрите какие красавицы березы у нас получились! Но, что-то не хватает? (неба) Да вы правы, можно нарисовать голубое небо. Рисуем.
Молодцы ребята! Вы настоящие художники, какие осенние картины вы нарисовали. Какие чудесные березки. Одни молодые и стройные, а другие солидные. Вы знаете, чем толще ствол, тем старше дерево, то есть ему очень много лет.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» ).
Итог . Принесите ваши работы, мы ими полюбуемся.


Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая березовая роща. Что нового узнали о березе? Кого вы научимте рисовать березку?
А что мы можем сделать хорошее для деревьев? Вам понравилось рисовать березу?
(Ответы детей. )Спасибо, вы очень хорошо занимались, были очень внимательными, аккуратными и поэтому у вас все получилось!

Елена Кондракова

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» с детьми подготовительной группы с нарушением зрения

на тему: «Я и мои друзья»

Программное содержание:

Коррекционно обучающие задачи.

1. Обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба».

2. Закреплять умение детей тактильно обследовать предметы на ощупь, соотносить и находить одинаковые, определять характер поверхности предметов.

3. Закреплять навыки ориентировки.

Коррекционно развивающие задачи.

1. Развивать у детей сохранные анализаторы

2. Развивать зрительные функции, зрительное внимание.

3. Развивать социальные чувства, доброжелательные отношения.

Коррекционно воспитывающие задачи.

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, сопереживания, желания прийти на помощь.

2. Создание положительно-эмоционального настроения.

3. Воспитание желания довести начатое дело до конца.

Речевые задачи.

1. Расширение словаря, активизация речи.

Интеграция.

Познание, социализация, здоровье, коммуникация, художественное слово, музыка.

Оборудование: аудио кассета с записью песен Шаинского, магнитофон, попугай игрушка, ткань «речка», тактильные дощечки с разной поверхностью, тарелочки с семенами фасоли, тыквы, массажные шарики, дидактические игры «Тактильное дерево», «Тактильный тренинг», мешочек, игрушка колобок, резиновые мячи разной поверхности, тарелочка с бананом, шоколадом, апельсином, шкатулка, сердечки.

Ритуал начала занятия

Звучит песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Дети, к нам в гости прилетел попугай, с острова дружбы. Он интересуется

знаем ли мы, что такое дружба? Что значит настоящий друг?

Кеша предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Да-да-да – нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

Другу будем помогать?

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

Друга стоит обижать?

Ну а споры разрешать?

Будем крепко мы дружить?

Дети, а у вас есть друзья? А как надо обращаться к другу? Ответы детей.

Давайте покажем Кеше, какие мы дружные.

Психоэтюд.

Главное вместе, Дети идут по кругу, держатся за руки

Главное дружно. Руки кладут на плечи друг другу

С сердцем горячим внутри. Руки на сердце

Нам равнодушных, Грозят пальчиком

В жизни не нужно

Злобу, обиду с детсада гони. Руки в кулачок, выбрасывают «обиду»

Дети, попугай Кеша приглашает нас на остров Дружбы.

На острове дружбы

Мир и покой.

Здесь всем помогают

И дружат с тобой!

«Слуховой диктант»

Но, чтобы попасть на остров Дружбы, нам надо построить тактильные мостики. Слушайте внимательно и выкладывайте их. Первая дощечка с мягкой поверхностью, вторая ребристая, третья неровная.



Ну, вот мы и на острове. Смотрите, кто-то оставил нам записку. Это Золушка, она уехала на бал, и просит нас помочь перебрать семена.

Поможем Золушке?

Давайте разогреем наши пальчики, чтобы они хорошо поработали.

Пальчиковая гимнастика с помощью шаров ежиков (метод Су – Джок терапии)

Я мячом шары катаю

Взад вперед его гоняю.

Вот так, вот так.

А теперь его сожму

И немного отдохну.


Игра «Сортировка семян».

Дети сортируют семена по цвету. Вот и справились с заданием, сделали доброе дело. Золушка оставила нам в благодарность маленькое сердечко.

Глазки устали, я приглашаю вас на лесную полянку. Давайте посмотрим, где зажгутся огоньки.


Зрительная гимнастика на электрифицированном тренажере.

Дети прослеживают глазами включающиеся огоньки.

«Тактильный тренинг»

На полянке мы увидели одного гномика в красном колпачке. Его братишки убежали в лес и перепутали свои подушечки. У каждого гнома по две подушечки. Надо помочь гномикам найти пару каждой подушке. Возьмите по две подушке с ленточками, старательно тактильно обследуйте каждую, найдите на ощупь такую же и прикрепите к ней заколочку такого же цвета, что и ленточка.

Дети выполняют задание и говорят, чем заполнена подушечка (песком, крупой, фасолью и т. д.)

Помогли гномикам, сделали доброе дело и получили второе сердечко.

Давайте отдохнем.



Физминутка

Мы глазами миг-миг-миг.

Мы плечами чик-чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ-топ.

Раз присели, два привстали,

Словно Ванькой-встанькой встали.

Повернулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Стук в дверь. Дети пришло письмо от доктора Айболита. Он просит, срочно прислать лекарство для больных обезьянок. А какое это лекарство, мы должны узнать по вкусу.

Игра «Угадай на вкус»

Дети с закрытыми глазами пробуют шоколад, лимон, банан. И решают, какое лекарство подойдет обезьянкам. Конечно банан. И получают еще одно сердечко.


Игра «Подбери листочки к ветке»

Дерево дружбы растет во дворе

Ветер раскинул листву детворе.

Каждый листочек вы рассмотрите,

На нужную ветку его прикрепите.

Опять нужна наша помощь. Поможем дереву надеть листву? Дети подбирают каждой веточке дерева, нужные листочки, сравнивая поверхность. Листочки с ворсистой поверхностью прикрепляют на ворсистую веточку. Листики с колючей поверхностью на колючую ветку. Листья с шершавой – на шершавую, а с ребристой на ребристую.

Какого цвета листочки на верхней ветке справа? Где находятся желтые листики? Какие листочки на нижней ветке справа? Какие листья на верхней ветке слева? Молодцы! Справились и с этим заданием, и дерево дарит нам четвертое сердечко!

Дети, а как вы понимаете пословицу «Человек без друга, что дерево без корней». Рассуждения детей.



Динамическая пауза с зрительной гимнастикой.

Дружит с солнцем ветерок, Руки и взор вверх

А роса с травою. Присели взор вниз

Дружит дерево с листвой. Встать, руки вверх и развести в стороны

Дружим мы с тобою. Взяться за руки и улыбнуться друг другу

Игра «Помоги колобку выручить друзей»

Дети тихо, кто-то опять зовет нас на помощь. Да это же колобок. Его друзья не могут выбраться из мешка. Опишите друзей колобка, какие они. Дети тактильно на ощупь определяют. Мягкий, пушистый из ниток. Твердый, круглый, гладкий. Мягкий, ворсистый, резиновый. Шершавый, твердый и т. д.

Сколько друзей у колобка? Колобок дарит нам пятое сердечко.



«Песочная терапия»

А где у нас находится сердце? Приложите руку. Слышите, как оно стучит? Для чего человеку нужно сердце? У вас дети добрые сердца. Да сердце дано человеку, чтобы любить своих родных, близких людей и друзей. Давайте нарисуем свои сердца на песочке и оставим их на острове Дружбы.


А теперь пора возвращаться в садик. Закройте глаза и произнесите слова: «Вокруг себя повернись и в детском садике очутись!»

Рефлексия

Ребята, вот мы и вернулись с острова Дружбы. Какие добрые поступки мы с вами совершили? Я теперь точно знаю, что в нашей группе живут дружные ребята, которые всегда могут прийти на помощь. Попугай Кеша подарил нам шкатулку «Дружбы». Положим туда сердечки и скажем, какие должны быть друзья.





Top