«Масленица». Фольклорный праздник для детей старшей группы

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А.Б.Салтыков

Каждый ребенок уже в раннем возрасте должен прикоснуться живительному источнику народной мудрости – фольклору, чтобы вырасти нравственно здоровым.

В современных условиях естественное течение процесса народного творчества нарушено, прервана традиция преемственности поколений в области народной культуры.

На сегодняшний день вопрос воспитания детей средствами народной педагогики стоит необычайно остро, поскольку фольклор является ценнейшим дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства и прикладного творчества.

В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт, посвященные разработке отдельных вопросов работы с детским фольклорным ансамблем. К сожалению, в школах основной акцент делают на иностранные языки, вместо введения и поддержания таких предметов как: родной язык, родная культура, родная история, краеведение и т.д.

Веками народ в своем искусстве – в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта – стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы мира. В этом и раскрывается самобытность культуры. Русское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура. Очень важно воспитывать молодежь через приобщение его к народному творчеству высокое чувство любви к живому миру, умение восхищаться его бесконечным многообразием и красотой постигать законы его строения, звучания и формообразования.

Фольклор – в переводе «народная мудрость».

Настоящая кладезь фольклора – это наши бабушки, только они могут рассказать какие раньше носили сарафаны, головные уборы, какие песни пели и как танцевали. Оказывается, наши с вами предки ничего не делали просто так, каждое слово, движение, жест имело свое значение и символику. Это простые символы: солнце, воздух, земля и вода, присутствовали буквально во всем, в одежде, в орудиях труда и быта, песнях и т.д. Даже вышивка на рукаве женской рубахе, могла рассказать нам из какой она семьи, (бедной или богатой) есть ли дети, или же она вдова.

В костюмах были только те цвета, которые были в природе: много зеленого, красного, желтого и синего, темные цвета носили редко. Люди стремились слиться с природой, а не противоречить ей.

Все это мне рассказала мне моя бабушка и со временем я стала интересоваться этим серьезно.

Когда я училась в школе параллельно я ходила в школу традиционной народной культуры. Это школа существует несколько лет, и она полностью основана на изучении народной культуры: обряды, песни, быт наших предков.

После школы я поступила в Ульяновское музыкальное училище на хоровое дирижерское отделение. После окончания поняла, что изучение родной народной культуры стало для меня делом всей моей жизни. Так я поступила в Самарскую Академию Культуры и Искусства на народное отделение. Сейчас я на 3 курсе и у меня уже свой детский коллектив, который существует 2 года при ЦДТ.

Фольклорный ансамбль «Ладушки» на данный момент участники почти всех конкурсов проводимых в нашем городе и желанные гости в школах и детских садах.

Дети, которые ходят в ансамбль не только поют, играют на народных инструментах, танцуют, но и участвуют в различных сценках, которые они сами ставят, обрядах и мероприятиях проводимые школой и центром. За эти 2 года ребята научились ценить, а самое главное гордиться своей страной, культурой и традициями.

На занятиях дети сталкиваются с такими понятиями как: устность, традиции, обряд, хоровод, кадриль и др. Не говоря уже о терминах, с которыми им приходится сталкиваться на каждом уроке, изучая и познавая с интересом все больше о своем народе и о родной культуре.

Детское пение – сложный психофизический процесс. Требования, предъявляемые к певческому голосу детей, должны быть строго согласованы с их анатомо-физиологическими особенностями. Детский голосовой аппарат отличается от взрослого своей нежностью и хрупкостью. Все органы, участвующие в процессе голосообразования, растут и развиваются неравномерно. Окончательное формирование носоглотки и придаточных пазух завершается к 14 годам. В период роста необходимо особенно бережно обращаться с голосом, следить за его качественными изменениями, разумно распределять нагрузку на голосовой аппарат.

Дети хотят, как можно больше узнать обо всем и задают различные вопросы. Ребятам необходимо знать, почему при пении нужно стоять прямо и что такое «диафрагма». Мне как руководителю наградой служит интерес детей, я с удовольствием отвечаю на все вопросы. Ведь в ансамбле ребята по собственной инициативе и всегда с удовольствием занимаются и с сожалением, что урок кончался, уходят домой. За 2 года дети сдружились и стали настоящем ансамблем. Ребята стали больше обращать внимание на окружающий нас мир природы, интересоваться архитектурными памятниками и с удовольствием ходят в музей народного творчества.

Постигая народное искусство, дети приобщаются к производительному труду, помогают родителям и бабушкам, сами создают материальные и культурные ценности.

Бережное отношение к народным певческим традициям оживляет интерес, привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края и своего народа.

Введение

«Кончилась твоя власть, Зима!

  • Весна на пороге.»

(Характеристика и сценарий праздника.)

Масленица – это древнейший языческий праздник прощания с зимой и зазывание живительных сил природы – богини Живы и Ярилы – солнца, чтобы они помогли удачно посеять, чтобы уродились хлеба, травы, размножались дикие лесные и полевые звери и птицы. Это последняя перед Великим Постом неделя, и называется она по церковной традиции Сырной или Сырноустной, в народе же – Маслиницей. Это название относительно новое, старинное название забылось. Даже церковь на дни Масленицы (1 неделю) устанавливает полупост: разрешаются молочные блюда, яйца, рыба, но запрещается мясо. Поэтому, в последнее перед Масленицей воскресение, называемое мясным, «тесть зазывает зятя – есть барана».

В Европе тоже отмечаются проводы зимы, и называется этот праздник – Карнавал. Отголоски Масленицы слышны в современном женском празднике – Восьмое марта, который по срокам приходится на тоже время.

Каждый день праздника имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.

Понедельник – «Встреча». С утра вздымают снежные катальные горки, устраивают качели, балаганы, столы с яствами, на сани усаживают соломенную куклу в сарафане, подпоясанную кушаком – Масленицу, на другие сани усаживают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам зазывая всех на праздник. Во всех домах начинают печь блины. С понедельника начинаются кулачные бои, но в основном резвились дети.

Вторник – «Заигрыш». С утра все наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, танцуют. В этот день гуляет молодежь. Хлопцы высматривают невест, девицы украдкой поглядывают на суженых. Принимают гостей, встречают их у ворот или на крыльце.

Среда – «Лакомка». Тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки и расписные пряники. Собираются родственники.

Четверг – «Широкий четверток». Масленичный разгул: катание на санях, театральные представления, кулачные бои, взятие снежных крепостей. Пьют пиво и поют песни.

Пятница – «Тещины вечерки». Теперь зятья угощают своих тещь блинами. Зять обязан лично с вечера пригласить тещу.

Суббота – «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка.

Воскресение – «Прощеный день». Торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью; пепел развевают по полю, чтобы придать силу посеву, будующему урожаю. Вечером прощают друг друга со словами «Прости меня, помилуй, буде в чем виноват перед тобою». Прощение заключается поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встречать весну необходимо с чистой совестью. Во время прощания поют прощальные выкрики. Преобладает грусть, печаль, и обычно они (песни) значительно продолжительные.

Пояснительная записка

Праздник – душа народа. Без праздника немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.

Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от серости будничных дней.

Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения.

Народное творчество или фольклор – необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам устной, художественной, прикладной культуры – нелегкая задача, решить которую мы должны как можно доступнее и понятнее детям. Мы предлагаем в форме игры, праздника, ярмарки.

Сценарий «Проводы масленицы» включает в себя различные виды игр, викторин, соревнований и др.

Каждому виду игр предшествует, естественно, подготовительный период для участников и организаторов. Им и адресованы данные рекомендации, которые помогут в подготовке и проведении сценария предназначенного для школьников 1 – 5 классы.

Так как на сегодняшний день проблемы возрождения русской национальной культуры стоит необычайно остро, главной целью мероприятия мы ставим перед собой следующим образом: восстановить утраченные традиции праздников и обрядов, а также приобщить детей и их родителей к истокам, русской национальной культуры.

Сценарий рассчитан на 4-ех ведущих, главные действующие лица в сценарии это: скоморох, кот-баюн, масленица и ворон. Фольклорный ансамбль, в данном сценарии детский фольклорный ансамбль ЦДТ «Ладушки» и конечно же какой праздник без гостей, т.е. все кто пришел на праздник (учащиеся с родителями).

Сценарий может проводиться в клубе, в школе, на улице.

Мы предлагаем сначала в школе, а затем (сжигание масленицы) на улице.

В сценарии могут принимать участие все желающие, не только дерти. В празднике задействованы все виды и формы игр это: эстафеты для самых маленьких участников, конкурсы и поединки для ребят постарше, специальные шуточные конкурсы отдельно для мам и пап, есть также викторины для всех гостей нашего праздника.

Народность праздника в том, что он, развлекая, поучает.

СЦЕНАРИЙ:

«ПРОВОДЫ МАСЛЕННИЦЫ».

Действующие лица:

Скоморох

Ворон

Кот-баюн

Масленица

В середине зала стоит Масленица в сарафане, веселый скоморох в кафтане, мудрый ворон в красных сапогах и кот. Все они встречают гостей.

Скоморох: Ай люли, тарара!

Посреди стоит гора.

Сидит ворон на дубу,

И играет во трубу.

Ворон в красных сапогах, (показывает на ворона, как бы представляет его)

В позолоченых серьгах.

Эй, сбегайся, народ,

Кот-баюн к вам идет (показывает на кота)

Будем мы блинки кушать –

Будем играть,

Песни петь

И баечки слушать!

Скоморох: Ну а я скоморох

Веселый шут.

Всех разыграю,

Всех рассмешу!

(запевает песню)

«Мы давно блинов не ели,

Мы блинчиков захотели»

(подпевают дети)

(выходит Масленица и выносит блины, угощая всех ими)

Масленица: Угощайтесь гости дорогие, блиночки сладкие, горячие.

Кот: Да, да, очень вкусные блинчики у нашей Масленицы.

(все угощаются блинами)

Ворон: Ну, Масленица, последняя неделя была твоя. Пора уступить дорогу весне.

Масленица: Ребята! А зачем нам весна, да лето. Разве нам плохо было зимой! Новый год, подарки, снеговики.

Скоморох: А на самом деле, ребята, зачем нам лето, каникулы? Мы же любим учиться! Мне лично хорошо! Не надо мне лето. А вам?

(ребята отвечают хором «Нет надо, мы лето хотим!»)

Кот: Да, я лето люблю, сметана, молочко, на солнышке погреться.

Ворон: Полно зимушка зимовать – весна идет, уступай дорогу!

(водят хоровод, поют песню с детьми «Вот уж зимушка проходит»)

Скоморох: А теперь проводы зимы отметим веселыми играми.

Кот: (считая ребят) Зайчик белый, куда бегал?

  • на болото.

Что работал?

  • лыко драл.

Куда клал?

  • под пенек, в уголок.

Кто ж украл?

  • наверное он,

Пусть за это выйдет вон.

(на ком заканчивается считалка, тот становится «Зайчиком», и идет в середину круга, а остальные ходят вокруг него, и поют «Заинька в хоровод, серенький в хоровод», но «Зайчик» постоянно пытается уловить момент, и выбежать из круга. Но его не пускают. Если же он все таки выбегает из круга, то на его место становится тот, кто его поймает)

Скоморох : А ну-ка ребята, повторяй за мной.

(звучит любая музыка, Скоморох делает движение, а ребята за ним повторяют)

Скоморох: Ух, ты умаялся я, что то. А вот кот у нас засиделся.Ну- ка поди сюда.(Скоморох с вороном завязывают коту глаза и он играет с детьми в жмурки, Дети хлопают, а он их ловит).

Масленица: Ребята а вы знаете, что такое загадки? Загадка – мудреный вопрос. Загадка развивает в человеке догадливость и сообразительность. Ну-ка догадайтесь и сообразите, что я вам сейчас загадаю?

1. Краса-жар птица днём появляется,

Ночью улетает, темноту оставляет.

(Солнце.)

2. Меж двух светил в середине я один.

(Нос.)

3. Два брюшка и четыре ушка.

(Подушка.)

4. Три братца пошли купаться.

Двое ккупаються, один на берегу валяеться.

Искупались вышли, да на третьем повисли.

(Вёдра и коромысло.)

  1. В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука, да и та на спине.

(Чайник.)

Скоморох: Ну с этим заданием вы справились, а со следующим?

Давайте я вас научу скоморошичьим забавам.

(Начинается блок игр.)

  1. «Сороконожка».

Кот и ворон набирают себе по одной команде (любое кол-во человек). Ребята выстраиваются друг за другом и присидают на корточк, держа соседа за плечи.

По сигналу команды должны оббежать препятствие, не задев его и не растеряв по дороге участников. Кто выполнит все условия та команда и победила.

  1. «Юла».

Участвуют двое человек (по одному из команды). Ребята встают на против друг друга на расстоянии 5-6 метров. На их талию привязывается веревка. На середине этой верёвке устанавливается пометка (красная лента). По сигналу участники начинают наматывать верёвку себе на талию. Кто быстрей окажется в центре (у

пометки), тот и выиграл.

  1. «Круг почёта».

Из этой же верёвки образуется круг на полу. Вызываются два мальчика. Они встают в круг напротив друг друга. Им завязываются сзади руки. Ребята должны стоя на одной ножке и с завязанными руками бороться за право остаться в кругу почёта. Но! Бороться они должны только плечами. Кто выталкает противника за круг, тот и победитель.

  1. «Бояре».

Две команды (число не ограничено) строятся напротив друг друга, положив руки на плечи соседей. Одна стенка идет навстречу другой стенке и поет «Бояре а мы к вам пришли». Бояре после слов «подавайте невесту навсегда» выхватывают понравившуюся девушку и уходят. Потом меняются.

Масленица: А я знаю игры и для мам и для пап.

Выходят две мамы и садятся друг напротив друга им даются блины или каша. Они по команде начинают есть кто быстрее и больше всех съест тот и выиграл.

Масленица: Что дорогие мамы? А каково детям которым вы говорите обязательно доесть кашу до конца. – Ну а сейчас мы пап на смелость и ловкость проверим.

Двое мужчин становятся на противоположные лавочки и им дается по мешку набитому мягкими тряпками, и к томуже им завязывают глаза. Кто победит противника. А сам останется на месте, тот и выиграл.

Скоморох: Ну что Масленица давай прощаться до следующего года. Ну а мы в конце праздника обратимся друг к другу со словами «Прости меня уж если виноват чем перед тобою» В этот день нужно простить все обиды и оскорбления.

Скоморох: Ой прости меня Котушка-коток за то что ты без порток. Ох простиж меня и Ворон, что (оттягивая его) костюмчик новый. И вы простите меня люди добрые, коль что не так вышло. До свидания Масленица.

Все провожают Масленицу и поют песню «Ты прощай наша Масленица».

Кот: А теперь все на улицу баб крушить, с горок кататься, чтобы холодная морозная зима поскорее уступила свое место весне красной, доброй и теплой. (все выходят на улицу).


Программу подготовила

Яковенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов

п. Мирный 2014

Сценарий праздника «Весёлая Масленица».

Цели: создание благоприятной атмосферы для взаимодействия школы и семьи;

знакомство с народными обрядовыми праздниками.

Оборудование: чучело масленицы, стол с самоваром и сладким угощением, 3 санок, 2 мешка с сеном, канат, пара валенок; музыкальное оборудование.

Действующие лица: ведущая, 2 скомороха, тёща, зять, Масленица.

Место проведения: школьный двор.

Подготовительная работа: определение цели мероприятия, подбор материала, написание сценария; сбор инициативной группы, подготовка приглашений гостям; разучивание песен, частушек, игр, хороводов, плясок; изготовление чучела масленицы, костюмов, подготовка реквизита, подбор музыкальных заставок, приготовление сладких призов и угощений.

Программу подготовила : Яковенко Ольга Борисовна, учитель начальных классов.

К зрителям выходят скоморохи.

1 ск: Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые!

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички

И румяные старушки!

2 ск: К нам сюда скорей спешите!

Подходи, честной народ!

Шевелитесь, торопитесь,

Праздник всех сюда зовёт!

Вед: Дорогие гости, здравствуйте! (все кланяются) а собрались мы сегодня, чтобы отметить старинный русский народный праздник- Масленицу. С незапамятных времён он слыл самым весёлым и разгульным., потому что продолжался целую неделю.

Как только народ не называл Масленицу. И честная, и весёлая, и широкая, и объедуха, и сырная. .. Да ещё каждый день масленой недели имел своё название.

1 ск: первый день, понедельник, назывался «встреча», потому что и стар и млад выходили в этот день на улицу встречать Масленицу.

1 ученик: Нам зима-то надоела!

Весь наш хлеб-то переела,

Всю кудельку перепряла,

Веретёна поломала.

2 ученик: Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Вед: Масленица в виде соломенной куклы сидела в санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Выезжает «тройка», на санках сидит соломенная кукла.

Дети по очереди:

    Едет Масленица, едет сырная, а не смирная.

    Общий праздник, мирской, прощай, народ,с тобой!

    Праздник семейный, праздник домашний, самый весёлый и очень важный!

    Ждет весёлый хоровод, не робей, честной народ!

    Эй, народ честной, шире рот открой!

    Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!

    Дорогие односельчане, все, кто любит блины в сметане, проходите без промедленья встречать масленицу, старинный праздник весенний!

    Весну встретим, зиму проводим, в хороводе поиграем, покушаем, весёлые песни послушаем!

    Приходите, не пожалеете!

    На десять лет помолодеете! (хором)

К чучелу подходит девочка: Дорогая наша Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Ой ты, Масленица- кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом,

Пирогом, ватрушками, весёлыми частушками!

Дети исполняют частушки:

1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя - Будьте счастливы, как мы!

3.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

4. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

5. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони

6. Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

7. Я масленицу ела
Всё блины, блины, блины. До того я растолстела, что не сходятся штаны.

8.Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

9. Если трубочкой сложить Этот блинчик маленький, Съесть его, то молодым Станет даже старенький.

10. На санях с высоких гор
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры Животами маются.

11. Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Максимки на дворе
Сивка пропадает.

12. Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Вед: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под гармошечку поплясать.

1 ск: Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем,

Где весёлый народ, там и будет хоровод.

Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Мальчики: Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки: Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли.

Мальчики: Бояре, мы невест смотреть,

Молодые, мы невест смотреть.

Девочки: Бояре, покажите женихов,

Молодые покажите женихов.

Мальчики: Бояре, а вот мы женихи,

Молодые, а вот мы женихи.

Девочки: Бояре, покажите кушаки,

Молодые покажите кушаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши кушаки,

Молодые, да вот наши кушаки.

Девочки: Бояре, покажите сапоги,

Молодые, покажите сапоги.

Мальчики: Бояре, да вот наши сапоги,

Молодые, да вот наши сапоги.

Девочки: Бояре, покажите колпаки,

Молодые, покажите колпаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши колпаки,

Молодые, да вот наши колпаки.

Девочки: Бояре, выбирайте невест,

Молодые выбирайте невест.

Мальчики: Бояре, у вас все хороши,

Молодые, у вас все хороши.

Девочки: А мы женихов себе сами выберем.

Девочки выбирают пару, проводится игра «Ручеёк».

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня- удалец,

Удалей- молодец!

Девочка: Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый - хвост,

А шестое – брюхо

Выходи, Ванюха!

Дети водят хоровод «В хороводе были мы»

1. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

2. Кого надо видели, кого надо видели,

Видели, видели, видели, видели.

3. Сокола- молодчика, сокола- молодчика,

Молодца- молодчика, молодца- молодчика.

4. Встань молодчик подбодрись, встань молодчик подбодрись,

Подбодрися, подбодрись, подбодрися, подбодрись.

5. Вправо, влево развернись, вправо, влево развернись,

Развернися, развернись, развернися, развернись.

6. Кому хочешь поклонись, кому хочешь поклонись,

Поклонися, поклонись, поклонися, поклонись.

7. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

Были мы, были мы, были мы, были мы.

Вед: А среду весёлой разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники. Уж лакомились вволю!

2 ск: Вот красивый дом резной,

А карниз- то расписной,

Ворота тесовые,

А столбы дубовые.

В доме Машенька живёт

И гостей сегодня ждёт.

Так и пышет самовар,

Над столом клубиться пар,

Маша блинчики печёт,

Маша песенки поёт.

Дети исполняют песню «Блины».

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Кадки новы растворили, Два часа блины ходили,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Моя родная сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    На поднос блины кладет,

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

Вед: В среду тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Тёща: Зятёк, зятёк, ты где живёшь?

Что, зятёк, ко мне в гости не идёшь?

Зять: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай,

Уж ты, тёщенька, встречай!

Тёща: Напекла я для гостей

Много разных сластей:

Тары- бары- растабары,

Выпьем чай из самовара.

С сухарями, с кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками!

Зять: Тары- бары- растабары,

Посидим у самовара.

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём.

Мальчики поют песню «Во кузнице»

Проводим игру «Кто больше невест в свою деревню увезёт».

Условия игры : определяем место «деревень Свистуны, Говоруны, Плясуны». По 1 мальчику из каждой деревни- это водящие. За время звучания весёлой песни они должны перевезти на санках в свою деревню как можно больше невест.

Вед: А четверг Масленой недели назывался «широким», «разгуляем», «переломом».

В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке скоморохи, потешали людей.

1 ск: В понедельник Маслену встречали,

Мы встречали её, привечали.

2 ск: А во вторник парней завлекали,

С косогора на санках катались.

1 ск: Во середу у тёщи гостили,

И поели у неё , и попили.

2 ск: А в четверг началось такое!

Проводим игры «Стенка на стенку», «Бои подушками», «Перетягивание каната», «Метание валенка».

Вед: Пятый день уже поспел,

Оглянуться не успел.

Тёщу зять позвал вчера

На блины и кренделя,

Потому как наступили

Тёщи нашей вечера.

Теперь зятья звали в гости своих тёщ на блины да пироги и угощали их на славу, а молодожёны- своих родственников.

Выходит девочка, исполняющая роль тёщи.

Девочка: У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит,

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, жену бранит.

Пятый, Алёша, калачи жеёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенку весёлую на дуде ведёт.

Дудочку послушать и блины покушать,

Сяду-ка я в сани да поеду к Ване.

Проводим игру «Сладкое ассорти »

Условия игры: Играющие делятся на три команды «Калачи», «Блины», «Ватрушки». Во время звучания мелодии все двигаются по площадке (залу). Как только музыка замолкает, все играющие должны собраться в своими командами. Выигрывает та команда, которая соберётся быстрее.

1 ск: Как на Масленой неделе

Чередою дни летели,

Словно спицы в колесе,

Да и вылетели все!

2 ск: А повозка накренилась

И тотчас остановилась.

Тих и робок день весенний …

Хором: Прощёное воскресенье!

Вед: Последний день масленой недели называли «Прощёное воскресенье». В этот день люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Сильные просят прощение у слабых, младшие- у старших, старшие- у младших. Давайте же и мы попросим друг у друга прощение.

А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где жгли чучело Масленицы- символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидания хорошей весны и добрых всходов

1 ученик: Вы простите нас, люди добрые,

Если что не так, не по- вашему,

Если, случаем, вас обидели,

Вы простите нас, люди добрые!

2 ученик: Ты прости, Земля, своих детушек!

Не всегда к тебе мы приветливы,

Не всегда к тебе мы заботливы.

Ты прости, земля, своих детушек!

3 ученик: Ты прости, Господь, неразумных нас.

Мы идём к тебе, мы стараемся,

Но не всё у нас получается.

Ты прости, Господь, неразумных нас!

Все просят друг у друга прощение.

Вед: Прости и ты нас, Маслена Васильевна,

1 ск: Спасибо тебе за блины, за веселье,

За песни и танцы,

За пир и похмелье.

2 ск : Пришла пора тебя провожать

Да огню придавать.

Вед : Эй, народ, в хоровод!

1 ск : Заведём мы дружно песню

На костёр посмотрим вместе.

2 ск : Масленица, прощай,

А на тот год приезжай!

Хором : Гори, гори, чучело,

Чтоб нас год не мучило!

Неонила Бердникова

«Как на масленой неделе в потолок блины летели!»

фольклорный праздник для детей старшей группы.

Цели:

Расширение знаний детей о народных традициях и обычаях.

Пробуждение интереса к народным традициям.

Воспитание культуры взаимоотношений детей на духовных и нравственных традициях своего народа.

Развивать и обогащать речь детей, воображение и фантазию;

Звучит фонограмма русской народной песни, в зал входят дети с инструментами в руках (деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочки и т. д.).

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Веселье Вам да радости!

Давно мы вас поджидаем

Праздник без Вас не начинаем

Хозяин. У нас для каждого найдется

И словечко и местечко.

Удобно ли Вам гости дорогие

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Гости. Гостям то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте, да не в обиде.

Дети. Где тесней, там веселей.

Хозяин. Народ собирается,

Праздник начинается!

Хозяйка. А какой же нынче праздник?

Знает хоть один проказник?

Дети. Масленица!

Хозяин. Верно, Масленица!

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский!

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Хозяйка. Становись, честной народ!

Ждет нас русский хоровод!

Дети исполняют русский народный хоровод «Мы Масленицу дожидали».

В зал входит воспитатель в костюме Зимы.

Зима. Что за шум здесь, что за гам?

Кто устроил тарарам?

Ну-ка, быстро собирайтесь

И из зала убирайтесь!

Нечего здесь песни петь,

Надо по домам сидеть!

Хозяин. Вот так гостья появилась!

И чего ты разозлилась?

Зима. Не гостья я, хозяйка тут!

Меня все Зимушкой зовут.

Хозяйка. Эх, ты, Зимушка – Зима!

Все дороги замела!

Все дороги, все пути –

Не проехать, не пройти!

Хозяин. Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать! Масленицу провожаем, значит и тебе, Зима, конец! Весна на пороге!

Зима. Как это конец? Моя власть! Моё время!

Никуда я не уйду!

Как задую, замету!

Позову в детсад пургу,

Я вас всех прогнать смогу!

Если уж на то пошло,

Мое время не пришло!

А за наглость, в наказание,

Вам устрою испытание!

1 ребенок. Зима бела,

Нам с собою принесла:

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные,

Масленку, колядку,

День с курину пятку.

Зима. Ах, противные детишки!

Что вы дразните меня!

Позову сейчас мороз,

Заморожу щеки, нос!

Хозяйка. Ты напрасно не сердись,

Лучше с нами веселись.

Потанцуем мы с тобой,

Потом проводим на покой.

Зима. Не знаю даже, как и быть…

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

Дети исполняют хоровод «Вдоль по улице метелица метет».

Зима. Ох, оттаяла душа!

Больно песня хороша!

На прощанье вам скажу:

Хоть надолго ухожу,

Вы меня не забывайте,

Словом добрым вспоминайте!

Ведь детишкам всем порой

Очень весело зимой!

Что ж, пожалуй, мне пора…

До свиданья, детвора!

Зимушка уходит, взмахнув на прощанье рукой.

Хозяин. Вот и проводили мы Зиму!

Пришла пора с Масленицей веселиться!

Под веселую народную мелодию скоморохи вносят соломенное чучело Масленицы.

Хозяйка. Вот и Масленица пришла и веселье завела!

Её мы встретим песнями,

Стихами интересными.

Ну-ка, дети, не зевайте,

Масленицу восхваляйте!

2 ребенок. Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

3 ребенок. А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает,

Широкая во двор въезжает,

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных!

4 ребенок. Ай, да, Масленица - кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

Сыром, маслом да яйцом,

Да румяным калачом,

Песней, пляской, да весельем,

Да хорошим угощеньем!

5 ребенок. Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Хозяин. Ребята, а что вы знаете о Масленице?

Дети по очереди рассказывают:

Масленица бывает в конце февраля – начале марта. На Масленицу все объедаются, потому, что сразу после Масленицы наступает Великий пост. Масленица возвещает, что зиме пришел конец, весна на пороге. Народ на Руси всегда отмечал праздник Масленицы шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытыми застольями.

Масленица начинается в понедельник. Этот день называется встреча. В этот день устраивали и раскатывали снежные горки.

Вторник – заигрыш. С этого дня начинались игры и развлечения.

Среда – лакомка. В этот день стараются съесть больше сладостей.

Четверг – разгул. Этот день самый веселый.

Пятница – тёщины вечера (папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам).

Суббота – золовкины посиделки. За столом собирается вся семья, пьют, едят, веселятся.

Воскресение называют прощеным днем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье – проводы Масленицы.

Хозяйка. Молодцы! Все о Масленице знаете!

А в какие игры вы русские играете?

6 ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

7 ребенок. Мороз, мороз,

Через тын перерос,

Не велит мороз стоять,

Велит детям поиграть!

Хозяин. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!


Проводится игра «Горелки».

Хозяин. Если дружно взять канат,

Потянуть вперед – назад,

И сказать всем вместе: Эх!

Победит, пожалуй, смех!


Игра «Перетягивание каната»

Игра «Богатырские схватки»

На полу 2 обруча, это так называемое «толкалище».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга (упираясь ладонями в ладони противника; упираясь лбом в лоб противника; упираясь спиной в спину соперника; упираясь грудью в грудь противника; стоя на одной ноге и упираясь в плечо противника) .


Хозяин. Ко мне подходи,

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружится сейчас!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!


Проводится игра «Карусель».

После игры дети садятся на места.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы

Вот блины мои готовы!

Хозяин. Дорогие гости! Угощайтесь на здоровье!


Дети угощаются блинами.


Хозяйка. Надо проститься с Масленицей и по старинному русскому обычаю сжечь её чучело на костре.

Хозяин. Загорись, костер, унеси Зиму.

Зажигай, огонь, растопи снега.

Сжигают чучело на улице. Дети наблюдают в окно.

Все. Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий фольклорного праздника "Масленица" для детей подготовительной группы.

Пояснительная записка

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» предназначен для проведения фольклорного мероприятия в детском саду. Участниками являются дети 6-7 лет и воспитатели. Мероприятие проходит в обстановке русской избы, в народных костюмах.

Данный фольклорный праздник является одним из цикла мероприятий по фольклору, реализуемых в детском саду по парциальной программе О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры». Традиционный ежегодный календарь народных праздников включает Осенины, Покров, Кузьминки, Святки, Масленицу, посиделки, праздник русской березки.

Целью мероприятия является знакомство с праздником Масленица, изучение фольклора Вологодчины.

В ходе мероприятия дети включаются в разные виды деятельности: игровую, музыкальную – поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, познавательную – знакомятся с предметами народного быта. Веселый народный колорит создает сказочный персонаж – Баба Яга. В заключении устраивается чаепитие с блинами.

Фольклорный праздник «Масленица»

Подготовительная группа.

Цель: приобщение к традиционной народной культуре на основе активного использования фольклора.

Задачи :

  • знакомить детей с праздником Масленица, обрядами масленичной недели и праздничной кухней;
  • развивать творческие способности в разных видах деятельности (танцевальной, игровой, песенной);
  • воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
  • формировать представление о празднике как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести свободное время.

Ход праздника

Дети в народных костюмах входят в украшенный в русском стиле зал. Звучит в записи мелодия русского хоровода «Веночек».

Хозяюшка.

Милости просим, гости званые и желанные!
Дети. Доброго здоровья вам, на долгие лета.

Хозяйка . А вам тепла, хлеба и света! Собрались мы позабавиться да потешиться, порадоваться масленой неделе. Слышите? Балалаечка звенит, никак еще гости идут.

Танец «Байновская кадриль».

Хозяюшка. Проходите, проходите. Рады гостям, как добрым вестям. Будем Масленицу встречать, зиму провожать.

Это самый весёлый праздник. Так его и называют – «Масленица широкая», «весёлая, объедуха». Всю неделю хозяйки пекут блины.

«Ой, вставала я ранешенько» (р.н.песня)
(исполняют девочки)

Ой, вставала я ранешенько
Убиралась я быстрешенько

Припев: Пришла к нам масленица
Принесла блины и маслице.

Как стояла я у жаркой печи
Выпекала кренделя и калачи
Припев.
Калачами блины шанежки
Для милого друга Ванечки.

Припев.

Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.

Припев.

Будем вместе хороводы водить
Надо нам еще и зиму проводить.

Припев.

Хозяйка. Вся масленичная неделя полна играми, каждый день имеет своё название. Понедельник – «Встреча».

Хозяйка . В этот день дети обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Дети бегут по залу к ведущей.

1-й ребёнок .

Тин-тинка, подай блинка, (поют)
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок.

2-й ребёнок .

Тётушка, не скупися -
Масляным кусочком поделися! (Кланяются. )

3-й ребёнок .

Ах ты, Домнушка,
Красно солнышко,
Вставай с печи,
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь? (Кланяются. )

Все дети . Подайте широкой Масленице!

Хозяйка. Припасла я для гостей целый мешок с угощением.

Прянички, конфеты, бублики,
Лучше нету радости, чем отведать сладости.

(Хозяйка подходит к мешку, тот шевелится, движется вперевалку.)

Хозяйка . Что за чудо? Скок да скок!
Убежать решил мешок!

(Хозяйка ловит мешок, развязывает, а там переодетая в масленицу баба Яга ест пряник.)

Баба-Яга . Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.

Хозяйка. Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?

Баба-Яга . Это у меня-то? Да! Во, глядите!

Показывает и читает.

Назначается долгожданной Масленицей на 2017 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.

Хозяйка . А что за подпись?

Баба-Яга . Кощей Бессмертный.

Хозяйка. Уходите, мы вас Масленицей принять не можем!

Баба-Яга . Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам приготовила, пальчики оближешь.

Читает.

На первое суп-санте
На холодной воде.
Крупинка за крупинкой
Гоняются с дубинкой.
На второе пирог -
Начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем,
С собачьим сердцем.
На третье, значит, сладкое,
Д а сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту.
Вот как! А еще у меня дудки,
Гусли, песни, прибаутки.
Сказки про Бабу-Ягу,
Про Кикимору болотную
Да Шишигу перелетную.

Хозяйка. А мы тоже тебе сыграем, да посмотрим, годишься ли в Масленицы.

Шумовой оркестр .

Баба-Яга . Я тоже так могу!

(Играет на ложках, приплясывает, спотыкается, падает.)

Хозяйка . Ну уж и разошлась, разухарилась, на печи в избушке тебе место.

Баба-Яга. Да, да! Я красивая невеста!

Хозяйка. Может, загадки отгадаешь?

Баба-Яга. Это я враз!

Хозяйка .

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)

Баба-Яга (подбоченившись ). Бабушка Яга!

Хозяйка. Нет, неправильный ответ!

Дети отвечают : зима.

Хозяйка . У нашей русской зимушки есть подружки: кружевницы-мастерицы.

Звучат хлопотуньи-коклюшки
Веселый ведут разговор
Плетут кружевницы-подружки
Невиданный в мире узор.
Неспроста у северянки
Вплетена в узор зима.
Кружевница-вологжанка,
Как Снегурочка сама.

Танец кружевниц

(«Кружево зимы» В.Андреевой)

Баба-Яга.

Хороши вы, северянки,
Кружевницы-вологжанки,
Ну и я не так проста,
Я девица хоть куда!

Задавай вторую загадку.
На нее уж я точно отвечу!

Хозяйка.

Заря-заряница
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)

Баба-Яга (опустив глаза, кокетничая ). Бабушка Яга.

Хозяйка . И опять ответ не тот!

Баба Яга . Задавай последний, вот!

Хозяйка . Что на свете всех слаще? (Сон)

Баба Яга . Блин!

(Дети отвечают правильно).

Хозяйка . Прочь ступай, Лжемасленица завалящая.

Баба-Яга . А какая вам нужна?

Все. Настоящая!

Баба-Яга .

Все, вопросов больше нету,
Уезжаю. Эй, карету!

(Ей подают метлу.)

Баба Яга.

Кричу, бурчу, хочу, не хочу!
Метла, ступай, в избушку шагай!

(«Улетает на метле».)

Хозяйка.

Спеши к нам, Масленица, скорей,
Нет праздника нашего веселей!

Заносят масленицу.

Исполняется хоровод «Широкая Масленица!»

Дети:

Будем Масленицу величать
Да блинами угощать
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить.

Дорогая наша гостья Масленица
Авдотьюшка Изотьевна
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький.

Песня «Широкая Масленица»

Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Масленица-блиноедка!
Накормила всех людей.
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей.

Хозяйка. Вторник на Масленице называли «Заигрыш». В этот день играли в игры, а дети катались с горок.

Проводятся игры «Пирог» (русская народная мелодия).

«Тетера» (р.н.мелодия)

Хозяйка. Среда звалась «Лакомкой». Сколько съедалось блинов! Многие потом даже неважно себя чувствовали, но приговаривали: «Блин не клин, брюха не расколет».

Песня «Блины»

Хозяйка. Четверг – «Разгуляй четверок». В этот день катались с гор и взрослые, а парни искали девушек – суженых своих.

Исполняется танец «Валенки » (русская народная песня).

Хозяйка . Пятница называлась «тещины вечорки».
Теща приглашала зятя на блины

Хозяйка . Суббота – «Золовкины посиделки». В эти дни молодожены ходили в гости к родственникам на блины.

Вся родня встречается, пляшет и поет,
Славно провожает зимушку народ.

Частушки.

Из Семенкова ребята
Мы нигде не пропадем,
Если надо, мы станцуем,
Если надо, мы споем.

Как на масленой неделе
Со стола блины летели
И сметана, и творог
Все летело на порог.

Эй, товарищ дорогой,
Полезем в печку с головой.
Там и пышки, и ватрушки
Мы покушаем с тобой.

А меня-то берегут
Блины белые пекут
Жарят рыбки, окуньки,
Чтоб любили пареньки.

Оха-ха да хахоньки
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Мы на масленой неделе
Будем петь и танцевать.
Мы блиночки все поели,
Можем вам один лишь дать.

Общий перепляс .

Хозяйка . Воскресенье – «Прощеный день». Люди просили друг у друга прощения за нанесенные за год обиды. Вспомните, ребята, не обидели ли вы кого-нибудь, помиритесь да обнимитесь.

Дети встают, обнимаются, просят друг у друга прощения.

Хозяйка. В воскресенье с Масленицей прощаются! Целый день гуляют, песни поют, блины едят, а вечером костер разводят, и чучело масленицы сжигают. Давайте и мы попрощаемся с Масленицей.

Дети становятся в круг.

Ребёнок.

Масленица!
Обманула нас, плутовка.
Оставила нас на кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Ребёнок.

Масленица, Масленица,
Широкая Масленица.
Гостя, нагостилась,
С зимушкой простилась.
С крыш – капели,
Грачи прилетели!
Воробьи чирикают,
Нам весну кликают.

Исполняется хоровод «Вот уж зимушка проходит» (русская народная песня).

Хозяйка . Вечером около Масленицы собиралось много народу, люди просили друг у друга прощения, а потом Масленицу сжигали.

А нам пора проститься с Масленицей.
Масленица, масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретили тебя хорошенько:
Сыром, румяным пирогом,
Жирным маслицем, блином!
Масленица, прощай,
На тот год приезжай!
Чучело Масленицы уносят.

Общий хоровод «А мы масленицу провожаем».

Хозяйка. Масленицу проводили, а теперь пора за стол блинами угощаться.

Масленица.

Фольклорный праздник


Выходят дети-ведущие.
1. Весёлый и красивый есть праздник на Руси, Его все ждут и любят – хоть у кого спроси. Широкое гулянье, катанье на санях, Румяный символ солнца на улице в блинах.
2. Народ весну встречает, прощается с зимой И чучело сжигает – обычай есть такой, Чтоб добрым, урожайным был наступивший год. И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
3. А Масленица людям даёт своё тепло, На сердце чтобы стало уютно и светло. Нас Масленица греет, она – желанный гость, А сразу вслед за нею придёт Великий пост!
I. Клип.

Скоморохи:
1.Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

2.Масленица, будь здоровенька, Тебя встретим хорошенько! С блинами, С каравайцами, С варениками!
3.Маслена неделя В гости прилетела. На пенёчек села, Оладышек съела, Другим закусила, Домой потрусила.
4.Приходите к нам на праздник И тихони, и проказник. Будет чай у нас горячий…
5.Будет блин да калач, Будут игры и смех, Будет праздник для всех!
6. Ручейки-хороводы водить,
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь –
Масленицу, да Весну встречать!

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на широк двор На Широкую Масленицу! Мы добрым гостям завсегда рады! Мы их привечаем, сладким чаем Да блинами угощаем! Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна». Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье. Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).
Дети-ведущие:
Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна, Масленица годовая. Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Всё на конях приезжает, У ней кони вороные, Слуги молодые.
Ой, Масленица – кривошейка, Состречаем тебя хорошенько Сыром, маслом, калачом И печёным яйцом!
СКОМОРОХИ Внимание! Внимание! Весёлое гуляние! Масленица! Широкая Масленица! Ну-ка все повеселимся, В пляске быстрой закружимся! Нужно в хоровод нам встать, Масленицу прославлять!
Собирайтесь в хоровод. Нынче празднует народ! Будем Зиму провожать, А Весну- красну встречать.
Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)
А мы Маслену встречали, На горушке побывали, Побывали, душа, побывали. Блином гору выстилали, Сыром гору набивали, Выстилали, душа, выстилали. Набивали, душа, набивали. Маслом гору поливали, А мы Маслену встречали, Поливали, душа, поливали. Повстречали, душа, повстречали.
Дети-ведущие:
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю. Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Учитель: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Понедельник – “встреча”.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Утро… Понедельник… наступает «встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю все блины едят.

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя - Будьте счастливы, как мы!

Песня

Вторник – ЗАИГРЫШ!
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них- награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Ох, хорошо на снежных горках покататься: Чем выше гора - тем выше рожь и пшеница, Чем дольше прокатишься с горы - тем длиннее лен.
Игра с Солнцем.
Ход игры: в центре круга – Солнце(в руках ребёнка изображение солнышка). Дети произносят хором: Гори, солнце, ярче, Летом будет жарче. А зима теплее, А весна милее. Дети идут по кругу, держась за руки, на третью строку – подходят ближе к Солнцу, сужают круг, на четвёртую строку – отходят, расширяют круг. Солнце произносит слово «Горю!» и ловит ребят, пойманный говорит «Слава на небе солнцу высокому, слава!» и становится Солнцем. Игра продолжается.
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! Среда - лакомка Нынче Лакомка у нас! Угощенье это раз! Объеденье это два! Пляски прямо у стола! Угощаемся блинами, Заедаем пирогом! Мы ни крошки не оставим, Посидевши за столом!
В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете.
Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её.

С чем едят блины?

А у нас блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!
1. Делу время,.......... (зал отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.
3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей
Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы. – День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни. Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!
А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поле выходят, Парни силой мерятся словно петухи.
Эй, девчонки – хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
ЧАСТУШКИ
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Учитель: Игра «Бой».
Ход игры: выбираются два игрока, встают на одну ногу боком друг к другу в нарисованном кругу, руки за спиной. Задача игроков вытолкнуть игрока за пределы круга.
Учитель: – Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница настала – «вечера у тёщи», Тёща приглашает зятя на блины. Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Пятница - тещины вечерки . Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту . Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,
Пир на улицах идёт.
Всем готово угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
Кони ряженые скачут,
Стон полозьев, песни, смех.
Молодёжь под бубен пляшет,
Старики счастливей всех.

Игра "мотальщики".

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
– А в субботу н е безделки – золовкины посиделки! Золовка - это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.
Близится суббота – «золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает Зимушку народ!

День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.

Игра"Встреча"
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!
Учитель: Вот пришёл прощёный день Извиняться надо всем И услышать: «Бог простит» Душу вашу исцелит.
Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.


Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день»,

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, варежки, ремень…

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свидания, Масленица! Приходи опять.

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

А сейчас предлагаю вам, ребята, написать на листочке, что бы вы хотели оставить в прошлом, например, плохие отметки, лень, болезни... Все ваши пожелания мы подарим Масленице и проводим их вместе с ней. Так у вас появится возможность встретить весну этого года по-новому.
Дети пишут, чтобы они хотели оставить в прошлом. Складывают листочки и бросают в мешок (Масленицу). После этого все участники представления вместе со зрителями встают в большой хоровод и идут вокруг Масленицы под песню, исполняемую фольклорной группой.
Все: Прощай, Масленица – плутовка, Погостила ты у нас недолго, Погостила всего семь деньков, А мы думали, погостишь семь годков! Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
Ведущий: Вот и солнце закатилось, Наша Маслена закрылась Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! На блины всех приглашаем, Сладким чаем угощаем! Учитель:
Пахнет солнцем и блинами –
Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!
Станем чучело сжигать,
Будем ЗИМУ провожать!

песни и частушки на Масленицу! Чтобы провести дни широкой Масленицы весело и дружно предлагаем Вам стихи про Масленицу, загадки и песни. Веселитесь, гуляйте, поздравляйте друг друга с Масленицей, а в прощеное воскресенье попросите у всех прощение! **ЗАГАДКИ** А кто таков – Иван Громоков?Сел на конь и поехал в огонь?(Блин на сковородке)***По плешивому хлопну,На плешивого капну,Плешь обдеруДа опять наведу.Что я делаю?(Пеку блины)***Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины.)***Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)***Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна.)
***Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)***Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна.)***Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)***Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)***Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька.)***Выросло – сповыросло, Из бороды повылезло, Солнышко стало, Ничего не стало. (Сосулька.)***Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосулька.)***Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)***Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)***Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)***Расколи лёд – возьмёшь серебро. Разрешь серебро – возьмёшь золото. (Яйцо.)***Катится бочка, Нет на ней ни сучочка. (Яйцо.)***Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)***Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик.)***Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)***Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (Самовар.)***Как начнёт говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)***Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка.)***В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница. (Матрёшка.)***На плешь капнешь.Вставишь, попаришь,Вынешь, поправишь.(Пекутся блины)*** Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.) ***На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.) *** Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.) *** Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.) *** Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные...
(Блины)
*** Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
*** Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
*** И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)
*** В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)
Не на горах покататься, в блинах поваляться


Top