Как новорожденного отучить от рук. «Ручные» дети или как отучить малыша от рук

Когда на свет появляется долгожданный младенец, новоиспеченная мама готова носить его хоть круглые сутки. Но с течением времени усталость накапливается быстрыми темпами, прилив сил сходит на нет, а ребенок привык к рукам и отказывается полежать в кроватке хотя бы полчаса. Как быть? Сегодня мы расскажем, как при необходимости отучить ребенка от рук без стресса для мамы и малыша.

Почему грудной малыш привыкает быть “ручным”?

Маленькие дети в возрасте до года еще не умеют выражать свои просьбы иначе, как плачем. Если в объятьях у мамы ребенок успокаивается, значит сигнал помощи был правильно понят, и малыш действительно хотел “на ручки”. О чем же может сигнализировать требование грудного младенца укачать его на руках? Разберем некоторые основные причины:

  • Голод.
    Если малыш проголодался, то он всеми силами будет искать маму, чтобы она взяла его на руки и покормила. При кормлении смесью такие “требования” будут проявляться каждые три – четыре часа, при грудном вскармливании интервал между кормлениями (особенно в первые месяцы) может составлять всего минут.
  • Дискомфорт.
    Малыш просится на ручки, но и на руках затихает на минуту, а затем снова пускается в плач – значит, пора проверить подгузник. Маленькие неприятности могут доставлять крохе неприятные ощущения. Кому же понравится быть мокрым?
  • Температурный режим.
    Жарко, холодно – у новорождённых малышей температурный режим держится нестабильно, поэтому маме нужно внимательно следить за ним. Если младенец на руках затихает, а в кроватке лежит от силы десять минут, возможно, ему там холодно, или наоборот, слишком жарко.
  • Приступы колик.
    Колики проходят на руках у родителей – факт, доказанный всеми младенцами. А еще от болей в животике помогает контакт “кожа к коже”, когда мама кладет ребенка к себе на живот.
  • Беспокойство.
    Даже новорождённый кроха может ощущать одиночество, беспокойство и неосознанный страх. Чувствительные с рождения малыши очень плохо переносят отсутствие материнского тепла рядом. Если ваш шестимесячный ребенок на руках спокоен и счастлив, а вне их заливается тревожным плачем, возможно, у вас именно такой “мамин” малыш.
  • Любопытство.
    Когда малыш еще не умеет ходить, и даже сидеть, а ему уже исполнилось 5-6 месяцев, то желание побыть на руках обусловлено интересом к окружающему миру. Лежать одному в кроватке так скучно, а вокруг столько интересного! Здесь у мамы выбор небольшой: освободить руки можно эргономичным рюкзаком, а когда малыш чуть подрастет – сажать понемногу в ходунки.
  • Сон.
    Одна из причин, по которой грудной ребенок просится на руки – невозможность заснуть без укачивания. Если мама с роддома привыкла качать малыша на ночь, то внезапное отлучение может расстроить и вызвать протест даже у 9-месячного крохи. Отучить ребенка от укачивания сложнее, чем просто от ношения на руках, но возможно, – в этом случае надо заменить процесс ночного укачивания на другую нежную традицию перед сном.

Каждой молодой маме будет познавательным и интересным данное видео: отучаем грудничка от рук при укладывании спать:

На заметку! Находясь на руках, ребенок ощущает чувство комфорта, спокойствия и безопасности. В грудничковом периоде это бессознательные ощущения, но с момента новорожденности именно у мамы на руках проходят колики, необъяснимые страхи, растворяется любой дискомфорт.

Пять причин, когда мамы хотят отучить малыша от рук

Во многих случаях решение отучить ребенка от постоянного ношения на руках продиктовано не прихотью, а сложившейся ситуацией. Когда нет выбора, то приходится искать альтернативные способы решения проблемы. Итак, в каких случаях мама может нуждаться в отучении ребенка от рук:

  • беременность – бывают случаи, когда в грудничковый период малыша у его мамы появляется под сердцем новая жизнь. Поднимание тяжестей не рекомендуется на любом сроке вынашивания младенца, а при возникновении угрозы прерывания беременности – и вовсе опасны, поэтому вопрос об отучении от рук стоит довольно остро;
  • состояние здоровья – боли в спине/пояснице или суставах, хронические и острые болезни с сильным болевым синдромом, общая слабость организма могут стать весомым поводом для отучения ребенка от привязанности к рукам;
  • необходимость отлучаться из дома – если молодая мама учится или работает, и вынуждена оставлять грудного малыша на попечение родственников, то для психологического комфорта обоих ей нужно постепенно отучать ребенка от частого ношения на руках;
  • усталость и моральное истощение – постоянное, ежеминутное нахождение крохи на руках может вызвать упадок сил и ухудшение здоровья мамы. Когда нет минутки присесть, отдохнуть или отвлечься, а двухмесячный малыш вне рук постоянно плачет, то стоит понемногу приучать ребенка к самостоятельности;
  • нехватка времени – когда в семье не один ребенок, а двое-трое или больше, желание малыша быть на руках у мамы может вызвать временный крах уклада семьи. С “ручным” ребенком нет возможности сварить полноценный обед, погладить бельё или сходить в магазин за покупками, ведь он не будет лежать в коляске. В таком случае отучение от рук не просто оправдано, а необходимо.

Отучение ребенка быть на руках: таблица по месяцам

Справиться с излишней зависимостью от рук можно многими способами. Окажется он действенным или нет, заранее предсказать сложно – все зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша. Дети грудничкового возраста особенно сильно привязаны к маме. В таблице вы найдете советы по отучению ребенка от ношения на руках в разные возрастные периоды.

Возраст Как действовать
1 месяц В первые недели жизни младенцы много времени проводят во сне. Если кроха часто плачет без рук, пробуйте катать малыша в коляске, или гуляйте с новорождённым в переноске на свежем воздухе. Не лишней будет и кроватка-маятник – она создаст имитацию покачивания на руках.
2 месяца Малыш требует уже больше внимания, любит наблюдать за маминой мимикой и находиться у неё на руках. Чтобы малыш не плакал без вас, дайте ему возможность наблюдать за вами и слышать ваш голос. Люлька-переноска, коляска, радио- и видео-няня вам в помощь.
3 месяца Трехмесячный ребенок может отказываться лежать в кроватке один, поэтому берите его с собой в переносном шезлонге туда, где собираетесь заняться делами – на кухню, в ванную или развешивать белье. Малыш будет видеть вас, меньше тревожиться и проситься на руки.
4 месяца В четырехмесячном возрасте самое время познакомить младенца с развивающим ковриком. Яркий, с шелестящими элементами и погремушками, он способен на какое-то время увлечь малыша и дать вам передохнуть. Также коврик можно переносить с собой в любое удобное место, и ребенок будет занят под вашим присмотром.
5 месяцев Пятимесячные малыши особенно требовательны и именно с этого возраста отнимают много сил с частыми просьбами “погулять” на ручках. Если ребенку нужно ощущать маму рядом, а вам нужны свободные руки – попробуйте освоить слинг или эргономичный рюкзак. В нем с ребенком можно заняться домашними хлопотами, сходить в магазин или просто погулять.
6 месяцев В этом возрасте кроха уже учится ползать, поэтому предоставьте ему возможность перемещаться по дому – организуйте безопасное пространство. Если малыш будет свободен в перемещении, то зачем ему проситься на руки, если он может изучать мир сам?
7 месяцев Семимесячные младенцы с удовольствием осваивают сидячее положение в прогулочной коляске и готовы проводить там много времени. Если у вас устали руки, то приучайте малыша к ежедневным прогулкам в коляске.
8 месяцев В восемь месяцев ребенок учится вставать на ножки и делает первые шаги возле опоры. Всячески поощряйте свободу движения, завлекайте музыкальными игрушками, кубиками. Ненадолго можно сажать малыша в ходунки – но не увлекайте кроху этим способом передвижения надолго.
9 месяцев Ребенок может проситься на руки при укачивании в 9-9,5 месяцев, что вполне нормально. Заменяйте процесс укачивания поглаживанием по спинке и колыбельной; также приучит к самостоятельному засыпанию тихий музыкальный ночник.
10 месяцев Процесс ношения на руках заменяйте покачиванием на коленях. Не отстраняйте ребенка от себя, занимаясь домашними делами, – дайте ему возможность сидеть рядом в стульчике или в манеже.
11 месяцев Если кроха в 11 месяцев активно просится на руки, учите его играть рядом с вами. Расстелите плед или одеяло, разложите игрушки. Малыш сам слезет с рук и примется за игру.
12 месяцев В 1 год ребенок уже делает первые шаги, поэтому старайтесь чаще хвалить малыша за самостоятельную ходьбу. Можно увлечь ребенка детским велосипедом или каталкой. Если кроха часто просится на руки на улице, то поможет хипсит или эрго-рюкзак.

Важно! Прежде чем отучать ребенка от рук, взвесьте все за и против. Если желание отучить обусловлено заняться воспитанием раскапризничавшегося грудничка, то прежде чем ставить “педагогические эксперименты”, ознакомьтесь с мнениями психологов по данному вопросу. Резкое отлучение от рук может принести ребенку настоящую психологическую травму.

А стоит ли отучать от рук?

Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней жизни. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно договориться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно постепенно, но регулярно и без давления – тогда результат не заставит себя ждать.

Пока малыш еще помещается в ваших руках, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Дети растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься “на ручки”, а процесс отучения будет вспоминаться вами с грустью и теплотой.

Каждая мама хоть раз слышала «не приучай ребенка к рукам, намучаешься». В некоторых случаях это утверждение правдиво, ведь когда мама не может шагу ступить без малыша и как только исчезает из виду, ее кроха начинает капризничать – это не лучшее положение вещей. Давайте разберемся, когда ребенка действительно нужно брать на ручки, а когда проявить женскую хитрость и изобретательность.

Начнем с того, что до 7-8 месяцев ребенку нежелательно отказывать во внимании, ведь быть рядом с мамой – это его основная потребность: 9 месяцев он был в животике, слушал биение сердца, наслаждался теплом и вдруг останется один в этом незнакомом мире?

Эрик Эриксон, известный американский психолог, говорит, что именно в первый год жизни ребенка формируется доверие к окружающему миру, чадо чувствует себя уверенным и защищенным, если мама рядом. Если вы научитесь разграничивать естественные потребности ребенка и сиюминутную прихоть, все будет замечательно, и примерно в 9 месяцев вы просто не удержите чадо на руках, настолько активно оно будет познавать мир.

Приучаем правильно

Прежде всего, старайтесь ребенка не брать на руки, если он сам не просится, исключение – гигиена или необходимость. Если чадо занято игрушками, а к нему подходит мама и берет его, то конечно, внимание сосредоточится на ней. В итоге, малыш настроился на общение, и тут мама снова его отпускает: естественно, кроха будет плакать и проситься обратно.

Если вы кормите грудью, можно научиться кормить лежа: насытившись, чадо само заснет, а вам не придется его укачивать.

Если кроха плачет, а вы уверены, что у него все хорошо (здоров, накормлен, не мокрый), положите ребенка рядом, погладьте его, поговорите спокойным голосом. Если вам нужно уйти, объясните это ребенку, не бойтесь, что он вас не сможет понять.

Раз уж первые полгода придется постоянно носить ребенка, когда же заниматься делами? – спросите вы. Постарайтесь максимально облегчить себе жизнь, тем более что современная бытовая техника способна на многое. Готовьте обед на 2-3 дня, уберите на время ковры или вещи, которые требуют постоянной уборки, не отказывайтесь от помощи родственников. Не лишним будет приобретение слинга, здесь уж довольны все: мама отдыхает, а ребенок находится рядом.

Доказано, что малыши, которые имели тесный тактильный контакт с родителями в первые полгода жизни, лучше развиваются, открыто проявляют эмоции и более привязаны к маме и папе.

Почему ребенок просится к маме?

  • Проголодался. Таким нехитрым способом малыш намекает вам, что пора бы его покормить. Если у мамы проблемы с лактацией, чадо может проситься каждый час, если молока хватает, то промежуток между кормлениями составляет 2-3 часа.
  • Сырость. Капризы – это возможность рассказать маме о насущных нуждах. Если пора поменять подгузник или пеленку, то кроха не будет больше плакать и проситься, ведь ему это делать незачем. Нередко карапуз капризничает, если на коже появились опрелости, кожу нужно помыть, хорошенько вытереть и смазать кремом или специальной присыпкой.
  • Холодно или жарко. Если в вашей квартире часто меняются температуры, груднички просятся на руки. Причем перегревание доставляет ребенку куда больший дискомфорт, чем прохлада, так что кутать или поднимать температуру до огромных высот «чтобы чадо не заболело» все-таки не нужно. В комнате новорожденного днем температура должна составлять 24-25 градусов, ночью – до 22 градусов.
  • Болезнь. Если кроха заболел, то он будет плакать даже на руках. В этом случае нужно искать причину плача: то ли это колики, то ли прорезаются зубки, то ли чадо простудилось. Если ребенок беспрерывно плачет, а вы не можете сориентироваться, обратитесь к врачу.
  • Общительность. Кому не нравится, когда на него обращают внимание, холят и лелеют? Кроха пока не осознает этого, но общаться со взрослыми ему очень нравится. Достаточно пару минут подержать его, а потом опустить в коляску или манежик. Ребенок будет видеть, что мама или папа рядом, и в то же время привыкать к самостоятельности.
  • Испуг. Звуки окружающего мира пока незнакомы ребенку, поэтому любой резкий шум может его напугать. Возьмите кроху, успокойте его, а потом снова положите в кроватку.

Как отучить постепенно?

Многие мамы старательно носят малышей до года, а то и больше, и удивляются, почему же их чадо такое «ручное». В возрасте 9 месяцев кроху нужно постепенно приучать к самостоятельности. Однако сразу лишать его тактильного контакта нельзя, сначала приучите его к игре. Сыграйте с чадом в прятки: прикрывайте крохе глазки платочком, а потом спросите: «где мама?» – покажитесь ему «вот она». Скоро кроха будет сам сдергивать платочек, а вы из соседней комнаты отвечать ему. Нужно развить у ребенка способность представить, что даже если мамы не видно, она недалеко и придет по первому его зову.

Детей годовалого возраста старайтесь не укачивать, а убаюкивать: спойте песенку, почитайте, подержите, дайте любимую игрушку. Ночночок-проектор или светящийся мобиль не позволит чаду испугаться, если он проснется, ведь он не в полной темноте. Если малыш заплакал, обнимите его, приласкайте, но старайтесь не брать на руки.

Стимулируйте развитие крохи, наклоняйте его, чтобы он мог рассмотреть различные предметы: со временем карапуз поймет, что самому исследовать этот мир куда интереснее, чем просто видеть его с мамой. Попробуйте отвлекать внимание ребенка: покачайте коляску, покажите ему игрушку. Кладите ребенка в кроватку как только он начинает засыпать, старайтесь, чтобы он не спал с вами. Если малыш начал хныкать, не забирайте его сразу из кроватки, вполне вероятно, что он через пару минут успокоится и уснет. Старайтесь быть почаще рядышком, улыбаться и поглаживать ребенка, целовать, но без особой нужды не поднимать. Развивающие коврики и манежи тоже могут на время отвлечь внимание малыша и при этом сделать его самостоятельным исследователем. Проявите терпение и понимание и все обязательно получится!

Есть дети, которые без укачивания уснуть не могут. Они будут реветь, рыдать, требовать, и, как правило, своего добьются. Родители, которые сначала приучили малыша так засыпать, а теперь уже и сами не рады, обращаются к педиатрам с вопросом, как отучить кроху от рук.



О проблеме

Новорожденный в первое время после появления на свет находится «на одной волне» с мамой, разрезанная пуповина лишь разделила из физически, но психологическая зависимость друг от друга осталась. И в большей степени она выражена именно у ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенку, который слабо ориентируется в том большом мире, в который он попал, очень важен тактильный контакт с мамой. На практике это выглядит так: младенец беспокоится - мама берет его на руки, малыш чувствует ее присутствие, слышит голос, узнает родной запах и успокаивается.


Этим и пользуются мамы, начиная с самых первых дней самостоятельной жизни своего чада. Он закряхтел в кроватке - мама уже бежит и берет на руки, младенец мучается коликами - мама тут как тут - на руки. Очень быстро карапуз соображает, что заполучить маму очень просто - нужно просто заорать или хотя бы сердито засопеть. Однако дети до 2 месяцев практически не умеют злоупотреблять доверием, и они действительно просятся на руки по причине того, что в этом остро нуждаются.


К 3 месяцам все меняется. Колики уже стихли или стали более редкими, и уже нет такой большой потребности бежать на каждый писк чада, но мама это делает по привычке, и малышу это начинает нравиться.

В этом возрасте уже можно говорить об избалованности, и чем дольше мама с папой будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее потом будет этот процесс.


Качать или не качать

С одной стороны укачивание - вполне естественный физиологический и привычный новорожденному ритм движений: все 9 месяцев его в животе у мамы только и делало, что укачивало. Но нет совершенно никаких доказательств, что после рождения качание хоть в какой-то степени требуется ребенку. Природа не предусмотрела для этого ровным счетом ничего, ведь качаться сам ребенок не может.

Это означает, что все доводы для укачивания ребенка придумали мамы, чтобы оправдать свое желание как можно скорее усыпить чадо и заняться уже наконец-то своими делами.


Комаровский утверждает, что никакого особого вреда в укачивании нет – для ребенка. Пользы тоже нет.

Но вот для мамы и папы вред от качания – колоссальный. В первую очередь потому, что привыкший к качанию на руках перед сном ребенок будет требовать этого ежедневно, постоянно. И чем старше он будет становиться, тем настырнее и отчаяннее он будет требовать свое, и тогда жизнь семьи превратится в хаос.


Как отучать

Если так получилось, что ребенка к рукам уже приучили, все лекции родителям о том, как надо было вести себя с крохой с первых дней после его появления на свет, теряют свою актуальность. Таким мамам и папам требуется рецепт - что именно надо сделать, чтобы ребенок перестал требовать качания и ношения на руках.


Естественно, ребенок возмутится. И будет орать, причем безостановочно, горько и безутешно. Но это нужно перетерпеть. Обычно двух-трех суток вполне хватает, чтобы малыш понял, что крик - это не способ добиваться желаемого. Хотя процесс может и затянуться.

Можно постараться отвлекать ребенка. Если после того, как его накормили, переодели, положили в манеж или кроватку, и он начал требовать, чтобы мама снова взяла его на руки, дать интересную яркую игрушку, положить (поставить, подвесить) рядом что-то очень интересное, то есть шанс, что малыш на время забудет о том, что ему надо было любой ценой попасть на руки. Постепенно таких «пауз» будет больше.



Ребенка над приучить больше заниматься чем-то самостоятельно. Разумнее положить игрушки и выйти из комнаты, а не сидеть с ним рядом.

Чем быстрее кроха освоит самостоятельные занятия чем-либо, тем быстрее можно будет отучить его от рук. Если уход мамы сопровождается новым приступом ора, можно попробовать удаляться незначительно - заниматься своими делами, находясь в одной комнате, и покидать пределы помещения лишь на несколько минут. Важно постепенно делать отлучки более частными.

Главное - усвоить на этом этапе, что детский крик ничем плохим ребенку не грозит. Он больше опасен для родителей, у которых от него начинают дергаться веки и все падает из рук. А малыш не может орать до бесконечности - физиологические потребности во сне все равно возьмут верх, и малыш уснет. Нужно только сохранять спартанское спокойствие.


С самого рождения не стоит доводить демонстрацию родительского обожания до крайнего состояния - новорожденный, который не сходит с рук, и которого бережно передают друг другу, не забывая покачивать практически постоянно - это не нормально. Нормально, когда ребенка берут на руки, чтобы покормить, переодеть, успокоить, если что-то болит. Спать ребенок должен в своей кроватке, без качания и маминого присутствия.

Каждый малыш старается быть как можно ближе к маме. Именно поэтому женщина вынуждена много времени проводить с ним на руках. Такая ситуация хоть и приятная, но доставляет массу дискомфорта и не дает выполнять другие обязанности по дому. Родители должны вовремя задуматься, как отучить грудничка от рук. Процесс пройдет с минимальным травматизмом для ребенка. Именно поэтому следует прислушиваться к мнению психологов и опытных родителей.

Сразу после появления на свет новорожденного женщина стремится постоянно держать его возле своего сердца. Однако дела по дому никто не отменял, поэтому необходимо иметь возможность провести несколько минут отдельно друг от друга. Предварительно необходимо разобраться в необходимости проведения процесса отучения.

Еще в древние времена считалось, что мамочка должна проносить своего ребенка на руках три года. Позже удалось установить, что в таком случае она просто будет выполнять каприз малыша, в котором нет такой острой необходимости. Женщине следует пересилить свой позыв в отдаче любви и защиты крохе. Благодаря прикосновениям малыш узнает о значимости и перестает вести себя беспокойно. В первые месяцы жизни без родителей он будет полностью беззащитным.

Психологам удалось установить, что когда женщина берет на руки младенца, то ее организм получает заряд спокойствия и умиротворения. Такое положение помогает сформировать прочную связь, которая останется в сердце на всю жизнь

Как формируется привязанность

Для детей в грудничковом возрасте еще сложно высказывать свои пожелания и просьбы. Однако они достаточно часто демонстрируют желание находиться как можно ближе к родному человеку – маме. Такая ситуация возникает под воздействием физиологических и психологических причин:

  • Для правильного роста и развития кроха должен каждый день получать необходимое количество витаминов и минералов. Они содержатся в молоке матери или смеси. В грудниковом возрасте малыш может есть с периодичностью в два часа. Однако недостаточное количество молока может спровоцировать желание хоть немного побыть у нее на руках.
  • Дискомфорт в памперсе приводит к капризам. Именно поэтому малыш начинает громко плакать и махать ножками.
  • Желание изменить положение возникает в случае несоответствия температурного режима. На ребенка плохо влияет даже незначительный перепад температуры. Родители не должны допускать перегрев или отслеживать другие негативные изменения в самочувствии малыша.
  • Малыш начинает сильно капризничать в том случае, если его беспокоят колики. Они наблюдаются в первые месяцы жизни практически у всех детей по причине недостаточного развития ферментной составляющей пищеварительной системы. Если он плотно прижимается к маме, то совершается непроизвольный массаж. Он положительно сказывается на работе желудка или кишечника. Для улучшения общего состояния рекомендуется также самостоятельно выполнять все необходимые массажные манипуляции.
  • Повышенное внимание ребенку необходимо в случае болезни или плохого самочувствия.
  • Капризное состояние наблюдается в случае неудобного положения на кроватке. Родителям рекомендуется подойти и проверить, все ли в порядке. При необходимости меняются также пеленки или одежда.
  • Карапуза в первые месяцы жизни может напугать любое неожиданное движение или звук. Именно поэтому он стремится постоянно сохранять телесный контакт с женщиной. Истерика усиливается в том случае, если ощущение страха не проходит. Оно может перейти в сильную душевную травму, поэтому пренебрегать им не следует.
  • Малыш не может уснуть без мамы. Об этом он известит ее посредством громкого и недовольного плача. Ситуация будет исчерпана, как только женщина возьмет ребенка на руки.


Слинг – удобное приспособление, которое освобождает руки мамочке

При телесном контакте малыша и мамы формируется ощущение умиротворения у обоих. Не следует полностью его лишать такого удовольствия. В дальнейшем такая ситуация может негативно отразиться на формировании характера. Ведь благодаря этому ребенок будет чувствовать доверие к каждому из членов своей семьи.

Родители должны понимать, что их ребенок уже совсем взрослый, поэтому ему можно уделять меньше внимания. Кроха приучается к новому миру, адаптируется в нем. В этом случае заниматься отучением необходимости нет, ведь потребность сама исчезнет с возрастом.

Психологи считают важным, чтобы до полугода кроха постоянно находился на руках. В противном случае ситуация может негативно отразиться на формировании психической устойчивости. Однако о чувстве меры также забывать не рекомендуется. Было отмечено, что те дети, которые постоянно сидят на руках в будущем могут вырасти слишком избалованными. Мамочке следует опираться на свои знания и инстинкт. Только в таком случае удастся вырастить полностью здорового и счастливого ребенка.

В медицинской практике встречаются случаи, когда кроха буквально не дает маме ступить и шага. Для них, как правило, процесс отучения становится невыносимым.

Поводы для отучения от рук:

  • Мама слишком устает от домашней работы.
  • Мама должна выйти на работу.
  • Повышенное беспокойство мамы за ребенка.
  • Малыш уже начал ползать и должен самостоятельно познавать мир.

Идеальные условия для отучения

На первом этапе процесса рекомендуется привлечь к помощи кого-либо из родственников со стороны. Человек, к примеру, может помогать в выполнении работы по дому. При этом мамочка получает достаточное время для общения со своим ребенком. Не следует забывать о том, что декретный отпуск дается именно с этой целью. Малыш должен получать полноценный уход и достаточное внимание. Со временем можно пробовать давать его на несколько секунд папе или бабушке. Ребенок будет привыкать, а капризы становиться редкими.


Удобные и практичные качели для новорожденных

В любом случае грудничок должен ощущать достаточное количество прикосновений. Мамочка может его нежно гладить и целовать. Благодаря этому малыш чувствует свое участие и необходимость в жизни старшего поколения.

Малыш не должен постоянно находиться на одном месте. Родителям следует регулярно менять ему обстановку. После взросления он сможет самостоятельно переворачиваться с одного на второй бок. Положительное воздействие оказывает сидение в коляске или на велосипеде. Благодаря этому кроха сможет наблюдать за мамой, которая в этот момент занимается своими делами. При этом с ним следует разговаривать. Дитя не должно чувствовать себя покинутым.

Необходимо правильно обустроить кровать. Над ней вешаются специальные игрушки, которые самопроизвольно двигаются. Современные производители предлагают мамочкам использовать удобный слинг из ткани. Она обвивается вокруг торса. Ребенок при этом помещается в специальный карман. Он все время находится рядом с мамочкой, но при этом не стесняет ее движений. Руки полностью свободны, поэтому она вполне может заняться домашними делами. Однако высокий уровень нагрузки теперь перекладывается на спину.

Особенности отучения от рук ребенка в возрасте старше одного года

Впервые женщина задумывается над тем, что ребенка следует отучать от рук, когда он начинает стремительно набирать вес. В этот период его становится сложно удержать на руках. Процедуру следует производить постепенно. Благодаря этому удастся свести к минимуму вероятность психологической травмы. Опытные родители предпочитают использовать серию простых и понятных отвлекающих маневров:

  • Женщина постоянно подходит к ребенку, но не стремиться брать его на руки. Она может поцеловать или погладить его тельце. Благодаря этому малыш осознает, что мама рядом. Она просто уже не может брать его на руки и носить в течение долгого времени.
  • Психологи советуют увлекать кроху в игровой процесс. Если ему будут очень интересны игрушки, то он не захочет больше времени находиться рядом с мамой. Рекомендуется почаще приглашать в дом сверстников и читать крохе книги. Положительно на умственное воздействие влияют развивающие игры и раскраски. Лучше всего регулярно использовать новую книжку. В интернете можно найти большое количество уже готовых примеров. Родители могут привлечь ребенка к непосредственному выбору одного из них.
  • Отвлечь малыша также можно песнями и танцами. Мамочка должна стремиться рассказать ему что-то новое или увлечь необычной игрой.
  • Все без исключения в юном возрасте приходят в восторг от качелей. Такую конструкцию можно установить в любой комнате. При этом взрослые смогут постоянно наблюдать за малышом. Он в свою очередь будет наслаждаться катанием, которое не будет мешать его контакту с мамой. Эта отличная альтернатива гарантированно придется по душе, как родителям, так и их маленьким детям.
  • Психологи утверждают, что крошка комфортно чувствует себя только в том случае, если видит рядом родного человека. Именно поэтому его рекомендуется всегда брать с собой. Младенец гарантированно почувствует себя нужным в домашней обстановке.
  • Если возникает необходимость надолго отлучиться из дома, то необходимо на этот период оставить ребенку интересную игру. Няню можно попросить выучить с ним цвета машин, которые в данный момент проезжают мимо окон. Такое занятие будет не только интересным, но и полезным.


Игровой коврик для младенцев – отличный помощник при отучении от рук

Борьба с истерикой

С первых дней жизни дети стремятся показать свой характер. Порой недовольство они выражают посредством громкого плача и крика. Кроху не допускается ругать. Ведь такая ситуация может негативно отразиться на его психологическом состоянии:

  • На фоне различных негативных внешних изменений может пострадать общая обстановка в семье. Мама и папа не должны выяснять свои отношения на глазах у ребенка. В противном случае пострадать может его эмоциональный фон.
  • Женщина не должна стремиться как можно быстрее перестать носить кроху на руках.
  • Крошка не сможет быстро и глубоко уснуть в том случае, если его раздражают резкие звуки и запахи. Помещение должно проветриваться не менее двух раз в день. Родственники на определенное время полностью отказываются от использования косметики.
  • Сильное беспокойство – признак недуга. Нелишней в такой ситуации будет консультация у педиатра.

Чаще всего малыши отказываются сидеть на руках после определенного периода взросления. Не следует торопить события, ведь важно насладиться данным временем. Крошка должен получать достаточное количество тепла и заботы. Благодаря этому в будущем он сможет с нежностью думать о заботе и теплоте, которые были получены в детстве.

Время бодрствования грудничка на первом месяце жизни невелико. Он много спит и мало «гуляет». Будучи центром внимания, часто малыш проводит на руках все время между просыпанием и засыпанием.

Бывает другая ситуация: у грудничка кишечные колики. Он часто плачет из-за боли в животе. Облегчить страдания малыша можно, взяв его на руки и прижав к себе животиком. Благодаря физическому и человеческому теплу брюшные мышцы ребенка расслабляются, и боль становится меньше. Как правило, колики длятся до 3 или 4 месяцев. После они проходят бесследно (кишечник ребенка подрастает, и образующиеся газики свободно проходят через просвет). Колики уходят, а привычка быть на руках остается.

Подросший малыш не спит уже несколько часов, но не позволяет маме отпускать его с рук, поднимает крик и заходится от плача.

Отучить от рук - становится проблемой после болезни ребенка. Больного малыша (с кашлем, температурой, простудой) часто или постоянно носят и держат на руках. Иногда это становится залогом выздоровления. Но, в итоге, во время болезни формируется зависимость от присутствия мамы и нахождения у нее на руках.

Что делать в такой ситуации и как отучить ребенка от рук в возрасте 3-4 месяцев?

Как отучить ребенка от излишней привязанности к рукам

Чтобы отучить ребенка от излишней зависимости от рук, можно опробовать несколько приемов. Какой из них окажется более действенным, будет зависеть от индивидуальных психических особенностей малыша.

  1. Если грудничок сильно привязан именно к маме, можно попытаться переключить его внимание на другого взрослого члена семьи (хотя бы на некоторое время). Воспользоваться услугами няни, позвать на помощь папу или бабушку, приобщить к воспитанию старшую сестру или тетю. Возможно, что в 3 или 4 месяца малыш не столько зависит от рук, сколько от присутствия мамы. С переключением внимания на другого взрослого отпадет проблема отучить малыша от ручного времяпровождения.
  2. Заменить (сначала частично, потом довести до половины времени бодрствования) пребывание на руках - нахождением рядом. Например, малыш лежит на диване, а мама сидит рядом, гладит его по животику или спинке, делает массаж ручек и ножек. Главное – чтобы сохранились тактильные ощущения от телесного контакта.
  3. С ребенком 3-4 месяцев можно успешно играть. Например, малыш проснулся, перевернулся на животик, плачет и просится на руки. Мама прячется за быльцей кроватки, выглядывает из-за нее и произносит «ку-ку!». И снова прячется. Через некоторое количество пряток грудничок 3 - 4 месяцев включается в игру, перестает плакать и начинает улыбаться.
  4. Отвлечь малыша на время можно яркой музыкальной игрушкой. Большой яркий шар, пищащий резиновый утенок, громкие погремушки. Для детей возрастом старше полугода подойдут юла или тактильные игрушки (у которых нажатием на лапки можно вызвать различные звуки). Игрушечное пианино, руль с кнопочками, говорящая игрушка – тоже прекрасные варианты для отвлечения детей годовалого возраста.
  5. Для детей от полугода подойдут парные игры: катать друг другу мячик, подбрасывать воздушный шар, запускать машинки.
  6. Для большинства детей безотказно работает переключение внимания на экран телевизора. Однако, это метод для безвыходного положения, и длительно использовать его нельзя. В противном случае сформируется еще более неприятная зависимость от просмотра телевизора. Преодолеть ее бывает сложнее, чем отучить ребенка от рук в возрасте 3 или 4 месяцев.

Применять приведенные способы надо постепенно. Для начала одна-две минуты без рук. Затем с каждым днем надо увеличивать на 1-2 минуты время самостоятельного (под наблюдением мамы) гуляния. Нельзя травмировать психику и создавать у малыша страх. Жесткое решение проблемы рук в возрасте 3 или 4 месяцев аукнется в старшем возрасте плохой акклиматизацией в детском саду или школе.

Что делать, если принятые меры не помогают

Если вы приложили все усилия, чтобы отучить ребенка от ваших рук, но не получили желаемого результата в 3 или 4 месяца, рекомендуем расслабиться. Некоторым детям обязательно необходим телесный контакт с мамой в возрасте до года. Это важно для малышей, получивших родовую травму и отстающих в развитии. По мере взросления у ребенка будет появляться много новых интересов. Он будет играть в песочнице, кататься на качелях, наблюдать за животными и тянуться к общению с другими детьми. Если вашему малышу это очень необходимо – дайте возможность получить нужное ему количество телесного контакта.

Для того чтобы освободить руки и при этом держать малыша рядом можно использовать слинг.

Этот удобное изобретение представляет собой длинный прочный отрез ткани, который обматывается вокруг мамы и формирует карман для ребенка. Так же, для обеспечения постоянного телесного контакта, поможет рюкзак-кенгуру. Однако в нем положение малыша ограничено: вертикально вверх лицом к маме или от мамы. В слинге возможны различные вариации: грудничок может спать горизонтально на боку, или быть в вертикальной позе, можно спрятать ручки внутрь или достать их наружу, надеть слинг на спину (для детей старше полугода).

Нужно ли укачивать малыша перед сном

Бывают ситуации, когда малыш может некоторое время сам бодрствовать и развлекать себя игрушками, но при этом отказываться самостоятельно засыпать. В таких случаях даже сонный и уставший младенец не сможет заснуть пока мама его не возьмет на руки. Возникает проблема: как отучить ребенка от укачивания на руках?

Младенец требует внимания, чтобы получить необходимое тепло, любовь, понимание своей нужности и необходимости. Он настойчиво добивается недостающего ему телесного контакта. Поэтому для самостоятельного засыпания без криков мама должна находиться рядом, гладить малыша по головке, петь ему песенки и говорить ласковые слова. Даже не понимая значения слов, ребенок улавливает интонацию, чувствует тепло маминых рук и спокойно засыпает.

Как не допустить привыкания к рукам

Болезнь ребенка часто является психологическим проявлением недостаточного внимания. В это время малыш восполняет необходимое для развития количество любви и ласки. Грудничок в возрасте 3-4 месяцев (и старше) получает недостающее ему человеческое тепло и не соглашается отпускать маму снова.

В такой ситуации отучать ребенка от рук сразу нельзя. Надо разобраться и устранить причины недостаточного внимания взрослых к малышу (старшие дети, домашнее хозяйство) и принять меры для изменения ситуации. И только после этого можно попытаться отучить малыша от ручной зависимости: начинать переключать внимание ребенка на яркие игрушки, интересные занятия или других детей аналогичного возраста.

Если внутрисемейная ситуация не изменится, новые болезни будут спешить на смену старым, усиливая стремление грудничка быть ближе к маме.

Как большая любовь и привязанность формируют зависимость от рук

У многих мам с рождением первенца формируется очень сильная привязанность к нему. Они часто проявляют к малышу свою любовь: берут на руки, носят по комнате или на улице, показывают младенцу птиц, небо, деревья, пруд, собачку на траве или кошечку на лавочке. С одной стороны, такой ребенок быстро развивается. Он испытывает достаточное количество тактильных ощущений, чувствует свою необходимость. У него формируется чувство собственной значимости и уверенность в себе. С возрастом он становится лидером (как правило).

Однако часто (но не всегда) в возрасте 3, 4 месяцев у ребенка формируется зависимость от рук. Он еще не может принять сидячую позу самостоятельно, а на руках у мамы мир выглядит вертикально. Руки мамы дают возможность с интересом обозревать окружающее пространство. Такая зависимость не является патологической, она ослабевает к 5 месяцам, когда малыш начинает становиться на четвереньки, и легко проходит в 6 месяцев, когда малыш начинает сидеть.

В ситуации, когда малышу просто интересно на руках у мамы, важно не допустить ошибку и не удерживать младенца на себе все время его бодрствования.

Чтобы ребенок после 4 месяцев учился ползать и становиться на четвереньки, ему необходимы ежедневные упражнения. Он должен лежать на животе и тянуться за игрушкой, переворачиваться, толкаться ножками от опоры. Все это делается не на руках, а на горизонтальной плоскости.

В заключение

Есть золотое правило, которое формирует оптимальное соотношение внимания и самостоятельности. С самого рождения малыш половину своего бодрствования может проводить на руках, а половину должен провести самостоятельно (под наблюдением взрослого) - лежать, агукать, играть с игрушками или своими ручками. При этом никто не лишает маму возможности наблюдать за своим ребенком и радоваться его присутствию.


Top