Погодки: особенности воспитания детей с небольшой разницей в возрасте. Дети-погодки - испытание не для слабых - психолог

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Сегодняшняя статья о воспитании погодок не обычная. А особенна она тем, что её нам прислала читательница . В этой статье она делится своим опытом.

Я бы сравнила погодок с современной киноиндустрией. Смотришь трейлер к новому фильму, и сразу же хочется бежать в кинотеатр. Прибегаешь в кинотеатр, покупаешь билет и понимаешь, что тебя обманули!

Но это же, конечно, шутка. Своих детей я очень люблю, но иногда воспитание погодок загоняет в тупик истерик, раздражения и нервов.

Правило номер раз. Режим дня и самодисциплина.

Как справиться с двумя малышами? В первую очередь нужно правильно организовать свой день. Начала я с анализа своих эмоциональных и физических затрат, воров времени и т.д.

По хорошему счету меня спасло то, что еще до рождения второго ребенка, я приучила первенца к строгому распорядку. Мы вовремя кушали, гуляли, играли и ложились спать. К появлению второго ребенка мы подошли практически на автоматизме – это существенно сократило мои трудозатраты.

Правило номер два. Помочь мне? Да, пожалуйста!

Сначала моё воспитание погодок строилось по схеме: «я сама – я сама – я сама». Вытащить две коляски и двоих детишек на улицу? Не проблема! Потная и красная я долго довольствовалась своей самодостаточностью. Но потом осенило: а зачем? Ведь можно попросить о помощи:

* мужа;

* родственников мужа;

* своих родственников;

* друзей;

* подруг;

* соседей;

* случайных прохожих.

Признаюсь Вам очень честно: в душе мне ВСЕГДА было стыдно кого-то просить о помощи. Мне казалось, что я обязываю людей. Такие эмоции одолевали меня и в том случае, если приходилось просить о помощи совсем близких людей.

Шаг за шагом я начала себя «ломать». Сначала просила о сущих мелочах. Окрепнув на этом поприще, шла дальше: просила забежать в магазин или помочь спустить ту же коляску. Так что не стоит отказываться от чьей-либо помощи.

Правило номер три. Каждому по калачу.

Воспитание погодок – это весьма интересный в своей сложности процесс работы с ревностью. Здесь очень важно каждому уделить внимание. И при этом, уход за одним можно сочетать с общением с другим. Например, когда я кормлю младшего, старший всегда возится с нами. Он либо смотрит на процесс кормления, либо мы с ним разговариваем или играем в простые устные игры. В конце концов, можно и сказку рассказать.

Правило номер четыре. Два ребенка = две личности.

А знаете, что для меня самое главное в воспитании погодок? Это осознание и принятие того факта, что два ребенка – это две разных личности со своими вкусами и характерами. В нашей детской у каждого из мальчишек есть свой маленький уголок. У младшего – это пока только кроватка и манеж, а у старшего – своя игровая зона и кровать. В дальнейшем, я полагаю, нужно будет еще больше разделять пространство и игрушки. По моему мнению, дети должны понимать, что у каждой вещи есть хозяин. И брать чужое (пусть и брата или сестры) без разрешения нельзя!

Правило номер пять . Средства два в одном.

Воспитание погодок – это замечательная способность одновременно вырастить двух замечательных людей. И заложить в них такие важные качества, как сотрудничество и компромисс. Я стараюсь разнообразить наши игры: в игровой форме дети должны научиться совместному принятию решений. Командные игры помогают сблизить «соперников» и показывают одну простую истину: победа достижима только общими усилиями! Чем мне нравится это правило? Оно одновременно выполняет две функции (а, значит, экономит мое время): занимает время детей и развивает их как личность.

Мама двоих очаровательных погодок
Ольга Алексеева.

фото Елены Медведевой.

Вы вновь ожидаете прибавление в семье и теперь у вас будут дети-погодки, но вас беспокоит вопрос, как вы справитесь с детьми?

Мне кажется, ваше беспокойство излишне. Воспитывать детей-погодок на самом деле гораздо проще, чем представляется многими родителями.

Ситуация, когда в семье воспитываются дети с разницей в один год, имеет много плюсов, а в некоторых случаях она проще воспитания детей близнецов, ну или по крайней мере не сложнее.

Во всяком случае, каждая женщина должна понимать свою ответственность, но не отказываться и от счастья связанного с рождением ребёнка.

Сегодня я не буду подробно описывать материальную сторону - она, как и всё связанное с детьми погодками имеет плюсы и минусы, но в моём понимание, скорее даже не минусы, а некие сложности. Отмечу лишь, что особенно сильно чувствуется экономия сразу после рождения второго ребёнка.

По мере взросления детей вы будете отмечать, что и одежда для малышей позволяет вам немного экономить, особенно если дети одного пола. Сейчас мы с вами вернёмся к основному вопросу этой заметки - плюсы воспитания детей-погодок.

Во-первых , режим дня у детей одинаковый и поэтому выстраивать их совместную жизнь намного проще. Время бодрствования и засыпания, приема пищи, прогулок и игр они будут проводить вместе.

Во-вторых , им нравятся одни и те же игры. Когда младший ребенок научится ползать, можно организовать для детей совместные забавы и игры: «догонялки»; совместное купание; домик, сделанный из большой коробки или под столом. Дети с удовольствием там играют.

В-третьих , у детей-погодок схожие интересы, поэтому их можно без труда увлечь похожими занятиями. Можно читать книжки, усадив рядом обоих детей, предложить им порисовать, лепить, собирать конструктор. Позже, когда дети-погодки подрастут, они вместе будут играть в песочнице или кататься на велосипедах. Младший ребенок при этом старается не уступить старшему и часто достигает успехов.

При посещении кружков, секций, студий родителям стоит помнить о том, что программы дошкольного образования рассчитаны на разницу в возрасте до 1,5 лет. Но не стоит отдавать детей в одну группу. Младший ребенок может быть еще физиологически не готов к освоению данной программы и ему будет гораздо сложнее, чем старшему. Лучше предложить детям схожие занятия, но в разных возрастных группах.

В-четвертых , детям-погодкам интереснее проводить друг с другом время, чем с другими детьми. Несмотря на то, что между ними могут часто возникать ссоры, которые иногда имеют весьма бурный характер (особенно между мальчиками), они достаточно быстро мирятся и продолжают играть, как ни в чем не бывало.

В отличие от детей с достаточно большей возрастной разницей, ссоры между детьми-погодками их только сближают. Даже конкуренция, которая была в младшем возрасте, не скажется на их отношениях в дальнейшем.

В-пятых , в подростковом возрасте детям не нужно будет искать собеседника: они с удовольствием будут говорить друг с другом о своих мечтах, обидах, планах на будущее. Они часто имеют общие секреты от родителей, любят делиться одеждой, играми. У них бывают общие друзья, увлечения.

Конечно, во время воспитания детей-погодков родители столкнутся с проблемами, причинами которых будет небольшая разница в возрасте. Главное, стараться создавать ситуации, в которых дети сблизятся друг с другом, научатся уважению, взаимопомощи. Они должны понять самое главное: сестра или брат - это человек, который сможет помочь в трудной ситуации.

Одним из главных и необходимых моментов является приведение режима детей к единообразию. Старайтесь создать такой распорядок дня, при котором удобно будет всем. Если старший ребенок захотел поиграть, не стоит постоянно фыркать на него. Попробуйте уложить младшего на кухне или в другой комнате.

Подготовьте малыша к братика или сестренки как физически (приучите спать отдельно, обходиться без ), так и психологически. Нередко уже вполне самостоятельные дети при появлении четвертого члена семьи, «впадать в ». Они ведут себя так, как и , требуя к себе много внимания.
Не упрекайте ребенка, просто спокойно объясните, что он уже перерос этот возраст. При просьбах что-либо принести или подать, используйте местоимение «мне», а не «ему» (братику или сестренке).

При воспитании детей-погодок, особенно в первое время, просто необходима посторонняя помощь. Но не следует полностью отдавать первенца на попечение нянькам или бабушкам. Старайтесь дарить и ему внимание и любовь. Пусть папа, бабушки также помогают в воспитании младшего ребенка. В это время вы обратите свое внимание на старшего.

Во время прогулки очень трудно уследить за обоими детьми. Поэтому постарайтесь к моменту рождения малыша научить старшего гулять без коляски. Помимо этого, ребенок в -два года очень подвижен, и над ним более тщательный контроль. Нужно вовремя подстраховаться и подхватить убегающего не в положенное место сорванца. Это сделать достаточно трудно, когда следить необходимо еще и за коляской. Для решения этой проблемы можно приобрести для младшего слинг.

Особых хлопот доставляет зимняя прогулка. Чтобы один ребенок, которого вы уже одели, не стоял и не парился в шубе, приучите старшего справляться с пуговицами и обувью самостоятельно. Тем более в этом возрасте у малышей развивается привычка «я сам». Неплохо бы было приобрести ему сапоги на липучках и одежду на кнопках.

Когда дети подрастут, не воспринимайте старшего ребенка за взрослого, ведь он все равно еще маленький. Не предъявляйте к нему повышенных требований, не развивайте в нем чувство нездорового соперничества или ревность. Игрушки, книжки, одежду покупайте одновременно.

Не изолируйте старшего ребенка от младшего. Позвольте ему помогать вам присматривать за ним или играть с карапузом. Больше рассказывайте и объясняйте ребенку. Не стоит отбрасывать привычные для вас двоих ритуалы. Если до рождения второго малыша вы, укладывая первенца спать, ложились рядом с ним и читали на ночь сказки, продолжайте это дело. Попробуйте построить день так, чтобы в это время младший не требовал к себе вашего внимания.

Обычно у родителей погодок не существует проблем с выбором школы или детского сада. Отдавайте детей в одно образовательное учреждение, там им обоим нужна будет поддержка друг друга. Что же касается организации досуга, здесь лучше принять во внимание индивидуальные пожелания каждого.

После двух лет воспитывать погодок становится намного легче и проще, чем детей с большей разницей в возрасте. Они отлично организовывают друг друга, им вместе намного интереснее. Старший ребенок будет чувствовать себя реальным помощником в воспитании младшего брата или сестренки. Это чувство ответственности за ближнего принесет в дальнейшем ему только пользу.

Кто такие «погодки»? Это дети, родившиеся с разницей примерно в год, один за другим. Но я часто слышала, что погодками называли многих детей с разницей до двух лет.

О детях-погодках задумываются многие семьи: малышам одного возраста интереснее вместе, они могут пользоваться общими вещами и игрушками.

Но часто по физиологическим причинам случается, что второй ребенок является истинным «сюрпризом», к которому ты не был готов. Мамы не успевают отдохнуть от одной беременности, как наступает другая. Это большой стресс для организма, да и сразу два маленьких ребенка в семье — это большая ответственность .

Ниже рассмотрим плюсы и минусы появления детишек один за другим, а потом расскажу о собственном опыте воспитания малышей с маленькой разницей. Итак, чем вас порадуют дети-погодки ?

Вы сможете «продлить» свой декретный отпуск, а затем вплотную заняться карьерой. Дети-погодки помогут «сэкономить» время.
Вам будет легче справиться с возрастными кризисами детей, если они наступают одновременно. В подростковом возрасте дети даже смогут поддерживать друг друга, делиться проблемами и т.д., не боясь быть непонятыми. У детей с большой разницей в возрасте такие кризисы наступают попеременно, и родители не успевают от них придти в себя.
Дети не любят донашивать одежду за своими старшими братьями и сестрами. Дети-погодки могут меняться предметами гардероба, а пока они маленькие, им и вовсе все равно, что их распашонками и пеленками не так давно пользовались.
Психологи отмечают, что дети-погодки намного меньше ревнуют родителей друг к другу. Всё дело в том, что первый ребенок просто-напросто не успевает привыкнуть к сосредоточию родительского внимания на нём, и перспектива разделить любовь взрослых с кем-то не пугает малыша.
Мамы знают, что ребёнку постоянно нужно общение. Дома погодки прекрасно развлекаются сами. К тому же более активный ребенок стимулирует развитие второго.
Дети-погодки учатся решать конфликты мирным путем, они менее эгоистичны, так как привычны к тому, что у них всё общее.
В перспективе проблемы с садом и школой решаются проще, если между детьми небольшая разница. Они помогают друг другу в саду, пользуются одними и теми же учебниками, так как школьная программа вряд ли кардинально измениться за один год.


Какие трудности вас ждут с детьми-погодками?

Ваш организм после первых родов истощен, поэтому протекать вторая беременность будет, скорее всего, не так, как первая. Необходимого спокойствия и душевного равновесия вы вряд ли сможете достичь, ведь внимания будет требовать уже родившийся карапуз.
Режим двух малышей трудно подстроить так, чтобы мама успевала отдыхать. Вам придется набраться терпения и привыкнуть, что забот у вас станет намного больше.
Для того, чтобы грудное молоко было в порядке, маме тоже нужно отдыхать. Дети-погодки исключают вариант помощи старшего ребенка, а, значит, придётся заручаться поддержкой бабушек и дедушек.
Все дети иногда болеют. И если (не дай бог) тяжело заболел один, то на госпитализацию нужно отправляться с обоими. Исключения составляют молодые семьи, имеющие родственников, готовых придти на помощь в любой момент.
Вас ждёт не одна конфликтная ситуация и заплаканные глаза детей из-за куклы или машинки. Но если вы приложите небольшие усилия, дети научатся не только уступать друг другу, но и помогать. Ни в коем случае не делайте постоянный акцент на то, что старший должен уступать младшему : это расставит неправильные приоритеты, и младший начнет пользоваться своей безнаказанностью.

Хотя разница в возрасте между детьми небольшая, на старшего из них ложится определенная ответственность. Ему придётся быстрее отказываться от соски, быстрее приучаться к горшку и показывать пример младшему. Многим детям такая роль по душе, но при должной поддержке родителей. Вы ни в коем случае не должны предъявлять к старшему ребёнку завышенных требований, лишать его ласки и внимания , которого обоим детям должно доставаться поровну .

Я часто встречалась со случаями, когда детей-погодок отправляли учиться в один класс , ведь так следить за ними и готовить к занятиям становится намного проще. Для этого приходится либо отдавать старшего ребенка в школу на год позже положенного, либо младшего на год раньше. Первый вариант неприемлем практически всегда: ребенку будет просто неинтересно учиться с младшими детьми, которых он будет опережать. В результате у него может пропасть интерес к обучению.

Красть у младшего целый год детства тоже не хочется. Поэтому все-таки лучше, если дети пойдут в первый класс соизмеримо своему возрасту. Исключение составляет лишь тот случай, когда младший опережает нормы развития и оба ребёнка очень хотят учиться вместе. Не стоит лишать их такого удовольствия.

Я очень заранее готовила свою дочку к появлению братика. Разница в возрасте у моих малышей 1 год 10 месяцев. Не совсем погодки, но ребенок в два года сам еще совсем несамостоятельный. Дочка говорила всего несколько слов, осознанных диалогов, конечно, не было. Как только чуть-чуть стал виден живот, я постоянно рассказывала ей, что за человечек в нем живет, как мы будем жить все вместе, как они будут играть, и как здорово иметь брата. Она с нетерпением ждала его рождения.

Когда родился сын, никакой ревности у дочери не возникло . Она уже привыкла к нему заранее. Ревность появилась только через год, когда младший стал ходить, стал мешать, интересоваться ее игрушками и требовать мое внимание. С самого начала я старалась по максимуму привлечь ее к уходу за малышом. Для нее это было своего рода игрой, уходом за живой куклой. Но она чувствовала себя нужной маме, не забытой. Сейчас им всего 1,5 и 3,5 года. Играют вместе они пока мало, но друг без друга начинают быстро скучать. Могу сказать, что смотреть за двумя такими детьми легче, чем за одним — переключается внимание, нет зацикленности на одном ребенке и его проблемах. Они отвлекают друг друга сами. Дети вынужденно учатся играть и делать все самостоятельно, хотя старшей совсем этого не хочется. Младший очень тянется за старшей, его развитие идет вперед гораздо быстрее. За счет маленькой разницы в возрасте, им легко брать друг с друга пример, повторять, ведь они еще недалеко ушли в своем развитии и интересах.

Теперь о проблемах . Сразу скажу, после того, как младший пойдет — станет легче , правда! Пока сама не увидишь — в это не верится, но это так. За последние полгода после этого события я наблюдаю немыслимый прогресс. Я уже даже стала забывать, что существовали какие-то проблемы. Скорее всего, большинство из них существовали лишь в моей голове, а не на самом деле. Уж слишком мне хотелось, чтобы никто не плакал и не капризничал, чтобы все шло гладко, размеренно, по плану. По моему плану))) После того, как я расслабилась и дала возможность детям быть детьми, все стало гораздо проще.

Итак, некоторые подсказки, а скорее примеры того, как можно поступить в разных ситуациях.

По возможности, используйте все, что можно для облегчения своего труда ! Стиральная машина, посудомойка, робот-пылосос, доставка продуктов, книг, вещей и прочего на дом, мойка окон и разовая уборка по вызову, и т.д. Сэкономленное время даст вам просто время на отдых и восстановление сил.


Как уложить спать погодок.

Если дети хотели спать примерно одновременно , то я укладывала старшую в кроватку, младшего на руках или в слинге. Потом уносила младшего в другую комнату. Я очень боялась, что ночные кормления не дадут как следует спать дочери. Через полгода я укладывала их в одной комнате, старшая не просыпалась от криков, так что напрасно боялась. Все зависит от сна конкретного человека. Есть дети, которые просыпаются от малейшего скрипа, но поэкспериментировать можно.

Если дети спят в разное время , старшая смотрела мультики, пока я укладывала младшего. Если была возможность, с ней играл кто-то из родственников. Сейчас она уже привыкла с моим укладываниям, и спокойно остается в комнате одна, занимает себя диалогами с игрушками и ролевыми играми по полчаса и даже больше. Знаю детей, у которых есть любимые занятия на полчаса-час, например, лего, журналы, любимые игрушки. Если старший не играет сам больше 5 минут, то очень поможет дневной сон на улице. Не нужно бояться, что ребенок не уснет рядом с детской площадкой из-за шума. Можно негромко спеть ему колыбельную или просто с ним разговаривать — тембр маминого голоса успокоит и частично заглушит уличный шум. Конечно, при таком режиме маме очень трудно отдохнуть. Зато есть прекрасная возможность побыть наедине с каждым малышом.


Купание.

Пока младший совсем маленький — купала сначала его, потом старшую. Мыла, вытирала, одевала — все в ванне. Как только малыш начал сидеть, стали купаться вместе . Маленький сидит с специальном стульчике, старшая просто рядом в ванне. Все помещаются, хотя ванна и небольшая. Каждое купание превращается в игру, иногда с игрушками по ролям, а иногда с брызгами и пеной. Поскольку купаю их я одна, когда дома больше никого, мою их, затем вытаскиваю младшего и несу в комнату. Старшая остается в ванне, при этом ни секунды не молчит — поет песенки, чтобы я знала, что все в порядке. Затем забираю и ее. Мажу кремом, одеваю, чищу уши я обоим сразу.


Кормление.

Когда кормлю грудью младшего, старшая дочка всегда рядом. Раньше я ей читала книги или что-то рассказывала, иногда мы просто фантазировали или вспоминали, сейчас она просто смотрит на маленького брата и восхищается им. Гладит его по голове, говорит, какой он маленький, хорошенький, кушает молочко. Это еще один момент побыть всем вместе. Наверное, если старший сын, это будет немного иначе. За стол мы старались садиться одновременно, старшая сама, а я кормлю малыша с ложки. Сам сын стал пробовать есть в 1,3. И сейчас я накрываю всем одновременно стол, дочка носит вилки и ложки, ставит хлеб, масло и тарелки. Обязательно ем с ними сама, потом они помогают убрать посуду, вытирают стол влажными салфетками (насколько могут, конечно) и бегут играть. При этом у них нет конкретных обязаностей, просто мы все вместе всё делаем, для детей это просто очередная игра вместе с мамой.

Домашние дела: стирка, глажка, уборка, готовка.

Стирает у меня машинка, а вот складывать грязное, развешивать и снимать постиранное мне помогают дети, как только научились ходить. И это процесс им очень нравится! Так что не лишайте своего малыша удовольствия перебирать разные предметы, подавать, складывать и т.д. Глажу только после отбоя — все же это очень небезопасно. Глажку можно отлично совмещать с просмотром какого-нибудь фильма , все равно отдельно их некогда смотреть. Уборку тоже можно делать с детьми, если разбить ее на маленькие кусочки по зонам. Чистку и глобальные уборки лучше тоже оставить на вечер, дневной сон или до папы. Кстати, маленькие дети очень любят подметать пол, вытирать пол и столы влажными тряпками или салфетками, бегать выбрасывать мусор в мусорное ведро. Несколько раз устраивали с дочкой «сюрприз» бабушке, убирая все к ее приходу в игровой. Однажды и меня ждал такой сюрприз, когда я укладывала младшего. Так что свой пример — самое то! Не показывайте, что домашняя работа вам в тягость и наказание, и дети тогда будут воспринимать ее просто как часть своей жизни.
Готовка: готовить вместе мы начали с 1,5 лет. Это только то, что делается быстро, чтобы у малышей не пропал интерес. Например, компот или простой пирог. В обязанности малышей входит: отмерить и положить все ингредиенты, принести мне продукты из шкафов (после 3 лет и из холодильника), помешать что-то негорячее, смазать маслом, взбить миксером с моей помощью и т.д. Фактически нельзя только к плите и горячему. Они прекрасно знают что где лежит, что зачем нужно, отличают сахар от круп, с восторгом смотрят за процессом, задают миллион вопросов — изучают мир в полной мере. Когда на плите нужно приготовить много — это в сон или вечером, но часть блюд можно делать вместе.


Top