Конспект внеклассного занятия "экологическая тропинка". Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее путешествие по экологической тропе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

республики Башкортостан

Конспект занятия на экологической тропе.

Т ема «Путешествие в Осень»

Цели. Понаблюдать за деревьями поздней осенью; научиться узнавать

деревья по внешним признакам; расширить знания детей о жизни птиц

зимой; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к " братьям нашим меньшим".

Материал.

Кормушки из бросового материала; корм для птиц, угощение для детей.

Ход занятия Путешествие в страну Осень.

В. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Смотреть позднюю Осень.

Но в эту страну не идут поезда,

И самолеты не летают туда,

Как же эту страну назвать?

Страну, до которой рукой подать!

В. А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай. Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки (идем по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки прыг-скок по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

В. Послушные у нас ножки?

Д-Да-

В. А куда же мы идем?

Д. Осень смотреть, приметы осени искать.

В. Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете

ли вы приметы осени. Давайте, поиграем в игру.

Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)

    Осенью цветут цветы?

    Осенью растут грибы?

    Тучки солнце закрывают?

    Колючий ветер прилетает?

    Туманы осенью плывут?

    Ну а птицы гнезда вьют?

    А букашки прилетают?

    Звери норки закрывают?

    Урожай все собирают?
    Ю.Птичьи стаи улетают?

11 . Часто-часто льют дожди? 12. Достаем ли сапоги?

13. Солнце светит очень жарко? 14.Можно детям загорать?

15.Ну а что же надо делать? 16.Куртки, шапки надевать?

В. Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Отгадайте-ка загадку.

Загадка

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Д. Береза.

В. Правильно, береза.

- Ребята, а как вы узнали, что это береза?

Д. Кора белого цвета с черными штрихами, гибкие, мягкие, тоненькие, свисающие ветки.

В. Листья у березы летом какого цвета?

Д. Зеленые.

В. Правильно, а осенью?

Д. Желтые, золотые.

В. Какой формы листья у березы? (раздаю, посмотрите) Д. Треугольные, маленькие, края с зубчиками.

В. Молодцы!

В. Ой, ребятки, волшебный ветер подул (бросаю листья над детьми). В. Мы все, все превратились в листочки. Танец листиков.

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился,

Хоровод на землю приземлился. В. Вот мы опять в ребяток превратились. В. Что ж, пойдем дальше.

Задание "Прямой счет до 5 и больше".

А чтобы по дороге вам не было скучно, вот вам задание: кто умеет считать до 10, надо сосчитать, сколько деревьев рябины встретится нам по пути, а кто еще не умеет считать до десяти, надо сосчитать, сколько птиц сидят на деревьях рябины.

Встреча с Красной Шапочкой

( Появляется Красная Шапочка)

В. А ты что тут делаешь, Красная Шапочка?

Беседа о зимующих птицах.

К.Ш. Пришла помочь птицам. Скоро наступят холода, а зимой птицам

голодно и холодно. И им зимой очень трудно находить корм. Поэтому птицы

из леса перебираются ближе к жилью человека.

А чем мы можем помочь птицам зимой?

В. Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке, чем мы можем помочь

птицам!?

Д. Сделать кормушки, подкармливать их.

В. Ребята, а каким кормом можно подкармливать птиц зимой?

Д. Крошками белого хлеба, семечками, разными крупами.

В. А куда можно насыпать корм?

Д. В кормушки!

К.Ш. А какие кормушки бывают. Я и не знаю.

В. Вот, посмотри, К.Шапочка, и вы смотрите, ребята! Мы с детьми старших

групп из бросового материала сделали вот такие кормушки! Из

пластмассовых бутылок, из коробочек из-под сока, кефира, йогурта.

Показ кормушек из бросового материала

К.Ш. Ребята, давайте мы с вами кормушки повесим, а я как раз собиралась

покормить птиц.

К.Ш. кладет в кормушки корм и вместе с детьми вешает кормушки.

В. Птиц можно подкармливать семечками тыквы, арбуза, дыни. Смешать все

эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Птиц можно

также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для

птиц. Охотно едят птицы творог, сливочный маргарин.

К.Ш. Ребята, а это ваш участок?

Д-Да.

К.Ш. А вы знаете, какие птицы прилетают на ваш участок зимой?

Д. Воробьи, синицы, снегири, ворона, сорока.

Акции "Берегите птиц"

В. Ребята, берегите птиц! Птицы наши друзья и неутомимые помощники в

борьбе с вредителями.

Даже народная мудрость гласит:

    Подкорми птиц зимой - они оплатят летом!

    Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!

Сюрпризный момент

К.Ш. Ребята, когда я шла через лес, набрала вот таких шишек! (орехов). И я хочу угостить вас! (раздает орехи или шишки)

К.Ш. А теперь, ребята, мне надо идти. До свидания!

В. Ребята, попрощаемся с Кр.Шапочкой.

Д. До свидания, Красная Шапочка!

Итог занятия.

В. Вот, ребята, мы сегодня научились заботиться о птицах. Впереди зима, и птицы будут ждать нашей помощи. Будем кормить птиц?!

Д.Да-

Домашнее задание.

В. Ребята, вот вам еще одно задание: когда придете в группу, еще раз

вспомните нашу прогулку, нарисуйте рисунки, придумайте маленькие

рассказы для тех, кого не было на прогулке.

В. Спасибо вам ребята, спасибо дорогие гости, на этом наше занятие

закончилось!

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»


Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ№102Г Рыбинск

Программное содержание . Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Закрепления представлений детей о садовых цветах.

1 Ребята сегодня мы пойдем на экскурсию по экологической тропе.

Мы подошли к указателю где написано экологическая тропа. Ребята, экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой, учимся беречь ее. Посмотрите, а вот и вторая табличка с надписью: Уголок леса. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (лиственницы, липы, берёзы, рябины, ели).

Молодцы, все деревья узнали правильно.

Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (Деревья похожи по строению, а отличие заключается в форме листьев, способностью сбрасывать их осенью.)

«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,

Можно к ним прислониться,

Можно под ними присесть.

В тихий час они шелестят листвой,

Охраняют наших дошколят покой».

-Ребята попробуйте отгадать загадку о дереве?

«Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы».

Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.

Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».

Кто любит ягоды рябины?(птицы)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке

В белом сарафане.

(Береза)

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

А теперь давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра " C чьей ветки детки"

Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.

Ход игры:

1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)

2. Назвать лист березы – березовый лист;

Лист клена- кленовый;

Лист дуба –дубовый;

3.Ребята собирают и несут листья к деревьям.

2. Дети с воспитателем идут по тропе к следующему указателю .

Что написано на указателе?(Метеостанция)

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)

Наклоняется трава.

Шелестит весь день листва.

И деревья сами

Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей

Стал проворней, веселей

Он летит и скачет

Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:

Это значит – нынче ветер!

Поднимите вверх глаза. Перед вами прибор для измерения ветра. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

Стрелка показывает направление ветра, а буквы помогут определить, какое направление у ветра.

Давайте определим, какой дует ветер. (Дети определяют.)

Как называется следующий прибор? Из чего он сделан и как называется? (Из пластиковой прозрачной бутылки. Осадкомер)

Для чего нужен следующий прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)

Как бы вы его назвали? (Дождемер)

Физкультурная минутка

Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

«Альпийская горка- цветник».

Воспитатель:

В центре клумбы, у Наташки,

Расцвели цветы – ромашки.

Целый день красуются,

Платьями любуются.

Посмотрите на нашу красивую клумбу.

Какие цветы вы видите на ней?

(дети отвечают: бархатцы, бегония, душистый табак и т. д.)

Беседа по строению цветка.

Ребята, а из каких частей состоят цветы?

(Стебель, лист, цветок, корень)

Для чего нам нужен корень?

(чтобы удерживаться в земле,

чтобы пить воду и питательные вещества).

Для чего нужен стебель?

(стебель держит растение;

На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).

Для чего нужен цветок?

(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)

(Воспитатель предлагает полить клумбу)

4 . Наблюдаем за кормушками.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Правильно ребята это кормушка.

- А зачем птицам нужна кормушка?

(Особенно зимой птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются.) -Ребята, часто кормушки называют еще столовыми для птиц.

А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)

Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.

Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе . Что вам больше всего понравилось и почему?

А что особенно запомнилось?

Программное содержание: ; расширить представления о семенах кленах, об их распространении; упражнять в умении находить положительные и отрицательные свойства объектов; развивать познавательную активность и интерес к деревьям, экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Материал: волшебная палочка, сундук, банка с водой, семена боба и клена, экомячик (мяч с наклейками — правилами поведения в природе).

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к нашему другу. А вот к кому вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

Лист ладошкой,

С длинной ножкой.

Дети. Клён

В. Вам знакомо это дерево? Как зовут нашего друга? Итак, мы отправляемся в гости к Пушистику.

Дети строятся парами и идут по направлению к клёну.

В. В гости к другу, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

В гости мы пойдём.

У Пушистика родного

Мы веселье заведём.

Дети и воспитатель подходят к дереву.

В. А вот и наш Пушистик. Давайте с ним поздороваемся. А как без слов можно поздороваться с нашим другом?

Ответы детей.

В. Ребята, вместе с нами к клену пришли ещё и воспитатели других групп, но они ничего не знают о нашем друге. Давайте мы им расскажем о нем. А для начала я предлагаю вам игру « Волшебная палочка ».

Дети передают друг другу «волшебную» палочку, рассказывая о том, что знают о клёне.

В. Как вы думаете, какую пользу приносит клён людям?

(Клён даёт тень в жаркую погоду; из клёна делают мебель, музыкальные инструменты (скрипки, гитары), лыжи и линейки и т.д.)

В. Ой, ребята, что это? (показывает семена клена) Наверно, это Карлсона пропеллер сломался.

Дети. Нет. Это курносики.

В. Правильно. Но ещё они называются крылатками. Это семена клёна.

Ребёнок.

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки.

И не знает почтальон

Кто их пишет…(клён).

В. Где мы на прогулке находим крылатки? А как они попадают на клумбу, на огород? А зачем ветер разносит крылатки? В гнёздах крылаток находятся семена (воспитатель показывает, дети рассматривают). Если их посадить, то из них быстро вырастут новые молодые деревца. А ещё их очень любят птицы. А теперь я предлагаю представить себя крылатками, покажите, как семена кружась опускаются на землю.

Двигательная пауза под музыку « Мы крылатки »

В. Посмотрите, ребята, я нашла какое-то интересное семечко (боб). Чем оно отличается от крылатки? Давайте посмотрим, умеет ли оно летать.

Опыт « Какие семена летают и почему? » (одновременно подбрасывают боб и крылатки)

В. Что быстрее упало на землю? Почему? А если бы у боба было такое же крылышко как у клёна, смогло оно летать?

Опыт « Сравнение по весу » (в банку с водой опускают семена боба и клена)

В. Что происходит с семенами? Почему семя боба упало на дно, а клёна нет?

В. Ребята, летают крылатые семена, потому что у них есть крылышки и они лёгкие.

В. Ой, что-то наш Пушистик загрустил. Давайте поиграем в игру и развеселим друга.

Подвижная игра « Раз, два, три к названному дереву беги! »

В. Ну, вот наш Пушистик и повеселел, даже веточками нам помахал. Но нам пора прощаться. И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру с таким интересным мячиком. Он называется «экомячик».

В. Ты катись наш экомячик

Долго-долго по рукам.

У кого остался мячик

Тот сейчас расскажет нам.

Дети передают под музыку друг другу экомячик, у кого экомячик на последнем слове окажется в руках, тот отвечает на вопрос, заданный воспитателем о клёне.


В.
Понравилась вам игра? Ребята, а что мы можем подарить нашему Пушистику на память?

Ребёнок. Стихотворение.

В. Хорошо. Расскажи, пожалуйста.

Ребёнок.

Мокнут крыши и кусты,

Двор и улица пусты.

Дождик с самого утра

Моросит рассеянно…

Растерял все листья клён

И стоит растерянно.

В. Молодец! А я предлагаю подарить Пушистику ленточки разного цвета. Мы повяжем их на веточки клёна и они будут напоминать ему его разноцветные листики.

Дети вместе с воспитателем завязывают ленточки, прощаются и уходят.

Занятие по экологии в старшей группе детского сада.На занятии продолжаем учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитываем любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формируем навыки поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание.

Оборудование.

Методическое проведение.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети.

Воспитатель

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Воспитатель.

Дети. Тополя.

Воспитатель.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель.

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель.

Дети.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель.

Воспитатель. Давайте повторим их.

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не сбивай грибы.
  2. Не разжигай костёр.

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Дети. Бабочки.

Воспитатель.

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель.

Воспитатель.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель.

Воспитатель.

Предварительный просмотр:

Экология

Занятие «Экологическая тропа»

Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе.

Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.

Методическое проведение.

Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас. Дети на поезде едут до станции «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.

Дети. Тополя, берёзы.

Воспитатель. Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Воспитатель . Послушайте стихотворение «Берёза».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети. Тополя.

Какой сильный ствол, пышные ветки.

Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Какой формы веточки?

Дети. Прямые.

Воспитатель. Какой ствол?

Дети. Толстый.

Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?

Дети. Почки тополя душистые, пахучие.

Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.

Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

Воспитатель . А что вы видите под ёлкой?

Дети. Шишки.

Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?

Дети. Белку.

Воспитатель. Чем питается белка?

Дети. Орешками.

Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.

Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).

Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

Дети. Скворцы, грачи, совы.

Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

Проводится игра «Скворушки».

Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).

Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

Воспитатель. Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).

Цветок на лугу

На бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял,

А сколько бы он

На лугу простоял.

  1. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
  2. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
  3. Не сбивай грибы.
  4. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:

– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.

Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.

Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.

Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.


Экологическая тропа "Природа-наш зеленый друг" для средней группы.

ХОД занятия:

Воспитатель проводит вводную беседу. Коротко рассказывает о том, что такое «экологическая тропа» , о чём дети узнают, пройдя по ней.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдёте по необычной тропе. Её для вас проложили воспитатели нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, о кустарниках, травах, птицах и насекомых. Узнаете что природа дарит человеку и как человек должен заботится о природе, охранять всё живое.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков)

(Детям показывается план тропы, отмечаются все остановки маршрута)

1 остановка: «Природа- наш общий друг»

Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это хозяин тропы, Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас разные задания.

Старичок-лесовичок: Ребята, ответьте на 1-й вопрос: Что такое Природа?

(дети отвечают на вопрос)

2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.

(называют правила поведения)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа-это

наш дом. Природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты...

Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни-пищу, жильё, одежду.

За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.

Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным.

2 остановка: «Все такие разные, но все такие нужные»

Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения) . Человек тоже использует растения для своей жизни-они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы.

Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.

(Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина)

Воспитатель: А чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко (показыват разные виды семян) .

Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.

Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.

Старичок-лесовичок: Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Птицы- главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение «Про всех на свете» , послушайте:

Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!

Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мёд,
Кто делает яд.

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

3 остановка: «Какое большое дерево!»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него

сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...) . Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.

(Вместе с Лесовичком рассматривают дерево, обходят по кругу)

Воспитатель: А какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

Озорной мальчишка
Сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)

Чёрный, проворный,
Кричит «крак» ,
Всем гусеницам враг. (грач)

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона-это... (ворона)

Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая... (синица)

Старичок-лесовичок: А теперь послушайте как поют птицы на нашем

4 остановка: «Разноцветные краски лета»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками...) . Посмотрите на нашу клумбу. Какие яркие, красивые цветы растут здесь. Назовите знакомые вам растения. (флоксы, ромашки, ноготки, бархотцы, георгины) Цветы, которые вы видите на клумбе посадили наши воспитатели. Они ухаживают за ними:

поливают, рыхлят землю, убирают сорняки. Поэтому на нашей клумбе можно увидеть и любоваться разными цветами.

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.

Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.

Как прекрасны все цветы!
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, лето!

Старичок-лесовичок: Ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах)

Воспитатель: Верно. цветы можно встретить в природе почти везде.

Они отличаются от цветов, которые посадили люди тем, что не такие яркие и не сильно привлекают внимание. Но без цветов жизнь вокруг была бы неинтересной и скучной.

Старичок-лесовичок: Сейчас вы сами польёте нашу клумбу и тогда цветы долго будут радовать нас. (поливают заранее приготовленными лейками) 5 остановка: «Яблоневый сад» (место для отдыха и аналитической беседы по тропе)

Воспитатель: Вот и закончилась наша необычная тропа! Мы с вами находимся в яблоневом саду! Сколько здесь много деревьев! Как называются все эти деревья? (яблони) Яблоня-это плодовое дерево. Весной яблоневые деревья зацветают нежными белыми или розовыми цветками, а в конце лета на них появляются сочные, сладкие и полезные для здоровья плоды яблоки. Кто из вас любит яблоки? В яблоках очень много витаминов и других полезных веществ, поэтому и детям и взрослым нужно чаще кушать яблоки.

Послушайте стихотворение о яблоне.

Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.

А с наступлением лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны,
Едят до самой до зимы.

Один бочок -зелёный,
Под солнышком взращённый.
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём. (С. Суворова)

Воспитатель: В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным, расте

ниям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва) Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали, не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу. Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение:

* Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё -таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой кажется...

Все-все-все на свете,
На свете нужны
И это все запомнить должны!

Старичок-лесовичок: Хочу на прощанье свами поиграть. Как вы думаете

трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой) . Ваша кожа превратилась в кору, а руки-в ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками-листчками.

Расставьте ноги шире-это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает) .

Старичок-лесовичок: Вот и кончилось наше путешествие. Понравилось вам? А теперь мой сюрприз! Кто знает на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моём саду есть такие деревья, и на них недавно выросли такие волшебные плоды. Найдите такие деревья. А я пойду отдохну. До свидания!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Малышок»

Экологическая тропа «Природа-наш зелёный друг»

(средняя группа)

Воспитатель: Гребенева Е.Л. МБДОУ д/с №11 «Малышок» г. Луховицы

Паспорт экологической тропы:

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Задачи:

  • Расширять представления о растениях.
  • Развивать познавательный интерес.
  • - Определять стадии роста садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.
  • Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
  • Сформировать познавательный интерес к миру растений.

Планируемые результаты.

  • Расширение кругозора.
  • Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
  • Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
  • В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям

Предварительная работа:

  • Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме
  • Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
  • Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, технический инвентарь.

Top