Стопа у малыша 5 мес повернута внутрь. Профилактика и лечение

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

Если малыш встает на носочки и ходит на цыпочках, можно расценивать это как игру. Однако, если это повторяется регулярно, при этом ребёнок не может полноценно наступать на стопу и нормально ходить, это говорит о каких-либо проблемах или отклонениях. Отметим, что ходьба на цыпочках часто встречается у детей до трех лет, когда двигательные навыки только формируются. Но если такое явление наблюдается и после 4-5 лет, нужно обязательно обследовать малыша у невропатолога.

Отметим, что далеко не всегда ходьба на цыпочках говорит о заболеваниях и патологиях даже у детей старше пяти лет. Как показывает статистика, 5% малышей во всем мире периодически ходят на цыпочках и делают это без причины, потому что это им нравится. Когда ребенок начнет ходить, он выбирает удобную позицию. Часто этой позицией является ходьба на цыпочках. Как правило, к 5-6 годам он самостоятельно избавляется от привычки. Давайте подробнее разберемся, почему ребенок ходит на цыпочках. И узнаем подробнее, как исправить неправильную походку.

Причины хождения на носочках

  • в 1 год и чуть старше, он выбирает более удобную позицию. Иногда это становится ходьба на носочках. Не переживайте, совсем скоро он научится ходить и на стопе. Для детей в 2-3 года периодическая ходьба на носочках – нормальный процесс;
  • Если маленький ребенок иногда становится на цыпочки и при этом может легко встать на полную ступню, не стоит беспокоиться. Такое поведение связано с любознательностью малышей, игрой, подражанием взрослому или стремлением стать выше;
  • Еще одна причина – гиперактивность, при которой дети становятся на носочек и начинают бегать на цыпочках. Так затрачивается больше энергии, а малыш быстрее устает. Для гиперактивного крохи педиатры рекомендуют увеличить физические нагрузки;
  • Частое применение ходунков при первых шагах усложняет ходьбу ребенка. Малышу трудно ставить стопу по-другому. Современные педиатры советуют отказаться от использования ходунков, так как это устройство замедляет двигательные навыки и развитие устойчивости. Младенец не прикладывает собственные усилия, чтобы ходить и стоять. В результате он не держит равновесие, не ориентируется в пространстве и начинает ходить гораздо позже рекомендованного срока. О плюсах и минусах использования ходунков читайте ;
  • Мышечная дистония – неравномерное и сильное напряжение мышц. Такое заболевание лечится при помощи специальной гимнастики, физических упражнений и массажа. Оно постепенно проходит по мере развития грудничка, когда тот начинает ползать, ходить на четвереньках, вставать и лазать;
  • Родовая травма часто влияет на мозговую деятельность ребенка и приводит к негативным последствиям. Но подобную проблему выявляют сразу после рождения. Заболевание требует специального лечения и наблюдения у врача;
  • Психологические проблемы и внутренний дискомфорт крохи тоже могут повлиять на ходьбу. В таком случае он может подсознательно встать на цыпочки и ходить так, будто крадется;
  • Если ребенок ходит на цыпочках постоянно уже в более старшем возрасте 4-5 лет, причиной могут быть различные тяжелые неврологические заболевания. Прежде всего, это развитие детского церебрального паралича (ДЦП) или пирамидальная недостаточность.

Как определить патологию

Регулярное наблюдение у врача поможет установить причину неправильной походки и своевременно распознать заболевание. Каждая патология, кроме неправильной походки, сопровождается еще и другими симптомами. При регулярном обследовании у специалиста и внимательном наблюдении за развитием малыша определить неврологическое заболевание можно на ранней стадии уже сразу после рождения ребенка:

  • К первым признакам мышечной дистонии относят повышенный или пониженный гипертонус мышц. Малыш неадекватно реагирует на свет и звук, руки и ноги при этом прижаты к телу. Грудничок часто запрокидывает голову назад, не может захватить игрушку и перевернуться на животик после трех месяцев. Ребенок находится в вялом либо, наоборот, слишком возбужденном состоянии. Наблюдается задержка в умственном, психическом и физическом развитии;
  • Пирамидальная недостаточность – нарушения элементов нервной системы, которые отвечают за двигательные функции. В раннем возрасте 2-3 месяцев она определяется дрожанием подбородка, рук и ног, запрокидыванием головы и неуверенным управлением пальчиками, поджиманием пальцев ног. При обучении ходьбе малыш не может полноценно стоять. Он не умеет захватывать и держать предметы, ходит только на цыпочках;
  • Первые признаки ДЦП у новорожденного в возрасте до одного месяца проявляются в том, что он не моргает в ответ на шум или громкий звук. В четыре месяца он не поворачивает голову и не тянется за игрушкой, в семь месяцев – не сидит без поддержки, в год – не произносит слоги и слова, не ходит, совершает движения только одной рукой. Для такого малыша характерны слишком медленные или, наоборот, слишком резкие действия. Иногда наблюдаются судороги, косоглазие, проблемы со зрением и/или со слухом.

Патологии, при которых ребенок ходит на цыпочках

Заболевание Описание Симптомы
Мышечная дистония Большое и неравномерное распределение напряжения в мышцах, часто наблюдается у грудничков; если запустить заболевание, в 2 года у ребенка появляется сколиоз, косолапость, кривошея Грудничок пожимает пальцы на ногах, не может и хватать игрушки или предметы, позднее срока стал переворачиваться на животик
Детский церебральный паралич Тяжелое заболевание, связанное с поражением головного или спинного мозга; в данном случае наблюдаются двигательные расстройства, иногда нарушение психики и задержка умственного развития Гипертонус мышц, ребенок сильно отстает в физическом развитии, не может ставить ногу на полную стопу, нарушается слух и/или зрение, иногда наблюдаются судороги и косоглазие
Пирамидальная недостаточность Нарушение функционирования нервной системы, которая возникает из-за родовой травмы шейного отдела позвоночника; наблюдается гипертонус мышц стопы и икры, гипоксия мозга Малыш запрокидывает голову назад, не может держать и удерживать игрушки (тремор рук), замедленное физическое развитие и нарушение походки, дрожащий подбородок

Неправильная ходьба без патологий и заболеваний

Если малыш хорошо развивается без задержек и нарушений в координации движений, спокойно передвигается на полной стопе, то проблем со здоровьем нет. Кроха в этом случае иногда может вставать на носочки ради интереса или игры.

Но важно, чтобы малыш не привык к такому хождению. Неправильная походка вызывает осложнения, среди которых задержка физического развития, искривленный позвоночник и неправильная осанка, косолапость и кривошея.

Кроме того, если малыш начал ходить на цыпочках постоянно, стопа лишается опоры на пятку. В результате пятка теряет функции, не развивается и не растет, а передняя часть стопы непропорционально увеличивается и растаптывается. Это приводит к тому, что определенные мышцы ног не могут нормально сокращаться.

Если ходьба на цыпочках не связана с заболеванием, применяют несколько различных способов исправления походки. Давайте рассмотрим, как отучить ребенка ходить на цыпочках и научить малыша правильно ставить ножку.

Как исправить походку ребенка

  • Покупайте обувь с закрытым носком и твердой пяткой на тугих липучках или со шнурками. Такая обувь должна крепко фиксировать стопу;
  • Больше гуляйте и уделяйте время активным занятиям. Ходьба, бег и прыжки способствуют усталости ног и задействуют различные мышцы, дают необходимую нагрузку;
  • Плавание и занятия в воде расслабляют мышцы и развивают правильную координацию движений, помогают справиться с гипертонусом и укрепляют иммунитет. Много полезных упражнений вы найдете в статье ;
  • Для развития ступней и мышц ног ребенка после двух лет можно посадить на детский самокат, а после 3-4 лет – на велосипед. Педали и поверхность самоката провоцируют ставить ногу полной ступней;
  • Лечебная гимнастика и массаж, физиотерапия – основное лечение при гипертонусе мышц. Упражнения разрабатывают голеностопный сустав, укрепляют связки и растягивают икроножные мышцы. Такие занятия разрешены для детей уже с трех месяцев. Наряду с массажем и физиотерапией для лечения гипертонуса врач может назначить электрофорез;
  • Врач может назначить специальные парафиновые сапожки. Это повязки из марли, которые пропитывают озокеритом или парафином. Данная процедура противопоказана детям с сахарным диабетом и склонным к заболеваниям сердца или сосудов;
  • Хвойные, солевые и травяные ванны расслабляют мышцы грудничка и способствуют решению проблемы гипертонуса. Для ванночки используют настои или отвары из пустырника, ромашки, череды и лаванды, а также морскую соль. Такие процедуры полезны для грудничков после 3-4 месяцев. Они не только снимают гипертонус, но и налаживают сон, устраняют раздражение с кожи, помогают устранить опрелости. для грудничка можно вводить после полугода.

Гимнастика и массаж в домашних условиях

Многие родители задаются вопросом, что делать, если ребенок ходит на цыпочках. При отсутствии патологий и серьезных заболеваний врач назначает лечебную гимнастику и массаж, которые можно делать дома. Данная гимнастика включает комплекс легких упражнений, в который входят подвижные игры и прыжки. Кстати, прыжки и лазанье прекрасно помогают наладить правильную походку.

Избавиться от привычки ходить на носочках поможет регулярная ходьба по мягкой и наклонной поверхности, на внутренних и внешних стопах, на пятках, по-утячьи и вприсядку. Такие упражнения задействуют голеностоп и икроножные мышцы, которые очень важны для ходьбы. Главное выполнять занятия регулярно.

Прекрасно помогают , которые можно начинать уже на третью-четвертую неделю после рождения! Они устраняют гипертонус мышц и укрепляют костный скелет, формируют правильную осанку и нормализуют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, улучшают пищеварение и даже выполняют функции массажа. Кроме того, покачивания на мяче расслабляют и успокаивают кроху.

Чтобы исправить походку, ставьте кроху на фитбол ножками и перекатывайте мяч назад-вперед. Регулярно делайте массаж ножек, разминая пальцами стопы и икроножные мышцы. Не забывайте о плавании и купании в ванночках с добавлением отваров или настоек.


Прямохождению дети обучаются начиная с рождения. Это очень сложный и ответственный процесс. На протяжении первого года жизни ребенок овладевает основными навыками, которые помогут ему принять правильное вертикальное расположение тела, научиться координировать движения и свободно передвигаться своими ножками.
Очень радует родителей момент, когда их малыш начинает делать первые шаги. Но в этой ситуации могут возникнуть проблемы. Довольно часто родители замечают различные нарушения в походке своего крохи.

Прихрамывания:

Самые частые причины хромоты у ребенка, к счастью, неопасны для его жизни. Временную хромоту, как правило, вызывают такие факторы:

Повреждение ноги, не имеющее серьезный характер;
Травмирование ноги;
Травмирование стопы;
Незначительный вывих пальца на ноге;
Длительное хождение;
Неправильно подобранная обувь;
Вросшие ногти;
Повреждения кожи во время состригания ногтей;
Бородавки и новообразования на подошве.

Чтобы определить причину хромоты доктор обязательно расспросит, чем малыш занимался в последнее время, чувствует ли он боль. Если имеются болезненные ощущения, то по возможности устанавливается ее локализация. Это чрезвычайно важно для своевременной и правильной диагностики и лечения.
Если хромота болезненная, то, как правило, имеется конкретное и в большинстве случаев видимое повреждение. К ним относят синяк, перелом, растяжение, наличие очага инфекции или воспаления.

Хромота, которая не сопровождается болезненными ощущениями и имеет хроническое или затяжное течение чаще всего указывает на наличие:

Врожденной патологии;
Нервно-мышечного заболевания;
Старой травмы, которая не была излечена должным образом.

При постановке диагноза врач обязательно учитывает возраст ребенка, поскольку заболевания, приводящие к хромоте часто характерны для малышей определенного возраста. Наиболее распространенными в таком возрасте являются следующие патологии:

Воспалительные процессы в мембране суставов. Довольно часто такое нарушение протекает именно в бедре и носит название токсический синовит;
Сепсис. Это состояние организма, при котором обнаруживаются бактерии в лимфе и крови;
Ревматоидный артрит;
Переломы в области берцовых костей.

Перечисленные заболевания часто встречаются у малышей до 5 лет.

У детей до 12 лет часто причиной хромоты является:

Воспаление ткани, которая выстилает сустав;
Нетуберкулезная патология сустава в первую очередь тазобедренного. Она очень часто случается у детей 2-12 лет. При этом затрагивается как одна, так и две ноги. Симптоматика включает боль в тазу, бедрах, коленях и паху, а также хромоту;
Смещение эпифиза костей бедра. Часто такое поражение встречается в подростковом периоде (10 -16 лет). Основные симптомы, на которые жалуется ребенок - это болезненные ощущения в области ног и хромота;
Ушибы разного масштаба в области берцовых или голеностопных костей. Такое повреждение приводит к кровоизлиянию в мышцах или перелому и развитию хромоты;
Травмирование ног в виде порезов;
Воспалительные процессы в святочном аппарате;
Параличи мышц ног. Особую опасность он представляет для тех малышей, которые уже начали ходить. При таком состоянии значительно ослаблены произвольные движения;
Переломы. Они чаще случаются в той части кости, которая не растет или в эпифизе. Если травмы такого рода случаются часто, то это отражается на росте определенного отдела скелета. Доктору чрезвычайно важно определить, не поврежден ли эпифиз.

Особую группу составляют слишком маленькие дети. В силу того, что их связки очень прочные, а эпифиз слишком тонкий и хрупкий, то нарушение, которое внешне кажется растяжением, в действительности оказывается переломом кости или в более тяжелом случае эпифиза.

Дисплазия суставов:

Серьезная проблема - это прихрамывание у малыша, которому своевременно не исследовали тазобедренные суставы. Вовремя не распознанная дисплазия в грудничковый период и, соответственно, отсутствие ее лечения, начинает проявляться после того, как малыш начинает активную ходьбу. Явное проявление вывиха бедра - это хромота, которая может и вовсе отсутствовать. Другие симптомы отсутствуют. Соответственно, выявить заболевание может только врач-ортопед.
Очень важно учитывать состояние здоровья тазобедренных суставов своего малыша, прежде чем определить его в спортивную или танцевальную секцию, а также разрешать ему повышенные физические нагрузки. Дело в том, что дисплазия суставов считается не только причиной его вывиха, но и приводит к таким серьезным заболеваниям:

Деформирующий артроз. Это заболевание, при котором разрушается хрящевая ткань в суставе;
Болезнь Пертеса. Это заболевание, в результате котрого в головке тазобедренной кости прекращается или слишком замедляется кровообращение.

Слишком позднее диагностирование дисплазии влечет за собой серьезные осложнения, поскольку лечение данного заболевания преимущественно оперативное. А это очень серьезная нагрузка на маленького ребенка. Немаловажен тот факт, что довольно часто даже оперативное лечение дисплазии оказывается неудовлетворительным. Детям с поздним диагностированием дисплазии зачастую требуется замена поврежденного сустава на эндопротез. Это влечет за собой длительную реабилитации и требует ежедневного выполнения рекомендованных упражнений.

Важно! Раннее выявление (в грудничковый период) дисплазии во многом способствует благоприятному устранению патологии без развития серьезных осложнений.

"Утиная походка":

При таком нарушении ягодицы малыша при ходьбе выдаются назад из-за слишком ярко выраженного лордоза в области поясницы. Вперед выгибается туловище и ноги ребенка. Таз колеблется и движется в разные стороны из-за слишком слабой поддержки мышц и бедер.

"Утиная походка развивается у малышей по таким причинам:

Вывихи и неправильная постановка суставов в первую очередь тазобедренных. Именно двусторонняя локализация повреждений вызывает нарушения детской походки и затрудняет формирование осанки;
Порок развития бедер;
Патологии мышц в области бедра и таза;
Повреждения периферической нервной системы;
Патологии костно-мышечной системы.

Все перечисленные заболевания чаще всего имеют врожденный характер.

Покачивающаяся ходьба:

Атаксия или нескоординированная походка - это чрезвычайно серьезное нарушение, которое сигнализирует о патологических изменениях в работе головного мозга, в частности, мозжечка. Именно этот орган влияет на обеспечении координации движений, а также делает их плавными и согласованными.

Проявления атаксии следующие:

Малыш широко ставит ноги во время передвижения;
Пошатывание во время движения;
Частые случаи падения;
Малыши не могут стоять, если их глаза закрыты;
Детям сложно садиться по причине дрожания в руках;
Имеются затруднения в речи. У таких малышей так называемая "скандированная" речь, которая заключается в разделении слов на слоги и расстановка ударения на каждый;
Малыши не способны воспроизводить точные и мелкие движения;
Сильное ухудшение почерка;

Причины атаксии у детей следующие:

Врожденные нарушения в формировании головного мозга;
Приобретенные травмы мозга в младенческом возрасте;
Воспалительные процессы в мозжечке, вызванные вирусами или бактериями;
Опухоли в области мозжечка или внутри него;
Заболевания сосудов головного мозга;
Интоксикации (в том числе и при ОРВИ);
Энцефалиты;
Водянка мозга или гидроцефалия, которая приводит к повышенному давлению внутри черепа;
Врожденные патологии обмена веществ и метаболизма в организме ребенка.

По происхождению атаксии выделяют такие виды:

Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка;
Сенситивная. Связана со снижением чувствительности в суставах и мышцах. Основные проявления - штампующая походка, резкое ухудшение качества ходьбы и удержания равновесия тела при закрытых глазах;
Вестибулярная. Вызвана нарушениями, происходящими во внутреннем ухе или повреждениями вестибулярного нерва. Особенности проявления такого типа атаксии заключаются в пошатывании, головокружении. Нередко добавляется тошнота, ухудшение слуха, нистагм (произвольное движение глазных яблок). При этом сохраняется хорошая координация движений обеих рук ребенка;
Лобная. Связана с нарушением возможности согласовывать работу тела и ног. Когда малыш встает, затрудняется перенос веса на две ноги. Во время передвижения ноги ребенка перекрещиваются, к тому же очень часто он расставляет их чересчур широко. Возникают частые падения малыша;
Психогенная. Развиваются необычные нарушения походки. Малыш может ходить по ломаной, выполнять скользящие движения, перекрещивать ноги, ходить с выпрямленными ногами. У ребенка параллельно отмечаются психические нарушения.
Если вы подозреваете у малыша атаксию, предложите ему закрытыми глазами прикоснуться пальцем носа или в лежачем положении коснуться пяткой колена другой ноги. Если ребенок не может сделать такие движения, то необходимо срочно показать его доктору. Такие симптомы могут свидетельствовать о грозных заболеваниях.

Спазмы мышц:

Четкость наших движений зависит от того, насколько правильно напряжены мышцы тела, в том числе и конечностей. К нарушениям походки приводит как чрезмерное, так и недостаточное напряжение мышц.
Если у малыша повышен тонус, то он передвигается на носочках. Одновременно ножка, которая выдвигается вперед, подворачивается внутрь. Такая походка отмечается у маленьких детей с повреждениями головного мозга и патологиями нервной системы, сопровождающимися повышенным тонусом мышц.

Опасность изменений походки:

Если очевидно, что повод развития детской хромоты очень прост, тогда вы без труда сможете все наладить. Если же нелегко разобраться в причинах хромоты, тогда необходимо обратиться к доктору.

Поставьте врача в известность, если при хромоте у малыша:

Боль слабовыраженная, но при этом причина ее неясная. К тому же она не поддается лечению в домашних условиях;
Малыш вполне может выполнять привычные дела;
Малыш не испытывает ночных болей;

Немедленно необходимо сообщить врачу, если:

У малыша повысилась температура тела и появились сильные болевые ощущения;
Поврежденная нога двигается с болезненными ощущениями;
На ноге отмечается опухоль или нарост;
Малыш существенно ограничивает свои действия из-за прихрамывания;
Кроха просит дать ему лекарство от боли.

Немедленная доставка в медицинское учреждение необходима в таких случаях:

Малышу трудно ходить от боли;
Имеются признаки перелома.

Родители зачастую могут самостоятельно определить серьезность болей. Также вполне возможно определить их локализацию. Для этого необходимо подвигать каждой отдельной частью поврежденной ноги. Также следует выявить различные повреждения на коже. Видимые мозоли и раны указывают на неправильную или слишком тесную обувь.

Важно! Если причина хромоты остается для вас неопределенной, то не стоит экспериментировать и надеяться на чудо. Необходимо сразу обратиться за помощью к доктору.

Пускай ваши малыши будут здоровы!


С волнующего момента рождения малыша и до первых в жизни, очень важных шагов проходит почти год. Крохи поначалу ходят неуклюже и вперевалочку. С наращиванием навыков хождения практически у всех походка выправляется, но существуют случаи, когда ребёнок продолжает ходить, наступая преимущественно на внутреннюю поверхность ступни - это вальгусная стопа - дефект, способный усложнить жизнь маленькому человечку. Об этом отрицательном моменте сегодня и пойдёт речь.

Мамочкино счастье сосредоточенно делает нелегкие первые шаги.

Ступни буквой Х

Что же из себя представляет плоско-вальгусная деформация стоп?

Это искривление во внутрь (к центру тела) изначально прямой оси от голени к ступне, сопровождающееся уменьшением высоты сводов самой ступни и отклонением пятки и пальцев наружу (сзади выглядит как крылышки бабочки). Средний продольный внутренний свод ступни (впадинка между пяткой и пальцами) практически исчезает. При сжатии и выпрямлении коленок малыша, расстояние между внутренними поверхностями лодыжек больше 4 сантиметров. Если поставить ребёнка на ножки, то между стопами вырисовывается отчётливо-патологическая буква «Х».

Такое Х-образное положение ступней относительно друг друга называется «плоско-вальгусная деформация стоп».

Определить диагноз несложно: стопы малыша будут расположены под некоторым углом.

Корень проблемы

Каковы же причины развития этого недуга? Вальгусная стопа у детей может быть:


Факторы, влияющие на развитие недуга

Предпосылками возникновения и развития приобретённой вальгусной деформации могут быть:


Видимые признаки вальгусной деформации стопы

Наиболее явные симптомы дефекта видны при ходьбе малыша:

  • ребёнок наступает не на всю поверхность ступни, а только на внутренний её край;
  • Х-образная форма самой ступни;
  • неуклюжая походка;
  • неуверенность шагов;
  • шарканье;
  • усталость от ходьбы.

Маленький мужчина мужественно шагает, превозмогая усталость.

Эти симптомы, кроме первых двух, можно обнаружить у всех детей, начинающих свои первые путешествия на собственных ножках. По мере того, как малыш приобретёт нужные при ходьбе навыки - симптомы исчезнут. Другое дело, если ребёнок уже давно сам ходит, а эти 4 последних симптома проявляются. Паниковать смысла нет, а вот обратиться за разъяснениями причин таких патологических проявлений к врачу надо.

Степени развития и тяжести заболевания

Доктор в зависимости от градуса деформации и тяжести патологии установит степень серьёзности заболевания:

  • градус отклонения колеблется в пределах 10-15 0 - хорошо поддающаяся лечению степень;
  • отклонения от нормы на 15-20 0 - лечение потребует определённых усилий;
  • угол отклонения от норм варьируется от 20 до 30 0 - лечение будет продолжительным;
  • более 30 0 - лечение длительное. При неэффективности комплексного терапевтического лечения может быть произведено хирургическое устранение дефекта стопы.

Любая степень заболевания может быть успешно устранена.

Нередко у малышей с диагнозом «плоско-вальгусная стопа» развивается плоскостопие. В более позднем детстве к последствиям вальгусного дефекта относят остеохондроз, артроз, сколиоз, различные деформации тазовой, коленной и голеностопной областей. Реже укорачивается одна из конечностей. Косолапие развивается при варусной деформации стопы - в противоположную сторону от вальгусной.

Чем и как лечить?

Лечение маленькому пациенту может назначить только профессиональный врач. Для избавления от врождённой вальгусной стопы применяют фиксирующие гипсовые повязки, шины или лангеты. Подобрать фиксирующий элемент может и должен детский ортопед. Он учитывает индивидуальные особенности развития дефекта у ребёнка и, основываясь на:

  • подометрии - методе, позволяющим обнаружить патологические изменения в случае неясной ситуации;
  • УЗИ ;
  • рентгенографии - рентген в 3 разных проекциях (маленьким деткам его делают очень редко);
  • компьютерной плантографии - исследования морфологических параметров ступни;
  • видимых внешних признаках - назначает восстанавливающие нормальное функционирование стопы процедуры и индивидуальную фиксацию конечностей.

Исход многочисленных исследований даст возможность ортопеду направить лечение в нужное русло.


Лечение приобретённого дефекта вальгусной стопы обычно проводят комплексно:
  • ножные ванны;
  • парафинотерапия (обёртывание воском);
  • озокеритовые и грязевые аппликации;
  • электрофорез;
  • магнитная терапия;
  • электрическая стимуляция мышц стопы и голени;
  • лечебное плавание;
  • ИРТ - иглоукалывание;
  • ЛФК - лечебная физкультура.

Существуют самые разнообразные способы избавления от недуга.

Также, как и при врождённой патологии, для лечения приобретённой вальгусной стопы широко применяются ортопедические шины, гипсовые повязки и другие фиксирующие элементы.

Благотворное действие массажа

Массаж при плоско-вальгусной стопе благодаря своей эффективности занимает особое место среди всех технологий борьбы с недугом. Он регулирует тонус мышц голени и ступни, снимает излишнее напряжение и делает мышцы более прочными, эластичными и выносливыми, улучшает кровоснабжение. Увеличение последнего способствует нормализации развития и роста ножек. Чтобы помочь крохе избавиться от вальгусной стопы - надо массажировать:

  1. спинку,
  2. поясничную область,
  3. ягодичную область,
  4. суставы и мышцы ног,
  5. ступни.

Необходимо уделить внимание не только проблемным зонам.

Прежде, чем начинать массаж, кроху надо сначала уложить на животик так, чтобы его ступни свисали с края массажного или пеленального стола, а под голени подложить маленькую подушечку в форме валика.

Спинку мы начинаем массажировать с поглаживаний вдоль позвоночника. Гладим малыша от поясницы в сторону шеи. Постепенно увеличивая расстояние между своими руками, производим поглаживания всей спинки до боков и подмышечных впадин. От поглаживаний переходим к лёгким растираниям. Их проводим кончиками пальцев по всей поверхности спинки малыша. После сгибаем свои пальцы так, чтобы их кончики касались ладоней, и делаем получившимися гребнями растирающие движения. Одна рука двигается в одну сторону, другая - в противоположную, как будто пилите. Завершить массаж спинки нужно поглаживаниями.

Начнем терапию со спинки крохи.

Массажировать пояснично-крестцовую область надо чередованием поглаживаний и растираний. Наносим на свои руки немного детского крема (если у малыша нет аллергии на него) и начинаем поглаживать его поясницу в направлении от позвоночника в разные стороны и одновременно вниз. В таком же направлении проводим и растирания.

На ягодичной области производим круговые и крест-накрест поглаживания. Растираем малыша тыльными сторонами пальцев, разминаем его мышцы, похлопывая, мягко поколачивая ягодицы крохи. Завершаем массаж поглаживаниями.

От попки крохи перемещаемся к главной цели мероприятия.

Маленькие ножки массажируем в последовательности:

  1. поглаживаем полностью все ножки;
  2. поглаживаем бёдра от ямочек под коленями кверху и кнаружи;
  3. разминаем мышцы всей задней поверхности ноги с небольшим нажимом;
  4. растираем кожные покровы;
  5. чередуем похлопывания ножек малыша ладошкой с сомкнутыми и разомкнутыми пальцами;
  6. проводим завершающее поглаживание.

Тщательно поработайте над ножками ребенка, применяя все представленные методы.

Массаж голеней может меняться в зависимости от состояния мышц крохи. Общий массаж начинаем с лёгких поглаживаний, способствующих притоку крови к нужной нам части тела. Гладить ребёнка надо от пятки к подколенной ямочке. Внешнюю сторону голени сильно разминать и растирать не надо. Здесь лучше сделать упор на расслабляющие приёмы: растяжение, поглаживание и потряхивание. Внутреннюю часть икроножной мышцы, наоборот, надо энергично растирать тыльной поверхностью пальцев. Разминающие движения производим подушечками пальцев. Здесь надо приложить силу. После глубокого разминания выполняем поколачивания и «рубления» внутренней части голени пальцами. Завершаем массаж голеней поглаживаниями.

Нежными поглаживаниями успокаиваем разгоряченную кожу малыша.

После всех выполненных действий переворачиваем малыша на спинку и делаем комплекс массажных движений на передней поверхности бедра:

  1. поглаживаем;
  2. растираем;
  3. разминаем;
  4. потряхиваем;
  5. поглаживаем.

Изменив положение крохи, переключаем внимание на его бедра.

Все действия производим снизу-вверх и кнаружи. Массаж передней поверхности голени проводим от ступни до колена по той же схеме, что и с передней поверхностью бедра.

Теперь можно перевернуть кроху на животик.

Мамочки, не дрожим, вы все делаете правильно.

Массаж стоп начинаем с придания ногам нужного положения - подошвы смотрят внутрь. Сначала гладим одну из ступней, потом энергично растираем. Те же действия производим и с другой ступнёй. Особое внимание уделяем выемке между пяткой и пальчиками малыша. Её активно растираем и разминаем, пощипываем. Верхнюю часть ступни тоже с небольшим давлением поглаживаем и растираем. До массажа верхней части ступни малыша нужно перевернуть на спинку. Отдельно массируем круговыми движениями большой палец и ступню возле него на каждой ножке.

Если вы беспокоитесь, что не справитесь самостоятельно с массажем, то лучше воспользоваться услугами профессионального детского массажиста или пригласить его проконтролировать ваши действия.

Такие нужные упражнения

Укрепляющий эффект массажа могут повысить специальные упражнения:

  • повороты ступней подошвами внутрь;
  • сгибание тыльной стороны ступни;
  • сгибание подошв;
  • сгибание пальчиков на ногах;
  • повороты стоп внутрь с захватом и удержанием ими игрушки;
  • вращение ступнями.

Мотивируем ребенка с детства выполнять легкую гимнастику по утрам.

Перечисленные упражнения выполнять надо комплексно. Сначала вы вместе с малышом будете их проделывать, а когда кроха подрастёт, то сможет сам выполнять лечебные движения.

Приятная и полезная гимнастика

Наравне с массажем и специальными упражнениями устранить патологию помогает лечебная гимнастика. Существует целый гимнастический комплекс упражнений для уже умеющих стоять ребятишек.

Ванночки с рифленой поверхностью - неплохая тренировка ножек.

Самое лёгкое и приятное для выполнения упражнение - это прыжки и ходьба на небольшом рифлёном коврике, расстеленном на дне ванны . Упражнение прекрасно укрепляет стопы малыша, не создавая излишней нагрузки на ещё неокрепшие костные суставы ребёнка. Проводить гимнастический комплекс надо несколько раз за день. Рекомендации о том, какие лучше упражнения использовать для лечения вальгусной стопы именно у вашего малыша, должен дать детский ортопед.

Также надо обязательно посещать все физиотерапевтические процедуры, предписанные доктором и не заниматься самолечением малыша.

«Несколько месяцев назад моему малышу, которому тогда было 10 месяцев, поставили диагноз «вальгусная деформация стопы». Назначили массаж, озокеритовые и амплипульсные ванночки, обувь выписали носить. 5 месяцев уже боремся с проблемой. Есть сдвиги в лучшую сторону. Массаж в сочетании с физиопроцедурами даёт очень хороший эффект! Не пренебрегайте этими методами лечения!»

Правильная обувь в лечении очень важна

Ребёнку, имеющему неправильную постановку стопы, обязательно надо носить специальную, индивидуально подобранную ортопедическую обувь. Особенность последней заключается в наличии жёстких боковых фиксаторов стоп и пяточек, супинаторов, индивидуально подобранных функциональных стелек, небольшого широкого каблучка. Самим родителям такую обувь подбирать не стоит - это должен сделать знающий специалист. Он же обязан рассказать о длительности ношения корректирующей обуви (постоянно носить её нельзя - могут атрофироваться мышцы). Даже здоровому малышу доктора рекомендуют носить ортопедическую обувь, начиная с первых шагов.

Ходить или не ходить босиком?

Известный детский педиатр Е. О. Комаровский выступает в пользу хождения дома при вальгусной стопе босиком: «Это имеет положительный эффект не только, как закаливающая процедура, но и как помощь в формировании стопы» - говорит он. Только поверхности, по которым ходит ребёнок не должны быть гладкими и абсолютно ровными. Практика хождения босиком или в тонких носочках используется при выполнении упражнений лечебной гимнастики.

Хождение босиком - важный аспект, который не следует упускать родителям.

Элина поддерживает Евгения Олеговича:

«При диагнозе «плоско-вальгусная постановка стоп» ортопед прописал ходить в специальных ботинках, намертво фиксирующих голеностопный сустав, но мы от хождения в такой обуви отказались потому, что дочка испытывала дискомфорт и начинала капризничать только при одном виде этих ботинок. Перебора в весе у нас не было и, вдобавок мы с ней много тренировались стоять и ходить у опоры босиком. Так что решили: ортопедическая обувь - не для нас. Сейчас есть значительные улучшения, но я считаю, что сложный вопрос о том, возможно ли обойтись без жёстких ботинок или нет, должен решаться индивидуально для каждого малыша в диалоге с ортопедом».

Предупреждаем возникновение и развитие заболевания

Как можно избежать появления приобретённой плоско-вальгусной стопы у ребёнка? Профилактика дефекта сводится к следующим мероприятиям:

  • не ставить малыша на ножки раньше 7-8 месяцев;
  • проводить ежедневные закаливания;
  • делать укрепляющую мышцы и связки гимнастику;
  • проводить профилактический массаж;
  • давать ребёнку полноценную пищу;
  • соблюдать диету при ГВ;
  • ежедневно гулять с малышом;
  • давать крохе противорахитный витамин Д;
  • выбирать качественную и соответствующую размеру ножки малыша обувь;
  • вовремя посещать врачей-специалистов.

Обязательно совершайте с крохой длительный, ежедневный моцион.

До 7 лет вылечить плоско-вальгусную стопу можно полностью. До 12-13 лет - лишь затормозить и скорректировать процесс. Позже лечение практически бесполезно.

Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию. Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне. Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.

Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части.

2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей

Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет.

Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.

3. О или X?

У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны. Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе. Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы.

Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура.

4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка

Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка. Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны. Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью.

Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет.

5. О чем расскажет походка ребенка?

Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра. Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки. При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают».

Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки.

Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду. То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение. Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.

6. У ребенка потеют ноги

Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.

7. Боль в икрах

Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр. Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но ночью кровоток снижается, и возникает боль. Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.

Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.

8. Ортопедическая обувь для детей

По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы. При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног. Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы.

Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.

9. Уже на каблуках?

Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом». По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.

Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.

10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей

Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы.

Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка.

Зарядка-игра для ножек
Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.
Разуйте малыша и предложите ему:
* попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге;
* вращать стопами по часовой и против часовой стрелки;
* ходить на носках, пятках и опираясь на внешнюю часть стопы;
* собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова);
* сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку;
* медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик;
* устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;
* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.


Top