Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Консультация для педагогов на тему: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

В ходе деятельности по формированию у дошкольников ОБЖ педагоги детского сада решают следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения; обучение детей правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека предметам; повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.

Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. В своей работе в этой области воспитатели ДОО используют разнообразные методы: беседы с детьми и родителями, ознакомление с художественной литературой, игры (словесные, дидактические, настольные, подвижные, сюжетно - ролевые, театрализованные), экскурсии по ДОО и окружающей её территории, наблюдения, «минутки безопасности», моделирование заданных ситуаций, тематические развлечения, досуги.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со способами действия в случае опасности.

Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – художественная литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств. Среди произведений, полезных для чтения детям: « Рассказ о неизвестном герое» и «Кошкин дом» С. Маршака, стихотворения А. Усачева, «Вредные советы» Г. Остера, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Пожар» Б. Житкова, « Как не попасть в беду» М. Монаковой и другие.

В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды» и других, даёт возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.

Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном систематическом взаимодействии детского сада и семьи через: тематические Дни открытых дверей, решение проблемных ситуаций (« Улица полна неожиданностей», « Мир прекрасен и опасен»), тренинги; оформление альбомов («Азбука безопасности», «Опасные предметы дома»), выставок рисунков и поделок («Наш друг – светофор», «Опасные животные»), создание книжек – малышек («Опасные жизненные ситуации глазами детей»); круглых столов, экскурсий, совместных развлечений и досугов. Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формы и методы работы по формированию у дошкольников основ экологической безопасности

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом в...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 8 «Аистенок»

Микляева Оксана Викторовна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту . Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

формировать безопасного безопасности жизни и здоровья детей безопасности

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

    формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

    воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

    знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту ;

    развитие основ экологической культуры, воспитание любви , ответственного и бережного отношения к родной природе;

    воспитание грамотного участника дорожного движения;

    воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

    системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

    доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей );

    включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

    наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

    динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

    психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей , актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности ;

2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях , тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса :

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры – занятия;

Заучивание правил безопасного поведения ;

Беседы;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно – ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Досуги;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ , большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей , они должны уметь применять в реальной жизни , на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации , в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного , здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности , который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы» , «Регулировщик» , «Спасатели» , «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице» , «Внимание! Терроризм!» , «Пожарная безопасность для дошкольников » и др; альбомы «Лекарственные растения» , «Ядовитые растения и грибы» , «Профессии» , «Валеология, или Здоровый малыш» , «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно» , «Продолжи ряд» , «Назови одним словом» , «Четвертый – лишний» , «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры « Основы безопасности » , «Большая прогулка по городу» , «Хорошо – плохо» , «Валеология» , «Дорожные знаки» , «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки» ;

В. Житков «Пожар» , «В дыму» ;

С. Маршак «Пожар» , «Рассказ о неизвестном герое» , «Сказка о глупом мышонке» ;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки» , «Осторожные сказки» ;

К. Зайцева «Уроки Айболита» ;

Сказки «Волк и козлята» , «Три поросенка» , «Красная Шапочка» , «Заюшкинаизбушка» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности » ;

И. Серяков «Улица, где все спешат» , «Ученый дружок» ;

Е. Пермяков «Торопливый ножик» ;

А. Иванов «Азбука безопасности . Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули» , «Как неразлучные друзья дом охраняли» ;

И. А. Яворская «Дети и дорога» ;

И. Лешкевич «Светофор» ;

Н. Носов «Автомобиль» ;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок» ;

А. Дорохов «Подземный переход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» ;

А. Дмоховский «Чудесный островок» ;

В. Семернин «Запрещается – разрешается» ;

А. Северный «Три чудесных цвета» .

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей , повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

    информационно -аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

    познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

    наглядно- информационное направление : организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде , папки-передвижки, разработка памяток;

    досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

    Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

    Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни .

    Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.


Введение В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Во-вторых принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС ДО), который введен в действие с г. Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области: 1.социально-коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3. речевое развитие; 4.художественно-эстетическое развитие; 5. физическое развитие. Все эти изменения поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство. Наше Учреждение работает по основной образовательной программе МБДОУ Достижение целей и задач образовательной программы осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Приоритетное направление ДОУ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста (является одним из направлений Области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО)


Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Патриотическое воспитание Трудовое воспитание Развитие игровой деятельности Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Постоянная непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их выполнению. Более подробно я остановлюсь на одном из направлений образовательной области – «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»


« Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.» Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.


Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа с педагогическим коллективом; Задачи в работе с педагогами * повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей по формированию основ безопасности жизнедеятельности (нормативно - правовая база, методическая литература и т д) * создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники). * создать предметно развивающую среду по теме во всех возрастных группах. Работа с родителями; Задачи в рабате с родителями * знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности; * повышать уровень знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности; * воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие; * создать особую форму общения между родителями и воспитателями:« Доверительно деловой контакт » Работа с детьми. Задачи в работе с детьми * формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; * расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; * закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте; * развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе; * способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка - дошкольника;


Работа с педагогическим коллективом. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме; Подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию предметно - развивающей среды по теме. Проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары - практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми и др. Обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности. Нормативно - правовое обеспечение и изучение новых документов. Управленческая составляющая заключается: в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании..


Работа с родителями воспитанников Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Цель работы с родителями объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей; Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме; Анкетирование, опросы: « Мой взгляд на безопасность », « Причины дорожно - транспортных происшествий » и др. Информация о безопасности воспитанников выложена на сайте нашего дошкольного учреждения, родители знакомы с паспортом безопасности ДОУ, с пропускным режимом, с регистрацией в журнале посетителей ДОУ, так же информированы о наличии охранной системы «Тревожной кнопки» и «Системой автоматической пожарной сигнализации».


Основные формы работы с родителями по теме. Возможны следующие формы работы педагогов с родителями: организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы) ; организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д..) Предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования. Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разработаны проекты по основам безопасности жизнедеятельности.


Работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Главная цель работы- формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Она реализуется путем решения нескольких задач: Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе; Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.; Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения; Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.


Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ(информационно-коммуникативные технологии) с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи: Воспитательные, Развивающие. Обучающие. Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности: Микроклимат в ДОУ; Пространственно-предметное окружение Игровая среда. Формы организации деятельности детей дошкольного возраста Организованная деятельность детей Совместную деятельность взрослых и детей Свободная самостоятельная деятельность




Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Первый этап - это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе., есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель: Второй этап- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний; Третий этап- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе; Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки: Пятый этап- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.


Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе Планирование воспитательно-образовательной работы основывается на следующих принципах: Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка. Комплексно-тематического построения образовательного процесса; Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей. Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки. Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина) разработанная на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.


Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. В соответствии с программным содержанием в нашем ДОУ реализуются шесть основных направлений программы: 1. Ребенок и другие люди; 2. Ребенок и природа; 3. Ребенок дома; 4. Здоровье ребенка; 5. Эмоциональное благополучие ребенка; 6. Ребенок на улицах поселка. Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых. Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых. Знакомя детей с художественными произведениями педагоги обращают внимание на умение встать на позицию другого человека, выбрать социально-приемлемую в данной ситуации линию поведения, поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.


Основным содержанием образовательной деятельности нашего ДОУ является разработка проектов, таких как «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др. Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил (дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.


В МБДОУ широко используются разнообразные формы пропаганды безопасности с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой информации. Воспитатели МБДОУ выступают с демонстрацией образовательной деятельности на районных методических объединениях, семинарах, участвуют в конкурсах как районных так и областных где занимают призовые места. Принимают активное участие в районных и межрайонных соревнованиях.


Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ. Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, что бы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.



Ирина Хасанова
Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»

Вид проекта : практико-ориентированный, коллективный.

Актуальность темы : Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей . Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны : они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи , когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями . Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности , здорового образа жизни . Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том , что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности .

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни , уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду :

Организованные формы обучения на занятиях,

Совместную деятельность взрослого и ребенка,

Самостоятельную деятельность ребенка,

Воспитание навыков поведения,

Ознакомление с окружающим,

Развитие речи,

Художественную литературу,

Конструирование,

изобразительное искусство ,

Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности .

Цель моего проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта :

Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем ;

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице ;

Объяснить правила общения с животными.

Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

Обогатить представление детей о здоровье . Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Этапы реализации проекта :

Первый этап : Подготовительный.

Цель : определить основные направления работы .

Задачи : разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап : Организационный.

Цель : составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих .

Задачи : оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики .

Третий этап. Основной .

Цель : провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности . Задачи : подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей .

Четвертый этап. Аналитический.

Цель : систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта .

Задачи : количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель : обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека .

Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа :

Начальный : рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;

Основной : тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.

Итоговый : КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.

В рамках проекта мы предлагаем , выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме . Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице) . Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей , большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей . Продуктами этой деятельности являются :

Создание книжки-малышки «Азбука безопасности » ,

Выставки детских рисунков,

Фотографии занятий,

Макет «Наша улица» ,

Конспекты занятий и тематических дней,

Сборник «Копилка загадок» ,

Мультимедийная презентация.

Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ » поможет :

Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице , в природе и в быту;

Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;

Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Для решения задач проекта , необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию , активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так , чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения . В этом случае среда выполняет образовательную , развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это- телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы» , сказки : «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

Уголки ОБЖ в группах оснащены :

Дидактическими играми;

Учебными макетами, перекрестками;

справочной литературой : энциклопедии, справочники;

Строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

транспортом : специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;

Настольно-печатными играми;

Макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

Разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

Аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

Альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

Иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей ;

Семейными проектами : «Дорожные знаки» ; «Правила пользования велосипедом» , «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей» , и др.

Таким образом , достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе . Для сохранения здоровья детей , снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это :

Гибкий режим дня;

Закаливающие мероприятия;

Полноценное питание, витаминизация;

Медицинский кабинет;

Соблюдение СанПиНов;

Комната релаксации;

Спортивная площадка;

Физкультурный зал;

Двигательный режим;

Музыкальный зал;

Тематические занятия.

Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей , массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей , повышению общего жизненного тонуса . На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей . Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения . Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни , безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях , открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Контакт с родителями помогает не только собрать материал , но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей , взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы :

индивидуальный диалог;

приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

знакомство с публикацией из местной прессы;

приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения ;

участие в конкурсах;

оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;

информационные стенды , папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей .

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности .

Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей . В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей .

Таким образом , систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты : что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

Прогнозируемый результат реализации проекта :

Дети :

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих ;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности ;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях ;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители :

Осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа .

Педагоги :

- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни . Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности . Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает , несомненно, положительные результаты.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей .

Список информационных источников

1. 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие. - М., 2004.

4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность . Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников . Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.

7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу : 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

8. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

« Челябинский педагогический колледж № 2»

Горбунова Анастасия Владимировна

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни»

Курсовая работа

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

Курс III группа 3/1

Руководитель: Килеева Галина Ивановна

Челябинск, 2014

Введение

Глава I. Теоритическое обоснование проблем формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

1.1.Анализ психолога – педагогической литературы по формированию безопасности жизнедеятельности у детей 7 года жизни

1.2.Задачи и содержание формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

1.3.Методика формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

Выводы по первой главе.

Глава II. Экспериментальная работа по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

2.1. Изучение уровня знаний у детей основ безопасности жизнедеятельности

2.2.Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

2.3.Результаты работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим.

Актуальность этой темы заключается в то, что современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице и в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим появилась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.)

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Специалисты разных научных направлений отмечали, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а-порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор тему курсовой работы: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни».

Цель исследования - определить педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни.

Объект исследования - процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни.

Предмет исследования - содержание, методы и приемы воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей седьмого года жизни.

Гипотеза: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни будет осуществляться более эффективно если:

    будет изучена методическая и психолога – педагогическая литература;

    будут созданы педагогические условия способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования:

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.Выявить возможности детей седьмого года жизни в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

3.Организовать педагогические условия, способствующие формированию основ безопасности.

Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: бесед и наблюдений.

База исследования МБДОУ ДС КВ №66 «Теремок» в подготовительной группе №1 «Бабочки».


Top