Архетипы мужчины и женщины согласно учению юнга.

Н а прошлой неделе мне сделали обалденный психологический подарок. Один очень замечательный психолог в нашем городе Одесса - Ирина Любимова - пригласила меня на игру "Открой в себе Богиню. Богиня в каждой Женщине" . Автор и разработчик этой игры Наталия Чухвицкая (практический психолог, арт-терапевт, мастер РейКи, руководитель студии интуитивного рисования «Со-творение»).
Собрались мы "поиграть" в эту игру в одном из одесских ресторанчиков - "Город N". На игре нас было четверо девушек и наша прекрасная ведущая Ирина Любимова. Мы расположились за столом на котором уже было разложено игровое поле. Нам поскорее хотелось узнать свой Архетип женщины, как древнегреческой Богини.

Мое первое впечатление явно соприкасалось с детством, играми, игральными кубиками, фишками и детским восторгом, когда я играла со своим старшим братом. И тем самым игра сразу расположила к себе.

В начале нашей игровой посиделки мы все представились и немного рассказали о себе, особенно уделили время тому, чего мы ждем от игры. Все были очень приветливые, поэтому мы с легкостью рассказывали о себе.

Итак, игра "Открой в себе Богиню" основана на знаниях о древнегреческих богинях. Исходя из этих знаний, Н. Чухвицкая выделила несколько женских архетипов, которые, кстати, в отличали от мужских архетипов, могут меняться в течение жизни, зависят от нашего цикла, настроения, окружения и т.д. Но в любом случаи, у каждой из нас есть свой основной архетип, который и влияет на нашу жизнь.

Всего выделено 3 архетипа женщин:

I. Богини Девственницы.
1). Артемида
2). Афина
3). Гестия

Эти три Богини олицетворяют жизнь Ума - живут умом . Главное для них личное достижение.

II. Уязвимые Богини.
1). Гера.
2). Диаметра.
3). Персефона.

Эти три Богини олицетворяют жизнь Сердца . Главное для них выполнения своих традиционных женских ролей.

III. В эту группу выделяют лишь одну Богиню - Афродиту. Главное для нее это жить своими чувствами.

Определив свой архетип, стоит воспринять это как побуждению к действию меняться, становиться лучше. Если ваша Богиня вам не по душе, то все равно нужно ее полностью принять, что поможет получить от своей Богини по максимум.

А теперь самое интересное, разберем что же собой представляет каждая из древнегреческих Богинь.

Артемида

Артемида – сестра Аполлона - Богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, Богиня Луны.
Социальная роль у этой Богини представлена в виде сестры и соперницы. Для нее важны личные достижения, она четко видит свои цели и движется в их направлении.
Замужество для Артемиды не является самоцелью. В браке ей важны партнерские отношения, равноправие в семье. Дети, как и муж, на первом месте не стоят – важна карьера.
В сексуальном плане более важна физиологическая потребность. Часто подвержена своим лунным циклам. Отдых предпочтительнее на природе, желательно около водного объекта.

Афина

Афина – дочь Зевса – Богиня мудрости, ремесел и справедливой войны. Афина схожа с Артемидой своими слабостями: эмоциональная холодность, закрытость, не проявляют никакого интереса к окружающей жизни.
Сила Афины в стратегии, планировании, анализе и мудрости. Она не соревнуется с мужчинами, но всегда стремится к успешным, властным и готовым на все мужчинам.
В качестве мужа отдает предпочтение героям. Дети у нее не на первом месте, но воспитывает Афина своих детей как героев. Так как Афина вышла из головы Зевса, то она в большинстве своем живет головой . Она отстранена от взаимодействия со своим телом.
Секс она воспринимает как неотъемлемую часть семейной жизни, также они понимает значение половой жизни в здоровье для женщины.
К отрицательным чертам Афины можно отнести сильную привязанность к отцу, ее зависимость от отцовской оценки.

Гестия

Гестия - юная богиня семейного очага и жертвенного огня, это сестра Зевса.
Эта Богиня сосредоточена на внутреннем своем мире. Она олицетворяет домашний очаг, семейное благополучие. Это тихая и спокойная женщина, для которой главное – это мир внутри нее самой. Она не вмешивается в дела мужа, ее роль – уют и комфорт в ее доме. Она всецело поглощена своим домом.
Минусы Гестии – отстраненность от социума, им очень тяжело за пределами своего мира.
В сексе такие женщины достаточно долго остаются закрытыми, пока в их жизни не появляется именно их Мужчина. Но даже в этом случае инициатива должна полностью исходить от мужчины.

Гера

Гера – жена Зевса. Это верховная правительница, Королева. В своем высшем проявлении – это Мудрость, но в своем низменном проявлении она очень ревностная, агрессивная и яростная.
Смыслом жизни Геры является ее муж. Они устранит всех своих соперниц, всех любовниц мужа, но он для нее все равно останется самым лучшим. Если такая женщина чувствует нелюбовь своего мужа, то она начинает чахнуть, становится ранимой и неуверенной.
Как правило, такие женщины
дорожат своей девственностью и берегут себя для мужа. Материнство отступает на второй план.
Дружит Гера только семьями. Если подруга вдруг расстается со своим парнем или мужем, то она резко переквалифицируется в категорию соперницы.

Деметра

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия. Это Женщина – Мать.
Положительные ее черты: забота о детях, щедрость, милосердие, желание заботиться и отдавать все лучшее. Она проживает жизнь своих детей.
Но есть и отрицательная сторона: она не дает своим детям жить своей жизнью. А когда дети вырастают и уезжают от нее, то она теряет смысл жизни.
Муж у нее на втором месте и он должен очень любить своих детей, показывая тем самым жене и свою любовь к ней.
Женщине этого типа будет легко находить общий язык с такими же женщинами-наседками. Им есть о чем поговорить: это будут темы о доме, муже, детях. С другими представительницами им просто будет не интересно общаться.
Такой женщине нужно развиваться, учиться любить себя и находить новые занятия.
Секс для нее в большей мере выступает, как акт зачатия ребенка.

Персефона

Персефона – богиня плодородия и царства мертвых, дочь Деметры и Зевса. Это женщина – дочка, которая все время зависит от чужого мнения. У нее очень сильная и прочная связь с матерью.
Она неконфликтная, соответствует образу того общества, где находится, может манипулировать людьми и быть далеко неискренней.
Этот архетип очень восприимчив , такая женщина может не только слушать, но и слышать. У таких женщин часто развиты чувства, они становятся эмпатами.
Такая женщина выбирает одного из трех типов мужчин:
1. Детско-юношеские отношения. Связь с матерью не прерывается.
2. Богатый «папенька» - здесь уже влияние матери уменьшается.
3. С мужчинами, которым не комфортно со взрослыми женщинами.
Такой женщине необходимо научиться жить "своими мозгами", постараться оторваться от своей матери.

Афродита

Афродита - богиня красоты и любви, плодородия, вечной весны и жизни, богиня браков и родов. Эта Богиня делает то, что хочет, ей свойственны близкие разнообразные связи. Она олицетворяет женскую сексуальную творческая энергия.
Она очень любит детей , как и они ее.
Сексуальная и творческая энергии имеют одну природу: без одного нет другого. Такая женщина нередко добивается успеха, но это не является для нее самоцелью.
Минусы: неразборчива в связях, живет сегодняшним днем.

Итак, после игры у меня преобладала Богиня Персифона . Мне осталось лишь сделать свои вводы, анализируя свой жизненный путь.

Куда не глянешь – повсюду только архетипы. Что такое архетип? Это, прежде всего, программа поведения, универсальная врожденная психическая структура. Автор термина (кстати, слово «архетип» – сложносоставное, состоящее из греческих “arche“– начало и “typos” – изначальный образ, первичная форма) – Карл Густав Юнг. Именно он разработал концепцию архетипов. Сегодня знание архетипа человека помогает ему самому и окружающим лучше ориентироваться в его психической жизни, лучше понимать мотивы его поступков.

Архетип – символ, концепция, объединяющая в себе инстинкты, образы, тело, психику. Принадлежность к определенному архетипу оказывает серьезное влияние на мировоззрение, позицию и жизненный сценарий любого человека. Доминирующий в психике архетип задает человеку тип мышления и действительно становится моделью поведения, определяющей судьбу своего носителя.

Почему доминирующий? Потому что в человеке способны находиться до 3 архетипов, каждый из которых имеет собственные сценарии, отраженные в древнегреческих мифах. Естественно, что и сами архетипы получили имена богов Древней Греции.

Существуют мужские и женские архетипы. Для женщины знание основных мужских архетипов может оказаться весьма полезным. Да и мужчинам стоило бы познакомиться со своим Богом поближе.

Зевс

Уверенный, авторитетный Зевс является лидером во всем. Доминирующего положения он добивается при помощи своего интеллекта, интуиции и умения планировать.

Однако Зевса можно упрекнуть в авторитарности. Он стремится управлять всем, до чего только может дотянуться. Зевс не признает несогласия, неповиновения и отказов.

Посейдон

Посейдон также стремится обзавестись собственным царством. Однако повышенная эмоциональность, быстро загорающийся и гаснущий интерес, сиюминутные и принимаемые под влиянием чувств решения не дают Посейдону достичь многого в жизни. Такова плата за чрезмерную чувствительность и яркую душевную жизнь.

Как и властитель подземного царства, носитель архетипа Аида погружен в свой мир и как будто бы не интересуется миром людей, не присутствует в нем. Аид – интроверт. Он отрешен и замкнут.

Юнг считал, что у людей, принадлежащих к данному архетипу, чрезвычайно развита интуиция. Они очень тонко чувствуют подоплеку любых событий вокруг них, ощущают глубинную суть людей, хотя внешне ничем не выдают своих эмоций.

Аполлон

Мужчины-аполлоны – приятные собеседники, он гармоничны и дипломатичны. Обожающий точность и порядок во всем, Аполлон мало уделяет внимания эмоциональной стороне жизни. Ведь он практичен чрезвычайно, и во всем руководствуется логикой, разумом, а не преходящими эмоциями и чувствами. Даже в отношениях с женщинами.

Гермес

Живой, талантливый, подвижный, быстро и ясно мыслящий мужчина-Гермес воплощает в себе все лучшие и худшие черты непостоянного бога. Он хочет все, сразу, и готов отправиться за этим всем сразу в нескольких направлениях. Причем во всех одновременно.

Очаровывать, заманить в сети своего обаяния – это у Гермеса получается великолепно. К сожалению, сам он ничего не чувствует и потому, совершенно не способен заботиться о чувствах других людей.

Арес

Эксцентричный страстный Арес живет только сегодняшним днем. Его разум – это инстинкты, его стратегия – эмоции и чувства. Он от самого рождения отличается эмоциональностью, импульсивностью, агрессивностью, а позже – яркой сексуальностью. При таких качествах неудивительно, что Арес не выносит одиночества.

Гефест

Вечно о чем-то тревожащиеся интроверты, живущие во власти эмоций, творческие тонкие и ранимые личности, часто Художники с большой буквы – таковы представители архетипа бога-ремесленника Гефеста. Гефест никогда не становится командным игроком. Он просто не переносит давления со стороны авторитета или группы, да и общаться с людьми мужчине-Гефесту трудно.

Дионис

Противоречивый эмоциональный экстраверт Дионис, который доминирует в мужчине, заставляет своего носителя быть всегда немножечко «слишком». Слишком привлекательный, слишком яркий, слишком женственный, слишком вызывающий, слишком ребячливый. Дионис неугомонен и все время пытается что-то изменить.

Дионис не любит мужских компаний. Да и мужчины редко принимают его «за своего». Этот веселый Бог предпочитает мужскому коллективу общество подружек-женщин.

Но к чему и зачем выяснять, какой из древних богов живет в мужчине, тасует его жизненные сценарии и модели поведения? А к тому, что зная архетип мужчины, причины некоторых его поступков, уже гораздо легче понять и принять его таким, каков он есть.

Женские архетипы.

Артемида

Первой в списке значится Артемида – богиня, демонстрирующая невероятную силу духа. Она, как воин, всегда стремится к победе и никогда не ищет путей назад. Ее решительность, целенаправленность и вера в себя вошли в историю. Такая женщина в современном мире, скорее всего, занимает «мужскую» должность, и обладает рядом мужских качеств.

Для нее нет такого слова «Я не могу», у нее все основано на «Я хочу и я добьюсь». При этом она очень любит свободу и никогда от нее не откажется. Поэтому любовь и семья – это не цель ее жизни, хотя такие и могут присутствовать в ее судьбе.

Мужчин она воспринимает как друзей и деловых партнеров, возможно, как любовников. Но открыться перед кем-то полностью, довериться – это ей вовсе не свойственно.

Афина

Еще одна сильная представительница слабого пола – Афина. Ее черты характера схожи с Артемидой, но только отчасти. Она также не любит выражать свои эмоции, быть чувствительной и слабой. В жизни предпочитает достигать высот и воплощать в жизнь большие мечты.

Ее мышление чисто аналитическое, она прекрасный стратег и все просчитывает все наперед, поэтому уровень ее интеллекта определенно выше среднего. Если нужно, она может сделать так, чтобы интересующий ее мужчина сам к ней подошел, даже не ведая, что встреча была не случайна.

Кстати ей интересен только тот, кто сам смог добиться многого в своей жизни, а романтики и мечтатели Афине не подходят. По свой натуре она – лидер, который сам руководит своей жизнью и является очень сильной личностью.

Геста

Геста – абсолютно противоположный образ двум предыдущим. Она – настоящая домохозяйка. Ее внутренний мир и переживания – это только ее. Такая девушка никогда не будет делиться с окружающими своими чувствами, будет прекрасным слушателем и тихой мышкой в компании.

Но, несмотря на это, она не будет чувствовать дискомфорта в своем одиночестве. Заботы по дому и хлопоты о муже могут превратиться в ее маленький мир, где ей будет хорошо и надежно.

Гера

Главное для Геры – это муж. Он есть целью ее жизни и всего существования. Она инстинктивно ищет себе сильного и уверенного партнера, за которым будет заботиться до конца своих дней. Если до замужества она хоть немного общается с подругами, то после вообще про них забывает.

Зачастую она всегда думает о благополучии своего супруга, и дети никогда не станут важнее его. Вероятнее всего, она постарается работать вместе с ним, чтобы никогда не упускать из виду. А если муж ей изменит, виноватой во всем, с ее точки зрения, будет вторая женщина, но не ее «идеал».

Очень боится остаться одна, а потому может очень много простить ради спасения брака. Между тем является особой ревнивой и непостоянной.

Деметра

Деметра – еще одна чересчур заботливая женщина. Правда ее фетишем становится не столько муж, сколько вся семья в целом. Ко всему этому она способна на близкую дружбу с женщинами, особенно если те также имеют семью и схожие проблемы. Как только в ее жизни появляются дети, она готова полностью раствориться в заботе о них и превратить их в смысл своего существования.

Ее мужем может стать человек со слабым характером, возможно творческий, который нуждается в материнской ласке. Деметра прекрасно справится с этой задачей, и будет жалеть его, как малое дитя. Правда, стремясь всем помочь, она рискует забыть о собственных желаниях.

Персефона

Данный архетип описывает морально слабую личность, которая постоянно прислушивается к мнению окружающих и поступает так, как кто-то ей сказал. С виду она похожа на малое дитя, требующее опеки, поэтому очень часто вызывает материнские чувства у окружающих ее женщин.

В душе она всегда останется молодой, и частично это будет отображаться на ее внешности. Зачастую она очень близка со своей матерью, а затем и мужем. Ею легко повелевать и командовать, поскольку собственного мнения она не имеет.

В отношениях с мужчинами она застенчива и наивна как дитя, поэтому ее избраннику придется многому ее научить и помочь переступить через собственную стыдливость.

Афродита . Она – настоящий праздник

пример истинной женственности и красоты. Ее обаяние просматривается даже сквозь невзрачные черты. Такая девушка постоянно влюбляется в кого-то, но сильно не привязывается. Для других женщин она настоящая соперница, но для некоторых может быть и подругой.

Касаемо работы, то Афродита довольно творческая личность и может быть очень трудоспособной, если направит свою неуемную энергию в это русло.

Г еба

Девушка-Геба чем-то напоминает Персефону. Она также обладает мягким характером и любит прислушиваться к мнению других. Но самой главной ее чертой есть то, что она желает всегда оставаться молодой. Это четко просматривается в ее внешнем виде и поведении. Геба в любом возрасте будет одеваться молодежно и ярко. К сожалению, с годами из-за этого у нее начнутся проблемы, так как она просто не хочет признавать влияние времени на свою внешность.

К тому же, как человек, она несколько безответственна, поскольку предпочитает, чтобы кто-то принимал ответственные решения вместо нее.

Тихе

Тихе – очень интересная личность, стремиться контролироватьвсех и вся, быть в центре внимания и обладать правом голоса. При этом она слишком эмоциональна, чтобы вести спокойную размеренную жизнь. Так, у нее есть много друзей, но на их количество влияет ее мимолетное желание или настроение. Стоит кому-то ей не угодить и все, она сделает так, что этот человек перестанет находиться в близком к ней окружении. И, наоборот, как только она что-то себе придумает, бывший враг может снова стать лучшим другом.

Самое поразительное во всем этом то, что такая девушка не руководствуется объективными причинами, а просто расценивает все по типу «нравиться-не нравиться».

Также данный архетип характеризируется бесстрашием. Как лидер, человек с этим характером может идти на рискованные шаги, но он никогда не будет бояться возможных негативных последствий.

В семье Тихе поначалу ведет себя, как и любая влюбленная дама, а потом, потихоньку начинает перебирать право голоса на свою сторону. Ее любовь к контролю проявляется и здесь, она старается командовать жизнью мужа со всех сторон. Может дойти и до того, что будет работать с ним на одной работе, лишь бы не выпускать его из виду.

Для того чтобы прийти к балансу и гармонии, Тихе стоит понять, что каждый человек имеет право на личное пространство и свободу действий.

Немезида

Многие знают, что Немезида – это богиня правосудия. И недаром о ней так говорят, ведь она, в самом деле, всю жизнь живет по правилам и нормам. Такая женщина часто судит поступки каждого человека (да и свои тоже) по тому, насколько они верны или правильны. К сожалению, зачастую речь идет не о соблюдении действующего закона или норм морали. Немезида сама придумывает свои личные правила, то есть у нее слишком развито индивидаульное восприятие мира.

По поводу чувств, то она не слишком эмоциональна, ведь там где просыпаются эмоции, отключается разум, и придерживаться какого-либо закона становится невозможным. Соответственно девушка с таким архетипом не может позволить себе любить. Конечно, в ее жизни есть отношения, то глубокой любви в них не будет.

С дружескими отношениями все обстоит так же. Она судит людей по поступкам, но не включает в расчет их чувства. Несмотря на такие качества, она очень принципиальна, прямолинейна и ответственна. Если берется за какое-то дело, то доводит его до конца.

Геката

Геката – самая загадочна богиня из всех, описанных швейцарскимпсихиатром. Она представляет мистический мир, а потому женщина, обладающая таким архетипом, часто любит все, что связано с магией и мистикой вообще.

Ее сила в том, что она читает людей, словно открытые книги, в этом ей помогает развитая интуиция. В психологическом плане это очень сильный человек с богатым внутренним миром. Порой люди боятся таких способностей и считают ее чуть ли не колдуньей. Кстати все ведьмы и люди, склонные к колдовству непременно обладают архетипом Гекаты.

В личных отношениях у такой девушки тоже не все гладко. Она больше поглощена миром потусторонним, чем реальным, а потому любовь и все, что с ней связано – это не для нее. Идеальным партнером может быть только тот мужчина, который сам интересуется данной тематикой.

Напоследок стоит отметить, что в одном человеке не может быть только один архетип. Как правило, всегда совмещается два-три архетипа и один из них может быть доминирующим. Для того чтобы быть гармоничной личностью, нужно стараться как-то уравновешивать в себе черты разных типов. Почти в каждом архетипе есть свои недостатки и с ними нужно бороться путем приобретения новых черт характера.

Исследуя женскую психологию, ученые старательно пытаются понять причины того или иного изменчивого и даже противоречивого поведения прекрасного пола. По мнению юнгианского направления психотерапии, решающую роль на мышление и образ действий женщины оказывают древние архетипы, аналогичные 7 греческим богиням. Выделяют основные архетипы (сценарии) - Персефона, Деметра, Гера, Гестия, Афина, Артемида и Афродита.

«Включение» всех богинь в себе - залог полноценной и счастливой жизни для женщины. Правда, чаще всего главенствует одна богиня, к остальным она только «прислушивается».

1. Артемида - богиня охоты.

Смелая, свободная, независимая Богиня, достигающая свои личные цели, азартно принимающая вызовы судьбы.
Часто внутренний образ Артемиды приводит женщину в организации по борьбе за права женщин. Как минимум, она - видный общественный деятель.

Легкость, свобода и победа - то, что нужно Артемиде.
Женщина - Артемида становится хорошей подругой, сестрой, но для мужчин неприступной и обязательно независимой.

«Артемиду» в себе следует развивать тем женщинам, кто уже чувствует «слияние» с мужчиной, некоторую «потерю себя». Для этого нужно повышать в своих глазах ценность самой себя и своих желаний, научиться осознавать и принимать свои потребности. Засиделись дома? Представьте себя богиней охоты и окунайтесь с головой в общественную жизнь.

Тем, кто «залипает», в роли Артемиды, могут быть полезны - Гера (любовь к мужу), Деметра (забота о других) и Персефона (умение принимать заботу о себе).

2. Афина - богиня мудрости и ремесел, стратег.

Интеллектуальная деятельность - стезя Афины.
Афина была советчицей для мужчин, иногда покровителем. Для неё важны реальные и конкретные результаты. В мире конкуренции она превосходила Артемиду, так как умела просчитывать на несколько шагов вперед. Зато Афина гораздо консервативнее, чем свободная Артемида, из-за своей дисциплинированности и ответственности.
Афина покровительствовала ремесленникам и труженикам.
Яркий пример Афины - Жаклин Кеннеди Онассис.

Развивать в себе архетип Афины можно посредством постоянного обучения наукам и видам деятельности, основывающимся на фактах. Например, прописывая бюджет семьи на неделю, месяц и год, Вы уже «разбудите» в себе Афину.
Стремление брать на себя обязательства и ответственность, управлять чем-то, побеждать свойственны для женщины - Афины.

«Застревающим» в Афине следует так же, как и Артемиде, вспоминать про материнство, следовать за мужчиной и понимать, что «сила женщины в её слабости».

3. Гестия - богиня домашнего очага.

Гестия - одна из самых интровертных богинь в Олимпе. Причем, «домашний очаг» в этом архетипе понимается не «дом семья». Гестия - это иногда и «незамужняя тетушка», символ дома и огня.

Эта богиня направляет свое внимание на внутренний мир, интуитивные ощущения, она лучше всех понимает окружающих, их истинные мотивы. Отсутствие индивидуальности, медитативность, мудрость вне интриг - всё это про Гестию. Сценарий такой женщины предполагает наличие мужа, но он не является смыслом её жизни.

Служительницы храмов - яркие представительницы данного архетипа. Пример известной женщины - Мать Тереза, она соединила в себе архетипы Деметры и Гестии.

Развитие Гестии полезно увлекающимся личностям, уставшим от социальной активности. Спокойное созерцательное времяпрепровождение, неспешное, расслабленное занятие домашними делами, осмысленность - это то, что «пробуждает» в женщине Гестию.

Тем, для кого, этот образ основной, необходимо «привлекать» Афродиту, Афину и Артемиду для того, чтобы пробудить свою индивидуальность и женственность.

4. Гера - богиня брака.

Этот архетип противоречив, так как, с одной стороны, именно благодаря ему так устойчив институт брака, а, с другой, образ Геры - тот сценарий, которым не на шутку увлекаются женщины и «залипают» в нем.

Гера видит смысл жизни в любви к мужу, для неё принципиальна его верность. В случае измены, весь гнев направляется в адрес соперницы.

Геру обычно не нужно пробуждать в женщинах, только, если она не «сбежавшая невеста». В связи с тем, что в патриархальном обществе «замужество» транслируется, как главное достижение женщины, стремление быть женой закладывается в девушках с детства.

Сложность архетипа Геры в умении сохранять дистанцию в отношениях с любимым, определять и устанавливать личные границы, одним словом, оставаться собой.

На помощь Гере могут прийти Персефона (легкость быть юной и себялюбивой), Афродита (наслаждение партнером «здесь-и-сейчас») и Афина (умение отстаивать свое мнение).

5. Деметра - богиня материнства и плодородия.

Архетип Деметры заложен в каждой женщине, как инстинкт продолжения рода. Деметра заботлива, щедра, ответственна, великодушна и терпелива. Она кормит и заботится о детях.

Но…так же, как и Гера, может сыграть злую шутку с женщиной - забота и ответственность отнимают игривость и сексуальность.

Если у женщины существует некий внутренний вакуум любви к себе, она попытается заполнить его ребенком, что не на руку ни ей, ни ребенку.

«Сверхмать» и «гиперопека» - минусы архетипа Деметры. Заигравшиеся в маму женщины забывают о себе и мешают развиваться ребенку, делая его инфантильным. Более того, именно у Деметры больше всего проблем с мужчинами.

Лучший сценарий Деметры - направить инструменты любви и заботы в адрес самой себя.
Деметра обязательно должна провоцировать в себе Афродиту (сексуальность и творчество), Персефону (юность и привлекательность) и Афину (разумный и рациональный подход к вопросам).

6. Персефона - богиня вечной юности и весны. (девочка)

Персефона олицетворяет молодость и восприимчивость. Восприимчивость понимается как принятие решений за свою жизнь другими людьми.
Персефона всегда юна и прекрасна, она не может определиться со своими желаниями, выбрать мужа и путь карьерного роста, да и вообще считает, что «мама лучше знает».

Пассивность и податливость - её черты. Образ «женщины-ребенка».

Сложность Персефоны в том, что она еще не осознает свои желания, и поэтому не готова брать на себя ответственность.

Архетипы Афродиты (наслаждение и чувственность), Афины (определение стратегии и целеустремленность) и Деметры (забота о других и ответственность) помогут выйти из замкнутого круга Персефоне.

7. Афродита - богиня любви и красоты.

Афродита не только любила, но и была крайне творческой личностью.

«Увлечься» человеком, местом, занятием, значит, впасть в состояние богини любви. Любая влюбленность - это встреча с внутренней Афродитой.

Выражение любви, ощущение познания и близости человека - это Афродита. Она превращает любое общение в искусство и аккумулирует энергию. Образ поведения такой женщины притягивает мужчин, потому что она бережет Мечту мужчины. Афродите сильна и сексуальна, она испытывает всю палитру чувств, так как живет «здесь-и-сейчас».

Все творческие женщины - Афродиты. Минусом этого архетипа является импульсивность, но в нашем разумном мире оказывается гораздо сложнее «возродить» этот архетип в женщинах. Консерватизм и пуританское мышление «душит» этот сценарий в женщинах, поэтому так много проблем в семьях. Деметра, Гера и Афина в женщине «забивают» обязательствами и нормами Афродиту.

Развитие творческого начала, переориентация с рациональности на чувственность, включение креативности и спонтанности - то, что нужно современным женщинам для счастья!

Как это сделать? Просто! Научитесь чувствовать, развивайте осознанность.

Согласно исследованиям, ведущими субличностями в женщине обычно становятся - Гера, Афина или Афродита. Они «тянут одеяло» на себя, не реагируя на других богинь, делая жизнь женщины менее насыщенной.

Научившись «вызывать» в себе каждую из богинь в нужный момент, можно быть разной, интересной и уместной в любых отношениях.

Полежаева Людмила
Источник Женский интернет-портал

Чтобы женщина была счастливой и реализованной, ей нужно в правильное время проживать определенную роль со своими задачами и образами.

Как понять какой из архетипов не прожит полностью?

И есть ли шанс наверстать это в более старшем возрасте. Да. Для этого нам нужно заглянуть в прошлое и посмотреть на то, что происходило в разные периоды.

Девочка от рождения до 6-8 лет

Спросите маму что с вами было в первые часы после родов? Все ли было гладко и роды естественные и быстрые, или вы боролись за жизнь?

Ответы на эти вопросы покажут вам как вы побеждаете в жизни.

Первый опыт определяет будет ли женщина в одиночку стремится к успеху или ей будет казаться, что нужно, чтобы вокруг были другие люди и технологии.

Замечено, что дети рожденные в результате кесарева сечения, менее мотивированы и заинтересованы любыми победами. Также опыт рождения будет бессознательно определять отношение женщины к беременности и материнству в целом.

Как проходил первый год жизни? Если в этот период были серьезные ссоры между родителями или сложные переезды, то у маленькой девочки могло сложиться недоверие миру и другим людям (в частности мужчинам). И значит, в более взрослом возрасте нужно будет заниматься этой темой.

Если же в первый год о ребенке заботились, кормили, прикасались, учили выражению эмоций и желаний, то в старшем возрасте такая женщина будет естественно женственной, открытой и принимающей.

С года до семи, ребенок учится осознавать свою ценность, уверенность в вебе, свою «отдельность», выстраивает свои границы с в том числе посторонними.

Как прошел этот этап у вас? Кто вам помогал в этом возрасте?

Я много раз слышала от детских психологов, что на развитии ребенка, особенно девочек крайне плохо сказывается загрузка ребенка 3-5 лет изучением нескольких иностранных языков и чтением.

С точки зрения архетипических циклов это объясняется просто: наша уверенность и ценность будет напрямую связана с социальными достижениями и учебными успехами . И значит чуть что и женщина 40 лет идет за очередным дипломом, надеясь таким способом почувствовать себя ценной.

Первый класс - это кризис (каждый из периодов будет заканчиваться кризисом, именно из него и будет переход на второй уровень).

Как произошел у вас разрыв с «маминой юбкой»? Была ли школа желанной и одноклассники интересными? Что помогло встроиться в новую среду?

Девушка-подросток от 6-8 до 14-15 лет

Теневая сторона архетипа Дочери, от освоенной роли всеобщей любимицы нужно уйти в маленькую разбойницу.

Н ачальная школа - это время социализации, когда девочка учит общаться в том числе с теми, кого не выбирала.

Находит свое место в коллективе детей и понимает свою роль: отличница для списывания, девочка, в которую все влюблены или гроза района, отбирающая жвачки и карманные деньги.

Первая любовь, серьезная дружба, учителя, которые «неправы» - у девушки появляется свое мнение и отношение к тому, что ей предлагают.

Как был прожит у вас этот период? Как складывались отношения с детьми? Какую роль вы играли в классе?

Если случилось в этом возрасте менять школу, то почему и исправили ли вы ошибки прошлой репутации в новой школе?

К кому вы прислушивались, принимали или оспаривали то, чему вас учили преподаватели?

В этот период девочке нужно научиться быть ответственной: видеть последствия своих действий и готовность принять за них награду или наказание.

Если в семье есть младшие дети и девочку делают обязанной за ними следить, то могут чрезмерно рано «выдернуть» в архетип матери.

Идеальный вариант: помогать маме, следить за младшими (тренировка ответственности), но иногда иметь возможность отказаться от этого и заняться своими делами.

Если девочка сваливает разбитый цветочный горшок на собаку, а в плохой оценке винит учительницу, то этот период будет допрожит позже.

Кризис этого возраста - пубертатный период, первая менструация и понимание себя женщиной.

В этот период девушка понимает, что мама не богиня, а одна из взрослых женщин: в чем-то она права, в чем-то нет и происходит психологическая сепарация.

Бывает и так, что родители не дали бунтовать ребенку: наказывали за проявление непослушания, не давали ошибаться и видеть результаты своих проступков, не пускали самостоятельно гулять и так далее, тогда девочка успокаивается и остается «маминой дочкой» принимая только светлую сторону этого архетипа, и отказываясь от мощных ресурсов темной стороны.

В взрослом возрасте это проявляется как непонимание своих желаний = «скажите мне чем заниматься/ за кого выходить замуж/ чего я хочу?».

Привязанность к маме и её мнению: от выбора одежды до занятий в свободное время. Непонимание своей силы и ценности: ведь девушка не оказалась в испытаниях и не поняла, что она на многое способна и вообще ого-го!

Интересно: в этот период дети начинают активно врать, с трех лет наши зеркальные нейроны позволяют это делать, но тут ложь многошаговая и изощренная.

Как, кому и о чем вы врали в этот период? Это то, из-за чего вы, возможно, и сегодня боитесь быть непринятыми?

Посмотрите также чем вы занимались и увлекались в эти годы: это самая лучшая профессия для вас.

Девушка от 14-15 до 21-23 лет

Светлая сторона архетипа возлюбленной, ключевая тема этого периода: выбор. Умение рассматривать, оценивать, принимать решения, выбирать и принимать результаты, и все это самостоятельно.

В эти годы еще так мало опыта, но происходят важные события в жизни женщины: первые сексуальные отношения, заработанные деньги, выбор профессии.

Как и с рождением, первый опыт будет влиять на дальнейшую жизнь, но его можно будет переосмыслить, если что-то случилось не так.

Например, если первые деньги были заработаны тяжело или наоборот, получены «на халяву», то потом нужно будет заняться психологией этого вопроса и поработать с своими установкам.

Самое лучшее, что могут дать взрослые в эти годы - это более широкий взгляд на мир (рассказ как бывает) и поощрение мелких ошибок.

Самое худшее - состояние финальности и «пройденного пути»: ты сделала выбор и держись за него; ты обещала - выполняй; ты согласилась - уже не можешь передумать; ты уже так много сделала - доделай. Как в шахматах, тронул фигуру - ходи.

И получается, что девушка, которая после первого месяца свиданий с юношей разочаровывается, но боится обидеть его и не знает как предложить расставание. Студентка на втором курсе понимает, что выбрала не тот ВУЗ, но родители настаивают, что надо доучиться. Если действительно поиска себя как такового не было и выборы мужчины или профессии оказались неидеальны (а чаще так и есть), то в более старшем возрасте женщина либо найдет свою стратегию проб, ошибок и решений.

Либо будет стремится уходить от решений в принципе, перекладывать это на других, тянуть до последнего, пока ситуация не решится сама собой.

Кризис этого периода наступает в результате принятия ответственности на себя во всех сферах: от алкоголя и казино до решения где работать и с кем жить.

У девушки-бунтарки тоже была свобода, но скорее, «свобода от», здесь «свобода для», не просто делать, что-то наоборот, а выражать через это свои желания.

3D-свобода: физическая, материальная и психологическая.

Если вы в этом возрасте в силу любых причин не стали свободны, то разрешите себе сейчас вернуться туда и переиграть выборы, которые возможно вас тяготят и неустраивают. Кстати, именно в этот период заложенные приемы в стиле сопровождают женщину многие годы. Может быть их пора пересмотреть?

Молодая женщина от 21-23 до 28-30 лет

Темная сторона архетипа Возлюбленной.

Тема испытаний и борьбы за совершенный выбор, первый большой жизненный кризис.

На предыдущем этапе женщина искала, пробовала и выбирала как будто трогая пальчиками ног воду в море, а сейчас пришло время проверить на прочность её решение .

Через борьбу, трудности и конкуренцию она доказывает прежде всего себе, а попутно другим людям, чего стоит.

Одна из ловушек этого периода сказать, что «мужчина должен» и далее по списку: зарабатывать деньги, защищать от недоброжелателей, добиваться женщины.

Вернее, мужчина все это может делать, если у него сейчас эта же фаза, но что если он прошел её раньше? Или она только предстоит в будущем?

Этот период помогает молодой женщине стать зрелой , дает ей силу и агрессию тигрицы, учит её снова зарабатывать утраченное: потерянные деньги, порванное платье, запятнанная репутация.

Вторая ловушка псевдоженственности, решить «ну и ладно»: не возвращать любимого мужчину, не вкалывать на работе, хотеть, чтобы все получалось само собой, а если на второй день диеты хочется булочку, значит плохая диета.

В это время женщина оглядывается на своих подруг и задается вопросом смысла жизни: молодые мамы волнуются о недостроенной карьере; карьеристки о том, что не вышли замуж и не обзавелись детьми; творческие о нестабильности; материалистки о том, что надо научиться рисовать и музицировать.

Поэтому третьим тупиком будет увлечься чужими мечтами и ценностями, а соблазн велик - ведь годы идут и так страшно не успеть главное.

Если у вас сейчас идет этот период, то «главное» можно подсмотреть у себя же в возрасте занятий-увлечений от 6-8 до 14-15 лет.

Женщина от 28-30 до 35-37 лет

Светлая сторона архетипа Матери: успокоиться, расслабиться, стать счастливой с тем, что есть.

Вспомните темы, которые были в жизни женщины на более ранних стадиях.

Она социализировалась, училась принимать решения, отстаивать выбранное и бороться до конца... и вот пришло время встретиться с женственностью.

Конечно, если личные отношения или профессия женщину не устраивают, она может их еще поменять, но мудрость этого этапа в том, чтобы во все будущие перемены брать с собой прежний опыт.

Не начинать с чистого листа, не гнаться за достижениями и не делать все самой, а позволять другим людям (у сказочных героинь это волшебные помощники) разделить твой опыт, научиться у вас и понять свою силу.

В архетипе Любовницы женщина тренировалась в создании парных отношений: я и мужчина, я и работа, я и ребенок. На этой стадии её взгляд расширяется, из луча фонарика он превращается в круглую лампу.

Ей становится не столько важно разобраться в чем-то самой, как помочь другим в её свете увидеть себя.

Она не помогает другим непосредственно, не тратит свое время и силы, чтобы кого-то вытащить из сложной ситуации - нет, она просто живет, идет по своему пути и светит для самой себя, что не мешает окружающим погреться или увидеть нечто.

Чем же именно она вдохновляет? Трудный вопрос.

Если на ранних стадиях она стала мамой, то тут она осознает это событие и решит сделать бизнес-проект, решающий лично её задачу и способный помочь другим мамам.

Если на уровне архетипа любовницы результаты довольно быстрые, а проекты короткие, то тут развитие может идти несколько лет и нужно набраться терпения, чтобы мелкими и крупными корректировками получить то, что нужно.

Если женщина на ранних стадиях строила карьеру, то здесь она тоже захочет трансформировать свой опыт в творчество.

Не столь важно откроет ли она свое дело, или наоборот пойдет работать к кому-то, её отношение из «дай мне» станет материнским, заботливым и осознающим.

Мужчине такая женщина также помогает осмыслить его путь: вот он делает что-то, достигает, получает.

А зачем? В чем его предназначение и уникальность?

Такая женщина помогает ему найти смысл, а значит и получить вдохновение для нового похода, плавания или битвы, после которой он вернется в их дом с дарами.

Заботясь о других она заботится о себе, материнство раздвинулo её личные границы до размеров семьи, компании или целого государства. Она счастлива, когда счастливы те, кто рядом и она знает как это сделать.

Кризис этого периода в том, что она как хозяйка своих угодий должна время от времени избавляться от сорняков:

ненужных, но красивых вещей на чердаке;

работников, которые хорошие люди, но не дают нужный результат;

идей, которые увлекают, но грозятся сожрать все запасы на зиму...

И это сложно, ведь на светлой стороне архетипа хочется быть хорошей и милой для всех.

Взрослая женщина от 35-37 до 42-44 лет

Женщина в этот период переживает темную сторону архетипа Матери, может быть впервые в жизни обращает пристальное внимание на свой внутренний мир.

Если на предыдущем уровне были рождены дети, то здесь они становятся самостоятельными и даже взрослыми.

Если был создан хороший бизнес, то он масштабируется из комнатки в подвале до большого офиса, из офиса в сеть, потом в другие города и страны.

Приходит время отпустить то, что составляло суть тебя, но женщина в это время еще полна энергии и творческих сил.

Ей нужно найти удовольствие в активном ожидании, приятном одиночестве.

Основной темой этого уровня становится понять, что твоя ценность это не то, что ты умеешь делать, как заботишься и помогаешь другим, и не твоя красота тела и лица, а нечто совсем иное.

Умение удивляться? Отношение к жизни? Чувствовать людей?

Пришло время освоить новый талант и присоединить его к прежнему опыту для обретения новой идентичности.

Отношения с супругом, родителями, детьми и друзьями тоже меняются - это живой процесс, и для гармоничного проживания не нужно держаться за старые форматы, а творчески переосмыслить и создать что-то новое, возможно неприемлемое и неприличное в раннем возрасте.

Если прежние этапы были не заполнены, то этот период может быть очень горьким.

Не получила тепла и доверия миру в архетипе Дочери? Может лихорадочно искать новую профессию, не используя для своего развития опыт прошлых занятий, соревноваться с молодыми девочками «на их поле» и горько страдать от несоответствия.

Женщина не освоила уроки Возлюбленной? Тут она будет страдать от морщин на лице и менящихся пропорций тела, делать пластические операции и покупать моложавую одежду, потому что кроме внешности не знает как соблазнить другого человека, как быть интересной и яркой для самой себя.

Не прожила светлую сторону Матери? Будет изо всех сил стремиться удержать детей рядом с собой, не давать им развиваться, взрослеть и жить своей жизнью (с бизнесом аналогично).

Кризис этого периода, который дает переход в следующий архетип, заключается в том, что женщина отвечает для себя на вопрос «кто я, чего хочу, что делаю и зачем?» и приступает к реализации настоящей мечты, так как все социальные задачи она уже выполнила и отговорок больше не осталось:)

Зрелая женщина от 42-44 до 49-51

Светлая сторона архетипа Наставницы.

У женщины снижается социальная активность направленная на собственные успехи, но повышается вовлеченность в своё личное развитие.

Путешествия, задушевные разговоры, новое ремесло для души.

Как вы помните, на предыдущем этапе женщина задумалась о своей мечте, сейчас у неё уже есть время на это и еще много сил и вдохновения.

Женская мудрость и королевское достоинство, которые сформированы благодаря прожитым ранее архетипам делают эту женщину желанной гостьей во всех структурах, где важно взвешенное мнение и опыт: образование, медицина, политика, инвестиционные структуры. Даже если раньше она не управляла людьми, к ней начнут обращаться и прислушиваться к советам.

Если правильно оказалась прожита темная сторона Матери , то такая женщина избавилась от дружбы по привычке, отпустила детей во взрослую жизнь и достигла новой искренности с супругом.

Она может вступить и в новые отношения, и на этом уровне будет неважна формальная сторона любви, штамп в паспорте и мнение подруг.

В этом же цикле у женщины умирают родители, и это шок оттого, что у жизни есть конец.

Но важно принять то, что теперь именно ты «старшее поколение» и прожить свою жизнь без чужих проекций и оценок.

В этом же возрасте у женщины могут начаться первые серьезные болезни, и архетипы тут тоже могут быть подсказкой:

гинекологическая сфера говорит о недопрожитой Любовнице , опухоли о Дочери .

И если принятие жизни в которой есть смерти и болезни произошло и уроки извлечены, то Светлая Наставница использует дары раннее прожитых архетипов:

становится любопытной и веселой как Дочь;

острой на язык и увлеченной как Любовница;

созидающей и помогающей как Мать;

и в к этому добавляется мудрость и цельный взгляд на мир Наставницы.

Она переосмысляет цели жизни и свой ближний круг. Ежедневное ощущение бесценности каждого дня и людей, которые рядом - вот её лозунг!

Мудрая женщина от 49-51 до бесконечности

Темная сторона архетипа Наставницы .

Если женщина вовремя и гармонично прожила прежние периоды, то этот может стать самым длинным и наполненным в её жизни.

Почему?

Ну, длительность благодаря достижениям медицины, а наполненность оттого, что мы не забываем опыт и уроки прежнего архетипа, когда переходим в новый, поэтому накапливаются все качества и ресурсы ранних лет.

К сожалению, почти никому не удается дожить «отличницами» до этих лет, особенно часто женщина застревает в архетипе Матери: кормит, заботится, напоминает про надевание шапки, поддерживает деньгами и лишними советами своих детей...

Так происходит потому, что кроме редких книг и фильмов о женщинах в возрасте, на которых хочется ориентироваться, мы знаем очень мало, а роль матери наглядна и социально поддерживается.

На этом этапе появляются внуки, если женщина не нашла себя, она стремится быть нужной и живет ради них и своих ставших взрослыми детей .

Второй сценарий, если не были заполнены прежние архетипы:

женщина начинает их проживать во всевозможной форме, в том числе через одежду, «отыгрываясь» за прошлое, пытаясь вернуть себе ушедшую молодость.

Если светлая сторона Наставницы была отвергнута и женщина оказалась неготова по-новому посмотреть на себя и отношения, то она может зациклиться на прошлом, начать обвинять других в ошибках своей жизни, стать мелочной, завистливой и жадной старухой.

В благополучном варианте этого периода происходит переосмысление и осознание жизни, выводы из которых помогают и дальше искать ответы на важные для себя вопросы в книгах и путешествиях. Ищет новые смыслы своей жизни и вселенной вообще.

Все свободнее становится от социальных условностей, а значит открывается для настоящего креатива и творчества.

В этом и есть сила и необъяснимое влечение Бабы Яги: инициация нового поколения, передача вкуса жизни и создание настоящих испытаний, пройдя через которые они учатся и готовятся к большой жизни.

Она «заселяяет» ранее переосознанный мир новыми действиями и творчеством. опубликовано

Теорию женских архетипов впервые озвучил психоаналитик Карл Густав Юнг, но он выделил всего 4. «Принцесса» — тип, зависимый от мнения окружающих, идеализирует окружающий мир. Типичный пример — Джульетта из бессмертного произведения Шекспира. «Жрица» — воплощение женственности: обладает интуицией, чувственностью, мягкостью и спокойствием. «Охотница» стремится сделать карьеру, любит и умеет во всем опережать мужчин. «Хозяйка» гостеприимна, любит дом и уют, излучает любовь и заботу, умеет слушать. Но в современном мире такая типология весьма ограничена, да и что знают мужчины о женщинах, пусть даже такие психоаналитики, как Карл Юнг?

Поэтому мы поговорим о 7 типологиях продолжателя теории Юнга — Джин Болен. Ее теория основана на образах 7 древнегреческих богинь, которые полнее раскрывают женские потребности в самореализации. В своей книге «Богини в каждой женщине» Джин пишет: «Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помог мне понять, что внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами».


Джин Болен считает, что в каждой есть все семь архетипов. Одни активны в настоящее время, другие находятся в состоянии внутренних неосознанных желаний. Каждый из семи архетипов содержит определенную женскую потребность, которую нужно реализовывать в той или иной степени для гармонизации личности.

Богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия


Богини-девственницы – воплощение женской независимости. Им нет дела до любви, а эмоциональные порывы не отвлекают их того, что они считают важным. Этот архетип выражает потребность женщин в самостоятельности и целеустремленности. Артемида изначально — богиня охоты и Луны, повелительница дикой природы, хороший воин и покровительница диких животных. Афина – богиня мудрости и ремесел, превосходный военный стратег, ее даже изображали одетой в доспехи. Гестия – богиня домашнего очага, ее сила — в способности разжечь и поддерживать огонь, а значит жизнь, в домах людей.

В современном значении, Артемида и Афина олицетворяют логическое мышление, такие архетипы сосредоточены на действиях. А вот Гестия – архетип внимания на внутренней силе и духовности личности. Все три архетипа расширяют представления о компетентности и самодостаточности как женских качествах.

Уязвимые богини: Гера (жена), Деметра (мать) и Парсефона (дочь)

Гера — богиня брака, жена Зевса, верховного бога Олимпа, Деметра — мать, богиня плодородия и земледелия и Персефона – дочь Деметры.

Эти три богини играют традиционные роли жены, матери и дочери. Такие архитепы выражают потребность женщин в прочных связях и зависимости. Они уязвимы, страдают, их подавляли и унижали боги-мужчины. Но когда их привязанности разрушались, богини преодолевали свои страдания. Эти истории помогают увидеть свет в конце тоннеля, понять природу собственных реакций, когда случаются такие утраты, и найти в себе силы справиться с душевной болью.

Алхимическая богиня: Афродита

Афродита, богиня любви и красоты – воплощение сексуальности и желания лучшей жизни. Она вступает в интимные связи по собственному желанию и никогда не оказывается в роли жертвы. Она сочетает в себе независимость богинь-девственниц и близкие связи, характерные для уязвимых богинь. Архетип Афродиты побуждает искать в отношениях творческий процесс и быть открытой для всего нового.

Богини Олимпа представляют собой метафору внутренних конфликтов женщины. Женщине нужно самой решить, какие аспекты ее сущности и когда будут доминировать, иначе можно вечно метаться из одного архетипа в другой.

Греческие богини жили в патриархальном обществе: боги-мужчины управляли землей, небом, океаном и даже подземельем. Каждая богиня приспосабливалась к этому по-своему – отделялась от мужчин, присоединялась к ним на каких-то условиях или уходила в себя.

Таким образом, греческие богини воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.

Есть еще одно интересное современное деление на 7 архетипов, которое мы нашли на просторах интернета и оно нам показалось любопытным.

Ведунья (Берегиня)


Ведунья знает все ваши секреты. Она правит своим внутренним миром и энергией, а также знает все способы влияния на ваше подсознание. Ведунья может приготовить волшебные зелья и исцелить от душевных ран.

В каждом типе есть отрицательные черты. Если что-то идет не так, ведьма может нанести порчу и заставить обстоятельства идти против вас. Такую ведьму часто представляют Бабой Ягой.

Амазонка


Она — защитница женской личности. Смелая, надежная, физически выносливая и жестокая воительница считает главным достоинством свою свободу. «Амазонка» в позитивном представлении дает женской личности хорошую конкурентоспособность, здоровую независимость и самодостаточность. Она же может покарать взглядом, высокомерным тоном и редко саркастическими шуточками по поводу мужчин-слабаков.

Иногда Амазонка может перегибать палку и тогда начинает противопоставлять себя окружающим, проявляет нездоровую конкуренцию с мужчинами. Чтобы такой архетип работал на пользу, женщина-Амазонка должна вырасти от яростной мужененавистницы до надежного партнера мужчины. Настоящая гармонично развитая Амазонка – символ социальной успешности, самодостаточности и конкурентоспособности.

Гейша


Гейша умеет создавать дипломатические связи. Она умна и красива, отлично разбирается в искусстве и политике. Позитивный аспект этого архетипа воплощает вселенскую женственность, открытую творческую энергию, эротичность, умение наполнять энергией и создавать комфорт.

Гейша с отрицательным уклоном хочет обладать мужчиной, очаровывает, чтобы потом склонить его к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала отвергнутой отцом дочерью.

Жена-Мать


Жена-Мать способна создавать прочные связи и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две часто конфликтные роли: матери и жены. Гармоничная женщина-Жена становится настоящим партнером своему мужу, вынашивает его идеи и замыслы. Она наполнена истинным женским принятием, и эта женская энергия вдохновляет мужчину и развивает его мужественность.

Так как потребность быть матерью намного старше, чем потребность быть женой, то в отрицательном смысле проявляется такая Гипермать, которая подавляет остальные аспекты женской личности от каждого архетипа. Архетип в деструктивном значении вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, забыв о том, как быть женой, любовницей и просто женщиной.

Королева


Королева обладает чувством собственного достоинства и защищенностью (этот тип наделен какой-то нереальным покровительством). В положительном аспекте Королева посвящает себя социальной реализации, она может отдавать и дарить, ее дар — пробуждать в других чувство собственного достоинства. К тому же, она уверенно управляет своими внутренними и внешними силами.

В негативном полюсе перед нами предстает Снежная Королева, холодная, властная и агрессивная.

Фея

Фея своей волшебной палочкой меняет нашу жизнь к лучшему и приносит в жизнь радость. «Фея» ориентирована на успех, уделяет большое внимание здоровью, непрерывно повышает качество нашей жизни. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, делая добрее окружающий мир.

Негативный аспект проявления архетипа «Феи» — нездоровое служение окружающим.

Богиня

Богиня имеет большую власть, но использует ее для реализации собственных целей. Создается такое впечатление, что весь мир помогает Богиням осуществить самые невероятные планы, а обстоятельства подстраивается под таких богинь.

Для гармонии нужны все 7 женских архетипов, в той или иной степени проявляющие себя. Поэтому, выводите в свет одинокую Ведьму, раскрывайте творческий потенциал своей Гейши или отогревайте вашу Снежную Королеву.


Top