Утренняя встреча в детском саду. Утро радостных встреч


Традиция «Утро радостных встреч»
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Тон всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут.
Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. И поэтому очень важна приветливая встреча, она влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Поэтому вечером я всегда говорю своим деткам, что я их очень буду ждать завтра, а утром напоминаю, что очень ждала, когда ты придешь.
Воспитатель всегда видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться. Есть дети, которым надо несколько минут «доспать» на диванчике или в кресле посидеть, в этом случае лучше дать им эту возможность.
Желательно во время утреннего приема детей включать веселые детские песни: «Буратино», «С голубого ручейка…», «Антошка» и многие другие, они очень хорошо поднимают настроение.
С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.
Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Ведь дети всегда с особым нетерпением ждут того занятия, которое им больше нравится. Если вокруг себя ребенок видит все эти соблазнительные материалы, подготовленные интересные задания и друзей, то ему сразу захочется играть.
В первую половину дня воспитатель проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с детьми по различным видам деятельности: исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения; развитие устной речи; физическое воспитание и другие.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей.
Например: «Беседа о котенке»
Цель: развивать у детей общие представления о кошке и ее повадках; воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам.
Материал: игрушечная кошка и картина «кошка с котятами».
Педагог приносит в группу игрушку котенка.
Ребята, к нам пришел гость. Кто это? (ответы детей)
Да, это котенок.
Нужно обратить внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть.
Давайте поближе познакомимся с ним. Котенок, как тебя зовут?
А теперь, ребята, назовите свои имена нашему новому другу. (Каждый ребенок называет свое имя.)
А как зовут маму котенка, папу? (Ответы детей)
А что котик любит кушать? (Ответы детей)
Давайте покормим котенка молочком.
Педагог вместе с детьми «кормит» котенка молочком.
Еще малыши очень любят мыльные пузыри, они всегда поднимают настроение и поэтому их надувать лучше утром, чтобы задать тон всему дню!!!
Традиции-ритуалы
Общегрупповой ритуал утреннего приветствия
Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе в круг и проводит утренний ритуал приветствия (можно с опорой на игру,стишок), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.
Для детей старшего дошкольного возраста в ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимается согласованное решение на основе обсуждения всех предложений.
«Круг хороших воспоминаний»
Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем.
Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.
«Для всех, для каждого»
Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю.
День рождения
Нужно выработать единый сценарий, который будет реализовываться при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Выбрать какую-нибудь традиционную хороводную игру, например «Каравай»; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решите, что в группе будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми или сделанными руками детей.
В старшей группе необходимо продолжать формировать у детей умение внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние, умение общаться (управлять своим поведением, организовывать общение). Вызвать у детей радость от общения со сверстниками после выходных дней. Уметь радоваться, если в рассказе узнал своих друзей.
«Утро радостных встреч». В этой деятельности (форма организации, как правило, круг) нет разделения детей на заметных и популярных. Незаметно для группы можно повысить статус малоактивного ребенка, помочь ему увидеть, что он тоже может быть интересен.
Алгоритм проведения.
1.Приветствие педагога – детям.
2. Приветствие детей друг другу (передавая «сердечко» мягкую игрушку друг другу по кругу), дети говорят пожелания на день.
3. Рассказ о выходных днях, самое интересное 3-4 предложения
(дети передают маленькое деревце из камней тому ребенку, который захочет следующим рассказать о своем отдыхе, свой рассказ они дарят каждому камешку на деревце и всем детям).
4.Рассказ педагога о выходных.
5. Обсуждение плана на неделю (какие занятия запланированы, экскурсии, игры, дела и что дети еще хотели бы сделать в течение недели).
6. Развлекательная игра «Шляпа».(играет музыка- дети передают друг другу шляпу. Музыка остановилась, обладатель шляпы пожимает руки каждому ребенку (играем 3-4 раза).
7. В подарок каждому ребенку, на листике напечатана загадка «Узнай меня» (что-то хорошее, характерное именно для этого ребенка). Листочки поместим на стенд, вечером родители смогут прочесть.
Материалы: сердечко из мягкой ткани, деревце-сувенир на ветках камешки, трафарет листочка дерева (одна сторона рассказ, другая имя).

Примерные темы.
1. Утро сочинителей (где бывали, что видали).
2.Утро веселых мастеров (перестановка в центрах, необычная постройка, стульчики столы по другому, необычный вход в группу…)
3Утро вежливых детей. Упражняемся в умении благодарить и обращаться
друг к другу по разному.
4.Утро приколов, небылиц, перевертышей.
5.Утро встречи с музыкой.
6.Утро радости за друга. (узнать до общего круга, что интересного было у друга в выходной день и сообщить всем). Чтобы рассказ был более интересен - предварительная договоренность с родителями.
7.Утро подарков: просто, так (природный материал, камушки, рисунок, поделки оригами, листок для рисования оформленный фигурным дыроколом, письмо…)8.Утро стихов.
9.Утро хороводов.
10.Утро театра Петрушки.
11.Утро игрушки из дома.
12.Утро изготовления кресла хорошего настроения.
13.Утро желаний.
14.Утро приветствия по договоренности (в пятницу, дети договариваются, как их звать по выбранному герою художественной литературы или мультфильма) весь день.
15.Утро подарков любимой группе (например: билет кинотеатра, за проезд в автобусе… наклеить на картон, принести –пополнение развивающей среды группы)
16. Утро загадок
Утро радостных встреч.
Интересные варианты ежедневного приема детей
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Каждое утро начинается с игрового приема «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Вот примеры подобных минуток.
* Вариант 1. Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель: «Посмотрите в глаза друг другу и молча подарите каждому по очереди свою улыбку. Ведь дружба начинается с улыбки». Звучит музыка.
* Вариант 2. Воспитатель: «Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг другу». Проводится 2 – 3 минуты под спокойную музыку.
Вариант 3. Стоя в кругу. Дети кладут руки на плечи товарищей и произносят речевку:
Детский сад – наш добрый дом,
Хорошо нам будет в нем.
Вместе будем мы играть.
Веселиться, рисовать.
Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одну на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного!». После этого можно вспомнить правила поведения в группе.
* Вариант 4. В руках у воспитателя игрушка сердце: «Сердце – это символ добра и дружбы. Что мы пожелаем сегодня Кате? Роме? Дети по очереди говорят пожелания друг другу. «А что вы пожелаете мне?» Дети высказывают пожелания воспитателю. «Я желаю вам крепкого здоровья, веселого настроения и заботливого отношения к товарищам. А сейчас, передавая это сердце и называя друг друга ласковыми именами, подарим друзьям частичку своей любви, добра, уважения друг другу». Дети выполняют задание: «Я рада тебя видеть, Машенька!»
Введение групповой традиции «Утро радостных встреч» способствует формированию внимательного отношения друг к другу, повышению эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе, развитию чувства уверенности.

© Л. Свирская, 2010

© Издательство «Линка-Пресс», 2010

* * *

От автора

Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно.

Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора – самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей – мы обращаемся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название – «Сообщество»).

Использовать технологию программы – не означает работать по программе. Мы специально обращаем на это внимание педагогов, чтобы избежать двусмысленности и обвинений в эклектике. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) – разные. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

Ключевые компетентности дошкольного детства

Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

Личность развивается в деятельности.

Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т. п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечно, много больше. И все они – с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре… Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности.

Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой «поток информации». Внешний мир – это тоже информация. Чтобы распознать его, нужно уметь использовать те источники, которые несут информацию.

Кроме того, нужно учиться критично относиться к получаемой информации. Значит, здесь место и время для проявления информационной компетентности.

Дети, как и взрослые, избирательны в том, что и как они познают, как и для чего используют полученные сведения и практические умения. Крошечный лягушонок вызывает восхищение и заворожённый взгляд одного малыша и оставляет равнодушным другого; знание моделей современных легковых автомобилей одним ребёнком вовсе не означает важность таких же знаний для другого.

Откуда ребёнок двух-трёх лет знает, что этот «маленький, зеленовато-коричневый» – лягушонок, а эта «красная, блестящая, на четырёх колесах» – машина? Источников информации много, и они разнообразны. Для того чтобы получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нём, вовсе не обязательно ждать специальных занятий в детском саду. Решение поймать лягушонка побуждает ребёнка действовать: догнать, накрыть ладошкой, удержать, показать бабушке. Акция завершена успешно, результат получен. Значит, маленький человек действовал умело, в соответствии с обстоятельствами. Можно сказать «компетентно»? Вполне.

Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами – пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует – и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.

В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей:

социальной – умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т. д.;

коммуникативной – возможности понимать речь других, стремления сделать понятной свою речь;

информационной – навыка использования различных источников информации для достижения целей;

деятельностной – способности поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;

здоровьесберегающей – умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья – производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора. Коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями. Социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности – сверстника, воспитателя, другого взрослого. Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий. Деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

Групповой сбор и ключевые компетентности

Формирование и проявления ключевых компетентностей обнаруживаются в действиях детей и взрослых во время группового сбора. Все ещё только собираются в круг, идет процесс «устройства»: кто с кем рядом сядет, для кого нужно оставить местечко, кто успеет сесть рядом или поближе к воспитательнице, кто предпочитает местечко подальше. Уже на этом начальном этапе проявляются эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действия «за» или «против», толерантность.

Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение.

Затем – обмен новостями. Эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОУ) – это обеспечивает широкий диапазон событий.

В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребёнка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т. п.

Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

Обмен новостями позволяет тренировать способности, то есть приобретать коммуникативную компетентность. Важно предложить свою идею, рассказать о ней так, чтобы другие услышали, почувствовали интерес к ней. Это создание серьёзной внутренней мотивации, развитие познавательных интересов детей, проявление уважения к воспитанникам, пробуждение у них чувства собственного достоинства, тренинг всех видов компетентности. Параллельно формируется неотделимая от коммуникативной социальная компетентность – возникают разные подходы к общению: кому-то надо сказать несколько раз и помедленнее, кому-то для понимания достаточно жеста или взгляда, с кем-то – на «вы» и предельно вежливо, с кем-то – по-товарищески, кто-то подскажет способы решения проблемной ситуации, кто-то найдёт решение для себя сам.

В планировании доминируют деятельностная и информационная компетентности. Содержанием и формой, обеспечивающими проявление этих видов компетентности, являются выбор темы проекта или конкретного дела на день, согласование ожиданий, планирование работы на день для себя и своих друзей.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят останется чувство разочарования – выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это – повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным.

Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.

В то же время это вновь проявление ключевых компетентностей – деятельностной и информационной: чтобы узнать, надо почитать, спросить, попробовать сделать.

Всё вышеперечисленное можно назвать вполне универсальными формами работы. Вне зависимости от реализуемой в группе образовательной программы педагоги в той или иной мере дают детям возможность влиять на выбор содержания и форм деятельности.

Всё, что будет происходить дальше, зависит от готовности взрослых следовать за инициативой детей, а также от технологии образовательной программы. Например, согласно традиционной программе, идеи детей могут стать основой для организации обучающих занятий; в работе по программе «Детство» занятия по выбранной теме будут дополнены интересными делами в блоке «Совместная деятельность», в программе «Сообщество» предусматривается, что идеи детей и взрослых станут основой для интеграции разных форм работы и взаимодействия воспитателей, специалистов, членов семей воспитанников. Тема будет реализована во всех Центрах активности, поддержана музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности, подхвачена логопедом и родителями.

В любом варианте идеи детей станут основой для моделирования развивающей среды, и в группе появится всё то, что поможет реализовать интересы ребят по выбранной теме.

Суммируем всё вышесказанное в форме таблицы.




Теория и практика проведения группового сбора

В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Более конкретное назначение группового сбора состоит:

в создании общности детей и взрослых (например группа «Гномики»);

в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;

в совершенствовании навыков и культуры общения

(умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.);

в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);

в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;

в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Технологически групповой сбор:

прост в проведении;

легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста;

значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;

позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:

чувствовать себя значимым;

управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;

веселиться и развлекаться.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и во всех образовательных ситуациях (разновозрастная группа, инклюзивная группа1
Инклюзивная группа – группа, включающая детей с ограниченными возможностями развития.

Коррекционная группа, группа кратковременного пребывания, кружковая и студийная работа, мини-школа и т. п.).

Принципы организации и проведения группового сбора

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. Открытость обозначает:

право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;

право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении собственных планов;

право участия / неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребёнок получает право:

свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;

высказывания в «своей логике». Воспитатель не подвергает текст ребёнка дидактической обработке, но при необходимости даёт совет, как лучше произносить слова или построить фразы, чтобы быть понятым другими.

Воспитатель находит недирективные (некатегорические) способы для того, чтобы помочь ребёнку преодолеть барьеры, вызванные стеснительностью, неуверенностью и другими причинами.

Александра Лукьянчикова
Утро радостных встреч во второй младшей группе «Поможем солнышку».

Александра Лукьянчикова

Утро радостных встреч во второй младшей группе «Поможем солнышку »

Цель : Обобщение знаний о приметах весны. Развитие самостоятельности и инициативности в выборе вида деятельности.

Задачи :

Создать положительный эмоциональный настрой.

Формировать умение организовывать собственную деятельность.

Прививать навыки культуры общения.

Развивать творческую инициативу.

1. Приветствие : (звучит музыка «Встаньте дети, встаньте в круг» , дети берут подушки, встают в круг).

2. Организация круга.

Воспитатель : Доброе утро , ребятишки, вот и настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Встанем рядышком друг с другом,

Скажем «Здравствуйте» друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой клубочек,

давайте передадим его по кругу и скажем своему соседу справа : «Доброе утро , Сережа!

(дети передают клубочек по кругу и говорят «Доброе утро )

Воспитатель : Замечательно, посмотрите, какой у нас большой и дружный образовался круг, и никто из нас не будет сегодня одинок.

Дети, а мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Дети выставляют на панно «Моё настроение» , какое настроение у каждого из них.

Воспитатель : Очень хорошо, что у вас хорошее настроение. Ну а если кому- то грустно, мы постараемся поднять настроение.

3. Обмен новостями.

Воспитатель : Дети, я сегодня утром шла в детский сад по улице и обратила внимание, как кругом в природе все изменилось. Я увидела, что на деревьях набухли почки.

А как вы думаете, почему набухли почки? (наступила весна, стало тепло) .

Скажите, ребята, что весной начинает ярче светить?

Какой самый первый признак весны? Это ярко светит и пригревает солнце (показать солнце ) .

Воспитатель : Одному солнышку не справиться . Ему надо помочь , чтобы быстрее наступило тепло. Как мы можем помочь солнышку (сделаем маленькие волшебные солнышки , которые будут ему помощниками .)

4. Планирование вида деятельности.

Воспитатель : «У нас открыт центр искусства. Давайте посмотрим в бинокль, что у нас есть в центре. В центре искусства можно слепить нарисовать или сделать аппликацию солнышка .

А сейчас вы подумаете, кто что будет делать и поставьте свои магнитики на доску выбора, чем вы будете заниматься.

Дети идут в центр, сами решают, что они будут делать (лепить, рисовать или конструировать)

5. Самостоятельная деятельность детей.

Молодцы, вы все постарались. Такие замечательные солнышки у нас получились . Какое у вас настроение, когда солнышко светит ? (Радостное , веселое) . Покажите, какие вы, когда веселые. А какое у вас настроение, когда солнышка нет ? (грустное, печальное) Покажите, какие вы, когда грустные. Теперь у вас у каждого есть свое солнышко , поэтому можно не грустить.

Под ту же музыку дети с готовыми работами встают в круг.

Воспитатель : Куда мы можем разместить свои солнышки ? Давайте ваши волшебные солнышки мы приклеим на лучи большого солнца .

Давайте вместе порадуемся и поиграем с солнышком в игру . Какую игру вы хотели бы поиграть?

Подвижная игра «Солнышко и дождик » .

Публикации по теме:

«Утро радостных встреч» Проект с детьми 5–6 лет. Среднесрочный проект «Утро радостных встреч». Тип проекта: социальный, творческий, групповой. Цель: сделать приход ребенка в детский.

Интегрированная НООД во второй младшей группе «Поможем Солнышку» Интегрированная НООД во второй младшей группе «Поможем Солнышку» Цель: развитие познавательной активности детей. Программное содержание.

Конспект интегрированной деятельности по сенсорному развитию во второй младшей группе «Поможем солнышку» Планируемый результат – развитие интегративных качеств. Умеют слушать воспитателя и сверстников, отвечают на вопросы, включаются в игру,.

Конспект НОД «Поможем солнышку найти лучики» во второй младшей группе Воспитатель: Бернацкая О. В. Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру. Задачи: Образовательные: -закрепить представление.

Задачи: Формировать умение выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали составляя изображение; Продолжать.

Проекта «Утро радостных встреч» Цель: Создать положительный настрой на день, воспитывать взаимное уважение. Задачи: 1. Вызвать положительные эмоции от встречи с педагогом.

Традиция программы «Радуга»

Старшая группа

Ц: продолжать формировать у детей умение внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Формировать умение общаться (управлять своим поведением, организовывать общение) . Вызвать у детей радость от общения со сверстниками после выходных дней. Уметь радоваться, если в рассказе узнал своих друзей.

Одна из любимых моих традиций программы «Радуга» -

В этой деятельности (форма организации, как правило, круг) нет разделения детей на заметных и популярных. Незаметно для группы можно повысить статус малоактивного ребенка, помочь ему увидеть, что он тоже может быть интересен.

Алгоритм проведения.

  1. Приветствие педагога – детям.
  2. Приветствие детей друг другу (передавая «сердечко» мягкую игрушку друг другу по кругу) , дети говорят пожелания на день.
  3. Рассказ о выходных днях, самое интересное 3-4 предложения

(дети передают маленькое деревце из камней тому ребенку, который захочет следующим рассказать о своем отдыхе, свой рассказ они дарят каждому камешку на деревце и всем детям) .

4. Рассказ педагога о выходных.

5. Обсуждение плана на неделю (какие занятия запланированы, экскурсии, игры, дела и что дети еще хотели бы сделать в течение недели) .

6. Развлекательная игра «Шляпа» . (играет музыка- дети передают друг другу шляпу. Музыка остановилась, обладатель шляпы пожимает руки каждому ребенку (играем 3-4 раза) .

7. В подарок каждому ребенку, на листике напечатана загадка «Узнай меня» (что-то хорошее, характерное именно для этого ребенка) . Листочки поместим на стенд, вечером родители смогут прочесть.

Материалы: сердечко из мягкой ткани, деревце-сувенир на ветках камешки, трафарет листочка дерева (одна сторона рассказ, другая имя) .

Примерные темы.

  1. Утро сочинителей (где бывали, что видали) .
  2. Утро веселых мастеров (перестановка в центрах, необычная постройка, стульчики столы по другому, необычный вход в группу…)

3Утро вежливых детей. Упражняемся в умении благодарить и обращаться

друг к другу по разному.

4. Утро приколов, небылиц, перевертышей.

5. Утро встречи с музыкой.

6. Утро радости за друга. (узнать до общего круга, что интересного было у друга в выходной день и сообщить всем) . Чтобы рассказ был более интересен - предварительная договоренность с родителями.

7. Утро подарков: просто, так (природный материал, камушки, рисунок, поделки оригами, листок для рисования оформленный фигурным дыроколом, письмо…)

8. Утро стихов.

9. Утро хороводов.

10. Утро театра Петрушки.

11. Утро игрушки из дома.

12. Утро изготовления кресла хорошего настроения.

13. Утро желаний.

14. Утро приветствия по договоренности (в пятницу, дети договариваются, как их звать по выбранному герою художественной литературы или мультфильма) весь день.

15. Утро подарков любимой группе (например: билет кинотеатра, за проезд в автобусе… наклеить на картон, принести –пополнение развивающей среды группы)

Шишкина Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 181
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Утро радостных встреч в средней группе
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Шишкина Галина Валерьевна

Воспитатель МКДОУ № 181 г. Кирова

Утро радостных встреч

Средняя группа.

Цель: Создать и поддержать у детей радостные эмоции от общения друг с другом,

содействовать сплочению детского коллектива, формированию дружеских взаимоотношений.

Подвести детей к обсуждению темы дня.

Звонок колокольчика – сигнал для начала утреннего круга.

Воспитатель: Наступило новое чудесное утро. На улице замечательная погода. Мы не

виделись с вами со вчерашнего дня, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Я дарю вам свою улыбку, и вы дарите мне свою улыбку, а так же тем, кто

стоит рядом с вами. Всем доброго утра!

Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся прикосновениями:

Пальчиками (дети разбиваются на пары, прикасаются пальчиками обеих рук друг к

другу, начиная с большого пальца, проговаривая слова: «Желаю большого успеха всегда и везде.

Здравствуй…(имя ребенка));

Носиками – Есть народ маори, который здоровается друг с другом прикоснувшись три

раза носиками (дети здороваются).

Воспитатель:

проснулись

сопровождаются имитацией движений (заправили кровать, почистили зубы, умылись, оделись и

пошли в детский сад).

Воспитатель: А что такое детский сад?

Это дом для всех ребят,

Это радость, это смех,

Это сто друзей для всех!

Все на месте? Да!

Все ли тут? Да!

Повернулись, оглянулись и друг другу улыбнулись!

Мы рады видеть всех!

Воспитатель: Я хочу узнать какими вы сегодня пришли в детский сад.

Игра «Я сегодня вот такой».

Воспитатель: Здравствуй, …Маша (имя ребенка)

Маша: Здравствуйте ребята. Я сегодня вот такая (показывает движение в соответствии со

своим настроением, например, кружится, подпрыгивает, делает ласточку и т.д.).

Дети повторяют движение Маши и продолжают игру со следующим ребенком.

Воспитатель:

волшебный клубочек, он хочет услышать ваши добрые пожелания друг другу на сегодняшний

день. (Воспитатель передает стоящему рядом ребенку клубок, зажимая конец нити в руке. Дети

передают друг другу клубок, говоря свое пожелание и удерживая нить в своих руках. Проходя

круг, клубок возвращается к воспитателю, она говорит свое пожелание, все дети оказываются

«связанными» одной нитью).

Воспитатель: Посмотрите, что получилось, мы соединены одной ниточкой. Клубочек

объединил нас всех вместе. Давайте поднимем руки вверх, опустим вниз, присядем, встанем…

Дружба помогает нам выполнить упражнения, не разрывая нити. Значит и дальше мы должны

дружить, дружба делает нас сильными и крепкими.

Когда живется дружно,

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить!

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей,

Они тебе помогут

И с ними веселей!

Пожелания с нитью дружбы складываются в красивую корзинку, которая будет в группе в

течение дня.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам присесть на коврик.

Все расселись на места?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу

Будет интересно!

поиграем,

побеседуем,

посчитаем,

отправимся

путешествие и снова поиграем. А о чем сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос).

Дети отгадывают загадку и обсуждают тему дня.

Воспитатель: Мне нужны помощники (два ребенка). Выбираем их считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять -

Нам ракеты запускать.

Кто к отлёту опоздал,

Тот в ракету не попал.

Воспитатель: Мои помощники отправятся в путешествие. Им нужно найти клад, это то,

что нового появилось у нас в группе.

Полный вперед! (дети берутся за руки и выполняют указания воспитателя): пять шагов

вперед, повернуть направо, заглянуть под стол и т.д.

возвращаются

показывают

представляет из себя новые игры, иллюстрации, книги и задания по теме дня. Дети все вместе

решают в какие центры развития их нужно поместить.

Воспитатель:

хорошего

интересного

настроения,

интересных открытий.


Top