Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание

Т.Э. Боровик, К.С. Ладодо, Г.В. Яцык, В.А. Скворцова, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
И.Я. Конь, ГУ Научно-исследовательский институт питания РАМН

Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответствующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормящей женщины.

Состав женского молока изменяется в процессе лактации, особенно на протяжении первых дней и месяцев кормления грудью, что позволяет наиболее полно обеспечить потребности грудного ребенка. Небольшой объем молока (молозива) в первые дни лактации компенсируется относительно высоким содержанием в нем белка и защитных факторов, в последующие недели концентрация белка в женском молоке снижается и в дальнейшем остается практически неизменной. Наиболее лабильный компонент женского молока - жир, уровень которого зависит от его содержания в рационе кормящей матери и изменяется как во время каждого кормления, нарастая к его окончанию, так и в течение дня. Углеводы - более стабильная составляющая женского молока, но их уровень тоже изменяется во время кормления, будучи максимальным в первых порциях молока.

Условия становления нормальной лактации. В родильном доме с целью становления достаточной по объему и продолжительности лактации здоровый новорожденный ребенок в первые 30 минут после неосложненных родов должен выкладываться на грудь матери не менее чем на 30 минут, при этом:

  • раннее прикладывание младенца к груди матери обеспечивает быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую последующую лактацию;
  • сосание ребенка способствует энергичному выбросу окситоцина и тем самым уменьшает опасность кровопотери у матери, способствует более раннему сокращению матки;
  • контакт матери и ребенка оказывает успокаивающее действие на мать, исчезает стрессорный гормональный фон;
  • через механизмы импринтирования способствует усилению чувства материнства, увеличения продолжительности грудного вскармливания;
  • новорожденный легче адаптируется к внеутробной жизни;
  • тесный контакт матери и ребенка обеспечивает получение новорожденным материнской микрофлоры. Для получения ребенком молозива в максимально возможном объеме частота прикладываний к груди не должна регламентироваться. С целью осуществления свободного вскармливания по требованию здоровый ребенок должен находиться в одной палате с матерью. Показано, что при свободном вскармливании объем лактации выше, чем при вскармливании по часам. Режим "свободного вскармливания" является ключевым фактором обеспечения полноценной лактации и способствует установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком. Для поддержания лактации особенно значимы ночные кормления, так как ночью уровень пролактина более высокий. Длительность прикладывания к груди здорового ребенка в первые дни не должна ограничиваться, даже когда он практически ничего не высасывает, а дремлет у груди. Потребность в контакте и сосании может носить самостоятельный характер, относительно независимый от пищевого поведения. В дальнейшем чрезмерно частое прикладывание ребенка к груди матери при его малейшем беспокойстве может привести к перекорму. В связи с этим одной из важных задач педиатров является обучение матери распознаванию "голодного" крика ребенка и крика, обусловленного другими причинами: младенческими коликами, дискомфортом, переменой обстановки, перегреванием или охлаждением, неврологической патологией. Оценка адекватности лактации и достаточного для младенца количества секретируемого женского молока требует тщательного анализа поведения ребенка, характера стула, частоты мочеиспусканий. Вероятными признаками недостаточной лактации являются:
  • беспокойство и крик ребенка во время или сразу после кормления;
  • необходимость в частых прикладываниях к груди;
  • ребенок долго сосет грудь, совершает много сосательных движений, при отсутствии глотательных;
  • ощущение матерью полного опорожнения грудных желез при активном сосании ребенка, при сцеживании после кормлений молока нет;
  • беспокойный сон, частый плач, "голодный" крик;
  • скудный редкий стул. Наиболее достоверными признаками недостаточного питания являются низкая прибавка массы тела и редкие мочеиспускания (менее 6 раз за сутки) с выделением небольшого количества концентрированной мочи. Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка после каждого кормления в течение суток. В отдельных случаях даже при достаточном количестве молока младенец может отказаться от груди, при этом:
  • ребенок берет грудь, но не сосет, не глотает или сосет очень мало;
  • при попытке матери дать грудь ребенок кричит и сопротивляется;
  • после непродолжительного сосания отрывается от груди, давясь от плача;
  • ребенок берет одну грудь, но отказывается от другой. Причины могут быть разными, но наиболее распространенными являются:
  • нарушения организации и техники вскармливания (неправильное положение ребенка у груди);
  • избыток молока у матери, при котором оно течет слишком быстро;
  • прорезывание зубов;
  • заболевания ребенка (перинатальное поражение нервной системы, частичная лактазная недостаточность, гастроинтестинальная форма пищевой аллергии, ОРВИ, отит, молочница, стоматит). Выяснение причины и проведение при необходимости своевременного лечения помогают сохранить полноценное грудное вскармливание. Гипогалактия истинная (или первичная) встречается редко, не более чем у 5% женщин. В остальных случаях снижение выработки молока вызвано различными причинами, основными из которых являются: отсутствие у женщины доминанты лактации (психологического настроя), эмоциональный стресс, раннее и необоснованное введение докорма детскими смесями, необходимость выхода на работу, болезнь ребенка, болезнь матери. В ряде случаев гипогалактия носит транзиторный характер, проявляясь в виде лактационных кризов - наблюдается временное уменьшение количества молока, возникающее без видимой причины. В основе лактационных кризов лежат особенности гормональной регуляции лактации. Лактационные кризы обычно возникают на 3-6-й неделях, 3-м, 4-м, 7-м, 8-м месяцах лактации. Их продолжительность составляет 3-4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребенка. В таких случаях оказывается достаточным более частое прикладывание малыша к груди в сочетании с кормлением из обеих грудей. Необходимы также полный покой и отдых матери; разнообразное, полноценное, с высокими вкусовыми качествами питание; теплое питье с использованием лактогонных трав или препаратов за 15-20 минут до кормления, а также специальных продуктов лактогонного действия. Если мать не подготовлена заранее к возможности возникновения лактационных кризов, то при первых признаках снижения лактации она пытается докормить ребенка смесью. Поэтому одной из важных задач участкового врача и медсестры детской поликлиники является разъяснение безопасности кратковременных лактационных кризов. Мероприятия, применяемые при вторичной гипогалактии (лактационных кризах):
  • более частые прикладывания к груди;
  • урегулирование режима и питания матери (включая оптимальный питьевой режим за счет дополнительного использования не менее литра жидкости в виде чая, компотов, соков);
  • воздействие на психологический настрой матери;
  • ориентация всех членов семьи (отца, бабушек, дедушек) на поддержку грудного вскармливания;
  • контрастный душ на область молочных желез, мягкое растирание груди махровым полотенцем;
  • использование специальных напитков, обладающих лактогонным действием;
  • не следует вводить в питание ребенка детские молочные смеси без рекомендаций врача. Поддержка грудного вскармливания. В соответствии с Международной программой ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания", Министерством здравоохранения Российской Федерации была разработана программа поддержки грудного вскармливания и утвержден ряд нормативно-методических документов (1994, 1996, 1998, 1999, 2000 годы). Согласно этим документам, в лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства рекомендуется проводить следующую работу по поддержке естественного вскармливания:
  • иметь доступную печатную информацию, касающуюся практики грудного вскармливания, которую следует регулярно доводить до сведения всего медицинского персонала;
  • информировать всех беременных женщин о преимуществах грудного вскармливания и необходимости раннего прикладывания новорожденного ребенка к груди матери;
  • обеспечивать круглосуточное совместное пребывание матери и ребенка в палате "мать и дитя" родильного дома и поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка;
  • обучать матерей технике кормления ребенка грудью и сохранению лактации;
  • стремиться к проведению в течение первых 4-6 месяцев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями;
  • обеспечивать преемственность в работе женской консультации, акушерского стационара, детской поликлиники и детского стационара. Эти мероприятия необходимо проводить с учетом состояния здоровья как матери, так и ребенка. Грудное вскармливание целесообразно продолжать до 1-1,5 лет, частота прикладываний к груди ребенка старше года уменьшается до 1-3 раз в сутки. Кормление грудью во время наступления новой беременности может продолжаться. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери: эклампсия, сильные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде, открытая форма туберкулеза, состояние выраженной декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени, гипертиреоз, острые психические заболевания, особо опасные инфекции (тиф, холера), герпетические высыпания на соске молочной железы (до их долечивания), ВИЧ-инфицирование. В настоящее время установлено, что ВИЧ-инфицированная женщина с вероятностью в 15% заражает ребенка через грудное молоко. В связи с этим в Российской Федерации детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, рекомендуется кормить адаптированными смесями. При таких заболеваниях кормящей матери, как краснуха, ветряная оспа, корь, эпидемический паротит, цитомегаловирусная инфекция, простой герпес, острые кишечные и ОРВИ (если они протекают без выраженной интоксикации), кормление грудью при соблюдении правил общей гигиены не противопоказано. В настоящее время наличие гепатита В и С у женщин не является противопоказанием к грудному вскармливанию, однако кормление осуществляют через специальные силиконовые накладки. При остром гепатите А у матери кормление грудью запрещается. При маститах грудное вскармливание должно продолжаться. Однако оно временно прекращается при обнаружении в грудном молоке золотистого стафилококка или грамотрицательной флоры в количестве более 10 000 коЕ бактерий в 1 мл. Абсцесс молочной железы является возможным осложнением мастита и наиболее вероятен при резком прерывании кормления грудью. Кормление из здоровой железы должно продолжаться, а молоко из инфицированной груди следует осторожно сцеживать и выливать. Грудное вскармливание и лекарства. Прекращают кормление грудью в тех случаях, когда мать принимает цитостатики в терапевтических дозах, иммунносупрессивные препараты, антикоагулянты типа фениндиона, радиоизотопные контрастные вещества для лечения или обследования, препараты лития, большинство противовирусных препаратов (кроме ацикловира, зидовудина, занамивира, лимовудина, озельтамивира - с осторожностью), противогельминтные препараты, а также антибиотики: макролиды (кларитромицин, мидекамицин, рокситромицин, спирамицин), тетрациклины, хинолоны и фторхинолоны, гликопептиды, нитроимидазолы, хлорамфекол, ко-тримоксазол. Существуют альтернативные препараты вышеперечисленным лекарствам, которые не противопоказаны при кормлении грудью. Обычно безопасны используемые в средних дозах короткие курсы парацетамола, ацетилсалициловой кислоты, ибупрофена; не запрещено большинство противокашлевых лекарств; антибиотики - ампициллин и другие пенициллины, эритромицин; противотуберкулезные препараты (кроме рифабутина и ПАСК); противогрибковые средства (кроме флуконазола, гризеофульвина, кетоконазола, интраконазола); антипротозойные препараты (кроме метронидазола, тинидазола, дигидроэметина, примахина); бронходилятаторы (сальбутамол); кортикостероиды; антигистаминные препараты; антациды; противодиабетические средства; большинство гипертензивных препаратов, дигоксин, а также разовые дозы морфина и других наркотических средств. Вместе с тем, во время приема кормящей матерью медикаментозных препаратов необходимо внимательное наблюдение за ребенком с целью своевременного обнаружения их побочных эффектов. Возможно угнетение лактации при приеме женщиной эстрогенов, включая эстрогенсодержащие контрацептивы, диуретиков тиазодового ряда, эргометрина. Перевод ребенка грудного возраста, особенно новорожденного, на искусственное вскармливание из-за медикаментозного лечения матери лекарственными препаратами в терапевтической дозировке в обычных случаях несет в себе определенную угрозу для состояния его здоровья и качества жизни. Грудное вскармливание и курение. Учитывая негативное воздействие табачного дыма, смолы и никотина на организм ребенка и на лактацию, курящей женщине в период лактации рекомендуется отказаться от курения. Никотин может снижать объем вырабатываемого молока и тормозить его выделение, а также вызывать у ребенка раздражительность, кишечные колики и низкие темпы нарастания массы тела. У курящих женщин ниже уровень пролактина, что может сократить период лактации, а также снижена концентрация витамина С в грудном молоке по сравнению с некурящими. Следует формировать у курящих женщин мотивацию на отказ от курения или, по крайней мере, значительное снижение числа выкуренных сигарет. Однако, даже если женщина курит, лучшим вариантом для ее ребенка остается грудное вскармливание. Содержание вредных веществ в грудном молоке будет меньше, если женщина выкуривает сигарету после кормления грудью, а не до него. Не должны кормить ребенка грудью матери, страдающие алкогольной и наркотической (героин, морфин, метадон или их производные) зависимостью. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди матери со стороны ребенка: оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов при тяжелой асфиксии новорожденного, родовой травме, судорогах, синдроме дыхательных расстройств, а также глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (ЖКТ, челюстно-лицевого аппарата, сердца). Кесарево сечение. К числу противопоказаний к раннему прикладыванию ребенка к груди матери до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем операции кесарева сечения. Однако, если данная операция проводится под перидуральной анестезией, прикладывание ребенка к груди в родовом зале возможно. Если родоразрешение проводилось под наркозом, то после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец - в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это проделывают несколько раз. На вторые сутки, при удовлетворительном состоянии матери и младенца, они переводятся в послеродовое отделение совместного пребывания. При ряде тяжелых врожденных пороков развития (пороки сердца с декомпенсацией, "волчья пасть", "заячья губа"), когда прикладывание к груди невозможно, ребенок должен получать сцеженное материнское молоко. Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены - наследственные энзимопатии (галактоземия, болезнь кленового сиропа). При фенилкетонурии объем грудного молока в сочетании с лечебными продуктами устанавливается индивидуально. Грудное вскармливание и допаивание. Следует остановиться на вопросах допаивания детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. Практика отечественных педиатров показывает, что новорожденные и дети более старшего возраста, находящиеся исключительно на грудном вскармливании, иногда нуждаются в жидкости. Такое состояние может быть связано с пониженной влажностью в квартире, повышенной температурой окружающей среды, обильной жирной пищей, съеденной матерью накануне. При беспокойстве и отказе ребенка от груди можно попробовать дать ему воду (не сладкую) из ложки: если ребенок охотно начал пить, значит, он нуждался в воде. Кроме того, допаивание необходимо больным детям, особенно при заболеваниях, сопровождающихся высокой лихорадкой, диарей, рвотой, выраженной гипербилирубинемией. Грудное вскармливание и желтухи. В настоящее время существует более 50 заболеваний, которые у детей в периоде новорожденности могут проявляться желтушным окрашиванием кожи. Поэтому длительное сохранение желтухи у новорожденного требует обязательного обследования. Даже при выраженной физиологической желтухе у детей в первые дни жизни нельзя отказываться от грудного вскармливания. Раннее прикладывание ребенка к груди и частые кормления являются важным фактором профилактики желтухи, поскольку молозиво, обладая слабительным эффектом, приводит к более быстрому отхождению мекония. При недостаточном питании новорожденного ребенка желтуха может быть более интенсивной и длительной в связи со сгущением желчи. Допаивание водой или глюкозой не способствует профилактике желтухи, но снижает степень ее выраженности. Важно, чтобы ребенок получал адекватное количество молока, поскольку при недостаточном питании развивается синдром сгущения желчи. Желтуха, связанная с грудным вскармливанием (желтуха от материнского молока или желтуха Ариаса) развивается у 1-4% детей после первой недели жизни, характеризуется повышением уровня несвязанного билирубина и не влияет на состояние ребенка. Патогенез изучен недостаточно, предполагается связь с различными компонентами грудного молока факторами грудного молока. Получить подтверждение диагноза можно, прекратив прикладывание ребенка к груди и используя для кормления пастеризованное материнское молоко в течение 1-2 суток. За это время интенсивность желтухи значительно уменьшается и можно продолжить грудное вскармливание. Ребенка с гипербилирубинемией, обусловленной несовместимостью по АВ0, целесообразно кормить грудью с рождения, поскольку антитела, содержащиеся в молоке разрушаются соляной кислотой и ферментами пищеварительной системы. При резус-конфликте, если ребенку не проводилось заменное переливание крови, его в течение первых 10-14 дней кормят материнским пастеризованным (во время пастеризации антитела разрушаются) или донорским молоком. В случаях проведения заменного переливание крови через 3-5 часов после операции ребенка можно приложить к груди.
  • Смешанное вскармливание - это кормление ребенка первого года жизни грудным молоком и молочными или кисломолочными детскими смесями. Конечно, мамино молоко для ребенка полезнее. Но иногда у мамочек возникает необходимость давать в некотором количестве ребенку и смесь. Рассмотрим ситуации, в которых обычно рекомендуется смешанное вскармливание новорожденных и грудных детей.

    1. Когда ребенок крайне мало прибавляет в весе или его теряет. Например, если ребенок набрал за первый месяц всего 100 граммов веса, и тенденция к низким прибавкам сохраняется. Смешанное вскармливание месячного ребенка - явление распространенное. Но вводить смесь нужно только тогда, когда видно, что ребенок остается голодным. При этом грудного молока больше не становится.

    2. Если мама вынуждена надолго отлучаться, но сцедить грудь не получается или нет желания. Кормить ребенка чем-то ведь нужно… А частично грудное вскармливание все же лучше, чем полностью искусственное.

    3. У ребенка тяжелая лактазная недостаточность. Если ферменты, которые дают ребенку перед кормлением, не помогают, иногда есть необходимость полностью отказаться от кормления грудью в пользу специальных безлактозных смесей.

    Вопреки распространенному мнению, голодный плач ребенка - это не прямое показание для того, чтобы ему дать смесь. Это должно стать стимулом для кормящей женщины попытаться наладить лактацию. И для этого обычно вполне достаточно 2-3 дней, в течение которых она должна отказаться от выполнения домашних дел и максимально посвятить себя ребенку. Предлагать ему грудь очень часто и днем, и ночью, когда ребенок пробуждается. Промежутки между кормлениями не должны составлять более 2-3 часов. Но чем короче они будут в период восстановления лактации, тем лучше.

    Если ребенок хорошо набирает вес, то эта проблема точно будет временной. Вероятно, у малыша скачок роста и ему теперь требуется чуть больше маминого молочка. Грудь должна подстроиться под возросшие потребности ребенка. На это и отводится до семи суток. Ну а если дать это количество недостающего питания смесью, то грудь больше вырабатывать молока не станет. И в лучшем случае у вас будет ребенок на смешанном вскармливании теперь постоянно. А то и перейдет постепенно полностью на искусственное вскармливание. Как это почти всегда бывает.

    Режим питания грудничка на смешанном вскармливании

    Запомните, что смесь всегда дается ребенку после кормления грудью. Если сделать наоборот, то ребенок насытиться смесью, а грудь сосать просто не станет.

    В каком количестве примерно давать смесь, чтобы кормить ребенка на смешанном вскармливании, сколько будет достаточно? Обычно врачи предлагают один раз полностью сцедить обе молочные железы перед кормлением. А ребенка покормить разочек сцеженным молоком. Таким образом, по количеству сцеженного молока можно примерно сориентироваться, сколько давать смеси. А потом смотреть по ребенку. Благоприятной будет ситуация, если малыш не будет допивать до конца смесь. И этой смеси с каждым кормлением будет оставаться все больше и больше в бутылочке. Это будет означать, что в маминой груди стало вырабатываться достаточно молока, и возможно так, без труда полностью перейти вновь на грудное вскармливание.

    Если ребенку 2-3 месяца, осуществлять смешанное кормление лучше по режиму. То есть по режиму давать именно смесь. Например, докармливать ей раз в 4 часа. Ну а в остальное время можно и нужно почаще предлагать грудь.

    Прикорм ребенка на смешанном вскармливании начинается в то же время, что и при грудном и искусственном вскармливании. ВОЗ советует начинать прикармливать ребенка в 6 месяцев.

    Педиатры советуют постепенно замещать прикормом кормления. Например, в 6 месяцев полная порция овощного пюре или каши - 166 граммов. Если ребенок столько съедает, то можно ему дать запить просто водичку, или дать пососать грудь. А смесь будет лишней. Если же меньше, например, 100 граммов, то после нужно дать грудь (лучший вариант) или смесь в количестве примерно 70 граммов.

    В 6 месяцев заменяется одно кормление, в 7 месяцев второе. А потом - индивидуально. Меню ребенка первого года жизни на смешанном вскармливании должна составить сама мама, но, естественно, следуя педиатрическим рекомендациям о разрешенных продуктах, постепенности их введения в рацион ребенка и их рекомендованных объемах. К году малыш должен иметь 4-5 полноценных кормления «взрослой пищей». В год желательно продолжать кормить грудью и (или) давать смесь по возрасту ребенка. А вот цельное коровье молоко давать уже после 1,5-2 лет, если есть возможность обеспечить ребенка своим молоком и (или) смесью.

    Часто смешанное и искусственное вскармливание детей приносит проблемы в виде нерегулярного стула у детей. Причиной этого является как неподходящая смесь, так и нарушения в режиме питания ребенка и низкое количество поступающей в организм жидкости.

    Нормальным считается стул ребенка на смешанном типе питания мягкой консистенции. Опорожнение кишечника ребенку не должно доставлять дискомфорта. Если стул отсутствует в течение 1-2 дней, но потом ребенок все же какает, причем мягко и безболезненно - это не запор.

    Если же вскармливание смешанное, но видно, что ребенок плохо какает действительно. Ему больно, кал в виде шариков, так называемый овечий. Нужно ему помочь. Совсем маленьким детям дают сироп лактулозы ежедневно, до нормализации стула. Но если ребенок не какал уже 2-3 дня, то сначала следует помочь ему опорожнить кишечник с помощью механических средств - глицериновой свечи или клизмочки. А на следующий день, с утра, уже дать сироп лактулозы в небольшой дозировке.

    Когда у ребенка старше 6 месяцев возникает запор при смешанном вскармливании , имеет смысл пересмотреть его рацион питания. Возможно немного уменьшить количество съедаемой каши, и, наоборот, увеличить количество овощей. Обязательно добавлять в овощное пюре 0,5-1 чайную ложечку подсолнечного или оливкового масла.

    Естественное вскармливание детей первого года

    жизни. Методы проведения контроля и коррекции.

    Технология вскармливания грудью.

    Естественным вскармливанием грудного ребенка называется

    вскармливание его грудным молоком. Естественное вскармливание -

    наилучший способ питания детей с первых дней их жизни. В первые

    дни лактации молочная железа отделяет молозиво, состав которого с

    каждым днем меняется. Лишь на 2-3 неделе оно приобретает постоян-

    ный состав и становится зрелым молоком. Кормление здорового ново-

    рожденного ребенка надо начинать через 6 - 12 часов после рожде-

    ния в зависимости от его индивидуальных особенностей,

    особенностей матери, времени рождения.

    После первого кормления ребенка прикладывают к груди через

    каждые 3 - 3.5 часа с соблюдением ночного перерыва в 6 - 6.5 ча-

    сов. Число кормлений - 6-7 раз в сутки, длительность каждого

    кормления в первое время - 20 мин., в дальнейшем - 15-20 мин., в

    зависимости от активности сосания ребенка, особенностей материнс-

    кой груди и лактации. При каждом кормлении ребенка следует прик-

    ладывать только к одной груди, обращая внимание на полное осво-

    бождение ее от молока. В течение первых трех дней дети высасывают

    от 5 до 30-35 мл за кормление, что составляет около 100-200 мл в

    сутки. С каждым следующим днем количество молока, всасываемого

    ребенком, увеличивается и к 8-9 дню достигает 450-500 мл в сутки.

    Количество молока, необходимое новорожденному ежедневно в течение

    первых 7-8 дней жизни, можно ориентировочно расчитать по фориуле:

    V = 10 х n х 7 (где n - число дней жизни ребенка)

    Количество молока у молодых, особенно первородящих, женщин в

    первые дни лактации часто бывает недостаточным. Это может стать

    причиной некоторой задержки восстановления первоначального веса

    ребенка, что, как правило, не отражается отрицательно на дальней-

    шем его развитии. Однако если у новорожденного ребенка физиологи-

    ческое снижение веса к 4-5 дню жизни превышает 8% первоначального

    веса и не обнаруживается тенденции к восстановлению веса, а ребе-

    нок, не выдерживая интервалы между кормлениями, проявляет явное

    беспокойство, необходимо докормить его молоком другой женщины.

    Молоко следует давать ложечкой или пипеткой. Дети, преждевременно

    приученные получать докорм из бутылочки через резиновую соску,

    почти всегда начинают мало сосать, сто усиливает гипогалактию у

    матери. Таких детей приходится преждевременно переводить на сме-

    шанное вскармливание.

    Начиная со второй недели жизни указанная выше формула уже

    неприменима. Суточное количество молока, необходимое для вскарм-

    ливания, расчитывается исходя из веса ребенка:

    от 2 до 6 недель - 1/5-1/6 веса тела,

    от 6 недель до 4 месяцев - 1/6 веса тела,

    старше 4 месяцев - 1/7-1/8 веса тела.

    Более точным является калорийный расчет. В первой четверти

    первого года ребенок должен получатьв сутки в среднем 120-130

    ккал на 1 кг веса, во второй четверти - около 110 - 120, в треть-

    ей - около 100-110 и, наконец, к концу года - около 90-100 ккал.

    Здоровый ребенок, живущий в благоприятных условиях, должен до 4.5

    5 мес. находиться на вскармливании одним материнским молоком,

    если его достаточно у матери.

    При вскармливании ребенка грудью могут возникнуть трудности,

    связанные с матерью:

    1) неправильная форма сосков, что затрудняет их

    захватывание ребенком;

    2) ссадины и трещины сосков, делающие акт

    сосания груди крайне болезненным;

    3) мастит;

    4) галакторея;

    5) "тугая грудь";

    6) гипогалактия;

    7) тяжелые заболевания матери - психические болезни, эндок-

    ринные расстройства, декомпенсированные пороки сердца,

    сифилис, если заражение произошло в последний месяц

    беременности (острые инфекционные заболевания не всегда

    являются противопоказанием к кормлению ребенка грудью);

    8) неплноценый состав молока.

    Возможны затруднения и со стороны ребенка:

    1) дефекты и заболевания полости рта и носа;

    2) привычные срыгивания;

    3) непереносимость женского молока;

    4) тяжелые заболевания ребенка (внутричерепная родовая

    травма, пневмония, сепсис и др.)

    Большие трудности возникают и при кормлении вяло сосущих де-

    тей. Особенно все перечисленные затруднения могут быть устранены.

    Реже приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком матери, а

    иногда переводить ребенка на смешанное вскармливание. Лишь в

    очень редких случаях (непереносимость женского молока) возникает

    необходимость перевести ребенка на искусственое вскармлиание мо-

    лочными смесями, а в тех случаях, когда ребенок не переносит ни

    женского, ни коровьего молока (галактоземия, наследственная непе-

    реносимость дисахаридов, например лактозы), ему назначают безмо-

    лочное питание.

    При недостаточном количестве молока у матери нередко приме-

    няется докармливание ребенка сцеженным молоком другой кормящей

    женщины - донора. Донорское молоко, подвергнутое термической об-

    работке и сохраняемое после сцеживания в течение нескольких ча-

    сов, теряет многие ценные биологические свойства женского молока.

    Детей, получающих только донорское молоко, приходится, как прави-

    ло переводить на смешанное вскармливание.

    С 1.5-2-месячного возраста целесообразно давать ребенку

    овощные, фруктовые или ягодные соки: начинают с 1.5 чайной ложки

    1-2 раза в день, постепенно к 5-6 месяцу доходят до 5-10 чайн.л.

    (25-50г), а к концу года - до 80-100г в день. Наряду с соками, но

    в счет указанного их количества, начиная с 2-3-го мес., ребенку

    можно давать тертое сырое яблоко или консервированное фруктовое

    С 4.5-5 мес. здоровый ребенок не может удовлетворяться толь-

    ко грудным молоком, даже есликоличества его вполне достаточно и

    полностью покрываетвсю калорийную потребность организма ребенка.

    С этого времени в рацион надо ввести прикорм.

    ГЛАВА 3 ПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА

    Рациональное питание детей - важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие, адекватную имму- нологическую реактивность. Ребёнок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

    Вскармливание ребёнка первого года жизни

    В зависимости от того, получает ли ребёнок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

    Естественное вскармливание - питание детей грудного возраста материнским молоком с последующим введением прикорма с 4,5-6 мес. Содержание грудного молока в суточном рационе ребёнка составляет не менее 4/5.

    Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как по количественному и качественному составу грудное молоко оптимально покрывает все потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и т.д. В первые 5 дней после родов из молочной железы родильницы выделяется молозиво, имеющее более высокую энергетическую ценность, чем грудное молоко, секретируемое в последующем. В молозиве больше белков, фосфора, кальция, витаминов А и Е, меньше жиров.



    Наиболее важные преимущества грудного молока

    По антигенным свойствам грудное молоко (в отличие от коровьего) менее чужеродно для ребёнка. Структура материнского молока, особенно молозива, близка белкам клеток ребёнка.

    В грудном молоке преобладают мелкодисперсные белки (альбумины), размеры частиц казеина в несколько раз меньше, чем в коровьем, благодаря чему при створаживании в желудке образуются более нежные, легко перевариваемые хлопья. Состав грудного молока наиболее оптимально соответствует потребностям ребёнка. Общее количество белка в грудном молоке меньше, чем в коровьем. Поэтому при искусственном вскармливании возникает белковая перегрузка.

    Грудное молоко (особенно молозиво) богато Ig. IgA играют важную роль в местном иммунитете ЖКТ новорождённых. IgG, попавшие в организм ребёнка, обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний. Кроме того, грудное молоко содержит факторы специфической и неспецифической резистентности.

    Грудное молоко содержит оптимальный набор ферментов, витаминов и других необходимых ребёнку компонентов.

    Концентрация жиров в грудном и коровьем молоке практически одинакова, но качественный состав различен: грудное молоко содержит в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, служащих необходимыми компонентами фосфолипидов и входящих в состав клеточных мембран. Расщепление жира в желудке у грудных детей начинается под влиянием липазы грудного молока.

    Грудное молоко содержит большое количество углеводов (β-лактозы), в состав коровьего входит α-лактоза. β-Лактоза медленнее всасывается в кишечнике ребёнка, поэтому достигает толстой кишки, где вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры (преимущественно бифидобактерий), подавляющей размножение патогенных микроорганизмов и кишечной палочки.

    Грудное молоко богато различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую активность ферментов у ребёнка и обеспечивает усвоение довольно большого объёма пищи.

    Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но их соотношение наиболее физиологично для грудного ребёнка, усваиваются они намного лучше. Поэтому у детей, находящихся на естественном вскармливании, рахит развивается реже. Содержание таких элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и селен, в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребёнка.

    При естественном вскармливании формируется психологическая связь между матерью и ребёнком, развиваются родительские чувства. Таким образом, отказ от естественного вскармливания - грубое

    нарушение сложившейся в эволюции биологической цепи «беремен-

    ность-роды-лактация». Грудное молоко - «золотой стандарт» питания младенца.

    Гипогалактия

    Основная причина отказа от естественного вскармливания - гипогалактия, т.е. секреторная недостаточность молочных желёз. Выделяют первичную и вторичную гипогалактию.

    Первичная гипогалактия развивается вследствие нейроэндокринных нарушений, её наблюдают у 5-8% женщин.

    В подавляющем большинстве случаев гипогалактия бывает вторичной, развившейся из-за отрицательного воздействия на организм матери комплекса биологических, медицинских, социальных, психологических и экономических факторов. Ведущая роль принадлежит социальным факторам и причинам ятрогенного характера.

    По данным ВОЗ, только 1% женщин не способны кормить детей грудью. В нашей стране более 10% матерей не кормят ребёнка грудью с рождения. К 6 мес на естественном вскармливании остаются менее трети детей, причём около 66% матерей начинают самостоятельно вводить докорм с 2 нед жизни ребёнка. Основные причины гипогалактии следующие.

    Недостаточная мотивация кормления грудью у беременной.

    Для активной пропаганды естественного вскармливания необходимо тесное сотрудничество акушерской и педиатрической служб. Следует воспитывать положительную мотивацию грудного вскармливания среди беременных. Родителям необходимо знать о преимуществах естественного вскармливания для ребёнка и благоприятном влиянии его на здоровье женщины. Не следует забывать и о контрацептивном эффекте грудного вскармливания, что связано с ингибирующим действием пролактина на овуляцию. При лактационной аменорее и исключительно грудном вскармливании риск забеременеть в первые 6 мес после родов составляет 2-5%. Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребёнка к груди.

    В 60-70-е гг. ХХ века в некоторых странах были организованы группы «За расширение практики грудного вскармливания», где консультантами были матери, вскормившие хотя бы одного ребёнка грудью. Организация таких групп через несколько лет привела к значительному росту естественного вскармливания.

    Позднее первое прикладывание к груди. Противопоказаний к раннему (сразу после рождения) прикладыванию к груди очень мало. В зарубежных странах подавляющее большинство новорождённых прикладывают к груди сразу после родов. В России это происходит

    лишь в 20% случаев, а в 40% здорового ребёнка прикладывают к груди через сутки после родов.

    В некоторых странах женщинам запрещено давать информацию об искусственном вскармливании в течение первых 3 мес после родов; также запрещена реклама молочных смесей в родильных домах и больницах.

    Редкое прикладывание ребёнка к груди, регламентация грудного вскармливания, технический подход к контролю за процессом лактации.

    Недостаточную лактацию не рассматривают как противопоказание к частому прикладыванию к груди. Наоборот, рекомендуют более частое кормление (через 2-2,5 ч, без ночного интервала). Частое и неограниченное кормление грудью в первые 2 нед жизни (9-10 раз в сутки и более) значительно усиливает лактацию. Не следует придавать слишком большого значения количеству высасываемого молока, тем более при однократном контрольном кормлении, так как дети в течение дня могут высасывать разный объём молока в разные часы. Кроме того, состав грудного молока отличается чрезвычайной вариабельностью (например, содержание белка в молоке разных женщин колеблется от 0,9 до 2,0 г в

    Как правило, у матери образуется столько молока, сколько необходимо ребёнку. До 1-2 мес жизни в течение одного кормления лучше давать ребёнку обе молочные железы, так как это стимулирует лактацию и уменьшает риск лактостаза. Если после кормления в молочных железах остаётся молоко, его необходимо сцеживать до тех пор, пока оно не начнёт выделяться по каплям (а не струйками). Если у матери много молока, лучше в течение одного кормления давать одну грудь, так как при отсутствии полного опорожнения груди ребёнок будет получать только «раннее» (или «переднее») молоко, которое богато лактозой, белками, витаминами, минеральными веществами, водой. «Позднее» (или «заднее») молоко богато жирами. Для развития ребёнка необходимо как «раннее», так и «позднее» молоко. Недостаток жира сказывается на формировании нервной системы, а избыток лактозы приводит к диспепсии.

    Нередко у женщин возникают «лактационные кризы», обычная их периодичность - около 1,5 мес, длительность - 3-4 дня (реже 6-8 дней). В это время необходимо увеличить число кормлений. Недопустимо сразу же докармливать смесями.

    Иногда даже при достаточном наполнении молочных желёз может возникнуть «голодное» беспокойство ребёнка из-за ступен- чатого увеличения его энергетической потребности в силу роста

    двигательной активности. Это наиболее типично в 3, 6 нед, 3, 7, 11 и 12 мес. Как правило, в большинстве случаев повышенная сосательная активность ребёнка приводит к увеличению объёма лактации.

    Даже в жаркую погоду не нужно поить ребёнка водой - грудное молоко на 80% состоит из воды и поэтому утолит его жажду. При допаивании у него возникает ложное чувство насыщения, что угнетает сосательный рефлекс.

    Нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая и психическая нагрузка, недостаточный сон) снижают лактацию.

    Прочие причины (нарушение режима питания, различные заболевания, возраст кормящей женщины) играют незначительную роль в развитии гипогалактии.

    Питание кормящей матери больше влияет на качественный состав молока, чем на его количество.

    Заболевания матери угнетают лактацию. Однако, если женщина ещё во время беременности была настроена на кормление гру- дью, лактация у неё нередко сохраняется на удовлетворительном уровне.

    Во всех странах реже всего кормят грудью слишком молодые и пожилые матери. У пожилых это объясняют биологическими причинами, у молодых - социальными и психологическими (отсутствие планирования семьи, часто случайное зачатие, отсутствие настроя на кормление грудью во время беременности и т.д.).

    Коррекция гипогалактии. Необходимо перевести ребёнка на более частое кормление. Для стимуляции лактации можно назначить матери специализированные продукты, никотиновую кислроту, витамин Е, УФО, УВЧ, ультразвук, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Эффективен массаж молочной железы перед кормлением (продольные движения от основания железы к соску). Также применяют фитотерапию. Следует, впрочем, учитывать, что ЛС оказывают меньший эффект, чем методы физиологической стимуляции лактации.

    Расчёт необходимого объёма пищи

    Расчёт проводят, как правило, только при искусственном вскармливании и введении прикорма. Наиболее простой способ подсчёта суточного количества молока, необходимого новорождённому в первые 9 дней жизни, следующий: его возраст (в днях) умножают на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более3200 г). С 10-го по 14-й день необходимый суточный объём молока остаётся неизменным (как для 9-дневного ребёнка).

    С 2-недельного возраста необходимое количество молока вычисляют с учётом суточной потребности в энергии (в калориях) на килограмм массы тела или объёмным методом, когда необходимый объём пищи составляет определённую долю массы тела ребёнка.

    Калорийный (энергетический) способ расчёта: в 1-ю и 2-ю четверти первого года жизни ребёнку необходимо 115 ккал/кг/сут, в 3-ю - 110 ккал/кг/сут, в 4-ю - 100 ккал/кг/сут. Зная возраст и массу тела ребёнка, рассчитывают количество молока, необходимого ребёнку в сутки (X). Например, ребёнок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кги, следовательно, нуждается в 460 ккал/сут; 1 л грудного молока и большинство смесей содержит около 700 ккал, следовательно:

    X = (460 x 1000) + 700 = 660 мл

    Эксперты ВОЗ считают, что в современных рекомендациях энергетическая потребность грудного ребёнка в энергии, возможно, завышена на 15-30%, особенно после 3 мес жизни. По их данным, в возрасте 4-10 мес потребление энергии на 1 кг массы тела должно составлять 95-100 ккал.

    Объёмный способ расчёта (табл. 3-1) более прост, но менее точен. Например, ребёнку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг необходимо 600 мл грудного молока в сутки (1/5 от 4 кг), т.е. нет полного совпадения с расчётом по калорийности. Все варианты расчёта позволяют лишь приблизительно определить необходимый объём питания. Суточный объём пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл (не учитывают соки и фруктовое пюре).

    Качественный состав пищи

    Соотношение между основными пищевыми ингредиентами (белками, жирами, углеводами) до введения прикорма должно составлять 1:3:6, после введения прикорма - 1:2:4. До 4-6 мес потребность в белках составляет 2-2,5 г/кг, жирах - 6,5 г/кг, углеводах - 13 г/кг, а после введения прикорма соответственно 3-3,5 г/кг, 6-6,5 г/кг и 13 г/кг.

    Режим питания

    Режим питания устанавливают в зависимости от возраста ребён- ка, его индивидуальных особенностей и количества молока у матери. В первые 3-4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят 7 раз в сутки, т.е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом (это правило касается преимущественно детей, находящихся на искусственном вскармливании). Если ребёнок выдерживает более длительные перерывы между кормлениями, его переводят на 6-разовое и 5-разовое кормление. С 4,5-5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки, пос- ле 9 мес - 4-5 раз в сутки.

    К 4-6 мес жизни кормление только грудным молоком уже не может удовлетворить потребности организма ребёнка в питательных веществах, поэтому с этого возраста начинают вводить прикорм (табл. 3-2).

    Таблица 3-2. Сроки введения и виды прикорма

    Прикорм - введение новой пищи, более концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей одно грудное кормление. Прикорм необходим:

    Для покрытия возникающего к этому возрасту из-за бурного роста дефицита энергии, белков, жиров, микронутриентов;

    Для введения в питание растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах;

    Для приёма более плотной пищи, необходимой для дальнейшего развития ЖКТ ребёнка.

    К блюдам прикорма относят соки, фруктовое и овощное пюре, каши, творог, желток, мясное пюре, мясорастительные консервы, ке- фир, коровье молоко.

    Главное правило прикорма - использовать блюда промышленного изготовления. Они гарантируют качество и безопасность для грудного ребёнка в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Их достоинством является гомогенизация (приготовление под давлением 200 атм), что позволяет измельчить пищевые волокна и значительно

    увеличить поверхность контакта пищевых частиц с ферментами и тем самым ускорить переваривание пищевых веществ, длительный срок хранения, обеспечение потребности детей в широком ассортименте различных продуктов в течение всего года независимо от сезона, быстрота приготовления, и, самое главное, они обогащены всеми необходимыми для бурно растущего организма ребёнка микронутриентами. Как правило, дети с аллергической настроенностью переносят их лучше, чем продукты домашнего изготовления.

    В нашей стране традиционно рекомендуют начинать прикорм с яблочного сока после 3 мес. Остальные соки вводят позже, не ранее 4-6 мес (суточный объём сока - возраст в мес, умноженный на 10). Рекомендации по назначению соков и фруктовых пюре при достаточной лактации у матери, её полноценном питании (в первую очередь речь идёт о приёме ею витаминно-минерального комплекса), неустойчивом стуле ребёнка, его аллергической настроенности не должны быть излишне категоричными. Соки прежде всего в данном возрасте следует рассматривать не как поставщик питательных веществ, а как стимулятор деятельности ЖКТ. Вполне допустимо их более позднее введение. В начале введения прикорма грудное молоко остаётся главным источником не только энергии, пищевых веществ, но и жидкости. В этот период никакие другие жидкости не нужны. В некоторых странах педиатры рекомендуют вводить соки в то время, когда ребёнок начинает получать мясо (не ранее 6 мес). Если мать готовит соки самостоятельно, их лучше разводить водой в соотношении 1:1. Но соки домашнего изготовления покрывают всего несколько процентов потребности ребёнка в витаминах.

    Фруктовое пюре назначают через 2-3 нед после введения соков (объём такой же, как и для соков). Соки и фруктовое пюре дают непосредственно до или после кормления, иногда в промежутках между ними.

    С 4,5-6 мес вводят овощное пюре или кашу. Обычно начинают с овощного пюре. Для снижения риска аллергизации вначале ребён- ку дают пюре, приготовленное из одного вида овощей (кабачок, тыква, капуста цветная, брокколи, морковь, позднее - картофель, шпинат, зелёная фасоль, свёкла, зеленый горошек), с постепенным переходом к смеси овощей. Суточный объём - 100 г. При склонности к запорам, избыточной массе тела можно увеличить суточную дозу овощного пюре до 200 г (в один или два приёма). Овощные пюре промышленного изготовления в зависимости от степени измельчения бывают 1-й ступени - гомогенизированные (для детей до 5 мес); 2-й ступени - в виде пюре (для детей 6-

    9 мес); 3-й ступени - крупноизмельчённые (для детей 9-12 мес). Через 3-4 недели назначают молочную кашу - гречневую, ку- курузную, рисовую на основе молочных адаптированных смесей. Для разведения безмолочных каш лучше использовать грудное молоко или адаптированную смесь, а не цельное коровье молоко. Суточный объём каши - приблизительно 200 г. Такие каши, как овсяная, ячменная, манная, вводят позже, поскольку в этих крупах содержится глютен, который не всегда хорошо переносится грудными детьми. Если у ребёнка недостаточная масса тела, неустойчивый стул, склонность к срыгиваниям, лучше начать не с овощного пюре, а с молочных каш.

    Творог вводят детям с 6-7 мес в количестве 10-50 г. Вначале его смешивают с небольшим количеством грудного молока. Предпочтительнее использовать фруктовые или фруктово-овощные пюре с творогом.

    Масло (растительное, сливочное, топлёное) добавляют в блюда прикорма домашнего приготовления с 5-6 мес по 3-6 г в день. К овощным пюре и кашам промышленного производства масло не добавляют.

    Мясо рекомендуют вводить с 7 мес, вначале в виде мясорастительных консервов (содержание мяса - приблизительно 10%); позднее можно вводить чисто мясные консервы (пюре на разной основе - 100-200 г в день, чисто мясные пюре - 60-70 г). Мясные бульоны для питания детей грудного возраста не используют.

    Рыбные консервы (с овощами, кашей) вводят с 8-9 мес 1-2 раза в неделю вместо мясного прикорма.

    Детские сухарики, галеты, печенье, обогащённые микронутриентами, в меню ребёнка вводят с 8 мес.

    В настоящее время не рекомендуют использовать для питания детей грудного возраста цельное коровье/козье молоко. Вместо него желательно использовать специальное детское молоко, обогащённое микронутриентами, или частично адаптированные молочные смеси («переходные» смеси), в которых уменьшено количество белка и оптимизирован состав жирных кислот.

    Ошибки при естественном вскармливании

    При естественном вскармливании наиболее распространены следующие ошибки.

    Позднее первое прикладывание к груди.

    Излишняя регламентация грудного вскармливания.

    Прекращение грудного вскармливания при транзиторной лактазной недостаточности.

    Прекращение грудного вскармливания из-за приёма матерью любых лекарственных средств.

    Отказ от кормления из здоровой груди при мастите.

    ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

    Искусственным называют вскармливание детей грудного возраста заменителями грудного молока - специальными смесями, приготовленными чаще всего из коровьего молока.

    В настоящее время при искусственном и смешанном вскармливании рекомендуется использование адаптированных молочных смесей, максимально приближенных по составу к грудному молоку. Предварительная обработка коровьего молока для получения адаптированных смесей направлена в первую очередь на снижение содержания в нём белка. В смесях по сравнению с необработанным коровьим молоком увеличено количество незаменимых жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Пищевая ценность адаптированных смесей приближается к женскому молоку, поэтому правила вскармливания ими близки к таковым при кормлении грудью (тот же расчёт по энер- гетической ценности, то же количество кормлений в сутки, те же сроки введения прикорма).

    Молочные смеси подразделяются на «начальные» или «стартовые», предназначенные для вскармливания детей первых 4-6 мес жизни и «последующие» - для детей 2-го полугодия жизни. Существуют также смеси, которые могут использоваться на протяжении всего 1-го года жизни ребёнка.

    Лечебные смеси

    В последние годы появились смеси для лечебного питания. Основа их может быть разной - молоко, соя, гидролизаты белка. Их условно можно разделить на профилактические, лечебно-профилактические и лечебные.

    Профилактические смеси применяют при лёгких формах пищевой аллергии. К ним относят смеси на козьем молоке, которое в значи-

    Тельной степени сходно с коровьим, но отличается по антигенной структуре. При отсутствии эффекта от смесей на козьем молоке или при их недоступности используют адаптированные кисломолочные смеси, которыми рекомендуют заменять не более 50% суточного объёма пищи. Кисломолочные смеси обладают меньшим аллергизирующим действием (по сравнению с пресными смесями), кроме того, они оказывают антиинфекционное действие, нормализуют моторику кишечника и стул ребёнка. Тем не менее кисломолочные продукты раздражают слизистую ЖКТ, поэтому в первые дни жизни, особенно у недоношенных, они могут вызывать эзофагит и усиливать срыгивания. Если ребёнку с пищевой аллергией 50% суточного объёма пищи заменили адаптированными кисломолочными смесями, то оставшиеся 50% лучше давать в виде физиологических пресных молочных смесей. При недостаточном эффекте от такого вида вскармливания можно перевести ребёнка временно только на кисломолочные продукты. При использовании кисломолочных смесей происходит частичное удаление белка коровьего молока из рациона ребёнка. Однако при более выраженной пищевой аллергии этого недостаточно. В этих ситуациях применяют лечебно-профилактические смеси. К ним относят безмолочные смеси на основе соевого белка (соевые смеси), а также специальные продукты на основе гидролизата молочного белка с низкой (частичной) степенью гидролиза. Несмотря на то что соевые смеси используют более 60 лет и каких-либо неблагоприятных последствий от их применения не зарегистрировано, следует учитывать, что соевый белок - растительный. Между тем на долю белков животного происхождения у детей первого года жизни должно приходиться не менее 90% от их общего количества. В настоящее время соевые смеси назначают не ранее 5-6 мес. По всей видимости, при пищевой аллергии и отсутствии эффекта от кисломолочных смесей лучше сразу переходить к смесям на основе гидролизата белка со слабой степенью гидролиза. При приёме этих смесей положительная динамика при среднетяжёлых формах пищевой аллергии наступает у 90% детей уже через 2-3 нед от начала их применения. Нередко рекомендуют использовать эти смеси длительно, не менее 3-6, иногда до 9 мес, тем не менее с учётом низкого содержания в них цельного животного белка целесообразно постепенно, но как можно раньше переходить на кисломолочные, а в дальнейшем и пресные физиологические смеси. Смеси с частичным гидролизом белка можно применять также для профилактики пищевой аллергии при переводе на смешанное или искусственное вскармливание детей из группы высокого риска с отягощённым аллергическим анамнезом.

    При тяжёлых формах пищевой аллергии и отсутствии эффекта от применения вышеназванных смесей следует использовать смеси на основе высокой степени гидролиза (т.е. полного расщепления) белка. Эффект от них наступает, как правило, очень быстро, так как они практически лишены аллергенных свойств. В то же время в этих смесях практически нет цельного белка, длительное отсутствие которого у грудного ребёнка может привести к запаздыванию развития нервной системы. Они имеют горьковатый вкус, и некоторые дети отказываются от их приёма. Кроме того, отсутствие аллергенов в смесях на основе высокой степени гидролиза белка препятствует формированию пищевой толерантности у ребёнка, что не способствует снижению сенсибилизации и в дальнейшем. Наконец, они очень дороги. Поэтому после исчезновения симптомов заболевания нужно постепенно переводить ребёнка на лечебно-профилактические, затем профилактические и, наконец, физиологические смеси.

    Ошибки при искусственном вскармливании

    Слишком частые изменения в пище (замена одной смеси на другую).

    Перевод ребёнка на другую смесь при малейшем ухудшении стула.

    Назначение кисломолочных смесей в большом количестве, особенно недоношенным в первые дни жизни.

    Перевод на лечебные (соевые, на основе гидролизата белка) смеси при незначительных проявлениях аллергии.

    СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

    При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания продуктов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

    Питание детей старше года

    У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат.

    К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хоро- шо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. Дифференцировка тканей печени и поджелудочной железы в раннем возрасте ещё не закончена, что требует должного подбора продуктов и их соответствующей кулинарной обработки. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. Блюда промышленного изготовления предпочтительнее.

    Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5- 4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжён- ной работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки.

    Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Широко используют мясо и мясные продукты, которые содержат полноценные белки и жиры, в основном те же сорта, что и у грудных детей (свинина, мясо птицы, кролика, конина). При отсутствии аллергических реакций - телятина, говядина. Детям до 3 лет рекомендуют нежирные сорта рыб - треска, хек, судак, морской окунь.

    Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для созревания и функционирования центральной нервной системы, повышения иммунитета.

    Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат.

    Для детского питания незаменимы молоко и молочные продукты. На втором году жизни вместо цельного коровьего молока целесооб- разно использовать частично адаптированные молочные смеси или специальное детское молоко, обогащённое витаминами и микроэлементами. Необходимое суточное количество молочных продуктов для детей 1-3 лет - 600 мл, в более старшем возрасте - 500 мл. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр. Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде.

    В набор продуктов для детского питания необходимо включать широкий ассортимент круп (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

    Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

    Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов. Например, усвояемость белка мяса, хлеба, круп без овощей составляет 70%, а при использовании последних -

    Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если их ассортимент достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно ухудшает состав микроэлементов.

    Режим питания детей старше года

    До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а после этого - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

    Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое корм-

    ление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей (табл. 3-3).

    У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) включают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

    Таблица 3-3. Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

    Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В это же время у детей и подростков в периоде

    ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

    Рациональное вскармливание детей грудного возраста является залогом их адекватного роста и развития, а также высокого качества жизни, как в раннем детском возрасте, так и в последующие годы.

    Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка:

    Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, т.е. никогда не является аллергеном для собственного ребенка.

    Грудное молоко – это свежая, натуральная, днем и ночью доступная, стерильная и правильно подогретая пища для малыша.

    Грудное молоко – это не только полезный для малыша пищевой продукт. Оно обладает еще необыкновенно активными биологическими свойствами, которые отсутствуют даже в самых совершенных молочных смесях, предназначенных для искусственного вскармливания.

    Работа мышечного аппарата сосания при кормлении ребенка определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатомическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения.

    При искусственном вскармливании желудочная секреция у грудного ребенка увеличивается в 5 раз, что затем приводит к дисфункциям и дискенезиям желудочно-кишечного тракта, гастродуоденитам, холециститам, язвенной болезни.

    При искусственном вскармливании возникают белковые перегрузки, т. к. в коровьем молоке больше аминокислот (перегрузка почек, нарушение кальциевого обмена, токсическое влияние на нервную систему). Белковый перекорм вызывает ускорение биологического созревания (искусственная акселерация, быстрое старение, ранняя смерть).

    Молоко матери максимально приближено по своему составу к клеткам организма ребенка. Оно именно такое, какое нужно ребенку для здоровья.

    1.1.1. Состав женского молока

    Белок женского молока состоит в основном из сывороточных протеинов (70-80%), содержащих незаменимые аминокислоты в оптимальном для ребенка соотношении, и казеина (20-30%). Белковые фракции женского молока подразделяются на метаболизируемые (пищевые) и неметаболизируемые белки (иммуноглобулины, лактоферрин, лизоцим и др.), которые составляют 70-75% и 25-30% соответственно. В женском молоке в отличие от коровьего молока присутствует большое количество альфа-лактальбуми­ на (25-35%), который богат эссенциальными и условно эссенциальными аминокислотами (триптофан, цистеин). Альфа-лактальбумин способствует росту бифидобактерий, усвоению кальция и цинка из желудочно-кишечного тракта ребенка.

    В составе женского молока присутствуют нуклеотиды, на долю которых приходится около 20% всего небелкового азота. Нуклеотиды являются исходными компонентами для построения рибонуклеиновой и дезоксирибонуклеиновой кислот, им принадлежит важная роль в поддержа­нии иммунного ответа, стимуляции роста и дифференцировки энтероцитов. Основными компонентами жира женского молока являются триглицериды, фосфолипиды, жирные кислоты, стеролы. Его жирнокислотный состав характеризуется относительно высоким содержанием незаменимых полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), концентрация которых в женском молоке в 12-15 раз больше, чем в коровьем. ПНЖК - предшественники арахидоновой, эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирных кислот, являющихся важным компонентом клеточных мембран, из них образуются различные классы простагландинов, лейкотриенов и тромбоксанов, они необходимы также для миелинизации нервных волокон и формирования сетчатки глаз. Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты арахидоновая и докозогексаеновая содержатся в женском молоке в небольшом количестве (0,1-0,8% и 0,2-0,9% от общего содержания жирных кислот, соответственно), но существенно более высоком, чем в коровьем молоке.

    Жиры материнского молока перевариваются легче, чем коровьего, так как они в большей степени эмульгированы, кроме того в грудном молоке содержится фермент липаза, участвующая в переваривании жирового компонента молока, начиная с ротовой полости. Содержание холестерина в женском молоке относительно высокой колеблется от 9 до 41 мг%, стабилизируясь к 15 суткам лактации на уровне 16-20 мг. У детей на естественном вскармливании отмечается более высокий уровень холестерина, чем при использовании детских молочных смесей. Холестерин необходим для формирования клеточных мембран, тканей нервной системы и ряда биологически активных веществ, включая витамин D.

    Углеводы женского молока представлены в основном дисахаридом лактозой (80-90%), олигосахаридами (15%) и небольшим количеством глюкозы и галактозы. В отличие от А-лактозы коровьего молока, b-лактоза женского молока медленно расщепляется в тонкой кишке ребенка, частично доходит до толстой кишки, где метаболизируется до молочной кислоты, способствуя росту бифидо- и лактобактерий. Лактоза способствует лучшему усвоению минеральных веществ (кальция, цинка, магния и др.). Олигосахариды - углеводы, включающие от 3 до 10 остатков моносахаридов, которые не подвергаются расщеплению ферментами пищеварительного тракта, не всасываются в тонкой кишке и в неизмененном виде достигают просвета толстой кишки, где ферментируются, являясь субстратом для роста бифидобактерий. При этом происходит конкурентное торможение развития условно патогенной флоры. Кроме того, олигосахариды женского молока имеют рецепторы для бактерий, вирусов (ротавирусов), токсинов и антител, блокируя тем самым их связывание с мембраной энтероцита. Рассмотренные функции олигосахаридов, а также лактозы, лежат в основе пребиотических эффектов женского молока, в значительной мере определяя его протективное действие в отношении кишечных инфекций у детей грудного возраста.

    Минеральный состав женского молока значительно отличается от коровьего, в котором содержится в 3 раза больше солей, в основном, за счет макроэлементов. Относительно низкое содержание минеральных веществ в женском молоке обеспечивает его низкую осмолярность и уменьшает нагрузку на незрелую выделительную систему. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, хлор и магний. Остальные минеральные вещества являются микроэлементами и присутствуют в тканях организма человека в малых количествах. Десять из них в настоящее время отнесены к классу эссенциальных: железо, цинк, йод, фтор, медь, селен, хром, молибден, кобальт и марганец. Минеральные вещества поступают в организм с пищей и водой, а выделяются с мочой, калом, потом, слущенным эпителием и волосами. Предполагается, что железо, кальций, магний, цинк усваиваются существенно лучше из женского молока, чем из коровьего. Это объясняется прежде всего их оптималь­ным соотношением с другими минеральными веществами (в частности кальция с фосфором, железа с медью и др.). Высокую биодоступность микроэлементов обеспечивают также транспортные белки женского молока, в частности, лактоферрин переносчик железа, церулоплазмин меди. Невысокий уровень железа в женском молоке компенсируется его высокой биодоступностью (до 50%). Недостаточность микроэлементов, являющихся регуляторами обменных процессов, сопровождается снижением адаптационных возможностей и иммунологической защиты ребенка, а выраженный их дефицит приводит к развитию патологических состояний: нарушению про­цессов построения костного скелета и кроветворения, изменению осмотических свойств клеток и плазмы крови, снижению активности целого ряда ферментов. В женском молоке присутствуют все водо- и жирорастворимые витамины. Концентрация витаминов в молоке во многом определяется питанием кормящей матери и приемом поливитаминных препаратов. Следует подчеркнуть, однако, что уровень витамина D в женском молоке крайне низок, что требует его дополнительного назначения детям, находящимся на естественном вскармливании. Дефицит витаминов приводит к нарушениям ферментативной активности, гормональным дисфункциям, снижению антиоксидантных возможностей организма ребенка. У детей чаще наблюдается полигиповитаминоз, реже встречается изолированный дефицит одного микронутриента. Состав женского молока изменяется в процессе лак­тации, особенно на протяжении первых дней и месяцев кормления грудью, что позволяет наиболее полно обеспечить потребности грудного ребенка. Небольшой объем молока (молозива) впервые дни лактации компенсируется относительно высоким содержанием белка и защитных факторов, в последующие недели концентрация белка в женском молоке снижается и в дальнейшем остается практически неизменной. Наиболее лабильный компонент женского молока жир, уровень которого зависит от его содержания в рационе кормящей матери и изменяется как во время каждого кормления, нарастая к его окончанию, так и в течение дня. Углеводы более стабильная составляющая женского молока, но их уровень тоже изменяется во время кормления, будучи максимальным в первых порциях молока.

    
    Top