Оценка человека по фотографии. Десятибалльная шкала оценки женской внешности

Независимо от того, женат мужчина или ведет разгульный образ жизни, он всегда оценивает женщин вокруг себя. Такова природа - он любит глазами. Ты наверняка слышала, бывая в мужских компаниях, фразы типа: «Вот новенькая наша сотрудница ничего такая, твердая семерочка», «Жена у Ваньки, конечно, на тройку»

Можно догадаться приблизительно, что имеется в виду, но шкала привлекательности от 1 до 10 имеет определенное значение. Заметим, что у каждого мужчины свои идеалы и представления о красоте . У одного это «на 9», у другого «на 4».

Говорят, пошла эта шкала от пикаперов (мужчин, которым интересен количественный показатель завлеченных в постель женщин), а среди нормальных мужчин имеет более мягкую расшифровку. Редакция «Так Просто!» решала рассказать, что же подразумевается под этими баллами. Не стоит обижаться за это на мужчин, ведь и женщины оценивают представителей противоположного пола. Но об этом в другой раз.

Оценка красоты

От 1 до 3 - страшненькая

Подразумевается женщина, которая имеет либо серьезные физические недочеты, либо серьезные психические расстройства. Таким женщинам свойственен лишний вес, проблемы с кожей, редкие волосы и плохие зубы. Это может быть связано с генетикой или быть следствием травм и проблем со здоровьем, чрезмерного курения и употребления алкоголя.

Но всё поправимо. Если внешность уж никак не исправить без серьезных капиталовложений и пластической хирургии, нужно работать над своим характером и индивидуальностью. У таких женщин тоже много успешных браков, ведь мужчина должен не только видеть этикетку, но и ощущать душевный комфорт.

© DepositPhotos

4 - простушка

По мнению мужчин, такую женщину не назовешь страшненькой, но и красоткой или милой тоже. У нее простая внешность без каких-либо выдающихся черт. Однако, если такая девушка довольно умна и интересна, она вполне может стать покорительницей мужских сердец. Стоит только поработать над своей подачей и стилем. Возможно, не хватает одной детали, чтобы выйти на новый уровень.

© DepositPhotos

5 - среднестатистическая

Это женщина, которая выглядит как все. Например, носит такую же стрижку и одежду, как у большинства, не особо заморачивается над стилем и проявлением индивидуальности. У нее может быть хорошая фигура и личико, но она не выделяется из толпы. Но при правильном уходе за собой она может иметь неплохой успех у мужчин. Соблазнить такую не стыдно, но и похвалиться тоже нечем.

© DepositPhotos

6 - ухоженная, милая

С точки зрения природной красоты эти женщины не писаные красавицы. Но они умеют выдвинуть на первый план свои достоинства, чем и пленяют мужчин. Улыбчивая, миловидная, она знает, что хочет видеть и слышать мужчина. Он и сам понимает, что есть и получше, но с ней приятно проводить время. Такие женщины обычно покладистые и желают длительных отношений. Очень часто мужчины, которые вели разгульный образ жизни и меняли красоток одну за другой, женятся на таких вот неприхотливых, но милых женщинах.

© DepositPhotos

7 - симпатичная

Это девушки с хорошими данными от природы. При определенных обстоятельствах они могут выглядеть красивыми или даже горячими штучками. Можно сказать, что это женщины, чьи тела мужчины оценивают на восьмерку, а лицо на шестерку. При удачном макияже и в хорошем платье эти женщины могут вскружить мужчине голову. Представители сильного пола падки на их чары и не прочь покрасоваться такой штучкой перед друзьями.

© DepositPhotos

8 - действительно красивая

Это женщина, которая нравится большинству мужчин. Она обладает определенным шармом, ее хочется разглядывать, на нее приятно смотреть. Но она не прилагает к этому особых стараний. Другими словами, это женщины, у которых помимо правильных черт лица и хорошей фигуры есть еще и изюминка, которая так покоряет мужчин. У них всегда много поклонников, что еще больше разжигает желание мужчин познакомиться.

© DepositPhotos

9 - ослепительно красивая

Это женщина с яркими внешними данными , которая даже без макияжа выделяется среди других представительниц прекрасного пола. Часто таких называют сексуальными. Среди них много знаменитых женщин: Моника Беллуччи, Орнелла Мути, Анджелина Джоли… Мужчины восхищаются подобной красотой и их совершенно не волнует внутреннее наполнение этих барышень, их прошлое и взгляды на жизнь. Они желают обладать ими, мечтают о них и совершают бездумные поступки.

Но в такой красоте есть и обратная сторона. Очень часто такие женщины несчастны, хоть и купаются во внимании кавалеров. Ведь их расценивают просто как этикетку, совершенно не прислушиваясь к их желаниям.

1 балл
Недостижимая грань ужаса. Вселенское зло. Если приснится в кошмаре, придется навестить психиатра. Возможно не раз.

2 балла
90-60-90
рост-вес-возраст
Толстое и страшное нечто. Отдается первому встречному за бутылку дешевого пива, либо будет ломаться до последнего вздоха. В качестве «женского пола» не рассматриваем.

3 балла
Серенькая, страшненькая, толстенькая девочка, которой очень не повезло по жизни с внешностью. Ходят слухи, что секс у них бывает.
Обычно такие девочки либо дают с очень большими напрягами (в силу своих жутких комплексов), либо дают всем немногочисленным товарищам, кому от них это нужно.

4 балла
Обычная, не пользующаяся популярностью у мужчин серенькая девочка. При этом может быть либо с нормальной фигурой, но страшненькой на лицо, либо просто чересчур полной. При большом количестве спиртного сгодится, но опять же не всем. Соблазнить такую проблемой не является, но подумай надо ли оно тебе.

5 баллов
Ни рыба ни мясо. Таких - миллионы. 7 из 10 проходящих девочек попадут именно в эту категорию. Соблазнить такую не стыдно, но и похвалиться тоже нечем.
Стандарт. Такие девочки легче всего идут на «контакт».

6 баллов
Либо очень ухоженная 5-ка, либо просто симпатичная девочка, которую можно соблазнить и это будет неплохим воспоминанием. Обычно такие девочки годятся для длительных отношений в силу своей покладистости.
Соблазнить такую не является большой проблемой, но придётся немного потрудиться.

7 баллов
От природы красивая девочка. С хорошей фигурой и симпатичным личиком. Пользуется популярностью среди мужчин и поэтому присутствует защитный барьер от заведомо неприемлемых или неуспешных мужчин. Это самая «спорная» категория среди пикаперов. Тут мнения колеблются как в меньшую, так и в большую сторону. В общем соблазнение 7-ки остается в памяти очень хорошими воспоминаниями.

8 баллов
Фотомодель. От природы одаренная внешностью и классной фигурой. В основной своей массе такие девочки обеспечены и имеют возможность ухаживать за своей внешностью. Процент таких девочек очень мал среди всех, но соблазнив её, ты можешь этим гордиться и знать что ты «один из самых-самых». В большинстве случаев, для соблазнения такой девочки, понадобится не одно свидание.

9 баллов
Это твой идеал. Причем для всех она не меньше 8-ми баллов, но тебе она запала в душу. Это именно то, о чем ты мечтаешь. Так же в эту категорию может попасть очень красивая девочка(7-8 баллов) с которой у тебя длительные отношения и она для тебя «та самая».
Соблазнение такой девочки однозначно выходит за рамки стандартного, поэтому здесь придется приложить максимум усилий.

10 баллов
Недостижимая грань красоты и внутренних качеств девочки. Если ты её встретил, то считай, что ты один из миллиона. Соблазнять не нужно, вы с ней сразу всё поймете.

Но всё-таки существуют определённые стандарты, которые описывают тот или иной тип, и которым вы либо соответствуете, либо нет. Проверьте свой тип красоты.

А после теста можете прочесть несколько интересных фактов о красоте.

1) Эталон красоты в Средней Азии – женщина со сросшимися бровями


Об этом знают все, так как каждый из нас видел фото мексиканской художницы Фриды Кало. Сросшиеся брови считались очень привлекательными, поэтому каждой девочке с младых ногтей регулярно мазали межбровное пространство и сами брови соком растения усьмы, который стимулировал рост волос. Такой стандарт красоты до сих пор актуален у таджиков.

2) Люди в Древнем Египте использовали тени для век в качестве профилактики конъюнктивита



Частые разливы Нила и жара создавали прекрасную среду для размножения различных бактерий. Поэтому и мужчины, и женщины по контуру глаза наносили чёрную подводку, чтобы уберечь глаза от разных заболеваний и чтобы солнце их не слепило.

3) Женщинам нельзя было пользоваться помадой для губ до 19 века



В Средневековье женщинам запрещалось наводить красоту с помощью помады, потому что полагалось, что этим средством пользуются исключительно ведьмы. По этой причине дамы надкусывали свои губы, чтобы придать им цвет. Зато мужчинам было позволено использовать помаду, что они и делали с целью выделить губы на фоне растительности на лице.

4) Есть психическое расстройство, которое связано с красотой



Это расстройство называется синдром Стендаля. Синдром назвали так в честь французского писателя 19 века Стендаля, который в книге "Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио" рассказал о своих впечатлениях во время путешествия во Флоренцию в 1817 году.

Эта проблема характеризуется головокружением, частым сердцебиением и галлюцинациями. Симптомы появляются тогда, когда человек пребывает в невероятном восхищении от красоты природы, предметов изобразительного искусства, людей и т.д.

5) В 1888 году в Бельгии прошёл первый международный конкурс красоты



В сентябре 1888 года бельгийский курортный городок Спа принимал финал первого международного конкурса красоты. Всё происходило за закрытыми дверями, а члены жюри были исключительно мужского пола.

Было проведено собеседование с 21 участницей, после которого приняли решение, что победительницей должна стать 18-летняя жительница Гваделупы Берта Сукаре. Она получила 5000 франков. В то время еще не было принято дарить победительницам корону.

6) Мамой маникюра считают Клеопатру



Всю процедуру ухода за руками и ногтями придумала Клеопатра. В её время знатные особи Египта носили яркий маникюр (черный, красный, зеленый), а ухоженные и красивые ногти и руки считались признаком высокого материального положения.

Более того, в Древнем Египте маникюрные принадлежности изготавливали исключительно из золота. Рабы тоже имели право красить ногти, но их цвета должны были быть неяркими, нейтральными.

7) Макс Фактор родом из Российской империи



Настоящее имя Макса Фактора звучит Максимилиан Абрамович Факторович. Основатель многими любимой косметической компании – выходец из Российской империи. Перед эмиграцией в США, Макс в 14 лет оказался на службе в Большом театре в Москве в качестве помощника гримёра. После этого он в течение 10 лет служил при дворе Николая II экспертом по косметике.

После эмиграции Макс Фактор стал известным на весь мир, запустив собственную марку косметических средств. Он является автором таких слов как "makeup", платиновый блонд и водостойкий грим.

8) Существует формула идеальной формы лица



Расстояние между зрачками – это 46 процентов от ширины лица, а расстояние между губами и глазами – это 36 процентов длины лица. Относительно восприятия профиля человека, то с помощью многочисленных экспериментов было выяснено, что левая сторона лица нам кажется привлекательнее правой. Причина этого пока не найдена.

9) Красивым людям везет по жизни



Эта точка зрения, как оказалось, подкреплена обоснованием с психологической стороны. К примеру, красивые люди зарабатывают в среднем на 5 процентов больше своих менее привлекательных коллег, они легче продвигаются по карьерной лестнице.

Вы изучаете бесплатные уроки фотографии или ходите в фотошколу, изучаете дополнительную литературу по фотографии, пробуете применить полученные знания на практике - вообщем вы хотите научиться фотографировать...

А вы знаете, чем отличается опытный фотограф от начинающего? Самое важное отличие опытного фотографа от начинающего в том, что опытный фотограф знает, что фотография это нечто большее, чем то что мы видим на ней. Опытный фотограф знает как анализировать плоскую картинку и может легко оценить любую фотографию.

Умея оценивать фотографии, уже совсем несложно догадаться, каким образом можно улучшить фотографии. А вы хотите научиться оценивать свои фотографии? Сколько же врeмeни нужно учиться фотографии, чтобы выработать в себе умение анализировать и оценивать фотографии?

Скажите честно, какой процент врeмени, которое вы тратите на обучении фотографии, вы отводите на то, чтобы просматривать анализировать и оценивать свои фотографии и фотографии признанных фотографов? Сколько вpемeни вы тратите на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и "утонуть" в удивительном мире художественной фотографии? Как часто вы задерживаете в3 гляд на понравившейся вам фотографии и оценивая фотограию, раскладываете её на составляющие, чтобы проанализировать и лучше понять и осознать, что же такого притягательного вы в ней нашли?

Если вы хотите улучшить свои фотографии, то
вам обязательно нужно учиться объективно оценивать свои и чужие фотографии

Чтобы научиться объективно оценивать свои фотографии, нужно сделать первый шаг - тратить не менее часа в день на анaлиз своих и чужих фото работ. Несколько советов и вопросов, приведённых ниже, помогут вам в этом неоднозначном и довольно сложном процессе....

Как анализировать и оценивать фотографии

Первое впечатление от фотографии

Что вы чувствуете, глядя на фотографию? Попробуйте не задумываясь осмотреть фотографию, все её элементы по отдельности и вместе взятые. Постарайтесь не разглядывать детали.

После этого оторвите взгляд от фотографии (или просто закройте глаза) и вспомните, что вы видели на фотографии? Какие объекты и предметы вы вспомнили? Иногда, вы будете удивлены, потому, что вспомните объекты и предметы, на которые не обратили никакого внимания или которые не относящиеся к сюжету фотографии. Теперь подумайте, что измениться в сюжете, если эти предметы и объекты убрать из кадра? Связаны ли они с сюжетом фотоснимка или это была ошибка фотографа? О каком событии хотел рассказать фотограф или художник?

Если снимок без этих дeталей потеряет свою притягательную силу и история, рассказанная фотографом или художником развалится - это значит, что они были неотъемлемой частью снимка, создающей

В какое вpемя сделана фотография? Постарайтесь оценить не только врeмя суток, но и время в более широком смысле - век, десятилетие, эпоху. Позвольте себе рассмотреть все элементы фотографии внимательно. Постарайтесь понять, где происходит изображенное на фотографии событие - в более широком и в более точном масштабе. Какие детали картины или фотографии позволяют судить об этом?

При анализе мелких и, вроде бы неважных деталей, вы можете получить дополнительную информацию о сюжете. Именно эти детали помогли вам определить вpeмя и место события. Часто при фотосъёмке имеено мелкие, какзалось бы малозначительные детали могут в целом улучшить фотографию, придав ей определённую культурную ценность.

Взаимоотношения объекта с объектом и/или объекта со зрителем

Что вы можете сказать о людях, изображенных на фотографии? Насколько они близки - в прямом и переносном смысле? Как они относятся друг к другу? Как изображенные на фотографии персонажи передают эмоции зрителю - обратите внимание, возникают у вас как у зрителя?

Символы и концепции в фотографии

Иногда, на первый взгляд абстрактные детали фотографии, не несущие никакого смысла или содержанияи, могут сказать больше, чем главные объекты. Надменный взΓ ляд? Особым образом скрещенные пальцы или руки? Едва земтный значёк на лацкане пиджака? С трудом узнаваемая деталь на заднем плане... Что рассказывают о сюжете фотографии эти мелочи? Что символизируют скрещенные пальцы рук или надменный взгляд?

Направление: захватывает и не отпускает или убегает

Куда устремляется ваш в3Γ ляд? Какова его траектория? На каких объект задерживается взгляд, а по каким скользит, без желания остановиться? Попробуйте понять, почему это происходит и как это связано с сюжетом фотографии.

Зритель: стороннний наблюдатель или участник событий

Настоящее произведение изобразительного искусства не просто притягивает взгляд зрителя, но и делает его участником сюжета, подсознательно заставляя его занять место объекта съёмки. Зритель, основываясь на своих воспоминаниях и мечтах, как бы примеряет к себе события, запечатленные на фотографии.

Последний вопрос, пожалуй, самый сложный для фотографа любого уровня, поскольку любой фотограф в той или иной мере является участником снимаемого события. По вполне понятным причинам особенно трудно придётся семейному фотографу-любителю...Почему семейный фотограф никогда не сфотографирует шедевр, вы

Однако, если вы отложите ваши снимки на некоторое время и вернётесь к ним, после того, как ваши эмоции "остынут" и "изгладятся" воспоминания, вы сможете оценить вашу фотографию с этой точки зрения более объективно.

Что нам удалось сотворить – шедевр, талантливую работу или нечто невразумительное? Казалось бы, чего проще, но как часто мы ошибаемся в своих оценках, как часто «не ведаем, что творим»! А умение оценивать фотографии – и свои и чужие! – крайне необходимо тому, кто относится к фотографии творчески. Такая ситуация возникает, например, когда мы отбираем работы на выставку или для отправки на какой-либо фотоконкурс. Вот они лежат на столе, еще вчера живые впечатления нашей жизни, а сегодня - отпечатки на фотобумаге. Какие из них произведения искусства, а какие – всего лишь этюды? А если нужно за один вечер отобрать достойные работы из числа отснятых за многие годы, как быть тогда? Вот тут-то и возникает необходимость применить какие-то критерии отбора.

Давайте поговорим о них, об этих самых критериях и способах отбора. Да и существуют ли они вообще? И на что надо полагаться при отборе своих работ - только на интуицию, на чувства или на какие-то объективные критерии, вроде композиции, смысловой составляющей?

Начнем с того, что существует по крайней мере четыре типа фотоизображений, каждый из которых требует, разумеется, своего подхода. Что это за виды фотографий?

1.Любительская или бытовая фотография. Цель таких фотографий – наполнить семейный альбом, сохранить память о людях и событиях. Признаки этого типа изображений: случайный характер запечатленных событий, технические погрешности, заштампованность замыслов. Классический пример такого снимка «Вот мы с Васей там-то и там-то». Такие фотографии в оценке, как правило, не нуждаются, на выставку не могут быть представлены.

2.Научная и документальная фотография. Цель ее – передать информацию, документировать газетную статью, научное исследование. Признаки документальных фотографий: техника более или менее на высоте, информационная насыщенность, отсутствие эмоционального содержания. Такие снимки интересны своей информативностью, поэтому тоже не нуждаются в художественной оценке.

3. Коммерческая и рекламная фотография. Цель коммерческой фотографии – создать изображение, которое можно продать. При этом снимок может быть сделан с изрядной долей фантазии, содержать какие-либо оригинальные идеи. И все-таки для этого вида фотографий характерна «выстроенность» композиций, отсутствие жизненного содержания и жизненной правды, упор на «красивость», то есть внешнюю привлекательность, а не на глубину содержания.

4. Художественная и творческая фотография. Фотография как искусство. Наиболее интересна для зрителя, ибо воздействует на его чувства. Цель художественной фотографии – найти и показать в жизни прекрасное, а также типическое, воплотить в живых правдивых образах. Один из главных критериев настоящей художественной фотографии – жизненная правда!

Повторю, что каждый из этих типов изображений требует своего подхода. И добавлю, что, как мы убедились, не все виды фотографий требуют оценки. Но ведь иногда бывает трудно разобраться, к какому типу изображений относится наш снимок. Нам кажется, что это – высокое искусство, а на деле – любительщина. Как же мы будем все-таки оценивать свой снимок, в котором мы подозреваем присутствие таланта?

Попробуем оценить фотографию так как оценивает большинство: по чувству, которое в нас возникает. Мой приятель-фотограф очень метко назвал такой способ оценки «методом ёка». То есть, когда смотришь на фотографию и при этом у тебя ёкает сердце – значит снимок хороший! Способ оценки вроде бы привычный и безотказный, только вот беда – у всех зрителей сердце «ёкает» по разным поводам. Не секрет, что существуют «визуальные сверхраздражители», на которые безоговорочно отзываются наши чувства. Например, чувства мужчины скорее всего отзовутся на изображение женщины (особенно обнаженной – независимо от мастерства воплощения!), чувства женщины – на любые изображения детей и цветов, чувства ребенка – на фото собачки или кошечки. Оценка «по чувству» оказывает плохую услугу, когда чувства зрителя не развиты, а вкус – не воспитан. Имеется и еще одно обстоятельство, когда речь идет об оценке своей собственной фотографии. Дело в том, что автор слишком эмоционально бывает привязан к своей работе. Автор не может абстрагироваться от своих воспоминаний, ведь у него еще свежо воспоминание об объекте съемки таком, каким он видел его в действительности. Автор долго еще держит в памяти неповторимые краски заката, аромат цветов, которые он фотографировал, не говоря уже о прекрасной модели, под обаянием которой возможно находится и по сей день. Зритель же оценивает только то, что у него перед глазами – сам снимок. Так что первое из того, что должен сделать автор – попытаться взглянуть на снимок глазами стороннего зрителя. «Эффект отстранения» поможет избежать чересчур субъективных и личных оценок.

Теперь попробуем оценить фотографию вторым способом оценки – «от ума». Имеется в виду, что оценивается общий уровень работы, ее визуальная грамотность и соответствие каким-то требованиям. Подключаются сюда и профессиональные критерии оценки, такие как новизна и оригинальность идеи, свет, композиция, динамика, цветовое и тональное единство, смысловая составляющая. Путь этот вроде бы верный, и действительно немало может рассказать нам о работе. Если бы не одно но: очень часто бывает, что работа безусловно грамотная и безупречная с точки зрения канонов композиции почему-то самым непостижимым образом не вызывает отклика в душе зрителя! Не об этом ли случае говорил французский мыслитель Блез Паскаль: «Ум всегда в дураках у сердца»?

Итак, подводя итоги, можно сказать, что ОТДЕЛЬНО НИ «ПО ЧУВСТВУ», НИ «ОТ УМА» ФОТОГРАФИЮ ОЦЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО. Оба этих метода оценки дают серьезные сбои, если применяются по отдельности. Где же выход? Наверно, в том, чтоб разумно соединять оба этих способа оценки: контролировать свои чувства умом и проверять разум чувствами. Где-то на пересечении этих двух способов и лежит «объективная» оценка.

«Искусство – икс, ненайденный, искомый» - писал поэт Виктор Соснора. Может быть, в поисках этого икса и заключается тайна оценки фотографии?

Интересно, а можно ли более определенно сформулировать критерии оценки фотоснимка? Мне бы хотелось, чтоб это попытались сделать сами читатели этой статьи.

Как анализировать фотографии?

Очень часто фотографы показывают друзьям и коллегам свои фотографии с просьбой провести их анализ. Эффективность такого повышения мастерства низкая, и подспудно желание услышать разбор снимка заключается в резюме «нравится - не нравится». Повторить такой же кадр в большинстве случаев невозможно, так как КАЖДЫЙ снимок обладает своей неповторимой композицией и по восприятию уникален. Поэтому в принципе каждый сам может оценить достоинства того или иного созданного ими изображения, не опираясь на субъективное мнение окружающих.

Для начала давайте зададимся вопросом, почему одна и та же фотография в одних условиях нравится, а в других – нет. Почему глядя на фото на экране компьютера мы приходим в восхищение, тогда как она же в «бумажном» виде не вызывает никаких эмоций? Почему перебирая пачку фотографий, мы одни просто быстро откидываем, а другие начинаем рассматривать. Что ИМЕННО остановило наш взгляд? Почему один и тот же человек, сфотографированный с разным освещение и промежутком в две минуты, получается на одном снимке обычным, а другому снимку присваивается высокое звание «художественный» или «профессиональный»?

Если мы ответим на эти вопросы, то уровень фотомастерства сразу возрастет. Не потому, что мы будем использовать более современную фотоаппаратуру и оборудование. Не потому, что вдруг резко вырастет наш профессионализм (это всегда тяжелый труд, растянутый по времени). А просто мы будем знать, по каким принципам человек воспринимает изображение.

Итак, как мы смотрим на снимок?

Здесь есть несколько вариантов.

Первый: когда мы смотрим на него кратковременно.

В этом случае очень четко работает уже описанная здесь система смысловых центров. Именно эта система заставляет взгляд зрителя остановиться на изображении при переборе фотографий или, например, на рекламном щите, проезжая мимо него на эскалаторе метро.

Второй: когда мы долго рассматриваем фотографию.

Тогда мы можем рассмотреть все ее детали и подробности. Именно для этих целей служат фотовыставки. В другой ситуации на некоторые фотоснимки никто бы не обратил внимания, а на выставке она может и привлечь внимание.

Третий: когда мы рассматриваем фотографии на экране монитора или телевизора.

Иногда частями. При этом мозг начинает складывать в голове изображение из отдельных частей, что значительно визуально «исправляет» изображение. Именно поэтому при подведении итогов фотоконкурсов профессиональное жюри всегда оценивает фотографии только в напечатанном варианте, а не на экране компьютера.

Четвертый. Формат изображения.

Точнее, охватывает ли взгляд зрителя снимок целиком или начинает его рассматривать по частям. Большой формат всегда смотрится выигрышнее маленького. А очень большим форматом, при условии рассматривании его зрителем вблизи, можно из самого провального снимка сделать шедевр.

Пятый. Если на снимке изображен знакомый или близкий зрителю человек, или нечто, к чему зритель неравнодушен, то такие снимки он будет смотреть долго и внимательно. Горы на горизонте для альпиниста, кусочек моря для моряка сквозь деревья, блеск и нищета гламурных бутиков для модницы – эти все детали снимка сделают его для соответствующих категорий зрителей неизмеримо большей ценностью, чем для всех остальных.

Шестой. Восприятие зрителем зависит от очень многих факторов, уровня образования, душевного богатства, закомплексованности, рекламных и социальных стереотипов, места жительства, социальной среды…

Поэтому один и тот же снимок будет восприниматься разными категориями зрителей по-разному. И поэтому, создавая фотографию, надо всегда учитывать, на кого он рассчитан. Это часто позволяет серьезно сэкономить и средства, и время…

О гармонии и композиции

Критерии профессионализма - это вещь достаточно абстрактная, и зависит в большей степени от личности фотографа, нежели от его реального мастерства, учитывая возможности современной техники. Критерий у любой фотографии только один: либо берет она за душу, либо нет. Создать снимок, который бы понравился всем в принципе невозможно.

Фотограф на фотографии должен создать ясную и понятную зрителю организацию частей изображения, которая так необходима для комфортного восприятия. В каждом человеке неосознанное желание обнаружить в компоновке частей кадра ясную и визуально устойчивую организацию. Она не может быть случайной, хотя, учитывая все многообразие окружающего нас мира и людей, случайное появление гармоничного снимка вполне возможно. Но процент выигрыша в этой «лотерее» гораздо больше, если фотограф снимает на основе своей интуиции и опыта, то есть знаний, доведенных до автоматизма.

Создавая снимок, как произведение фотоискусства, то есть гармоничное произведение, необходимо создать на снимке равновесие. Композиционное равновесие - это такое состояние частей изображения, при котором все его элементы гармонично сбалансированы между собой. У кого-то это чувство развито от природы. У кого оно требует развития. Это делается простым упражнением, взятым как одна из дисциплин в фотомногоборье. На небольшой площадке делается хаос из совершенно разных предметов. Задача фотографа - снять небольшую часть этого беспорядка так, чтобы в границах кадра получилось равновесное изображение. Это самое простое. Следующее упражнение сложнее, так как в кадр вводится модель и тут уже подключается вся палитра смысловых центров, начиная от действия и кончая ярко выраженной эмоцией.

Чтобы вызвать у зрителя при восприятии фотоснимка отрицательную эмоцию равновесие сознательно нарушается в соответствии с внутренней интуицией фотографа. То же самое относится и к динамичным снимкам, на которых есть или только предполагается движение, внутренняя энергия. На действительно художественных снимках обычно нет ни одной лишней детали.

Гармоничная и равновесная композиция снимка обычно получается не благодаря каким-то абстрактным композиционным закономерностям, а благодаря интуиции и художественному вкусу фотографа. Именно они позволяют создать гармоничную композицию кадра еще в момент съемки. Естественно, по мере возможности. Если фотографическая интуиция развита хорошо, то снимки сразу получаются композиционно выдержанными и равновесными. Но и в этом случае лучше знать, на какие части фотографии зритель обращает пристальное внимание, а какие оставляет без внимания. Эти знания позволяют более тщательно и эффективно компоновать кадр в момент съемки, а также выискивать в окружающем мире эти столь важные для восприятия объекты изображения. Или создавать их самим.

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поэтому очень многие постулаты фотокритиков не имеют под собой никакого основания. Фотокомпозиции нельзя научить. Это, как музыкальный слух, либо он есть (в принципе это можно элементарно проверить), и его можно и нужно развивать, либо там «медведь потоптался», и тут уже прямая дорога в техническую часть фотографии, мир мегапикселов и фокусных расстояний.

Мастера фотографии, которые хотя и имеют личные пристрастия к фототехнике, снимают всем чем угодно, начиная от «мыльницы», и кончая самым совершенным фотоаппаратом, получают великолепные результаты. В чем же их секрет? Значит, есть что-то, что позволяет делать шедевры в фотографии, но по каким-то другим законам, отличным от писаных «законов фотокомпозиции».

Подведем маленький итог

1) Чтобы проанализировать фотографию, ее надо рассматривать только целиком.

2) Для того чтобы отсеять «не берущие за душу» снимки, их надо просмотреть «кратковременном режиме», оставив только те, которые Вам запомнились.

3) Вдаваться в конкретные детали изображения нет смысла. Чрезвычайно редка ситуация, когда фотограф может от и до выстроить кадр так, как это ему нужно. Все части изображения сами по себе субъективны и в отрыве от всей композиции снимка не имеют никакого смысла. Типа «пьяного горизонта», «золотого сечения», бокэ или цифрового шума. А за мелкими недочетами типа игры света, нюансами телодвижений человека уследить в принципе невозможно. Поэтому надо либо использовать возможности Фотошопа, либо принимать кадр таким, какой он есть.

Есть вещи, которые, которые воспринимаются зрителями однозначно. А именно смысловые центры (фигура человека-животного, глаза, действие, эмоция). А также такие моменты, которые обусловлены физиологией нашего зрения и психологией восприятия. Инвариантность, иррадиация, ритм, эффект тоннеля.

А есть вещи, которые плохо воспринимаются зрителями, которые описаны в Трех Правилах фотографа. Но и тут все не так однозначно, так как зависит от силы смысловых центров. Все это есть в статьях под номерами в Фотошколе. Конечный выбор фона, границ кадра, размещение объектов на снимке, фотографические эффекты - в любом случае на совести фотографа, его творческой натуры и личных пристрастий.

В любом случае фотографию на суд зрителя представляет фотограф, которому она, с одной стороны, нравится по разным причинам, а с другой, только у него есть ВЫБОР из многих фотографий, которые мы никогда не увидим. В большинстве случаев это осознанный и не случайный выбор, и надо уважать вкус, пристрастия и мировозрение другого человека, пусть мы даже что-то категорически не приемлем.


Top