Характеристики патриархальной традиционной семьи. Классический тип патриархальной семьи

Что такое патриархальная семья многие, могут только догадываться, не вникая в ее сущность и важность значения для общества. Патриархальной называют то семейство, где правит патриархат, то есть главенствующую роль играет муж, мужчина, отец.

Истоки патриархальной семьи

В Древнем Риме, Греции, Египте право на наследство передавалось по мужской линии. Женщина во времена патриархата оставалась хранительницей рода.

В современном православии патриархальный уклад, изменился, но основы остались прежними. Возможно, для кого слово «патриарх рода» звучит, как сочетание, относящееся к древности, однако, это не так. Счастливо то семейство, в которой главенствует мужчина. Первоначально Бог создал патриархальную семью, где мужчина играл главенствующую роль, оставался добытчиком и защитником.

Патриархальная семья - тип семейных отношений, где последнее слово принадлежит мужчине.

В патриархальной семье под одной крышей живут несколько поколений

Логично, что если существовал патриархат, тогда был и матриархат. Матриархат возник в период охраны, рождения детей, продолжения рода, но продлился он недолго, род мог существовать при организации добычи и защиты.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину - один муж и одна жена, при полигинии - муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель - так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством.

Традиционная патриархальная семья

Со стороны отношений при патриархате, существующем даже в современном обществе, явно просматривается главенство отца и мужа и ярко выраженная зависимость от него остальных членов семейства.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети – родителям

В такой семье мужчина остается:

  • обладателем неограниченного авторитета;
  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • хозяином;
  • главным распорядителем финансами.

Родительская власть отца не имеет границ и не обсуждается. Мужчины обладают практически всеми правами, в отличие от женщин. Авторитарность интересов клана намного выше личных чувствований.

Домостроитель, как правило, редко участвует в домашних делах и воспитании детей, возложив при этом всю ответственность на женскую половину дома.

Важно! Патриархальный семейный тип не означает самодурство ее главы, а умелое руководство родными. Библия говорит, что мужья обязаны любить своих жен, а те должны быть послушными (Ефес. 5).

Женщина при патриархальном ладе остается, создательницей комфорта и уюта в ней, мудрой воспитательницей детей, живя с мужем во взаимопонимании, сохраняя прочность и долговечность семейного брака. Добродетель жены ценится не меньше главенства хозяина дома, ее мудрое воспитание детей в набожности и уважении к старшим взращивает прекрасные плоды.

Современные семьи являются в основном нуклеарными, это когда в доме живет два поколения, реже три. Признаком патриархата в нуклеарных родах остается главенство мужчины в решении важных вопросов.

Типы патриархальной современной семьи

  1. Семья, построенная на взаимопонимании доверии, где мужчина является основным добытчиков и кормильцем, а жена - устроительница уюта и комфорта в дома, мудрая воспитательница детей, является самой крепкой и счастливой.
  2. Перебиваясь случайными заработками, мужчина не может обеспечить свою жену и детей всем необходимым, но при этом пытается оставаться для них командиром и руководителем, он обрекает семейное существование на конфликты и ссоры. Нестабильность финансовая и моральная часто приводят к разрыву семейных отношений.
  3. В современном мире возник еще один вариант общения, когда богатый олигарх берет в жены красивую, молодую женщину, обрекая ее на роль Золушки. Ее устраивает финансовое положение, его - наличие красивой жены.

Желание жить под опекой мужчины не означает ущемление женских прав.

Как создать крепкую патриархальную семью в современном мире

Современную ячейку общества трудно назвать традиционной патриархальной, ибо в ней жена может зарабатывать больше, проводить основное время на работе, но при этом не нарушаются основные библейские принципы об уважении и покорности к мужчине и мужу.

В традиционной семье муж и жена живут в верности и уважении друг к другу

Каждая женщина мечтает о том, чтобы мужчина обеспечивал семейство всем необходимым, или оставался главным советчиком и устроителем дома, обладая правом решающего голоса.

Совет! Мудрая жена, даже зарабатывая больше мужчины, всегда будет уважать мужа, и оставлять за ним руководящее право в решении семейных вопросов.

В счастливой традиционной семье:

  • мужчина поддерживает авторитет всех ее членов;
  • муж несет ответственность за детей и жену;
  • отец семейства является главным его обеспечителем или распорядителем семейного бюджета;
  • родители воспитывают детей в уважении к старшим рода;
  • муж и жена стремятся жить в верности и уважении друг к другу.

Бог построил иерархию, на вершине ее стоит Иисус, под Ним находится мужчина, которому корится жена. Женщина, которая хочет верховенствовать в православной семействе, автоматически переворачивает все с ног на голову, ставя себе под ноги и мужа, и Христа.

Патриархат или главенство мужчины в нуклеарной семье на основах христианства было и остается основой ее крепости, счастья и благополучия. Муж, отец, заботящийся о своем семействе, как Спаситель о Церкви, остается его защитником, покровом и мудрым водителем. Женщина, жена, умеющая кориться мужу, всегда будет правительницей рода, любящей и любимой женой и матерью.

Важно! Библейским обетованием счастливой семьи, живущей по патриархальным православным канонам, остается пятая заповедь, данная Творцом Моисею на горе Синай. Почитание родителей из рода в род принесет благо последующим поколениям.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец - глава, а мать - хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья


У ребенка све особое умение думать и чувствовать,
онет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж. Ж. Руссо

Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная).

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые
    часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой
    немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о Структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: Традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная И Эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В Традиционной патриархальной Семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют Авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - Патрилокальность И Патрилинейность. Патрилокальность Состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность Означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх В работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «…авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи… В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, Одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками Во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р. Зидер Пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В Традиционной матриархальной Семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели Материнское родоисчисление, Ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины В Действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о Русской семье, То в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И. С. Кон Напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И. С. Кон Говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В. Н. Дружинин: «…доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «…в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В. Н. Дружинин Видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть Вопрос о семейном лидерстве Или, точнее, Главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В Неопатриархальной Семье Стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, А Тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - Жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если Супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, Которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В Неоматриархальной Семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - Совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная Семья предполагает Полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют Биархатным, Или Кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Самым распространенным типом семьи является патриархальная. Название говорит само за себя – мужчина глава рода. В глобальном понимании он принимает важные решения, решает судьбу своих детей, распоряжается средствами и т.д.

Согласно периодизации этнографа М. М. Ковалевского, патриархальная семья пришла на смену матриархата. Главенство женщины в семье имело место во время охотничьего быта, примерно 2 миллиона лет назад, но с переходом к земледелию и образованию общин, женщина утратила свои права как главы, имущество начало становиться объектом собственности семьи, после чего право распоряжаться получил мужчина. Родство стали отмечать по мужской линии, вся община подчинялась одному человеку – отцу, мужу. В это же время появилось понятие, как право наследования, которое сохранилось в некоторых странах и по сей день.

Древние Греция, Рим, Египет существовали на единственном праве наследования: королевские семьи, как известно, передавали свой трон и корону от отца к старшему сыну. Этот же принцип сохранялся и в средние века. Даже если наследнику было всего несколько лет от роду, он все равно короновался, а до его совершеннолетия страной управлял приставленный опекун. Любая женщина, несмотря даже на самое высокое положение в обществе, была всего лишь женщиной – хранительницей домашнего очага.

Несмотря на то, что с тех времен многое изменилось, патриархальная семья и сейчас довольно распространенное явление. Право наследования в обычных семьях кануло в лету, общество стало намного цивилизованнее, но все же патриархат означает главенство мужчины в семье.

Если не вдаваться в научные термины, семья с мужчиной во главе – привычное дело в современном мире. Несмотря на демократизацию общества, равноправие мужчин и женщин, супруг часто является единственным кормильцем в семье, а женщина, по всемирно устоявшемуся стереотипу, должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь – родителям. В основе главенства мужчины лежит его экономическая независимость – он работает, получает зарплату, содержит семью. В силу того, что он является кормильцем, он и принимает главные решения: на какой кружок записать ребенка, когда можно купить жене шубу, куда поехать летом отдыхать. Даже если супруга имеет работу и приносит в семью достаточно большие суммы, финансами все равно распоряжается муж.

В патриархальной семье есть разделения на типы. Допустим, что муж приносит основной доход, у супругов есть общие темы для разговоров, интересы и понимание. Такая семья будет вполне счастлива, и обе стороны будут вполне довольны жизнью. В случае, когда мужчина перебивается случайными заработками и хочет казаться главным, а деньги все равно приносит женщина – супруга рано или поздно взбунтуется. Она желает, чтобы ее обеспечивал любимый, а он не в состоянии осуществить мечты, требуя подчинения. Такой брак практически обречен на провал, или же – постоянные ссоры. Еще один возможный вариант патриархального типа семьи – олигарх и золушка, отношения которых не заходят дальше экономической выгоды. Этот вариант подойдет женщине, которой нужен богатый спонсор и, скажем, любовник.

Так или иначе, патриархальные семьи имеют место в современном мире. Многих женщин главенство супруга вполне устраивает. Ведь то, что мужчина является опорой семьи, еще совсем не означает ущемление прав женщины. Зато есть на кого опереться.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.


Top