Какую обувь носила мэрилин монро. За что нужно быть благодарными мэрилин монро

  1. Платиновый блонд . Говорят, что стать блондинкой — это решение, которое определило карьеру Мэрилин в кинематографе. С непослушными кудрявыми волосами шоколадного оттенка — такой Монро была еще до ее появления в Голливуде — она была хоть и красивой, но скорее неприметной девушкой, чем той секс-бомбой, которой она стала с платиновым цветом. Волосы парикмахер Перл Портерфилд(Pearl Porterfield) ей обесцветила по старинке, простой перекисью водорода, и после этого Мэрилин никогда не задумывалась о том, чтобы вернуться к своему натуральному оттенку. Да и зачем? Блондинкой Монро была поистине сногсшибательной.
  2. «Свой» аромат. Неотъемлемой частью стиля Мэрилин Монро был парфюм. Один из знаменитых афоризмов актрисы указывает на то, что душилась Монро даже на ночь: «В чем я иду в кровать? Как же, на мне, конечно, пара капель Chanel № 5». Эта легендарная композиция французского Дома полностью соответствовала не менее легендарной Мэрилин. Она была убеждена, что« нет женщин, не любящих духи, а есть женщины, не нашедшие свой запах».
  3. Сознание собственной женственности. Женственность была дана Мэрилин от природы, она ценила это и старалась всячески подчеркнуть. «Я определенно чувствую себя женщиной и наслаждаюсь этим, — говорила Монро. — Женственность порождает истинную красоту. Женская привлекательность сильна только тогда, когда она естественна и стихийна». Это убеждение помогало ей жить в мире, которым« правят мужчины».
  4. «Протеиновый» завтрак. Актриса не забывала о важности завтрака, который, как известно, должен быть основательным. По утрам Мэрилин ела без изысков, но и не заурядно. Она подогревала молоко и смешивала с ним с помощью вилки два сырых яйца. Этот протеиновый заряд позволял ей держать себя в форме.

Макияж в стиле Мэрилин Монро

  1. Сияющая кожа . У Мэрилин был удивительный секрет сияющей кожи — все дело в том, что актриса категорически отказывалась удалять легкий« пушок» на своих щеках и скулах. Она утверждала, что под светом ламп в студии они придают коже легкое, мягкое свечение. Кроме того, увлажняющие кремы(Erno Laszlo Active pHelityl Cream или Nivea) помогали ей сохранять кожу в наилучшем состоянии.
  2. Красные губы . До сих пор не нашла помаду идеального красного цвета? Попробуй подобрать оттенок, который будет как можно более близким к тому, что« носила» Мэрилин. Красные губы всегда были« изюминкой» стиля Мэрилин Монро. Благодаря ней для светловолосых девушек это стало классикой дополнять свой макияж алой помадой. Она должна глянцево сиять на губах, как у Мэрилин, чтобы ты выглядела по‑настоящему роскошно.
  3. Длинные ресницы . «У женщин есть только два оружия: тушь для ресниц и слезы. Но мы не можем их использовать одновременно». Помнишь это известное высказывание Мэрилин? Томный, «бархатный» взгляд из-под длинных и пушистых ресниц Мэрилин обладал поистине магическим действием. Она не только подкрашивала ресницы тушью, но и пользовалась накладными — ее любимыми были от Glorene of Hollywood.
  4. «Кошачий» взгляд . Не только дивные ресницы помогали ей создать эффект« кошачьего» взгляда. Мэрилин также всегда подводила глаза карандашом — рисовала стрелки с острым« хвостиком» тонкой линией у ресничного края. Для этого она пользовалась не только черным цветом, который обычно сочетают с ярко-красными губами, но и коричневым — для более« мягкого» макияжа глаз.
  5. Улыбка . Среди многих достоинств внешности Мэрилин — ослепительная улыбка, что называется, «на миллион долларов». Звезда говорила: «Улыбайтесь, ведь жизнь — это прекрасная вещь, и есть так много всего, чему можно улыбнуться». И с этим трудно поспорить. Кстати говоря, для того чтобы улыбка оставалась белоснежной, Мэрилин использовала при чистке зубов соду. Этот нехитрый прием породил бум отбеливания зубов: зрители, видя на экранах обезоруживающую улыбку Мэрилин, мечтали о такой же.

Мэрилин Монро: параметры фигуры

  1. Женственные формы . Мэрилин никогда не была близка к классическим модельным параметрам: ее вес в разное время составлял от 53 до 66 килограмм, а тип фигуры Мэрилин Монро всегда был женственным — с пышным бюстом и выразительным изгибом бедер. Актриса не стремилась к худобе — она определенно лишила бы ее сексуальности — и была уверена: «Девушки, которые считают себя толстыми потому, что они не носят нулевой размер, должны знать, что на самом деле они красивы, а общество уродливо».
  2. Немного спорта. Разного рода активности нужны были Мэрилин не для того, чтобы сбросить вес(как мы уже знаем, своими формами актриса гордилась), а для сохранения фигуры в тонусе. Для этой цели она выбирала бег, йогу, а также иногда ездила верхом. Но к изнурительным тренировкам не прибегала — опять же, худоба ей была ни к чему.
  3. «Нет» предрассудкам. «Несовершенства — это красиво», — такого мнения придерживалась Мэрилин, хотя сама она многим кажется идеалом. Но нельзя не согласиться с ее словами: то, что многие считают в человеке несовершенством, в действительности делает его уникальным, не похожим на остальных. Это та красота, которую людям дает природа.
  • Красота звезд

    Сдули их: Решетова, Самойлова и 13 других звёзд, которым мы уменьшили губы

  • Красота звезд

    Откровенно говоря: самые неспортивные звезды, которые не стесняются оголяться

Мэрилин Монро: стиль в одежде

  1. Умение показать достоинства фигуры . «Тело предназначено для того, чтобы его видели, а не скрывали под одеждой», — говорила Мэрилин. Этой« догме» актриса, конечно, не следовала буквально, но звезда всегда самым искусным образом подчеркивала красоту своей фигуры. Платья с облегающими силуэтами и глубоким декольте позволяли ей показывать себя во всей красе и приводить поклонников в восхищение.

Комплект одежды — водолазка + юбка:

Комплект на Мэрилин:

Чёрное шёлковое платье от Ceil Chapman (1953 год):

Платье на Мэрилин:

Чёрное классическое платье (1955 год):

Платье на Мэрилин:

Платье от Jean-Louis (1961 год):

Платье на Мэрилин:

Укороченные клетчатые брючки (1952-1953 год):

Брюки на Мэрилин:

Красное шёлковое платье (1957 год):

Платье на Мэрилин:

Простое трикотажное пальто (1961 год):

Пальто на Мэрилин:

Белое летнее платье (1955 год):

Платье на Мэрилин:

Платье от Pucci (1962 год):

Платье на Мэрилин:

Вечернее платье (1958-1960 год):

Платье на Мэрилин:

Чёрное шёлковое платье с бантом от Джона Мура (1958 год):

Платье на Мэрилин:

Удлинённая джинсовая юбка (1951 год):

Юбка на Мэрилин:

Утеплённая кофточка (1960 год):

Кофта на Мэрилин:

Шёлковая рубашка с узором (1962 год):

Рубашка на Мэрилин:

Длинное чёрное платье с рукавами:

Платье на Мэрилин:

Первое свадебное платье (1942 год):

Платье на Мэрилин:

Летнее бежевое платье в полоску (1957 год):

Платье на Мэрилин:

Чёрное вечернее платье с ажурной вставкой (1959 год):

Платье на Мэрилин:

Белое платье (1960 год):

Платье на Мэрилин:

Белое повседневное платье:

Платье на Мэрилин:

Белая шубка из горностая:

Шуба на Мэрилин:

Тёплый свитер в мексиканском стиле:

Свитер на Мэрилин:

Длинное облегающее платье из шёлка от Jean-Louis (1962 год):

Платье на Мэрилин:

Одно из самых известных платьев Мэрилин - плиссированный белый миди-наряд из фильма “Зуд седьмого года” 1955-го года. К слову, сам фильм не имел бы такой популярности, если бы не знаменитая сцена с раздуванием юбки. Кино называют далеко не лучшим в карьере Монро. Авторство платья принадлежит Уильяму Травиллу, дизайнеру, который не раз работал с Мэрилин.

Уильям Травилл, к слову, создал не один легендарный наряд для Мерилин. Он как никто знал вкус актрисы. “Создание одежды для Мэрилин было актом любви, я обожал ее", - писал модельер. Так, сразу два платья Травилла из фильма “Джентельмены предпочитают блондинок” стали популярными в 1953 году. Исполняя знаменитую песню “Diamonds are the girl"s best friends”, Мэрлин появляется в розовом платье без бретелей из шелкового сатина с большим декоративным бантом на спине и длинными перчатками.

Во время исполнения песни “Two Little Girls from Little Rock”, Монро и Джейн Рассел появляются в одинаковых красных платьях с пайетками и глубоким V-образным декольте, доходящим практически до талии. К разочарованию зрителей, модельеру пришлось соблюсти требования цензуры и вшить в глубокое декольте телесный трикотаж.

В 1959 году Мэрилин снялась в фильме, сделавшем ее знаменитой на весь мир, - “В джазе только девушки”. Комедия получила возрастное ограничение из-за полупрозрачного платья Монро, в котором она исполняет песню “I wanna be loved by you”. Наряд сшил художник по костюмам фильма Орри-Келли. Действие картины происходит в 20-х годах, однако наряды Мэрилин не прямого кроя, как было модно в те времена. Дизайн костюмов фильма был специально рассчитан на то, чтобы подчеркнуть сексуальность актрисы. Кажется, будто в полупрозрачном миди-платье в блестках Мэрилин без белья, однако в платье вшиты чашечки лифчика особой конструкции shelf bra.

Что за белье носила актриса в фильме «В джазе только девушки»?


Может показаться, что и не было белья под платьями вовсе, но внимательно рассмотрев фотографии и прочитав воспоминания очевидцев, я поняла, что отсутствие белья — лишь прекрасная иллюзия. На этом фото видно что по спине идут бретельки от вшитого в платье бюстгалтера. И отсутствует «нижний этаж» (как и под белым платьем):

Монро говорила костюмерам, что даже спит в лифчике для того, чтобы грудь не потеряла своей упругости. Хотя журналистам она заявляла другое: «Я сплю голой. Все, что я надеваю на ночь — это капелька духов Chanel № 5».
Кстати, когда «Some Like It Hot» («В джазе только девушки») в 1959 году вышел на экраны, костюмы художника по костюмам Орри-Келли оскорбили пуританских зрителей: в штате Канзас фильм запретили к просмотру, а в Мемфисе, штат Теннесси поставили ограничение «только для взрослых».

Дизайн костюмов фильма был специально расчитан на то, чтобы подчеркнуть сексуальность актрисы — мы же знаем, что в 20-е гг ХХ века платья имели прямоугольный силуэт. Слева: актриса немого кино Глория Свенсон, 1920-е, справа: Мэрилин Монро на съемках фильма.

Но в 1950-е гг в Голливуде никто не стремился к аутентичности, было важнее подчеркнуть физические достоинства актрисы, чем сохранить соответствие эпохе. Американский кинокритик Роджер Эберт описывает сцену, в которой Монро поет в «голом» коктейльном платье как «стриптиз, в котором нагота была бы излишней»:

Что касается белья — то в подобные платья Монро между двумя слоями ткани вшивали чашечки лифчика особой конструкции.

У Мэрилин был размер 36D, но в пошивочном цехе обычно старались скроить чашки лифа таким образом, чтобы грудь казалась еще больше.

По подлинному лифчику Монро, созданному для знаменитого плиссированного платья из фильма «Зуд седьмого года», и который продали на аукционе за $ 5200, можно увидеть какой стиль бюстгалтера любила актриса. Сегодня такое фасон называют shelf bra:

Еще один лифчик Монро продали за 7000 долларов и тут тоже используется этот же принцип, грудь активно фиксируется и увеличивается за счет прокладок снизу:


Что же касается того, почему плотно сидят на актрисе платья — так и тут все просто: их зашивали перед каждой съемкой непосредственно на самой Монро.

Благодаря мастерству художника по костюмам Орри-Келли, зрители даже не заметили, что актриса во время съемок была беременна, и на 10 лет старше, чем это указано в сценарии. Художник по костюмам Орри-Келли:

В марте 1961 года Монро предложили спеть перед президентом США Джоном Кеннеди на готовящемся торжестве по случаю дня его рождения. Торжества должны были проходить в самом престижном концертном зале Madison Square Garden. По такому случаю Мэрилин заказала платье у модного тогда дизайнера Жана Луи. Платье из тонкого телесного шелка, усыпанное камнями, сшивали прямо на Мэрлин перед выходом. Актриса прикрывала свое почти голое тело меховой накидкой (под платьем не было белья) и открыла его, только когда вышла на сцену петь для Кеннеди. Наряд обошелся актрисе в $12 тыс, впрочем пару лет назад его продали на аукционе за $1,3 млн.

Для пермии Photoplay в 1953 году студия Fox подарила актрисе платье в котором она появлялась на промо-снимках “Джентельмены предпочитают блондинок”. Золотистый наряд с драпировкой сшивали прямо на Мэрилин.

А во время легендарного выступления для американских войск в Корее в 1954 году на Монро было блестящее коктейльное платье глубокого лилового цвета на тонких бретельках от Сила Чепмена.

В гардеробе акрисы имелось много кутюрных нарядов, но Мэрилин умела преобразить любой наряд на себе. Для фотосьемки у знаменитого фотографа Мильтона Грина в 1954 году Монро примерила балетную пачку. Актриса была далека от пропорций балерины, а платье даже не удалось закрыть на спине. Впрочем, фотосессия получилась очень нежной и приобрела легендарный статус.

Еще одна знаменитая фотосьемка Мэрилин - в саду с мужем Артуром Миллером. На снимках 1957 года авторства Сема Шоу на Монро голубое трикотажное платье в горох на тонких беретельках. Сарафан в слегка в провинциальном стиле на Мэрилин превратился в женственное элегантное платье.

Последним нарядом в жизни актрисы стало любимое платье-футляр мягкого зеленого оттенка от Emilio Pucci. В нем Мэрилин Монро похоронили 5 августа 1962 года.

Мэрилин обладала личным стилем. Под личным стилем имеется в виду не костюмы и платья с экранов. Например, белое платье из "Зуд седьмого года", розовое платье из "Джентльмены предпочитают блондинок" . Это не был личный стиль Мэрилин, это ее реквизиты, вещи, которые она носила, чтобы делать свою работу. Личный стиль Мэрилин был гораздо проще и более стильным.

Любимые цвета -бежевый, красный, черный, кремовый и белый.

Любимые дизайнеры -любимый магазин Мэрилин был Bloomingdale"s, любимый дизайнер обуви был Salvatore Ferragamo.
Любимая деталь гардероба - юбка-карандаш.
Любимый аромат - Chanel №5.
Любимый оттенок помады -Guerlain Rouge Diabolique (сейчас она называется Guerlain Kiss Kiss № 522).
Любимая тушь - Helena Rubinstein
Любимая косметическая марка - Erno Laszlo, Nivea, Anita of Denmark.

0 10 марта 2017, 17:40

Культовая фигура XX века, актриса, которую многие считают эталоном женственности и сексуальности, Мэрилин Монро не сразу нашла свой фирменный стиль. Помогло случайное знакомство, благодаря которому звезде удалось пересмотреть свои взгляды на моду.

Слишком узкие платья, кричащие декольте, вульгарные фасоны… Такой Мэрилин Монро была на заре своей карьеры. Образ секс-бомбы приходилось поддерживать из-за контракта с киностудией Twentieth Century Fox, однако актрисе и самой нравилось одеваться нарочито откровенно, привлекать внимание платьями, которые, казалось, вот-вот лопнут по шву, и провоцировать публику своими нарядами. Однако друзьям Мэрилин, фотографу Милтону Грину и его жене Эми, у которых звезда гостила в декабре 1954 года, такой гардероб пришелся не по вкусу.

Милтон любил фотографировать Мэрилин, но его раздражало, как она одевалась — как будто бы неряшливо и небрежно, в одежду, которая была ей явно мала:

На экране ты выглядишь фантастически, у тебя есть все данные для этого, но в жизни ты как замарашка! Посмотри на Кэтрин Хепберн — вот у кого есть стиль!Тебе тоже нужно найти свой стиль, что-то, от чего не будет веять дешевой сексуальностью глупой блондинки,

— возмущался фотограф.

Монро не хотелось спорить — в гости к Гринам она приехала отдохнуть от Голливуда и забыть о всех проблемах. В их большом поместье в Уэнстоне, что в Коннектикуте, она осталась на целый месяц: гуляла, читала, часами играла с маленьким сыном супругов, встречалась с гостями (а в доме бывали Майк Тодд, Ричард Роджерс, Леонард Берштейн, Майк Тодд, литературные критики и агенты, люди искусства), просыпалась когда хотела, лежала в ванне, — словом, наслаждалась безмятежным отдыхом.

Монро было всего 28 лет, она только что рассталась со вторым мужем, Джо Ди Маджо, студия давила на нее контрактными обязательствами, папарацци преследовали ее — Мэрилин хотелось сбежать от всех и вся. Но рядом с Милтоном и Эми она чувствовала себя спокойно и уютно, им она доверяла, а потому и не стала противиться, когда те взялись за обновление ее гардероба.


Милтон и Эми Грин

Первый ход сделал Милтон, который отвез Мэрилин в ателье Bergdorf’s, Bonwit Teller, и Saks на Манхэттене и помог выбрать приличное платье, которое бы подчеркивало фигуру, не заставляя при этом ее обладательницу выглядеть вульгарно. Платье Монро купила, но так ни разу его и не надела, вернувшись к любимым брюкам, плохо сидящим на ней, и блузам не по размеру.

Сдавшись, Милтон обратился к жене, мудро рассудив, что уж она, бывшая модель и женщина с безупречным чувством стиля, которая начала носить тонкую нитку жемчуга задолго до Джеки Кеннеди, — его Эми сумеет мягко направить вкусы Мэрилин в нужное русло. Эми принялась за дело с азартом. Элегантная и утонченная, она являлась полной противоположностью Монро, не принимая ничего кричащего в одежде, и стала наставником актрисы в вопросах стиля.


Мэрилин Монро гости у семьи Грин


Сначала Эми купила Мэрилин зимнюю одежду, заметив, что таковой в гардеробе блондинки, как у любой типичной жительницы Калифорнии, в принципе нет. Эми обратилась к своей хорошей подруге, дизайнеру Энн Кляйн, сказав, что хочет подобрать одежду для известной актрисы, у которой совсем нет вкуса. Имя Мэрилин Эми, разумеется, называть не стала. Дело было сделано: на Рождество, которое Монро встречала вместе с семьей Грин, под елкой актрису ждали восемь свертков с элегантными комплектами по погоде — брюки, блузы, платья, джемперы. Мэрилин была ошеломлена — никто никогда не делал для нее такого раньше.

Я отучила ее от этих уродливых туфель, которые она постоянно носила — с круглым носом спереди и закрытых сзади. В то время все на киностудии Twentieth Century Fox носили такие. Вместо них я купила Мэрилин 50 пар итальянских туфель от Dalco. Классические закрытые лодочки на небольшой шпильке по 20 долларов за пару — их она носила всю оставшуюся жизнь.

Актриса не была шопоголиком и не часто бывала в магазинах — процесс выбора нарядов ее утомлял.

Когда ей была нужна одежда, она просто шла в костюмерный цех киностудии, где работала ее приятельница, брала вещь и возвращала на следующее утро с чеком на 50 долларов. Для нее так было проще и дешевле — брать вещь напрокат, чем покупать,

— вспоминала Эми.

Эми горела желанием отучить Мэрилин от этой привычки и водила ее по магазинам:

Мы пошли покупать кашемировые свитера, и я была в шоке от ее требований. Она попросила три одинаковых свитера разных размеров: своего размера — для повседневной жизни, чуть в обтяжку — для походов в гости и вечеринок, откровенно маленький — для телеэфиров. Для меня это было так странно!

Эми не нравилось, что Мэрилин постоянно выбирает одежду на размер, а то и на два меньше своего собственного. Она критиковала слишком узкие и короткие юбки актрисы и говорила ей, что ей не стоит комплексовать из-за фигуры. "Ты уже звезда. Ты можешь носить все что угодно, необязательно одеваться в стиле секс-бомбы ", — повторяла ей Эми. Мэрилин хотела приобщиться к высокой респектабельной моде, куда была вхожа ее подруга.

Тогда Эми решила действовать кардинально и познакомила ее с дизайнерами Джорджем Нардиелло и Норманом Норелло, которые с нуля создали гардероб для Мэрилин Монро. На протяжении нескольких недель Джордж, Норман, Эми и Мэрилин придумывали новый стиль актрисы, засиживаясь до позднего вечера у камина в гостиной Милтонов. Было решено сшить для актрисы такую одежду, которая недостатки ее фигуры превратила бы в достоинства — и это дизайнерам удалось:

У нее прекрасное тело, но ее тип красоты из другой эпохи,

— так Норелл оценивал Монро.

В результате для Мэрилин пошили ворох утягивающего белья и комбинаций по фигуре, подходящих ее комплекции, а также несколько платьев из атласа и шелка. Каждое из них облегало фигуру так, как она и любила, но благодаря благородным материалам и черному цвету, крою и фактуре, эти узкие наряды больше не смотрелись на актрисе вульгарно. Сексуальность, но сдержанная. Игривость, но не переходящая границ. Монро была в восторге: платья ей так понравились, что позже она отдавала предпочтения только таким фасонам и пошила себе еще с десяток похожих моделей, уже более дешевых, в ателье на Седьмой Авеню.

Смена гардероба привела к неожиданным последствиям: уже в следующем году, в 1955-м, Монро решает круто изменить свою жизнь и разрывает тяготивший ее контракт с киностудией. Она отправляется в Нью-Йорк, начинает посещать уроки театрального мастерства, задумывается о продюсировании... И все это — в новых платьях, без которых теперь не представляет своей жизни.

Источник Vogue

Фото Gettyimages.ru

На аукционе Julien"s Auctions в Лос-Анджелесе недавно были распроданы наряды и вещи Мэрилин Монро, в том числе платье, в котором знаменитая актриса поздравляла с днем рождения президента США Джона Кеннеди в 1962 году, и черное коктейльное платье, в котором она снималась в фильме «В джазе только девушки». Общая сумма, вырученная за вещи Мэрилин Монро на аукционе, составила $11 млн.

Courtesy of Julien"s auctions

Среди лотов аукциона была вечерняя сумочка-минодьер Pandora, приобретенная в качестве подарка на день рождения американским дизайнером Томми Хилфигером для своей жены Ди Оклеппо: выполненная в форме цилиндра телесного цвета, инкрустированная цитринами, она ушла к знаменитому модельеру за $187,5 тыс.

К сумочке прилагались губная помада, принадлежавшая Мэрилин, сигареты, расческа и пудреница с зеркалом, изрядно использованная.

Вдобавок ко всем этим ценностям внутри обнаружились две монеты по одному дайму (что равняется 10 центам) 1943 и 1945 годов выпуска.

Для Томми Хилфигера, регулярно использующего в своих коллекциях мотивы, характерные для американской поп-культуры, Мэрилин Монро — бесконечный источник вдохновения. На аукционе Christie"s в 1999-м он уже потратил $37 тыс. на джинсы, которые актриса носила в фильме «Река, не текущая вспять» (1954), и $75 тыс. — на пару ковбойских сапог, которые она надевала в «Неприкаянных» (1961). Среди знаменитостей, которые, по мнению дизайнера, создавали в середине XX века большой американский стиль, — Грейс Келли, Джеки Кеннеди и Одри Хепберн. И Мэрилин Монро, которая занимает в этом списке особое место.

Lucas Jackson/Reuters Певица Бейонсе на ковровой дорожке Met Gala 2015 в Нью-Йорке

Она была первой актрисой, которая не боялась подчеркивать свою сексуальность: ее одежда была призвана не маскировать роскошные изгибы тела, а, напротив, подчеркивать их. Знаменитое платье, в котором она исполняла песню «Happy Birthday» для президента США Джона Кеннеди, ушедшее на прошлой неделе с аукциона за рекордную сумму $4,81 млн, и черное коктейльное платье из фильма «В джазе только девушки», проданное за $450 тыс., могут считаться первыми в мире «голыми» платьями. Сегодня их рискуют надевать для выходов в свет звезды, которые гордятся своей фигурой и не боятся подчеркнуть свою сексуальность, в их числе, конечно же, Ким Кардашьян, Игги Азалия, Рианна, Ирина Шейк, Бейонсе и Дженнифер Лопес.

Разумеется, «голые» платья не единственный вклад в моду, который сделала Мэрилин Монро.

Образ пышной блондинки с платиновыми волосами, уложенными крупными локонами, и алыми губами отпечатался в наших сердцах навсегда.

Его копировали Кристина Агилера, Гвен Стефани и молодая Мадонна, потому что знали: вызывающе сексуальный имидж создать легко — нужно просто быть похожей на Мэрилин.

Либо надеть майку с изображением Мэрилин, а точнее — ее знаменитым портретом работы Энди Уорхола. Выбрать предмет одежды, на котором нарисована Мэрилин, — это, наверное, самый легкий способ предъявить миру свою непоколебимую женственность.

H. McKinley Collection/Marine Corps Archives and Special Collections Мэрилин Монро приветствует американских солдат в Южной Корее в ходе Корейской войны, 1952 год

Кстати, есть и противоположный метод. Мэрилин Монро была не первой, кто придумал подчеркивать свою слабость и уязвимость при помощи мужской одежды, но одно дело — широкие брюки и галстуки и совсем другое — военная форма. Авиационные куртки и рубашки военного кроя с тех пор, как Мэрилин Монро посетила в 1954 году американскую военную базу во время корейской войны, однозначно рекомендуется носить всем блондинкам, которые хотят показать свою слабость совсем неожиданным способом.

Она как никто умела подчеркнуть свою фигуру «песочные часы» при помощи черного трикотажа, струящегося шелка, джинсов с высокой талией.

И не жалела времени на то, чтобы подсказать художникам по костюму, как правильно одеть свою героиню. А еще именно Мэрилин Монро придумала надевать под облегающее платье трусы-стринги, чтобы не было видно белья: этот прием она позаимствовала у артисток бурлеска, и только он позволял и позволяет до сих пор носить прозрачные платья и делать вид, будто под ними ничего нет.

Иногда жажда хоть как-то "прикоснуться" к знаменитостям выливается в неудержимую страсть к приобретению различной меморабилии, то есть личных вещей известных людей. Именно на такой страсти и держатся аукционы, распродающие все - от безделушек до известных нарядов звезд современности и прошлой эпохи. В середине ноября на аукцион будут выставлены вещи, некогда принадлежавшие Мэрилин Монро - и каталог вещей этого аукциона обещает быть не только самым впечатляющим за последнее время, но и самым печальным тоже.

Большинство вещей, которые собираются выставить на аукцион, были связаны не только с днями, когда Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) была на пике своей славы, но с днем ее смерти, когда 36-летнюю актрису нашли мертвой после передозировки наркотиков в 1962 году. Вещи, которые тогда при ней, нынче собираются распродавать за довольно значительные суммы, например, пустой флакончик от лекарств, принадлежавших Мэрилин, ожидается продать за $1200.

План диеты Мэрилин с расчетом калорий

Описание диеты на двух листах (1000 калорий/100 грамм протеина) было подготовлено для актрисы доктором Леоном Кроном. Мэрилин запрещалось есть сладкое, жирное и мучное, а вместо кусочка хлеба предлагалось съесть "одну маленькую картофелину, сваренную или запеченную".

Сигаретница

В сигаретнице Мэрлини Монро хранилось восемь сигарет Philip Morris, помада, рассыпчатая пудра и зеркальце. Ожидаемая сумма на аукционе - 20-30 тысяч долларов.

Билет на день рождения Дж.Ф. Кеннеди

Билет на гала-вечеринку 19 мая 1962 года, устроенную в честь дня рождения Презинета Дж.Ф.Кеннеди. В тот вечер Мэрилин спела со сцены поздравление с днем рождения. Ожидаемая сумма на аукционе за этот билет - 3-5 тысяч долларов.

Платье Мэрилин

На аукционе собираются продать то самое платье, в которое была одета Мэрилин Монро в день рождения Дж.Ф. Кеннеди. За платья ожидается получить ни много ни мало 2-3 миллиона долларов! Там же будет продан и эскиз этого платья, сделанный Бобом Макки. За эскиз ожидается получить "скромные" 4-6 тысяч долларов.

Содержимое прикроватного столика

Два тюбика с кремом для сухих волос, открыта и была использована; бумажная шапочка для волос ($600-800).
Пустая бутылочка для лекарств, выписанных доктором Векслером в то время, когда актриса работала над фильмом "Займемся любовью". Ожидаемая сумма -$800-$1200.

Косметика

Самые ожидаемые вещи на этом аукционе, это, безусловно, платья Мэрилин Монро. Платья распродаются из коллекции Дэвида Геинсборо-Робертс, у которого находится самая большая частная коллекция нарядов актрисы. Дэвид начал собирать свою коллекцию в 1991 году. Сейчас Гейнсборо-Робертсу больше 70 лет и несмотря на то, что раньше он утверждал что он "Собирает, но не продает", сейчас коллекционер изменил своим принципам. Дэвид решил отдать все деньги, которые он получит на аукционе, на благотворительность.

То самое красное платье

За красное платье ожидается получить 30-50 тысяч долларов.

На аукционе так же будут вещи из коллекции Ли Страсберга, учителя актерского мастерства, который обучал Мэрилин и который собирал меморабилию актрисы, особенно так или иначе связанную с ее смертью. Также будут проданы вещи, которые раньше были проданы на других аукционах.

Печатная машинка Мэрилин

Ожидаемая цена за старую печатную машинку - $800-$1200.

Рецепт блюда на День благодарения

Рецепт, написанный рукой Мэрилин Монро, все еще виден, хотя и написан впопыхах карандашом на отрывном листе из блокнота City Title Insurance Company. За рецепт жареной курицы ожидается получить 10-20 тысяч долларов.

Столовые приборы

Столовые приборы Мэрилин включают в себя ложки, ножи, лопаточки, вилку, и даже кухонную спринцовку. Двенадцать предметов ожидается продать за $600-$800.

Адресная книга от Gucci

Личная адресная книга от Gucci, с оттиском инициалов Мэрилин Монро на обложке. Большинство адресов записаны лично актрисой около 1955 года. Среди контактов можно найти Марлона Брандо, Ли Страсберга, Харольда Клурмана и других. Кроме адресов, в книжке также есть личные пометки актрисы, среди которых "никогда не пропускать съемки ", "Как можно чаще посещать частные занятия Страсберга " и "больше прилагать усилий к решению текущих проблем и страхов, которые возвращаются из моего прошлого ." Ожидаемая сумма - 40-60 тысяч долларов.

Розовое платье Мэрилин

Розовое льняное платье ожидается продать за 30-50 тысяч долларов.


Top