Формирование творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. «Книга – бесконечный источник знаний»

Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

Середа И.А.

РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

Вавилиной Н.А.

руководителя театральной студии «Жар-птица»

Цель творчества – самоотдача!

А не шумиха, не успех.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре.

Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

Поэтому и возникла идея создания театра. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Так появился театр-студия «Жар-птица», где я стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Именно в театре я даю детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

У меня нет цели - сделать из каждого ребенка актера, своей задачей я ставлю – дать возможность выразить себя средствами театра, развивать детское творчество.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Теремок» у нас было несколько лягушек, несколько мышек. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества.

Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к игре на сцене, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении.

С одной стороны очень важно было для меня сохранить богатство импровизации, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, с другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники и мастерства.

Так, взяв за основу программу Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети», я разработала свой перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В процессе работы с детьми по этому плану складывалась определенная структура занятий, на которых я использовала различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.

Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой – уж очень вкусным был мёд.

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, -

Вздохнул он грустно, -

Только очень, очень вкусно

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.

Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.

Например, в сказке «Теремок» это были буквы – зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.

В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.

Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.

Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.

Благодаря 6-ти летнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.


Егина Л. В. Преподаватель высшей квалификационной категории театрального отделения, руководитель образцового драматического коллектива «Арт-Фантазия» МРКОУДОД «Глушковская ДШИ» Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии-через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она-неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация- это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности-пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Средставами театральной педагогики формируется творческая личность ребёнка. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей-игру-можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театральная деятельность погружает детей в мир фантазии и воображения. Она способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства, эмоции. Выполняя простейшие, доступные им задания, развиваюшие индивидуальные способности, а потом участвуя в более сложных играх- импровизациях, дети соотносят свои действия с действиями партнёров, ищут новые средства самовыражения. И всё это достигается через игру. Игры обеспечивают мотивацию познания себя, товарищей и окружающего мира, незаметно формируют у детей необходимые навыки и умения. Театр-это игра, которую с удовольствием могут разделить взрослые и дети. Театр закладывает в ребёнке любовь к чтению, неблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности. Воображение,память, внимание, фантазия-составные части театральных занятий. Театральное искусство связано с такими видами искусства как музыка, живопись, литература. Поэтому, наряду с образованием, необходимо уделять большое внимание воспитанию духовно чуткого, уважающего народные традиции, милосердного подрастающего поколения с чётко сформированными нравственными ориентирами. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов исскуств-музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека. Если бы страна Театр не появилась на свете, люди всё равно бы её выдумали. Ведь постоянно путешествуя по её дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать,-Жить. Театр пленяет человека сразу и навсегда.

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. В развитии творческих способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка. Решаются следующие задачи: 1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность. 2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности. 3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены). 4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности. 5. Совершенствование познавательных процессов. Данные задачи решаютя в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр. Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе: ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения). Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»). Детская художественная, познавательная и методическая литература. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.). Весь инвентарь и оборудование должно отвечать требованиям безопасности жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе. Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых необходимо выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с детьми, активно используются творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников) Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические). Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций. Во время занятий используется театрализованная игра как игровой прием и форма обучения детей. В занятия вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим разрабатывается план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный примерважнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности. Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми В наше время - время стрессов, - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям интерес к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, занятия в литературно- драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью. Задачами литературно-театрального кружка можно определить: - Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры. - Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору. - Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний. - Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа). - Развитие способности у детей воспринимать художественный образ. - Развитие творческих способностей ребенка. Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях иногда можно увидеть, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. И так, как и творческие способности, театрализованные лучше всего развивать в раннем возрасте. способности

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

подготовила

воспитатель Ершова Мария Андреевна

  По организации совместно поисково-познавательной деятельности,

Деловые, творческие связи с КРИП и ПРО, информационно- методическим центром города Киселёвска

Форма и методы

реализации

проекта

Игры - драматизации.

Упражнения для социально - эмоционального развития.

Коррекционно - .

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры-превращения (учимся владеть своим телом)

Упражнения на развития детской пластики.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Театральные этюды.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат

Для

Для детей:

  □

Сформированность духовно-богатой личности

р ебёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной,

самостоятельной, эмоционально-отзывчивой,

социально-компитентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, , доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю,

сочинить танец и т. д.

Для

Для педагогов:

Организация педагогического поиска через

реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и

профессионализма педагогов.

Внедрение инновационных технологий,

современных форм и новых методов работы

Самореализация

Для родителей

  Получение возможности наблюдать за

своими детьми, что дает возможность лучше

разобраться в вопросах развития ребёнка.

  Формирование более высокой оценки

достижения своих детей и гордость за них.

  Развитие более глубокое понимание процесса обучения обучения детей дошкольного возраста.

  Возникновение доверия к воспитателям и

другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области .

  Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

  Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

  Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

  Принцип интегрированного подхода.

  Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

  Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного

характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия

материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр - превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной

литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических

игр, детской , книжек -

раскрасок, аудио - видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и

свободного творчества детей (цветная бумага,

альбомы, картон, цветные карандаши, краски,

кисточки и т. д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив

костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении

комнаты сказок.

9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов

на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».

11. Участие в совместных театрализованных

постановках (родители - дети - педагог). 12. Посещение занятий

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды,

связанной с театрализацией воспитательно-

образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека дидактических игр по теме:

«Театр»

Картотека аудио - видео фильмов

3. Методическое сопровождение

(магнитофон, кассеты)

4.Подборка художественной литературы для

театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного

характера.

6.Конспекты театрализованных

представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений

театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта

Этапы

мероприятия

1

Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность

детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме

исследования 3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2

Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей

дошкольного возраста в театрально-

игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление контрольных листов

справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3

Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для

театральной деятельности детей дошкольного возраста

театрального занятия: « Курочка и цыплята"

5. Подготовка и проведение открытого

развлечения «Про то, как мишку спать укладывали»

6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. « Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.2

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4

Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5

Внедренческий

1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

2.Подготовка к выпуску , пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника

3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Актуальность исследования в том, что театрализованные игры

являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны .

Это определило тему нашего исследования «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Заключение

Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.

Промежуточным результатом можно считать возросшую активность участия детей в городском конкурсе «Росинка».

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам промежуточной диагностики по развитию

творческих способностей в театрализованной деятельности.

г.

высокий уровень - 33,5%

средний уровень - 40,5%

низкий уровень - 26% на данный период

высокий уровень - 61%

средний уровень - 30%

низкий уровень - 9%

Обобщён опыт работы среди коллег МАДОУ «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Какие результаты ожидаю в будущем?

2учебный год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.

Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:

соотнесение результатов с целями и задачами проекта,

распространение опыта работы на городском и региональном уровне

публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Список используемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2с

2. Артемова JI . В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1с

3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2с

5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2с

6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л. В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2с

7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М. Д Махаева - М.: ТЦ Сфера, 2

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И.Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2с

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

Делитесь с ближними:

Введение

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

Актуальность темы

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор – кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

  • в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;
  • в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Цель, задачи.

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
  2. Познакомить детей с различными видами театра.
  3. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  4. Обучать приёмам кукловождения различных видов кукол.
  5. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
  6. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

  1. Изучить разделы в программе «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой): «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается».
  2. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
  3. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
  4. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
  5. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
  6. Составить перспективный план работы.

Принципы реализации темы:

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип системности . Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.
  3. Принцип доступности . Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Опыт работы

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в 1 младшей группе. Для детей ясельного возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», приобрела театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми раннего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Каждый день я ребятам читала произведения из разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие), произведения А. Барто («Зайка», «Бычок»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями.

В свободной и непосредственно-образовательной деятельностях играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В течение года я составила проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, показала итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка», «Курочка Ряба» (показали эти сказки ребятам 2 младшей группы).

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Вместе с детьми во второй младшей мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»). В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисование красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К.Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

А в январские каникулы один день посвятили театру. В этот день мы драматизировали произведение «Почему плакал котёнок», пересказывали сказку «Колобок», показывали настольный театр «Репка», по картинке угадывали героев знакомых сказок, конструировали дома для сказочных героев, играли в подвижные игры.

В средней группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  • Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель » быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «артистов»).
  • Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  • Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  • Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля », что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  • Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры , включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афишы, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

В течение года в средней группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка») и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям.

Также была продолжена работа над этюдами (из книги «Психогимнастика» М.И. Чистякова). Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды: «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Петрушка прыгает» и другие. Рассказывали стихи руками: «Моя книга», «Пять малышей». Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук.

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

В средней группе дети участвовали в постановках сказок: «Теремок», «Под грибом», «Колобок – колючий бок», также были драматизированы отрывки из сказки «Три поросёнка». Детям был показан настольный театр «Колобок – колючий бок», «Под грибом», «Про машину», «Три поросёнка», проведена литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского.

На занятиях и в свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. А потом самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре. А ещё мы вместе с детьми озвучили стихотворение на детских музыкальных инструментах «Прогулка в зимний лес».

Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Два жадных медвежонка». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный домик.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх. («Цапля и лягушки», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается» и другие.)

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Работа с родителями

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  1. Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  2. Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3. Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4. Рассказать родителям о создании театра дома.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

Выводы

Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.

Ещё на третьей конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) Н.К. Крупская поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. В дальнейшем в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Теоретическая база опыта

  1. Программа «Детство» (под редакцией Т.И.Бабаевой).
  2. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
  3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
  • «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
  • «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
  • «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
  • «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
  • «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
  • «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
  • «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
  • «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
  1. Статьи в интернете:
  • «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
  • Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
  • Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…
  • «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)

Top