Адаптация к детскому саду. Советы родителям как помочь ребенку адаптироваться

Как помочь ребенку в период адаптации?

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка)

Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Как еще подготовить ребенка?

1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое. Поговорите с ним, как с взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.

2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - сейчас он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.

3. Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится - это воспитатели , будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.

5. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

6. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

8. Постепенно подстраивайте режим дня ребенка близкий к режиму дня в детском саду.

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого дети придерживаются в детском саду. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: "У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление". Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, постарайтесь как можно скорее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки и соски. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, пусть это будет еще не совсем умело и опрятно, зато так ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно - ведь он такой самостоятельный и большой!

10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.

11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

16. Не забудьте распланировать свое время, чтобы максимально освободить для себя первые пару недель посещения детского сада, чтобы уделять ребенку больше времени и со своей стороны помочь плавно пройти адаптацию в садике.

Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми!

Желаю успехов в адаптации!

педагог-психолог

Томрачева Юлия Алексеевна


Дети растут быстро – это уж точно . Ваш вчерашний младенец уже является полноценным членом общества, маленьким человеком со своим характером, потребностями и привычками. И уже настало время к первым обязанностям, наступает новый и очень важный этап в жизни ребенка – детский сад.

  1. Введение
  1. Тонкости адаптации к садику
  1. Как подготовить ребенка
  1. Ошибки родителей
  1. Заключение
Безусловно, это с тресс, новое и незнакомое. Н о от того, как ребенок пройдет адаптацию к детскому саду , зависит его дальнейшее пребывание в нем, отношение к садику в общем и даже психическое здоровье малыша. Давайте поговорим о важности привыкания к новому детсадовскому периоду в жизни ребенка , об особенностях его протекания, а также о возможных проблемах. В общем, сегодня очень интересная тема!

Тонкости адаптации к садику

Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды . В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу . Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.

Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пуг ались, ко гда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс . А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас!

Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации:

  • основной и главный – мамы нет рядом . Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно;
  • чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться;
  • иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться;
  • теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня;
  • бо льшая степень само стоятельности. Хочется или нет, а приходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д.

Вот почему родителям не стоит относи ться к выходу в детский сад легк омысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам.

Различают три периода привыкания к саду:

  • ост р ый;
  • умеренно острый;
  • стабилизирующий.
Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми. Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе.

Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются. Редкий малыш с удовольств и ем остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел.

Стабилизирующий период « расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно.


Длительность периода адаптации в детском саду также строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день , а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме.

Оптимальный возраст и базовые навыки

Период интеграции в коллектив и новый уклад жизни ребенка очень сильно зависит и от его характера, и от его навыков, которые он успел получить. Именно поэтому в России во многих регионах уже нет яслей, детки принимаются в садик с трех лет, а отпуск по уходу за ребенком у мамы тоже длится до достижения малышом трехлетнего возраста.

Три года – тот период, когда дети уже готовы «отпустить» маму, стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, владеют элементарными навыками самообслуживания, и, конечно, не нах одятся на грудном вскармливании, не зависят от маминой груди (!). Если вы часто слышите от своего карапуза: «Я сам», то будьте уверены в том, что он уже перерос так называемый «кризис трех лет» и готов быть более самостоятельным.

Итак, адаптация пройдет легче, если:

  • Ребенку около трех лет или чуть больше. Детки помладше все еще требуют постоянного внимания матери и во многом зависят от нее в физическом и эмоциональном плане. Долгие разлуки с близким человеком воспринимаются ребенком как предательство (мама меня бросила в садике) и очень больно «бьют» по психике ребенка и доверию к взрослым. Особенно это проявляется у тех детей, чьи мамы постоянно были с ними, не оставляли малыша с бабушками, не отлучались по своим делам на продолжительное время;
  • Ребенок социализирован и охотно общается со сверстниками и взрослыми. Активные общительные малыши вливаются в коллектив быстрее и часто становятся «душой компании». Стеснительным и замкнутым ребятишкам будет несколько труднее, они дольше будут привыкать к новым садиковским друзьям и воспитателю;
  • У малыша крепкий иммунитет и нет хронических заболеваний. Многим родителям известно, что детки в саду болеют часто, даже если до этого хвастались отменным здоровьем и температурили в исключительных случаях. Дошкольные учреждения – общественное место, детки сами по себе восприимчивы к различного рода вирусам и бактериям (иммунитет находится на стадии становления), плюс стресс – все это является причиной частых болезней малыша. Это нормальная ситуация, носящая временный характер. После успешной адаптации малыш будет более устойчив к инфекциям, особенно если вы его закаляете;
  • Малыш развит по годам. Задержка общего развития, так же как и признаки одаренности – причина тяжелого течения периода адаптации ребенка в детском саду ;
  • Воспитатель нашел подход к вашему ребенку . Во многом то, как дошколенок освоится в новом коллективе, зависит от воспитателя. У вас может быть супер оснащенный и современный сад, но если руководитель группы некомпетентен и мало себе представляет свои должностные обязанности, то никаких преимуществ посещения данного ДОУ вы для себя не найдете, уж поверьте.

Немаловажным фактором является и то, насколько ребенок в состоянии себя обсл ужить, что еще раз доказывает п р е имущество посещения ДОУ в возрасте от трех лет и старше. Маленьким « неумехам » в саду трудно, воспитатель не может уделить ка ж дому такому несостоятельному малышу достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности.

Поэтому вы должны убедиться в том (а при необходимости и научить), что малыш умеет сам:

  • брать ложку и кушать;
  • пить из стакана;
  • проситься в туалет или справляться самостоятельно;
  • попросить и объяснить взрослым, что он хочет (или если что-то не так);
  • раздеваться (снять штанишки, трусишки, разуться) и на девать некоторые вещи (накинуть куртку, шапку, штанишк и, застегнуть липучки на сандали ках и т.д.).

Как подготовить ребенка к садику

Важно понимать две простые вещи: адаптация ребенка в детском саду и должны быть постепенными, ступенчатыми. Не должно быть никакой спешки, ребенок должен привыкать постепенно, не торопясь.
  • Уже с двухлетнего возраста можно начинать объяснять малышу, что такое детский садик, почему малышам туда важно ходить. Хорошо, если есть старший ребенок-дедсадовец, можно поставить его в пример. Говорите обо всех преимуществах в исключительно положительном ключе, убедите ребенка, что в саду весело и интересно. Но меру тоже надо знать, не обещайте ему того, чего там нет и не будет , чтобы не разрушить в дальнейшем все детские представления.
  • Закрепляйте навыки самостоятельного обслуживания ребенка, поощряйте его стремления натянуть рукавички, обуть тапочки, почистить зубы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие детки вполне умеют орудовать столовыми приборами, но осознанно это не делают в присутствии матери или отца (бабушки и дедушки), вынуждая их кормить . По возможности, пресекайте это, но не ругайте и не наказывайте ребенка за такие «слабости».



Во время адаптационного периода при посещении дошкольного учреждения многие родители замечают, что их ребенок стал хуже разговаривать, перестал есть самостоятельно, иногда даже перестал справлять нужду в горшочек, делая это в штанишки. Это объясняется стрессовой ситуацией для ребенка (не стоит наказывать малыша за такие инциденты, а только понять и показать всю свою любовь и заботу), и тем фактом, что ребенок может брать пример с других детей. Они могут быть младше, не уметь делать что-то, а малыш тем самым подражает им, пытается «влиться в коллектив». Это временное явление, со временем все встанет на свои места.
  • Если вы живете рядом с садом, можно приходить гулять вместе с другими детьми на улице. Проведите небольшую экскурсию, покажите интересные детские площадки на территории, расскажите, что находится внутри здания.
  • Будет здорово, если ваш малыш имеет хороший аппетит и не отказывается от любой предложенной еды. Но на практике такие уникальные детки – редкий случай. Многие трехлетки избирательны в пище и предпочитают больше что-то красивое, сладкое, либо безукоризненно едят узкий набор блюд и продуктов. Постарайтесь приучи ть ребенка к меню сада заранее.
  • Объя с ните, кто такой воспитатель, какова его роль и как он может помочь ребенку в случае возникновения проблемы.
  • Поиграйте с ребенком в «детский сад»! Об ы чно дети к этому возрасту вполне способны придумать свой игровой сценарий и развлечь себя ролевой игрой. Вы можете присоединиться , и вместе с любимыми игрушками сыночка или дочки организовать свою ясельную группу. Это прекрасно показывает на примере режим дня в саду, роль воспитателя и няни.
  • Поделитесь своим опытом посещения ДОУ в детстве, расскажите, что вам нравилось там больше всего, покажите свои детские фото или видеозаписи.
  • Старайтесь социализировать ребенка, посещая кружки или детские клубы, играя на общ ественных детских площадках, просто приходя в гости к семьям с детьми. Навыки общения важны уже в столь юном возрасте!
  • Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и к тому, что вас может не быть рядом. Специалисты советуют после первого дня рождения ребенка отлучаться маме хотя бы ненадолго по своим делам (например, раз в неделю). Это полезно обоим. У мамы появляется личное время, малыш привыкает к обществу других людей.

В большинстве садов есть так называемые группы короткого пребывания, которые формируются из будущих детсадовских воспитанников. Цель таких групп – познакомить ребенка с садом, научить общаться с другими детьми и быть частью коллектива. Детки приходят на пару часов, играют, общаются, часто мамам тоже разрешают присутствовать. Уже в начале следующего учебного года их переводят в младшую группу, и они осваиваются лучше тех, кто пришел в сад «с улицы».

Ошибки родителей

Невозможно обойти стороной этот пункт! Многие пытаются сделать «как лучше», а выходит «как всегда». Сами того не зная, мамы и папы (а часто вместе с бабушками и дедушками) перечеркивают вс е своим некорректным поведением.


Важная информация для родителей , как делать НЕ нужно:

  • «пугать садиком» за непослушание. Ни в коем случае не говорите, что оставите ребенка в саду, если он не будет слушаться. Вообще нельзя пугать д етей чем-либо или кем-либо! Так и е манипуляции в дальнейшем могут привести к серьезным проблемам, а вы потом будете искать, «откуда ноги растут» и почему малыш панически боится чего-то или делает что-то не так;
  • сразу оставлять ребенка на целый день в саду. Это неправильно! Малыш еще не привык! Обговорите с воспитателем сроки перевода малыша на полный день , педагог обязательно скажет, когда ваше чадо будет готово провести в группе с утра и до вечера. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы адаптацию малыш прошел еще до вашего выхода на работу.
Как следствие: нельзя до последнего держать ребенка дома, а потом в первый же рабочий день отвести его на весь день. Если вы думаете, что чем дольше малыш просидит в родных стенах (напоследок, так сказать), то тем лучше для него, то вы глубоко ошибаетесь;
  • если ребенок болен, не тащите его в сад! Как бы вам ни хотелось, придется взять больничный или попросить помощи родственников;
  • спросите себя: готовы ли вы «отпустить» ребенка, дать ему больше самостоятельност и? Некоторые родители (мамы, ча ще всего), чувствуют угрызение совести, что оставляют ребенка одного в детсаду, жалеют и идут на поводу, если малыш канючит и не хочет идти, злоупотребляют долгими и эмоциональными расставаниями с утра. Нужно понимать, что такое поведение родителя только укрепляет негативное отношение к садику у малыша и напрочь убивает желание ходить туда с радостью.

Заключение

Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители, зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода.

Редкие детки сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год. Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей.

В любом случае удачи вам и успехов в подготовке к садику!


Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее “обещано”, - он чувствует себя увереннее.

Честно говорим о возможных трудностях

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать”.

Первое время не оставляйте ребенка в детском саду на полный день.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели-двух забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около двух недель - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

Оставаться маме в садике с малышом или нет?

Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Значимый взрослый, оставаясь в группе, наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке. Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

Расставание. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка. Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость.

Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей). Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения.

Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Однако, если ребенок устал или не слишком охотно отвечает на ваши вопросы, старайтесь не слишком назойливо расспрашивать малыша о том, что происходило в детском саду - он вспомнит и расскажет сам позже, когда отдохнет. И тогда уже выслушайте его хорошенечко!

Дома, после сада

Первые недели проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Наиболее распространенный источник напряжения в период адаптации - это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность «побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе.

Ребенок наверняка соскучится по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений. Он может нуждаться в спокойной прогулке со взрослым, расслабляющей музыке.

Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком.

Поступление в сад - это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже "рвется" сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  1. быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  2. поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у негСведения об образовательной организациитоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  3. воспользоваться помощью. В саду есть психолог, этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  4. заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Уменьшайте нагрузку на нервную систему ребенка: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Отправить в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров.

Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку: принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Продолжайте обучать ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

Болезни. В саду, особенно в первое время, дети часто болеют. И тому есть ряд причин.

Во-первых, ребенок тратит много сил на адаптацию, и постоянный стресс снижает иммунитет.

Во-вторых, в саду ребенок, особенно росший в тепличных условиях, сталкивается с многообразной чужой микрофлорой, против которой организм еще не выработал защиты.

И в-третьих следует иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, за его непослушание. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

Еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые "приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения.

Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. В любом случае предупредите воспитателя, если у вашего ребенка плохой аппетит или есть другие особенности кормления. Если взрослые не будут акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.

Одевать ребенка в садик нужно по принципу не "последних тенденций в моде", а удобства и комфорта. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше - несколько) одежды в случае "непредвиденных обстоятельств".

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне похода ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.

Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим. В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте его. Чаще обнимайте его и целуйте.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом. Не реагируйте на выходки и не наказывайте за капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

При поступлении ребенка в дошкольное уч-реждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутст-вие родителей, другой стиль общения, новые тре-бования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изме-нения создают для ребенка стрессовую ситуа-цию. Возрастная незрелость системы адаптаци-онных механизмов приводит к психическому на-пряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказыва-ется играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Все привычки и особенности ребенка воспитателю сразу выяснить сложно, но постепенно, в беседе с ним, необходимо рассказать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогул-ку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приво-дить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, ис-пытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Родители должны вниматель-но прислушиваться к советам педагога, прини-мать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, добро-желательные отношения между своими родите-лями и воспитателями, он гораздо быстрее адап-тируется в новой обстановке.

Слушая соседей, беседуя по телефону с подругами в присутст-вии ребенка, помните, что дети все слышат и видят. Они видят реакцию (мама в ужасе хватается за сердце, слушая историю соседки) и слышат ваши слова ("Какой кошмар! Это же недетский сад, а..."), кото-рые могут напугать его неизвестными доселе детским садом или вос-питательницей.

Старайтесь дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада: сначала пусть он услы-шит из вашего разговора, что кто-то пошел или уже ходит в сад и ему там очень нравится. Информации должно быть ма-ло. Говорить на эту тему надо, используя радостные эмоции. Но не переиграйте, дети очень чувствительны к фальши. При разговоре не смотрите на ма-лыша, будто эта информация не для него.

Постепенно вводите разные новые сведения о жизни в детском саду: сначала про игрушки, прогулки, затем про питание и сон. Если вам не с кем поговорить о саде, попросите подру-гу подыграть или просто снимайте трубку и делайте вид, что с кем-то разговариваете. Похоже на театр одного актера, но, поверьте, игра стоит свеч. Если в вашей семье есть няня, то и она должна положи-тельно отзываться о детском саде.

Если в вашем окружении есть детсадовские дети, постарайтесь так строить отношения, чтобы эти дети в присутствии вашего ребенка рассказывали о хороших сторонах жизни в детском саду. Конечно, бу-дут и грустные истории, но тут уж закончить эту историю вы должны са-ми. И сделать это так, чтобы снять страх у своего ребенка и не позво-лять разгуляться прямо-таки сказочным детским фантазиям.

Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками. Рекомендации о том, как научить и с чего начать, вы можете получить у будущего вашего воспи-тателя. Только договоритесь о встрече заранее. Можно воспользовать-ся специальной педагогической литературой.

Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детско-го сада (даже в выходные дни). Вечерние часы не насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незакончен-ных сказок.

Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому са-ду: какую игрушку возьмете «в гости», что наденете (одежду повесить на стульчик).
Приемы «заманихи»: игрушка хочет в гости в детский сад; сапож-ки хотят погулять по дорожкам сада; нужно что-то отнести воспитателю и детям; клен на участке детского сада сбросил для малыша листочки и просит их собрать в букет; вкусная котлетка ждет, когда малыш ее съест; подушечке грустно от того, что никто ее не обнимает и т. д.

Часто сони охотнее встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться подольше, а значит и будить их надо пораньше. Хорошо, если вы, взрослые, встанете пораньше и сделаете все свои необходи-мые дела, чтобы потом оказаться рядом с ребенком и не раздражаться по пустякам (вы не успеваете подкраситься, галстук у вас не завязывается и т. п.).

Если в семье есть человек, с которым малыш расстается очень плохо, то этому домочадцу лучше выйти из дома до того времени, как малыш проснется.

Если ребенок не хочет одеваться сам в детский сад, оденьте его без обид и грубости, приговаривая: «Какой ты у меня большой, а когда-то был совсем маленький. Скоро ты еще подрастешь и будешь оде-ваться сам, как папа (другое значимое лицо)».

Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.

Поближе познакомьтесь с мамой, чей ребенок симпатичен вашему, гуляйте вместе, сходите в гости. У малыша появится желание увидеть друга в детском саду.

Но если вы видите, что ваш ребенок все же не готов еще к посеще-нию детского сада, а вам необходимо срочно выходить на работу, най-мите няню, попросите родных или друзей, которые примут активное участие в жизни вашего ребенка и сумеют подготовить его к саду. Так вы сбережете нервную систему малыша. А все болезни у нас от нер-вов. Подготовленный и спокойный ребенок, знающий как проводят время детишки в детском саду, сам изъявит желание пойти туда через полгода или год. И в этом случае ему легче будет адаптироваться к жизни в детском саду.


Top