Культура питания в детском саду и дома. Картотека дидактических игр " культура поведения за столом"

Культура питания в детском саду.

Воспитатель подготовительной к школе группы №10, дошкольного отделения №8, Лицея 1568 имени Пабло Неруды. Миних Т.В. апрель 2015г.

Культура питания подразумевает воспитание.

«Культурное воспитание начинается очень

рано, когда ребенку очень далеко до

грамотности, когда он только научился

хорошо видеть, слышать и кое-что

говорить».

А. С. Макаренко

Культура питания в детском саду - наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Правильное питание – одно из важнейших условий сохранения здоровья ребёнка, его нормального роста и развития.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

Дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

Не всегда используют салфетку;

Не знают названия блюд;

Не соблюдают правила поведения за столом;

Не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож - в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи - со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать - не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы , в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Возраст Задачи
Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”

Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

Дети средней группы (от 4-х до 5 лет) Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды.

Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов!

Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.

Помни истину простую: лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующей ДОУ.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:

Промыть столы горячей водой с мылом;

Тщательно вымыть руки;

Надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

Проветрить помещение;

Сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

Во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

Разливают III блюдо;

В салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

Подается первое блюдо;

Дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

По мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

Дети приступают к приему первого блюда;

По окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

Подается второе блюдо;

Прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

света короткова

Задачи :

Закрепить знания о полезных продуктах

Закрепить навык поведения за столом

Закрепить навык сервировки стола

Развивать творческие способности детей в драматизации

Развивать коммуникативные способности

Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышления, памяти

Воспитывать аккуратность

Воспитывать умения правильно выбрать продукты для здорового питания

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : художественное слово, игровая мотивация. Беседа, объяснение. Показ, музыкальное сопровождение, дидактическая игра

Воспитатель : Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям «доброго утра» и пусть это пожелание будет добрым и искреннем.

Дети : Доброе утро гости дорогие.

Стук в дверь, входит Вовка Морковкин

Вовка : Куда это я попал?

Воспитатель : Здравствуй Вова, ты попал в детский сад, в старшую группу .

Вовка : А, что вы здесь делаете?

Воспитатель : Сегодня мы с ребятами поговорим о культуре питания .

Вовка : Культура питания ! Я вот в тридевятом царстве был, в тридесятом государстве. Представляете, я там царя видел, настоящего в короне… Царя видел, а вот культуру питания не видел . Представляете, царь забор красил, а вот был бы я царем. Я бы только и делал, что ничего не делал. Хочешь тебе – пирожное, хочешь – мороженое, хочешь ноги на стол, хочешь руки под стол, хочешь ешь. Хочешь спи.

Воспитатель : Значит, Вовка ты хочешь стать не культурным . Питаться пирожными и мороженым – вредно, да еще что это ноги на стол, руки под стол. Сейчас мы постараемся тебе рассказать , что такое культура питания .

Дети : Соблюдать режим дня.

Перед едой мыть руки.

Никогда не переедать.

Много не есть сладостей.

Больше есть зелени, овощей, фруктов.

Вовка : Ничего не понял.

Воспитатель : На вот тебе книгу в ней прочтешь о культуре питания .

ВОВКА ЛИСТАЕТ.

Вовка : Фу, у вас тут помидоры, огурцы, каши. Я чего-нибудь сладенького хочу, да еще, что за картинки все сидят, как будто кол проглотили. И вообще я такие книжки читать не хочу, я сказки люблю.

Воспитатель : Раз так, давайте дети поможем Вове понять по подробнее, что такое культура питания . Вова любит сказки, так давайте отправимся путешествовать по сказкам, а в сказках много разных чудес. Но, чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова. Давайте закроем глаза. Повторяйте за мной

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. (ИЗБА В РУССКОМ СТИЛЕ, ЗА СТОЛОМ СИДЯТ КОЗА С КОЗЛЯТАМИ)

Вовка : Здравствуйте, а что вы здесь делаете?

Коза : Здравствуйте, а мы с козлятами говорим о продуктах питания . Отгадайте загадку :

Оно течет, но не вода,

Оно как снег бело всегда. (молоко)

Козлята : Пить люблю я молоко,

В нем и сила и тепло.

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам :

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо

Воспитатель : Дети, а что можно приготовить из молока (ответы детей)

Посмотрите, здесь какие то продукты лежат.

Коза : Сейчас мои козлята о них расскажут.

КОЗЛЯТА РАССКАЗЫВАЮТ

Ешьте овощи и фрукты

Они полезные продукты!

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроение.

Если есть не будешь лук,

Сто болезней схватишь друг.

А не будешь есть чеснок,

То простуда свалит с ног.

Будем каши много кушать

Каша силы нам придаст.

«Роллтон» , чипсы, кириешки

Пусть лежат лишь про запас.

Воспитатель : У меня есть интересная игра, давайте поиграем.

Давайте приготовим кашу, но не по настоящему, а понарошку.

Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы хлопните в ладоши, если нет, то вы топните.

Парное молоко.

Куриное яйцо.

Крупа манная.

Капуста кочанная.

Соленый огурец.

Мясной холодец.

Сахар да соль.

Чернослив да изюм.

Шоколадный лукум.

Воспитатель : Спасибо вам. Нам пора в другую сказку. Коза с козлятами пойдемте с нами. Но чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной : эне бене раба кинтер квинтер жаба.

Воспитатель : Ой, что здесь происходит, давайте сядем и посмотрим.

СЦЕНКА МАЛЬВИНЫ И БУРАТИНО.

Мальвина в ужасе от Буратино. Буратино сидит за столом и ноги на столе, бросает хлеб на пол. Мальвина ругает Буратино.

Мальвина : Ребята правильно ли ведет себя за столом Буратино? Ноги на столе, ведь он ходил по полу, на туфлях есть микробы. Этого делать нельзя! Взял бросил хлеб на пол, разве можно, хлеб нам так трудно дается, сколько много людей его делают. Хотя бы об этом Буратино ты вспомнил. Ведь нужно с уважением относиться к людям. Раскачиваешься на стуле.

Буратино : Ну и, что.

Мальвина : Ты можешь упасть. Не прилично так себя вести.

Воспитатель : Вова ты понял.

Вовка : Понял не понял.

Воспитатель : А для того, что бы лучше все запомнил, дети приготовили частушки.

ЧАСТУШКИ

Аккуратно кушай хлеб- это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

И скажи спасибо всем

У кого ты пищу ел.

Вовка : Я все понял.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ВАСИЛИСЫ

Вовка : И вы здесь, что пришли меня учить.

Василисы : Да пришли тебя учить.

ВАСИЛИСЫ ВЕШАЮТ АЛГОРИТМ СЕРВИРОВКИ СТОЛА.

Василисы : Дети, давайте вместе прочитаем.

Вовка : А что такое сервировка?

Воспитатель : Ребята давайте расскажем, что такое сервировка.

Дети : Это убранство стола.

Столовые приборы.

Василисы : А сейчас мы покажем и расскажем как правильно сервировать стол.

Вовка : Вот здорово.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВАСИЛИСЫ СЕРВИРУЮТ СТОЛ.

Воспитатель : Дети, а теперь давайте объясним, что и как Василисы делали.

Что сначала нужно сделать?

Начнем скатерти стелить

Мы салфетницы поставим

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова»

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Вовка : Вот это да. Молодцы. Я заметил, что Василисы постоянно на какие то картинки смотрели, что за картинки?

Воспитатель : Это наши таблицы, мы по ним работаем.

Смотри, здесь изображены столовые приборы и посуда. Показано в какой последовательности сервировать стол.

Вовка : Вот здорово.

Воспитатель : Вова ты теперь понял, как сервировать стол, как вести себя за столом, какие продукты нужно кушать, чтобы быть здоровым.

Вовка : Да, я сегодня много узнал.

Воспитатель : Это еще не все, мы с ребятами хотим тебе сделать подарок-подсказку, чтобы ты никогда не забывал о культуре питания .

Дети выполняют цветик семицветик.

Воспитатель : Вова, посмотри на наши подарки.

ВОВКА ЧИТАЕТ, что написано.

Вовка : Спасибо, я никогда ничего не забуду.

Воспитатель : Гости дорогие, дети хотят вам тоже подарить наши цветики семицветики.

Вовка : Ой, чуть не забыл, у меня есть конфеты, я хочу вас угостить, но сначало нужно помыть руки.

Дети идут мыть руки.

Уважаемые гости вот и закончилось наше занятие . Мы вас просим пройти в холл посмотреть выставку полезных продуктов.

Формирование культуры питания у дошкольников

Слайд 1 Формирование культуры питания у дошкольников
Слайд 2 Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:
1. Формирование представлений о:
значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.
роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
полезности различных продуктов и блюд.
2. Воспитание культуры поведения за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований
Работа по формированию культуры питания должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении для всех возрастных групп, составлен перспективный план работы ""Формирование культуры питания детей"", который позволяет в доступной форме формировать практические навыки и принципы правильного питания, а так же воспитывать культуру поведения за столом и соблюдать гигиенические требования.
Слайд 3 Система работы педагога предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Основной формой работы является непосредственная образовательная деятельность, игры, досуги, развлечения.
Слайд 4. Поставленные задачи реализуются через свободную игровую деятельность и специальные познавательные игры, игры-занятия, развлечения, викторины и т.д.
В ДОУ систематически проводится НОД на темы воспитания у детей культуры питания: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, созданных специальных ситуациях, а так же на занятиях по развитию речи, изодеятельности и т. д.
Слайд 5 В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Айболит, куклы Здоровейка, Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.
Слайд 6. В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: "приготовь овощной или фруктовый салат”, “варим компот”, “угадай по вкусу”, “угадай по запаху”. Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились занимательные конкурсы: ”Самая обычная каша”, ”Витаминка”, где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также проводился конкурс “Знатоки овощей и фруктов”, где дети не только описывали внешний вид, но и вкусовые качества продукта.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, С помощью разработанной презентации "Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке", дети легко и с интересом познакомились с понятием «витамины»; закрепляли знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины
Была организована и прошла с интересом акция “полезные продукты”, где дети совместно с родителями рекламировали полезные и важные продукты и делали красочные зарисовки, альбомы с рецептами блюд.
Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.
Слайд 13. В группе систематически обновляется демонстрационный стенд, “Что такое хорошо и что такое плохо”, который создают дети совместно с воспитателем. Например, делая различные наклейки о продуктах питания, дети все вместе, подбирают и классифицируют, что приносит их организму пользу, а что может принести вред.
Слайд 14. Разработаны и систематически проводятся с детьми занятия и беседы о культуре питания.
Слайд 15. Проведенное, среди родителей анкетирование ""О правильном питании детей"" показало, что многие из взрослых недостаточно хорошо владеют знаниями в области культуры питания.
Слайд 16. Некоторые не имеют ни малейшего представления о диетическом, детского питании, поэтому одной из важнейших задач ДОУ является эффективное взаимодействие с родителями по теме ""Культура питания и ее значение для здоровья человека"".
Слайд 17. Формы работы с родителями достаточно многообразны.
Примерные темы родительских собраний: “Здоровое питание больных аллергией”; “Витамины в рационе питания вашего ребенка”; “Организация (правильного) питания будущих школьников”, «Питание и воспитание», «Формула правильного питания», « Меню выходного дня» и др.
Слайд 18. Поговорим о совместимости продуктов
Результаты несбалансированного питания видны невооруженным глазом: у ребенка возникает склонность к аллергии, он слишком часто простужается, у него почти всегда плохой аппетит...
Помните, что кефир и творог хорошо сочетаются с фруктами.
Мясо и рыбу лучше подавать с овощами. В качестве гарнира подойдут и крупы.
А вот макароны с мясом - непосильная комбинация для желудка маленького ребенка.
Учитывайте также, что нельзя сочетать и разные виды белка - одновременно есть рыбу, мясо, грибы.
Фрукты совместимы практически со всеми продуктами. Вот только не предлагайте малышу сладкий виноград сразу после сытного мясного обеда: его желудку сейчас не до сахара.
Кстати, о сахаре: сладости уместны лишь в виде перекуса между основными приемами пищи. Причем должно пройти не менее двух часов между употреблением фиников и супа.
Не забывайте и о напитках: сладкий компот или сок давайте ребенку пить лишь спустя 20 минут после еды.
Слайд 19. Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Во время приёма пищи воспитатель объясняет, разъясняет им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах.
Проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно - гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.
Слайд 20. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо"
На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;
Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;
Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно
Слайд 21. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды
Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.
Слайд 22. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.
Слайд 23. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Слайд 24. Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Слайд 25. Сервировка стола в ДОУ
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5-6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 -400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные - за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,- для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Слайд 26. Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.
Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?
Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)
Слайд 27.
Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, настолько привлекателен ее внешний вид,
Вот примеры того, как важно, чтобы пища имела привлекательный вид.
Раньше младший воспитатель раскладывала гренки по тарелкам и заливала их горячим бульоном; пока дети садились за стол, гренки размокали и вид у блюда был неаппетитный. Мы предложили подать гренки отдельно, и дети стали есть суп с гренками с удовольствием.
Другой пример: давая детям гречневую кашу и молоко, младший воспитатель раскладывала кашу в глубокие тарелки, сверху наливала молоко. Некоторые дети ели неохотно или совсем отказывались ость. Тогда мы предложили этим детям отдельно кашу и отдельно молоко, и они охотно все съедали. С тех пор мы стали давать детям отдельно кашу в глубокой тарелке и рядом в чашке молоко, и дети едят как им хочется. Мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Объясняем детям, что нельзя дуть в ложку или в тарелку, потому что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим не справляются.
Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.
Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.
Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.
Слайд 28. Как вести себя за столом.
Не сиди, развалившись.
Не клади ногу на ногу.
Не шаркай ногами, не разговаривай.
Не вертись, не толкай товарища.
Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
Кусай хлеб над тарелкой.
Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
Правильно держи вилку, ложку и нож.
Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
После еды положи ложку и вилку в тарелку.
Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
После еды полощи рот.
При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю; посоветовать товарищу взять корочку - «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.
Слайд 29. Занятия по теме «Столовый этикет»
1. «Посуда и столовые приборы»
2. «Как правильно и красиво накрыть на стол»
3. «Поведение за столом»
4. «Чаепитие друзей»
5. Научим Машу сервировке стола к обеду
Слайд 30 .

Конспект: «Научим Машу сервировке стола к обеду».

Программное содержание:
- Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;
- Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;
- Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;
- Развивать умение правильно обращаться с посудой;
- Формировать навык последовательности сервировки стола к обеду и уборки посуды после еды,
- Воспитывать умение правильно сервировать стол к обеду.
Слайд 31. Предварительная работа:
- Рассматривание посуды во время приема пищи;
- Отгадывание и разучивание загадок о посуде;
- Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),
«Какая посуда спряталась?» и др.
- Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»
Слайд 32. Оборудование: скатерть, салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, нож), столовая, презентация "Поваренок"
посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, блюдце, хлебница), салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.
Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Убери со стола»
Словарная работа: сервировать, столовые приборы.
Слайд 33. Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, где уже сидит обиженная Маша и рядом стоит медведь Мишка.
-Ребята, а у нас гости. Здравствуйте, Маша и Мишка. Что случилось? Почему вы поссорились?
-Мы хотели пообедать и я решила помочь Мишке накрыть на стол, но ему не понравилось, как я это сделала.
-Давайте посмотрим почему Мишке не понравилось. (воспитатель обращает внимание на стол).
-Ребята, посмотрите Маша правильно накрыла стол к обеду? (Ответ).
-Мишка, не расстраивайся мы научим Машу правильно накрывать на стол. Наши дети делают это ежедневно.
В древние времена человек не задумывался над тем, как съесть добытую пищу. Ему вполне хватало собственных рук, раньше столовых приборов не существовало. Время шло, менялся человек, менялись понятия о еде, расширялись разновидности блюд и это потребовало их появление. В странах Восточной Азии для приема пищи стали употреблять палочки из бамбука или кости, в странах с европейским укладом другие столовые приборы-ложка, вилка,нож,тарелка. Следом последовали правила пользования этими приборами. Появились правила, которые рассказывали, как правильно раскладывать и расставлять посуду на столе которое стали называть «сервировка стола». Эти правила наши дети уже знают и научат Машу.
-Маша, послушай стихотворение «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут.
-Сейчас, Маша, ребята тебе покажут, как правильно сервировать стол к обеду.
1ребенок - Стелим скатерть, поверх нее раскладываем салфетки под каждого ребенка, чтобы стол оставался чистым. (дети выполняют действия по мере необходимости).
2ребенок – Ставим на стол салфетницу с салфетками для рта и рук.
3ребенок – В центре на салфетку поставим блюдце для хлеба или хлебницу.
4ребенок – Вокруг блюдца или хлебницы поставим маленькие блюдца: ручки чашек смотрят вправо, на них чайные ложки для компота, если в компоте есть сухофрукты - положим на блюдце чайную ложку для того, чтобы их есть.
Слайд 34. Воспитатель – Маша, отгадай загадку: Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее ….(тарелкою).
Правильно, Маша, теперь мы поставим на салфетку тарелку для первого (супа, борща, щей, ухи).
Мишка – Отгадайте, ребята, загадку: Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю
В борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачепнет,
Отправляю прямо в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это… (ложка).
С какой стороны от тарелки мы положим ложку? (справой стороны от тарелки).
Слайд 35. Воспитатель – Еще загадка: У нее зубцы стальные
Длинные и острые
Ею подцеплять куски
Очень даже просто нам! (вилка).
С какой стороны от тарелки мы положим вилку? (с левой стороны, вверх зубчиками).
Маша – А я тоже знаю загадку, отгадайте ее: Он из стали, и прекрасно
Режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь.
Ну, конечно, это… (нож).
Я хочу узнать, где нужно положить нож? (нож кладем справа, лезвием к тарелке, перед ложкой).
Для чего нужен вилка и нож? (Вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, кусочки от которых трудно отделить только при помощи вилки. Тогда вилкой мы придерживаем продукт, а ножом отрезаем небольшой кусочек).

Воспитатель – Вот мы и накрыли на стол. Что мы должны пожелать сидящим за столом? Правильно, мы пожелаем им «Приятного аппетита».
Маша, мы надеемся ты запомнила, как правильно сервировать стол к обеду и станешь хорошей помощницей для Мишки.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник, Дети надули животик,
Очень важный, как начальник. одну руку поставили на пояс, другую изогнули
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, «рисуя» руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Встали вытянулись
Он посуду нам принес. Н. Нищева.

Воспитатель – Все дети пообедали. Теперь нужно убрать со стола.
Дидактическая игра: «Убери со стола» (Все действия производятся в обратной последовательности).
Молодцы, ребята, вы правильно справились с условием игры. Мишка, Маша поиграйте с нами в игру:
Д/И: "Что мы едим?" на презентации ("Поваренок)
(выделите лишнее слово и объясните свой выбор).
Воспитатель – Наши дети каждый день накрывают на стол и как они это делают сейчас вам расскажут:
Слайд 36.

Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.

Маша – Спасибо вам, ребята, я запомнила как нужно сервировать стол к обеду и теперь не буду огорчать Мишку, а чтобы закрепить правила выучу это стихотворение. А нам пора домой. До свидания.
Воспитатель – Чему мы сегодня научили Машу и сами повторили. (ответы детей).
Слайд 37.

Материал подготовила старший воспитатель Федорчук Т.В.

Культура питания в дошкольном учреждении

«Столовый этикет дошкольников»

(создание условий для ознакомления дошкольников с правилами сервировки стола, культуры и поведения во время еды)

Культура питания в дошкольном учреждении - наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте . Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

Дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

Не всегда используют салфетку;

Не знают названия блюд;

Не соблюдают правила поведения за столом;

Не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож - в правой. Исходя из этого сервируют столы.

Вилки дают детям начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие), а ножи - со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать - не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в дошкольном учреждении разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы , в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка хлебниц, салфетниц, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Памятка:

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.


3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Возраст

Задачи

Дети первой младшей группы (от 2-х до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить “спасибо”

Дети второй младшей группы (от 3-х до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

Дети средней группы (от 4-х до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Относить за собой часть посуды.

Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

В создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

В формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному директором школы.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

Промыть столы горячей водой с мылом;

Тщательно вымыть руки;

Надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

Проветрить помещение;

Сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы и хлебницы собирают дежурные).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

Во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

Разливают III блюдо;

В салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

Подается первое блюдо;

Дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

По мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

Дети приступают к приему первого блюда;

По окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

Подается второе блюдо;

Прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

Схемы

Подготовка к дежурству



Литература.

  1. Алямовская В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
  2. Алямовская В.Г.: Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков
  3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил.
  4. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
  5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.
  6. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
  7. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект
  8. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
  9. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
  10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы. Одна из них — «Азбука здорового питания « , разработанная специалистами Центра «Доверие». На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды . В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку .

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — sad7elochka.ru .


Top