Что происходило за 2 года жизни. Тест на оценку речевой сферы

Вопросы для обсуждения

1.Краткая характеристика возраста.

2.Физическое развитие детей. Приобретение навыков самостоятельности в режимных процессах.

3.Характеристика основных движений. Условия, бла­гоприятные для их формирования. Организация двига­тельной активности детей.

4.Развитие эмоций и потребности в общении с окру­жающими, значение последней для психического разви­тия детей.

5. Развитие речи ребенка на втором году жизни. Мето­дические приемы ее формирования, используемые в пов­седневной жизни (в режимных процессах, на прогулке, ко время самостоятельной деятельности).

6. Развитие действий с предметами. Возникновение отобразительной игры. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности.

1. Второй год жизни характеризуется 3 основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами; своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы, речь становится средством общения. В этот период жизни заметно снижается темп физи­ческого развития: за второй год масса тела увеличивает­ся всего на 2,5 -3 кг, рост на 10-12 см. К 2 годам вес ребенка достигает 12-12,7 кг, рост -85-86 см. У двух­летнего малыша 20 молочных зубов. Совершенствуется нервная система -это отражается на повышении работоспособности: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-3,5ч, во втором – 4-4,5ч. Соответственно уменьшается суточное количество сна – с 14 до 12,5ч (к концу второго года). Разная длительность бодрствования (3,5 ч - в начале и 5 ч - в конце второго года) обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 меся­цев имеют 2 дневных сна, а после 1 года 6 месяцев-1.

2. Режимные процессы в группах второго года жизни занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей: для формирования навыков самообслуживания, для расширения ориентировки в окружающем, для развития речи.

В показателях нервно-психического развития детей второго года жизни, разра­ботанных Н. М. Аксариной, К.Л. Печорой, указываются следующие навыки самообслуживания, которые дети при­обретают в режимных процессах:



1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца - Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев - Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев - Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку).

1 год 10 месяцев – 2 года - Частично надевает обувь, одежду (ботинки, шапку).

Навыки самостоятельности важно сформировать свое­временно, опираясь на интерес детей к новизне. Если упустить время и ребенок привыкнет к тому, что многое за него делает взрослый, то новизна для него пропадет, и навык самостоятельности будет сформирован значи­тельно медленнее.

3. На протяжении второго года постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. (см Учебную программу дошкольного образования).

Задача взрослого - создать условия для разнообраз­ной двигательной активности детей, удовлетворить прису­щую этому возрасту потребность в движениях, рациональ­но сочетать двигательную активность со спокойной дея­тельностью. На самочувствии детей, их настроении отри­цательно сказываются как избыток, так и недостаток дви­жений. Двигательной активности способствует правильное оборудование групповых комнат. Мебель расставляется так, чтобы в середине комнаты было достаточно места для ходьбы. Для отдыха детей в отдельных местах комна­ты ставятся диванчики, стулья. В группе желательно иметь горку с лесенкой и скатом, служащую одновремен­но и местом наблюдений за тем, что происходит за ок­ном; поэтому она обычно устанавливается ближе к окну.

В помещении могут быть предметы для перелезания, влезания: ящик и валик, обтянутые клеенкой. Двигательной активности способствуют такие крупные игрушки, как каталки, тележки, машины. Укрепляется мускулатура и улучшается координация движений, когда дети активно действуют с разнообразными игрушками: носят в руках крупные мягкие игрушки (кукол, животных), корзинки, ведра, возят за тесьму машины, катают, подталкивая впе­ред, коляски, игрушки на колесах (лошадка, петух).

Воспитатель, давая малышам поручения, разнообразит их движения: одного ребенка просит перевезти на маши­не груз в другую часть комнаты; другого просит расставить по местам игрушки, и ему приходится наклоняться, выпрямляться, подлезать, чтобы достать закатившийся шар; третьему предлагает покатать куклу в коляске. Поручения даются в игровой форме - они должны быть интерес­ны своим конечным результатом.

4. Много положительных эмоции вызывают у малышей подвижные игры, где они осваивают новые движения (в большей степени подражательные) и закрепляют уже зна­комые. Подвижные игры и упражнения имитационного характера являются обязательным элементом каждой про­гулки. Их проводят и в часы самостоятельной деятельности детей. Они служат средством повышения эмоционального тонуса, разнообразия деятельности: «Птички прилетели, машут крыльями, клюют зернышки», «Собачки бегут (на четвереньках)», «Мышки ходят тихо-тихо».

Яркая эмоциональность, непосредственность характер­ны для раннего детства. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, осо­бой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Чувство радости у малышей вызывают движения игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослыми, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша: быстрее развивается речь, преодолевается чувство страха в новой обстановке и при встрече с незнакомыми людь­ми, легче проходит адаптация к новым условиям жизни, устанавливаются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Однако на втором году деловое общение хотя и имеет преимущество перед эмоциональным, но не должно заме­нять его. Дети, имеющие опыт эмоционального общения, превосходят сверстников, не имеющих его, по общей ини­циативности, по богатству и силе эмоций.

В условиях общественного воспитания очень рано воз­никают контакты между детьми: от интереса к сверстни­ку как к объекту, к его внешности, поведению до появле­ния подражания ему, совместных действий, игр с ним. Значение своевременного формирования взаимоотно­шений между детьми заключается в том, что в процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познаватель­ная деятельность, способность действовать по подража­нию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление ин­дивидуальных способностей, в том числе помогает форми­рованию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий.

Взрослые должны помогать ребенку вступать в кон­такт со сверстниками. Ученые рекомендуют организовы­вать ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», эмоциональные игры. Создавая специальные ситуации, при которых дети объединены местом действия или вы­полнением одинаковых действий, взрослые помогают ма­лышам перейти от эмоционального общения к деловому.

5. В развитии речи детей второго года жизни наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Длительное время примерно до 1 года 9-10 месяцев, большинство детей не пользуются собственной речью, хотя хорошо понимают речь окружающих.

На втором году формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлени­ях и основанное на этом мысленное их объединение. Дети уже знают, что слова кукла, мишка, собака и т. д. отно­сятся к разным куклам, мишкам, собачкам (выполненным из разного материала, различным по размеру и окраске). В этом случае дети выделяют основной признак и отвле­каются от несущественных. Однако функция обобщения в этом возрасте только-только формируется; поэтому у ма­лышей возможны ошибки: обобщение предметов не по су­щественным признакам, а по наиболее ярким, броским. Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, фор­ме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрос­лые должны подчеркивать характерные признаки предме­тов (жук ползет, жужжит, птичка летит, мяч катится). Важно также, чтобы ребенок воспринимал предмет при помощи разных анализаторов: видел, слышал его назва­ние и издаваемые им звуки, осязал его, проделывал раз­нообразные действия. Например, ему дают задания: «По­кажи, где жук», «Дай жука», «Возьми жука», «Спрячь жука», «Принеси жука», «Покажи, как ползает жук», «Скажи, кто это», «Как жук жужжит?» и т. д. В этом примере слово жук употребляется в разных сочетаниях слов, это обогащает их смысловое содержание.

Развитие собственной речи на втором году происходит медленно. К 1 году б месяцам в активном словаре насчи­тывается всего 20-30 слов. Речь детей в начале ее становления мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной. Дети употреб­ляют слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Это облегченные слова: ав-ав, би-би, ам-ам... - и своеоб­разные слова, возникающие в силу несовершенного про­изношения: амидка (пирамидка), моко (молоко).

С появлением собственной речи, пока еще несовершен­ной по форме и грамматической структуре, значительно расширяются возможности общения, что способствует обо­гащению словаря. К 2 годам в нем насчитывается до 300 слов.

Главное приобретение в конце второго года жизни - овладение грамматикой речи. Это важный этап освоения родного языка. Какова же роль взрослого в активизации речи детей? Взрослый должен совершенствовать способность малы­шей подражать звукам и словам: устраивать перекличку звуками, при чтении потешек, побуждать детей к подра­жанию легким звукосочетаниям (шу - полетели..., гуси-гуси- га-га-га); учить детей отвечать на вопросы облег­ченными словами: «Как тикают часы?» (Тик-так). В це­лях активизации речи допускается употребление в обще­нии с ребенком облегченных слов, но обязательно в соче­тании с правильными: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым сло­вам, примерно с 1 года 4 месяцев-1 года 6 месяцев, на­до перейти во время общения с ним к обычной правиль­ной печи. Не следует удовлетворять просьбу малыша, выражен­ную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности: не каждое слово доступно ему для про­изношения. Поэтому одним детям следует предлагать в подобной ситуации простые или даже облегченные слова, другим - более сложные. Важно не погасить у них жела­ние говорить.

6. Большой интерес вызывает предметная деятельность детей в период становления. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает в этом возрасте (сю­жетная игра только зарождается), но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного форми­рования психики.

Ребенок прежде всего осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер, координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обо­гащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышеч­ного чувства, зрения дети начинают различать форму, ве­личину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь. Знако­мясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям. Ввиду близкого расположения г коре голов­ного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование рече­вой зоны мозга, а, следовательно, влияет и на развитие активной речи.

В процессе действия с дидактическими игрушками вос­питываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; ма­лыши осваивают последовательность действий, овладева­ют умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки. В самостоятельной деятельности детей второго года большое место занимают предметные действия с игруш­ками, отображающими близкие и понятные ребенку об­разы людей, животных, предметы обихода.

Воспроизведение действий людей, знакомых жизнен­ных ситуаций (кормление куклы, укладывание ее спать и т. д.) составляет содержание сюжетно-отобразительной игры.

В период с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев наб­людается перенос действий, разученных со взрослым, с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным: ребенок кормит кукол, ми­шек, зайца, собаку и т. д. Второе полугодие второго года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не забо­тятся о правильной последовательности действий. В дея­тельность малышей начинают вовлекаться новые, разно­образные предметы, иногда предметы-заместители. Но чаще это кажущиеся замещения одного предмета другим. Впервые замещение одного предмета другим возника­ет при необходимости дополнить привычную ситуацию действия вещью, отсутствующей в данный момент. При соответствующем руководстве дети второго года жизни начинают использовать предметы-заместители и в игре. Эволюция игровых действий детей второго и третьего года жизни протекает так: действия с реальными предме­тами, предметами-заместителями и, наконец, действия с мнимыми предметами.

На второму году жизни у ребенка формируются сложные и важные функции мозга, проявляются черты характера. Малыш начинает усваивать новую для него деятельность - игровую. Устойчивее становится внимание. Дети второго года жизни чувствительные к музыке, художественному слову, могут передать простые песенные интонации, начинают учиться соотносить движения с музыкантом. Малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, «растет» в психологическом и социальном аспектах, хорошо ест и спокойно спит.

Физическое развитие

До двух лет ребенок становится тяжелее на 2-3 кг и вырастает на 8-9 см. Средний рост составляет 87-90 см. Отношение к ребенку сохраняйте такое, которым оно было весь первый год его жизни. Будьте уверенны: ваш малыш оценит его.

    Присутствие. Ребенку необходимо на протяжении большей части дня ощущать присутствие любящего его человека.

    Живой голос. Следите за тем, чтобы голоса, которые звучат по радио и телевизору и записанные на кассеты или диски, не вытеснили живого голоса. Язык записаный на магнитофон, и живой язык должны звучать попеременно.

    Жизненное пространство малыша. Не ограничивайте его 1 м 2 . Позволяйте малышу играть в самых неожиданных местах (в кухонном шкафу), но под вашим надзором.

  1. Поощряйте любопытство ребенка. Выработайте такую систему поведения, которая бы стимулировала любопытство малыша и не позволила бы ему превратиться в вашего тирана, ребенок должен понять, что всегда найдет у вас поддержку, даже если придется иногда подождать своей очереди.

Сон

Всем детям нужна разное количество времени для сна. Это факт, с которым нужно смириться. Напряженный, возбудимый ребенок намного позднее заснет, чем более спокойный. Некоторые дети спят крепче чем другие. Также их меньше беспокоит шум. Помните, если вы нервничаете, это передается ребенку в виде общего напряжения, и малышу намного сложнее будет заснуть.

От 12 до 18 месяцев

Несмотря на то, что ваш ребенок стал уже совсем большим, ему, как и раньше, необходимо так же много спать. Малыш должен спать 13-14 часов в сутки. С них 11 часов ночью, остальное время - днем. В 12 месяцев малыш все еще будет иметь потребность в двух дневных снах, но до 18 месяцев он может быть готов до одного полутора-двухчасового дневного сна - режим, которого он может соблюдать до четырех-пяти лет. Переход от двух дневных снов до одного может быть трудным. Рекомендуется чередовать дни с двумя дневными снами с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько ваш малыш спал накануне ночью. Вы можете также попробовать в с одним дневным сном укладывать ребенка спать раньше.

От 18 до 24 месяцев

Отныне ваш малыш должен спать от 10-12 часов ночью, и должен быть двухчасовой послеобеденный сон. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов к своему двухлетию, однако с этим не следует бороться.

Много детей в этом возрасте привязаны к какому-то предмету: игрушки, одеяла, материнский шарф, и такая благосклонность может быть настолько сильной, что без этого предмета малыш чувствует пустоту. Эта вещь должна быть с ребенком всегда и везде, или может быть нужна ему только ночью. С ней малыш ощущает себя более защищенным от печали и одинокости, словно это часть матери, которая дает ему ощущение собственной безопасности. Сосание пальца, которое беспокоит родителей, служит подобный цели - заполнить пространство, дать ребенку что-то свое, за что он может зацепиться, и, возможно, напоминает ему о материнской груди или бутылочке с молочком. С какой бы нежностью и любовью ребенка не укладывали в постель, он воспринимается им как уголок одинокости, и для ребенка в этом возрасте характерна привычка брать с собой в постель разные предметы. Отход к сну - это разлука и для матери, и для малыша. Забирая с собой любимую игрушку, ребенок учится оставаться наедине и преодолевать чувство одинокости. Кроме того, ребенок сможет представлять себя матерью или отцом, который забирает с собой всю свою семью.

В этом возрасте ребенку начинают нравиться мультфильмы. Сейчас детки особую любовь проявляют к мультику Маша и Медведь. Мультфильм Маша и медведь все серии посмотреть онлайн вы сможете вместе с вашим малышом. Обращаем ваше внимание, что просмотр телевизора для ребенка вэтом возрасте следует ограничивать до 20 минут в день.

На втором году жизни ребенка быстрыми темпами продолжается его физическое и психическое развитие. Масса тела двухлетнего ребенка в среднем достигает 12—12,7 кг, рост — 85—86 см. К концу второго года у него насчитывается уже 20 молочных зубов. Ребенок становится физически более крепким, подвижным. Овладение навыком прямохождения является предпосылкой возникновения более сложных видов основных движений, что меняет возможности детей по отношению к окружающему миру, а следовательно, оказывает существенное влияние на развитие их центральной нервной системы.

Общение ребенка со взрослым, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Общаясь с детьми в быту, на прогулке, на занятиях, в играх, взрослый воспитывает и обучает их, формируя такие важнейшие виды деятельности, как предметная, игровая. В процессе формирования этих и других видов деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта, развитие мышления, речи. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, закладываются основы воображения; эмоции ребенка становятся богаче.

Закладываются основы нравственного поведения в результате освоения ребенком способов и средств общения, принятых в обществе. Дети овладевают также разнообразными действиями с предметами бытового назначения (посуда, одежда, мебель и т. п.), игрушками, дидактическими материалами, усваивая их функциональное, т. е. принятое в обществе, назначение. Действуя с предметами, они уже могут достаточно хорошо ориентироваться в таких свойствах, например, как форма, величина, подвижность, избирательно относиться к цвету предметов, их весу, озвученности и т. п.

На протяжении всего второго года происходят существенные перестройки в характере предметной деятельности — ведущего вида деятельности в этот период жизни ребенка. Действия с предметами становятся не только направленными непосредственно на предмет (взятие, перенос и т. д.), но и совершаются с помощью предмета. Они используются как средство достижения определенной цели (одеялом ребенок укрывает куклу, из кубиков строит и т. д.), в том числе и как орудия (ложкой ребенок ест, палочкой придвигает игрушку и т. д.).

Под влиянием накопленного опыта предметной деятельности, а также общения со взрослым, наблюдений за окружающим на втором году жизни возникает сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок отражает простейшие жизненные ситуации.

В процессе предметной деятельности, осуществляемой в быту, на занятиях, а также в игре, происходит активное формирование наглядно-действенного мышления ребенка. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с усвоением речи, что обеспечивает обобщение предметной деятельности в слове и дальнейшее формирование мышления, которое проходит в своем развитии ряд этапов.

Овладение речевыми умениями в этот период жизни ребенка имеет особое значение и для всего последующего периода детства.

В возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. наиболее интенсивно развивается понимание речи, совершенствуется возможность речевого подражания, усложняется лепет, расширяется активный словарь, достигая к полутора годам 30—40 слов и более.

В возрасте от 1 г. 6 мес. до 2 лет идет активное развитие речи. К 2 г. активный словарь ребенка достигает 200—300 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов. Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные звуки.

Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, в различных видах занятий, в быту.

Дети второго года жизни получают значительный объем знаний и умений на занятиях, проводимых в игровой форме. Знания, которыми они овладевают, носят преимущественно практический характер.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Дети по-разному реагируют на музыку плясового и спокойного характера. У них появляются простейшие певческие интонации, они подпевают взрослому. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. Развивается отзывчивость на ритм, интонации и напевность стихов и потешек.

Под влиянием обучающих и воспитательных воздействий к концу второго года жизни ребенок усваивает некоторые правила поведения: подчиняется требованиям взрослого, выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается ко взрослому. Появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми: ребенок проявляет интерес к своим сверстникам, к их деятельности, подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

На втором году жизни у детей отмечаются значительные различия в темпе развития и характере, поэтому в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Достижения в физическом и психическом развитии детей на втором году жизни являются фундаментом для осуществления дальнейшей воспитательной работы и обучения их в дошкольном возрасте.

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

Возрастные особенности детей второго года жизни

Ребенок этого возраста осваивает мимику. Он будет внимательно следить за выражением лиц окружающих взрослых и пробовать подражать им. В мимике проявляются его эмоции.

Ребенка привлекают отдельные предметы. Остановив взгляд на предмете, малыш как бы цепляется за него и больше ничего не видит. Так как он еще не умеет им пользоваться, а других навыков пока нет, он стремится схватить замеченный предмет, попробовать на вкус или ломает руками. Отвлечь его от этого действия трудно. Взрослый может подключиться к манипуляциям с этим предметом, постепенно давая навыки обращения с ним. Не стоит сразу отнимать и прятать, даже если вы боитесь за целостность вещи, оказавшейся в руках малыша. Постарайтесь научить ребенка совершать новую для него манипуляцию с этим предметом и подмените его, продолжая осваивать эту манипуляцию теперь с другим предметом.

Выхватывание предметов и запрет их трогать могут вызвать слезы и даже закрыть дальнейшее стремление ребенка изучать окружающий мир руками.

Вырастая, такие дети не хотят учиться выполнять определенные манипуляции с предметами. Мне приходилось встречать немало взрослых людей с детскими страхами освоения видов ручной деятельности.

Так, один мужчина, преподаватель вуза, когда ему предложили поучаствовать вместе со всеми в работе по саду, неожиданно для всех закричал, что он может поранить палец и ему будет больно. Оказалось, что он за всю свою жизнь никогда не делал своими руками ничего, кроме элементарных движений. Компенсаторный механизм в мозгу позволил ему развить другой навык – способность хорошо и красиво говорить. Благодаря этому он смог устроить свою жизнь.

Этот же механизм позволяет слепому лучше слышать, а глухому дает прекрасное зрение.

В период развития, когда малыш начинает осваивать различные манипуляции с предметами, очень важно ему помогать с этим. Наберитесь терпения и помните, что все, чем занимается ваш ребенок, – это игра и она должна приносить удовольствие.

Если малышу хочется поиграть веником, посудой или чем-то еще, он стремится научиться выполнять те манипуляции, которыми обладаете вы.

Так как многие малыши большую часть времени находятся возле матери, которая «играет» с кухонной посудой, веником и другими бытовыми предметами, ребенок тянется именно к ним. Малыш стремится научиться манипуляции ими и очень нуждается в терпеливой помощи со стороны взрослого. Если вам удастся в игре дать ему эти навыки, то в дальнейшем домашняя работа будет ребенку доставлять удовольствие.

Многие люди, родители которых не запаслись любовью и терпением, не любят домашнюю работу. Это связано с проявлением раздражения и нетерпения со стороны взрослых в тот момент, когда малыш тянулся к освоению предметов.

Итак, как лучше заниматься с малышом в этот возрастной период.

Ребенок 2 лет любит игры с предметами.

Это могут быть простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, кладет кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова. Всем этим он будет с удовольствием заниматься, если вы, показывая эти действия, будете выражать удовольствие и интерес.

Малышей всегда интересуют показ нового предмета или игрушки, их назначение, форма. Их занимает сама мысль, как с ней справиться, куда ее применить, поэтому сначала игрушки надо дать для изучения.

На втором году жизни эти действия носят целенаправленный характер.

Он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. По сравнению с предыдущим периодом действия становятся более совершенными. Ребенок уже владеет предметами орудийного характера: он стучит молоточком, совком набирает песок, высыпает его в ведерко и так далее. Все эти действия он выполняет после того, как их показал ему взрослый.

То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры – купает куклу, вытирает, кормит, укладывает спать. Сюжетная игра состоит из повторяемых действий.

Когда у вас есть время и хорошее расположение духа, поиграйте с малышом. Для него важен контакт с вами. Малыш обучается в игре, так устроено все в мире природы. Теперь для него становится доступным различение свойства предметов. Вы можете, играя, учить ребенка этому.

Поиграйте с пирамидками, матрешками, вкладными чашками и др.

Дети учатся различать величину предметов (сначала более контрастную), например собирать пирамидку из 3-4 колец или двухсоставную матрешку.

К концу второго года жизни дети собирают постепенно уменьшающуюся по величине пирамидку из 6-8 колец и четырехсоставную матрешку.

Малышей следует научить подбирать по образцу однородные по форме предметы, сначала очень непохожие (шар, куб, прямоугольник), затем более сходные: шар и яичко или грибочки разных форм.

Также необходимы занятия по развитию у детей ориентировки в основных цветах.

Например, предлагается разложить шарики двух цветов в мисочки такого же цвета. Можно предложить одинаковые по форме, но разные по окраске игрушки или игрушки одного цвета, но разных форм и пропорций.

С детьми в возрасте 2 лет проводятся такие занятия, которые развивали бы координацию мелких движений кисти, движения пальцев, понимание названий предметов и их частей («сними и надень кольцо», «покатай шарики», «положи грибочки в корзиночку» и т. д.).

На занятиях с разнообразными предметами дети учатся вставлять их в отверстия, вынимать и при этом производить действия не с одним шариком или грибочком, а с 6-10 штуками.

Для детей второго года жизни характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машинку – бросил мяч и схватил машинку. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок почти постоянно находится в движении, так как основа его развития – психомоторная.

В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут еще согласовать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Дети второго года жизни эмоциональны.

Они уже проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ними взрослый, чему он их учит.

Но надо помнить и о том, что дети второго года жизни быстро утомляются, легко возбуждаются, психически ранимы. Родителям не следует увлекаться, наслаждаясь эмоциональной отзывчивостью малыша. Иначе его нежность и улыбки могут смениться истериками, слезами и раздраженными криками.

Дети 2 лет уже могут проявить сострадательное отношение к своим сверстникам, могут испытывать к ним чувство жалости при возникновении физической боли. Они легко могут отказаться от лакомства в пользу своего друга. Это – начало проявления у детей гуманных чувств.

Нравственное воспитание у детей 2 лет проявляется и в играх с предметами – это умение с ними обращаться.

Детей необходимо привлекать к посильной помощи по уходу за игрушками.

Вы выходите с ребенком гулять, и его уже тянет к совместным играм с другими детьми. Нужно помочь ему с первого знакомства учиться играть друг с другом, не мешая, не отнимая друг у друга игрушки. Постепенно дети привыкнут к совместной деятельности и тогда смогут вместе с другими смотреть картинки, животных, играть, ходить на прогулки.

В этом возрасте можно начать развивать элементарные представления о плохих и хороших поступках, о том, что можно делать и чего нельзя. Дети второго года жизни не могут сами управлять своими эмоциями, не могут правильно оценить свое поведение, и им в этом может помочь любящий и заботливый родитель.

Необходимой и существенной частью воспитания детей второго года жизни являются формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, отработка правил поведения, предупреждение возникновения отрицательных привычек.

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Ведущий теленовостей документирует свои возрастные прогрессии Многие скептически относятся к идее прогрессии в будущее под гипнозом или каким-либо другим способом. С тем чтобы доказать, насколько точной может быть гипнотическая возрастная прогрессия, я приведу

Из книги Воспитание начинающееся до рождения автора Айванхов Омраам Микаэль

Из книги Срочная помощь для тех, кто попал в беду. Заговоры от несчастья и болезней автора Стефания Сестра

МОЛИТВА СУПРУГОВ, ДЕТЕЙ НЕ ИМЕЮЩИХ (О ДАРОВАНИИ ДЕТЕЙ) Услышь нас, Милосердый и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем,

Из книги Неоднородная Вселенная автора Левашов Николай Викторович

4.3. Качественные особенности органических молекул и их роль при зарождении жизни А сейчас рассмотрим, как при перечисленных выше необходимых условиях, зарождается и развивается жизнь. Морская вода, как всем известно, стала колыбелью жизни. В ней содержатся практически

Из книги Личный численный календарь или Как жить в соответсвии со своими ритмами автора Зюрняева Тамара

Расчет числа текущего года жизни Определим число возраста человека или число текущего года жизни. В жизни мы часто склонны скрывать или уменьшать свой возраст. А ведь показатель возраста – источник нашей силы в настоящий момент времени. Искажая этот свой показатель

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 10 автора Степанова Наталья Ивановна

Возрастные контрасты О возрастной теории структурного гороскопа, которую в последнее время во многих изданиях стали называть китайским возрастным гороскопом (клянусь, что я не китаец), написано достаточно много. Остается лишь повторить некоторые идеи.Брак в возрасте

Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Заговоры для детей и на детей Заговор при трудных родах У некоторых женщин роды проходят настолько тяжело, что они потом зарекаются рожать еще раз. Бывает, что роженицы мучаются по пять суток, а некоторые из них даже умирают от различных осложнений. Я научу вас, как можно

Из книги Откровения Ангелов-Хранителей. Любовь и жизнь автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Изучение жизни. Речь слушателям «Института Жизни, мудрости» в Нью-Йорке 13 апреля 1934 года Мои дорогие друзья. Вы не можете себе представить, как часто я упоминал о Вашем Институте и в Индии, и во Франции, и во многих других странах. Мне было радостно упоминать Вашу

Из книги Жить без боли в спине: как вылечить позвоночник и улучшить общее самочувствие автора Риппл Стивен

Первые три года жизни Ребенок на самом деле очень разумное существо – он не капризничает, он таким образом сообщает вам жизненно важную для него информацию.В первые три года жизни ребенка родители вообще не должны на него кричать или ругать за что-нибудь. В этот период

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Возрастные достижения На что способен человек, вступая в новый возраст? Для ответа на этот вопрос неплохо бы сделать небольшой обзор общемировых возрастных достижений. Для начала хорошо бы обратить внимание на литературу, точнее, на прозу.В самом деле, так ли уж важно

Из книги Лечение позвоночника: научитесь жить без боли в спине. автора Риппл Стивен

Возрастные особенности и занятия для детей 3-4 лет Внимание детей 3-4 лет уже более устойчиво, но непроизвольно, то есть связано с изменениями в окружающей обстановке.В игре ребенок придает воображаемое значение любому предмету (палочка вместо термометра, которой он

Из книги Верну мужа в семью автора Невский Дмитрий

Возрастные особенности Это возраст, когда аура матери и ребенка разделяется. Оба они, переживая серьезный период деления, ослабляются. Об этом я уже писала в книге «Путь от рождения к мудрости».В этом возрасте ребенок становится относительно самостоятельным. Он уже

Из книги автора

Дегенеративно-дистрофические или возрастные изменения Деградация тканей – это естественный результат старения, биохимический процесс, в котором решающую роль играют так называемые свободные радикалы. Свободные радикалы появляются как побочный продукт обменных

Из книги автора

Мужчина и Женщина – этапы построения отношений. Возрастные и временные кризисы После того как вы узнали, что представляют из себя аномалии в структуре отношений, с чем возможно столкнуться и как это выглядит, стоит уделить внимание так называемой временной шкале


Top