Досуг средней группы от 4 5 лет. Перспективный план развлечений в средней группе

В детских садах регулярно проводятся вечера развлечений или досуга и праздники. Тематика их разнообразна. Дети с нетерпением ждут эти мероприятия и с помощью воспитателя тщательно готовятся к ним, изготавливают атрибутику, учат стихи, запоминают мелодию. Ведущие на такие мероприятия выбираются самые сообразительные и находчивые, умеющие свободно держаться на публике.

Цели развлечений

Праздники и детского сада устраиваются с целью наполнения яркими впечатлениями, эмоциональными переживаниями их будней. Удачно организованные праздники проходят с большим успехом и запоминаются на всю жизнь. Чтение стихов, участие в театрализованных представлениях, ритмических и танцевальных композициях, вокальное исполнение народных или композиторских песен - все это включается в развлечение в средней группе. Поэтому, можно сказать, что это синтетические , которые объединяют различные сферы искусства, тем самым оказывают комплексное положительное влияние на сознание и чувства детей. Эти мероприятия способствуют расширению кругозора, развитию речи, памяти, воображения, так как в процессе восприятия материала они узнают много нового.
Во время подготовки к празднику у детей формируются коммуникативные способности, позволяющие им находить общий язык со сверстниками, они учатся дисциплинированности и культуре поведения.

Идея досуга

Каждый досуг базируется на определенной идее, проходящей красной нитью через все мероприятие. Поэтому все песни, танцы, игры, театрализованные сценки и музыкально-художественное оформление должны эту идею полностью раскрыть. Она будет усвоена каждым ребенком, если будет отвечать следующим требованиям:

  • Доступность. Она подразумевает адаптированный художественный материал под определенный возраст детей с учетом их индивидуальных особенностей. Развлечение в средней группе и других основывается на программе обучения и воспитания детей, одобренной министерством образования. Учитываются их певческие и хореографические навыки, интересы. Чтобы дети не переутомились, мероприятие следует начинать и заканчивать четко по времени. Так как материал по насыщенности у каждой группы разный, то развлечение в средней группе длится 20-30 минут, в старшей - от 45 до 60.
  • Сочетание разных видов искусств в коллективном и индивидуальном исполнении. Решая общие задачи, виды искусств друг друга дополняют и с большей силой насыщают эмоциональными переживаниями детей. Также отдельный вид творчества оказывает свое влияние на каждого ребенка. Ввиду быстрой утомляемости детей, развлечение в средней группе и старшей необходимо выстраивать с чередованием Например, если дети стояли неподвижно и пели песню, то следующим номером должен быть танец.

Досуг силами взрослых

Развлечения могут проводиться только взрослыми, дети выступают в роли зрителей, при этом сценарии развлечений в средней группе и старших берутся более сложные в исполнительном плане, но доступные для восприятия детей. Дети очень любят спектакль, поэтому можно подготовить сказку и показать за ширмой с помощью игрушек "би-ба-бо" или даже на столе - это будет театр игрушки. Персонажи передвигаются на глазах у детей, в качестве декораций может выступать строительный материал.
Для спектакля картинок потребуются распечатанные на цветном принтере персонажи сказок, их клеят на фланелевую ткань или бархатную бумагу. Во время сказки персонажи появляются на фланелеграфе. Дети будут в восторге.

Развлечения, подготовленные детьми

Если возможности детей младших групп еще малы и они в основном только зрители, то дети средних и старших групп уже могут многое. Поэтому в детских садах организовывают развлечения, где дети являются активными участниками представлений. Игры-драматизации, кукольные спектакли могут поставить и сами ребята, начиная со средней группы. Детьми старшего возраста с удовольствием показывается сказка за ширмой с помощью Даже застенчивые ребята охотно принимают участие и выступают перед младшей и средней группами, ведь за ширмой их не видно. Но этим их самостоятельная деятельность на развлечении не ограничивается.

Можно рассказать сказку Катаева "Цветик-семицветик", чтобы дети не уставали сидеть - "разбавить" музыкальными номерами, чтением стихов и выполнением поделки. Также организовать досуг совместно с родителями, например, попросить подготовить рассказ-презентацию с фотографиями о своей семье родителей, чьи дети родились осенью, приурочив ко дню именинника.

Концерт

Музыкальное развлечение в средней группе может проходить в форме концерта. Под одной объединяющей темой дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. Например, по теме "Зима" дети рисуют, а затем исполняют знакомые номера. В досуг включается новый материал, который специально подготовлен для определенной темы, и повторяются вариации старых номеров. Дети любят повторять выученное, поэтому они выразительно и с удовольствием исполнят любимые частушки или ритмопластику. Необходимо помнить, что развлечение наполняет радостью всех детей, поэтому каждый ребенок должен внести посильную лепту в общее веселье.

Детей средней группы необходимо приучать к слушанию серьезной классической музыки. Вечера-концерты устраиваются несколько раз в год и включают в себя произведения композиторов-классиков. Дети могут не только сидя слушать, но и выражать свои эмоции посредством движений, например, под вальс можно импровизировать движения. Исполняя пьесу "Баба-Яга" из П.И.Чайковского, можно попросить детей изобразить ее под музыку, рассказав пластикой, что она делает.

Сюрпризный момент

Чтобы надолго оставить в детской памяти досуг, развлечение в средней группе и старшей должно включать неожиданное появление персонажа. В кульминационный момент праздника может пожаловать в гости Кикимора или другой отрицательный герой, которые внесут сумятицу и неразбериху, дети с удовольствием решат заданные "заморочки", и все будут довольны, а праздник завершится победой добра и справедливости.

Факторы оздоровления

Повсюду в детских садах во всех группах проводятся шумные и подвижные соревнования, спортивное развлечение в средней группе проходит с интересными играми и увлекательными аттракционами. Эти мероприятия характеризуются радостью общения, искренним радушным смехом, удивлением и восторгом, творчеством - все эти факторы благоприятствуют оздоровлению детей.

Специалистами доказано, что если ребенок с колыбели погружен в атмосферу радости, душевного тепла, то он вырастает сильным духом и не пасует в различных жизненных ситуациях. Поэтому и проводятся различные физкультурные праздники и развлечения.

Ребенок и движение

Проходит весело. У детей развивается сообразительность, смекалка, воображение и творчество. Основная задача таких мероприятий в эмоциональном восприятии жизни и воспитании потребности в движении. Когда ребенок двигается, он познает себя, учится ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в мире. Совместные с родителями праздники, такие как "Папа, мама, я - дружная семья", объединяют детей и взрослых радостными переживаниями и приносят большое эмоциональное удовольствие. Праздники и развлечения формируют правильное отношение к отдыху, находя в нем веселье, красоту и источник радости.

Зарина Шовалиева
Перспективный план развлечений в средней группе

Перспективный план развлечений в средней группе

№ I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь

1 «День знаний» .

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения : покрашен забор, появились новые столы, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник).

Спортивное развлечение : «Вечер подвижных игр»

Цель : Развивать двигательную активность. Поиграть в известные подвижные игры, познакомить с новыми играми. Повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить потребность детей в движении Настольный театр : «Волк и семеро козлят»

Цель персонажа . Выставка детского творчества «Осень разноцветная»

Расширение представлений детей об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д., вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширение знаний об овощах и фруктах (местных, экзотических) . Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений.

2 Развлечение «В гостях у Айболита»

Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания.

Развлечение по пожарной безопасности «Кошкин дом»

Цель персонажа . Развивать творческий потенциал и активное участие в заданиях. Вечер стихов и загадок «Осень золотая»

Цель : Создать радостное настроение. Продолжать знакомить с признаками осени. Формировать понимание образных поэтических выражений в описании природных явлений анализировать и сравнивать с действительностью. Спортивное развлечение : «Осень в гости к нам пришла»

Цель : Развивать

3 Тематическая беседа «В гостях у сказки»

Цель : Понимать содержание сказки. Подводить к осмыслению действия каждого персонажа , развивать эмоциональный отклик к сказочным персонажам . Развивать речевую активность , умение правильно строить предложение, передавать истинный смысл сказки. Тематическое развлечение «Кем быть?»

Расширение представлений дошкольников о труде взрослых, о разных профессиях. Продолжение знакомства с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач) . Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда. Тематический вечер «О творчестве Пушкина А. С» Конкурс чтецов

Цель : Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина. Прививать любовь к поэзии. Создание праздничной атмосферы. Спортивное развлечение : «Здоровячки»

Цель : Развивать двигательную активность. Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям.

4 Вечер загадок о зиме.

Цель : Создать радостное настроение. Знакомить с признаками зимы. Продолжать формировать понимание образных поэтических выражений в описании природных явлений анализировать и сравнивать с действительностью. Драматизация русской народной сказки «Рукавичка»

Цель : Создание праздничной атмосферы. Понимать содержание сказки. Подводить к осмыслению действия каждого персонажа . Продолжение работы по формированию интереса к книгам. Чтение художественных и познавательных книг. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. Рассматривание иллюстраций. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления.

Праздник «В кругу друзей под Новый год»

Формировать представления о Новом годе, как веселом и добром празднике, как начале календарного года. Формировать умение доставлять радость близким, и благодарить за новогодние сюрпризы. Спортивное развлечение : «Зима спортивная» .

Цель : Развивать двигательную активность. Продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека, интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям.

5 Развлечение : «Святки»

Цель : Развивать интерес к русскому народному творчеству, к русским народным праздникам, их традициям и обрядам. Создать радостное настроение. Досуг «Секрет волшебных слов»

Цель : Формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова(«спасибо» ,»пожалуйста», «здравствуйте» , «извините» , «до свидания» . Формировать умение видеть недостатки в своем поведении и их исправлять, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

«Вечер загадок и стихов о зиме»

Цель : Создать радостное настроение. Продолжать знакомить с признаками зимы. Прививать любовь к поэзии. Формировать понимание образных поэтических выражений в описании природных явлений анализировать и сравнивать с действительностью. Создание праздничной атмосферы. Спортивное развлечение : «Мы Мороза не боимся»

Цель : Развивать двигательную активность. Продолжать закреплять знания детей о зимних забавах, играх. Продолжать формировать представление здоровье и здоровом образе жизни.

6 Тематический вечер : «Добро и зло в русских народных сказках»

Цель : Формировать представления о добре и зле, формах проявления. Определить значимость доброты в жизни людей. Воспитывать доброту в детях. Инсценировка сказки : «Заюшкина избушка»

Цель : Создание праздничной атмосферы. Понимать содержание сказки. Подводить к осмыслению действия каждого персонажа .

Конкурсная программа «Мой папа самый сильный»

Цель : Участвовать в совместных играх, эстафетах с родителями. Формирование первичных представлений о российской Армии, о мужчинах как защитниках «малой» и Большой Родины, всех слабых людей. Знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник) ; с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер) ; с флагом России, воспитание уважения к защитникам Отечества.

Спортивное развлечение : «физкульт-ура»

Цель : Развивать двигательную активность. Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям.

7 Концерт «Любимым бабушкам и мамам»

Цель : Участвовать в совместных играх, эстафетах с родителями. Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желание помогать им, заботиться о них. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Тематический вечер : «Мы - маленькие волшебники»

Цель :Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжение знакомства с признаками предметов, совершенствование умения определять их цвет, форму, вес, величину. Развивать умения сравнивать группировать предметы по этим признакам. Рассказы детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала. Помощь детям в установлении связи между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Развлечение «Досуг по ПДД»

Цель : Формировать элементарные знания о ПДД, о безопасном поведении на улице и дорогах, о необходимости соблюдения правил дорожного поведения и т. д. Спортивное развлечение : «Русские народные игрища»

Цель : Развивать двигательную активность. Познакомить детей с играми разных народов. Вызвать интерес к народным играм. Воспитание толерантности и уважения к представителям разных культур и народов.

8 Развлечение «День смеха»

Цель : Создание праздничной атмосферы. Развивать чувство юмора , смекалку. Приобщать родителей к совместной деятельности и активному участию в развлекательной программе . Развлечение «Космическое путешествие»

Цель : Продолжать знакомить детей с космическим пространством (звездами, планетами , метеоритами и т. д., со знаменитыми людьми - первооткрывателями, покорившими космос. Создание праздничной атмосферы. «О, благодатная весна» - весенняя ярмарка

Цель : Расширение представлений детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Спортивное развлечение : «Весёлые старты»

Цель : Развивать двигательную активность Формирование представлений о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитание потребности быть здоровым. Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям.

9 Забавы с красками : «Красавица – весна»

Цель : Создание праздничной атмосферы. Способствовать развитию детского творчества . Инсценировка сказки : «Два жадных медвежонка» . Цель : Обратить внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность) . Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных, согласных. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики , жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки .

Развлечение «Праздник мыльных пузырей»

Цель : Создание праздничной атмосферы. Познакомить со свойствами мыльных пузырей. Развлечение «Дружная семья» -

Цель : Формировать проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Формировать у дутей интерес к своей семье и учить делится с ними своими впечатлениями.

Название: Конспект познавательного досуга «В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»
Месторасположение: Архангельская область, город Коряжма

Конспект познавательного досуга в средней группе
В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ

Номинация

Лучший конспект познавательного досуга в средней группе

Тема

В гости к солнышку

Цель: учить детей понимать значение Солнца для жизни нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

— показать зависимость всех живых организмов на Земле от солнечного тепла и энергии;

Учить пользоваться различными способами запоминания слов, стихотворений, рассказов;

— формировать представление детей о таких понятиях как: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, родственные слова;

— обучать правильно использовать в речи согласование прилагательных с существительным; подбирать однородные прилагательные к существительному; практически употреблять притяжательные прилагательные;

— формировать у детей диалогическую форму речи;

— обучать детей составлению описательного рассказа.

Развивающие:

— развивать ассоциативное и образное мышление; устойчивое внимание; слуховую, зрительную, тактильную память детей;

— развивать у детей общую моторику и умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

— воспитывать у них умение связно и последовательно передавать содержание рассказа с опорой на схему-модель;

— воспитывать в детях доброту, отзывчивость, учить их беречь всё живое, что есть на Земле.

Методы и приёмы:

Наглядность, демонстрация, показ, словесные, рассказывание, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, метод практических работ, метод игры.

Оборудование:

Игрушки – солнышко, облачко (на палочке или шпателе с прорезанным окошком). Игрушки-животные: крот, лиса, жаворонок. Картинки «Солнышко улыбается», «Солнышко спит», игрушка «Солнечный зайчик» — силуэтное изображение зайчика. Коробочка. Искусственный цветок-подсолнух. Макет деревца. Компас. Аудиозапись «Песня жаворонка». Листочки с картинкой-схемой, простые и цветные карандаши на всех детей.

Предварительная работа:

— Беседа «Что такое Солнце?».

— Наблюдение за Солнцем на прогулке. Игра с солнечными зайчиками с помощью зеркальца.

— Разучивание народных загадок, потешек, песенок, пословиц о Солнышке.

— Рисование на тему «Где Солнышко живёт?».

— Чтение словацкой народной сказки «У Солнышка в гостях»; чтение рассказов «Солнце – тепло» Л. Толстого, «Утренние лучи» К. Ушинского.

— Определение сторон света с помощью компаса, обучение детей работе с компасом.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята! Отгадайте загадку:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт –

И всех разбудит.

Дети. Это Солнце.

Воспитатель. Ребята! А Солнышка-то сегодня и нет! И настроение у меня от этого что-то не очень весёлое. А у вас?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте подойдём к окошку и позовём Солнышко, споём ему песенку.

Дети. Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Нет, не показывается. Ребята, как вы думаете, почему Солнышка сегодня нет?

Ответы детей.

Воспитатель. А знаете ли вы, кто детки у Солнышка?

Дети. Солнечные зайчики.

Воспитатель. А вы умеете прыгать как они?

Динамическая пауза «Солнечные зайчики»

Дети. Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Мы зовём их –

Были тут – И нет их тут.

Прыг! Скок!

Вверх – вниз – вбок!

Прыг, прыг

По углам.

Были там –

И нет их там.

Где же побегайчики –

Солнечные зайчики?

(А. Бродский)

Дети выполняют движения по показу воспитателя. Появляется Солнечный зайчик.

Солнечный зайчик. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуй!

Воспитатель. Ты кто?

Солнечный зайчик. Я последний Солнечный зайчик. Сегодня мне очень грустно. Раньше я радовался, прыгал, грелся на солнцепеке – это место такое, где солнышко особенно припекает. Но скоро я погибну без солнечного света и тепла.

Воспитатель. Ребята! Надо спасти Солнечного зайчика.

Придумайте, как это сделать.

Ответы детей.

Воспитатель.

Ответы детей.

Воспитатель. Зайчик, ложись пока в эту коробочку. А мы постараемся тебя донести до Солнышка. Будем нести коробочку по очереди.

Ребята! Где солнышко живет, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Предлагаю вам, друзья мои, отправиться домик Солнышка поискать. Надо его на небо вернуть! Согласны?

Дети. Да (шагают ).

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель выставляет подсолнушек, у которого головка опущена вниз.

Воспитатель. Ой, что это?

Дети. Это подсолнух.

Воспитатель. Ребята! Вы ничего не хотите у него спросить?

Дети. Подсолнушек, почему ты такой грустный?

Подсолнух. Вы не знаете, куда это Солнышко подевалось?

Я весь день за ним поворачиваю свою головку, греюсь. А сейчас моя головка опустилась.

Дети. Мы знаем. Мы идем Солнышко искать.

Подсолнух. Как жаль, что я не могу с вами пойти. И я, и все мои друзья: травка, кустики, деревья грустят без Солнышка. От него мы получаем свет, тепло и силу. Солнечное утро, солнечный день, солнечная погода… как это приятно! А что еще солнечным бывает?

Воспитатель. Вот ребята сейчас тебе и ответят.

Игра «Какой, какая, какое»

Воспитатель. Ребята! Я буду называть слово, а вы назовите слова, которые к нему подходят.

Солнечный…

Дети. Зайчик, загар, день, свет, удар, ожог…

Воспитатель. Солнечное…

Дети. Лето, утро, затмение…

Воспитатель. Солнечная…

Дети. Погода, поляна, весна…

Воспитатель. Солнечные…

Дети. Денёчки, лучики, веснушки, пятна…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали много предметов и явлений природы.

Подсолнух. Надо поскорей Солнышко на небо вернуть.

Дети. Ты не знаешь где оно живет?

Подсолнух. Я- то незнаю. Может, кротик знает?

Воспитатель. Ой, ребятки! Посмотрите! Под ногами у нас земля поднимается! Кто это?

Крот. Это я кротик!

Воспитатель. Что вы ребята, у кротика спросите?

Дети. Кротик, не знаешь ли ты, где Солнышко живет?

Крот. А какое оно, Солнышко?

Игра «Подбери слова»

Воспитатель. Сейчас дети тебе в ходе игры расскажут. Ребята! Я буду называть слова, которые подходят к слову Солнце: и те, которые к нему не подходят. Если вы услышите подходящее слово – хлопните в ладоши, а если услышите неподходящее слово – топните ножкой.

Предлагаемые слова: красное, яркое, зелёное, золотое, щедрое, красивое, летнее, чудесное, овальное, ясное…

Воспитатель. Молодцы! Вы назвали слова-признаки. Кто из вас может эти слова-признаки повторить?

Один-два ребенка выполняют задание.

Крот. Какое хорошее оно, оказывается, Солнышко!

Воспитатель. Солнышко бывает очень добрым. Если оно сердится, появляются пересохшие реки, выжженная земля, лесные пожары, солнечные ожоги у людей. Как вы думаете, ребята, какое оно бывает в это время?

Дети. Горячее, жгучее, палящее, жаркое, обжигающее.

Крот. Ой, боюсь я такое Солнышко! (Прячется )

Воспитатель. Ну вот, пропал! Где мы будем Солнышко искать?

Ребята, смотрите, на опушке леса из-за дерева торчит чей-то рыжий, пушистый, длинный хвостик. Кто это?

Дети. Это лисичка.

Лисичка выглядывает.

Лиса. Здравствуйте ребятки, что вы тут делаете?

Дети. Здравствуй, лисичка! Мы идем Солнышко искать.

Лиса. Я очень люблю Солнышко. Оно даже чем- то на меня похоже. Угадайте, чем?

Дети. Оно такое же яркое, оранжевое…

Воспитатель. Какая ты умная, лисичка. А наши ребята тоже умные. Солнышко не только на тебя похоже, но и на другие предметы. Вот ребята сейчас скажут, на какие и почему.

Дети. На арбуз, тыкву, яблоко, мяч, Землю, потому что круглое. На костер, огонь, чай, блины, утюг, потому что они горячие. На апельсин, золото – по цвету.

Лиса. Ищите вы Солнышко, ищете. А вы знаете, что оно умеет делать? Почему его все любят, а иногда и боятся?

Воспитатель. Конечно, знаем. Ребята, расскажите, пожалуйста, что солнышко делает? Пусть каждый назовет по одному слову.

Дети. Встает, плывет (по небу), садится, светит, греет, ласкает, припекает, блестит, радует, улыбается, а еще печет, обжигает, ударяет, жжет, выжигает.

Воспитатель. Вы назвали слова-действия. Дорогая лисичка! Нам пора опять в дорогу. Не подскажешь ли, где Солнышко живет?

Лиса. Знаю, что Солнышко поднимается на востоке, а садится на западе. Наверное, там его дом. Идите на запад.

Воспитатель. Ребята! Хорошо, что у меня оказался компас. Посмотрим, в какой стороне запад.

Воспитатель и дети кладут компас на коврик, садятся вокруг него, ищут и находят правильное направление. Затем все встают и шагают в сторону запада.

Дети. Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети:

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речки, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

И на весь народ.

(Русская народная закличка)

Воспитатель. Ребята, стойте! Солнышко-то на небе живет. Надо птичек спросить, где его дом. А вот птичка. Да это жаворонок!

Воспитатель берет в руки птицу.

Дети. Жаворонок, жаворонок, не знаешь ли, где Солнышко живет?

Жаворонок. Здесь оно, совсем близко, в своем домике спит. Я очень люблю это слово – «солнце». Есть еще слова, которые на него похожи. А вы ребята, их знаете?

Игра «Семья слов»

Воспитатель. Ребята, назовите для жаворонка такие слова. Это слова-родственники. Все они должны быть похожими на слово «солнце».

Дети. Солнышко, солнечный, подсолнух, подсолнушек, подсолнечник, солнцепёк…

Воспитатель. Ребята, давайте попросим жаворонка Солнышко разбудить!

Жаворонок. С радостью! Все свои самые лучшие песни мы – птицы посвящаем нашему самому любимому другу.

Помощник воспитателя включает аудиозапись «Песня жаворонка».

Воспитатель поднимает на палочке облачко. В окошечко игрушечного домика видно, что Солнышко спит.

Воспитатель. Дети, давайте Солнышко разбудим.

Дети. Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

Солнышко. Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Дети. Это мы, дети.

Солнышко. Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда радо.

Воспитатель под пенье жаворонка переворачивает картину-солнышко обратной стороной. Все видят его улыбающееся лицо. Дети радуются, хлопают в ладоши.

Воспитатель. Вот Солнышко к нам и вернулось. Давайте его попросим никогда надолго не прятаться и расскажем ему, что мы о нём узнали у растений, птиц и зверей. А поможет нам вот эта схема-помогалочка.

Дети садятся на места.

Воспитатель. Что такое Солнце?

Дети. Солнце – это огромное и очень горячее светило, вокруг которого вращается наша Земля и ещё восемь других планет.

Воспитатель и дети в центральном кружочке рисуют Солнце.

Воспитатель. Опишите наше Солнышко. Какое оно?

Дети. Большое, круглое, золотое, яркое, чудесное, волшебное, ласковое, тёплое…, но может быть и недобрым, жгучим, палящим…

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 1 знак «?», который обозначает, что надо назвать слова-признаки.

Воспитатель. Как путешествует Солнышко по небу?

Дети. С раннего утра до позднего вечера Солнышко путешествует по небу с востока на запад.

Воспитатель и дети рисуются в кружочке № 2 буквы «В» и «З», проводят между ними стрелку, направленную к букве «З».

Воспитатель. Какие растения любят Солнышко и почему? Деревья, кусты, травы, цветы тянут к нему свои ладошки-листочки. Все расцветает под его тёплыми лучиками.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 3 дерево, травку, цветочки.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку домашние и дикие животные?

Дети. Домашние животные и лесные звери радуются Солнышку. Оно помогает им находить пищу, жильё, помогает обсушиться после дождика, вырастить своих детёнышей в тепле.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 4 головы животных.

Воспитатель. Как относятся к Солнышку птицы?

Дети. Птицы тоже очень любят Солнышко. Они посвящают ему самые лучшие песни.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 5 головку птички с вылетающими из клюва нотками.

Воспитатель. Есть ли у Солнышка детки, чем они нас радуют?

Дети. У Солнышка есть детки – это весёлые Солнечные зайчики. С ними можно попрыгать, поиграть, повеселиться.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 6 зайчика с направленными на него лучиками.

Воспитатель. Правильно, ребята, в природе всё начинается с Солнышка. У него очень много друзей. Это и растения, и звери, и птицы. Даже камни любят Солнышко, им нравится погреть свои бока на солнцепёке. Солнышко помогает всем видеть красоту природы и весь наш мир. Оно дарит своим друзьям тепло и свет. Может ли человек прожить без Солнца?

Дети. Без Солнца жить нельзя, поэтому его любят и взрослые, и дети. Люди сочинили про него рассказы, песни, стихи, потешки, загадки, пословицы.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке № 7 лица людей и детей.

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте повторим наш рассказ о Солнышке, используя схему.

Дети выполняют задание – пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей поочерёдно самостоятельно пересказывают рассказ.

Солнышко. Спасибо вам, дети, что вы обо мне много знаете, да и рассказывать умеете!

Воспитатель. Ребята! А мы с вами никого не забыли?

Дети. Солнышко! Мы принесли твоего зайчика! Погрей его!

Солнышко. С удовольствием!

Дети радуются вместе с Солнечным зайчиком, повторно выполняют упражнение «Солнечные зайчики».

Схема-модель «Составление описательного рассказа»

Дополнительный литературный материал

Рассказы

Солнце – тепло

Откуда берется тепло на свете? Тепло от солнца.

Ходит солнце низко зимой, стороною, не упирает лучами в землю, и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, отогревается все на свете и начнет шевелиться.

Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто это все сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.

Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее,- станет ветерок. Кто это сделал? Солнце.

Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться,- ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.

Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все приготовил? Солнце.

Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев; деревья вырастило солнце.

Топится печка дровами. Кто вырастил дрова? Солнце.

Ест человек хлеб, картофель. Кто вырастил? Солнце. Ест человек мясо. Кто выкормил животных, птиц? Травы. А травы вырастило солнце.

Человек строит каменный дом из кирпича и известки. Кирпич и известка обожжены дровами. Дрова заготовило солнце.

Все, что людям нужно, что идет прямо на пользу, все это заготовляется солнцем, и во все идет много солнечного тепла. Потому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нем много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.

Потому и нужны дрова и бревна, что в них много тепла. Кто закупит дров на зиму, тот закупит солнечного тепла; и зимой, когда захочет, то и зажжет дрова и выпустит тепло солнечное себе в горницу.

А когда есть тепло, то есть и движение. Какое ни на есть движение - все от тепла,- либо прямо от солнечного тепла, либо от тепла того, которое заготовило солнце: в угле, в дровах, и в хлебе, и в траве.

Лошади, быки возят, люди работают,- что их двигает? Тепло. А откуда они взяли тепло? Из корма. А корм заготовило солнце.

Водяные и ветряные мельницы вертятся и мелют. Кто их двигает? Ветер и вода. А ветер кто гонит? Тепло, А воду кто гонит? Тепло же. Оно подняло воду парами вверх, и без этого вода не падала бы книзу. Машина работает,- ее движет пар; а пар кто делает? Дрова. А в дровах тепло солнечное.

Из тепла делается движение, а из движения тепло. И тепло и движение от солнца.

(Л. Толстой)

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:

«Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

(К. Ушинский)

Стихотворения

Солнышко

Спозаранку солнышко
Над землей взошло.
Сразу стало празднично,
Весело, светло.

Мы на речку – солнышко
Плещется в реке;
В лес пошли мы, — солнышко

С нами в сосняке.

Хорошо под солнышком
Жить нам и расти!
Лучше нашей Родины
В мире не найти!
(И.Даренский)

Приди, приди, солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под моё оконышко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Лей щедрее, солнышко,

Золото в оконышко,

Деточки играют,

Тебя ожидают!

(Украинская народная песенка)

Заклички

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко,

На пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло.

Солнышко-вёдрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зелёную,

На грушицу кудрявую,

Берёзку кучерявую!

Загадки

Один костёр

Весь мир согревает.

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдёт,

И всех разбудит.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все…(Солнце)

Пословицы и поговорки

Землю красит солнце, а человека – труд.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Всякий день солнце всходит.

И сокол выше не летает.

Красное солнышко на белом свете чёрное землю греет.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 2»

Инструктор по физической культуре:

Борисова Ирина Викторовна

Спортивный досуг для детей средней группы

« КОЛОБОК»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на игру по знакомой сказке, создать радостное и веселое настроение, учить детей спрыгивать с предмета, закреплять навык лазания удобным способом, совершенствовать умения в бросании предмета вдаль.

Предшествующая работа : подвижные игры с прыжками, метанием, лазанием. Чтение, рассказывание и обыгрывание сказки «Колобок», логоритмическая гимнастика.

Атрибутика: корзина с малыми мячами по количеству детей, гимнастическая скамейка, лесенка для лазания «Ракета»

Ход досуга : (можно провести на участке детского сада)

Воспитатель выносит на участок игрушку Колобок. Дети рассматривают ее.

Инструктор: Ребята, Колобок пришел к нам в гости не просто так. Сейчас лето, и Колобок решил с вами поиграть на спортивной площадке.

Становитесь друг за другом,

И пойдем мы ровным кругом!

Дети становятся в колонну по одному и делают логоритмическую гимнастику (воспитатель читает стихи, дети выполняют движения):

Инструктор. Дети

Жили-были дед да баба Ходьба друг за другом

На поляне у реки

И любили очень-очень

На сметане колобки.

Бабка тесто замесила. Остановились, имитация

Колобка она слепила, «лепки» колобка

В печь его поставила, Приседания, руки вперед

Там его оставила.

Не хотел он там лежать, Бег друг за другом.

Захотел он убежать.

Колобок наш убежал,

И к мосточку прибежал.

И вприпрыжку скок да скок, Прыжки на двух ногах

Через лужи на мосток, с продвижением вперед

Прыг-скок, прыг-скок,

На мосток, на мосток.

Инструктор: Вот как мы догнали Колобка на мостике! А теперь все вместе с Колобком будем прыгать с мостика.

Проводится упражнение «Спрыгни с мостика». Воспитатель ставит гимнастическую скамейку, дети проходят по ней по одному, спрыгивают в конце на землю, воспитатель страхует детей (проводится 2 раза).

Инструктор:

Колобка нам не поймать,

Колобка нам не догнать!

Мы залезем высоко,

И посмотрим далеко:

Где медведь и волк сидят,

Колобка поймать хотят?

Проводится подвижная игра «Птички на дереве».

Воспитатель предлагает детям побыть некоторое время птичками. По сигналу «День» птички летают по площадке, чирикают, клюют зернышки. По сигналу «Ночь» птички быстро «взлетают на дерево» (залезают на лесенку «Ракету» любым удобным способом). Игра проводится подгруппами, воспитатель страхует детей.

Инструктор:

Покатился Колобок,

Круглый да румяный.

В лапки к Лисоньке-лисе -

Прямо на поляну.

Стал он там с лисой играть,

Дружно мячики бросать!

Проводится игровое упражнение «Попади в корзину».

Воспитатель ставит корзину на расстоянии 2-х метров от черты, дает каждому ребенку мячик. Ребенок подходит к черте и бросает мячик в корзину. Когда все дети бросят по одному разу, - мячи собираются и игра проводится второй раз. Каждый раз подсчитывают количество попавших в корзину мячей. В конце собирают все мячи в корзину.

Инструктор: Молодцы, ребята, поиграли с Колобком. Ему пора к деду с бабой, а нам - назад в детский сад. До новых встреч в новой сказке!


Top