Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй. Диагностика нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Тихомирова Татьяна Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Санкт- Петербурга

Знает ли ребёнок город, в котором он живёт? Знает ли ребёнок свой домашний адрес, свой двор, дорогу к дому? Нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор - это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять?

Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Начинать формирование чувства патриотизма нужно с самого близкого и родного: с воспитания любви к близким, к семье.

Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым он подражает, по которым он строит своё поведение.

Детство - самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому - вот та цель, которая должна стоять перед нами - взрослыми.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. С умения видеть красоту

Родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные правления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности - уважения к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья даёт «образ мира», в котором ребёнку предстоит жить. Из семьи он выходит сформировавшимся самосознанием. Семья - источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной и социальной культуры и прежде всего - родины и государства. И, как говорил С.Т. Аксаков, «Семья - источник питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни». Понимание чувства патриотизма, любви к родине приходит к ребенку именно семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его бедующее чувство семейного воспитания.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Методы воспитания чувства патриотизма в младшей, средней группах.

Беседы:

(беседы с детьми о доме, родителях, любимых занятиях, семейных традициях, праздниках, семейном отдыхе; беседы о дружбе; беседы о сезонных приметах; беседы о малой родине, о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе, о городском транспорте)

Дидактические игры:

(«Что растёт на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает», «У кого какой домик», «Кто где живёт», «Светофор», «На чём едем, летим, плывём», «Узнай наш флаг», «Узнай профессию», «Домашний адрес».)

Многофункциональная игра: «Мой город, моя улица, мой район».

Рассматривание иллюстраций по лексическим темам:

(осенние, зимние, весенние, летние пейзажи; семейные альбомы; альбомы и картинки с видом города; транспорт; российский флаг, герб.)

Детские праздники и утренники:

(Осенняя ярмарка, новогодний утренник, встреча весны, масленица, весёлые спартакиады, день защитников Отечества, День Победы, День Матери.)

Также в средней группе, со второй половины года начинаются занятия по петербурговедению. Они включают в себя как занятия на определенные темы, так и домашние задания:

  • С ребёнком пройти по улице, на которой вы живёте, и посмотреть, что на ней есть: магазин, детский сад или школа. Знать свой адрес.
  • В выходные дни обязательно погулять по Невскому проспекту, полюбоваться красотой его домов, соборов. Сфотографироваться там, где вам больше всего понравилось.
  • Побывать с родителями на речной экскурсии. Потом рассказать, что увидели интересного, какие мосты видели, какие реки запомнили.
  • Сходить с родителями в выходной день на Дворцовую площадь. Полюбоваться Зимним дворцом, зданием Главного штаба, Александровской колонной. Нарисовать колонну.
  • Создать у ребёнка радостное, праздничное настроение. Покажите, как украшен город.
  • Погулять по территории,Петропавловской крепости, полюбоваться собором, послушать звон колоколов, выстрел пушки. Обязательно сфотографироваться и составить с родителями альбом - «Где мы были".

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, «Мы живём в России», изд-во Скрипторий 2003; 2007 г.

2. Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова, «Система патриотического воспитания в ДОУ»., изд-во «Учитель», 2007г.

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к тем местам, где родился и вырос (Слайд.)

В этом учебном году мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, которые проходили адаптационный период. С первых дней мы старались доносить до родителей понимание своей ответственности за воспитание детей, организации жизни и быта семьи с учетом их потребностей, эстетических и гигиенических требований: положительный пример старших, их поведение. Для наглядности в раздевалке находится информация в виде папок – передвижек на стенде для родителей, а также ведутся беседы с родителями. (Слайд.)

Чувство Родины у детей нашей группы мы стараемся прививать, прежде всего, с отношения к семье, к самым близким людям-маме, папе, дедушке, бабушке; к своему дому, к детскому саду, где он учится дружить, сопереживать, а также любить своих воспитателей, которые с ними целый день. (Слайд.)

Мир ребёнка начинается с его семьи, здесь он впервые осознаёт себя членом семейного сообщества.

Исходя из этого, можно определить следующие задачи работы с детьми:

  1. Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
  2. Привить детям чувства любви к своей малой Родине на основе ознакомления с природой родного края.
  3. Воспитывать чувство патриотизма к своему родному городу средствами эстетического воспитания. (Слайд.)

Поэтому в своей работе мы стараемся уделить большое внимание теме «Семья». Помогаем понять детям, что такое семья, члены семьи, вызвать гордость за своих предков.

Слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи - салфетка для мамы, платочек для папы и т. д; (слайд) участвуя в совместных с родителями мероприятиях, воспитатель формирует у детей представление о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. (Слайд.)

Организуются беседы о своей семье на темы «У меня дружная семья», «Моя любимая бабушка (дедушка)», «Как мы провели выходной день», «Чем я могу порадовать маму, папу, дедушку, бабушку», делая акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны платить им тем же.

В беседах на темы «Где работают мои родители», «Какую работу выполняет дома мама(папа)», «Как я помогаю маме (папе)» даём представление о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Всё это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества. (Слайд.)

Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей: рисовании, аппликации, лепке. На этих занятиях изготавливаются подарки, рисунки, небольшие сувениры для наших мам, пап, бабушек, дедушек, которые радуют их. Так воспитываем в детях желание радовать своих близких подарками, сделанными своими руками, формируя любовь к родным. (Слайд.)

Так же нами ведётся огромная работа по формированию бережного отношении к природе и всему живому. В группу родителями были приобретены развивающие игры «Чей домик», «Дары природы», различные лото. (Слайд.)

Через художественную литературу, рассматривание иллюстраций, бесед, мультимедийного оборудования знакомим детей с сезонными изменениями в природе, с дикими и домашними животными. В группе оснащена зона экологического воспитания, где дети наблюдают за комнатными растениями, был посажен лук: всё это необходимо для формирования бережного отношения к природе и всему живому. (Слайд.)

Так же ведутся беседы, рассматриваются иллюстрации, картины разнообразных репродукций, что воспитывает чувство гордости, любви к родному городу. (Слайд.)

В будущем работу продолжим, для этого были изготовлены лэпбуки. (Слайд.)

Научно-исследовательская работа

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности»

ВВЕДЕНИЕ. АКУТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………………3–7

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….………………………8–21

1.3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………..16 19

1.4. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. …………………………………….20–21

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………..22–37

2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВУА ДЕТЕЙ. ИТОГИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………22–26

2.2. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….27–34

2.3. ИТОГИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ………35–37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………40–72

Введение. Актуальность проблемы нравственно патриотического воспитания дошкольников в научно– педагогической литературе.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» – является гуманистическое воспитание ребенка, с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированнойдидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Социально – экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи в вопросах всестороннего и полноценного воспитания и развития детей, в частности, нравственно- патриотического воспитания и создание условий для повышения педагогической культуры родителей.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Параметры исследования:

Объект: воспитательный процесс в ДОУ

Предмет : нравственно –патриотическое воспитание дошкольников

Цель : определить пути и охарактеризовать условия повышения уровня нравственно – патриотического воспитания в условиях детского сада

Задачи:

Дать теоретический анализ проблеме нравственно –патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе

Выявить и применить в практике работы детского сада наиболее эффективные методы и приемы нравственно –патриотического воспитания

Гипотеза : Повышение уровня нравственно –патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

Использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми;

Создания условий для нравственно –патриотического воспитания дошкольников;

Тесного сотрудничества с родителями;

Новизна: дан теоретический анализ проблеме нравственно –патриотического воспитания, отражена взаимосвязь воспитательной и образовательной работы, разработано перспективное планирование по работе с детьми пи родителями.

Практическая значимость : данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения.

План исследовательской работы:

Констатирующий этап- выявить уровень нравственно –патриотического воспитания дошкольников при помощи методов- анкетирования, беседы, диагностики. Сроки – сентябрь 2010 года.

Формирующий этап – реализация в практике работы детского сада системы мероприятий, направленной на повышение уровня нравственно –патриотического воспитания. Сроки – октябрь 2010 – март 2012 года.

Заключительный этап – повторное выявление уровня нравственно–патриотического воспитания при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. Сроки – май 2012 года.

Глава 1. Теоретические основы нравственно патриотического воспитания в научно педагогической литературе.

1.1.Содер жание нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Воспитание гуманности как качества личности;

Воспитание коллективизма;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают: – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; – формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; – воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрывается следующим образом: – приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; – проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; – организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, к своей Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам коммунистической морали.С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали со общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

1.3. Особенности формирования нравственно – патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

1.4. Краткие вывод ы по 1 главе.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение – это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировозрении.Однако в дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Поэтому работу необходимо вести в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель.Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующих его взаимодействие с людьми в социуме. Поэтому очень важно чтобы ребенок, находясь в детском саду, видел взаимное уважение между сотрудниками, любовь к общему делу.Ласка и внимание – главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому не стоит скупиться на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения. В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно использовать не только занятия, но и игры, и упражнения. А так же необходимо создать условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых.

Глава 2. Реализация в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня нравственно патриотического воспитания в игровой деятельности.

2.1. Краткая характеристика группы детей. Итоги констатирующего этапа работы.

Опытно- педагогическая работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи во второй младшей и средней группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства группы отдана под организацию сюжетно- ролевой игры. В силу своего возраста дети еще не все и не всегда могут организовывать самостоятельные игры, и воспитатель принимает на себя руководящую роль. Но даже, несмотря на это, видно, что дети играют механически, не получая новых представлений и впечатлений, соответственно не осуществляется процесс воспитания в таких играх.

С целью выявления уровня нравственного воспитания в игровой деятельности было решено провести анкетирование родителей. Анкеты были именные и закрытые, предлагались следующие варианты ответов:

«Не знаю»

В анкетировании приняло участие 20 родителей, им было предложено ответить на следующие вопросы:

Организовываете ли вы с детьми игровую деятельность?

Имеются ли у вас в доме атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр?

Играете ли вы вместе с ребенком?

Организовываете ли вы игры с правилами?

Учите ли вы ребенка соблюдать правила игры?

Уделяете вы внимание нравственному воспитанию детей в игре?

Требуется ли вам помощь в вопросах организации игровой деятельности детей в домашних условиях?

После обработки анкет были получены следующие результаты:

Проанализировав итоги анкетирования, сделали вывод, что родители практически не уделяют внимания вопросам организации игровой деятельности домой, и соответственно воспитанию ребенка.

Для получения наиболее достоверных результатов было решено провести диагностику игровой деятельности детей, которая проводилась по следующим параметрам:

Умение играть в коллективе

Умение принимать на себя роль

Умение выполнять принятую роль

Умение соблюдать правила игры

Умение подбирать необходимые атрибуты

Умение оказать помощь товарищу

Умение проявлять заботу по отношению к окружающим

Умение проявлять сочувствие

По итогам диагностики получены следующие результаты: (смотреть приложение № 1)

Процентное отношение

Также было проведено педагогическое наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности, для каждого наблюдения была составлена программа.

Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной игровой деятельности:

Объект : самостоятельная игровая деятельность

Цель: Выявить уровень развития нравственного воспитания в игровой деятельности

Продолжительность : 30 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети умеют:

Умеют самостоятельно организовывать игру;

Правильно подбирают необходимые атрибуты;

Самостоятельно и осознанно выбирают роль;

Соблюдают правила игры;

Умение проявлять сочувствие к ближнему;

Наблюдение показало, что:

Умеют самостоятельно организовывать игру- 15%

Правильно подбирают необходимые атрибуты- 30%

Самостоятельно и осознанно выбирают роль- 25%

Соблюдают правила игры-20%

Умение проявлять сочувствие к ближнему- 25%

Программа наблюдения за детьми в ходе дидактической игры :

Объект : дидактическая игра «Накормим мишек»

Цель: Выявить уровень нравственного воспитания в игровой деятельности

Продолжительность : 20 минут

Предполагаемый результат- наблюдение покажет, что дети:

Умеют слушать правила игры;

Умеют последовательно выполнять игровые действия;

Соблюдают правила игры;

Умеют оказывать помощь товарищу;

Наблюдение показало, что:

умеют слушать правила игры- 35%

Умеют последовательно выполнять игровые действия -25%

Соблюдают правила игры – 20%

Умеют оказывать помощь товарищу 25%

После выявления уровня нравственного воспитания в игре было принято решение разработать и применить в практике работы детского сада системы мероприятий по формированию нравственных качеств в игровой деятельности.

2.2. Внедрение в практику работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной н а повышение уровня нравственно патриотического воспитания дошкол ьников в игровой деятельности

Наша педагогическая деятельность началась с составления перспективного плана по работе с детьми (смотреть приложение № 2) и родителями (смотреть приложение № 3)

Наша работа с детьми строилась с учетом возрастных особенностей, уровня развития детей, с учетом индивидуальных способностей ребенка, при осуществлении личностно- ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника, а в младшем дошкольном возрасте и все занятия проводятся в виде игр, то работа по формированию нравственных навыков шла в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Так как дети очень эмоционально реагируют на получение новой информации через различные средства, большое внимание уделено чтению произведению художественной литературы, которые не только помогали раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и играли огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о мире профессий, о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставило ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу, при обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также большое внимание было уделено ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя- перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме было рассказано детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников детского сада воспитатель рассказал, кто работает в детском саду, чем они занимаются, как важен этот труд. В преддверии Дня защитника Отечества, воспитатель рассказал ребятам о Российской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на земле.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» – в ходе, которой ребята показали свои знания о труде работников детского сада, о том, как они к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены. Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла ребятам понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей (смотреть приложение №4).

Также для обогащения знаний детей были организованы и проведены дидактические игры, которые наряду с реализацией игровой задачи, решают и образовательные, и воспитательные задачи. В ходе проведения игры «Кому что нужно для работы?» ребята не только выполняли задание, подбирая необходимые атрибуты к каждой профессии, но и пополняли знания об особенностях каждой профессии. В ходе дидактической игры «Право на любовь» ребята учились проявлять любовь и доброту по отношению друг к другу (смотреть приложение №5), в ходе игры «Счастливый случай» ребята знакомились с правилами культуры поведения (смотреть приложение №6).

Также с ребятами для вежливого общения был разработан словарь добрых слов и выражений, который помогает ребятам вести себя в соответствии с правилами (смотреть приложение № 7).

Перед тем, как организовывать сюжетно- ролевые игры с ребятами организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе.

Огромную пользу для воспитания нравственных качеств приносят подвижные игры, которые учат ребят не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому, и многое другие. С большим удовольствием ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки» (смотреть приложение № 8), « Лохматый пес» (смотреть приложение №9), «Лиса и гуси» (смотреть приложение № 10), «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Салочки-выручалочки», «Кто раньше дойдет до флажка?» и другие.

Но самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно- ролевые игры, дающие ребенку широкое поле для деятельности, дают возможность каждому ребенку попробовать в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир ребенка.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 11). Играя в игру «Больница» ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения (смотреть приложение № 12), в игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу (смотреть приложение № 13).

Статья "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Доклад-выступление «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».(обобщение опыта)

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей 1 младшей группы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников,
а также создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы:
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
На группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки
В рамках тематической недели «Народная игрушка», на нашей группе был проведен проект по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством. В ходе проекта дети познакомились с народными игрушками.
Народная игрушка в детском саду – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
По теме семья нами собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Нами был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы.
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. «Трудовой десант» на участок детского сада «Сделаем прогулку интересней».

Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно – пространственной среды в ДОУ.
Центр социально-эмоционального развития.
Совместно с родителями в группе был оформлен центр «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников, а также есть один большой альбом с фото. Рассматривая с детьми альбом в свободной деятельности, мы развиваем речь, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, знать свое имя и членов своей семьи.
Центр книги.
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Центр игры.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Совместно с родителями пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера и другое.
Центр конструирования.
В центре конструирования детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»: «Построй свой дом», «Мебель для куклы» и т.д.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Для диагностики уровня знаний у дошкольников основ нравственно – патриотического воспитания мною была использована технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Подготовительная группа «Лучики»

Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
А.Я. А.М. Б.А. Б.В. В.А. Г.Д. Д.А. З.М. К.К.
1.Родная страна: н с н с н н н с с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
- + - + - - - + -
Название зеленых зон - + - + - - - + -
Название улиц, площадей - + - + - - - + -
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города - + - + - - - + +
Гимн России - + - + - - - + -
Народная игрушка - + + - - - - + +
Народные праздники - + - + - - - + +
+ + + + + + + + +
- + - - - - - + +
+ + + + + - + + +
+ + + + - - - + +
5.Личностный компонент
+ + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
- + - + + + + + +
+ + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
М.М. М.А. М.И. Н.В. Н.С. П.К. П.Е. С.М. Ф.А.
1.Родная страна: с в с с с н в н н
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города + + + + + - + - -
Название зеленых зон + + + + + - + - -
Название улиц, площадей + + + + + - + - -
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + + + + + - + - -
Гимн России + + + + + - + - -
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + + + + +
Народные праздники + + + + + + + + -
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + - + - -
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + + + - -
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + + + - -
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
Ф.Е. Ч.М. Ш.В. Ш.Е Ш.М. Щ.М.
1.Родная страна: с в с с в с
Название страны + + + + + +
Название города + + + + + +
Домашний адрес + + + + + +
Название достопримечательностей города - + + + + +
Название зеленых зон - + + + + +
Название улиц, площадей - + + + + +
2.Символика
Флаг России + + + + + +
Герб России + + + + + +
Герб родного города + + + + + +
Гимн России + + + + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + +
Народные праздники + + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + +
Забота о близких + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + +

Подготовительная группа «Буратино»

Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
А.В. Б.С. Г.К. Д.Д. Е.Д. Ж.В. Ж.А. И.Р. К.Н
1.Родная страна: в н с с н н в с с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города + - + + - - + + +
Название зеленых зон + - + + - - + + +
Название улиц, площадей + - + + - - + + +
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + - + + + - + + +
Гимн России + - + + + - + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + - + + + - + + +
Народные праздники + - + + + - + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + - + + + - + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + - + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + - + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + - + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + - + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
М.К. М.С. М.А. М.М. К.А. Н.Я. О.Я. П.К. Р.И.
1.Родная страна: н н в н с с с н с
Название страны + + + + + + + + +
Название города + + + + + + + + +
Домашний адрес + + + + + + + + +
Название достопримечательностей города - - + - + + + - +
Название зеленых зон - - + - + + + - +
Название улиц, площадей - - + - + + + - +
2.Символика
Флаг России + + + + + + + + +
Герб России + + + + + + + + +
Герб родного города + + + + + + + - +
Гимн России + + + + + + + - +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + + + + + +
Народные праздники + + + + + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + + + + - +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + + + + - +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + + + + + +
Забота о близких + + + + + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + + + + + +
Вопросы диагностики Фамилия, имя ребёнка
Р.И. С.Д. Т.Д. Т.П. У.Л
1.Родная страна: с с с с с
Название страны + + + + +
Название города + + + + +
Домашний адрес + + + + +
Название достопримечательностей города + + + - +
Название зеленых зон + + + + +
Название улиц, площадей + + + + +
2.Символика
Флаг России + + + + +
Герб России + + + + +
Герб родного города + + + + +
Гимн России + + + + +
3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка + + + + +
Народные праздники + + + + +
Жилище человека и предметы быта + + + + +
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны + + + + +
Различные природно – климатические зоны (тундра, лес) + + + + +
Виды ландшафта (горы, равнины) + + + + +
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде + + + + +
Забота о близких + + + + +
Проявление дружелюбия + + + + +
Умение – управлять своими чувствами, договориться + + + + +
Умение анализировать свои поступки и поступки других + + + + +

Высокий уровень -

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень -

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень -

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

После проведения входной диагностики среди детей седьмого года жизни (общее число 47 детей)были подведены следующие итоги.

В большей части дети показали средний уровень развития нравственно-патриотического воспитания (25 детей – 53%).

На втором месте по количеству оказались дети с низким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (15 детей – 32%).

На третьем месте – с высоким уровнем развития нравственно – патриотического воспитания (7 детей – 15%)

Диагностика родителей

По вопросам нравственно – патриотического воспитания

В ходе исследования опрошено 47 человек, им была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов.


Top