Неспокойный ребенок 3 года. Ребенок беспокойно спит ночью: советы психологов

Здравствуйте, уважаемые читатели! Иногда мне кажется, что наш сын был нам послан именно для того, чтоб я поняла, что значит — беспокойный грудничок. Легко писать статьи о том, если твое драгоценное чадо спит без тебя днем, само играет хоть полчаса, позволяет тебе спокойно приготовить еду или спокойно принять душ. Многие мамы уверены, что мои дети именно такие. Да, старшая дочка не доставляла больших проблем. Но сейчас я подобно расскажу, каким оказался наш младший сын. А также о том, как я умудряюсь выжить в таких условиях. И постараюсь дать практические советы всем мамам, столкнувшимся с такой же ситуацией.

Ребенок болен?

Сначала поговорим о том, почему младенцы бывают беспокойными. Иногда это действительно следствие какой-то болезни. А иногда... Иногда объективных причин для такого поведения совсем нет. Конечно, неврологи почти всегда могут найти что-то, на что можно списать все крики малышей. Тот же гипертонус, например (который в той или иной степени бывает у очень многих грудничков). Или неидеальное УЗИ головного мозга. У младенца редко бывает все идеально. Однако причины, по которым дитя беспокойно себя ведет, могут быть самыми разными:

  • болит животик (обычно до 4 месяцев, но бывает и дольше);
  • режутся зубки (с 3-4 месяцев);
  • последствия родовых травм;
  • страх потерять мать, вызванный разлукой в роддоме и оставшийся в подсознании;
  • какие-то проблемы во время беременности;
  • повышенная привязанность к матери, как особенность вашего ребенка;
  • самые разные болезни или самые разные стрессы в первые месяцы жизни.

Неплохо, да? Суть в том, что установить реальную причину беспокойства ребенка очень и очень сложно. В большинстве случаев это нужно просто перетерпеть. Конечно, если малыш вдруг резко стал беспокойным и начал истошно орать — самое время вызвать скорую помощь. Но если карапуз всегда отличался крикливостью и привязанностью к маме, а врачи не находят никаких серьезных проблем — настройтесь просто потерпеть. Вполне вероятно, что через год, два или через несколько месяцев все изменится в лучшую сторону.

Мнение доктора Комаровского по этому вопросу:

Что делать, чтоб помочь своему ребенку? Иногда может пойти на пользу следующее:

  1. Постоянно носите малыша на руках. Освойте . Судя по всему, ваш ребенок нуждается в этом особенно сильно.
  2. Посетите остеопата. Он может проработать родовые травмы. Это помогает достаточно часто. Но разумеется, не всегда.
  3. Можете попытаться дать ребенку что-то вроде детского эспумизана (от болей в животе) или намазать десны специальным гелем (если лезут зубки). Кому-то это помогает. Нам никогда не помогало.
  4. Постарайтесь сами быть поспокойнее. Ваше настроение передается малышу.
  5. Если малыш ужасно спит ночью — вам показан . Конечно, это не всегда избавляет от ночных гуляний. Но может значительно облегчить вашу жизнь.
  6. Если ребенок беспокойно воспринимает кормление, вертится на груди, извивается или плачет — немедленно вызывайте консультанта по грудному вскармливанию. Сделайте все возможное, чтоб сохранить лактацию и решить эти проблемы! Переход на искусственные смеси часто является следствием невнимательности родителей и неготовности обращаться к профессионалам. Поверьте, детские смеси (а также лекарства) гораздо дороже вызова консультанта!
  7. Пробуйте разные средства. Может, малыш лучше себя чувствует, когда играет умиротворенная музыка? Или после долгого купания? Или на прогулках на природе? Далеко не всегда можно выявить какие-то закономерности. Но попробуйте!
  8. Научитесь делать массаж.
  9. Кому-то помогает посещение бассейна и проныривания. Хотя я считаю, что этот метод подходит далеко не всем детям. Для некоторых малышей подобные процедуры являются большим стрессом.
  10. Старайтесь не доводить ребенка до сильной усталости и перевозбуждения. Своевременно уходите с прогулки домой. Своевременно заканчивайте эмоциональные игры. Реагируйте на первые признаки усталости малыша.

Часто бывает, что на грудничка оказывает негативное влияние обстановка в семье. Частые ссоры, напряженные отношения, много посторонних людей... Но опять же, далеко не всегда причина кроется в семье. Уж на что у нас в доме все мирно и спокойно...

Наш сын

Честно говоря, в первые месяцы после вторых родов мне казалось, что наш сын достаточно спокойный. Несмотря на то, что я бесконечно носила его на руках. Нас миновали сильные колики. И спал по ночам он гораздо лучше старшей дочки... Более того, у нас был шикарный период где-то с 2 до 4 месяцев. Когда я почти перестала пользоваться слингом и могла спокойно оставлять его на полу на 10-30 минут. Однако с 4 месяцев стали резаться зубы... И тут оказалось, что это пострашнее, чем колики. Ведь колики довольно быстро проходят. А зубы... Могут лезть до двух лет.

Сейчас нашему сыну почти 10 месяцев. Мы уже набегались по врачам, никто ничего серьезного не обнаружил. Более того, глядя на десны ребенка (а они действительно постоянно набухшие), многие врачи отмахиваются со словами: «А, да этого у вас зубы лезут. Потерпите!» Вам знакома такая реплика?

Мы с сыном

Надо сказать, что «просветы» у нас действительно бывают. Примерно раз в 2-3 месяца. В этот период малыш почти на неделю забывает про маму, сам играет и прекрасно себя чувствует. Но потом... Я думаю, не будет большим преувеличением, если я скажу, что 90% всего дневного времени наш сын проводит у меня на руках. И хорошо, если просто на руках. А то еще и ноет, требуя, чтоб с ним бегали по квартире!

Спит днем только рядом со мной. Каждые 10-15 минут надо совать ему грудь. Просыпается от каждого шороха. И без шорохов. Ночью просыпается 7-15 раз.

И это у нас не «плохие» дни. Так почти постоянно! И то, в данный момент я считаю, что пошло «улучшение». Потому что иногда (!) у меня получается поесть сидя, притом со свободными руками. Раньше я ела только стоя, усадив карапуза в слинг. А сейчас можно на несколько минут его чем-нибудь занять. И то, довольно часто я кушаю с ним на руках. Регулярно даю ему грудь за обедом, чтоб он перестал выхватывать у меня ложку или громить тарелку.

В 90% случаев я выполняю домашние дела в слинге. Хотя сейчас, когда сын такой большой, это очень неудобно. За спиной сидеть он уже отказывается. Там совсем неинтересно и очень трудно мешать маме. Спереди — да, пожалуйста, но при этом норовит схватить все вокруг. Поэтому я готовлю только максимально быстрые блюда. Использую замороженные овощи, не брезгую кашами.

В хорошем настроении он готов играть с игрушками. Но только пока мама сидит рядом на полу. Опять же, сейчас пошло некоторое улучшение, сын периодически заигрывается, даже иногда уползает в коридор, но если я вдруг выйду из комнаты (даже на пару секунд) или просто встану — поднимается крик, и больше малыш играть не хочет. Ни за что.

Вы все еще думаете, что мои посты — для тех, у кого «идеальные» дети?

Как выжить маме?

Все это я написала не для того, чтоб пожаловаться. А для того, чтоб показать: вы не одни. И даже если у вас беспокойный ребенок, который не оставляет вас ни на минуту, вы все равно можете успеть все необходимое. А главное — хорошо себя чувствовать. Конечно, есть разные случаи. Бывает дети ведут себя так, как мне и не снилось. Бывает, груднички орут целыми днями, хоть носи их, хоть пляши, хоть на голове стой. Некоторые дети катастрофически плохо спят по ночам, и их мамы банально не могут выспаться. К счастью, я сейчас не встаю по ночам. Просто сую карапузу грудь и сплю дальше. Хотя раньше — вставала. И прыгала с ним в темноте по комнате, лишь бы не кричал и не разбудил старшую... Я знаю маму, у которой бесконечные оры по ночам были не редким случаем, а нормой. И не первые два месяца, а два года. Очень надеюсь, что у вас совсем не такой случай.

  • Все, что я писала в своих статьях, актуально для вас в тройном размере. Особенно важны статьи , « », « », « » и вообще все, что я публикую в рубрике для мам. То есть, вам нужно быть втройне внимательнее к себе. Заботиться о себе с утроенной силой. И обязательно научиться хорошо отдыхать за короткий промежуток времени!
  • Иногда нужно жаловаться. Главное, не застревать в этом состоянии. Не бойтесь поныть подруге, рассказать о своей тяжелой жизни. Это приносит облегчение. А потом пойдите и сделайте что-то позитивное. Закажите себе в интернете новое платье или просто потанцуйте под любимую музыку.
  • Повторяю это в сотый раз: постарайтесь освоить слинг или эрго-рюкзачок. Да, это бывает непросто. Иногда кажется, что ребенок категорически не хочет там сидеть. Но обратитесь к опытным мамам или профессионалам. Это в ваших интересах — приучить ребенка к слингу или рюкзаку. Поверьте, это очень облегчает жизнь! Мне кажется, я б сошла с ума без слинга. Хоть сейчас уже им нелегко пользоваться, но все равно на 10-20 минут слинг меня выручает!
  • Если ребенок спит только у вас на груди, это не значит, что вы не можете отдохнуть! Нет ничего проще, чем читать книги или слушать аудио во время кормления. Как вы думаете, как я с двумя детьми пишу статьи в блог? В данный момент сын в полусне сосет грудь, а я лежу с телефоном в руке и набираю текст.
  • У меня супруг приходит с работы очень поздно. Мы все уже спим. Но это не значит, что я не могу чистить зубы и принимать душ. Чищу зубы и смываю косметику, пока дети купаются в ванне. Иногда — если сын не желает долго купаться — в слинге. Принимаю душ за одну минуту, пока ребенок сидит на полу в ванной и изучает полотенца. В крайнем случае — вместе с ним. Да, можно раздеть его и взять с собой в душ!
  • Я не буду здесь повторяться. Читайте другие статьи моего блога и помните, что все это возможно даже с беспокойным грудничком. Главное — брать и делать. Не только читать, а применять это в жизни. Искать для себя доступные радости и активно внедрять их в свою жизнь. Отдыхать. Находить себе хобби (об этом шла речь в статье про ). Не требовать от себя слишком многого. Учиться наслаждаться материнством. И выбросить из головы чувство вины.

Материнство — это нелегко. Но это может дать вам много-много счастья. Нужно лишь открыться этому счастью и просто обнимать своих детей.

Я желаю вам ощущать себя самой счастливой мамой.

Нормально ли, что мой двухлетний ребенок беспокоится и тревожится?

В период младенчества дети еще не имеют представление обо всем мире в целом. Подрастая, они начинают понимать, что иногда с ними происходит что-то, о чем они не знают и чего не могут ожидать или предвидеть. Пчелы жалят, другие дети отбирают игрушки, родители иногда надолго уходят из дома. Ваш малыш, например, может отказываться идти в потому что болеет мама. Такое поведение нормально для двухлетки. Когда малыш немного подрастет, он не будет так реагировать на подобные ситуации. И здесь нет повода для беспокойства: проявления тревожности — исключая необычные страхи – типичны для поведения двухлетнего ребенка.

У двухлетних детей особый тип тревожности?

Да, ниже мы приводим краткое описание некоторых видов детской тревожности:

Тревожность из-за разлуки с мамой
Хотя пик этого вида тревожности приходится на возраст 18 месяцев, иногда вновь появляются периоды, когда малыш начинает беспокоиться из-за . Такие периоды могут длиться вплоть до поступления ребенка в детский сад или даже дольше. Обострение может спровоцировать какое-то событие в жизни малыша – например, заботу о нем неожиданно поручили няне или ребенок на ночь остался в чужом для него доме. Тревога из-за разлуки с мамой объясняется еще и тем, что ребенок уже начинает понимать, что такое время и расстояние. В возрасте двух лет малыш уже знает, что если он не видит маму, это не значит, что мама исчезла — она просто делает что-то интересное и без него. У этого вида тревожности есть один положительный момент – малыш тревожится потому, что очень любит маму.

Боязнь незнакомых людей
Любое незнакомое лицо – даже если это дружелюбно настроенный родственник – вызывает беспокойство у двухлетнего малыша. Ваш ребенок – а теперь его мышление более сложное – воспринимает незнакомца как угрозу. В большинстве случаев малыш успокоится, как только чужой для него человек уйдет.

Наиболее распространенные страхи
Чудовища под кроватью. Соседская собака. Шум спускаемой воды в унитазе. У двухлетнего ребенка множество самых разнообразных страхов. Они – продукт его развивающегося воображения и появившейся способности представлять различные фантастические образы. Причиной того или иного страха может стать и реальный случай – например, малыша испугала собака или ему прочитали на ночь страшную книжку. Возможно так же, что ребенка пугает какое-то воображаемое им существо или что-то, что однажды поразило его: звук стиральной машины, отжимающей белье на полной скорости, темнота или вспышки праздничной иллюминации. Прибавьте ко всему этому общий для всех маленьких детей страх пред чем-то новым и вы поймете, что вашего двухлетку может напугать что-то совершенно обычное, из его повседневной жизни. Дети в этом возрасте легко поддаются внушению. Если ваш малыш увидел что-то страшное по телевизору или если его старшая сестра боится, например, клоунов, он тоже может испугаться, увидев незнакомых людей со странным гримом на лице.

Детская стеснительность или социальная тревожность
Почти все двухлетки время от времени или часто испытывают приступы застенчивости. Некоторые дети робеют в компании детей, с которыми они раньше не встречались, другие – в обществе взрослых. Есть дети, которые чувствуют себя дискомфортно в любой необычной для них ситуации. К счастью, большинство двухлеток со временем перерастают детскую застенчивость.

Что я могу сделать, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?

Если ваш ребенок тревожится и беспокоится, почаще обнимайте его и подбадривайте. Но не стоит останавливаться только на этом. Если вы решили помочь малышу преодолеть свои страхи, вам понадобится вся ваша изобретательность. Подойдите к решению проблемы творчески. Возможно, наши советы помогут вам в этом:

Необходимо понять, что это за страхи
Некоторые страхи вашего малыша абсолютно нормальны для его возраста, бороться с ними не имеет смысла. Если, например, он боится потеряться в большом магазине, скажите ребенку, что вас эта мысль страшит так же, как и его. И объясните, что именно поэтому вы так строго за ним следите и хотите, чтобы он был у вас на глазах. И всегда напоминайте своему ребенку, когда оставляете его с бабушкой, няней или в детском саду, что вы обязательно вернетесь, чтобы забрать его домой.

Поговорите с малышом о его страхах
У двухлеток очень развито воображение, но активный словарный запас пока не велик. Поэтому им бывает сложно объяснить, что же их пугает. Но с помощью мамы ребенок может научиться рассказывать о том, что вызывает у него страх. Помогите ему определить свои эмоции: ему грустно, он сердится или боится чего-то? Многие родители отмечали, что просто помогая своему ребенку подобрать правильные слова, чтобы описать свои чувства, они значительно облегчали его состояние.

Не стыдите ребенка и не заставляйте делать то, чего он боится
Некоторые родители стараются бороться с чрезмерной, как они считают, «привязанностью,» ребенка к ним. Не понимая при этом, что именно тесный и постоянный контакт с родителями очень важен для двухлетки во время процесса формирования таких качеств как самоуважение, уверенность в себе. Не надо говорит малышу «перестань плакать, это же глупо» или «ты уже большой мальчик». Если вы уговариваете ребенка погладить собаку, которую он боится или , это не поможет ему преодолеть свои страхи. В этом возрасте лучше не принуждать и не давить на детей – пусть все идет своим чередом.

Используйте свое воображение
В борьбе с детскими страхами ваши лучшие помощники – юмор и смех. Если малыш боится грозы, придумайте смешную историю (как это делали древние греки, придумывая свои мифы) о сказочном существе, которое магией вызывает вспышки молнии на небе. А если малыш боится страшных монстров, которые спрятались в шкафу, скажите ему так «Я проверила: в шкафу нет ни одного монстра. Но ты можешь взять этот волшебный фонарь, чтобы при случае отпугивать любых, даже воображаемых монстров.» И конечно, надо рассказать ребенку о том, что ночник – это «лучшее в мире средство» для отпугивания приведений, к тому же он помогает детям ориентироваться в темноте, если они вдруг проснутся посреди ночи.

Поступайте так, как лучше для вашего малыша
Пока ваш малыш не перерастет свои страхи, делайте и предпринимайте все возможное, чтобы успокоить и ободрить его. Если, например, ребенок потому что думает, что его может засосать в отверстие для пробки, разрешите ему купаться сидя на стуле. Дайте ему специальную мочалку и помогите вымыться при помощи душа. А еще вы можете лишь немного наполнить ванну водой (объясните ребенку, что воды в ванной ровно столько, чтобы («просто помыть твои ножки»), а затем постепенно добавляйте воды.

Планируйте все заранее
Если малыш робеет в обществе других детей или взрослых или его тревожит любая новая для него обстановка, лучше всего, вероятно, подготовить его заранее. Расскажите ребенку о том, что скоро вы отправитесь в интересное место, где он познакомится с другими людьми. Будьте при этом позитивны. Спросите, не хочет ли он взять с собой в гости любимое одеяло или плюшевого мишку. А когда вы придете в гости, будьте рядом с ребенком до тех пор, пока не убедитесь, что ему комфортно в новой обстановке. Даже если для этого вам придется час держать малыша на коленях.

В каком случае следует обратиться за помощью к специалисту?

Хотя страхи двухлетнего малыша часто настораживают родителей, они совершенно нормальны. Однако вам следует обратиться к специалисту в том случае, если чрезмерная тревожность малыша нарушает семейный уклад, если его страхи становятся постоянным предлогом не идти в детский сад, если они не дают ребенку заснуть и приводят к импульсивному поведению. В случае необходимости ваш педиатр даст направление к неврологу или посоветует обратиться за консультацией к детскому психологу.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Беспокойный сон ребенка – частый повод для волнений родителей. Кроха всю ночь вертится, ненадолго засыпает, но сон его некрепкий, тревожный, нарушить его может любой шорох. Что происходит с малышом? Опытные родители со стажем, как правило, хорошо ориентируются в потребностях своего чада, но даже у них порой возникают вопросы, связанные с беспокойным сном малыша.


Причины

Причин может быть несколько. Как физических, так и психологических.

  • Ребенок беспокойно спит ночью, если он начинает заболевать. Болезнь еще не проявила себя на физическом уровне, и внешне малыш вполне здоров. Но он уже чувствует недомогание, и заранее начинает беспокоиться. Если крохе уже 5 месяцев и более, то причиной для тревожного сна могут стать режущиеся зубки. В любом случае, есть смысл показать карапуза педиатру, чтобы не пропустить начала заболевания.
  • Плохой сон может быть вызван повышенным внутричерепным давлением. Обнаружить эту проблему и назначить лечение может только врач. Беспокойный сон у маленького ребенка может быть и следствием серьезных заболеваний – энцефалопатии, рахита или опухоли головного мозга. Не дают нормально спать отиты, дисбактериоз, а также различные инфекционные заболевания. Поэтому поиск причины тревожного сна стоит начинать с посещения доктора, чтобы исключить болезнь.


  • У новорожденных до 3-5 месяцев частая причина беспокойного сна малыша - кишечные колики. Микрофлора кишечника карапуза еще недостаточно сформирована, к тому же его организм еще только адаптируется к самостоятельной жизни. Эти процессы сопровождаются усиленной выработкой газов. У малыша «пучит» животик, особенно сильно – в вечернее время и ночью. Едва задремав, кроха просыпается, пронзительно кричит, багровеет, поджимает ножки к животику. Облегчить ему неприятные ощущения можно с помощью различных капель и сиропов на основе симетикона, укропной воды, газоотводной трубочки.
  • Малыш может плохо спать, если он замерз или ему жарко. Немало молодых родителей, наслушавшись «добрых» советов, стремятся не избаловать младенца, поэтому лишний раз стараются не брать его на ручки, а к совместному сну в одной постели с ребенком многие мамы и папы вообще относятся отрицательно. А зря. Поскольку кроха может беспокоиться из-за того, что чувствует себя «оторванным» от мамы. А ему необходим физический контакт с ней. Кроме того, ночью температура тела несколько понижается, и малыш нуждается в том, чтобы его согрели мамины руки. Другая крайность – малышу жарко или душно. Мамы боятся простудить ребенка, поэтому плотно закрывают окно в комнате, кутают кроху.

Помещение, где спит младенец, обязательно следует проветривать. Температура в нем в идеале должна быть около 19-20 градусов при влажности воздуха 50-70%. Это наиболее комфортные условия для маленького человека.


  • Еще одна причина для беспокойного сна – голод. Возможно, малыш не наелся в предыдущее кормление, и в этой ситуации не нужно отказываться от ночных кормлений. Нуждаться в ночном приеме пищи ребенок может до 6 месяцев. После этого возраста, как утверждают детские врачи, у ребенка нет физиологической необходимости кушать среди ночи.

Крохи, которые находятся на грудном вскармливании, могут испытывать голод, если молоко мамы недостаточно питательное. Пересмотрите свой пищевой рацион. А также обратитесь к педиатру с просьбой провести контрольное кормление со взвешиванием ребенка до приема пищи и после, чтобы определить, сколько съедает карапуз. Если ему не хватает вашего молока, доктор может разрешить «прикорм».

  • «Искусственники» часто при кормлении заглатывают много воздуха, это создает ложное ощущение сытости. Голод снова возвращается, когда карапуз расслабляется и пытается заснуть. Поэтому малышам, питающимся адаптированными смесями, обязательно нужно давать отрыгнуть воздух после еды. Небольшие срыгивания при этом – вариант нормы. Соска на бутылочке должна нравиться бутузу, быть удобной. Одни крохи предпочитают латексные, другие –силиконовые соски. Подберите своему малышу тот вариант, который он воспримет сам наилучшим образом.


Причина беспокойного сна может крыться и в нарушении режима дня. К примеру, малыш хорошо выспался днем, или вообще перепутал день и ночь. Следует привести режим крохи в соответствии с его возрастными потребностями.

  • Малыш в возрасте от 1 до 3 месяцев нуждается в 17-20 часах сна в сутки.
  • Потребности в сне для детей в возрасте 6 месяцев- 14 часов в сутки.
  • В 1 год ребенок должен спать не менее 13 часов в сутки.
  • В 2 года суточная потребность во сне – 12,5 часов.
  • В 4 года малыш должен спать не менее 11 часов в сутки.
  • В 6 лет потребность во сне- 9 часов.
  • В 12 лет подростку необходимо 8,5 часов сна в сутки.

Советы от популярного педиатра по улучшению качества сна малышей в следующем видео.

К нарушениям ночного сна у детей приводит и недостаток витаминов. А также малыши очень метеочувствительны – они реагируют на перепады атмосферного давления, на осадки, причем нередко «предчувствуют» их.

Психологи утверждают, что беспокойный сон малыша может быть обусловлен возрастными особенностями. Дело в том, что структура сна у детей в 2 месяца и в 2 года – разная. С рождения и до 1 года поверхностный сон у крохи преобладает над глубокой фазой, именно поэтому малыши часто просыпаются. Только одни снова легко засыпают самостоятельно, а другим требуется помощь родителей.

Бывает, что спокойный кроха начинает просыпаться и беспокойно ворочаться к 7-9 месяцам жизни. В этом возрасте у малыша появляются первые психологические проблемы, мешающие спать нормально, – это страх оказаться вдали от мамы. Если родители спят в одной комнате с малышом, то ощущения беззащитности ребенок не будет испытывать и подобные ночные тревожные пробуждения постепенно сойдут на нет.


В 2-3 годам сон может стать тревожным и беспокойным из-за развития воображения малыша. Он уже умеет фантазировать, именно на этот возраст приходится появление ночных кошмаров, страха темноты. Справиться с этим помогут уютный ночник у кроватки малыша, любимая мягкая игрушка, которую он может брать с собой в постель.

Еще один «критический» возраст – 6-7 лет. В это время сон ребенка может нарушаться из-за переживаний, связанных с началом обучения в школе.

В любом возрасте дети очень чувствительны к психологическому климату, который царит в вашем доме. Если там часто ссорятся, нервничают, переживают, это обязательно скажется на качестве сна ребенка, причем не с лучшей стороны.


Создайте своему малышу спокойную, мирную домашнюю атмосферу

Беспокойный сон может быть и «отголоском» врожденных особенностей характера малыша, его темперамента. Известно, что дети-холерики спят хуже, чем дети-флегматики, а детям–сангвиникам тяжелее просыпаться по утрам. К каждому ребенку требуется индивидуальный поход с учетом всех его личных особенностей и общих факторов, влияющих на качество сна.

Последствия дефицита сна для детей

Если проблему беспокойного ночного сна ребенка игнорировать, довольно скоро малыш начнет страдать от недосыпания. Дефицит сна отразится на всех функциях его организма. В первую очередь возникают нарушения в нервной системе. Затем даст «сбои» гормональный фон. Дело в том, что гормон роста СТГ (соматотропин) лучше вырабатывается у детей именно во время сна. Если ребенок недосыпает, у него возникает нехватка гормона роста, и, как следствие, он медленнее растет и развивается не только физически, но и интеллектуально.

Другой «ночной» гормон - кортизол помогает организму справляться со стрессом. Если ребенок мало спит, уровень кортизола у него занижен, а значит, психика крохи становится уязвимой.

Хронический недосып снижает умственные и интеллектуальные способности ребенка, таким малышам тяжело дается обучение, у них выраженные проблемы с памятью.


Обязательно отрегулируйте сон малыша, дабы избежать проблем с будущим развитием ребенка

Как наладить сон ребенка?

Если беспокойный ночной сон вашего ребенка - не исключение, а, скорее, уже правило, нужно обратиться к педиатру. Он посоветует способ улучшить сон малыша, учитывая возрастные особенности.

Если причина в заболевании, лечение пойдет на пользу, и малыш начнет спать нормально.

Если ребенок здоров, то «выровнять» его сон можно своими силами.

  • Хорошо помогает купание перед отходом ко сну, легкий успокаивающий массаж. В воду, в которой купается малыш, можно добавить несколько капель валерианы или пустырника.
  • Вечером лучше избегать повышенной активности, все шумные игры и развивающие занятия с ребенком старайтесь устраивать в дневное время. Взбудораженный карапуз по определению не может спать крепко.
  • Не забывайте, что малышу важны прогулки. Дети, с которыми мало гуляют, чаще других страдают нарушениями сна. Если погода и сезон позволяют, устраивайте небольшие вечерние прогулки.
  • Постельное белье в кроватке малыша должно быть только их натуральных тканей, матрас - ровным и в меру мягким (оптимальный вариант – ортопедический матрас), а подгузник – проверенным, качественным и надежным. Дети до 2 лет в подушке не нуждаются.


Наладить ночной сон помогают особые ритуалы. Придумать их может каждая мама с учетом потребностей своего ребенка. В моей семье это обязательное прочтение одной сказки после купания перед сном. Сделайте свой ритуал обязательным. Что бы ни случилось, его следует неукоснительно выполнять. Это позволит малышу довольно быстро понять, чего он него хотят родители, и он будет ждать наступления событий в определенном порядке. Это снижает уровень стресса, делает отход ко сну более мягким и плавным.

Рождение ребенка большое событие для любой семьи, вместе с радостью приходят различные хлопоты. Но, что делать, если ребенок еще и очень беспокойный.Беспокойный грудничок – это центр внимания семьи. Он требует постоянного ухода и общения. Обычно такой грудничок плохо спит и много плачет. Тогда у родителей, возникает вполне закономерный вопрос: может быть, у него что-то болит, или он мучается мокрой пеленкой. На такие вопросы очень легко найти ответы.

В большинстве своем, новорожденные имеют несколько приступов сердитого плача. Такое состояние чередуется с необыкновенно глубоким сном, когда кажется, что ребенка невозможно разбудить. Такое поведение не значит что ребенок болен. Стоит немного потерпеть и это пройдет.

Если ребенок чрезвычайно активе, ему необходимо принимать специальные успокаивающие ванны. Они могут быть с корнем валерианы, пустырником, мятой или крапивой. На одну ванночку необходимо взять по 30 граммов каждой травы, залить стаканом кипятка и прокипятить в течение 5 минут. Постоять такому настою необходимо 2 часа, а затем его нужно процедить. Отвар надо добавлять при купании в воду в ванной. Если ребенок страдает опрелостями, то не лишним будет добавить кору дуба, череду, ромашку и зверобой. Можете использовать траву в качестве сбора или по отдельности.

Если ребенок заплакал, не надо его сразу кормить. Сначала проверьте сухие ли у него пеленки, и не создает ли одежда ему лишний дискомфорт. Если во время плача, ребенок подтягивает ноги к животу, значит его мучает боль в животе. Что бы избавить ребенка от болей, перед кормлением кладите его на время на животик. Можно делать специальную гимнастику с ребенком. Энергично прижимайте согнутые в коленях ноги ребенка к животу. Если после этого малыш плачет и беспокоиться, значит стоит приложить теплую грелку или пеленку к животику.

Если ребенок чрезмерно беспокойный, то стоит показать его врачу. Если во время громкого или резкого шума он вздрагивает, закатывает глаза, а во время плача у него дрожит подбородок, то обязательно обратитесь к невропатологу. Если данные явления не сильно выражены, они пройдут самостоятельно.

Беспокойный грудничок – постоянный повод для волнения родителей. Перед сном необходимо покачать ребенка, легкое движение может его успокоить. Можете попробовать усыпить его музыкой. Обязательно следите за своим собственным состоянием, так как оно передается малышу. И нервный срыв матери может стать причиной для беспокойства ребенка.


Top