Фундаментальные исследования. Дипломная работа: Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

1

В статье рассматривается проблема экономического воспитания младших школьников, влияние экономического нравственного и трудового воспитания на развитие личности в целом. Исследуются методы социально-экономического образования и воспитания детей и учащейся молодежи. Делаются выводы о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, – это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Приводится перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека, который образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

экономическое образование

трудовое образование

личность

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 23.

2. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников. – М., 2000.

3. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.: Профессиональное образование, 1996. – 64 с.

4. Семенихин В.А. Экономическое образование и воспитание в школе. – М., 1991. – С. 86–89.

5. Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. – М., 1990.

Существенные социально-экономические преобразования в нашей стране в конце прошлого века изменили и доминирующие ценности общества. Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К.Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С.Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

В педагогических трудах А.С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда.

Наиболее продуктивными в плане психологических и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60-80-е годы XX столетия. Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания.

В работах Ф.П. Евсеенко, И.И. Зарецкой И.Л. Калиниченко особое внимание уделялось процессу трудовой подготовки и формированию таких личностных качеств, как честность, ответственность.

Исследуя методы экономического образования и воспитания школьников, И.А. Сасова писала: «Социально-экономическое образование и воспитание детей и учащейся молодежи в широком смысле предполагает включение выпускников в социально-экономические отношения, свойственные современному производству, воспитание у них потребности руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, повышать эффективность производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Это также воспитание образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, хозяйского отношения ко всем видам собственности». Ведущие отечественные исследователи А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание; как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей Семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности.

Н.Н. Поддъяков определяет понятие «экономическая культура» как формирование экономических качеств и свойств личности. К ним он относит экономические способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, экономическую нравственность, нормы, стандарты и привычки экономического поведения, экономические чувства.

Вопросам экономического образования и воспитания школьников посвящены работы многих исследователей. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации для начальной школы; по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (М.Л. Алферова, Г.Х. Гебеков, Е.Н. Землянская, И.А. Сасова, JI.C. Чернер и др.). Анализ работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться с первых дней обучения в школе, а изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, во внеурочной деятельности, так и в условиях дополнительного образования.

Понятие «экономическое образование» иногда отождествляют с понятием «экономическое воспитание». Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов подчёркивают, что такое отождествление неправомерно, так как не учитывает некоторое отличие, которое заключается в том, что экономическое образование формирует экономическую научную идеологию (систематизированные экономические знания, компетентность, позицию, деловые качества), а экономическое воспитание - психологию (мотивы поведения, установки, ценностные ориентации, личностные качества). Нельзя отрицать, что экономическое образование и экономическое воспитание тесно взаимосвязаны. Экономическое образование тоже выполняет функцию воспитательную, а экономическое воспитание - функцию познания экономических процессов. Однако цель и задачи экономического воспитания обширнее и многограннее. По мнению Н.И. Белкиной экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Такой позиции придерживаются многие исследователи Ю.К. Васильев, Г.Д. Глебова, Ф.П. Евсеенко, О.Н. Есина, Т.М. Кондратенко, В.Е. Ковалева, М.А. Лобанова, Е.Н. Неустроева, Н.П. Сабельфельд работы, которых посвящены проблемам экономического воспитания и экономического образования школьников.

На основе анализа работ вышеуказанных авторов можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Итак, экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности.

Как отмечает Е.Н. Землянская, в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. С одной стороны, главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества.

С другой стороны, согласно О.Н. Есиной, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение использовать экономические знания в процессе трудовой потребительской деятельности.

Формирование у школьников экономических качеств личности рассматривались в работах М.Л. Алферовой, Е.В. Савиной, Т.Е. Сергеевой, В.А. Семенихина. В процессе изучения публикаций указанных авторов отмечаем, что если ранее первостепенное значение придавалось формированию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, то теперь ряд экономических качеств личности,формируемых в школьном возрасте расширился и в него вошли следующие качества: организованность» ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, активность. При этом отмечается наличие способности, которая обеспечивает накопление знаний, выработку умений и образование побудительных мотивов, стремления достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов при наименьших затратах.

Исследуя принципы и основные направления экономического образования в российской школе, В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская акцентировали внимание на качественной стороне подготовки школьников к жизни в обществе путём внесения соответствующих корректив в систему подготовки к производительному труду и экономического воспитания. В работах этих учёных прослеживается обоснование необходимости формирования элементарных хозяйственно-экономических представлений у выпускников общеобразовательных школ. Заметим, что в перечисленных работах указывается на необходимость формирования у учащихся таких качеств, как бережливость, экономность, расчётливость, деловитость. А.Ф. Аменд, объясняя этот факт, пишет: «Экономность, бережливость, расчётливость, деловитость являются экономическими, потому что они непосредственно включены в экономическую деятельность и служат её объективно необходимым элементом, формой реализации требований экономических законов и отношений общества. Вместе с тем они служат моральными, нравственными качествами».

Е.В. Савиной разработана модель формирования базисных элементов экономической культуры младших школьников, направленных в конечном результате на формирование у младших школьников готовности и способности разумного отбора, восприятия, внутренней переработки и дальнейшего использования вновь получаемых экономических знаний, умений анализировать, обоснованно принимать решения, формирование разумных потребностей, рациональной организации своего труда, а также на воспитание мотивов экономической деятельности, формирование ценностных экономических интересов. Считаем, что это усиливает нравственную сторону экономического воспитания.

В.К. Розов, И.Ф. Прокопенко, Л.И. Паномарев, О.В. Плахотник рассмотрели вопросы теории и методики экономического воспитания школьников, уделяя особое внимание формированию у учащихся младших классов таких качеств, как бережливость, экономность. Экономическому воспитанию младших школьников они отводят роль начального звена в формировании экономических представлений, знаний, акцентируя внимание тоже на нравственную сторону экономического воспитания младших школьников.

Рассмотрим наиболее важные для нашего исследования наработки в области развития экономического и предпринимательского мышления у подрастающего поколения.

Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе может выступать методологической основой для создания принципиально новой модели социально-экономического образования в общеобразовательной школе, способствующей изменению содержания экономического всеобуча, ведущей идеей которого становится подготовка учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

В концепции указана цель социально-экономического образования и воспитания, которая конкретизируется в следующих задачах:

  • воспитание свободного человека - собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать своё положение в обществе с точки зрения экономической целесообразности и результативности;
  • формирование поколения, положительно настроенного к коренным преобразованиям, экономически способного воспринять «рыночную» модель поведения;
  • вооружение базовыми социально-экономическими знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению школьников и продолжению их экономического образования, позволяющими выпускникам учебных заведений вступить в рыночную систему отношений с учётом российской национальной специфики;
  • воспитание культуры деловых отношений;
  • развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.

Учитывая концептуально новые целевые установки, сущность экономического воспитания корректируется и, на наш взгляд, состоит в выработке в воспитуемом социально значимых качеств. В связи с этим складывается новое представление о современном экономически воспитанном человеке, по определению который:

  • владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
  • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
  • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами;
  • осваивает основные модели экономического поведения и экономические роли;
  • обладает современным экономическим мышлением;
  • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
  • владеет экономическим языком, что позволяет ясно излагать свои мысли;
  • обладает навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
  • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
  • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями.

Приведенный перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

Долгое время суть экономического воспитания многими педагогами сводилась лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости, Это, безусловно, важно и необходимо осуществлять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и так далее, то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно.

На наш взгляд, экономическое воспитание может в свою очередь выступать средством, с помощью которого подрастающему человеку экономический мир делают понятным. В этом случае экономическое воспитание, обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Таким образом, экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой стороны, выступает как компонент, часть общего воспитания и развития личности. Напомним, ведь воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что экономическое воспитание - необходимая часть общего процесса развития и воспитания младшего школьника. При этом заметим, что это и особый тип воспитания, обусловленный процессами адаптации и социализации подрастающего человека в условиях изменения физических и духовных основ жизни, пересмотра норм, ценностей, правил «экономического общежития», а также естественных стремлениях к самостоятельности, предприимчивости, самореализации.

Рецензенты:

Цахаева А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала;

Алисултанов А.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 27.01.2014.

Библиографическая ссылка

Юсупова С.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 143-146;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33521 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Экономическое воспитание младших школьников

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.


Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь – азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А – акция, аукцион
Б – банк, банкрот
В – вето, виза
Г – гарантия
Д – доход, депозит и т.д.

На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.
В подготовительном – 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп – лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:
- помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем. Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.
2. Честность и порядочность.
3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).

Задачи игры: дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.

Класс оформлен плакатами, ребусами по теме: «Экономика», организована выставка настольных экономических игр.
Игре предшествовала подготовительная работа – ребята составляли кроссворды на экономическую тематику. В зале находятся зрители.
Звучит музыка
. Ведущий:
Спросите вы у школьника;
Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал
Там биржа, банк и капитал.
Нам знанья эти всем нужны
И этим знаньям нет цены.
Итак, начинаем игру «Счастливый случай». (Представление команд. Ведущий представляет членов команд. Ребята рассказывают о том, чем они любят заниматься и кем они думают стать в будущем)
1 гейм
Дальше - дальше
(за 30 сек. Ответить на большее количество вопросов)

1 команда.

1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
2. Денежная единица Англии (фунт).
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
4. Вклад в банке (депозит).
5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
6. Денежная единица Японии (иена).
7. Учреждение, где заключается сделки (биржа).
8. Разорившийся предприниматель (банкрот).
9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
10. Основная единица какой-либо страны (валюта).

2 команда

1. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
2. Ценная бумага (акция).
3. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
4. Денежная единица Беларуси (рубль).
5. Денежное выражение стоимости товара (цена).
6. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
7. Денежная единица европейских стран (евро).
8. Публичная продажа (аукцион).
9. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
10. Занятие, которое приносит доход (бизнес).

2 гейм
«Темная лошадка»
(Вопросы задают литературные герои)

1. Буратино: Каким бы словом вы назвали процесс описанный мною в считалочке?
1,2,3,4,5 – начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер).

2. Золушка: Как вы думаете, кто быстрее станет безработным, я или мачехины дочки? Почему?
3. Король из сказки «Бременские музыканты»: Какой закон экономики и государства нарушили разбойники? (не платили налоги).


(Звучит «Песня Разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»)
4. Молодой паренек: Благодаря чему пошел мой успешный торг?
Фрагмент из мультфильма «как старик корову продавал?» по стихотворению С. Михалкову.
Ведущий:
Кто хочет свой товар продать,
тот с нею должен подружиться.
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.
(Инсценирование – реклама школьных принадлежностей).

3 гейм
«Ты – мне, я - тебе»
(Члены команд задают вопросы друг другу)

Это: а) ребусы
б) закончи пословицу (тема труда, бережливости и т.п.)
в) замени букву в слове, чтобы получилось слово на экономическую тематику
танк – банк поход – доход
Лиза – виза повар – товар
4 гейм
«Золотой бочонок»
Выиграет тот, кто даст первый и правильный ответ.

В семье Белок отец работает лесным электриком, его зарплата 120 тыс. рублей, мама – медсестра, получает 95 тыс. рублей. Дедушке платят пенсию 73 тыс. рублей. Старший брат учиться в лесной академии и получает стипендию 37 тыс. рублей. Ну и на двоих малышей выплачивается пособие в размере 25 тыс. рублей.
- Какой месячный доход семьи?
- Какова сумма расходов семьи, если на продукты питания тратиться – 60 тыс. рублей на обновки – 45 тыс. рублей на лесной трамвай – 10 тыс. рублей на оплату дупла – 15 тыс. рублей
- Может ли семья в этом месяце купить маме новую шубку за 200 тыс. рублей?
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Путешествие в Страну Увлечений (2 класс).
Задачи:
- стимулировать желание учеников рассказывать взрослым, сверстникам о своих интересах, увлечениях;
- повышать интерес к экономике;
- формировать умение мастерить, прививать трудолюбие;
- учить организованности, слаженности в работе;
- воспитывать культуру взаимоотношений.

Этому занятию предшествовала подготовительная работа. Ребята с помощью учителя, родителей, старших товарищей организовали выставку «Мир увлечений».
Работали с энциклопедической литературой. Писали сочинение на тему: «Мое любимое занятие».
В классе ребята сидят по группам.
Звучит музыка (фонограмма «маленькая страна»)
(На доске изображение ворот со словами ХОББИ и ДОСУГ. Также записаны пословицы:

Без дела жить –
Только небо коптить.
Маленькое дело – лучше большого
Безделья.
Умелые руки не знают скуки).

Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной стране – стране Увлечений. Мы познакомимся с жителями этой страны, их интересами. Узнаем какой же он, увлеченный человек? А чтобы попасть нам в эту страну, нужно открыть замок, ключом к которому будут ответы на вопрос: Что такое хобби? Что такое досуг?
(Ребята отвечают – замок открывается).
- Жители страны Увлечений живут под такими девизами: (чтение и объяснение смысла пословиц)
- Итак, чем же может быть увлечен человек? Ответом на этот вопрос является наша выставка «Мир увлечений».
Ученица – экскурсовод: Вашему вниманию представлена выставка, которая рассказывает о наших увлечениях, увлечениях наших родителей, друзей и знакомых.
(Представлены работы: поделки из дерева, изделия из соломки, глиняные игрушки, мягкие игрушки, сделанные своими руками, игрушки из бумаги, куклы, машинки, большое место отведено коллекциям открыток, марок, значков).
Во время экскурсии по выставке отмечалась польза занятием тем или иным делом. Ребята показали, что они не только имеют любимое занятие, но и стараются узнать как можно больше о предмете своих увлечений. (Откуда пришли куклы? Почему футбол так называется? И т.п.). мальчик из 6 класса рассказал, как он собирал коллекцию автомобилей.
В нашем городе Дружбы есть:
Ул. Кукольная
Ул. Спортивная Ребята рассказывают о своих интересах.
Ул. Коллекционеров Задают вопросы друг другу.
Ул. Гурманов - жители этой улицы предложили игру «Здоровое питание» (разложить картинки с изображением продуктов питания в 3 конверта в зависимости от пользы организму в их употреблении.)
На ул. Словесной ребята играли в разнообразные игры со словами.
Бульвар Художников.
Так как наш класс с художественным уклоном, большинство ребят увлечены рисованием. И они знают, что можно сделать с простым листом бумаги. (стихотворение «Вот бумаги листок…»)
В своем путешествии мы попали на площадь «Танцевальную». В классе есть ребята, посещающие хореографический кружок. (Дети танцуют вальс).
Наш город Дружбы – город умелых, трудолюбивых жителей, готовых заинтересовать своим делом других. Сейчас мы в этом убедимся.
(Работа в группах).
1 группа – Вязальный цех
2 группа – Конструкторское бюро
3 группа – Фабрика народных промыслов
4 группа – кафе «Веселый звонок»

проводиться практическая работа в группах.ребята изготовили аппликацию, игрушки из яичной скорлупы, кисточки для шарфа и шапки, бутерброды.

Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр.) и получить взгляд со стороны.

Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

Система финансирования - это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

Перечень затрат - это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д.) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое образование младших школьников.

Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно.

Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы имел представление о назначении денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое потребности, и каковы способы и возможности их удовлетворения, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Школьник должен чётко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная мебель, ремонт в классе и дома, нерациональный расход электроэнергии и воды.

Составным элементом экономического воспитания детей является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, осознать значимость различных профессий, помогут понять роль и права человека в обществе, подготовить к адекватному восприятию действительности, помогут ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Таким образом, экономическое образование необходимо осуществлять уже с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Надо отметить, что даже первоклассники способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, осознают связь «труд- деньги- товар», распознают факт купли- продажи, имеют первичные представления о профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер). Ко времени поступления в школу ребёнок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Эти первоначальные знания детей позволяют учителю выйти на более высокий уровень экономического образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять свой выбор, проявлять дисциплинированность, инициативность, настойчивость, последовательность.

В нашей школе преподавание в начальных классах ведётся по традиционной программе «Школа России». На сегодняшний день

экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной школы. Автор учебников- А.А.Плешаков.

Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». На данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, которые помогают учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством, как ведётся семейное хозяйство, выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал отобран с учётом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно- научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Согласно учебной программе по этому предмету, во втором классе первое и единственное занятие «Что такое экономика» проводится в конце первого полугодия. Я считаю, что этого явно недостаточно. Поэтому в начале учебного года для занятий по внеурочной деятельности выбрала курс « Основы экономики». При составлении рабочей программы за основу была взята авторская программа курса по экономическому воспитанию младших школьников «Основы экономики в начальной школе» под редакцией И.Г.Рябовой. Эта программа рассчитана на четырёхлетний курс осуществления экономического образования детей, начиная с первого класса. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых социально- экономических условиях в контексте традиционной культуры региона.

Целью программы является формирование начал экономической культуры, элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, экономически значимых качеств и экономического поведения личности. В течение четырёх лет обучения учащиеся должны получить первоначальные экономические знания и практические навыки, способные оказать влияние на процесс формирования личности ребёнка, которому предстоит жить в условиях реализации новой стратегией социально- экономического развития России и Республики Мордовия.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

Формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;

Формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам, учебникам;

Воспитания бережливости, аккуратности, инициативности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы.

При разработке и проведении занятий стараюсь опираться на те понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в жизни. Для активности процесса воспитания и обучения использую различные методы:

рассказы, беседы, презентации, игры, моделирование и разбор различных жизненных ситуаций, изобразительную деятельность, выполнение творческих заданий, создание проектов, практические работы.

Были подготовлены проекты: «Вещи, которые нас окружают», «Профессии моих родителей», «Сколько стоит минута».

Большое место отводилось сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Почта», «Торговый центр», «Библиотека». К детям в гости приходили сказочные персонажи: Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.

Использовались пословицы, поговорки, сказки.

Ребята побывали и в роли покупателей, и в роли продавцов, совершили виртуальную экскурсию в разные государства и познакомились с понятием валюта. Очень подробно была рассмотрена тема «Деньги. История возникновения денег».

Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.


Рынок предъявляет к человеку большие требования : своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.

Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный - 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин
2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.
3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.
Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь - азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А - акция, аукцион
Б - банк, банкрот
В - вето, виза
Г - гарантия
Д - доход, депозит и т.д.
сайт
На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.

В подготовительном - 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп - лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки.

Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель - ученик - родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека - бизнесмена.
2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.
4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).
Задачи игры : дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.
Класс оформлен плакатами, ребусами


Top