Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада. Физкультура в смешанной группе в детском саду

Наталья Захарова
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физкультуре в разновозрастной группе «Путешествие к зайчонку»

Образовательная область : Физическое развитие

Интеграция образовательных областей : Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие.

Тип : интегрированное

Возраст детей : 3-7 лет

Формы непосредственно образовательной деятельности : совместная деятельность

Формы организации : группа

Цель : Продолжать работу по формированию правильной осанки. Формирование у детей здоровый образ жизни .

Задачи :

Обучающие :

Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни ;

Формирование навыков сотрудничества друг с другом;

Развивающие :

Развитие ловкости, быстроты, силы, во время игры;

Закрепление техники игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитание интереса к сказкам , умение сопереживать и приходить на помощь;

Оборудование : Обручи, игрушка -зайчик , гимнастическая скамейка, дуга, пенёк.

Словарная работа :

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие гостей.

Дети, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.

- Физкульт привет !

Воспитатель : Ребята, нам в детский сад пришла телеграмма из леса, от Зайчихи . Что же тут написано, посмотрим? (Открывает) . У нее потерялся зайчонок , когда они гуляли. Зайчиха искала зайчонка , но не смогла найти его. Она просит у вас помощи. Ну что, поможем, ребята? (ответы детей) . Сегодня мы отправимся в зимний лес, Но в лесу нужно быть осторожным, там много неожиданностей. Чтобы наше путешествие было безопасным , интересным , в путешествии будьте внимательными, осторожными, помогайте друг другу и соблюдайте технику безопасности.

Нужно собраться с силами и размять мышцы.

На разминку становись!

Проверим осанку. Поставили пятки вместе, носочки врозь, спина прямая, голова смотрит вперед. Шагом марш! (Звучит музыка)

1. Сейчас поставим руки на пояс, поднимемся высоко на носочки.

2. ноги на пяточках, руки спрятаны за спину, спинку держим прямо, носики держим вверх

3. ветерок усилился, и мы начинаем бежать быстрей

4. Ветер становится тише и мы переходим на шаг

5. Внимание впереди очень узкая дорога, поэтому пойдём боком скрестным шагом спина прямо, руки на поясе, смотрим только вперёд.

6. Ветки на деревьях от веса снега склонились так низко на тропинку, что придётся идти в присяди.

7. А вот дорога стала шире и светлей, можно весело пробежаться, захлёстывая голень назад.

8. Шагом марш.

Ребята, давайте представим, что это снежинки переливаются под лучами солнца и становятся разноцветными . в рассыпную по всему залу упражнение на восстановление дыхания.

Воспитатель : Ребята незаметно мы с вами из детского сада подошли к лесу.

А кто из вас знает как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не кричать, не ломать ветки деревьев, не обижать зверей и птиц, не разрушать гнезда, ходить рядом со взрослыми.

Чтобы быть сильными, ловкими и преодолеть все препятствия, давайте выполним с вами следующие упражнения :

Комплекс развивающих упражнений

(С элементами аэробики)

1) И. п.: стоя, ноги вместе, руки вперед.

1- приподнять пятку одной ноги от пола, сжать пальцы рук в кулак; 2 –то же другой ногой, разжать пальцы в стороны.

Повторить : 4 раза.

2) И. п.: о. с.

1- приподнять пятку одной ноги от пола, руки к плечам. 2 – то же, руки вверх; 3 –счет1; 4 –и. п.

Повторить : 4 раза.

3) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1- полуприсед, голову наклонить к правому плечу; 2 – и. п. ; 3- то же к левому плечу; Повторить : 8 раз. 4 – и. п.

4) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1 – полуприсед, голову наклонить вперед; 2 – и. п. ; 3 – то же, голову назад; 4 – и. п.

Повторить : 8 раз.

5) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 –полуприсед

Локти свели вперед; 2 – и. п. Повторить : 8 раз.

6) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 – присесть с поворотом с правую сторону; 2 – и. п. ; 3 – то же в левую сторону; 4 – и. п.

Повторить : 4 раза.

7) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 – присесть с наклоном в правую сторону, руки вверх; 2 – и. п. ;3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.

Повторить : 4 раза.

8) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед; 2 - и. п.

Повторить : 8 раз.

9) И. п.: о. с., руки на поясе.

1 – шаг вправо 2 – приставить правую ногу с притопом; 3 – шаг влево; 4 – приставить левую ногу с притопом.

Повторить : 4 раза.

10) прыжки на 2 ногах на месте, руки на поясе; ноги вместе-ноги врозь, руки на поясе; одну ногу вперед, другую ногу назад – «ножницы» , руки на поясе.

Повторить : по 8 раз.

11) ходьба на месте с восстановлением дыхания и со сменой положения рук на каждые два счета; руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки вниз.

Упражнения мы с вами выполнили, вы стали сильными, ловкими. А зайчонка никто не видел , нигде он вам не встречался? (Ответы детей) Ну тогда идем дальше в лес. Видно много препятствий нам придется преодолеть, как вы думаете, где бы он мог быть? (Ответы детей) За пеньком, за веткой, под корягой, на дереве, в ямке, в дупле.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель : В лесу много веток, паутин, коряг, поэтому мы с вами поползем на четвереньках по «упавшему дереву» (гимнастической скамейке) и будем внимательно смотреть по сторонам, искать зайчонка .

Осторожно ребята впереди «коряга» (дуга, подлезем под нее, посмотрим там зайчонка .

Воспитатель : Ну что ни кто не видел зайчонка ? (Ответ детей) .

А здесь «кочки» , пробираемся по ним (прыжки на двух ногах с продвижением вперед через обручи) .

Ой, ребята, а в дали посмотрите какой пенек стоит необыкновенный, большой, мы там не искали? Давайте посмотрим, может там наш зайчишка сидит (заглядывают, там сидит игрушка - зайчонок ) .

Вот ты где зайчишка , мы тебя так долго искали зайка, я думаю ты очень любишь играть, а ребята наши тоже любят играть в разные забавные игры , давай вместе с ребятами поиграем в игру «Зайчики » :

По лесной лужайке разбежались зайки (зайки резвятся)

Сели зайчики в кружок роют лапкой корешок (эмитируют движения)

Вот какие зайки, зайки побегайки

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка

Ищет где же зайки, зайки побегайки (убегают через дуги-воротца)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Сюрприз.

(в зале появляется мешок с сюрпризом) .

Ребята, что это?

Как вы думаете, откуда он взялся?

Давайте посмотрим, что в нем.

Мы с вами должны быть здоровы и нам подарили шишки, давайте сделаем с ними массаж.

Стали в круг.

2. Игровой массаж с шишками «Веселые шишки»

Дети по лесу пошли,

Много шишек там нашли.

Один, два,три, четыре, пять Катают шишку между ладоней.

Будем с шишками играть

И ладошками катать.

В руку правую возьмем, Сжимают шишку в руке

Посильней ее сожмем.

Шишку по руке катаем.

В руку левую возьмем, Сжимают шишку в руке

Посильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, Катают шишку по руке

Шишку по руке катаем.

А теперь мы поиграем,

Шишку с горки покатаем Катают шишку по груди и животу

Вверх и вниз, вверх и вниз

По животику катись.

Шишку по ногам катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз Катают шишку по ногам

Ну-ка шишка веселее

Ты по ножкам прокатись.

Будем весело играть,

Шишку ножками катать.

На пол шишку положите

И ногой ее прижмите.

Шишку по полу катаем Катают шишку стопой правой ноги, затем левой.

И носочком прижимаем.

А теперь назад кати,

Пяточкой ее прижми.

Другу сделаем массаж,

Не массаж, а просто класс!

Шишка по спине катись Катают шишку по спине друг другу

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Один, два, три, четыре, пять

Мы закончили играть.

3. Построение в шеренгу.

Сегодня мы с вами Нашли зайчонка . Играли в игры в снежном лесу. Учились бегать, прыгать, шагать. Все ребята были молодцы! На этом наше занятие окончено. Направо!

Из зала шагом марш!

Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.

kjОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные.

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.

В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не которое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положения ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

Фронтальная форма проведения занятий с одним про граммным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.

С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требую щие длительного их ожидания и страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двига тельные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятст вий). Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.

Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей: вводной, основной и заключитель ной.

Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание. Во ввод ной части может создаваться игровая мотивация двига тельной деятельности детей. В некоторых случаях она пе реносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.

Во вводной части занятия планируются одинаковые за дания для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении. Дети 2- 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4-5-лет ние дети - на носочках, высоко поднимая колени; 6- 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками.

Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений различны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2-3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре.

В основной части занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и закрепление. Обраща ется внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности детей. В этой ча сти происходит развитие сюжета.

Начинается основная часть с комплекса общеразвиваю щих упражнений, которые могут быть под одним названи ем, например: «Мы петрушки», «Зима», «Самолеты».

Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и индивидуальных возмож ностей детей. Могут также усложняться исходные положе ния рук и ног.

Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и обра щать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упражнения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрямление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при поднимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произвольные движения.

Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и пособиями (погремушками, мячами, флаж ками, кубиками).

После выполнения общеразвивающих упражнений сле дуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим млад ших детей 2-3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4-5 лет уточняем элементы движений или за крепляем у них двигательные навыки. К детям 5-7 лет предъявляются требования к качеству выполнения заня тий. Предлагаем использовать разные способы выполне ния одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно).

В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распреде лить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Например, малыши (2- 3 года) под контролем помощника воспитателя упражня ются в катании мяча и продвижении за ним разными спо собами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4-7 лет) разучивают новое движение.

После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие раз ные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, пол зание и пр.), выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К самым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к качеству выполнения действий.

Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрас те исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.

Важно, чтобы содержание игровых действий было по нятно детям и вызывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.

В заключительной части занятия происходит посте пенный переход от физической нагрузки к спокойному со стоянию организма ребенка. Может продолжаться обще ние с различными игровыми персонажами.

Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспи татель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения ле жа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свое место».

В группе с детьми 2-7 лет предлагаем проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп ляются двигательные навыки, происходит развитие физи ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви дов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игру шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе ния, а также совершенствования движений, освоенных ра нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим настической стенке, метание, желательно проводить не большими подгруппами, при этом используя игровые дви гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Воспита тель привлекает 4-летних детей к выполнению упражне ний вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх.

Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар ших детей.

Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной группы. В начале года воспитатель проводит тестиро вание детей по основным двигательным заданиям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и определяет их уровень физической подготовлен ности. В то же время воспитатель изучает состояние здоро вья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных данных педагог рас пределяет детей на две основные подгруппы.

В первую подгруппу зачисляются дети, впервые посту пившие в детский сад, трудно привыкающие к его услови ям, а также дети, часто болеющие, имеющие низкий уро вень физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уровень физического развития, показатели их физической подготовленности находятся в пределах сред них величин и выше.

Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, на метить программу воспитания и обучения, правильно ор ганизовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направлен ную на решение оздоровительных и вспомогательно-обра зовательных задач.

Список детей разновозрастной группы следует состав лять с указанием возраста и пола.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2-7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рас сказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуа ции, где представлены детские герои и персонажи различ ных сказок.

Список использованной литературы:

  1. Васильева, М.А.. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева, М., Просвещение. 1988.
  2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
  3. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.

Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«МКДОУ Детский сад № 8 г. Киренска»

Конспект физкультурного занятия

в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Подготовила:

Кириллова Т.П.

Инструктор по физической культуре

МКДОУ «Детский сад № 8 г Киренска»

Киренск, 2012 г.

Конспект физкультурного занятия разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Цель : Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей:

Познание: закрепить знания о составляющих здорового образа жизни;

Музыка : умение выполнять движения под музыку, чувствовать смену темпа музыкального сопровождения, эмоциональный настрой;

Коммуникация : умение соотносить движения с речью;

Социализация : умение действовать в парах, соблюдать разницу между девочками и мальчиками.

Оборудования: пластмассовые ведерки (2) по количеству детей: мальчики (вес 50 гр), девочки (пустые ведра); 1 скамейка, 6 мячей, 6 колец, бубен, мешочки с солью для девочек, обруч со стойкой, дуга, магнитофон, аудиозапись, карточки для ОРУ, карточки для п/и «Будь здоров», карточки для ОВД.

Ход занятия:

  1. Водная часть.

Дети входят в зал строятся в шеренгу.

Равняйсь! Смирно!

а) Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.

Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею.

Здравствуйте, мальчики! Педагог также приветствует мальчиков.

Здравствуйте! Мальчики машут рукой.

Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх.

Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.

День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперёд.

Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши .

Хорошо под солнышком Поднимают руки вверх, встают на носочки

Мы растём, и тянутся как можно выше.

Здоровей становимся Сжимают пальцы в кулаки,

С каждым днём! прижимают руки к плечами разводят в стороны.

Все собрались!? Все здоровы!? Бегать, играть, заниматься готовы? Ну, тогда подтянись, не зевай и не ленись, на разминку становись! Направо, раз, два! В обход по залу шагом марш. (Выполняются разные виды ходьбы)

Ходьба обычная в колонне по одному,

Ходьба на носках руки к плечам, вверх;

Ходьба на пятках руки за головой;

Ходьба, высоко поднимая колени, ударяя о ладошки.

Ходьба на внешней стороне стопы змейкой между пластмассовых ведер;

Ходьба обычная.

Бег обычный;

Бег змейкой между пластмассовых ведер;

Бег с высоким подниманием коленей, ударяя о ладошки.

Бег с захлёстыванием голени назад;

Ходьба обычная;

Упражнения на восстановления дыхания.

Через центр зала парами шагом марш. На месте стой раз, два. На вытянутые руки вперед, назад разомкнись. Кругом, раз, два! "Чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься!

  1. Ору с двумя пластмассовыми ведрами
  1. «Мы силачи»

И.п.: о. с., руки с ведрами выпрямлены в стороны.

1-согнуть руки в локтях, ведра к груди;

2-и.п. (7-8 раз)

  1. «Мельница»

И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч, правая рука с ведром вверх, левая рука с ведром вниз.

1-8 – круговые вращения руками с ведрами вперед.

То же назад. (по 4-5 раз вперед и назад)

  1. «Прогнись»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни. Руки с ведрами в стороны.

1-2 – прогнувшись, отвести руки назад; соединив ведра, одновременно отвести

Правую ногу назад на носок;

3-4 – и.п.

То же, отводя левую ногу. (7-8 раз)

  1. «Сядь прямо»

И.п.: стоя, ноги скрестно, руки с ведрами впереди.

1-2 – сесть по –турецки без помощи рук;

3-4 – встать. (5-6 раз)

  1. «Подними ведерко»

И.п.: сидя, руки в упор сзади. Ноги вместе, ведра надеты на ступни.

1-поднять ноги вверх;

2- развести в стороны;

3-свести вместе;

4-и.п. (6-7 раз)

  1. «Мостик»

И.п.: лежа на животе, ноги прямые, кисти согнуты в локтях рук у плеч. Ведра у правого бока.

1-4 – подняв туловище с опорой на кисти и стопы, приставными шагами перенести туловище на другую сторону от ведер.

То же в другую сторону. (по 5-6 раз в каждую сторону)

  1. Прыжки «Восьмерка»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. Ведра поставлены на полу на расстоянии 50 см одно от другого.

Прыжки «восьмеркой» на обеих ногах вокруг ведер. (по 3-4 раза в каждую сторону)

Упражнение на восстановления дыхания .

1) И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью. На раз - руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос «тик», на два медленный выдох через рот «так» (мальчики).

2) И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз – руки медленно поднять вверх со словами «тик», одновременно делая вдох через рот, на два – выдох. Опуская руки вниз говоря «так» (девочки).

Кругом раз, два, сомкнись. В обход по залу шагом марш. Направляющий на месте. Стой, раз два. Налево раз, два.

Расстановка спортивного оборудования дежурными для основных видов движений: мальчики – (скамейку, стойку с обручем, дугу), девочки - (кольца, мешочки с солью).

Основные виды движений.

- Ходьба по гимнастической скамейке, пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки);

Пролезание в обруч (девочки), подлезание под дугу (мальчики);

Перебрасывание мяча от груди исходное положение стоя на коленях(мальчики), стойка баскетболиста (девочки).

Дежурные убирают спортивное оборудование на свои места.

Подвижная игра «Будь здоров»

Во время передвижения детей по залу инструктор по физической культуре зачитывает стихи, после окончания стихотворения дети останавливаются, смотрят на картинку и выполняют движения, которые изображены на картинке (5 раз). Закончили. Молодцы!

Встали врассыпную, на свободные места, выполним оздоровительный массаж «Пальчики - наши лекари»
3.Заключительная часть

Оздоровительный момент

Профилактика простудных заболеваний. Самомассаж:
"Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
Вилку пальчиками делай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да-да-да,
Нам простуда не нужна!"

В одну шеренгу становись. Равняйсь, смирно! Занятие окончено. Направо раз, два. В обход по залу в группу шагом марш.


Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию: «В гости к елочке».


Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала : Каждый педагог, работающий в разновозрастной группе, сталкивается с трудностями при проведении организованной образовательной деятельности, и особенно в области «физическое развитие». Хочу познакомить вас с конспектом организованной образовательной деятельности по физическому развитию «В гости к елочке». Данный конспект будет полезен как воспитателям, работающим на разновозрастной группе, так и воспитателям одновозрастных групп, для детей с 4 -7 лет.

Конспект организованной образовательной деятельности: «В гости к елочке».

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Художественно-эстетическое, Познавательное.
Цель: Развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Младшая подгруппа: Продолжать учить детей средней подгруппы ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; совершенствовать навык метания в горизонтальную цель с расстояния 2 метра.
Старшая подгруппа: Добиваться энергичного подтягивания руками при ползании на гимнастической скамейке, сохранять равновесие в стойке на коленях; совершенствовать навыки метания в горизонтальную цель, снизу левой и правой рукой, с расстояния 3 метра.
Развивать физические и нравственно – волевые качества, быстроту реакции.
Упражнять в двигательной деятельности;
Воспитывать справедливость, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: кукла – перчатка Сорока, гимнастические палки для детей старшего дошкольного возраста, для бросания в горизонтальную цель две корзины или два обруча, маленькие мячи по количеству детей, две дуги высотой – 40 сантиметров и 50 сантиметров, две гимнастические скамейки, поролоновые бруски – 6 штук, ребристая доска, счеты – гимнастический массаж ер; искусственная елка; плоскостные изображения для елки – игрушки; маски – шапочки (красная и синяя), белая салфетка (чтобы спрятать елочку).
1 часть. Вводная.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.»
-Отгадайте, о чем эта загадка?


Прилетела к нам сорока,
Принесла с собою весть,
Что в лесу, здесь, не далеко,
Елочка чудная есть!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес, к загадочной елке? Чтобы туда попасть нужно, преодолеть много препятствий, вы готовы?
(Все движения выполняются под музыку, подобранную воспитателем.)

«Лыжи быстрые возьмем …….Ходьба широким шагом (шаг лыжника)
и по снегу мы пойдем».

«А высокие сугробы, мы перешагнем»…..Ходьба, высоко поднимая колени.

«Вот, на речке лед застыл
Скользко, осторожно»……………….Ходьба обычная.

«Чтоб нам в снег не провалиться,
Очень, очень быстро мчимся»………….Легкий бег.

«Кусты и деревья,
Мы змейкой обойдем»………………Ходьба змейкой.

« И к прекрасной елочке,
Скоро мы придем»………………Ходьба обычная. Построение в круг.
-Устали, давайте немножко отдохнем!
Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает картинку с изображением дерева на мольберте, каждое движение выполняют по 3 раза)
1.«Вот сосна высокая стоит……………….И.п.-о. стойка, 1- вдох – руки в
И ветвями шевелит».............. стороны, 2 – выдох- наклон туловища вправо,
............................... 3- вдох – вернуться в и.п.,
................................ 4 – выдох- наклон туловища влево,вернуться в и. п.

2.«Вот нагнулась елочка, ……………………..И.п. – ноги врозь, руки опущены.
Зеленые иголочки»............... 1- вдох, 2 – выдох- наклон туловища вперед;
................................. 3-4 – вдох,
вернуться в и. п.-выдох
3.«Стоит Алена, тонкий стан………………… И. п. – ноги врозь, руки опущены
Белый сарафан».................... 1- вдох- руки через стороны вверх, подняться на носки,
................................. 2 – выдох - руки вперед-вниз. Опуститься на всю стопу,
.................................. 3-4 повторить, вернуться в и. п.

«Отдохнули, в путь пора, ждет нас елка детвора!»
Ходьба по кругу с перестроением: «За направляющим, парами, через центр».

Старшие берут гимнастические палки по пути следования. В центре, елка с игрушками.


2часть. Основная. ОРУ
(дети старшей подгруппы выполняют упражнения с гимнастическими палками)
1.«Вот какая елочка, ……………И.п. – основная стойка, подняться на носки,
Прекрасная стоит и............. 1 – руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п.
Огнями яркими.................. (6 - 8 раз)
Весело блестит».

2. « С неба подают зимою………….И.п. – стоя на коленях, руки вперед-вниз,
И кружатся над землею...............1 – руки вверх, 2 – вернуться в и. п.
Мягкие пушинки, ...................... (6 - 8 раз)
Белые…..»
Снежинки

3. «Растет она вниз головой,…………И.п. – сед на пятках, руки вниз,
Не летом растет, а зимой. ............. 1 – встать на колени, руки вверх, в
Но солнце ее припечет, ................. стороны, 2 – вернуться в и. п.
Заплачет она и умрет» .................. (6 - 8 раз)
Сосулька

4. «Кто зимой холодной………………..И.п. – опора на кисти рук и носки ног.
Ходит злой, голодный?». .......... 1 – опора на предплечья и колени,
Волк ............................2 – вернуться в и. п. (6 - 8 раз)

5. «В берлоге большой, ………….И. п. – лежа на спине, обхватить руками,
Спит житель лесной,.....................согнутые колени. 1 – ноги прямо,
Весна приближается.....................руки вдоль туловища. 2 – вернуться в и.п
Житель, просыпается»...................... (6 - 8 раз)
Медведь

6. « На горку – бегом………….И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ну, а с горки – кувырком». ........ 1 – повернуться на правый бок, 2 – на живот,
Заяц ..................... 3 – повернуться на левый бок, 4 – на спину,
...............................то же в обратную сторону.
(по 3-4 раза в каждую сторону)

7. «С ветки на ветку,………………..Прыжки на двух ногах, руки на поясе -
Быстрый, как мяч,.............. младшие, старшие – палка за головой,
Прыгает ловко...................прыжки на левой и правой ноге,
Рыжий циркач». .................. поочередная смена левой и правой ноги.
Белка ..................(прыжки в чередовании с ходьбой 2-3 раза)

Основные виды движений.


-А хотите поиграть на полянке у елочки?
(«За направляющим в две колонки становись!» перестраиваются в две колонки: старшие и младшие .)
«Гнуться ветви еловые,………………….Подлезание под дугу.
Вниз, к головкам детей,
И снежинки блестят на них,
Переливом огней».

«Не видать уже дороги,……………………..Прыжки на двух ногах,
Не видать уже следов. ............. с продвижением вперед (младшие, 4 бруска),
Мы ребята шустрые, .................прыжки боком (старшие. 6 брусков)
Перепрыгнем, через сугроб».

«Очень весело зимой,…………….. Ползание по гимнастической скамейке на
Мчатся с горки ледяной! ............животе, подтягиваясь руками (младшие)
Оттолкнулись и вперед, ..............ползание по гимнастической скамейке,
никто не отстает!» ................стоя на коленях, подтягиваясь руками (старшие.)

«Очень нравится зимой……………Бросание в горизонтальную цель.
Нам в снежки играть. ............ Для старших расстояние – 3 метра,
Самое главное, .................Для младших - 2 метра.
В цель попасть!»

Подвижная игра «Два Мороза»

В какую игру еще можно поиграть на полянке у елочки?
(основное движение – бег с увертыванием)


«Мы два брата молодые,……………………… .Выбираем два ведущих
Два Мороза удалые, ................из детей старшей подгруппы:
Я – Мороз – Красный нос, ...........2 Мороза (шапочки синяя и красная).
Я – Мороз - Синий нос.
Кто из вас решиться,
В путь – дороженьку пуститься.

Не боимся мы угроз,…………………….. После слов, дети бегут
И не страшен нам Мороз!» ............. на противоположную сторону.
Считаем (замороженных) пойманных детей.
Игра малой подвижности «Что висит на елке?»
-Ребята, а я знаю еще одну игру, хотите поиграть? Давайте встанем в круг, если я называю предметы, которые висят на елке, вы поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх, если то, чего нет на елке – не двигаетесь.
«Очень весело играли,
И немножечко устали,
Пора с елочкой прощаться
И в группу возвращаться!»
-На чем мы поедем обратно? (включаем музыку, ходьба обычная, ходьба широким шагом (шаг лыжника))


Top