Конспекты по познавательному развитию в подготовительной группе. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе

Воспитатель Хорольская О.Н Тема: «Пять помощников человека»

Описание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.

Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация» , «Здоровье».

Задачи:

Образовательные: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому

Речевые : Развивать связанную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обаняние)

Развивающие: Развивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.

Материал для занятия :

раздаточный : карточки для тактильного обследования с наклеенным различным материалом (мягкая ткань,фольга, рис, наждачная бумага,мех), карандаши, белая бумага для зарисовки.

демонстрационный: картинка для показа , ватман с нарисованным квадратом 2штуки, фламастер, альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».

Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.

Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года, какой месяц, какой по счёту в этом времени года,какое число, какой день недели, какой день по счёту (ответы детей).

Предложить детям сесть на стульчики.

Давайте сегодня вспомним, какие органы чувств есть у человека
(глаза, уши, нос, язык, кожа).

А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)

глаза - зрение; уши -слух; язык - вкус; нос - обоняние;

кожа - осязание. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, про наших помощников.

«Есть пять помощников на службе у тебя». Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

Воспитатель: Да, ребята, чувства позволяют понять запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.

Воспитатель: Когда то был великий полководец Александр Македонский, который обладал хорошей зрительной памятью. Он был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцатипятитысячного войска. А немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы развить свою память, в течение многих лет ежедневно заучивал наизусть по несколько страниц из различных книг.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем сейчас потренировать свою память:

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей)

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Разложи на ощупь» (все дети).

Воспитатель: На ваших столах лежат карточки, возьмите их в руки пощупайте, рассмотрите их. Разложите их вот в таком порядке. Запомните, как они лежат на ощупь. А теперь мы все завяжем глаза, а я перемешаю ваши карточки. Вы на ощупь должны разложить карточки в том порядке, в каком они лежат.(действия детей)

Воспитатель: Молодцы, многие справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, а я вам дам задание на слух. «Цепочка слов» с мячом.

Я назову вам пары слов, а вы должны их запомнить. А потом я из каждой пары буду называть лишь первое слово, а второе слово назовёт тот из вас, кому я брошу мяч. Словосочетания (булка- мука, свитер- шерсть, лес - грибы, сестра - брат, поезд -рельсы, машина - водитель), Аналогично подбор слов с заданным звуком.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

(забавные задания)

1.Сделайте так левую руку положите на голову, и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.

2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, и сейчас продолжим наше занятие.

Я предлагаю вам посмотреть на большие листы. На них нарисованы квадраты.

Первый квадрат нужно разделить на 4 треугольника, второй - на 3

четырёхугольника.

Какие геометрические фигуры вы знаете ещё? (действия и ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?

1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;

1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;

3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;

4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.

(ответы детей) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: И последнее задание (д/игра «Найди слово») На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов. 1 . Карандаш - Облако - Тапочки. (КОТ)

2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)

    Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)

    Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) (поисковая работа детей)

Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Школа №1161 структурное подразделение №4

Конспект открытого просмотра

непосредственно образовательной деятельности

В подготовительной группе области: познавательное развитие.

Тема: «Путешествие в страну знаний»

Подготовили и провели

воспитатели:

Горячева СА.

Махмудова З.М.

Март 2017 год

Открытое познавательное занятие в подготовительной группе

«Путешествие в страну знаний».

Цель: развитие познавательной активности, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  1. Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, воображение, внимание и речь).
  2. Обучать детей умению слушать и слышать другого.
  3. Обогащать словарь детей.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

Материал: картинки (ноутбук, телефон, энциклопедия, вопрос), магнитофон, диск с музыкой, листы бумаги со схемой карты, простые карандаши, ларец, ключи к ларцу.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, учителя из школы. Мы покажем гостям, как вы умеете работать на занятии, думать, давать ответы, слушать ответы товарищей и выполнять задания.

Любите ли вы путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично, мы сегодня хотим вас пригласить в путешествие в страну Знаний. Нужны нам знания или нет. Зачем?

Ребята, как вы думаете, откуда мы получаем знания?

Дети: Из книг, энциклопедии, интернета, заданий, из познавательных фильмов, от взрослых.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили, письмо от королевы Знаний. Давайте узнаем, что она нам пишет. (читает письмо)

Воспитатель: «Дорогие ребята, я очень рада, что вы получили мое письмо. Я приготовила для вас ларец с заданиями, которые ждут вас в стране Знаний. Вы должны получить столько звезд, сколько заданий. Чтоб попасть в страну Знаний, вы должны найти туда дорогу по карте. Моя волшебная карта находится в конверте».

Отправляемся в путешествие по карте.

(Дети находят дорогу по карте по указанию воспитателя).

Карта: От камня идем вправо до леса, обходим лес с правой стороны, поворачиваем налево, проходим между пнями, идем между березой и елкой, проходим через широкий мост, идем змейкой между камнями и оказываемся у ворот страны Знаний.

Воспитатель: Как вы думаете, мы можем зайти туда?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: (ответы)

Воспитатель : Что надо сделать, чтобы открыт замок?

Дети: (ответы)

(дети подбирают ключ к замку)

Воспитатель: Сейчас закройте глаза и представьте, что вы оказались в стране Знаний. (дети открывают глаза и пред ними ларец с заданиями).

Для того, чтобы выполнить задания, устроим разминку для мозга.

«Разминка для мозга».

  • Сколько месяцев в году?
  • Какой первый месяц в году?
  • Какой день недели стоит между вторником и четвергом?
  • Чем отличается собака от волка?
  • В какое время суток мы уходим из детского сада?
  • Какой дом выше 9-ти этажный или 12-ти этажный?
  • Чем отличается озеро от реки?
  • Как называется главная площадь Москвы?
  • Какого числа и в каком месяце вы пойдете в школу?

1 задание: игра «Наоборот».

Большой - маленький,

Веселый - грустный,

Широкий - узкий,

Высокий - низкий,

Добрый - злой,

Больной - здоровый,

Бедный - богатый,

Старый - молодой,

Сухой - мокрый,

Громкий - тихий,

Умный - глупый,

Толстый - худой,

Холодный - горячий,

Твердый - мягкий,

Первый - последний.

2 задание: игра по признаку. (3 раза)

Физминутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3 задание: игра «Изобретатель».

Воспитатель: Что такое изобретение? Кто такой изобретатель? Для чего люди делают изобретение?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем изобретателями. Как можно использовать палку. Попробуйте изобрести новое применение для палки.

Дети: палочка от барабана, жезл, указка…

4 задание: игра «Птичка» (фишка)

Воспитатель: Видите, перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю летает птичка. Птичка двигается по команде. Она может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете запоминать, где должна оказаться птичка. Делайте это мысленно.

5 задание: Составить рассказ по сюжетным картинкам (работа в парах).

Воспитатель: Сейчас королева Знаний хочет нас запутать. Она перепутала все картинки. Вы должны разложить правильно картинки и составить рассказ. Работать будете в парах, нужно договориться между собой, и чтоб получилось правильно.

6 задание: «Волшебники».

Воспитатель: Ребята, королева Знаний - волшебница. Она хочет посмотреть можете ли вы стать маленькими волшебниками. Нужно дорисовать фигуры. Превратить фигуры в разные предметы.

7 задание: Рассказать стихотворение «Разговор с весной» по схеме.

Разговор с весной

Ну, Весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег мести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Все промою, просушу -

Вас на праздник приглашу!

О. Высотская

Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями справились. Вы хорошо поработали. Понравилось вам путешествовать?

Дети: (ответы).

Воспитатель: А, что больше всего понравилось?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Давайте посчитаем звезды. Вы отлично справились со всеми заданиями. Вы можете заслуженно считать себя будущими первоклассниками.

Направление «Познавательное развитие». Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Образовательная область «Познание»

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие

Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала. Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины,

Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Закреплять умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

Закреплять умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Закреплять умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую).

В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

В работе над нормотворческими проектами инициировать обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм. Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме.

Формирование элементарных математических представлений

Количество Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения междуотдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.
Познакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел от 0 до 10.
Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков-один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же бремя.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).
Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.
Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества" через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Ознакомление с природой Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).
Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать детям, что 22 декабря - самый короткий день в году.
Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).
Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки - к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго-к ненастью, скоро исчезнет - к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем - быть теплу», «Появились опята - лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе «Пять помощников».

Описание ООД: Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.

Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Задачи:

Обучающие: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Развивающие : развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обоняние);р азвивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому.

Материал и оборудование :

Слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;

Картинка для показа

Картинки для игры «Наложенные рисунки»;

Альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».

Стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка;

Мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».

Шарф для завязывания глаз, «чудесный мешочек» с набором мелких предметов;

Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.

Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро! »

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки.

Воспитатель: Предложить детям сесть на стульчики.

Мы сегодня вспомним про наших помощников, это органы чувств. Какие органы чувств есть у человека? (глаза, уши, нос, язык, кожа).

А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)

глаза - зрение; уши - слух; язык - вкус; нос - обоняние;

кожа - осязание.

А почему мы их называем нашими помощниками? (ответы детей)

Они помогают нам познавать окружающий мир, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про наших помощников.

Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, поймёте, о каком органе чувств мы сейчас будем говорить.

Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).

Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).

Воспитатель: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)

Воспитатель: мы попробуем сейчас потренировать свою зрительную память.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей). Молодцы!

Воспитатель: Игра «Наложенные рисунки»

(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга) Воспитатель: (д/игра «Найди слово») . На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов.

1 . Кит - Облако - Тапочки. (КОТ)

2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)

    Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)

    Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) ( поисковая работа детей )

Воспитатель. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (УШИ)

Какой это орган? (Орган слуха).

Д ля чего нужны уши? (Слышать звуки).

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (забавные задания)

Воспитатель:

1.Встаньте, пожалуйста,сделайте так; левую руку положите на голову и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.

2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.

Воспитатель: Почему вы встали и выполнили эти упражнения?

Дети: Потому, что услышали, что вы сказали.

Воспитатель: А чем вы услышали? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны? А что мы слышим ушами? (Звуки)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными.

Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?

1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;

1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;

3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;

4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.

( ответы детей ) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: переходим к следующему органу чувств. Загадка.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

Какой это орган? (Орган обоняния).

Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные).

Дыхательное упражнение.

Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)

Воспитатель : Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Воспитатель: И мы переходим к следующему органу чувств. Отгадайте загадку:

Всегда во рту, но не проглотишь? (Ответы детей).

Воспитатель : Правильно, язык.

Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким,горьким, кислым, солёным)?(Ответы детей).

Игра «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: Яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

Воспитатель : Отгадайте последнюю загадку:

Любят труд,

Не терпят скуки,

Всё умеют наши… (Ответы детей).(руки)

Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)

Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по

кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот-

Глядь, другой к нему идёт. (К указательному присоединяется

средний пальчик)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)

Вместе станем в хоровод-

Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.) Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.

Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)

Воспитатель: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Ч увства позволяют понять, запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЛЕС - НАШ ДРУГ»

Воспиттаатель Патутина Анна Алексеевна

ТЕМА: «ЛЕС - НАШ ДРУГ».

Программные задачи: рассказать детям о том, что страна, в которой мы живем, очень богата лесами, а лес - это неоценимое богатство. Уточнить и расширить знания детей о животном и растительном мире леса. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Развивать речевую и мыслительную активность детей.

Воспитывать интерес и любовь к природе, желание больше узнать о ней и сохранить ее красоту.

Упражнять детей в счете предметов в пределах «10», соотносить числительное с пересчитываемыми предметами, понимать, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов.

Закрепить умение ходить по скамье приставным шагом с мешочком на голове и перепрыгивать из обруча в обруч на двух ногах.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова роща, филин, трясогузка, бурундук, калина, лесник.


Оборудование: картина Куинджи «Березовая роща», картины из серии «Дикие животные», «Птицы»; открытки с изображением ягод, цветов, грибов; варенье из лесных ягод, поднос, чайные ложечки, корзинки, гроздья рябины и калины; пластинка с записью голосов птиц; географическая карта, две скамейки, мешочки с песком по количеству детей, указка.

Методические приемы: беседа, рассматривание картин и иллюстраций, слушание грамзаписи, загадывание загадок, дидактическая игра, рассказы детей и воспитателя, физкультминутка

Ход занятия:

Дети, сегодня на занятии мы продолжим знакомство с нашей Родиной.

Кто знает, как называется наша страна?

Правильно, Россия. Я хочу рассказать вам о том, как она красива и богата. Наши космонавты говорят, что в летнее время Россия утопает в зелени, а осенью она видится золотой.

Кто догадался, почему Россия летом окрашена в зеленый цвет, а осенью в желтый?

Правильно, большую часть территории нашей страны занимают леса, поэтому летом она зеленая, а осенью желтая, золотая.

Дети, а это географическая карта нашей страны (обвожу границы), видите: большая часть территории окрашена в зеленый цвет, так на карте обозначены места, где произрастают леса. Лес — наше богатство, наша гордость, наше здоровье, и обо всем этом мы сегодня поговорим на занятии.

В окрестностях нашего города также имеется большое количество лесов: Ольховский, Вязовский, Хорошовский, Монастырский — так называются наши леса. И я знаю, что многие из вас бывали в этих лесах. Ну а кто не бывал в большом лесу, тот, безусловно, ходил в нашу березовую рощу, а это тоже лес, только маленький. Поднимите руки, кто бывал в лесу? Расскажите, каким вы видели лес, и что вам запомнилось? Какие деревья растут в лесу? Слышали ли вы голоса птиц? Видели ли каких-нибудь зверей, насекомых?

Сейчас я предлагаю вам снова отправиться в лес.Обращаю внимание детей на картину Куинджи «Березовая роща».

Посмотрите, на картине изображен молодой, красивый лес.

Послушайте рассказ Соколова-Микитова о лесе (читаю). Не об этом ли лесе рассказал нам писатель? Подумайте, как можно назвать этот рассказ?

Конечно же «Березовая роща». И художник, и писатель, любуясь красотой родной природы, отобразили это в своих произведениях.

Закройте, дети, глаза и представьте, что в солнечный летний день мы укрылись в тени молодой березовой рощи. Мы прислушались к голосам птиц (включаю грамзапись). Птицы - защитники леса. Их в лесу много и они уничтожают массу вредителей растений, а лес, в свою очередь является домом для птиц. Здесь они находят себе и кров и корм, здесь выводят и растят своих птенцов.

Посмотрите на эти картины и скажите, каких птиц вы узнали: (соловей, трясогузка, сорока, кукушка, синица, скворец). Среди них нет одной очень полезной лесу птиц. О ней я загадаю вам загадку:

«Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил,

Зря он времени не тратил

Длинноклювый, пестрый... (дятел)».

Правильно, это лесной санитар-дятел. Он верно служит лесу круглый год. Вы ведь знаете, что большинство птиц улетают с наступлением холодов в теплые края. Дятел же и зимой продолжает лечить лес, а, кроме того он еще заботится о животных; в дуплах, в которые он выдолбил, живут мелкие зверьки, белки, например.

Видел ли кто-нибудь белочку в лесу? Расскажите (домашнее задание).

А каких еще зверей вы знаете?

Предлагаю картинки с изображением животных, которых дети назвали. А сейчас я познакомлю вас с еще одним маленьким, но очень полезным зверьком. Вот он (картинка с изображением бурундука). Дети, этот зверек

хоть и очень маленький, он также как и хлопотунья белочка умеет сажать

лес. Послушайте, как он это делает. Зимой бурундучок спит только в очень холодные щи, а когда становится теплее, просыпается и отправляется в свои кладовые, которые сделал еще осенью. Там у него и орехи, и ягоды, и шишки, и желуди, и другие семена. Ими то он и питается зимой. Зверек этот очень запасливый и кладовых у него много. Поэтому не все запасы он может найти зимой. А когда весной пригреет солнышко, растает снег, семена начинают прорастать. Вот так бурундучок и сажает лес.

В лесу иногда встречаются препятствия. Сейчас нам придется пройти по мостику через лесную речушку, а потом миновать небольшое болото, перепрыгивая с кочки на кочку (ходьба по скамье приставным шагом с мешочком на голове и перепрыгивание из обруча в обруч на двух ногах) Выполняем движения поточным методом, слежу за качеством выполнения движений. Поощряю, словом за хорошее выполнение упражнений.

Вот и позади все трудности, мы вышли на сухое место. В лесу очень красиво (советую поискать грибы, ягоды, лесные цветы). Дети собирают карточки, складывают их в корзину.

Посмотрите, дети, что это у пня?

«В лесу, упня, суетня, беготня, Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит».

О каком городе я вам говорю? Что строят муравьи и зачем?

Подумайте, что будете делать, если встретите в лесу муравейник?

Конечно же, мы только понаблюдаем и уйдем, потому что плохо будет лесу без работяг - муравьев, они лечат, чистят его, содержат в порядке свой родной дом.

Вот и настало время возвращаться из леса. Давайте заглянем в корзиночку и расскажем о том, что нам лес подарил. Какие же грибы вы собрали? (сыроежки, лисички, белые, подосиновики, подберезовики, грузди, рыжики). Давайте их сосчитаем (количественный счет в пределах 10). А почему дети вот те грибы вы не взяли? (это мухомор, он ядовит). Он вреден для человека, но приносит пользу лесному великану-лосю; съест мухомор заболевший зверь и поправится.

Дети, а не попадался ли вам старый гриб? Давайте попробуем его изобразить.

Психо-мышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

Старый гриб вот - вот упадёт. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.

Упражнение: колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль туловища, голова клонится к плечу.

Очень хорошо вам удалось изобразить старый гриб. А мне интересно узнать как вы с ним поступили бы?

Правильно сделали те ребята, кто оставил бы гриб на месте, потому что, упав на землю гриб, даёт жизнь молодым грибочкам, его споры, попав в землю, обогатят грибницу. Значит, в этом месте всегда будут расти грибы.

А какие же ягоды мы набрали в лесу (землянику, клубнику, рябину, малину, калину). У меня для вас есть трудное задание, Вот на этих столах стоит варенье сваренное из лесных ягод. Попробуем угадать из каких ягод оно сварено (дети пробуют, угадывают, аргументируют свой овеет; находят изображение этой ягоды кладут возле розетки с вареньем.

С этим трудным заданием вы справились. А теперь давайте полюбуемся на лесной букет.

Назовите лесные цветы. Почему у нас такой маленький букет?

Сосчитайте цветы.

Я думаю, мы поступили правильно. Большой букет не так хорош, ведь все цветы в нем смешиваются и не видно их истинной красоты (перечисляем цветы).

Дети, а сейчас мы поиграем в игру, победит в ней тот, кто последним назовет предмет, сделанный из дерева.

Дидактическая игра «Назови предмет».

Молодцы, много предметов вы назвали, и все они сделаны из дерева.

Их тоже подарил нам лес. Видите, как он щедр, как необходим людям.

Поэтому самая главная наша задача — беречь его и охранять.

За сохранность леса и его обитателей, за порядок в лесу, отвечает лесник. Однако без нашей помощи он не в силах сберечь лес. И если вы запомнили, все о чем мы говорили на занятии и будите это выполнять, то беда нашему лесу не грозит. Он будет еще долго радовать людей своей красотой и щедростью.


Top