Упражнение «Называем моря и океаны». Упражнение «Покажи чувство»

Представлены циклы занятий с детьми 5-7 лет, направленные на развитие у дошкольников способности управлять своей деятельностью и поведением, составленные с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатов классических и современных исследований по детской психологии , а также данных, полученных в процессе многолетней педагогической практики.
Материал разработан на основе принципа амплификации как необходимого условия обогащения развития и разностороннего воспитания ребенка в процессе освоения им образовательных областей посредством участия в специфически дошкольных интегративных видах деятельности.
Пособие предназначено воспитателям и специалистам ДОУ всех типов.

Подробное описание

Введение

Развитие способности управлять собой является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Данная способность рассматривается в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как одно из интегративных качеств, которые дошкольник может приобрести в результате освоения программы.

Новые условия обучения в школе требуют от ребенка новых способов самоорганизации своей деятельности. Поэтому умение управлять собой является одним из центральных показателей готовности к школьному обучению и условием успешного вхождения ребенка в новую для него образовательную ситуацию. (Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова). Кроме того, произвольность выступает важнейшей характеристикой личности и показателем ее развития.

По утверждению А. Н. Леонтьева, развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Д. Б. Эльконин, называя предпосылки учебной деятельности (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу), фактически выделяет параметры произвольности, формирующиеся к 7 годам, являющиеся условием успешного обучения в школе и освоения ребенком структуры учебной деятельности.

Именно с данным умением связывается уровень обучаемости, который приобретает ребенок к 7 годам (У. В. Ульенкова).

Произвольная сфера при поступлении в школу, как подчеркивает Н. В. Гуткина, должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности.

Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри ведущей, учебной, деятель-ности, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Вместе с тем, как показали наши исследования, как подтверждает современная практика обучения детей в начальной школе , современные старшие дошкольники имеют низкий уровень развития произвольности. У многих из них преобладают импульсивные реакции, характерна двигательная расторможенность. Целенаправленное действие угасает сразу, как материал теряет новизну. Свои потребности, эмоции, мотивы, знания оказываются недостаточно осмысленными дошкольниками. Они затрудняются в действиях по алгоритму, в обеспечении самоконтроля, вербализации способов и результатов деятельности.

То есть к моменту перехода в школу структура собственной деятельности оказывается недостаточно осознанна. Дети не принимают указания на способы деятельности: выполняют не так, как требует взрослый, а как хотят сами, или как получится. Следовательно, и качество результата деятельности оказывается достаточно низким. Такому ребенку трудно подчинять свою деятельность указаниям учителя, выполнять задания в общем с другими детьми темпе, осуществлять самопроверку.

Итак, задача развития произвольности является очень актуальной для современного дошкольного образования. В данном пособии предлагаются авторские циклы занятий для детей 5–6 и 6–7 лет по развитию умения управлять собой. Циклы занятий предполагают сочетание групповых и индивидуальных форм работы с дошкольниками Их можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Циклы занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях № 15 и 135 г. Мурманска и показали свою высокую эффективность. В Приложении содержится стимульный материал к каждому занятию, который можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ.

Введение 3

Старшая группа 9

Конспекты занятий 9

Стимульный материал 27

Подготовительная группа 97

Конспекты занятий 97

Стимульный материал 125

Литература 241

Елена Безрук
Цикл коррекционно развивающих занятий для детей 5–7 лет

Коррекционно- развивающие занятия с детьми 5-7 лет

Введение.

Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.

С. Л. Рубинштейн

Опыт работы в детской дошкольной организации позволяет утверждать, что проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила игры формирует вокруг ребенка негативную зону. Ребенок реже других выступает на утренниках, ему не предлагают сольные номера, т. к. его память не развита и не приспособлена по определенным причинам к длительному хранению информации. Как следствие развивается комплекс неуверенности и низкая самооценка. Мы были в поиске необходимых приемов и методов, способствующих развитию произвольной памяти детей именно дошкольного возраста, результатом которого явились : повторение, группировка, смысловое соотнесение, элементы схематизации. Все эти приемы являются способом, «ресурсом» запоминания. Предлагаемые в данной книге игры и игровые задания направлены на развитие памяти дошкольников . Но помимо памяти необходимо формировать другие психические процессы, – такие как внимание, мышление. Работая с детьми, мы понимали, что на психику ребёнка необходимо комплексное воздействие, частью которого являются кинезиологические упражнения. Данные упражнения способствуют развитию памяти , мышления, внимания, мелкой моторики, самоконтроля, и, как результат, улучшают усвоение предложенных мнемических приёмов. Также большое внимание должно быть уделено упражнениям на релаксацию, которые позволяют успокоить ребенка, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. Занятия соответствуют возрастным, психическим и физическим возможностям ребенка старшего дошкольного возраста. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и упражнений можно менять и самостоятельно делать смысловую «связку» между упражнениями и играми, проявляя своё творчество. В данном пособии присутствует повторение дидактических игр и упражнений. Это связано с необходимостью дать возможность ребёнку усвоить предлагаемый приём через повторение с усложнением и сменой раздаточного материала. Также по собственному усмотрению вы можете увеличить повторение той или иной игры, меняя раздаточный материал. Данное пособие состоит из 27 занятий , приступать к ним следует в октябре, а завершать в апреле следующего года. Как показывает практика, диагностическую работу продуктивнее всего проводить в сентябре и мае. В занятиях чётко выделены цели и структура построения.

Структура занятия :

1) вводная часть : психологический настрой на занятии , приветствие, кинезиологические упражнения (продолжительность 3 мин) ;

2) коррекционно- развивающий блок : какой-либо познавательный материал, связанный с одним из мнемических приемов. Также включаются упражнения или дидактическая игра на развития мышления , внимания, мелкой моторики рук (18 мин) ;

3) релаксация или психогимнастика (3 мин) ;

4) прощание (1-2 мин) .

Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из пяти детей . Длительность занятия от 25 до 30 минут . Данное пособие адресовано воспитателям, психологам образовательной организации, коррекционно- развивающим центрам и неравнодушным родителям.

Занятие №2

Задачи :

развивать мелкую моторику ;

развивать произвольное внимание, способность переключения, распределение внимания;

развивать образную память ;

обучать мнемическому приёму «повторения» ;

развивать умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;

учить расслаблять мышцы лица.

Материал :

Рисунок с изображением двух котов;

ручка, зубная щётка, будильник, конфета, зеркальце, ластик.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй»

Психолог подходит поочередно к каждому ребёнку, соединяет поднятые вверх ладони с ладошками ребёнка, проговаривая : «Здравствуй, … (имя) ». Ребенок отвечает.

Упражнение «Колечко»

Инструкция. Левая рука «отдыхает» (опущена вниз, правая поднята вверх, согнута в локте, кисть руки у груди. Показывает порядок выполнения кинезиологического упражнения.

Психолог : «Поочередно, не торопясь, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.».

Выполняется упражнение в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Действия сопровождается счётом.

Дидактическая игра «Найди 10 отличий»

Психолог : «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены два котика, которые отличаются друг от друга различными деталями. Найти все имеющиеся отличия».

Дидактическая игра «Запомни предметы»

Психолог : «Сейчас я разложу предметы на столе, а ты их внимательно рассмотри и запомни».

Инструкция. Ребёнку предлагается повторить название шести предметов, выставленных поочередно перед ним (называть предметы по кругу 2-3 раза) .

Ребенок может в течении 2-3 минут брать в руки и рассматривать заданные предметы, а также обозначать сферу их использования, цвет, форму. После этого следует еще раз повторить название 6-ти предметов, используя прилагательные : Ручка красная, зубная щётка жёсткая, будильник зелёный и т. д.

Затем заданные предметы накрываются салфеткой, или ребёнок отворачивается.

Ребёнок называет предметы.

После этого уберите салфетку (разрешите ребенку повернуться) и попросите его найти те предметы, которые он забыл назвать (конечно, если такие будут) .

Не забывайте хвалить ребёнка.

Примечание. Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов до 15 и уменьшения времени, отведенного на их запоминание.

Упражнение «Рожицы»

Психолог : «Сегодня мы с вами будем учиться выполнять очень интересное упражнение, которое поможет расслабить мышцы лица, головы (тем самым снимет головную боль, улучшит настроение».

Инструкция. Детям предлагается выполнять различные мимические движения : надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

Встать в круг и передать друг другу, как эстафету, рукопожатие.

Психолог : «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Тане, от Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» в старшей группе (5-6лет) Занятие №1 «Мелодии осени» Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский, «Осенняя.

Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы Занятие I Тема":Король музыкальных инструментов. Устройство органа. История органа. " Цель: расширение культурного пространства через ознакомление.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу» Тема "Горная страна". Цель: Познакомить детей с природой гор, географическом положении, растительным и животным миром. Задачи: - Дать.

Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР» «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития». Доказано, что развитие.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2–4 лет Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2-4 лет Тематический план № Название образовательной ситуации Задачи.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.

Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Каждый регион,.

Библиотека изображений:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цикл коррекционно-развивающих занятий

Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к 7 годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать.

Цель школьного обучения состоит в усвоении знаний. Поэтому успешность учебной деятельности обеспечивается также ярко выраженными познавательными интересами, привлекательностью для ребенка умственного труда.

В связи с этим мы разработали цикл коррекционно-развивающих занятий способствующих развитию психических процессов дошкольника, формированию у него предпосылок учебной деятельности.

Занятие № 1

I . Постановка руки

Учитель. К нам в гости пришла кукла Маша. Она большая модница. Мы сегодня станем модельерами и сошьем ей много красивой одежды. Без чего мы не сможем сшить ей одежду? В помощь вам загадка.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

Дети . Иголка.

Дети выполняют упражнение "Вдень нитку в иголку".

У . А сейчас начнем вышивать. Дети вместе с учителем ниткой пишут букву а, а буквы о, у - самостоятельно.

Посмотрите, какие буквы более похожи?

Д . Буквы а и у.

У . Почему?

Д. Они построены из одинаковых элементов.

II . Знакомство с новым звуком [и] и буквой и

Дети произносят слово иголка, находят в ней звук [и]. Далее следует конструирование буквы и из бумажного конструктора.

У . На калитку посмотри, Ну совсем как буква и. Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

III . Танцевальная пауза "Буги-вуги"

IV .

На доске - картинки, на которых изображены платья, варежки, ботинки, шуба, шапка, юбка.

У . Как одним словом можно все это назвать?

Д . Одежда.

У . Назовите головной убор.

Д . Шапка.

V . И гра на развитие слуховой памяти

Дети по цепочке называют головные уборы. Первый говорит - берет, второй - берет, кепка, третий - берет, кепка, шляпа...

У . Назовите обувь.

Д . Ботинки.

VI . Игра на развитие быстрой реакции

Выходят два человека. По очереди называют разные виды обуви; выигрывает тот, кто последним назовет вид обуви.

У . Назовите верхнюю одежду.

Д . Шуба.

VII . Пространственная ориентировка

У . Какой вид одежды находится первым по счету?

Д . Платье.

У . Справа?

Д . Варежки.

У . Слева от шубы?

Д . Ботинки.

У . Перед юбкой?

Д . Шапка.

У . Между варежками и шубой? .

Д . Ботинки.

У . Последним?

Д . Юбка.

У . Предпоследним?

Д . Шапка.

VIII . Игра на внимание

IX . Развитие речи

У каждой девочки - платье. Все они разные. Задача: описать платье по плану: цвет, длина, рукава, воротник, украшения.

X . Подвижная игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем"

Ребенок (водящий) выходит, а остальные дети договариваются какое движение они будут выполнять. Входит водящий.

В . Здравствуйте! Где вы были? Что вы видели?

Д . Что мы видели не скажем. А что делали - покажем.

Дети могут выполнять утреннюю гимнастику, лепить снежную бабу, греть руки, пилить или рубить дрова.

XI . Математика. Знакомство с цифрами 1 и 2

У . У нашей Катюшки прямо на макушке Не жуки, не птички держат две косички.

Учитель показывает детям картинки с изображением двух девочек: у одной из них один бант, у другой -два.

Сколько бантов у первой девочки?

Д . Один.

У . Как это можно записать?

Дети обводят цифру 1.

У . А у второй девочки сколько бантов?

Д . Два.

У . Как это записать?

Дети обводят цифру 2.

У . Послушайте стихотворение про цифры.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра 2,

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Положите столько квадратов, сколько бантов у первой девочки.

Дети выполняют задание.

Ниже положите столько кружков, сколько бантов у второй девочки.

Дети выполняют задание.

Чего больше, квадратов или кружков?

Д . Кружков.

У . Какое число больше: 1 или 2?

Д . Число 2.

XII . Развитие мышления

У каждого ребенка по одной варежке, вторая варежка - на доске. Задача ребенка: из множества варежек выбрать одну (свою пару).

XIII . Домашнее задание

У . Нарядите куклу Машу - нарисуйте какой-нибудь наряд и опишите его.

Занятие № 2

I . Обучение грамоте. Упражнение в слышании звуков и кодировании их символами

Учитель . Мы сегодня отправимся в лес... А вот за чем мы отправимся в лес, вы узнаете из загадки.

Маленький Тимошка:

Голова да ножки.

Подрастет немножко -

Попадет в лукошко.

Дети . Гриб.

У . Сколько звуков в слове гриб!

Д . Четыре.

У . Положите на стол столько кружков, сколько звуков в этом слове.

Дети выполняют задание.

Какой знакомый звук вы услышали?

Д . Звук [и].

У. Где он находится?

Д . В-середине слова.

II . Постановка руки

Дети рисуют гриб по клеточкам и сравнивают его со вторым грибом.

У . Чем отличаются грибы?

Д . Один больше.

У одного гриба шляпка в крапинку.

У . Один - гриб, два - грибы.

Учитель знакомит детей с понятиями - один, много.

III . Знакомство с буквой ы и звуком [ы]

Дети конструируют букву из бумажного конструктора, затем учитель читает им стихотворение об этой букве.

У. А бедняжка буква ы

Ходит с палочкой, увы.

IV . Игра на внимание

У . Если услышите в слове звук [ы],

Сразу в ладоши похлопать должны.

Слова для предъявления: стол, столы, мысли, пилка, игры, прыщ.

V . Развитие тактильной памяти. Повторение пройденных букв. Развитие внимания

У . Давайте собирать грибы.

Угадал букву - нашел гриб.

Дети берут букву, с закрытыми глазами угадывают ее, затем читают про нее стихотворение. В результате этой работы на доске появляются грибы с написанными буквами.

На доске .

VI . Знакомо то с грибами

Учитель называет грибы, дети хором повторяют названия грибов по слогам, хлопая в ладоши.

VII . Игра на внимание

Дети играют в игру "Что изменилось?"

VIII . Подвижная игра

У . Мы с вами заблудились и вышли па опушку леса. На опушке стоит домик медведя.

У медведя дом большой, он глядит в свое окошко.

Зайка но лесу бежит, в дверь к нему стучится.

Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, поспешай, лапку мне скорей подай.

Дети играют в игру "У медведя дом большой", поют и показывают движения.

IX . Ра звитие речи

Дети показывают и озвучивают кукольный спектакль-сказку "Маша и медведь".

X . Подвижная игра "У медведя по бору"

У . Медведь оказался добрым, показал нам дорогу домой, и по дороге он нам рассказал об очень интересных грибах, которые бывают разного цвета, и их можно есть даже сырыми. Они и называются... Как они называются?

Д . Сыроежки.

У . Вдоль лесных дорожек много белых ножек.

В шляпах разноцветных, издали приметных.

Выбирай, не мешкай - это сыроежки.

XI . Развитие мышления

На доске картинки с изображением сыроежек: розовой, голубой, зеленой.

У . Как по-разному можно расположить сыроежки? Дети выполняют задание.

XII . Игра на внимание

Дети играют в игру "Пять движений".

XIII . Математика. Пространственные отношения. Числовой ряд

У . Мы веселые ребят,

Очень дружные опята.

Выглянуло солнце только,

Мы на пнях родимся бойко.

Учитель вывешивает на доску рисунок, на котором изображены опята.

В какой кучке опят больше?

Д .В третьей.

У . Поставь числа но порядку.

Дети выполняют задание: 1, 2, 3.

Какое число находится слева от числа 2?

Д . Число 1.

У . Справа от числа 2?

Д . Число 3.

У . Какое число стоит последним?

Д . Число 3.

У . А предпоследним?

Д . Число 2.

XIV . Домашнее задание

У . Мы сегодня с вамп ходили в лес и узнали много грибов. Каких? Дома попробуйте найти картинку какого-нибудь гриба и описать его.

Занятие № 3

I . Ход занятия

Учитель. Стоит красивый большой дом,

Много окон ярких в нем.

Там одежда, продукты, книжки,

Мебель, часики, штанишки.

Дети . Это ма-га-зин.

У . Прохлопайте, сколько частей в слове магазин.

Дети выполняют задание.

Если слышите в слове звук [м], то хлопните в ладоши. Мышь, самолет, пароход, дом, стол, смола, смех.

- Звук [м] обозначается буквой м. Дети "собирают" слова с буквой м.

Хорошо известно всем, где метро, там буква м.

Учитель раздает газетный текст, задача детей - вычеркнуть все буквы м. Затем дети читают слоги.

II . Игра "Есл и нравится тебе, то делай так…. "

Мы пришли в отдел "Продукты". Здесь нам надо купить... А что нужно купить, вы узнаете, составив слово из букв с, о, л, м, а. Что у вас получилось?

Д . Масло.

У . А теперь упражнение для постановки руки. Нарисуйте точно такой же кусок масла. Дети выполняют задание.

Вот отдел "Игрушки". Перечислите игрушки.

Дети смотрят на картинки и перечисляют игрушки.

Д . Клоун, мяч, улитка, танк, слон, лодка.

У . Запишите первую букву из названия каждой игрушки.

Дети пишут: к, м, у, т, с, л, затем играют в игру "Лавата".

Мы пришли в отдел "Одежда". Давайте нарядим куклу. На доске большая кукла и разная одежда.

У . Надеваем одежду... Головные уборы... Обувь...

Дети перечисляют вещи.

III . Подв ижная игра "Последний выбывает"

Дети танцуют под музыку вокруг определенных предметов. Когда музыка заканчивается, дети стараются схватить какой-нибудь предмет. Кому не достался предмет - выбывает.

Мы в отделе "Письменные принадлежности".

То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Называюсь я...

Д . Тетрадь.

У . В этой маленькой коробке

Ты найдешь карандаши.

Кисти, скрепки, ручки, кнопки.

Что угодно для души.

Д . Пенал.

У . Из земли взято - деревом зажато,

Бери в руки, пиши для науки.

Д . Карандаш.

У . Есть добрая вещица у меня.

Нельзя мне без нес прожить и дня.

Помогает мне во всем,

Но живет своим умом.

Занимательная штучка,

А зовется она...

Д . Ручка.

Дети "покупают" за монеты письменные принадлежности. Работа над составом чисел.

Внимание, отдел "Мебель". Здесь мы поиграем в игру "Я знаю названия мебели". Расскажите, какая мебель стоит у вас в комнате, и опишите ее: форма, размер, цвет, материал, назначение.

Дети выполняют задание.

В завершение давайте сыграем в игру "Я знаю пять названий..."

Дети перечисляют по пять названий продуктов, игрушек, одежды, мебели, электротоваров, банных принадлежностей, школьных принадлежностей, хозяйственных вещей.

Занятие № 4

I . Ход занятия

Учитель . Сегодня мы отправимся в лес и будем наблюдать за растениями. Что такое растения?

Дети . То, что растет.

У . Растения бывают высокие, средние, низкие. Итак, в путь! Но прежде выполним графический диктант.

Дети "пишут" диктант.

Вот мы и в пути. Чтобы идти не было скучно, отгадайте загадку.

Весной зеленит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

Д . Дерево.

У . Какие деревья вы знаете?

Дети перечисляют деревья. Учитель вывешивает на доску картинки с изображениями деревьев.

На доске:

Что "лишнее"?

Д . Ель.

У . Почему?

Д. Это хвойное дерево.

У . Найдите слова, которые соответствуют этим схемам.

На доске:

Д . К первой схеме подходят слова дуб, ель. - Ко второй - осина, сосна.

II . Игра "Бе жит, бежит по лесу зайчишка..."

У . Что общего у всех деревьев?

Д . Один ствол, высокие.

У . Теперь игра "Пифагор" (развитие мышления). Найдите закономерность.

На доске:

Д . Одна елочка, два дерева, одна елочка, два дерева.

III . Игра "Наш лохматый, серый песик "

У . Я на розу так похож.

Только вот не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

Д . Шиповник.

У . Шиповник - это дерево?

Д . Нет, это кустарник.

У . Чем отличается кустарник от дерева?

Д . У кустарника много стволиков, у дерева - один.

Дерево выше кустарника.

У . Какие еще кустарники знаете?

Д . Черная, белая, красная смородина.

У . Положите перед собой четыре черных кружка. Белых положите на один больше, чем черных. Сколько белых?

Д . Пять.

У . Ниже положите красные кружки: их должно быть на один меньше, чем белых. Это сколько?

Д . Это четыре.

У . Каких кружков поровну?

Д . Черных и красных.

У . Докажите.

Д . 4+ 1 =5; 5- 1 =4.

Дети играют в игру "Съешь ягодку". Дети решают примеры, которые написаны на обратной стороне ягодки, если решили верно, значит, "съели" ягодку.

IV . Подвижная игра "Третий лишн ий"

Дети встают ларами по кругу. Звучит музыка, все гуляют под ручку. Два водящих, один догоняет другого. Убегающий становится в любую пару, появляется "третий лишний", ему надо убегать.

У . Отгадайте загадку.

Только тронь - и отдернешь ладонь.

Обжигает трава, как огонь.

Д . Крапива.

У . Крапива - это что: дерево, кустарник или...

Д . Трава.

У . Чем отличается трава от кустарника?

Д . У нее нет ствола, она маленькая...

У . Какие еще травы вы знаете?

Д . Подорожник, мята...

У . Цветы относятся к травам?

Д . Да.

У . Посмотрите на доску и скажите, чем похожи листья.

На доске:

Дети перечисляют сходства. - Запомните расположение картинок. Запомнили?

Д . Да.

Учитель убирает картинки и просит детей нарисовать листочки по памяти.

В конце занятия дети играют в игру "Растительное домино".

У . Дома выучите наизусть стихотворение.

Елка, елка, колкая иголка.

Где ты выросла? В лесу.

Что ты видела? Лису.

Занятие № 5

Ход занятия

Учитель . Как взялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Дети. Пила.

Составьте из букв это слово. Запишите его квадратиками.

Дети выполняют задание.

Переставьте буквы в этом слове так, чтобы получилось новое слово.

Дети выполняют задание.

У . Какое слово получилось?

Д . Липа.

У . Сколько частей в слове?

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением инструментов и игрушек.

Что на этих картинках "лишнее"?

Д . Игрушки.

У . Как назвать одним словом предметы, изображенные на остальных картинках?

Д . Инструменты.

У . Для чего нужны инструменты?

Дети парами, взявшись руками крест-накрест, "пилят дрова" и говорят стихотворение.

Д . Запилила пила, зажужжала,

Как пчела, отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала, начинай сначала.

У . Отгадайте загадку.

Сам он худ, голова с пуд,

Как ударит - крепко станет.

Д . Мо-ло-ток.

У . У вас на столах лежит игра "Пифагор". Соберите из частей молоток. Дети собирают.

Внимание, игра "Хлоп". Учитель стучит молотком по столу. Если стукнет один раз, то дети хлопают в ладоши, если два раза - то прыгают, если три раза - то приседают.

Слушайте следующую загадку.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску лезу,

А по мне все тук да тук.

Посмотрите на доску. Сколько там нарисовано гвоздей.

Д . Девять.

У . Посчитайте от I до 9 и от 9 до 1.

Дети выполняют задание.

Теперь игра "Муха". Угадайте, какое число спряталось в "клетке".

Д . Это цифра 9.

У . Придумайте примеры с этой цифрой.

Следующая загадка.

Замечательный дружище,

Деревянная ручища,

Да железный обушок.

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете -

Каждый день с ним на работе.

Д . Топор.

У . С помощью топора можно сделать много всяких вещей. Посмотрите на доску. Там много картинок, составьте по ним рассказ.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам "Скворечники".

Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз.

Д . Отвертка.

У . У нас соревнование! Разделитесь на команды. Каждой команде нужно завинтить гайку. Победит тот, кто быстрее это сделает.

Дети выполняют задание.

Вспомните, о каких инструментах мы говорили.

Д . О пиле, молотке, гвоздях, топоре, отвертке.

У . Какие еще инструменты вы знаете?

Дети перечисляют.

Посмотрите, на доске вы видите картинки, на которых изображены предметы, о которых мы говорили. Запомните, в каком порядке они расположены.

На доске:

Дети запоминают. Учитель переставляет картинки и просит детей сказать, что изменилось.

ЗАНЯТИЕ № 6

Ход занятия

Учитель . Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву.

Дети. Яблоко.

У . Составьте схему слова яблоко.

Дети выполняют задание.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и ее "секретами".

Буква я в конце стоит, Закрывает алфавит. Дети повторяют стихотворение.

Подвижная игра "Яблочко".

Дети стоят в кругу. Звучит музыка, и дети передают яблоко друг другу. Музыка замолкает, у кого осталось яблоко, тот выходит из игры.

После этой игры дети составляют из слогов слова - игра "Домино".

Вы хорошо справились с заданием, а сейчас нам нужно проверить диктант, его написал Незнайка.

Дети выполняют задание, потом играют в игру "Если нравится тебе, то делай так...", се цель - развитие двигательной памяти.

Вспомните все, что вы знаете о лесе, луге, поле, огороде, саде.

Дети вспоминают, затем играют в игры "Лото", "Что где растет".

Обведите по шаблону яблоко и заштрихуйте его.

Дети выполняют задание.

Какие красные яблоки у вас получились, просто загляденье, давайте теперь составим яблоко из разрезанных частей.

Дети составляют яблоко из "Танграма".

У . Какое число следует за числом 5?

Д . Число 6.

У . Как число 6 можно представить?

Д . 5+ 1,4 + 2,3 + 3.

У . Как распределить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

Д . Одной девочке отдать яблоко вместе с корзиной.

Выводы

В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему.

В отличие от дошкольника, школьник стоит перед необходимостью приобретать систему знаний по определенной программе, составленной в соответствии с требованиями самой науки, а не следовать только своим интересам, желаниям и потребностям.

Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И. Божович).

Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.

Разработанный нами цикл коррекционно-развивающих занятий поможет ребёнку-дошкольнику приобрести систему знаний в соответствии с программой, поможет сформировать предпосылки готовности к школьному обучению.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.05.2015

    Понятие и компоненты интеллектуальной готовности к школьному обучению, критерии ее оценки. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Разработка коррекционно-развивающих занятий для улучшения памяти, внимания, мышления, речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми по овладению социальными знаниями, умениями. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Роль использования театрализованных игр, упражнений в формировании социальных навыков.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста. Индивидуальная логопедическая работа по устранению сопутствующих недостатков речи. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий. Профилактика заикания.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Изучение познавательных психических процессов у дошкольников с ОНР 1 уровня, задачи, содержание и методика занятий по их развитию.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Теория развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста, работа по их формированию у детей. Оценка уровня развития детей подготовительной к школе группы детского сада. Результаты опытно-экспериментальной работы.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2010

    Определение особенностей описательной речи дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи. Разработка и оценка эффективности комплекса логопедических занятий по развитию описательной речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2014

    Особенности формирования зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, его значение в формировании других психических функций. Методы диагностики и комплекс занятий. Эффективность коррекционно-развивающего обучения.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления. Описание программы занятий для развития мышления средствами нетрадиционного рисования.

Тематическое планирование

№ занятия Задачи занятия
1,2,3 создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; знакомство со взрослыми и детьми; развитие эмпатии; осознание себя, своего имени; снятие психо-мышечного напряжения; развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле;. создание игровой мотивации.
4,5,6,7,8,9 создание положительной эмоциональной обстановки в группе; развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. снижение импульсивности и излишней двигательной активности. снятие эмоционально-мышечного напряжения; развитие умения действовать соответственно правилам игры; сплочение группы, умение взаимодействовать со сверстниками.
10,11,12 развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласовано, подстраиваться к темпу движений партнера). снятие тревожности;

ЗАНЯТИЕ №1 «Котенька-коток»

Цель занятия : 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) знакомство детей со взрослыми (воспитателем и психологом) и друг с другом;

3) развитие эмпатии;

4) снятие психомышечного напряжения;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориента­ции в собственном теле.

Оборудование : корзина, кукла-котенок, маленькая игрушечная мышка, палочка с бантиком, альбомные листы по количеству детей, с нарисованным на каждом листе котиком, краски для рисования пальцами, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!»

Психолог приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Психолог надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я –котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель)

> «Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.

> «Как у нашего кота»

Психолог обращает внимание детей на котика, читается потешка:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Зубки белые,

Глаза смелые.

При повторном прочтении психолог вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.



> «Кот и мышь»

Психолог говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:

Кот, кот, коток,

Не садись на краек,

Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!

Кот переговаривается с мышью:

Мышечка-поскребушечка, ты куда бегала?

В погребок.

Что там делала?

Ела сыр и творог.

Мне молоко оставила?

С порожка скочила, хвост в молоке обмочила,

Ну словлю!

А я убегу!

С этими словами мышь начинает бегать по столу, по детям, а кот ее догоняет. Мышка прячется и убегает от кота. (психолог прячет игрушку-мышку).

«Кот усатый ходит» (пальчиковая игра )

Психолог и дети, пропевают песенку и выполняют движения.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Лови-лови»

Психолог рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят («раз, два, три - вокруг себя повернись и в котенка превратись!») Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.

Релаксация (котик ложиться спать). Психолог укачивает котенка и напевает мотив колыбельной песенки: А-а-а-а….

Рисование. (Детям раздают заранее заготовленные листы, на которых у каждого ребенка нарисован котик). Педагог объясняет, что котята потеряли разноцветные шарики и поэтому грустят. Чтобы развеселить котят, надо пальчиком нарисовать для них разноцветные шарики (психолог показывает приемы работы). Дети пальцами рисуют около своего котенка шарики (макают пальчик в заранее приготовленную гуашь и рисуют).



ЗАНЯТИЕ №2

«Разноцветные клубочки»

Цель занятия: 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3) развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

4) снижение импульсивности, повышение двигательной активности

5) развитие эмпатии.

Оборудование : котик, клубочки ниток по количеству детей, корзина для клубочков, рисунок котика с предыдущего занятия, клей, нитки, фломастеры или карандаши

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!» (см. занятие №1)

Котик пришел в группу к ребятам взъерошенным:

«Я спешил к вам ребята, а по пути встретил большую собаку... (Психолог рассказывает «взъерошившую» котика историю, потом просит детей успокоить Котика)

«Ласковое имя» (см. занятие № 1) «Хорошие ушки, красивые глазки…»

Психолог предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки и т.д. Затем погладить себя со словами: «Хороший мальчик, хорошая девочка...»

«Кто разбудил котика?» (вариант игры « Угадай, кто позвал»)

Котик предлагает детям поиграть. Малыши превращаются в мышат, кот

засыпает, а дети тихо к нему подходят. Котик просыпается, мяукает и пытается поймать мышат, дети убегают. (Игра повторяется несколько раз)

«Кот усатый ходит» (см. занятие №1)

«Разноцветные клубочки» (клубки подбираются основных цветов, в процессе игры с ними закрепляется название основных цветов)

Психолог говорит, что принес любимую игрушку всех котиков - достает из корзинки клубочек шерсти. Котик мурчит, рассказывает ребятам, какой клубочек мягкий, пушистый, упругий (и т.д.); показывает, как хорошо он взлетает и как здорово он катается по полу. Дети получают по клубочку, превращаются в котят и играют с клубочками (подбрасывают клубочек, катают по полу, перекладывают из ручки в ручку)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в клубки играть!

Вверх, вниз- 2 раза

Эй, ребята, не ленись!

Рисование

Детям раздаются спутанные нитки и листы бумаги с изображением котиков с

прошлого занятия.

Котята играли с нитками и запутали их. Приклеим своим котятам, запутанные

нитки. Дети по очереди подходят к психологу, мажут клеем нитки и

прикладывают к листу. (Учитывая возраст и возможности детей, данное задание

можно заменить рисованием клубочков карандашом или фломастером. Еще можно предложить детям приклеить около котика разноцветные клубочки, которые заранее подготовил педагог-психолог.)

Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли с котиком. Психолог говорит: «Котику очень у нас понравилось, но пришла пора прощаться.» Дети гладят котика и прощаются с ним.

ЗАНЯТИЕ № 3

«Курочка Ряба»

Цель занятия : 1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2) развитие умения согласовывать свои движения с ритмом музыки и текста, с движениями других детей;

3) развитие умения действовать соответственно правилам игры;

4) снижение импульсивности и излишней двигательной активности;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Оборудование: котик, чудесный мешочек, курочка, яичко, мышка, домик, дед, бабка, слоеное тесто для лепки или пластилин.

Ход занятия

«Здравствуй, я котик!»

Котик приходит в группу, здоровается с ребятами.

«Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька…» и т.д.

«Чудесный мешочек»

Котик показывает детям «чудесный мешочек»:

Ребята! Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек не простой, это мешочек

чудесный. Кто хочет узнать, что в нем лежит?

Дети по очереди пытаются ощупать мешочек и угадать, что в нем лежит. Котик

достает из мешочка (по очереди): курочку, мышку, яичко

«Курочка-рябушечка»

Психолог обращается к курочке и ведет с ней диалог, читается потешка:

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка- рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

«Курочка грустная - пожалей ее»

Курочка загрустила - у нее болит крылышко. Психолог предлагает детям пожалеть курочку. Первым жалеет котик или взрослый, потом по очереди все дети. Педагог-психолог предлагает угостить курочку зернышками. (дети подставляют курочке ладошки, а она «клюет» зернышки у каждого малыша и благодарит за угощение: «Спасибо, Маша, Коля…»


Top