Вопросы для обсуждения. Конспект совместной деятельности с детьми направлено на формирование представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе, о таких понятиях, как «честность», «совесть», «порядочность» и противоположных им понятий «

Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

Детская честность и ложь – особенности возраста

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельност ь.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельност ь означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. Главная причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • з авышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Другая информация по теме


  • Ночной сон грудных детей и детей постарше

  • Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Поистине, честность на сегодняшний день в мире - самый дефицитный товар. Нет такой страны на земле, где бизнесмены бы не воровали, где политики бы не обманывали, а простые граждане всегда соблюдали бы букву закона. И как ни пытаются бороться с коррупцией и обманом, через кампании и даже расстрелы, ничто не помогает.

Мир погряз во лжи и обмане. И когда разгорается очередной коррупционный скандал; когда опять начинается война по «распространению демократии»; когда детей отбирают из семей «ради их же блага»; когда «не подмажешь - не поедешь»; когда кто-то живёт в доме за миллион «зелёных», а ветераны ютятся в том, что трудно назвать домом; когда «современные и креативные» требуют «честные выборы», угрожая «свалить из этой страны»... тогда возникает естественный вопрос о честности: откуда она появляется и куда уходит, можно ли «прописать» её постоянно или она долго не задерживается на одном месте, как её воспитать и возможно ли это вообще?

Российские либералы, к примеру, считают, что все европейцы очень честны в обычной жизни - «там даже полиция взяток не берёт!»

Обожествление североатлантической цивилизации дошло у российских либералов до такой степени, что даже коррупционные и иные скандалы высшего руководства экономически развитых стран и поток самокритики граждан этих стран в СМИ ничего не меняют во взглядах российских «хомячков». «В Европе и Америке люди честные, там голоса избирателей не крадут!» - тупо повторяют свою мантру либероиды. Поэтому, мол, и надо брать пример честности с запада.

Что ж, давайте проясним, откуда взялась честность на западе, что это за честность, какова её природа и возможно ли и нам в России такую же честность развить.

Обсуждая проблему честности в мире, мы отмечаем её периодическое отсутствие у политиков и бизнесменов, у врачей и юристов, у полицейских и учёных, у автомобилистов и прохожих... Получается, что отсутствие честности иногда характерно для всех слоёв населения, для всех профессий, для всех народов. Все мы бываем честными, но иногда совершаем нечестные поступки. Кто-то совершает больше честных поступков, кто-то - меньше, в зависимости от обстоятельств и личных убеждений.

Коррупция есть во всех странах мира. Есть она и в полиции всех стран, только для каждой страны существует свой процент коррумпированных полицейских. А вот подсчёт этих процентов зависит, в том числе, и от честности счетоводов. И здесь вступает в силу политика, которую на любимом российскими либералами западе не напрасно называют «грязным делом», которая все цифры может менять, как ей заблагорассудится. Какая тут может быть после этого честность?

Разум так уж устроен, что человек не может всегда говорить правду. Разум всегда «взвешивает» информацию, дозируя количество правды и лжи. На то и дан разум человеку, чтобы понимать, когда можно говорить правду, а когда - не стоит.

Как же и когда разум приобретает эти способности манипулирования правдой? Ведь не рождается же человек с такими способностями! Полицейские, бизнесмены, политики не родились обманщиками и лгунами. Наши дети до определённого возраста абсолютно честны и лишь постепенно научаются не всегда говорить правду, когда их спрашивают о чём-либо.

Дети не лгут - до определённого возраста они ещё не умеют врать. Детский мозг ещё физически недостаточно развит для полноценного функционирования разума. Пока разум только просыпается, дети не лгут. Но как только мозговая биологическая ткань в голове человека созревает для полноценного функционирования разума, первое, что делает проснувшийся разум, - начинает дозировать исходящую от него информацию, начинает играть информацией. Проснувшийся разум начинает использовать информацию в своих целях, соизмеряя в ответах правду и ложь.

Если в первом классе практически все дети слушаются учителя и честно отвечают на поставленный учителем вопрос, работая без списывания и без подсказок. То через десять лет обучения в российской школе уже практически невозможно найти ученика, кто никогда не списывал бы и не пользовался бы подсказками.

Как получается такое? И почему это происходит?

Наверное, происходит естественный процесс, когда просыпающийся разум ребёнка, познавая мир, начинает играть информацией, изучая реакцию людей . Именно в это время ребёнок открывает для себя и приобщается к определённому набору ценностей, которые и определяют его дальнейшее поведение. И если в это время позволить просыпающемуся разуму принять ложь за истину, тогда из ребёнка вырастет обманщик.

Честность воспитывается с детства. Понятие честности закладывается в человека в семье, с детского сада, со школы. Основные навыки манипулирования информацией человек (разум) получает в процессе обучения, общаясь с родителями, сверстниками, со взрослыми. Именно обучение в школе проявляет, закрепляет, закладывает или разрушает в человеке нормы нравственности, честности.

Какое явление в процессе обучения в школе яснее всего говорит о честности в детском мышлении? Конечно, списывание, подсказки.

Списывание - это всегда ложь и обман. Обман себя, так как ученик остаётся неучем, получая за удачное списывание «переходящую» отметку. Обман учителя, так как учитель оценивает не настоящие знания и ставит оценку незаслуженно, ненароком поощряя обманщика обманывать дальше. Обман других детей, так как «списыватель» незаслуженно получает место среди «успевающих», развращая других возможностью получения хорошей оценки с помощью лжи и обмана. В конце концов, списывание - это обман общества, страны и государства, так как с помощью «липовых» оценок человек строит свою жизнь, карьеру, будучи невеждой. Сколько таких неучей и лгунов мы наблюдаем в повседневной жизни!

В школьном списывании яснее всего раскрываются представления детей о честности. Ученик понимает, списывая, что поступает плохо, но делает это, пытаясь мелкой ложью избавиться от необходимости совершать волевые усилия над собой для достижения определённого результата. И став взрослыми, такие дети переносят во взрослый мир извращённое понимание того, как надо учиться и жить.

Списывание и подсказки - отрицательные явления. Это признают все учебные системы мира. Действительно, списывание явно говорит о нечестности человека - с помощью лжи такой человек получает лучшие баллы, позволяющие ему занимать более высокие места в обществе. Можно сказать вполне определённо, что нечестность, приобретаемая через списывание в школе, порождает нечестность во взрослой жизни , когда человек с помощью лжи строит свою благополучную жизнь за счёт других. И тогда честность оказывается в проигрыше, что становится развращающим уроком для окружающих.

К каким же ценностным системам приобщаются дети в разных странах? Каким образом в разных странах пытаются искоренить списывание и подсказки? Каким образом воспитывается честность у молодых граждан?

В России списывание и подсказки официально осуждают и пытаются бороться с ними. Правда, почти безрезультатно - как могут успешно бороться с подсказками и списыванием люди, которые сами когда-то прошли эту же школу?

Школьниками российскими подсказки и списывание часто героизируются: «нет выше доблести, чем списать под носом учителя!» Иногда дети подсказывают из принципа «сам пропадай, а товарища выручай». Взаимовыручка, чувство локтя, чувство коллектива, чувство товарищества, дружба - всё служит российским детям для оправдания лжи списывания и подсказок. Ребята понимают, что «списывать и подсказывать нехорошо», но есть более высокие нормы, которые необходимо соблюдать в первую очередь. Российское списывание и подсказки происходят из менталитета российского, основанного на коллективизме и соборности. Здесь ложь и обман осуждаемы, но не отвергаемы, так как помогают сохранить дружбу, коллектив, общество.

Бытовая мелкая нечестность соседствует в российском обществе с честностью, которая всегда есть в людях - «помогая товарищу (подсказывая) и списывая, сам остаюсь честным и справедливым «по жизни». Такие люди считаются ценными друзьями и сотрудниками. Иногда такая честность позволяет даже сделать хорошую карьеру, так как честные люди, на которых можно положиться, всегда нужны бесчестным руководителям.

Ложь списывания и подсказки в школе представляются слишком ничтожными поступками по сравнению с дружескими отношениями с одноклассниками, по сравнению с всеобщей справедливостью, с честностью по отношению к стране и государству. В результате всё общество смотрит сквозь пальцы на эти нарушения, хотя и осуждает их формально. Со временем, по мере взросления человека, маленькая ложь списывания и подсказки становится большой ложью коррупции и других правонарушений. Но при этом всё равно остаётся ощущение дружеского единства российского общества: мы все добровольные подсказчики и «списывалки» - мелкие лгунишки - составляем его. Но при этом кто-то из нас полагает, что «надо бороться с коррупцией», кто-то борется «за честные выборы», а кто-то стал крупным лгуном, присваивая себе, так или иначе, богатства окружающих и называя это «честным бизнесом».

Нынешние борцы за честность российской избирательной системы, сами «списыватели» и подсказчики, лгут, прикрывая свои «потаённые мыслишки» хлёсткими фразами. Откуда честность будет на выборах, когда школьник не видит ничего зазорного в собственном списывании и списывании соседа за партой, подсказывает сам и пользуется подсказками друзей, отвечая на вопросы учителя? До тех пор, пока это будет продолжаться, борьба за честные выборы сама будет нечестной.

Не изменив «списывающую» ментальность наших детей, мы никогда не получим честного гражданина, мы никогда не получим честное общество. Начинать борьбу «за честные выборы» надо не с установки камер слежения на избирательных участках, а со школы. А точнее, с идеологических представлений, которые необходимо внедрить в детскую ментальность, с идеологии, которая не позволяет списывать и подсказывать . Вопрос в том, где взять такую идеологию?

По многим свидетельствам, списывание и подсказки в школах Америки и Европы распространены много реже, чем в России.

Говорят, там с детства учат детей не подсказывать и не списывать под страхом суровых наказаний. Западная система обучения направлена на выявление и поощрение самых способных и развитых детей с помощью честных экзаменов. Поэтому в школах поощряется доносительство и слежка детей друг за другом с целью недопущения списывания и подсказок.

«Каждый сам за себя» - вот принцип западного обучения. С самого раннего детства человек приучается к честной конкуренции, а честная конкуренция не может совмещаться с нечестными действиями - подсказками и списыванием. И тогда каждый ученик оказывается сам заинтересованным в том, чтобы быть честным, иначе ЕГО рейтинг понизится из-за того, что он попался на списывании; и ученик сам следит за окружающими учениками, чтобы они тоже были честными, иначе ЕГО рейтинг опять же понизится из-за нечестности других.

Такая система взаимного и само контроля направлена не на воспитание честности самой по себе, а на действительно честное ранжирование детей по способностям для участия во взрослой конкуренции ради карьеры. В результате общество получает «честных» молодых людей, привыкших всего добиваться самостоятельно своим трудом, но для которых честность - это не цель «жить по правде», а только средство в конкурентной борьбе друг с другом . Такие граждане честно участвуют в жизни своего общества и государства, оставаясь нечестными по отношению к тем, кто живёт за пределами их уютного честного мирка.

За счёт чего происходит воспитание честности у детей? Какие идейные принципы заложены в различные системы воспитания?

В сознание европейцев с детства внедряется принцип индивидуализма, когда «ты мне друг, но истина дороже». Западный, капиталистический, буржуазный индивидуализм основан на либеральной идеологии, отрицающей веру в Бога (формальная католическая вера и сверхформальный протестантизм не в счёт). На западе человек служит не Богу, а богатству, деньгам, Мамоне. Этим всё определяется.

Либеральная честность, культивируемая на западе, используется ради личного обогащения человека за счёт других, ближних и дальних. Формальная открытая честность для «внутреннего потребления» там действительно существует и именно она «пудрит мозги» российским либералам. Но открытая всему миру честность в западном обществе отнюдь не означает честность людей друг к другу в обыденной жизни - развратников и воров хватает и на «честном» западе.

И уж тем более глупо говорить о честности западной политической и финансово-экономической элиты - представители этих элит выступают по отношению к обычным людям с убеждением, что «имеют право» в силу своего положения на обман и ложь. Как часто политические и экономические деятели на западе приносят мнение общества в жертву своим амбициям и предпочтениям, начиная с отмены смертной казни для душегубов и кончая бомбардировками мирных жителей в «операциях по принуждению к миру». Честность на уровне обычной повседневной жизни, и бесчестность на высшем уровне принятия политических и экономических решений - это характеризует западный мир. И даром, что на западе «честные выборы», что все на западе голосуют честно, что честно осуществляется подсчёт голосов, если результаты голосования принципиально ничего не меняют в бесчестном обществе.

Честность в либеральном мире утилитарна, применяется только к своим, и служит лишь для избранного круга «цивилизованных» граждан. Честность в западных демократиях покупается, так как всё продаётся и покупается при капитализме. Можно с помощью денег сделать какие-то сферы относительно честными, но невозможно либеральное общество сделать честным по отношению ко всем людям планеты, так как именно за счёт грабежа и создаются богатства западного мира.

Западное богатство, позволяющее отстёгивать деньги на внутреннюю показную честность - честность внутри своих стран, основано на грабеже всех народов земли, основано на несправедливом мироустройстве, устроенном европейцами на планете. Вся «честность» западного общества базируется на тотальной нечестности его по отношению ко всем людям планеты .

Да, европейская честность позволяет проводить честные выборы, но губит природу, общество и человека. Нужна ли такая честность России?

«В России воруют» - это высказывание в большей или меньшей степени совершенно справедливо во все времена. Но при этом не надо забывать, что бесчестность в России всегда соседствует с понятием справедливости, внесённом в российскую ментальность православным христианством. Можно быть нечестными в каких-то бытовых случаях, оставаясь честными по отношению «к человечеству в целом».

Человек-вор в православном мире становится иногда героем, потому что «не щадит живота своего» ради страны, ради народа. На западе такое невозможно представить, так как там человек-вор живёт исключительно ради собственного удовольствия, ради денег, необходимых для личной комфортной жизни. И жизнь свою отдавать за что-либо западный человек не намерен, так как «живём лишь раз» - человек живёт ради удовольствий и благополучия собственного тела. В России же человек живёт ради правды и справедливости, и ворует тоже для своей комфортной жизни, но больше дорожит душой, а не телом, как на западе.

Вот почему на западе легче и удобнее жить - там честность на бытовом уровне позволяет создать комфортный и чистый мирок, люди живут здесь и сейчас, живут для себя, своего тела, для своего удовольствия. И вымирают в этом уюте из-за низкой рождаемости, потому что, именно, живут для себя, своего расслабленного блаженства, а не ради чего-то «внесвоеготелесного», не ради детей, например.

И вот почему, кстати, русская армия всегда была непобедима в столкновениях с Европой. Европейцы, такие же, как и русские, отчаянные рубаки, больше берегут своё тело, нежели душу, высшей ценностью считая земную благополучную жизнь человека, освобождённого от веры в Бога. Русские же, в соответствие с православной верой, всегда полагали высшей ценностью душу, а не тело - своё тело, свою земную жизнь можно отдать за честь и справедливость, за достоинство и свободу, за Бога и отечество.

Русская жизнь в веках всегда была не дороже правды, чести и справедливости, тогда как ничего дороже личной жизни для европейца нет. Вот почему, несмотря на прекрасный военный опыт и умение европейцев, несмотря на гигантские военные потери России в живой силе и технике, русские обычно побивали европейцев - тем нечего противопоставить самоотверженности и героизму русского солдата. Европейские опыт и знания всегда проигрывали русской православной вере в бессмертную душу.

И вот почему европейцы так ненавидят православие, справедливо считая его источником русской силы. Вот почему на протяжении многих веков либералы всех стран, включая и российских либералов, целенаправленно бьют по православию, по вере в Бога, так как путь к ликвидации России проходит только через ликвидацию национальной православной веры русских . И, похоже, в XXII веке они с этой задачей справятся.

Честность европейской цивилизации - это не российская честность.

Европейская честность - это либеральная честность, атеистическая и индивидуалистская. Честность, которая позволяет европейцам благополучно существовать за счёт угнетения остального мира, существующая за счёт привилегий, которые европейцы создали для себя, ограбив другие народы. Эта честность европейцев друг к другу куплена за счёт бесчестности европейцев по отношению к другим народам планеты. Европейская честность - это нечестность к природе земли, страдающей от бездумного капиталистического прогресса, это нечестность по отношению к людям планеты, страдающим в бедности от несправедливого мироустройства, это нечестность к самим коренным европейцам, вымирающим из-за низкой рождаемости.

Честность либерального атеиста основана исключительно на «земных способах» воспитания - это издревле известная всем система «кнута и пряника». Стукачество и доносительство в европейских школах как раз и призваны воспитать такую «честность». Но эта честность не распространяется дальше европейской общины, где действуют «кнут и пряник». Для остальных людей планеты - не европейцев - остаётся только кнут.

Цель европейской системы образования - воспитать законопослушного «честного» человека, который мог бы включиться в конкурентную борьбу «каждый сам за себя», в борьбу за европейские ценности. Эти либеральные ценности поощряют стукачество и доносительство в школе, индивидуализм и безбожие в европейском обществе, относительную честность в Евро-Америке и абсолютную бесчестность к природе земли и к народам планеты (включая самих коренных европейцев).

В школах запада честность среди детей культивируется для точного ранжирования детей. Она носит прикладной характер. Дети могут быть нечестными по жизни, но никогда не будут списывать, так как это чревато понижением их рейтинга, следовательно, торможением в карьере. Честность на западе ущербная, частичная, прикладная - честность для рейтинга, для карьеры, честность на продажу .

Российская честность - это нечто среднее между атеистическим «Кодексом строителя коммунизма» и православной христианской нравственностью.

В советской школе, в коммунистической системе ценностей, исключавшей религию и Бога, честность провозглашалась ценностью самой по себе , безотносительно к чему-либо. Просто надо всегда было быть честным в жизни. А почему собственно? Для чего нужна честность, если с помощью обмана, с помощью списывания и подсказок можно достичь тех же результатов, и даже больших, не утруждая себя трудом учёбы? Этот вопрос, в конце концов, и погубил великий Советский Союз.

Коммунистическая (атеистическая) идеология, не может ответить на «простой» вопрос: почему надо жить честно. Как не может ответить на этот же вопрос либеральная (атеистическая) идеология, основанная в эпоху Возрождения как отказ от веры в Бога. Потому что атеизм не в силах обосновать необходимость честности, также как не может обосновать вообще что-либо, поскольку отказ от Бога - это отказ от критерия истины . А потеряв истину, человек попадает в ситуацию полной относительности, когда «всё можно», когда «человек должен быть толерантным ко всему», когда любые извращения имеют равное право на существование с целомудрием.

«Человеку разумному» невозможно всегда и всюду оставаться абсолютно честным. Следовательно, человек вынужден использовать какой-то критерий, определяющий, что есть истина, с помощью которого можно дозировать правду и ложь в общении с разными людьми. Но такой критерий, чётко разделяющий истину и ложь, возможен только с верой в Бога . И если такой критерий отсутствует, как в атеистических странах либеральной диктатуры, то его место занимают различные «условные критерии», какие каждый человек для себя может выдумать сколько угодно.

Современный либеральный атеистический мир демонстрирует полное торжество относительности, когда невозможно определить, где правда, а где ложь, так как нет истины, потому что нет Бога. Вот почему россиянам порой трудно понять мотивы политики стран североатлантической либеральной цивилизации - для нас правда и ложь ещё не успели стать одинаково достойными понятиями. У русских ещё не вычистилась из ментальности божественная нравственность, привитая тысячелетием православия, определяющая правду, честность и справедливость.

И очень часто североатлантическая политика ставит россиян в тупик: как же так - при таком, на словах, человеколюбии, при такой красоте и чистоте Евро-Америки, европейские дела оказываются беспощадно кровавыми. Как совмещаются проповеди о гуманизме с насилием по навязыванию демократии в «отсталые» страны? Это лицемерие и есть результат воспитания европейцев в системе атеистических либеральных ценностей. В этом и заключается европейская честность.

Так чего же мы хотим? Честных выпускников школ - атеистов и индивидуалистов, как на западе, честных выборов и бесчестного правления? Или «списывателей» и подсказчиков, мелких воришек, разоряющих Россию, и одновременно «борцов за справедливость»? Как совместить европейскую честность с российской? Как, например, оправдать стукачество и доносительство детей друг на друга? Возможно ли без стукачества и доносительства избавиться от списывания и подсказок?

Россия идёт сейчас по стопам либерализма и россияне, также как когда-то европейцы, постепенно теряют веру в Бога, отучаются от божественной нравственности, теряют понимание правды и лжи. Однако, россияне ещё продолжают, по православной традиции, считать стукачество и доносительство нечестным и недопустимыми, что несовместимо с капиталистической рейтинговой системой оценки учащихся.

В России пока, из-за православного мировосприятия, въевшегося в гены российской ментальности, люди ещё не приучились совсем жить ради денег (хотя во многом этот путь уже пройден). Но по мере отказа от православной веры, от веры в Бога вообще, по мере либерализации России, российское общество будет постепенно становиться внешне по-европейски чище и честнее. И конечным итогом избавления России от нечестности по либеральным рецептам будут стукачество и доносительство учеников друг на друга, «как в Европе», честные выборы... и полное вымирание русских из-за низкой рождаемости, и далее - распад и уничтожение России.

Итак, есть только два пути воспитания честности.

Либо, продолжая либеральное развитие, постепенно перенимать европейские безбожные ценности и методы, воспитывая «честность для конкуренции».

Если мы хотим жить честно, утверждают русские либералы, «как на западе», тогда нам следует полностью перенять западные ценности, следующие из либеральной идеологии. Надо воспитывать детей в атеистической вере поклонения деньгам и богатству. Надо поощрять в детях индивидуализм, доносительство и стукачество. И тогда мы войдём в «царствие небесное европейской свободы и благополучия», и тогда у нас будут честные выборы. И тогда глупо сейчас протестовать против ювенальной юстиции, педофилии и скотоложества. Следует немедленно снять все ограничения на любые извращения, чтобы стать по-европейски демократической и свободной страной.

Либо надо действительно возвращаться к Богу, к православной христианской вере в полном объёме, воспитывая в молодом поколении подлинную честность.

Подлинная честность может быть только у действительно верующего в Бога человека , так как именно «Господь создал всех людей равными», а значит, ко всем людям надо обращаться с правдой. Честность действительно православного человека не допускает лжи между людьми, что автоматически исключает списывание и подсказки, несправедливость и притеснения. «Жить не по лжи» - это жить с Богом в сердце. Такой человек не допустит обмана ни на выборах, ни в бизнесе, ни в политике (и тогда политика, освободившись от атеизма, перестанет, наконец, быть «грязным делом»).

Да, путь действительного избавления от нечестности, от списывания и подсказок существует и лишь один единственный: надо дать детям веру в Бога, приобщить их к нравственности Христа . И тогда Бог в душе человека не позволит ему лгать, списывать и подсказывать. Тогда не ради единоличного обогащения, не ради выигрыша в конкурентной борьбе будет процветать в школах честность, а ради спасения души, ради высшей правды и справедливости. Это и будет подлинная честность, вызванная не опасением людского наказания, не боязнью конкуренции, а свободным выбором верующего в Бога человека. И только на основе такой честности возможно воскресение России для благополучной жизни на земле, как, впрочем, и всего мира.

Без возвращения Бога в систему образования народа, в России никогда не будут «честные выборы», а скоро не будет и самой России.

— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов

Я нашла видеоигру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
-Карен, мать двоих детей, Луисвилль, штат Кентукки

"Давай, положи это себе в ранец. Никто не видит".
"Я никогда не смог бы заплатить за это".
"Давайте возьмем все. Это будет так круто!"

* Клептомания- патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. - Прим. ред.

Коротко о главном.
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция - та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.

Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, - это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности. Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, - очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, - ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг - убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание - потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

План поэтапного изменения

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений.
1. Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры.
Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?
2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком.
3. Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять.
4. Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача - добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
5. Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения - это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
1 неделя


Top