Упражнение «Добрые слова». Приветствие

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе.
Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие волевых качеств личности;
Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.

Цикл занятий с будущими первоклассниками
Цели:
знакомство;
содействие осознанию позиции школьника.
Ход занятия
I. Игра "Знакомство"
Сначала представляется психолог, рассказывает о себе. Затем дети кидают друг другу мячик,
называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего ­ имя того, кому бросают мячик.
Кто знает кто такой психолог? (выслушивается мнение детей).
Если кому­то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.
II. Беседа "Что такое урок?"
Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило "Готов к уроку": по
звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся
выполнять это правило.
Что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто­то старший) в класс;
б) когда хочешь что­либо сказать;
в) когда кто­то опаздывает на урок и т.д.
III. "Посудомоечная машина фирмы "Bosch".
Игра на контакт, сближение.
Встаньте в две колонны друг напротив друга. Теперь по одному будем проходить по
получившемуся у нас "коридору", но каждый должен придумать, кем он видит себя из посуды.
Называем посуду и проходим по "коридору", а остальные участники "моют", т.е. гладят,
прикасаются.
IV. Работа со сказкой. Сказка "Про Колю" (Н. Селезнева)
Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.
(Приложение 1)
Жил на свете мальчик Коля.
Не хотел учиться в школе.
Уроки делать не любил

И маме твердо говорил:
"Зачем вставать мне по утрам,
Когда я все умею сам?
Могу милиционером стать,
Вокруг всех буду защищать!
Или врачом ­ людей лечить,
А может быть, детей учить.
Я все сумею, все смогу,
И в школу больше не пойду!"
Сказал так маме и ушел,
А ночью Коля спать пошел.
Заснул и видит сон такой:
Как будто он в стране другой,
Где взрослым стал уже давно
И все ему разрешено.
"Раз вырос я, ­ подумал Коля, ­
Не надо мне учиться в школе.
Тогда работать я пойду,
Я все сумею, все смогу!
Пойду врачом, людей лечить.
Так буду пользу приносить!"
Сказал и видит: врач идет
И градусник в руке несет.
Коля к доктору бежит,
Громко на ходу кричит:
"Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!"
Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, как людей лечить?
Что при простуде нужно пить?
Какую детям дать микстуру,
Чтобы сбить температуру?

Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".

Профессий в мире очень много.
Могу милиционером стать.
И буду всех я защищать".
Глядит, милиционер идет
И свисток в руке несет.
Закричал туту Коля громко:
"Преступника поймаю ловко!
Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!"
Глянул милиционер тут строго,
Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, как людей спасать?
Чужие жизни защищать?
Ловить преступников как быстро?
Как стать военных дел министром?
Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".
"Ну, ничего, ­ подумал Коля, ­
Профессий в мире очень много.
Могу художником я стать,
Картины буду рисовать".
И тут же, прямо перед ним,
Художник ­ красок властелин.
Коля взял мольберт и кисть
И начал кисточкой водить.
"Ничего, я помогу.
Я все сумею, все смогу!"
Посмотрел художник строго,
Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, кистью как водить?
Портрет, пейзажи как творить?
Хватит пачкать тут бумагу.
Ведь тебе учиться надо!
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".
Призадумался тут Коля:

"Может, правда надо в школу?
Тогда профессию найду,
Тогда я людям помогу.
Я выучусь и умным буду,
Уроков строгих не забуду".
Тут же пробудился Коля.
Крикнул маме: "В школу, в школу!
Собирай меня скорей,
Побегу туда быстрей.
Хочу узнать я все на свете,
Умней всех буду на планете!"
Учился Коля не напрасно:
Он стал художником прекрасным.
А мог он стать и инженером,
Доктором, милиционером.
Много нового узнал
И полезным всем он стал.
Вопросы для обсуждения:
­ Почему Коля не хотел ходить в школу?
­ Какой сон он увидел?
­ Почему он потом захотел учиться?
­ Что значит "Стать полезным"? (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в
начальной школе (1­4). ­ М.: "Генезис", 2006. ­ 303 с.)
V. Игра "Буратино идет в школу"
Буратино 1 сентября идет в школу, но он не знает что нужно взять с собой. Дети должны помочь
Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить. (Приложение
1)
VI. "Прекрасный сад"
Игра на сплочение, поддержку. Материалы: карандаши, фломастеры, ватман, ножницы, листы,
клей ­ карандаш.

"Представьте, что вы ­ прекрасное растение в саду. Каким растением вы хотите быть? Как
выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли
оно? Какого цвета его соцветия?" (Приложение 1). Все вы разные, но вам предстоит учиться в
одном классе, быть единым коллективом и принимать других такими, какие они есть.
Предложить детям и родителям нарисовать по цветку. Затем их вырезать и приклеить на ватман и
получится красивый, яркий луг.
VII. Прощальная игра "Волшебные снежинки".
Инструкция: "Встаньте рядом со своим стулом и встряхните ногами и руками:
Вы видели когда­нибудь волшебный снег ­ очень крупные снежинки, мерцающие голубыми
искорками? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению
волшебной палочки. Усталость и заботы покинут его. Но для этого снежинку нужно вдохнуть
очень глубоко ­ чтобы она попала внутрь живота.
Представьте как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные
маленькие снежинки и среди них огромные волшебные. Если волшебная снежинка появится перед
вами, глубоко вдохните ее ­ почувствуете, что стало легко и все напряжение ушло.
Тот, кому удалось вдохнуть три волшебные снежинки, может загадать желание."
Конспект занятия
«Черты характера. Развитие тактильной памяти».
Цели:
1. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера
2. Коррекция и развитие познавательной сферы психики. Развитие тактильной памяти.
Используемое оборудование и материалы:
1. Кукла «Василиса Премудрая»;
2. «Чудесный мешочек» с камешком, пластмассовой игрушкой, резиновым мячом, деревянным
кубиком, салфеткой, ключом, флакончиком из­ под духов;
3. Компьютерное оборудование для просмотра электронного материала.
1 этап – организационный.
Задачи: Создание положительного эмоционального климата в группе
Развитие умения объяснять свое настроение.
Игра «Барометр настроения»
Развитие навыков невербального общения.
Приветствие: «Как живешь?»

­ Как живешь? – Вот так!
­ А плывешь?
­ А бежишь?
­ Вдаль глядишь…
­ Ждешь обед…
­ Машешь вслед…
­ Утром спишь…
­ А шалишь…
(Дети отвечают только жестами)
2 этап – мотивационный.
Задачи:
Развитие умения определять различные черты характера человека.
Акцентрировать внимание детей на положительных чертах характера.
Развитие умения слушать
Развитие умения анализировать черты характера.
Упражнение­ этюд «Смелый заяц».
Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может
услышать волк.
Выразительная поза: одна нога чуть выше другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.
Мимика: уверенный взгляд.
Этюд «Часовой»
Дети изображают пограничника. Ведущий читает стихи:
Стоит он в дозоре,
И зорок и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел.
Выразительная поза: голова держится прямо и немного откинута, взгляд устремлен вперед, ноги
слегка расставлены, руки держат воображаемый автомат.
Этюд «Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это
увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавичку.
Рефлексия. Дети обсуждают, какие черты характера они сейчас показывали.
3 этап ­­ практический.
Развивать умение детей определять черты характера героев зрительно и вербально, просматривая
компьютерный материал с загадками.
Развитие зрительного и слухового восприятия
Развитие мыслительных операций.
Развитие устойчивости внимания
Развитие умения работать в группе сверстников.
Детям предлагается посмотреть интересные загадки и, используя соревновательный момент,
разгадать их. Совместно с психологом обсудить, какие же черты характера дети увидели друг у
друга.
4 этап – психогимнастика.
Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых.
«Наматываем клубок ниток маленький, положите его кто куда хочет»­ дети с помощью жестов
показывают действия.
«Наматываем клубок ниток большой, куда его можно положить?»
«Кошка царапается» ­ руки у детей выпрямлены вперед, пальцы согнуты как когти у кошки,
движения рук к груди,
«Слон хлопает ушами» ­ руки у детей сомкнуты на затылке, дети двигают локтями вперед, назад.
«Отдых» ­ руки опущены вниз, расслаблены.
Игры на развитие тактильной памяти.
Игра «Видящие пальцы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, активного словаря.
Детям предлагается закрыть глаза, провести пальцами по одежде, затем описать свои ощущения,
рассказать об одежде.
Игра «чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильной памяти.
Дети руками берут предмет в мешочке и не вынимая его описывают как можно подробнее.
Заключительная часть.

Рефлексия.­ обсуждение прошедшего занятия Дети делятся своими впечатлениями.
После занятия на «переменке» психолог проводит с детьми игру малой подвижности
«Раздувайся, пузырь»
Психологическая готовность
Психологическая готовность к школьному обучению ­ многокомпонентное образование. Каждый
из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к
систематическому обучению в школе.
Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью
одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе. Эти дети с
отставанием и нарушением в развитии нуждаются в повышенном внимании и создании
индивидуальной образовательной среды.
Каковы же компоненты психологической готовности
Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность
Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
Сформированность начальных умений учебной деятельности»
Дифференцированность восприятия как основа мышления.
Планомерность восприятия (наблюдательность).
Развитое наглядно­образное мышление:
­ умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
­ умение сравнивать их, видеть сходное и различное,
Развитое воображение.
Хорошая ориентировка в пространстве и времени
Хорошая память.

Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель
деятельности).
Развитие фонематического слуха
Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
Предпосылки абстрактно­логического мышления;
­ способность понимать символы;
­ способность формулировать вопросы;
­ способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы
Личностная готовность
Принятие новой социальной позиции.
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Потеря «детскости», непосредственности
Социально­психологическая готовность
Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с
учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия
Эмоционально­волевая готовность
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных
последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.
Произвольная регуляция внимания.
Умение продлить действия, приложив к этому усилия.
Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).

Сформированность небоязни трудностей
Воспитание воли
Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных
мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены
ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.
Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое
поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться
причиной негативного отношения к школе.
В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из
показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе,
наличие у него интереса к школьно­учебной деятельности, то есть Сформированность школьной
мотивации.
Она включает в себя:
наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение
других интеллектуальных заданий);
понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно­занимательным (дошкольным)
элементам деятельности;
эмоционально­благополучное отношение к школе.
Сталкиваясь с нежеланием ребенка что­то делать, в первую очередь думайте не о том, как
заставить, а о том, как заинтересовать.

К концу занятий будущие первоклассники должны
Знать:
1. свое имя, имена и отчества своих родителей, свой адрес,
2. название страны, города, в котором живет,
3. своего учителя, школьного психолога,
4. правила поведения в школе на уроке и перемене,
5. место расположение в школе туалета, медпункта, гардероба,
6. как правильно организовать свое рабочее место,
7. правила посадки за партой и организации рабочего места,
8. названия времен года и их признаки, явления природы,
9. названия дней недели, название текущего месяца,
10. названия животных и растений, встречающихся в нашем крае,
11. числовой ряд от 1 до 10 , прямой и обратный счет,
12. цифры,
13. знаки +, ­, =,
Уметь:
1.
2.
3.
4.
правильно вести себя на уроке и перемене,
приготовить все необходимое к занятиям,
правильно сидеть за партой,
правильно держать ручку, карандаш

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
внимательно слушать учителя, воспринимать то, что он говорит,
выполнять требования учителя,
переключаться с одного вида деятельности на другой,
правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников,
тормозить свою двигательную активность,
составлять предложения из 3­4 слов, членить их на слова,
составлять рассказы по картинкам,
12.рассказывать об увиденном и услышанном,
13. четко выражать свои мысли,
14. различать звук, слово, предложение
15. правильно произносить звуки и уметь их различать на слух,
16. определять на слух с помощью хлопков количество слогов в слове,
17. печатать свое имя, знакомые буквы и слова,
18. считать до 10 и обратно,
19. узнавать цифры и пользоваться ими при указании на число,
20. сравнивать и уравнивать множества путем прибавления и вычитания,
21. распознавать предметы по описанию,
22. распознавать простые геометрические фигуры,
23. ориентироваться в пространстве и в тетради,
24. выполнять простые графические диктанты,
25. аккуратно раскрашивать картинки,
26. штриховать в разных направлениях,
27. дорисовывать картинки по их половине,
28. перерисовывать и копировать графические рисунки, фигуры, элементы,
29. разгадывать лабиринты,
30.уметь различать времена года, явления природы, животных

Занятие «Знакомство»
Цель: Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом, психологом, и друг
с другом.
Психолог и педагог приветствуют детей, здоровается с ними.
Ход занятия:
Педагог «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в школу, и наша школа станет местом, где вы
узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно,
здесь вы встретите много друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, узнали лучше
своих будущих одноклассников и свою школу, мы будем встречаться на уроках знакомства. На
этих уроках можно вместе и поработать, и поиграть.
Ребята, сигналом, к началу урока знакомства будут такие слова, послушайте: ­
Раз, два, три – слушай и смотри!
­ Три, два, раз – мы начнем сейчас!
Ребята, для того чтобы это занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте,
пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду
показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить.
Психолог совместно с педагогом произносит слова, служащие сигналом к началу занятия,
сопровождая их следующими движениями:
­ Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри
(показывает руками на глаза)!

­ Три, два, раз(хлопает в ладоши 3 раза) – мы начнем сейчас(протягивает навстречу классу
руки ладонями вверх)!
Психолог: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня!»
ЗНАКОМСТВО. ИГРА «ЦВЕТЫ»
«Я психолог. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной
бумаги, на котором печатными буквами написано имя психолога)
Учитель: «Я ваш будущий учитель…
Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг друга знаете, не со всеми
знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы
будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят в классе.
Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три­четыре» ­ каждый по команде выкрикнет свое имя.
Ну­ка попробуем! Ой­ой­ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А
вы все имена расслышали?
Давайте попробуем по­другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена шепотом.
Опять что­то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен
услышали? Тоже нет?
Наверное, дело в том, ребята, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть
весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда сразу все говорят разные слова, то ничего не
понятно. Давайте попробуем поговорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут
мальчиков и девочек нашего будущего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и
тот, до чего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими
именами, каждому я дам один из цветков. Спасибо! Теперь все имена были слышны.
Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы могут вам их
выполнить.
Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите
вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы» «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву
…»» (Называет по очереди несколько букв).
«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к
доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать
внимательно, не вас ли назову. Я прошу выйти к доске, все тех, кого зовут…
Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята посмотрите, как много цветов у
нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над именами).
Вот он, какой наш класс.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ»

Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, кто сидит. Станьте, пожалуйста, рядом, в линеечку,
лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (называет имя) одного из детей потрогать у всех руки и
определить, у кого самые теплые руки»
Другой ребенок определяет у кого самые теплые уши, лоб, нос и т.д.
ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»
«Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть
каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение!
Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». (Используется тихая музыка во время
выполнения задания).
«Кто закончил рисунок, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы
мне тихонько скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку»
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Цель: Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса
школьника.
Ход занятия:
Педагог и психолог приветствуют детей и начинается занятие с уже знакомого действия.
ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ – ШЕПНИ»
«Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три – шепчи» Сожмите руки в кулачки. Я буду
задавать вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по­особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом
считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепчете ответ. Давайте попробуем.
Как зовут соседа по парте? И т.д.
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу?
Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание,
ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и
бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет:
каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы
можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть
разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как
дошкольник. – На уроке. ­ Дома. ­С друзьями. И т.д.
ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ…»
Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно
вести себя как школьнику, а когда как дошкольнику. А теперь, мы давайте посмотрим, сможете
ли вы быстро превращаться из школьников в дошкольников и наоборот.. Сейчас мы с вами
сыграем в игру, которую, наверное, многие из вас знают. Эта игра называется «Море волнуется
раз…», но мы будем играть в нее по­особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать
фигуры школьника и дошкольника. Водящий будут говорить: «Море волнуется раз, море

волнуется два фигура школьник (или дошкольника) на месте замри». Пока море волнуется, можно
ходить по классу, а анна слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий
выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим
буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне».
Задание «что в портфеле»
«А теперь скажите с чем ученики ходят в школу? Правильно, с портфелем. А что берет с собой
в порфелье? А что захотят взять с собой дошкольники. Сейчас мы будем рисовать рисунки­
загадки. Нарисуйте три предмета, которые взяли бы с собой школьники, и один предмет лишний,
который бы взял с собой дошкольник, который в школе не нужен.
(Дети рисуют)
«Кто хочет загадать свою загадку классу?»
«Спасибо, теперь мы много знаем про настоящих школьников. Настоящие школьники
отличаются тем, что ходят в школу, делают дома уроки. В школе нужно вести себя как
школьники, а дома, на улице, можно вести себя как дошкольники.
ДЛЯ ЧЕГО ХОДЯТ В ШКОЛУ
Цель: создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.
Ход занятия:
Педагог и психолог приветствуют ребят и начинают занятие уже с известного ритуала.
ИГРА «НОС, РОТ, ПОТОЛОК»
«Ребята, а сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, потолок, рот». Для того
чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас
над головой? Давайте покажем пальцем и скажем: потолок. Отлично. Что под ногами? Покажем
на него пальцем. А теперь показывает пальцем на свой нос и говорит: нос.
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Вы ничего не говорите,
Только показываете на то, что я называю. Верьте тому, что вы слышите, а не тому, что видите.
Будьте внимательны.
Педагог: «Молодцы ребята. А я вам расскажу историю о зверятах­первоклассниках.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕРВОКЛАССНИК. Ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную
школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок
еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось
ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.
­ Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка будет
говорить почему его подопечный самый лучший первоклассник.
УПРАЖНЕНИЕ «ДЛЯ ЧЕГО ХОДЯТ В ШКОЛУ»

Я буду называть, для чего ходят в школу, если верно, то вы хлопнете в ладоши, а если неверно
топнете ногами.
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы дружить. И т.д.
ЗАДАНИЕ «РИСУНКИ­ЗАГАДКИ»
А теперь мы с вами снова нарисуем рисунки­загадки. Сейчас я раздам вам листы. На одной
стороне нарисуйте школьника, а на другой – дошкольника так, чтобы можно было понять, сразу
догадаться, кто, где нарисован».
А сейчас вы возьмите свои рисунки и обменяйтесь с соседом по парте. Попробуйте угадать, где
нарисован школьник, а где ­ дошкольник.
Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы, учиться, чтобы узнать много
нового и т.д. Благодарю вас за работу.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ДРУЖНО
Цель: создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками учебного
сотрудничества.
Ход занятия:
Учитель приветствует детей и предлагает начать занятие стихотворными строками, которые
сопровождаются движениями детей и педагога.
«В одной детской песне поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать
лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть дела, которые человек должен
делать сам. Но часто бывает так, сто играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше
делать вместе. Сегодня на занятии мы будем работать дружно, когда надо будет выполнять
задания не в одиночку. А с кем­то из ребят.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу
объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед
каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой
паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет
раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны быть одинаковые и красивые. Вам
понятно задание? Тогда можно начинать работать.
УПРАЖНЕНИЕ «ОДИН ИЛИ ДВА»
Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а вы ребята все можете быть
внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело,
потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб – один?

Я буду называть какую­то часть тела, и если я назову что­то, что у человека только одно,
например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часто тела, которая не одна, а таких
частей две, то встают мальчики. Всем понятно?
Нос
Нога
Рот
Глаз
Ухо
Язык
Плечо
колено
Волос
Палец
Молодцы, мне очень приятно, что вы такие внимательные.
ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один
карандаш. Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картинке обязательно должны
быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке,
решайте сами. Во время выполнения задания помните, что вы должны работать дружно, без ссор и
обид.
(После окончания работы желающие могут рассказать классу, что они нарисовали)
ИГРА «ЭХО»
Сейчас мы поиграем с вами в «Эхо». Начнет игру (8­9ребят).
Я попрошу выйти к доске (называется ребенок по имени). Слушай внимательно. Я сейчас
прохлопаю ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Молодец ты
справился, теперь позови себе помощника. Кого ты пригласишь? Ты можешь позвать сказав,
«Помоги мне, пожалуйста, и имя.»
А теперь попробуйте вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте
внимательно.
Молодцы, вы справились с заданием, а теперь вы можете пригласить еще одного помощника со
словами «Помоги мне, пожалуйста…»
(и так несколько человек)

«ПЕРВОКЛАССНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Дорогие друзья, поздравляю вас с тем, что наши занятия подошли к концу. Вы хорошо
познакомились друг с другом. Но на этом наши приключения не закончились, они только
начинаются. Сегодня нам предстоит отправиться в большое путешествие по сказочной стране. Вот
она (открывается карта). Желаю вам удачи. Вы готовы отправиться в путь? Тогда начнем.
Итак, мы подходим к острову незнакомцев. Это испытание легче всего будет пройти тем, кто
хорошо запомнил своих одноклассников. Вам нужно будет угадать, кто вышел из острова
незнакомцев. Но, внимание: как только вы догадались, о ком идет речь, нив коем случае не
выкрикивайте его имя, не показывайте на незнакомца рукой, а просто… улыбнитесь. По вашей
улыбке я пойму, что вы его узнали. Когда я скажу незнакомец, появись – тот, кто себя узнал,
просто встанет со своего места (описание детей).
Молодцы, вы узнали всех, кто появился в Роще незнакомцев, это были наши друзья. Но, может
быть кто­то из вас сможет назвать имена всех ребят нас ведь так много.
А теперь внимание! Что это за остров? Это остров Дружбы. Попасть на этот остров можно
только вместе. Итак, мы попали с вами на остров, нам необходимо помочь песчинкам построить
новый город. Стоит лоток с песком. Давайте все вместе построим город. Итак, если вы дружны и
сплочены вместе как эти песчинки, то любое дело вам по плечу.

Теперь давайте придумаем ему название.
Нарисуем эмблему.
И напишем пожелания для песчинок. Вот молодцы! Испытания мы прошли, и город мы
построили, и нарисовали герб. А ТЕПЕРЬ… Всех, кто осилил все испытания ожидает приз под
ваши аплодисменты.
Что ж занятия знакомства на этом подошли к концу. Н о само знакомство только еще начнется в
сентябре, когда вы придете в школу. Вам предстоит узнать много нового, интересного и важного.
Иногда мы будем вспоминать наши волшебные занятия, и играть в игры, которые сделают нас еще
внимательнее, еще сообразительнее, еще умнее! До свидания, до новых встреч!

Методическая разработка: «Цикл развивающих занятий с элементами психологического тренинга «Готовимся к ЕГЭ»

Номинация: Развивающая работа в образовательном процессе

Пояснительная записка:

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с:

особенностями восприятия учеником ситуации экзамена;

недостаточным уровнем развития самоконтроля;

низкой стрессоустойчивостью;

отсутствием навыков саморегуляции.

Все эти трудности могут быть преодолены с помощью предлагаемых занятий по формированию психологической готовности к ЕГЭ.

Цель: формирование психологической готовности к ЕГЭ

Задачи:

Познакомить с особенностями и процедурой ЕГЭ;

Повысить сопротивляемость стрессу в результате:

  1. ознакомления и освоения на практике основных способов снижения тревоги в стрессовой ситуации

    возрастания уверенности в себе, в своих силах;

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Цикл занятий рассчитан на работу со старшеклассниками, в группах по 10-12 человек.

Большая часть описанных методов в занятиях - более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки для учащихся; свеча и спички
(на заключительное упражнение)

Каждое занятие имеет четкую структуру :

Разогрев - короткое динамичное упражнение, задачи которого - повысить энергию группы.

Презентация темы - краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации - заинтересовать учащихся.

Информирование - сообщение необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться в содержательной части занятия

Рефлексия занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1,5 часа.

При проведении занятий особое внимание уделяется следующим моментам :

созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учащихся, обогащению этого опыта;

взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;

бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения учениками занятий по данной программе, предполагается сформировать у участников программы навыки психологической подготовки к экзаменам:

понимание процедуры прохождения экзаменов;

развитые навыки регуляции своего эмоционального состояния;

понимание себя;

уверенность в своих силах;

умение пользоваться разными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Занятие №1. «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»

Цель: ознакомление учащихся с особенностями ЕГЭ

Разогрев.

Упражнение «Ассоциации» (выполняется с мячом)

Ведущий предлагает участникам назвать любые ассоциации, возникающие на слово «экзамен».

Преимущественно, подростки называют слова, имеющие негативную эмоциональную окраску (ад, ужас, катастрофа и т.д.), поэтому, обобщая высказывания, ведущий задаёт следующий вопрос: какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Экзамен? Важно дать возможность подросткам перевести свои внутренние ощущения в вербальную плоскость. Как правило, речь идёт о волнении и страхе.

Презентация темы.

Упражнение «Шкала согласия»

Инструкция. У нас здесь обозначено 2 полюса:

полюс «СОГЛАСИЯ» - у окна, полюс «НЕСОГЛАСИЯ» - у двери. Я читаю утверждение и прошу занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с этим утверждением.

Варианты утверждений:

Я много знаю о процедуре проведения экзаменов.

Экзамены предоставляют школьникам новые возможности.

Сдать экзамены мне не по силам.

Я смогу правильно распределить время и силы во время экзаменов.

Считаю, что результаты экзаменов важны для моего будущего

Я волнуюсь, когда думая о предстоящем экзамене

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Чувствую, что сдать экзамен мне под силу

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Я понимаю, какие качества могут мне помочь при сдаче экзаменов

Думаю, что у экзаменов есть свои преимущества

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Я хорошо представляю, как проходит экзамен.

Информирование (важно: отсутствие информации повышает тревогу!)

ЕГЭ - это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы. При проведении этих экзаменгв на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех различных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Проигрывание (важно: чтобы каждый из ребят нашел для себя какой-то смысл в ЕГЭ)

Мозговой штурм «Что может дать мне ЕГЭ?»

Инструкция: необходимо дать как можно больше ответов на вопрос «В чем плюсы ЕГЭ для меня?»

Затем, в течение трёх минут мы обсуждаем полученные ответы.

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Цель: настроить на успех!

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идет речь.

Анализ:

Трудно ли было выбрать важную цель?

Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?

Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?

Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?

Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Упражнение "Снежки"

Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись "на первый - второй". Газетные листы надо скомкать в "снежки". По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала "Стоп" окажется меньше снежков.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

Что нового для себя узнали?

Занятие №2. «Память и запоминание»

Цель: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, приемам запоминания; отработка полученных навыков.

Разогрев

Упражнение «Дорисуй и передай»

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Информирование:

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания). Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие приемы. И наше сегодняшнее занятие - это иллюстрация того, что я только что сообщила вам.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом , такие как:

Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

План — совокупность опорных пунктов.

Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

« Методы активного запоминания»

Метод ключевых слов.

Ключевое слово - это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

Метод повторения И. А. Корсакова(основные принципы)

Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а число повто-рений сокращается. Для этого разбейте большой по объему текст на разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

При запоминании вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти : для запоминания какого-либо предмета или коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание.

Проигрывание:

Упражнение «Работа с текстом» (в группах)

Каждой группе предложен текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема.

Когда задание будет выполнено, результат демонстрируется всей группе.

На выполнение задания дается 15 минут.

Обсуждение:

Что вызвало трудности и как их можно преодолеть?

Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему?

Какие приемы больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии, истории и т.п.

Упражнение «Пустой стул»

Инструкция: рассчитайтесь на первый, второй. Участники под номером 1 садятся на стулья в круг, по номером 2 - встают за стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника стоящего за свободным стулом, взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать его.

Рефлексия:

Подводится итог занятия. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя чувствуете?

Что понравилось и что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Занятие №3. «Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: знакомство выпускников с основными способами снижения тревоги во время экзаменов.

Разогрев:

Упражнение «Самое трудное»

У меня в руках мяч, я буду бросать вам его по очереди, того, у кого окажется мячик, я попрошу продолжить фразу « Экзамен для меня - это …» (1 круг), « Для меня самое трудное на экзамене …» (2 круг), после ответа вы передаёте мячик следующему участнику.

Участники выполняют задание.

Отлично, мячик вернулся ко мне. Каждый из вас сказал то, что чувствует. Некоторые ответы совпадали, а в некоторых случаях ваши мнения разошлись. Но важно, что вы сказали о своих переживаниях.

Презентация темы:

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у вас тревогу или волнение. Обращаем внимание на то, что происходит с физическим самочувствием. Затем вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении упражнения обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». (тревога сопровождается напряжением, а спокойствие расслабленностью)

Информирование:

Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Простой, но очень эффективный способ - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Аутотренинг помогает человеку создать определённый психологический настрой, добиться спокойствия и уверенности. Он работает на уровне подсознания. Но и у него есть свои правила .

Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Запрещается употребление частицы «не», слов «постараюсь», «буду стараться» и т.д.

Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.

Давайте попробуем составить фразу для аутотренинга. Например, «У меня всё хорошо. Я уверен и спокоен. Я сосредоточен. Я знаю весь материал».

Состояние тревоги (стрессовое) обычно связано с мышечными зажимами. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Иногда, для того, чтобы успокоиться, необходимо просто расслабиться. Такой способ называется релаксация. Можно проводить как мышечную, так и дыхательную релаксацию.

Существует поговорка «Клин клином вышибают», и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующее упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу, или сидя на стуле. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Ещё одно упражнение, которое, я уверенна, вы делаете довольно часто. Упражнение "Гора с плеч" выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Участники выполняют упражнение.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте . Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Участники выполняют упражнение.

Какие ощущения возникли после упражнений?

Ответы участников.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз: вдох-пауза-выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.Участники выполняют упражнение.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Наиболее простой способ, и вы с ним знакомы, это дыхание на счёт . Примите удобную позу, сосредоточьтесь на своём дыхании. На четыре счёта делаем вдох, на четыре счёта - выдох. Открывайте глаза. Какие ощущения возникли сейчас?

Ответы участников.

Есть ещё один способ, который поможет справиться с тревогой и стрессом - медитация. Медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние поможет обрести равновесие и покой.

Выберите любой, из имеющихся на столе, предмет (ручка, часы, пенал, резинка…) и положите его перед собой. Попробуйте в течение 3 минут удерживать своё внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, старайтесь не отвлекаться ни на что. Как изменилось ваше состояние?

Рефлексия:

Мы с вами попробовали на себе некоторые способы снятия тревоги и стресса. Скажите, какой способ вам понравился больше, и какой подходит именно вам?

Важно! Не существует единственно правильного способа справиться со стрессом. Каждый должен выбрать то, что подходит именно ему!

Занятие №4. «Контролируем свои эмоции»

Цель: профилактика тревожных состояний в предэкзаменационный период.

Разогрев:

Упражнение «Паровозик»

Инструкция: встаньте и постройтесь друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Стоящий впереди выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.
Машинист ведет состав.
По команде начинается движение, вначале медленно, а потом ускоряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.
Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

Информирование:

Правила, помогающие контролировать свои эмоции:

Заполните свой ум мыслями о спокойствии, здоровье и надежде, ведь «Наша жизнь - это то, что мы о ней думаем».

Никогда не пытайтесь свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им. Воспользуйтесь советом генерала Эйзенхауэра: «Никогда не думайте ни минуты о людях, которых вы не любите».

Вместо того, чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Помните, что единственный способ обрести счастье - это не ожидание благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Помните, что благодарность - эта такая черта характера, которая является результатом воспитания и ей надо учиться.

Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

Не подражайте другим, найдите себя и оставайтесь собой. Помните, что зависть - это невежество, а подражание - самоубийство.

Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим («Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе»)

Каждый день помните слова Т.Драйзера «По этому пути я пройду лишь один раз. Так пусть же я сейчас совершу какой-либо достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отложу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду»

Научитесь расслабляться!

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда Вы уже испытываете эти эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, поговорив с теми людьми, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце - это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Произвести любые спонтанные звуки - напряжение может быть "заперто" в горле.
Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

Проигрывание

А сейчас мы выполним несколько упражнений на снятие эмоционального напряжения:

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Слегка помассируйте кончик мизинца.

Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Аааааа". Представьте себе, что при этом из Вас "вытекает" ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук "Ааааа" все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас полностью.

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене - произносите его то выше, то ниже (30 сек.) Вы заметили, что сохранили свои силы?

Упражнение "Стряхни".

Учащимся сообщается : " Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену". Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: "Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?"

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе - слетает с Вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее.

После проведения упражнения - обсуждение самочувствия.

Упражнение «Поза кучера»
Инструкция: теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.
Попробуйте принять следующую позу: центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами, как у кучера, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»
Инструкция: дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение «Штрих»

Инструкция: вспомните все плохое, что произошло за день. И начните чертить на бумаге так, как вам захочется, выплескивая весь негатив на листок. Закончите, когда захотите. Лист выбросите (можно его порвать) - и почувствуйте облегчение.

Упражнение «Песня»

Участникам предлагается вспомнить и спеть строчки песни, например «Жили у бабуси два веселых гуся». Затем предлагается заменить все гласные в этой песне на одну, например «а» и спеть куплет. Заменять можно любой гласной.

Рефлексия

Подводится итог занятия. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя чувствуете?

Что понравилось и что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Занятие №5. «Уверенность на экзамене»

Цель: повышение уверенность в себе, в своих силах

Разогрев:

Игра «Передача хлопка»

Необходимо друг за другом хлопнуть в ладоши не делая пауз.

Информирование:

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутренне состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно, когда ведешь себя таким образом, то ощущение тоже меняется. Кроме того у каждого есть свои собственные ресурсы на которые можно опираться в стрессовой ситуации

Проигрывание:

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Инструкция: Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать образ уверенности. Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать.

Упражнение «Мои ресурсы»

Инструкция: Разделите лист бумаги на две части. В одной напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая чатсь упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа: «Чем это мне может помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты.

Упражнение «Приятно вспомнить»

Инструкция: это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»

Упражнение «Образ уверенности»

Инструкция: Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? теперь нарисуйте этот образ или символ.

Анализ: Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь? (можно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности)

Упражнение «Преодоление»:

Инструкция: встаньте в любой точке помещения так, чтобы чувствовать себя комфортно. Закройте глаза. Представьте себе экзамен, в каком - либо образе. Может это будет огромная скала, или чудовище, или извергающий лаву вулкан…Рядом представьте себя. Пауза. Теперь силой воображения уменьшайте образ экзамена до мизерного состояния. Пауза. Снимите цвет.. Пауза . Пусть это будет маленькое, серое практически бесформенное нечто. По мере уменьшения образа - изменения происходят и с вами: вы растёте, набираете силу и мощь. Пауза . И вот вы уже с лёгкостью переступаете через экзамен и с победной улыбкой на лице уверенно и легко идёте вперёд.

Кто готов - делайте уверенный шаг вперёд.

Вы справились. У вас получилось. Запомните это ощущение. Откройте глаза.

Упражнение «Передача уверенности в успехе»

Успех в работе во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону (слева направо).

Рефлексия:

Продолжите фразу: «Уверенность для меня - это …» и несколько слов в заключение.

Упражнение «До встречи на экзаменах!» (со свечой)

Психолог: Уменя вруках горящая свеча, и я хочу, чтобы в ваших руках все всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу, и тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, что он узнал нового.

Я благодарю вас за участие и желаю оставаться спокойными и уверенными в себе, в любой ситуации. Удачи!

Список литературы:

Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности/сост. М.А.Павлова, О.С. Гришанова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 201 с.

Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009.

Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Т. Ф. Илларионова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 137 с.

И.В.Вачков. Основы технологии группового тренинга. ― М: Издательство "Ось-89", 1999 г.

3. К. Фопель « На пороге взрослой жизни». М., 2008 г.

Елена Безрук
Цикл коррекционно развивающих занятий для детей 5–7 лет

Коррекционно- развивающие занятия с детьми 5-7 лет

Введение.

Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.

С. Л. Рубинштейн

Опыт работы в детской дошкольной организации позволяет утверждать, что проблема запоминания является достаточно распространенной и актуальной. Неумение удерживать в памяти информацию, правила игры формирует вокруг ребенка негативную зону. Ребенок реже других выступает на утренниках, ему не предлагают сольные номера, т. к. его память не развита и не приспособлена по определенным причинам к длительному хранению информации. Как следствие развивается комплекс неуверенности и низкая самооценка. Мы были в поиске необходимых приемов и методов, способствующих развитию произвольной памяти детей именно дошкольного возраста, результатом которого явились : повторение, группировка, смысловое соотнесение, элементы схематизации. Все эти приемы являются способом, «ресурсом» запоминания. Предлагаемые в данной книге игры и игровые задания направлены на развитие памяти дошкольников . Но помимо памяти необходимо формировать другие психические процессы, – такие как внимание, мышление. Работая с детьми, мы понимали, что на психику ребёнка необходимо комплексное воздействие, частью которого являются кинезиологические упражнения. Данные упражнения способствуют развитию памяти , мышления, внимания, мелкой моторики, самоконтроля, и, как результат, улучшают усвоение предложенных мнемических приёмов. Также большое внимание должно быть уделено упражнениям на релаксацию, которые позволяют успокоить ребенка, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. Занятия соответствуют возрастным, психическим и физическим возможностям ребенка старшего дошкольного возраста. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и упражнений можно менять и самостоятельно делать смысловую «связку» между упражнениями и играми, проявляя своё творчество. В данном пособии присутствует повторение дидактических игр и упражнений. Это связано с необходимостью дать возможность ребёнку усвоить предлагаемый приём через повторение с усложнением и сменой раздаточного материала. Также по собственному усмотрению вы можете увеличить повторение той или иной игры, меняя раздаточный материал. Данное пособие состоит из 27 занятий , приступать к ним следует в октябре, а завершать в апреле следующего года. Как показывает практика, диагностическую работу продуктивнее всего проводить в сентябре и мае. В занятиях чётко выделены цели и структура построения.

Структура занятия :

1) вводная часть : психологический настрой на занятии , приветствие, кинезиологические упражнения (продолжительность 3 мин) ;

2) коррекционно- развивающий блок : какой-либо познавательный материал, связанный с одним из мнемических приемов. Также включаются упражнения или дидактическая игра на развития мышления , внимания, мелкой моторики рук (18 мин) ;

3) релаксация или психогимнастика (3 мин) ;

4) прощание (1-2 мин) .

Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из пяти детей . Длительность занятия от 25 до 30 минут . Данное пособие адресовано воспитателям, психологам образовательной организации, коррекционно- развивающим центрам и неравнодушным родителям.

Занятие №2

Задачи :

развивать мелкую моторику ;

развивать произвольное внимание, способность переключения, распределение внимания;

развивать образную память ;

обучать мнемическому приёму «повторения» ;

развивать умение осуществлять самопроверку результатов запоминания;

учить расслаблять мышцы лица.

Материал :

Рисунок с изображением двух котов;

ручка, зубная щётка, будильник, конфета, зеркальце, ластик.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй»

Психолог подходит поочередно к каждому ребёнку, соединяет поднятые вверх ладони с ладошками ребёнка, проговаривая : «Здравствуй, … (имя) ». Ребенок отвечает.

Упражнение «Колечко»

Инструкция. Левая рука «отдыхает» (опущена вниз, правая поднята вверх, согнута в локте, кисть руки у груди. Показывает порядок выполнения кинезиологического упражнения.

Психолог : «Поочередно, не торопясь, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.».

Выполняется упражнение в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Действия сопровождается счётом.

Дидактическая игра «Найди 10 отличий»

Психолог : «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены два котика, которые отличаются друг от друга различными деталями. Найти все имеющиеся отличия».

Дидактическая игра «Запомни предметы»

Психолог : «Сейчас я разложу предметы на столе, а ты их внимательно рассмотри и запомни».

Инструкция. Ребёнку предлагается повторить название шести предметов, выставленных поочередно перед ним (называть предметы по кругу 2-3 раза) .

Ребенок может в течении 2-3 минут брать в руки и рассматривать заданные предметы, а также обозначать сферу их использования, цвет, форму. После этого следует еще раз повторить название 6-ти предметов, используя прилагательные : Ручка красная, зубная щётка жёсткая, будильник зелёный и т. д.

Затем заданные предметы накрываются салфеткой, или ребёнок отворачивается.

Ребёнок называет предметы.

После этого уберите салфетку (разрешите ребенку повернуться) и попросите его найти те предметы, которые он забыл назвать (конечно, если такие будут) .

Не забывайте хвалить ребёнка.

Примечание. Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов до 15 и уменьшения времени, отведенного на их запоминание.

Упражнение «Рожицы»

Психолог : «Сегодня мы с вами будем учиться выполнять очень интересное упражнение, которое поможет расслабить мышцы лица, головы (тем самым снимет головную боль, улучшит настроение».

Инструкция. Детям предлагается выполнять различные мимические движения : надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

Встать в круг и передать друг другу, как эстафету, рукопожатие.

Психолог : «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Тане, от Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Цикл музыкальных занятий на тему «Осень» в старшей группе (5-6лет) Занятие №1 «Мелодии осени» Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский, «Осенняя.

Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы Занятие I Тема":Король музыкальных инструментов. Устройство органа. История органа. " Цель: расширение культурного пространства через ознакомление.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу» Тема "Горная страна". Цель: Познакомить детей с природой гор, географическом положении, растительным и животным миром. Задачи: - Дать.

Консультация для родителей «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с ЗПР» «Влияние коррекционно-развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психическогоразвития». Доказано, что развитие.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль» Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий: «Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским.

Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2–4 лет Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2-4 лет Тематический план № Название образовательной ситуации Задачи.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.

Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Каждый регион,.

Библиотека изображений:


Top