Названия родительских собраний по экологии в доу. Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание в детском саду

Юлия Козырева
Родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников»

Родительское собрание на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

План проведения:

1. Педагогический всеобуч «Экологическое воспитание»

2. Острое блюдо Педагогические ситуации

3. Экологический аукцион

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Подготовительный этап

1. Провести анкетирование среди родителей.

2. Подготовить и распечатать бланки с текстом педагогических ситуаций.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Детство - самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой возможно решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.

Что такое экология? «наука об отношении животных организмов друг к другу и к окружающей среде». Поэтому начнем с себя. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых (родителей и педагогов) – научить ребенка видеть красоту и неповторимость природы, научить любить и беречь природу, воспитать в детях бережное, заботливое и гуманное отношение к природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Каким образом можно осуществлять экологическое воспитание в семье? (Ответы родителей).

1. Разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

2. Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).

3. Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как можно больше тайн живой и неживой природы. (ОПЫТЫ)

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

«Острое блюдо» .

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли» (родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания). Дается время для ответа (1-3 минуты).

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?

2. Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?

3. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?

4. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?

5. Ребенок видит паука и говорит: «Он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?

6. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:

Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

7. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

8. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:

А я и не знал об этом!

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУКЦИОН

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается экологический аукцион. Цель данного аукциона: найти пути решения экологической проблемы – загрязнения окружающей среды. Приведите, пожалуйста, примеры способов охраны окружающей среды, препятствующих ее загрязнению и экономящих природные ресурсы, которые можно применить в быту, либо Вы уже их применяете. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Участник, набравший больше жетонов, получит приз.

Уважаемые родители! Спасибо за внимание!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы:

1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

2. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

3. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?

4. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

5. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

6. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?

7. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

8. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

9. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

10. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

11. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?

12. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

13. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

14. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

Нужно ли это делать?

15. Продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ….».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края

Родительское собрание

в 1 младшей группе «Солнышко»

по теме: «Экология и мы!»

Разработчик:

Шанина Елена Яковлевна

Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №10»

г. Алейск

2016г.

Родительское собрание в 1 младшей группе

Тема: «Экология и мы!»

Цель:

  • Повышение уровня экологической компетентности родителей;
  • Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
  • Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;

4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Время проведения: Март

Форма проведения : Круглый стол

Участники: родители, педагоги.

Подготовка к родительскому собранию

1. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

2. Разработка и реализация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька»

3.Подготовка презентации к проекту «Голубая капелька».

Повестка дня:

2. Презентация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька»

4. Вопросы по экологии для родителей.

5. Заключительное слово воспитателей.

Ход собрания:

1. Вступление воспитателя Шаниной Е.Я.

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец? »

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Александров)

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. Учите, видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить стихотворение

В. Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой,

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год, обучатся нужно

Нас, деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование.

Исходя из увиденных результатов, мы пришли к выводу, что 90 % родителей знают, что такое экология и интересуются её проблемами. 10 % родителей или не знают, или просто не захотели отвечать на этот вопрос. По вопросу о наличии растений и животных в доме ответило 80 % родителей. Это значит что в большинстве семей есть любимые животные а так же растения за которыми они ухаживают. Очень активно отвечали родители на вопрос о том, чем они могут помочь детскому саду или группе для развития экологической среды-75 %. А это принести цветы, посадить саженцы, поучаствовать в субботнике на территории ДОУ. 30 % родителей любят бывать с семьей на природе, в лесу.55 % родителей дают возможность своим детям просматривать телепередачи об экологии. По остальным вопросом, все родители давали положительные ответы, это означает, что работа по экологическому воспитанию ведётся, родители беседуют с детьми, что можно сделать, а что делать нельзя, как во время прогулки, так и дома.

У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Просим вашего внимания, посмотреть, как в нашей группе прослеживается работа по экологическому воспитанию

2. Презентация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька».

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

3. Вопросы для родителей

Мы подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому, что молодые)

2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная)

Смородина.)

3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4.Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5.Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7.Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

8.Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

9. Назовите растения,которые носят человеческие имена. (Роза, Вероника, Иван-да-Марья)

Маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)

10. У кого есть уши на ногах? (У кузнечика)

4. Заключительное слово воспитателя

Наше собрание подходит к концу

Нам жить в одной семье,
Нам жить в кругу одном,
Давайте будем мы дружны и сохраним наш дом.

Чтоб каждый маленький юнец,
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что же сделал он?
И дал ответ на свой вопрос -
Я погубил все там, где рос!

Давайте же, родители, подумаем и мы,-
Как заложить в детишках фундамент доброты.
Как научить их край любить,

Природу охранять.

Всегда защитниками быть

И никого не обижать.

Подведение итогов.
Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Решение родительского собрания:

  1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

срок исполнения: постоянно

  1. Принимать активное участие в работе группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

срок исполнения: постоянно

Приложение 1

Экологические задачи

Оцените ситуации, что в них сделано не так.

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Да вайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из–за опасности возникновения пожара).
Вторая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Третья Ситуация
Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).
Четвёртая ситуация
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.
-Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).

Пятая ситуация.

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы. - Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила? (Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.)

Шестая ситуация

Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу

Плавало много маленьких рыбок.

Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.

Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыб.

Приложение 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Ф.И.О_______________________________________________________________

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ________________________________________________________________________________________________________

2.Интересует ли Вас лично данная проблема?_________________________________________

В чем это проявляется?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

3. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _____________________________________________________________________

4.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?_______________

____________________________________________________________________________________________

5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?____________________________

____________________________________________________________________________________________

6.С какой целью вы

Их приобрели?______________________________________________________________

7.Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?____________________________

8.Читаете ли Вы ребенку книги о природе?__________________________________________

9.Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?______________________________

10.Ваша реакция на жестокое обращение к животным?________________________________

__________________________________________________________________________________________________

11.Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

12 Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? __________________________________

________________________________________________________________________________________________

13. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

14.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Ваши предложения, пожелания. ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________


Задачи родительского собрания: повысить уровень знаний родителей по проблемам экологии; продолжить работу над совместным детско-родительским экологическим проектом «Зелёная книга Родины»; .

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей.

Материал и оборудование: анкеты для родителей, специальные приглашения на собрание; листы бумаги, образец оригами «лягушка», фломастеры, цветные карандаши; конверты с вопросами и описанием цветов; компьютер и музыкальные записи.

Предварительная работа: подготовка выставки рисунков детей на тему «Природа и фантазия»; проведение анкетирования родителей, консультации для них на тему «Подвижные и дидактические игры в природе», беседы - «Наблюдения в природе», конкурса - «Кто больше знает народных примет», экологической акции для родителей и детей «Чистый город».

Ход мероприятия

Звучит запись песни «Зима» (сл. и муз. Л. Олифирова).

Воспитатель (В.). Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас. Ваше присутствие означает, что нас объединяет интерес к теме сегодняшнего родительского собрания, которая заслуживает особого внимания.

Русская природа! Это - стройные сосновые леса и светлые берёзовые рощи. Это - полные свежести зелёные луга и золотистые поля. Это - торжественная сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней… Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.

Как приобщить ребёнка к окружающей его природе? Как развить к ней познавательный интерес? Как воспитать убеждённость в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в самых обычных? Наши совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы найти правильные ответы на эти вопросы, чтобы общение детей с природой было лёгким, радостным, спокойным. Надеюсь, что этому поспособствует и нынешняя встреча. С чего начать экологическую работу? Что в ней главное?

Дома вы заполнили анкеты. Результаты показали, что большинство родителей интересуются, как сформировать у своих детей ответственное отношение к природе.

Опираясь на итоги анкетирования, постараемся вместе составить алгоритм дальнейшей работы с ребятами в этом направлении. Хочу сразу отметить, что ни старательные беседы о природе, ни многочисленные слова о красоте и чувстве прекрасного не принесут должного результата, если, образно говоря, будут соприкасаться с «листом чистой бумаги». Сознание ребёнка необходимо подготовить к восприятию прекрасного. Так называемый «лист чистой бумаги» важно предварительно покрыть чувствительным слоем.

Как это сделать? Какие методы и приёмы при этом можно использовать? Рассмотрим наиболее доступные, способствующие приобщению детей к природе. Среди них - наблюдения, художественное слово, игровая и продуктивно-творческая деятельность.

Непосредственные наблюдения в природе позволят ребёнку стать к ней ближе, оказаться лицом к лицу с чудесами живой природы, мысленно соединиться с лесом, рекой, небом… Таким образом, ребёнок впитывает красоту окружающего мира. Встреча с природой для него становится настоящим праздником, образцом для воспитания чувства меры и ответственности за своё поведение в природе. У человека, познавшего чувство наслаждения окружающей его красотой природы, непременно будут затронуты нужные струны характера.

Согласитесь, что на свете трудно жить без трёх вещей: искусства, любви и воспоминаний. А самые яркие воспоминания детства остаются с нами на всю жизнь.

По просьбе педагога родители делятся воспоминаниями .

В. На первое место в ходе наблюдений необходимо ставить развитие и воспитание чувств. Не зря русская пословица гласит: «Не от еды дитя растёт, а от радости». Наблюдения должны стать для ребёнка неподдельной радостью, сказкой, игрой и сюрпризом. Достичь этого результата помогают произведения искусства. В частности, душевная мелодия.

Музыкальная пауза

В. Помогает и поэтическое слово о природе. (Педагог или один из родителей декламирует лирическое стихотворение о природе.)

Русский педагог Д.К. Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Детям нравятся сказки, стихи, загадки, песенки о природе. Рассказывайте им сказки по дороге в детский сад, магазин, придумывайте вместе стихи, загадки и песенки.

Сказки подпитывают интерес детей к родному языку и развивают фантазию. Стихи развивают память и ритмичность речи. Загадки учат мыслить, сопоставлять предметы и явления, развивают сообразительность.

Как часто вы используете загадки в беседах с ребёнком? Поёте ли вы вместе с ним простые детские песни?

Знакомьте детей с народными приметами. На конкретных примерах продемонстрируйте, насколько наблюдательны русские люди. Мы просили вас вести дневники, записывать в них загадки о природе, народные приметы. Прочтите, пожалуйста, некоторые из них, объясните их значение. Поделитесь с присутствующими, как вы объясняете своему ребёнку смысл загадок или примет?

Выступления родителей

В. Старайтесь всегда отвечать на все вопросы ваших детей. Ответы не только помогут им увидеть и познать мир, но и обогатить их неожиданными открытиями. Ребёнок приходит к нам с вопросами, и наша задача не пресекать, а развивать его интерес к тому или иному явлению. Чем эмоциональнее и обдуманнее вы будете подходить к ответам на вопросы детей - тем выше станет их интерес, активизируется природоохранная деятельность.

Перед вами конверты с вопросами, которые ваши дети задавали нам, педагогам. Ответьте на них, пожалуйста. (Ответы родителей.)

Музыкальная пауза (продолжение аудиозаписи «Зима»)

В. Познать природу детям помогает и игровая деятельность. Как достучаться до сердца ребёнка, как помочь ему понять окружающий мир? Легче сделать это в игре. Всем известно, что она у детей является основной и ведущей деятельностью.

В книге Л.А. Никитиной есть глава «С игрой и без неё», где описаны игры в природе с участием и под чутким руководством родителей. Ваше участие обогатит сюжеты игр, разнообразит использование подручных предметов. И самое главное - оставит неизгладимые впечатления у ребёнка. Дидактические игры дают детям знания, а подвижные - укрепляют здоровье. Придумывайте игры сами или вместе с детьми, фантазируйте и играйте с ними.

Предлагаю сейчас принять участие в игре «Назови цветок». Перед вами - новые конверты, в которых содержится описание цветка. Выберите приглянувшийся вам конверт, и расскажите, о каком цветке идёт речь. (Ответы родителей.)

Думается, что всех присутствующих интересует творчество детей. Это - рисование, лепка, аппликация, словесное творчество, трудовая деятельность и её продуктивные виды. По природе своей, творчество основано на желании сделать что-то лучше, по-новому, по-своему.

Конструктивная деятельность детей заключается в работе с собранным природным материалом. Дети придумывают сюжеты для своих работ, самостоятельно составляют экологические сказки, описательные рассказы и несложные стихи о природе. Рисуют природные явления и объекты.

Посмотрите, какие яркие и интересные работы! В них выражены эмоции и чувства юных защитников природы.

В. Сейчас послушаем стихи, которые вы и ваши дети сочинили, участвуя в конкурсе «Чистый город». Спасибо за активность и понимание! (Педагог читает стихи по выбору.) Вслушайтесь в следующие поэтические строки:

Рождаются великие творенья,

Не потому ли, что порою где-то,

Обычным удивляются явленьям

Учёные, художники, поэты.

Дорогие родители, не стесняйтесь удивляться вместе с детьми всему обычному и необычному в природе. Давайте попробуем из листов лежащей перед вами бумаги изготовить прыгающих лягушек.

Практикум

В. Уважаемые родители, сегодня мы с вами рассмотрели несколько самых доступных методов и приёмов по экологическому воспитанию ваших детей. Конечно, их гораздо больше. Не сомневаюсь, что вы сами можете придумать индивидуальные способы введения в мир природы своего ребёнка. Будем рады познакомиться с ними.

Спасибо всем за активное участие в сегодняшнем мероприятии!

Предлагаем принять решение родительского собрания:

1). Совместно с родителями и детьми организовать экскурсии на природу в выходные дни: зимой - подкормка птиц; весной - лечение деревьев, вывешивание скворечников; летом - сбор гербария, корма для птиц.

2). Для детей и родителей провести в ДОУ конкурс чтецов на тему «Зелёная книга Родины».

3). Всем родителям принять активное участие в акции «Зелёный трамвай» и экологическом марафоне «Золотая осень».

Нет возражений? Решение принимается.

План проведения родительского собрания по экологическому воспитанию подготовила Л. Мешкова

Тема: «Воспитание любви к природе»

Количество детей: 26.

Количество присутствующих родителей: 23.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цели: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа:

1.Провести конкурс совместного творчества детей и родителей рисунков и поделок из природного, бросового материалов;

2.Акция «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями);

3.Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

4.Подготовить памятки для родителей «Погода по приметам».

Повестка:

1.Круглый стол по теме собрания.

2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».

3.Игра-путешествие «Мы идем в поход».

4.Отчет родительского комитета.

5.Организационные вопросы.

По первому вопросу выступила воспитатель – Числова Светлана Владимировна. Она коллективно с родителями обсудила вопросы, касающиеся воспитания любви к природе у детей. После воспитатель провела среди родителей анкетирование на тему «Экологическое образование в семье». И определила результаты того, насколько родители уделяют внимание воспитанию положительного отношения детей к миру природы.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

По второму вопросу выступила воспитатель Жарикова Татьяна Сергеевна. Она рассказала родителям какое значение оказывает природа на развитие личности ребенка, с помощью каких методов и приемов осуществляется экологическое воспитание детей. Также она ознакомила родитей со способами привлечения внимания к явлениям природы и какие средства нужно использовать для этого. Рассказала родителям, что прогулки должны проводиться с детьми ежедневно, независимо от погоды: в зимнее время гулять детям нужно не менее 3,5 - 4 часов, с потеплением - 4,5 - 5 часов, а летом жизнь ребенка следует организовать так, чтобы он как можно меньше бывал в помещении. А особое внимание воспитатель уделила тому, что уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, слове, изобразительной деятельности.

Числова Светлана Владимировна провела с родителями и детьми игру-поход «Мы идем в поход». Дети и родители поделились на 2 команды и выполняли различные задания. Дети активно отгадывали загадки, называли признаки погоды и вместе с родителями решали экологические задачи. В конце игры воспитатель раздала памятки для родителей «Погода по приметам». Светлана Владимировна подвела итоги игры, делая вывод: «Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым».

По четвертому вопросу выступила родительница Левшина Е.В. Она отчиталась о проделанной работе родительского комитета, о потраченных деньгах.

Под организационными вопросами воспитатели вместе с родителями решили провести совместно с детьми акцию «Чистый двор». Также напомнили родителям о своевременной оплате за детский сад и поблагодарили от лица всей администрации родителей, принимавших активное участие в жизни группы.

2.Провести совместно с детьми акцию «Чистый двор».

Родительское собрание «Природа и мы»

Цель: Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а так же во время
реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи

Содержание родительского собрания:
Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».
1.Вопросы для обсуждения.
2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».
3.Разгадывание кроссворда «Что мы знаем о природе?».
4.Игра «Ромашка».
5.Конкурс «Народная мудрость».
Список литературы:
1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;
2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;
3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе»
воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патри¬отизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.
Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в дет¬ском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологи¬ческом воспитании.
Психическая активность - это деятельность, направленная на по¬знание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ре¬бенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жиз¬ни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ре¬бенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чут¬кость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чув¬ствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не оби¬жая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сбе¬регающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?
Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.
Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Деловая игра «Природа – наш дом»
1.Вопросы для обсуждения
Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нежно разделиться на две группы, пересядьте, так чтобы группа была за одним столом. Учитываться будет правильность и быстрота ответов.
Первый этап блиц опрос, задается вопрос, дается время на обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
а) Что такое экология? Каково значение этого слова?
б) Сформулируйте цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
в) Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране?
г) Каково влияние экологии на здоровье детей?
д) В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе?

Е) Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
ж) Какая на ваш взгляд работа должна проводиться с родителями в ДОУ?
З)Правда ли что человек и природа неразрывно связаны? Почему?
И)Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
К)Оказывает ли общество влияние на природную среду?
Л)Необходимо ли на данном этапе развитии человечества охранять растительный и животный мир?
М)Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»
Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

3.Разгадывание кроссворд «Что мы знаем о природе»
Вашему вниманию представлен кроссворды абсолютно одинаковые, ваша задача заполнить его как можно быстрее.
Вопросы к кроссворду:
1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)
2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)
3)Осевой подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)
4)Горизонтальное движение воздуха, имеющие направление и скорость? (ветер)
5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)
6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)
7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)
8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)
9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)
10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются
температура, осадки и ветер? (климат)
11)Капельки воды, кистализирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)
12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)
13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)
14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека,
самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)
15)Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой? (экология)

4.Игра «Ромашка»
Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.
Загадки:
а) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
б) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
в) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора.(Зима)
г) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)
е) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
ж) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.(иней)
з) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)
и) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
к) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
л) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
м) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)
н) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)
о) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)
п) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)
р) Искры небо прожигают, а до нас не долетают? (метеориты)
с) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди - он все будет впереди? (горизонт)
т)Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днем она не видна.(млечный путь)
у)Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубой - речка сделалась рябой.(ветер)
ф)Что за конь над водой трясет гривой золотой, (северное сияние)

5. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы
Много леса не губи \ мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз \ с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, \ а осенью гноит
Весна красна цветами, \а осень хлебами
Рощи да леса \ родного края краса.
6. «Защита экологических проектов»
Вам было дано домашнее задание разработать экологический проект от группы и сочинить (оформить экологическую сказку).
Подведение итогов конкурса и вручение дипломов.

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее - то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.. .обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.


Top