Итоговое занятие по ориентировке в пространстве. Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Ориентирование в пространстве.

Различие правой и левой руки.

Раскладывание счетного материала.

Педагог дополнительного образования

Могилевец Виктория Валентиновна

Евпатория 2017 г.

План –конспект занятия в группе первого года обучения кружка «АБВГДейка»

Тема: Ориентирование в пространстве. Различие правой и левой руки. Раскладывание счетного материала.

Цель: 1. Учить различать и называть пространственные отношения: справа - слева.

2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

Образовательная:

1. Закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе.

2. Формировать понятия «посередине (между)»

Развивающая:

1. Активизация и обогащение словаря, систематизация словарного запаса.

2. Развивать умение употреблять в речи математические термины.

3. Совершенствовать умение слушать обращенную речь.

Воспитательная:

1. Предупреждение утомляемости, удовлетворение в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Вызвать делание детей включаться в совместную деятельность с взрослым.

4. Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

5. Воспитывать взаимопомощь.

Ход занятия:

Незнайка - Здравствуйте, ребята! Дело – то, вот какое. Решил я учиться. Думал, думал с чего начать и решил, научусь я различать, где у меня правая и левая рука. Поможете мне, ребята. (Да).

Педагог - Поможем мы тебе Незнайка. Сегодня мы как раз и начинаем с детьми этому учиться. Ты слушай внимательно и выполняй с детьми все, что я буду говорить и показывать. А начнем мы с приветствия. Повторяйте за мной, ребята.

«Мы с тобой одна семья

Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Педагог - Незнайка, ты что – нибудь хочешь нам сказать?

Незнайка - Я боялся сначала, а сейчас я понял, что не зря постучался в вашу дверь.

Педагог - Тогда слушайте внимательно отвечайте правильно.

2. Назовите части тела. А теперь, назовите каких частей поскольку? Как различить части тела, которых по два? А различают их так, одну руку называют – правой, а другую – левой. И сейчас мы с вами выполним небольшую гимнастику для наших рук. Возьмите мячики в руки.

3. Мелкая моторика с мячиком . «Это ручка – правая, эта ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю, будет сильной правая, будет сильной левая, будут ручки у меня ловкие, умелые!» Теперь наши ручки стали сильные, ловкие, умелые.

4. Работа с раздаточным материалом . Посмотрите, у вас на столе лежат геометрические фигуры. Я буду говорить, что нужно делать, а вы слушайте внимательно выполняйте правильно. Дети и Незнайка выполняют инструкции: правой рукой взять красный кружок; левой рукой взять синий кружок; положить синий кружок на левый край стола; На какой край стола тогда положите красный кружок? Незнайка, справляешься ли ты с заданием? Молодцы, ребята. Встаньте все за стулом. Слушайте внимательно выполняйте правильно. Встаньте слева от стула. Я теперь справа от стула. Перед вами карандаши ручка и книга. Положите книгу между ручкой и карандашом. Разложите карандаши так, чтобы синий оказался справа от красного, но слева от зеленого. (Педагог постоянно спрашивает детей, что они выполнили, активизируя речь детей). Молодцы! Слушали внимательно, отвечали правильно. Посмотрите на эту картинку.

5. Работа по сюжетной картинке . Расскажите, как катился Колобок. Используйте слова: вперед, прямо, влево, вправо. - Кто находится справа от дорожки? - Кто находится слева от дорожки?

6. Сейчас мы с вами наденем маски наших героев и попробуем занять их места на тропинке. (Надевают маски и занимают места в соответствии с изображением на картинке и рассказывают - кто где стоит).

Неплохо справились, и я предлагаю всем потанцевать.

7. Танец: «Буги – вуги»

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,

Мы танцуем «Буги – вуги», раз, два, три!

Буги – вуги окей!

Буги – вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Педагог - Незнайка, а сейчас ты хорошо запомнил, где у тебя правая рука, а где левая. А чтобы еще лучше ориентироваться, я предлагаю поработать в тетради.

8. Работа в тетради . (Предметы слева от елочки закрашивают синим цветом, а справа красным).

9. Итог занятия.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик. (В. Берестов)

Незнайка - Ребята, спасибо вам. С вашей помощью я усвоил левую и правую руку. Можно я буду к вам приходить, чтоб с вами вместе узнавать чего я еще не знаю?

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Ребята, а мы с вами узнали сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.

Минутка для отдыха

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Снова правою ногой, Снова левой рукой. Вот тогда придешь домой.

Задание: Необходимо раскрасить разными цветами предметы в соответствии с направлением движения (направо - налево).

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 города Можги

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Учитель-дефектолог

Скругина Наталия Николаевна

Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве

Задачи:

Образовательные задачи.

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве:

Определять стороны: лево, право, прямо;

Продвигаться в пространстве с преодолением препятствий;

Закреплять представления о силуэтном изображении животных, их характерных признаках;

Закреплять умение детей ориентироваться в микро пространстве, по рядам и столбикам, находить лишний предмет;

Закреплять основные цвета, умение узнавать и называть геометрические фигуры;

Активизировать словарь за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов;

Установить закономерность в расположении предметов разной величины, формы.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

Оценка местоположения;

Прослеживание пути по ориентирам;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук;

Развитие зрительно-двигательной координации, восприятия силуэтных изображений, совершенствование представлений о сенсорных эталонах;

Развитие восприятия величины;

Активизация зрительных функций: глазодвигательной, цветоразличительной, прослеживающих функций глаза.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации;

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Оборудование:

Карта- схема, на ней изображены пути следования по стрелкам к домикам птиц, зверей, на пути следования прикреплены “знаки-указатели”: картинки деревьев и зверей.

Искусственная елка, шишки, яблоки, грибы, цветы.

Игрушки: ёж, белка, совунья, медведь, лиса, зайчонок и зайчиха

Геометрические фигуры.

Ход занятия I .Орг. момент

1. Сказка о зайчонке

Педагог: «Я расскажу вам сказку о маленьком зайчонке. Он жил в лесу со своей мамой – зайчихой. Зайчиха очень любила зайчонка: кормила его, рассказывала сказки и оберегала от бед. Но однажды зайчонок раскапризничался и обидел свою маму. «Я тебя не люблю,- сказал он ей.- Уходи от меня». Зайчиха обиделась и ушла. А зайчонок испугался: ведь без мамы холодно, без мамы голодно, без мамы очень - очень грустно. Стал зайка искать свою маму, чтобы попросить у нее прощения, но не смог ее найти». Зайчонок прибежал к нам за помощью. Поможем найти зайчиху? (да) Зайчонка оставим, пусть он ждет свою маму дома, подумает как просить у мамы прощения. Тогда отправимся в лес». Что нам надо взять с собой, чтобы не заблудиться? (карту) II.Основная часть

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцы глаз.

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Игра «Что растет на елке?»

Педагог: - Посмотрите на свою карту. Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.) - Ребята, посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, цветы, шишки) Оставляем только шишки. Где на елке висят шишки? (на верху, посередине, внизу)- Молодцы, на елке должны расти только шишки.-А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? (к белке) Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно - прямо.

«В лесу тропинка узкая. Пойдем друг за другом по дорожке, поднимая выше ножки. (Идут по канату друг за другом, высоко поднимая ноги). Педагог: А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Она говорит, что с сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И так развеселилась, что запутала их и порвала. Мама очень расстроится. Игра «Собери бусы» (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда, собирают по схеме). -Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка говорит, что мама-зайчиха побежала к лисьей норке. Нам пора дальше. Сверимся с картой. Куда идти - налево, направо или прямо? Направо.

Вот и пришли мы к лисичке.

Игра «Зашумленные картинки» .

Лисичка чем-то занята. Оказывается художник нарисовал лесных зверей всех на одном листочке и лиса не может найти себя. Ребятки, давайте посмотрим кого нарисовал художник. Найдем глазками животных, кого узнали? Пальчиком обведите медведя, зайчика, а чтобы лисичка больше не теряла своего портрета обведем ее красным фломастером. Молодцы! Смотрим карту куда идем дальше. (влево)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот и пришли мы к ежику, а он нам предлагает поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Педагог: «Ежик подсказал, что зайчиха побежала по дорожке в сторону медведя. Посмотрите карту в какую сторону нам надо идти.()

Дидактическая игра «Вставь недостающую фигуру».

Педагог: - Медведь предлагает вам поиграть в игру (найти геометрическую фигуру нужного цвета, формы, размера).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

На доске в три ряда расположены карточки с изображением птиц среди них есть самолет, воздушный шар, стрекоза. Один лишний объект в каждом ряду. Дети находят лишний объект и говорят где он расположен в каком ряду, справа, слева, посередине.

Педагог: - Совунья говорит, что сверху она видит зайчиху под кустиком. Смотрят карту куда идти дальше в каком направлении к кустику.

Педагог: «Как здорово, что нашли мы зайчиху. Надо вернуть ее домой к зайчонку, пусть зайчонок просит прощения у мамы найдет для нее ласковые слова». II. Итог занятия Педагог: «Ребята, что мы скажем зайке и всем непослушным детям?» Дети: «Надо маму любить, слушаться ее, не надо капризничать и т.д.»

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Методическое пособие

– зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук;

– учитель-дефектолог по пространственной ориентировке Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006.

Работа содержит материал по планированию обучения незрячих и слабовидящих школьников ориентировке в пространстве и мобильности, а также методические рекомендации к проведению соответствующих коррекционных занятий.

Специальное внимание в пособии уделяется системам ориентировки в пространстве инвалидов по зрению; формированию у выпускников школ для слепых и слабовидящих детей образа пространства; приемам обучения учащихся с форменным остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве.

Пособие адресовано педагогам, обучающим на специальных занятиях детей с глубокой патологией зрения (тотально слепых, слепых с форменным остаточным зрением и слабовидящих) ориентировке в пространстве. Книга также будет весьма полезна всем специалистам, работающим в школах III-IV видов, родителям детей с нарушением зрения, студентам дефектологических и психологических факультетов .

Введение……………………………………………………………..

1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся школ III-IV видов……………………………………………….

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке
в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов……………………………………………..

2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов
по зрению……………………………………………………………..

2.2. Использование сохранных анализаторов при
ориентировке в пространстве ……………………………….…...

2.3. Оценка уровня ориентировки учащихся в пространстве…...……………………………………...…………….

2.5. Формирование у учащихся образа пространства

2.6. пространствапространства……….

2.6. Психологическая подготовка учащихся
к освоению приемов ориентировки в пространстве….……….

2.7. Обучение учащихся с форменным (предметным)
остаточным зрением использованию оптических
средств при ориентировке в пространстве……………………..

Заключение…………………………………………………………..


Приложения …………………………………………….…………..

Приложение 1. Инструкция по охране труда и технике безопасности для учителя по ориентировке в пространстве

Приложение 2. Примерная схема диагностики способов и уровня пространственной ориентировки учащихся средних и старших классов….………………………………..….

Приложение 3. Ориентировочная трость……………………….

Приложение 4. Психологическая подготовка к
самостоятельной ориентировке в пространстве…...……….…

Приложение 5 . Алгоритм изучения улиц………………………..

Приложение 6. Алгоритм изучения площадей…………………

Приложение 7. Алгоритм изучения подъездных дорог……….

Приложение 8. Адаптированные для незрячих правила
перехода через дорогу………………………...…………………...

Приложение 9. Адаптированные для слепых с остаточным форменным зрением и слабовидящих правила перехода через дорогу……………………….

Приложение 10. Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки в транспортные средства…………………….

Приложение 11 . Обследование окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению ………………...

Приложение 12. Перечень рельефно-графических пособий для занятий по ориентировке в пространстве………………….

Приложение 13. Схема обследования исходного уровня готовности незрячих и слабовидящих учащихся начальных классов к обучению пространственной ориентировке


«Чем лучше слепой ориентируется,

тем меньше он слеп».

Л. Виллей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с форменным (предметным) остаточным зрением и слабовидящих обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению. Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.

Поэтому обучение ориентировке в пространстве учащихся школ III-IV видов (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем их подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности . Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в постоянную зависимость от зрячих при общении с внешним миром, при получении профессионального образования , а в дальнейшем при поиске рабочего места и трудоустройстве. Неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся и выпускников школ для детей с нарушением зрения.

Многочисленные работы ученых и методистов (, и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками пространственного ориентирования. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых, как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Курс обучения пространственной ориентировке нацелен на выработку практических навыков безопасного перемещения учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, выработке и совершенствованию у них навыков пользования объектами соцкультбыта (магазинов, почтовых отделений, медицинских учреждений , вокзалов и аэропортов) и государственных учреждений.

Из сказанного следует, что успешное обучения ориентировке в пространстве является залогом и подтверждением овладения выпускниками школ для слепых и слабовидящих детей приемами ориентировки в пространстве и их мобильности. Эти навыки после окончания школы будут им необходимо для самостоятельного функционирования в условиях учреждения или предприятия, при проживании в собственном или в съемном жилье, при связанном с самостоятельной трудовой и бытовой деятельностью передвижении в пространстве.

Внедрение предлагаемой программы проводилось на базе Нижегородской специальной (коррекционной) школы III-IV видов. Результаты практической и исследовательской работы авторов пособия, использованные ими методические рекомендации из тифлопедагогической литературы легли в основу предлагаемой книги.

Работа включает материал по содержанию и планированию обучения учащихся ориентировке в пространстве, а также методические рекомендации к проведению соответствующих занятий.

Пособие адресовано, прежде всего, преподавателям, проводящим с учащимися школ для детей с нарушением зрения специальные занятия по ориентировке в пространстве. Однако с содержанием пособия необходимо познакомить (например, через систему тифлосеминаров) всех специалистов, работающих в названных школах. Книга также будет весьма полезна и родителям детей с нарушением зрения.

1.1. Основные подходы к построению программы
обучения ориентировке в пространстве и мобильности
учащихся школ
III - IV видов

Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одним из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в современное общество.

Отечественный и зарубежный опыт работы с инвалидами по зрению убедительно показал, что люди, не имеющие зрения с детства, только лишь в исключительных случаях самостоятельно преодолевают страх пространства и овладевают обобщенными способами ориентировки и передвижения в незнакомом пространстве. В основном же они нуждаются в специальном обучении, имеющем целью формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом (замкнутом и свободном), так и в незнакомом (также замкнутом и свободном) пространстве. Овладение инвалидами с глубокой патологией зрения обобщенными способами ориентировки в пространстве является залогом преодоления их изолированности в обществе, необходимым условием реализации их возможностей.

Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения:

· формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;

· развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

· развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;

· развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;

· овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

· овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах , в быту и т. д.);

· обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

· обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировке в пространстве.

Всех учащихся необходимо знакомить со всеми имеющимися в тифлологии системами ориентировки инвалидов в пространстве. А также с приемами и правилами ориентировки, специально адаптированными для инвалидов по зрению с учетом дифференцированного подхода к тотально незрячим, незрячим, имеющим различные формы остаточного зрения, и слабовидящим.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др. Кроме того, занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Например, при глаукоме в солнечные дни учащиеся должны надевать очки с темно-зелеными линзами и выполнять сниженную физическую нагрузку в случае повышения внутриглазного давления.

Учитывая огромное значение остаточного зрения и светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое внимание на его активное и целенаправленное использование на уроках по пространственной ориентировке. Особое внимание надо уделять детям со светоощущением при ориентировке на улице, а внимание учащихся с форменным зрением обращать не только на тени, но и на цвет, форму, величину самого объекта.

Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться по методике абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения.

В процессе обучения ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, цвета, величины и др.) целесообразно использовать описание осязательных, слуховых и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих и слабовидящих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих.

Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание.

Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у слепых школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования в начале и на различных этапах обучения.

В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц. Необходимо также учить детей словесному описанию маршрутов перед выполнением заданий, мысленному проговариванию маршрута во время его выполнения и словесному отчету после его выполнения.

Применяя наглядность, необходимо учитывать скорость восприятия (увеличить время демонстрации), состояние световой и цветовой чувствительности детей с нарушением зрения, поле и характер зрения.

Нужно помнить, что у многих детей со зрительной патологией имеется цветоаномалия. А среди слабовидящих есть группа учащихся с совместным поражением сетчатки и зрительного нерва. Их световая чувствительность ниже по сравнению с нормой. Такие дети нуждаются в усиленном освещении при работе с рельефно-графическими картами (не менее 800 люкс на рабочем месте), а используемые при этом цвета должны быть яркими и контрастными.

Оценивая выполненное учащимся задание, преподаватель разъясняет причины неудач и указывает учащемуся пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению и осуществлению саморегуляции.

На уроках по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке учащихся, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.

Длительность и трудоемкость обучения ориентировке в пространстве слепых, последовательность и приемлемость заданий позволяет учителю развить у детей двигательную активность, память, формировать и закреплять положительное отношение к самостоятельному передвижению, воспитывать волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержку и самообладание, инициативность и др.

Составной частью занятия по пространственной ориентировке является домашнее задание. Это может быть отработка движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы, различные физические упражнения, повышающие физические возможности ребенка. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется на занятиях.

Как отмечалось выше, учащиеся отличаются не только зрительной патологии, но и уровнем их психического, физического и интеллектуального развития. В связи с этим обучение пространственной ориентировке отдельных детей должно вестись только индивидуально, как по теоретическому, так и практическому материалу.

В целом уроки по пространственной ориентировке должны проходить при наличии индивидуального подхода к каждому ученику, при учете характера его дефекта, особенностей личности и уровня подготовленности. В связи с этим педагог должен планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы детей.

В конце каждой четверти целесообразно проводить контрольные занятия, где учащиеся показывают свои умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается учащийся и определяет перспективы работы на следующую четверть или учебный год.

Педагогу надо понимать, что овладение учащимися навыками самостоятельного передвижения в знакомом и тем более в незнакомом пространстве процесс сложный и длительный, требующий строго индивидуального подхода. От самого ученика тоже требуется большое терпение и упорство в изучении конкретных маршрутов. Без этого даже при очень хорошем образовании и высоком уровне интеллекта конкурентоспособность выпускника школы для слепых и слабовидящих детей и его действительная интеграция в открытое общество становятся не возможными.

Содержание занятий по ориентировке в пространстве отражено в представленной ниже базовой программе обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся 5-12 классов в условиях мегаполиса. Программа в помощь педагогам специально представлена в виде тематического плана. Распределение часов по темам в базовой программе является примерным, так как овладение приемами самостоятельного и мобильного передвижения в пространстве инвалида по зрению – процесс весьма индивидуальный и не может быть заключен в строго определенные рамки. В каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться преподавателем строго индивидуально с учетом совокупности всех индивидуальных особенностей конкретного ученика.

Порядок изучения тем также можно варьировать (изменять). При этом отдельные темы (например, такие как «Приемы перемещения с помощью трости в различных помещениях», «Приемы работы тростью при передвижении по городу» и др.) должны изучаться с незрячими учениками практически на протяжении всего срока обучения. Это вызвано тем, что при ориентировке незрячего трость необходима для решения всех задач, стоящих перед преподавателем по ориентировке в пространстве.

При организации занятий с незрячими учащимися целесообразно теоретический материал изучать в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводить индивидуально.

Теоретические занятия с детьми, имеющими форменное (предметное) остаточное зрение и слабовидящими целесообразно проводить в группах по 3-4 человека, а практические – по 2 человека. Вопрос о соотношении занятий подгруппами, парами или индивидуально решается педагогом, исходя из возможностей и потребностей учащихся, их психологического состояния и других показателей.

Заметим, что базовая программа может быть скорректирована учителем с учетом потребностей конкретного ученика или группы. Коррекция плана предполагает увеличение учебного времени на темы, в изучении которых конкретный ученик испытывает трудности или особенно нуждается. Целесообразно сокращать время на изучение тем, материал которых усваивается относительно легко. Более тщательно (дольше) следует работать над реабилитационно значимыми темами. Например, ученик хорошо ориентируется в микрорайоне школы. Однако у него нет навыков изучения новых маршрутов, поэтому без специального обучения добраться до незнакомого места ему будет весьма трудно.

Таким образом, в каждом конкретном случае педагогу следует скорректировать программу (тематический план) занятий с учетом имеющихся у ученика навыков ориентировки в пространстве, состояния его зрительных функций (наличия и форм остаточного зрения, особенностей поля зрения, состояния световой чувствительности), уровня физического развития, времени потери зрения, уровня интеллектуального развития и других данных. Это позволит наиболее рациональным путем абилитировать или реабилитировать ученика в плане его самостоятельности при ориентировке в пространстве и мобильности в передвижении.

Для всех детей с форменным (предметным) остаточным зрением необходимо предусмотреть специальные занятия по обучению пользованию для ориентировки в пространстве такими оптическим средствами как лупы, бинокли и монокли. В данной работе этой теме посвящен отдельный параграф. Владение приемами использования оптических средств значительно расширяет возможности инвалида по зрению в ориентировке и снижает зависимость от зрячих людей.

Для эффективного самостоятельного передвижения слепых и слабовидящих в пространстве важное значение имеет психологическая подготовка учащихся. Педагог по ориентировке в пространстве должен этому уделять специальное внимание на занятиях, а, кроме того, осуществлять эту работу совместно с школьным психологом. Особое внимание следует уделять выработке у учащихся поведения в стрессовых для них ситуациях: навязывание помощи нетрезвым человеком, потеря ориентира, неожиданное появление препятствия и т. п.

С целью повышения качества обучения школьников ориентировке в пространстве педагогу следует продумывать организацию закрепления изученного материала с привлечением к этой работе, как всех членов педагогического коллектива , так и родителей учащихся. Например, попросить педагогов-предметников строить уроки таким образом, чтобы учащимся, скованно передвигающимся даже по классу, на уроках приходилось выходить к столу учителя. Каждодневные передвижения по классной комнате, в конце концов, приведут к тому, что ученик будет в пространстве класса ориентироваться достаточно уверенно. Другой пример. Спланировать с воспитателем прогулки с учащимися по тем улицам, с которыми они познакомились с помощью схем на коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве.

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов

Основные темы для изучения на занятиях по
пространственной ориентировке

ПЯТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Значение навыков ориентировки в пространстве для самостоятельной жизни слепых и слабовидящих. Выявление имеющихся у учащихся навыков ориентировки в пространстве. Изучение исходного уровня готовности сохранных анализаторов к их использованию для ориентировки в пространстве.

2. Системы мобильности лиц с нарушением зрения: передвижение без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой–проводником.

Итого:

Ориентировка в помещениях (26 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Передвижение в зданиях и помещениях.

Повторение: приемы передвижения в помещениях и зданиях без трости, с тростью, с использованием имеющегося зрения. Приемы защиты тела от столкновений с предметами. Приемы использования трости при изучении помещения. Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки, площадки и т. п.

Повторение. Передвижение в изученном (знакомом) помещении. Анализ ошибок.

Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.

3. Основные представления о зданиях и помещениях, виды зданий и помещений, выделение главных ориентиров в помещениях и зданиях с учетом состояния зрительных функций учащихся.

Практические занятия в новых помещениях.

4. Ориентировка в помещениях и зданиях: магазины, отделения связи.

5. Пространственная ориентировка в быту.

В школе: в тумбочке, в парте, в шкафу. Дома – в шкафу, в мебельной стенке и т. д.

6. Свободная ориентировка в знакомых помещениях. Контрольное занятие.

7. Закрепление пройденного материала.

Итого:

Ориентировка в городе (59 ч)

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области _______________________________

для воспитанников ___________группы

Тема: Ориентировка в пространстве

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве .

Задачи: Образовательные : совершенствовать понимание пространственных отношений(вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Развивающие : развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные : поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Предварительная работа: (писать если была):

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Встают в круг, держась за руки

Основная часть:

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

Игровое упр. «Связующая нить

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

В: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

В: Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В. Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Ответы детей.

Дети предлагают решение проблемы

Физминутка

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Повторяют движения за воспитателем

Продуктивная деятельность

(если есть)

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

Вы превратитесь в настоящих «художников» по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

Рисуют картину

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Ответы детей

Этап ОД, время

Структурные компоненты деятельности

Ход ОД

Утро

Ф.Р.

Комплекс упражнений №1 «В гостях у солнышка» (приложение 1)

Папка

индивидуальной

работы.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Природа родного края»

Самостоятельная деятельность по интересам.

Информация об

образовательных

и воспитательных целях недели.

Дата 07

Режим

Образовательная

область

Совместная деятельность воспитателя и ребенка

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая Подгрупповая

Индивидуальная

деятельность

Деятельность в

режимных моментах

День недели: среда

Н.О.Д.

Речевое развитие

Х.Э.Р.(музыка)

Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г.Виеру «Мамин день». Цель: продолжать формировать интерес к художественной литературе

По плану музыкального руководителя

Прогулка

Ф.Ц.К.М.

С.К.Р.

Ф.Р.

Наблюдение за погодой

Формировать умение видеть красоту неба. Дидактические игры «Моё облако», «Похож-не похож». Русская народная игра «Мячик к верху»

Работа перед сном

Развитие речи. С.К.Р.

Ф.Р.

Ситуативная беседа о правильном питании.

Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурного.

Подвижная игра «Филин»

Вечер

Ф.Р.

Х.Э.Р. (лепка)

С.К.Р.

Развитие речи.

Гимнастика после сна. Комплекс упражнений №1 (приложение 2)

Тема: Ваза с цветами.

Подвижные игры с правилами.

Чтение и обсуждение стихотворения В.Шуграевой «Маме»


Top