Тематическая неделя «Волшебница вода».

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский

Праздник «Всемирный день воды» отмечается каждый год 22 марта. Он был создан в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН. Главной задачей этого праздника, по мнению его создателей, должно стать напоминание всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете. Как известно, человек и животные не могут существовать без воды. Если бы на Земле не было водных ресурсов, то на ней и не зародилась бы жизнь.
На территории нашей страны праздник "Всемирный день воды" отмечается с 1995 года. Его девизом является: «Вода - это жизнь». Он призван подчеркнуть величайшее значение воды в нашей жизни.
Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.
Россия - великая водная держава, занимающая по объему речного стока второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека - третье, после Бразилии и Канады. Водное изобилие накладывает на Россию и особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего природного ресурса.
МБДОУ по улице Бондаренко 25 на протяжении многих лет работает по экологическому направлению, воспитывая любовь и бережное отношение к природе родного края. Экологическое воспитание дошкольников - прежде всего, нравственное воспитание, потому что в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
В подготовительной к школе группе №12 к Всемирному дню воды под руководством воспитателя высшей квалификационной категории Грязновой Ольги Викторовны был проведен проект «Вода - удивительное вещество». Были запланированы и проведены следующие мероприятия:
Занятия:
Речевое развитие: «Кто живет в воде?», «Что растете в воде?»
Познавательное развитие: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе», «Свойства воды. Волшебница вода».
Художественно-эстетическое развитие: Рисование «На дне морском», «Аквариум», «Наша река Упа», «Пингвины на льдине».
Аппликация: «Парусник и рыбка».
Лепка: «Подводные обитатели».
Конструирование из бумаги (оригами): «Лодочка», «Кит».
Социально-коммуникативное развитие: Беседы: «Где живет вода в детском саду?», «Кто живет в водоеме?», «Могут болеть реки и как их спасти», «Вода на Земле», «Река нашего города».
Сюжетно - ролевые игры: «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие» и др.
Физическое развитие: подвижные игры «Удочка», «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Водяной».
Чтение: Стихи и загадки о воде, водных обитателях, «Живая вода» польская сказка, Сказка «Как утка землю добывала», В Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная», С. Сахаров «Кто в море живет?», Г.Люшина «Капелька», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка), Два ручья», «В мутной воде - сам пропадешь», Б.Заходер «Что случилось с рекой?», «Сказка о ручейке» Эстер Адам.
Опыты: «Круговорот воды в природе», «Свойства воды», «Воду пьют растения», «Облако», «Откуда берется туман», «Вода может перемещаться».

ФГОС ДО рекомендуют создавать условия для развития познавательного интереса, знакомить детей со способами получения информации. В эти задачи можно решать путём открытия лабораторий и экспериментирования. Мы предлагаем в начале февраля уделить внимание изучению свойств воды. Для этого педагог вносит новое оборудование для игр и познавательной деятельности, организует эксперименты, беседует о значении воды в природе и т.д. Итогом недели становится оформление дидактического пособия «Для чего нужна вода». Подробное описание экскурсий, наблюдений, художественной и трудовой деятельности вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Волшебница вода».

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатель организует экскурсию в медицинский кабинет, тем самым побуждает детей переносить полученные знания в сюжетно-ролевую игру. Так же педагог планирует упражнения по социально-коммуникативному развитию, беседы по безопасности.

Познавательное развитие

Для познавательного развития педагог подбирает зашумлённые изображения, предлагает сравнивать предметы, находить их относительно себя. Педагог привлекает детей к экспериментированию с водой, помогает им сделать выводы.

Речевое развитие

Продолжается речевое развитие. Помимо бесед, воспитатель планирует игры «Лови да бросай, цвета называй», «Скажи по другому», чтение во 2 половине дня.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланированы конструирование рыб из бумаги, оформление коллективной работы «Аквариум» и изготовление рыбки с использованием жестяной крышки.

Физическое развитие

В конце недели совместно с инструктором и музыкальным руководителем проходит праздник «Приключение Капельки», в ходе которого происходит закрепление полученных знаний. Так же для физического развития воспитатель знакомит детей с народной игрой «Воевода», разучивает физминутки и пальчиковые игры о воде и рыбах.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Утреннее приветствие «Здороваемся щечками». Цель: создать положительный настрой на весь день. Торжественное открытие лаборатории «Капелька». Цель: привлечь внимание детей к экспериментальной деятельности. Беседа с детьми о значении воды. Цель: учить делать элементарные выводы. Внесение трафаретов рыб. Цель: продолжить учить детей работать с шаблонами и трафаретами. Физминутка «Льётся чистая водичка». Цель: выучить слова.
Про-
гулка
Отгадывание загадок о предметах личной гигиены. Цель: формировать желание следить за собой. Упражнение «Зашумлённые изображения». Цель: развивать восприятие, межполушарные связи. Упражнение «Скажи по другому». Цель: обогащать словарь детей. Лепка по замыслу. Цель: закрепить приемы лепки, развивать моторику. П.и. «Совушка». Цель: познакомить с новой игрой. П.и. «Найди и промолчи». Цель: формировать выдержку и самоконтроль.
ОД
2 п.д. Упражнение «Покажем Нюше, как мы умеем мыть руки». Цель: закрепить последовательность мытья рук. Познавательно-исследовательская деятельность «Холодный, тёплый, горячий». Цель: определить температуру воды, познакомить с водным градусником. Чтение Л.Дерягина «Пускаем кораблики». Цель: учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Рыбки». Цель: закрепить умение складывать треугольник из квадрата. Беседа «Микробы боятся воды». Цель: формировать представления о здоровом образе жизни.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Внесение альбома «Русская изба, её убранство». Цель: расширять представления о значении избы и материалах для её постройки. Упражнение «Где предмет». Цель: продолжать учить ориентироваться в группе относительно себя и других предметов. Беседа «Кто живет в воде?». Цель: развивать познавательный интерес и воображение. Рисование «Волны на море». Цель: показать детям способы рисования волн. Разрезные картинки «Спортивный инвентарь». Цель: вспомнить, в какие игры с чем можно играть.
Про-
гулка
Наблюдение за снегопадом. Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Д.и. «Лови да бросай, цвета называй». Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Рассматривание рисунка «Рыбы». Цель: расширить представления детей о частях тела рыбы. П.и. «Пастух и стадо». Цель: вспомнить игру. Народная игра «Я сегодня воевода». Цель: познакомить детей с народной игрой.
ОД

Оксана Петрова
Календарное планирование на летний оздоровительный период в средней группе. Тематическая неделя «Вода - источник жизни»

Тематическая неделя «Вода – источник жизни »

Понедельник Утренняя гимнастика

Развитие положительных эмоций «Капитошка»

Цель : развивать умения детей определять настроение по иллюстрации.

Беседа – показ «Волшебница вода »

Цель : расширять знания детей о воде ее признаками, а так же о значении воды для человека. Выучить поговорку «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» .

Прогулка.

Наблюдение за деревом – липой.

Цель : расширять знание детей о дереве липа, о широком использования липы в хозяйстве.

Трудовая деятельность. Залить песок водой.

Цель : воспитывать положительное отношение к труду.

Д/и «Деревья бывают разные»

Цель : уточнить знания детей о деревьях растущих на участке детского сада.

П/и «Караси и щука»

Цель

Вторая половина дня :

Д/и ПДД «Светофорчики»

Цель : расширять знания о правилах дорожного движения, закреплять знания сигналов светофора.

Работа в книжном уголке. Выставка книг : С. Маршак «Водопровод» ; А. Яким «Облака» ; Б. Заходер «Что случилось с рекой".

Вечерняя прогулка Наблюдение за пчелами.

Цель : развивать наблюдательность.

П/и «Ручеек» Цель

Игры с песком. «Я пеку, пеку Капитошку угощу»

Цель : развитие мышления, воображения и моторики.

Взаимодействие с родителями. Буклет «Почему надо беречь воду?»

Утренняя гимнастика

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода на Земле » (океаны, моря, реки, ручейки)

Цель : упражнять детей связному рассказыванию по картинке.

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель : закрепление употребления в речи глаголов.

Разучиваем поговорку : «Поплотнее кран закрой- осторожен будь с водой»

Цель

Индивидуальная работа по муз. воспит. Музыкально-дидактическая игра «На дорожке лужи»

Цель : использовать музыкальные произведения, как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах.

Индивидуальная работа по РЭМП «Наш день»

Цель : закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро» , «день» , «вечер» , «ночь» .

Самостоятельная художественная деятельность "Море зовет, волна поет»

Цель : закреплять умения детей в технике рисования губкой, ватной палочкой, передавать образ моря.

Прогулка.

Наблюдение за ящерицей.

Цель : развивать умения рассматривать ящерицу; закреплять строение ящерицы, как защищается, где живет, какую пользу приносит?

Хороводная игра «Затейник»

Цель : упражнять в умении сохранять круг вовремя движения.

Трудовая деятельность. Собрать красивые камешки для игры.

Цель : развивать умения детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Д/и «Бабочки, лягушки и цапли»

Цель : развивать знания, упражнять в подражательных движениях.

П/и «Попрыгунчики» .

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Вторая половина дня :

Беседа : «Вода в природных явлениях»

Цель : расширять знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде .

Д/и ТРИЗ «Как много всего сделал человек»

Цель : упражнять в умении классифицировать предметы рукотворные по функции.

Просмотр фильмов познавательных характера «Капитошка» , «Капитошка возвращайся» .

Строительные игры. «Мостик через речку»

Цель : развивать умения делать постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей.

Вечерняя прогулка

Экспериментирование «Вода не имеет формы »

Цель

Д/и «Кто где живет?»

Цель : закрепить знания о месте жительства различных животных.

П/и «Не замочи ноги»

Цель : закреплять умение преодолевать препятствия, слушать команды воспитателя.

Игры с водой. «Разноцветные кораблики»

Цель : развитие внимания, координации движений.

Взаимодействие с родителями. Привлечь родителей к оформлению выставки «Вы слыхали о воде, говорят она везде…»

Среда

Утренняя гимнастика

Д/и «Рыба, птица, зверь»

Цель : активизировать словарь, переключение внимания с одного предмета на другой.

Разучиваем поговорку : «Воду попросту не лей, дорожить водой умей»

Цель : развивать знание детей о том, что воду нужно беречь.

Индивидуальная работа. Беседа «Кто живёт в воде?»

Цель : расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем.

Индивидуальная работа оригами «Корабли в море»

Цель : развивать умения создавать изображение складывая бумагу, совершенствовать умение составлять красивую композицию. Т. С. Комарова стр,39.

Прогулка

Наблюдение за специальным транспортом

Цель – расширять знания о специальном транспорте; обогащать

словарный запас.

Трудовая деятельность. Работа по уходу за растениями (полив)

Цель : расширять знания о растениях; упражнять в умении поливать шлангом, воспитывать любовь к труду.

П/и Соревнование «Брызгалки»

Цель : развивать глазомер, меткость- чья брызгалка дальше брызнет.

Вторая половина дня : Оздоровительная

Совместное развлечение с родителями. «День рождения Капитошки»

Цель : формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками, активизировать роль родителей к воспитанию детей.

Настольно – печатные игры. - «Найди по контору»

Цель : развивать воображение и логическое мышление.

Самостоятельная художественная деятельность лепка «Капа и Тошка»

Цель : совершенствовать умения детей самостоятельно определить, какими приемами он будет лепить, доводить задуманное до конца.

Беседа «Откуда в наш дом приходит вода »

Цель : воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

Вечерняя прогулка

Наблюдение

Д/и «Вода друг – вода враг »

Цель : поощрять выдвижение детьми гипотез; развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

П/и «Караси и щука»

Цель : расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Игры с песком. И/у «Придумай и нарисуй»

Цель : развивать творческие способности и умение изображать задуманный рисунок на песке.

Взаимодействие с родителями. Консультация для родителей : «Вода в нашей жизни »

Утренняя гимнастика

Пальчиковая игра «Рыбка»

Цель : совершенствовать согласованность движений рук с текстом.

Д/и " Кто вперёд назовёт предмет? "

Цель : совершенствовать умения в окружающей обстановке находить предметы круглой, треугольной, квадратной формы.

Ситуативный разговор «Вода нам нужна , чтобы…»

Цель : закрепить знания детей о необходимости воды в жизни человека

Индивидуальная работа по муз. восп Прослушивание аудиозаписи : «Звуки моря» , «Звуки воды» .

Индивидуальная работа по изодеятельности «Дождик, дождик» .

Цель : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека ,

Прогулка.

Наблюдения за высотой стояния Солнца.

Цель : закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений , животных и человека. Трудовое поручение. Собрать поломанные веточки с участка.

Цель : формировать желание помогать взрослым.

Беседа по ОБЖ «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой»

П/и "Пожарные"

Цель : развивать умение начинать движения по сигналу, упражнять в лазание.

Вторая половина дня :

Инсценировка сказки «Пузырь, Лапоть и Соломинка» .

Цель : продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки.

Индивидуальная работа (физкультурно-оздоровительная ) «Кто выполнит лучше всех?»

Цель : тренировка навыка правильного дыхания.

Сюжетно ролевая игра. «Отважные мореплаватели»

Цель : обогащать игру новыми атрибутами, развитие социальных навыков детей.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за пнем.

Цель : способствовать формированию представлений о том, что такое ПЕНЬ.

Д/и «Какое время года»

Цель : формировать умения самостоятельно находить признаки лета, устанавливать причинно – следственные связи

П/и «Не замочи ноги»

Цель : закреплять умение преодолевать препятствия, слушать команды воспитателя

Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей»

Взаимодействие с родителями. Консультация для родителей «Вода в природе »

Утренняя гимнастика

Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку»

Цель : формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Д/и на развитие слухового внимания. «Магазин»

Цель : упражнять детей в умении определять первый звук слова.

Индивидуальная работа лепке. «Золотая рыбка» пластилинография.

Цель : закрепить знания детей о рыбах; формировать знания у детей о характерном строении рыб : форма тела, плавники, жабры и т. д.

Индивидуальная работа по развитию движений. Развитие движений.

Цель : упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Спортивный праздник «День Нептуна»

Прогулка :

Наблюдение за облаками

Цель : расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты ; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Трудовая деятельность. Подметание дорожек.

Цель : воспитывать желание трудиться. (санитарная уборка участков) .

Экспериментирование «Вода не имеет формы »

Цель : развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Д/и «Наши добрые дела» .

Цель : развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, умение детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

Народные игры. «Охотники и утки»

Цель : воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель.

Вторая половина дня : Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Сюжетно-ролевая игра. «Скорая помощь»

Цели : формировать умение отображать в игре знания об окружающей жизни , показать социальную значимость медицины.

Экологическая викторина «Берегите воду!»

Цель : создать радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого : воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа «Где живут капли воды в детском саду» .

Цель : поощрять выдвижение детьми гипотез., развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли; рассматривание капелек воды через лупу.

Самостоятельная художественная деятельность. «Воздушные шары»

Цель : закреплять умение рисовать предметы округлой формой, подбирать цвет.

Вечерняя прогулка

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

П/и «Ручеек»

Цель : воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Рисуем мелками на асфальте. «Мыльные пузыри…»

Цель : развивать умения детей рисовать предметы округлой формы, проявлять фантазию и творчество.

Взаимодействие с родителями. Консультация для родителей «Чистота - залог

марина исаева
Проект в старшей группе «Волшебница Вода»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шатовский детский сад

ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА »

Исаева Марина Владимировна,

воспитатель 1 квалиф. категории

2016 учебный год

Вид проекта : исследовательский, творческий

Продолжительность : краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Сроки реализации : январь

Актуальность : Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы .

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности) .

Цель :

Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи :

Воспитательные : Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие : Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе ;

Обучающие : Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Предполагаемый результат :

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями :

1. Создание альбома «Мир воды»

2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду» .

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

4. Составление описания игр с водой

5. Консультация по теме : «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» .

6. Консультация по теме : «Почему нужно беречь воду?» .

7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

8. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

9. Изготовление панно «Кому нужна вода » .

Взаимодействие с педагогами :

1. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.

2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» .

3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.

4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Подготовительный этап проекта :

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта .

2. Пополнить развивающую среду :

Подбор художественной литературы по теме;

Подбор энциклопедий, карт, схем;

Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

Составление картотеки опытов с водой;

Подготовка оборудования для опытов с водой.

Вовлечь родителей в проектную деятельность .

Основной этап проекта :

1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2. Подготовить информацию для родителей по темам :

Эксперимент в детском саду;

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

Почему воду нужно беречь?

Составление схемы «Круговорот воды в природе» .

Провести презентацию «Мир воды» .

Перспективный план работы с детьми

11 – 15.01.2016 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас” .

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение) .

Беседа №3 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная” .

Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Опыт №3 “Вода жидкая” .

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль” .

Рисование “Природные водоёмы : родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.

Физминутка “Дождик”.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва) .

18 – 22.01.2016 г Беседа №4 “Вода нужна всем” .

Беседа №5 “Волшебница вода” .

Беседа №6 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №4 “Вода не имеет формы” .

Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №6 “Вода , растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы : болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото : с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”, “Мы – водные животные”

Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы : шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

25 – 29.01.2016 г. Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за сосульками.

Опыт №7 “Вода бывает тёплой , холодной и горячей”.

Опыт №8 “Пар – это тоже вода” .

Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода , тает в тепле”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоёмы : море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода” .

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова,

“Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.

Заклички, пословицы, поговорки.

01– 05.02.2016 г. Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Беседа №13 “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Наблюдение №8 – за снежинками.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоёмы : фонтан, бассейн, аквариум”.

Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”,“ Караси и щука”

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”.

Заклички, пословицы, поговорки.

Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности “Волшебная капелька”

Заключительный этап проекта :

1. Создание мини- музея «Волшебница Вода » .

2. Итоговая НОД «Волшебная капелька » .

Конечный продукт проекта :

1. Методические разработки занятий

Результат проекта :

У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы :

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду : Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию : Средняя, старшая , подготовительная группы . – М.: ВАКО, 2008.

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета» . Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль : Академия развития, 2007.

8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Вода » . – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2005.

9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . Москва «Просвещение» , 2005.

11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе : книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.

Понедельник «Вода вокруг нас»

Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.

  1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
  2. Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
  3. Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
  4. Игра - соревнование: «Где живет вода?».
  5. Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
  6. Наблюдение за водой в фонтане.
  7. Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».

Вторник «Круговорот воды в природе».

Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.

  1. 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
  2. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
  3. Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
  4. Математические игры:
  5. «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
  6. «Веселые капельки» (порядковый счёт).
  7. «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).

III. Просмотр презентации: «Вода».

  1. Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.

Среда «Море».

Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
  2. Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
  3. Творческая игра: «Мы - водные животные».
  4. Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
  5. Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
  6. Моделирование сказки: «Русалочка».
  7. Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
  8. Составление коллажа из камешков, ракушек.
  9. Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.

Четверг «Волшебница вода».

Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

  1. Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
  2. Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
  3. Проведение опытов:

А) «Вода прозрачная»

Б) «Вода не имеет форму»

В) «Вода растворяет вещества»

Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Д) «Лед - твердая вода»

Е) «Пар - тоже вода»

Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)

З) «Спичка пленница» (лед и соль)

  1. Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
  2. Художественная продуктивная деятельность: монотипия

Пятница «Уроки Берегоши».

Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.

  1. Сообщение: «Что я узнал о воде».
  2. Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
  3. «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
  4. Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
  5. Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).

Top