Функции и роль отца в семье. Роль отца в православной семье

Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

Согласно законодательству отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей: мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его; отец осуществляет «общее руководство», обеспечивает семью материально, охраняет от врагов.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя (создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов).

Роль отца :

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиции в обществе.

Роль матери :

Чувство защищенности;

Безопасность;

Убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;

Говорит о его важности и желанности в жизни;

Дает прочное ощущение надежности;

Питает не только физической, но и душевной пищей;

Дарит способность доверять людям, миру, себе;

Вкладывает чувство принадлежности к роду, нации.

Устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;

Помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

28. Организация семейного досуга.

Досуг - это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека.

Семейный досуг - это времяпровождение, во время которого собирается вся семья, и они не просто сидят, а активно участвуют в каком-либо действе. Это действо должно служить тому, что бы вся семья сплотилась и стала дружной. Во время семейного досуга родители могут лучше узнать своих детей и наконец увидеть, что они повзрослели. А дети могут лучше узнать своих родителей и понять, что их родители не пережиток прошлого.

Формы семейного досуга :

1.сейные праздники

2. посещение театров, музеев, кинотеатров, парков с аттракционами

3.совместные прогулки, походы, игры, катание на велосипедах, роликах, коньках, лыжах

4. совместный отдых детей и родителей (поездки)

5. семейные дни (с родственниками)

6. участие в спортивных мероприятиях (весёлые старты, эстафеты), городских праздниках (Масленица, День города, День защиты детей).

7. Совместное чтение книг

Задача родителей - суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Клубы семейного досуга

Клубы семейного досуга – это различные по величине публичные заведения, где созданы все условия и удобства для отдыха всей семьей после рабочего дня или на выходных.

Обычно в клубах семейного досуга работают обученные, опытные преподаватели, которые не только развлекают своих гостей, но и делают все для сплочения семьи: указывают на недостатки при общении и обращении членов семьи друг к другу, и при этом высказывают рекомендации, направленные на создание гармонии и взаимопонимания членов семьи.

РОЛЬ ОТЦА В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С сожалением можно отметить, что в настоящее время взаимоотношения между родителями и детьми настолько извращены, что это приводит к утрате понимания того, кто такой отец и каковы его прямые обязанности в семье. С одной стороны, общество в погоне за равноправием между мужчинами и женщинами совершенно нивелировало образ отца – он утратил былой авторитет и уважение, при этом его роль во многих семьях сведена если не к нулю, то, по крайней мере, к минимуму функций. С другой стороны, лишившись своей патриархальной высоты и недоступности, отец при этом не стал духовно и эмоционально ближе к детям, не стал больше проводить с ними времени, общаться, учить, воспитывать. Не так уж и мало семей, где отец вообще ведет себя будто он «чужой среди своих».

Так что же такое хороший отец, каково его истинное предназначение?

Помочь разобраться в этом сложном вопросе нам может только христианское понимание этой проблемы.

Раскрывая замысел Бога о семье - Малой Церкви, - Апостол Павел призывает мужа служить своей семье так же, как Христос служит Церкви. Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда - патриархат. Функции отца в семье совсем не обязательно связаны с кровным отцовством. Отцом по сути, а не по крови, может быть отчим, дед, дядя (у множества народов), старший брат, старший друг, воспитатель.

В мужчинах всегда ценились и ценятся до сих пор такие качества, как верность, стойкость, доброта и благородство в сочетании с мужеством, умение прощать обидчиков, ум и бескорыстие, готовность прийти на помощь другим, выносливость, неприхотливость в быту, трудолюбие, хозяйственность и в то же время наличие высших, духовных интересов. Еще одна характерная черта отца - это немногословие, молчаливость. Служение отца не требует большого количества слов. Здесь каждое дело, каждый жест говорят сами за себя. Разумеется, отец не должен быть этаким букой, которым пугают малых детишек. Когда ребенок боится отца до дрожи в коленках, в этом нет ничего хорошего. Однако сейчас, чаще встречается другая крайность: отец ведет себя чересчур снисходительно, и ребенок его ни в грош не ставит. Практически в каждой семье возникают ситуации, когда удержать подростка от опрометчивого шага можно только силой родительского - в первую очередь отцовского - АВТОРИТЕТА. Поэтому побаиваться отца ребенок, наверное, должен. При самых теплых, дружеских, доверительных отношениях, к которым, безусловно, стоит стремиться, нужно, чтобы ребенок боялся отцовской грозы. Гроза же должна быть справедливой и разражаться не по пустякам, а только в крайних, критических случаях. Иначе она станет привычной. Ребенку необходимо понимать, что на него, если он ведет себя плохо, есть управа. И лучше, если это родной, близкий человек, который наказывает любя. Ведь раньше или позже, но управа все равно найдется. Только она будет далеко не такой милостивой.

Итак, если мы попытаемся описать образ настоящего отца простыми словами, то он будет выглядеть примерно так: это сильный духом, принципиальный, исполняющий свое слово и в поощрении и в наказании. Дети таких отцов уверены, что если папа сказал, значит, так и будет.

К папе можно сесть на колени и рассказывать всё. Его будут интересовать проблемы маленького ребенка, как свои собственные. Он будет с ним говорить, он будет ему советовать, - для ребенка же папа - совсем не отсталый, не из «прошлого поколения», когда еще не было компьютеров, - он очень актуально и насущно решает повседневные школьные проблемы, непростые отношения со сверстниками. Хотя он не знает совре­менных терминов и молодежного сленга, но папа «вполне продвинутый», он всегда может посоветовать, что нужно в конкретной ситуации. Никогда не прогонит, но и не даст спуску, если ребенок виновен. Вот это самое здоровое представление об отце. И когда ребенок такого папы приходит к Богу и ему говорят: «Бог - Отец», то Бог становится близок и понятен; когда Бог касается его, этот человек может сказать: «Бог меня любит так же, как любил папа. Ему близки мои проблемы». Если этот человек, может быть, уже не имеет земного отца, он получает достойнейшую и лучшую замену. Подлинная иерархичность благодатна и исполнена любви и строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача подготовить сына (дочь) к трудностям, скорбям этой жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын всегда знает, что он любим отцом.

При этом очень многое зависит и от матери. Ведь маленький ребенок прислушивается, прежде всего, к мнению своей матери, именно ее отношение к папе он перенимает. Мать должна постоянно и во всем поддерживать отца и указывать в беседах с ребенком на папины достоинства. При этом очень важно подчеркивать, что это не просто его личные особенности, а качества настоящих мужчин. Тогда у детей постепенно сформируются представления, которые впоследствии помогут им и в устройстве личной жизни.

Роль отца в жизни ребенка огромна. Особенности влияния отца на детей в основном можно свести к двум переменным: доли его участия в воспитании и степени его авторитарного, «руководящего и направляющего контроля. Христианство говорит нам, какими должны быть отношения между отцом и ребенком, являя их через отношения Небесного Отца и вочеловечившегося Сына.

Прежде всего, служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Мужчина должен отдавать себе отчет, куда, в какую гавань ведет он корабль своей семьи, какой судьбы он добивается для него своей жизнью, своими убеждениями, своими поступками. И в этой ситуации совершенно не имеет значения, сколько он зарабатывает и какая у него должность.

Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства - семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его и его близких.

Но «не одним хлебом живет человек» (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Отец обязан заботиться о духовном возрастании членов своей семьи и отвечает за них перед Богом. Есть статистика: если в семье верующий только отец, а мать - нет, то 80% детей - верующие. А если верующая только мать, то лишь 7% детей вырастают верующими людьми. Каждый муж и отец, хочет он того или нет, даст ответ о том, как прожили свою жизнь его жена и дети. Отец имеет право, данное ему Богом, молиться за свою семью, и Бог слышит его молитвы, если он благочестив. Эту отцовскую миссию трудно понять и принять неверующему человеку. Но аналоги ей мы найдем в любом обществе и в любой цивилизации. Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают.

Бог и через Новый Завет, и через Ветхий, возлагает ответственность за духовное воспитание и наставление на плечи отцов. Слово «воспитатель» В.И.Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем, когда на долю матери выпадает пестование - от «пестовать» - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.

В то же время многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.

Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалиться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа - самая главная опора, самая главная защита вашей семьи.

Отец обязан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему совесть, даже если его решение может показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления и агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.

Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям и отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы; в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин.

Развитие ребенка немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители - всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равнять­ся на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем. И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.

И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи. Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.

Итак, в воспитании - отец главный. Отец - это тот, кто выводит ребенка в мир, прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда - до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.

История первая: рождение семьи

Я полностью согласна с утверждением, что лучшая инвестиция в развитие и счастье ребенка, это правильно выбранный папа. Конечно, на сегодняшний день полная семья – это для многих непозволительная роскошь. И есть немало удивительных по силе и красоте духа примеров мам одиночек, справляющихся со всеми превратностями судьбы. В том числе, многодетных мам одиночек. И, в том числе, приемных. А есть даже такие геройские папы.

И все же образ полной семьи, где двое стали «единой плотью», лелея, воспитывая и ограждая от бед своих детей, был для меня всегда желанным, был моей целью и мечтой. Об этом я много раз просила Бога. О встрече с «моим» человеком. Главным в моей жизни, главой нашей будущей семьи. И Господь услышал.

После того, как появился блог, мне часто пишут потенциальные усыновители, задают вопросы. Часто звучит вопрос о том, как убедить мужа, «склонить» его к принятию в семью ребенка. И мне всегда дико, даже страшно. Ведь это ОГРОМНАЯ ОШИБКА – думать, что подобное желание можно навязать или привить.

Мне кажется, здесь любое «уговаривание» неуместно. Желание стать приемным родителем, искреннее, подлинное – либо есть в душе изначально, либо нет. Это не подвиг и не геройство. Скорее, это склонность, некоторое свойство личности – наличие ресурса полюбить чужого по крови человека, принять. Оно не всем присуще, и не стоит искусственно вытягивать из себя это. Нет ничего стыдного в том, что человек не хочет усыновлять детей. Это нормально.

Мне повезло. Вернее, я верю, что непросто так Бог соединил нас с мужем именно для того, чтобы наша семья могла родиться. И это самое большое счастье для меня.

С самого начала наших отношений было понятно, что мы хотим детей. Нам обоим был не так уж важен путь, которым дети пришли бы в семью. Муж знал об особенностях моего здоровья и о том, что возможность родить ребенка для меня под большим вопросом. Знал о моем желании усыновить малыша и это желание разделял. Фактически, мы с самого начала готовили почву для того, чтобы скорее этот момент – появление детей – настал.

Определенно, все, что последовало за нашей первой встречей – решение и заслуга моего мужа. Я не говорю о том, чьим было желание этих событий и перемен, появление Жени и Сашеньки в нашей семье. Понятно, что желание это было обоюдным. Я говорю о том, кто принимал решение, что вот теперь – пора, мы готовы и сможем. И о том, кто взял на себя ответственность за всех нас, за семью.

Со стороны могло показаться, что я – вся такая эмоциональная и горячая, живу идеей о детях, а муж мой вынужденно подыгрывает. Разумеется, это не так. Все мои эмоции в купе не выдержали бы первых же испытаний. Только благодаря его твердой воле, крепкому плечу и здравому смыслу, мы дошли до счастливого финала (он же – новый старт), и стали родителями.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

Это очень отчетливо проявилось, когда мы принимали решение об усыновлении Жени. На тот момент, с ребенком мы еще не были знакомы, только знали некоторую информацию о нем, его здоровье, происхождении.

Меня раздирали сомнения. В период, когда мы проходили обучение в Школе приемных родителей, я умудрилась заочно «влюбиться» в малыша из Базы данных о детях на сайте уныновите.ру. Мало того, что я уже примеряла мысленно на себя роль мамы именно этого ребенка, я еще «познакомила» с ним всю родню, и будущие бабушки, и дедушки, и даже дядя, активно включились в эту заочную любовь и ждали встречи с этим конкретным ребенком.

Муж, всегда склонный к рефлексии, закономерно предполагал, что глупо так привязываться, не имея никаких подтверждений и гарантий, что ты сможешь усыновить этого ребенка, и его не возьмут другие люди до того, как ты получишь разрешение в опеке. Конечно, он оказался прав. В момент, когда мы пришли в министерство образования, тот мальчик уже попал в семью. Это было очень большим разочарованием для меня. По моей же глупости.

Понятно, что в первый момент «переключиться» было очень сложно. Казалось, что усыновить можно непременно «своего» ребенка, чтобы обязательно был какой-то знак, чтобы при одном взгляде на него «ёкнуло». Только что пережив разрушение воздушного замка, я мгновенно «влюбиться» заново не могла. И был страх, что я не смогу полюбить сына.

Мы взяли время подумать. Постепенно, вынырнув из переживаний, я обнаружила, как отдалился от меня муж. В эти несколько дней мы практически не общались. Как оказалось, он даже начал сомневаться в том, что наше решение принять ребенка в семью правильное и что я готова по-настоящему. Когда я была в состоянии спокойно обсуждать ситуацию, у нас состоялся разговор.

Меня пугает твое настроение, – сказал муж. – Ты ведешь себя не как взрослый человек, а будто играешь в игру, тобой же придуманную. Это несерьезно.

Для тебя несерьезно, - запальчиво бросила я. – Ты не понимаешь, я полюбила того мальчика.

Полюбила? - прервал мои излияния муж. – О чем ты говоришь? Какой ты будешь матерью, если ты готова назвать «любовью» свои эмоции и желания, ни на чем не основанные. Любовь – это о другом. Это желание помочь, это забота, это ежедневный труд. А я теперь не уверен, что ты к этому готова.

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

В тот момент я была настолько ошарашена его словами, что не могла ничего ответить. Все, что сказал Сергей, было правдой. И я внезапно увидела себя со стороны. Увидела сквозь пелену переживаний и слез реального мальчика – Женю, чья судьба была в наших руках. Мне стало больно и очень стыдно.

Уже через несколько дней наша встреча с сыном состоялась. Я не могу описать словами весь шквал чувств, нахлынувших на меня, в момент нашего знакомства. Живой, тепленький, маленький, очень нежный и красивый мальчик. До чего ж я была идиотка, когда могла упустить свой шанс? Сергей смотрел на все со спокойной улыбкой. В его сдержанной нежности было куда больше силы и смысла, чем в моих душевных трепыханиях. Теперь я отчетливо видела это.

Двадцать восьмого декабря 2015 года наш сынок приехал домой.

Роль отца в воспитании детей в семье

Гневанова Ольга Михайловна, педагог - психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: В статье содержатся мои размышления, о том, какова миссия отца, как нравственно – духовного воспитателя, наставника, а также какая основная роль отца в педагогической деятельности воспитания. Данный материал можно взять за основу при разработке программы «Музей семьи», конкурсного эссе для педагогов и классных руководителей.
Цель: Размышление о роли отца в воспитании детей в православной семье.
Задачи: развивать творческое мышление и письменное изложения собственных мыслей;
- воспитывать уважение к роли отца - главы семейства.

Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных людей, государству - граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им. Ни бедность, ни работа, ни уважение людей не избавляют его от обязанности кормить своих детей и воспитывать их самому.
Жан-Жак Руссо


Продолжаем тему духовно-нравственного воспитания детей и подростков по программе «Музей семьи», одной из актуальных задач на сегодняшний день «О роли отца в воспитании детей в семье».
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье не всегда является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи . Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей. Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец. Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына.

В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи , человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности. «Безусловно, от мужчины как мужа и отца зависит благосостояние его маленького государства – семьи. И то, как он ей будет управлять, насколько он способен, подобно государю, пожертвовать собой и своими эгоистическими интересами ради своей жены и детей, будет зависеть судьба и его, и его близких.» Нельзя не согласиться с статьей к.бог.н, священником Александром Сириным.
Мужчина как глава семьи всегда чувствовал свою ответственность не только за материальное положение своих детей, но и за тот жизненный путь, который они выбирают. Слово «воспитатель» В.И. Даль производит от глагола «воспитывать», то есть заботиться о вещественных и нравственных потребностях кого-либо, кормить и одевать до возраста, научать, наставлять, обучать всему, что нужно для жизни. Именно отец является для ребенка воспитателем , когда на долю матери выпадает пестование – от «пестовать» – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить.

Неправильное представление, что уход за ребенком – не мужская работа. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их будущую взаимную привязанность и доверие, является как можно более раннее начало их общения.
Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, это чувство защищенности. В младенчестве его создает, в основном, мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в мире много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. Маленькие мальчики недаром любят хвалиться друг перед другом именно отцовской силой: она как бы придает сил и им самим, увеличивая их значимость в глазах окружающих. Поэтому надо всячески поддерживать и укреплять в малыше уверенность в том, что папа – самая главная опора, самая главная защита вашей семьи .
Отец обязан вопреки мнению окружающих совершать то, о чем подсказывает ему совесть, даже если его решение может показаться окружающим «непопулярным». Отец обязан защищать свою семью от растления, агрессии, которые сегодня выдаются за норму жизни.
Отец обязан определить для своей семьи все правила, организующие быт. Например, в какое время семья будет собираться вместе; до какого часа можно детям отсутствовать; какие развлечения допустимы, а какие необходимо исключить; сколько ребенок может смотреть телевизор, какие это будут программы?, в какую школу устроить ребенка и т.д. К сожалению, в нашей стране эти вопросы принято возлагать на женщин . Развитие ребенка немыслимо без подражания. Это основа основ. То, от чего при всем желании никуда не уйти. А кому обычно подражают дети? В первую очередь, естественно, родителям. Для ребенка родители – всегда идеал. И, лишая сына или дочь этого идеала, мы грубо нарушаем их психическое развитие, выбиваем почву у них из-под ног. Детям самой природой предназначено в дошкольном и младшем школьном возрасте (да на самом деле и позже, несмотря на все их противопоставление себя родителям!) равняться на отца и мать. Отношения между отцом и матерью имеют большое значение для развития, как мальчика, так и девочки. Ребенок, взрослея, наблюдает развитие этих отношений, и они становятся для него моделью, образцом отношений между Мужчиной и Женщиной вообще . Ребенок видит, какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) чаще всего проявляются и больше всего ценятся. Ребенок предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в будущем . И понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому, что есть иные, более теплые, более гуманные отношения, чем были в твоей семье.
И, наконец, весьма важно и то, насколько прочными ощущают дети семейные связи . Это ощущение особенно важно для девочки: если она чувствует, что отец относится к ней хорошо, а отношения между отцом и матерью холодные, то к ее любви к отцу примешивается чувство вины, как будто она переманивает отца на свою сторону, мешает матери. Это беспочвенное ощущение своей вины перед матерью, конечно, крайне негативно влияет на самочувствие дочери, и на этой почве могут формироваться невротические реакции.

Итак, отец – это тот, кто выводит ребенка в мир , прививает ему нравственное отношение к миру, учит его труду, помогает освоить различные орудия человеческой деятельности: от рогатки и велосипеда – до компьютера и автомобиля. На отце лежит помощь ребенку в выборе учебы и профессии, друзей и увлечений. И эту миссию воспитания отец не вправе переложить ни на плечи жены, ни, тем более, на государство.
Отец - главный хранитель семейных традиций.
Список литературы:
Александр Сирин к.бог.н, священник Приходская газета Покровского храма г. Саратова «ПОКРОВ» Выпуск №14 Февраль 2013

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства, в той или иной форме, встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь часто ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом они все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они чаще склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», – часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? В какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Так же, как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству


Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию – прим. ред .), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» – ред .), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей – строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка


Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.


Top