Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования. Аванесов владимир николаевич

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Лейсан" Комсомольского района Чувашской Республики

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила:Воспитатель

Садыкова Резиля Решитовна

Урмаево 2017

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Значение и определение дидактической игры……………………………4

2. Понятие, происхождение и структура дидактической игры……….

3. Классификация видов дидактических игр (несколько взглядов, их анализ)………………………………………………………………………

4. Место дидактической игры в педагогическом процессе………………

5. Практическая часть……………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………

Введение

Успешное овладение детьми знаниями, умениями, их умственное развитие во многом зависят от эффективности дидактического процесса в детском саду. Поэтому наряду с разработкой содержания умственного воспитания, определением характера и объема знаний необходимо совершенствование дидактических средств образовательной работы, поиск путей рационального использования различных организационных форм обучения .

В теории и практике дошкольного воспитания, говорит Аванесова В. Н., происходят очень важные процессы укрепления дидактических начал, утверждения активного, направляющего характера воздействий педагога на детей, овладении методикой проведения учебных занятий.

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям и правилам, которые как бы автоматически ведут обучение, направляя активность детей в определенное русло.

Игровые приемы повышают интерес детей к занятию, развивают сосредоточенность, способствуют направлению действий и движений детей в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми.

Дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях. В организационном отношении дидактические игры включаются в занятия. Аванесова В. Н. отмечает, что занятия, впитавшие в себя дидактические игры (а также и дидактические материалы), являются единственной формой организации обучения и детском саду .

  1. Значение и определение дидактической игры

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям .

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию совершенствованию движений, выразительности речи, развитие творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образ. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактические игры стимулируют детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более значительным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

  1. Понятие, происхождение и структура дидактической игры

Структура дидактической игры

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила .

Дидактическая задача

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия .

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: « Узнай, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт?», «Кто быстрее назовёт предмет из бумаги, дерева, металла?» и т.д. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые правила

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов .

Соблюдение правил в ходе игр вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.

Игровые действия

Они составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объём также бывает, различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся – одно – два действия, в старших группах – уже пять – шесть; вместе с тем происходит их «свёртывание» на основе общения, овладения техникой игровых действий.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или усвоение знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определённое достижение .

  1. Классификация видов дидактических игр (несколько взглядов, их анализ)

Сорокина выделяет следующие виды игр:

В зависимости от характера игровых действий:

1. игры – путешествия

2.игры – предположения

3.игры – поручения

4.игры – загадки

5.игры – беседы

6.подвижно – дидактические игры

В дошкольной педагогике все современные дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на классификацию, установление последовательности в решении задач.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания и материалах, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как « Чьи это детки? » , « От какого дерева лист? » , « Кто скорее выложит узор из разных листочков? » , « Разложи листья по убывающей величине » . Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение .

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Рассмотрим основные виды настольно-печатных игр:

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки изображенные на картинке, могут быть разные и по форме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре « Что растёт в саду (в лесу, в огороде)? » дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра « А что было потом? » дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребёнок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, или голосу животного.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушам пожар, оркестр играет на различных инструментах.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, играя, ребёнок сравнивает, сопоставляет, объединяет отдельные части в целый образ.

Этот вид дидактической игрушки выделяли и ценили известные советские педагоги Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина и др. Принцип усложнения содержания умственной деятельности ребёнка в игре с игрушкой, расчленённой на части, выделил немецкий педагог Ф. Фребель. Они разработали последовательность в развитии игр типа разрезных картинок и кубиков с разрезными картинками. Начинаются такие игры с несложной предметной картинки, разрезанной на две части, затем такая же картинка делится на четыре части. Такие картинки смогут собрать в одно целое дети младшей группы. При этом на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предмет одежды и др. В средней и старших группах целое делят на восемь десять частей. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых сказок, художественных произведений и др.

Очень распространены такие настольные игры как лото и домино. Тематика этих игр разнообразна. В играх типа « Лабиринт » , предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счётный кубик. Дети « путешествуют » по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а представления – это всё равно, что обобщённое воспоминание. Это переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребёнка от чисто наглядного мышления . Словесная игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным сходствам, признакам; находить алогизмы в суждениях и др . [ 8 ] .

По характеру игрового действия Аванесова В. Н. условно разделяет игры на 6 групп:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие, здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций. В выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слона .

4. Место дидактической игры в педагогическом процессе

Аванесова В. Н. определяет место дидактической игры в педагогическом процессе через документы «Программе воспитания в детском саду» и «Руководство для воспитателей детского сада».

В «Руководстве для воспитателей детского сада» дидактическая игра считается средством и одним из видов занятий, выполняет важные образовательные функции в системе организованного обучения на занятиях, а также используется как дидактическое средство в процессе самостоятельной игровой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» характерное для «Руководства» отождествление обучающей игры с занятием снимается, но вместе с этим игра вообще перестает использоваться в качестве дидактического средства организованной образовательной работы. Она никак не связывается с занятиями и считается лишь формой организации жизни и самостоятельной деятельности детей, решает преимущественно воспитательные цели.

5. Практическая часть

1. Проведите с детьми дидактическую игру с целью решения задач умственного воспитания; 2. Предусмотрите возможность реализации индивидуального подхода в процессе игры. При выборе игры и методов её организации ориентируйтесь на возраст детей; 3. Для проверки предоставьте конспект организации и проведения игры и анализ результатов её проведения.

Дидактическая игра «Узнай предмет».

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.

А) Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

Б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

В) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

Г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

Д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

Е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

Ж) Покажи зелёные большие квадраты, малёнькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Анализ:

Занятие интересное, программное содержание материала соответствует возрасту.

Цель игры продумано, обоснована. Учтены особенности подбора материала, уровень подготовки детей и навыков учебной деятельности детей высокий. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике. Структура дидактической игры соответствует поставленной цели.

Прослеживается воспитательная направленность в данном виде работы.

В процессе игры были продуманы разнообразные приемы привлечения внимания детей: сюрпризный момент с поиском сундучка. Используемые методы сотрудничества включил каждого ребенка в деятельность для достижения дидактических целей. Дети радовались собственным успехам.

Выводы: В ходе игры достигнуты образовательные и воспитательные задачи. Дети были активны, заинтересованы на протяжении всей организованной деятельности, программное содержание выполнено в полном объеме.

Заключение

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка. Дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В своей работе мы рассмотрели классификацию видов дидактических игр происхождение и структуру и т.д.

Также провели одну дидактическую игру и предоставили конспект организации и проведения игры и анализ результатов её проведения.

Список литературы

  1. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. – Москва: Просвещение, 1979. – 480 с.
  2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Дидактические игры. – 2000. № 7. С. 52–84.
  3. Комарова, Т. О взаимосвязи дидактической игры и изобразительной деятельности / Т. О. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6. – С. 51–65.
  4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва: Воронеж, 1997. – 370 с.
  5. Лупенко, Е. Дидактические игры: для детей старшего дошкольного возраста / Е. Лупенко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 83.
  6. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва, 2002. – 500 с. – 160 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Е. Комаровой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  8. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / под. ред. Н. П. Саккулиной, Н. Н. Поддьякова. – Москва: Просвещение, 1969. – 340 с.
  9. Сергеева, К. Кубики с разрезными картинками / К. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 6. – С. 10–20.
  10. Умственное воспитание дошкольников / под. ред. Н. Н. Поддьякова. – Москва: Педагогика, 1972. – 270 с.

Приложение


2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

11. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.

14.Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.


Приложение А.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.

Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших малышей и облегчить его жизнь в адаптационный период.

Поведение

1. Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное).

2. Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).

3. Характер сна (спокойный; неспокойный).

4. Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

5. Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).

6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).

7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).

Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?______________________________________

2. Интересуется ли действиями взрослых?__________________________

3. Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______

4. Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________

5. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________

6. Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________

7. Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________


Приложение Б.

Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни

Анализ______________________________________________

Уровень развития
Речь Деятельность Навыки взаимоотношений
Пассивная Активная Бездеятельность Наблюдение, подражание Предметная деятельность Со взрослыми Со сверстниками
Отсутствуют Ответное Инициативное Отсутствуют Ответное Инициативное
1 год 6 мес.
1 год 9 мес.
2 года

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Дата рождения ______________________________________

Дата поступления____________________________________

Анализ_____________________________________________



Приложение В.

Результаты групп адаптации детей

МДОУ «Детский сад «Ромашка» 1-ой младшей группы


Приложение Г.

План воспитательно-образовательной деятельности

Дни недели Вид работы Цель
ПОНЕДЕЛЬНИК
I половина дня (утро) Д/и «Что изменилось?» Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.
Дневная прогулка П/и «Кто попадёт?» Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.
II половина дня Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!» Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи
Вечер Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку” Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка
ВТОРНИК
I половина дня (утро) Д/и «Что ещё такой же формы?» Учить детей находить предметы одинаковой формы.
Дневная прогулка П/и «Мыльные пузыри Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.
II половина дня Чтение стихотворения А.Барто «Мячик» Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.
Вечер Беседа с родителями “Ваш ребенок” Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка
СРЕДА
I половина дня (утро) 1.Повторение потешки «Как у нашего кота» 2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота» Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение Развивать мелкую моторику рук.
Дневная прогулка П/и «Подпрыгни до ладошки» Развитие ловкости, быстроты реакции и движений
II половина дня Настольный театр «Теремок» Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение
Вечер Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье Облегчение адаптации Сони
ЧЕТВЕРГ
I половина дня (утро) 1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик» Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание
2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком» Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика.
Дневная прогулка П/и игра «Кто попадет в корзину?» Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.
II половина дня Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко» С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать.
Вечер Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании” Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей
ПЯТНИЦА
I половина дня (утро) 1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу белка» 2.Рисование «Орешки для белочки» 1.Познакомить малышей с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы 2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам
Дневная прогулка П/и «Кошечка крадётся» Тренировка вестибулярного аппарата.
II половина дня Потешка «Киска, киска брысь!» Повторение ранее изученной потешки.

Приложение Д.

Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и «влюбить» в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Аванесов Владимир Николаевич

Интенсивное развитие Анапского ку-рорта в 70-80-е годы минувшего века но праву связывают с именем Владимира Николаевича Аванесова.
Работая с 1965 года в должности пред-седателя Анапского территориального совета по управлению курортами проф-союзов, В.Н. Аванесов внес большой лич-ный вклад в становление и развитие Ана-пы как курорта детского и семейного от-дыха, в превращение города в здравницу Всесоюзного значения.

До начала 60-х годов Анапа была небольшим курортным го-родком, санатории и дома отдыха которого функционировали лишь 3-4 месяца в год, а коечный фонд сезонных здравниц не превышал 2 тысяч мест.
Инициатива, настойчивость, предприимчивость В.Н. Аване-сова способствовали тому, что удавалось решать сложные про-блемы, связанные с выделением Анапе крупных денежных средств па строительство санаториев и пансионатов. Одновре-менно развивалась инфраструктура курорта. Не будет преуве-личением утверждать, что с участием В.Н. Аванесова в Анапе появились 7 новых санаториев на 5 тысяч мест, крупнейший в Советском Союзе санаторный комплекс пионерских лагерей круг-логодичного функционирования почти на 2,5 тысячи мест. В курортном поселке Сукко был построен не имевший аналогов в стране Всесоюзный трудовой оздоровительный лагерь на 350 мест для учащихся профтехобразования.
Были также построены и введены в эксплуатацию крупней-шее на Черноморском побережье бальнеофизиотерапевтическое объединение, лечебно-диагностический центр на 5200 посеще-ний в день, комплекс диетических столовых более чем на 5 ты-сяч посадочных мест, Дворец культуры "Курортный", многиедругие объекты. Все это позволило Анапе стать курортом круг-логодичного функционирования.
Научные методики и разработки медиков анапских здравниц получили высокую оценку курортологов страны, а их практи-ческое использование способствовало высокой эффективности лечения взрослых и детей.

Пример активного участия в научно-практической работе яв-лял руководитель анапского курорта В.Н. Аванесов, который был автором многих статей и монограмм, опубликованных в жур-налах и сборниках. Он защитил диссертацию па звание ученой степени кандидата медицинских паук, выпустил несколько книг об анапском курорте.
Большой и плодотворный труд В.Н. Аванесова, его вклад в дело организации оздоровления взрослых и детей получили вы-сокую оценку. Заслуженный врач России, ордена Трудового Крас-ного Знамени и Дружбы - вот далеко не полный перечень званий и наград, которых удостоен Владимир Николаевич Аванесов.
3 июня 1998 года сессия Совета депутатов города-курорта Анапа присвоила В.Н. Аванесову звание "Почетный гражданин города-курорта Анапа".

    В Анапу В.В. Смирнов приехал в 1971 году, имея за плечами воинскую службу па Черноморском флоте, опыт работы на предприятиях водного и коммунального хозяйства в Таджикистане, Ярославской и Вологодской областях.

    Среди почетных граждан начала XX века есть человек, имя которого на протяжении 100 лет связывается с основанием и развитием анапского курорта. Становление Анапы как курорта связано с именем врача Владимира Адольфовича Будзинского. Он не только верно оценил уникальные природно-климатические факторы Анапы, но и предпринял практические шаги по строительству курортных учреждений.

    В истории анапского ви­ноградарства были периоды его рас­цвета и упадка. Отрасль выжива­ла благодаря уникальным природно-климатическим факторам региона, а также благодаря тому, что в виногра­дарстве работали люди, преданные своей профессии, настоящие подвиж­ники и энтузиасты, к таким людям относится Василий Федорович Поляков, которого с Анапой связывали более 70 лет его боль­шой жизни.

    Родившийся в бедной армянской семье в небольшом хуторе, затерявшемся среди гор и лесов Анапского района, М.К. Кукасьян служит примером того, как можно упорством и трудом добиться многого в нашей непростой жизни.

Воспитательница. Ира правильно говорит: мальчики у
нас смелые и девочки смелые. Дети, что поправилось вам в рас-
сказе Толи?
Ира. Что дети своими руками сделали горку.
Валерик. Что они трудились.
Вова. Дети потрудились и были рады, что у них получилась
красивая горка.
Андрюша. Что другие им никто не помогал.
Наташа. Мне понравилось, что Толя сказал: «Один маль-
чик боялся и лег на живот».
Воспитательница. Ира, расскажи ты.
Ира. Была зима. Дети решили построить горку. Взяли дома
лопаты и стали делать горку. Снегу было много, и вышла хоро-
шая горка. Они вынесли санки, лыжи и стали кататься. Сережа
был смелый мальчик. Он умел хорошо кататься на лыжах.
Алеша. Почему ты знаешь что Сережа смелый?
Ира. По размаху палок. А шарф у него так и развевался на
ветерке. А двое детей ехали с горки на санках. Смелый мальчик
натянул веревку и мчался, а сзади маленький мальчик держался
за плечи. Один мальчик не уносил лопату домой. Он думал, что,
если будет дырка на горе, он засыплет дырку снегом. (С места
голос: «Не дырка, а полоса».)
Андрюша (встает и говорит). Смотри-ка, санки едут и про-
резывают полосу. (Объяснение Андрюша сопровождает показом
руками в воздухе.) А этот мальчик засыплет снегом полосу, и
тогда не упадешь.
Ира (продолжает). Детям было весело. Щеки у них были ро-
зовые. Они катались до самого вечера.
Андрюша. Зима холодная. Дети не боялись мороза и долго
катались на горке. Одна девочка везла санки в горку. Ей хотелось
еще покататься. Один мальчик из младшей группы держал лопа-
ту. Детям нравилось кататься. Мальчик, который держал верев-
ку, сильно натягивал ее и улыбался потому, что девочка держа-
лась за его плечи и боялась. Потом они пошли домой.
Валерик. Митя вышел с санками во двор. Там он встретив
знакомую девочку. Ее звали Валя... «Давай, Валя, на санках ка-
таться». Валя согласилась, они взошли на горку. Горка была ле-
дяная. Они сели на санки и поставили ноги на полозья. Митя на-
тянул веревку, засмеялся. Они весело покатились с горки вниз.
Была зима, она студеная была, и было холодно. Ни одной птички
не было видно, потому что было холодно. Гора была выше забора.
Дети были смелые и не боялись с нее кататься и были веселые,
румяные.
Прослеживая ход занятия, мы можем убедиться в
том, что дети подготовлены для решения дидактической
задачи: содержание картины близко их опыту и инте-
ресам.
Рассказы детей разнообразны, так как каждый ис-
пользует при этом имеющиеся у него зимние впечатления.
Сообщение детям новых знаний, умений может проис-
ходить в форме наглядно-действенного показа в сочета-

В работе В.Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую или работу – проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.д.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упр

ажняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовольствие от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога были хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развиты способность памяти длительно время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Таким образом, мы согласны с Григорьевой Г.Г., которая считает, что одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

Таким образом, Григорьева Г.Г. считает, что выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

От возраста детей и их развития;

От вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

А Комарова Т.С. ещё и считает, что отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.

В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Ф.Фребель был прав, когда указывал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке.

Принимаем во внимание и исследование Ю.А.Полуянова, где выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений.

Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.

Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.

В рисовании включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.

На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живыми, интересными. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагога должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами. изобразительная дошкольная игровая умение

Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает или задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.

Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.

Для обучения детей рисованию включают два вида специфических задач: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование.

Рисование отдельных предметов

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.

Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.


Top