Детский дизайн в детском саду занятия. Опыт работы по дизайнерской деятельности в доу

Петрова Марина Сергеевна,

воспитатель высшей категории,

педагогический стаж - 20 лет,

Счастье многогранно, но не возможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желанию творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Дети с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Но как научить дошкольников доброте, терпению, желанию помогать другим? Как донести до него интеллектуальное богатство предков? Как не потерять ту способность – способность разговаривать со своим ребенком на одном языке – языке искусства?

Л.С. Выготский сказал: « Творчество- это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Опираясь на высказывания Л.С Выготского,

Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему в нашем детском саду так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников.

Над проблемой развития творческих способностей детей через ознакомление дизайном наш сад работает в течение пяти лет. В поисках нетрадиционных методов и технологий используем программы: И.Лыковой « Цветные ладошки,« Истоки», пособия Давыдовой Г.Н, Пантелеева Г, И.Лыковой, практический журнал « Цветной мир». Открываем новые подходы в работе по ознакомлению с дизайн деятельностью. Они направлены на амплификацию развития ребенка. Первоначальный процесс приобщения дошкольников к дизайн – деятельности строим на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от приобщения к искусству – чувства, которые необходимо вызвать у детей.

Основная цель, которую ставим, занимаясь с детьми – приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Посещаем музеи, знакомимся с представленными экспонатами, путешествуем в лес, парк, экскурсии по городу, посещаем театр, выставки, наблюдаем за окружающим миром, ребенок открывает для себя всё его многоцветье, получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения.

Дизайн - деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников, скульпторов, проводим беседы, истории, фантастические рассказы, в работе используем музыкальные и поэтические образы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводим игры: «Юный дизайнер», « Укрась костюм» « Придумай интерьер», « Замени предметы», « Веселый цвет», «Художественный салон»,и т.д. Знакомим дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне:

«Скрепбукинг», «Римейка», «Декупаж», «Пескография». Обучаем умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды. Дети приобретают знания о теоретических основах дизайна костюма; о закономерностей зрительного восприятия в костюме.

Приобщаем к архитектурно-художественному дизайну и моделированию предметов с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Учим детей объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы, наши дети с удовольствием рассказывают, что они делали, как делали, и что получилось в результате.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это и разнообразные пластиковые бутылки, крышки, пробки, футляры от шоколадных яиц, контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока и многое другое, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей.

Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном

В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями), постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества, репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

Внашем саду проводятся « Мастер классы»,« Родитель-дизайнер» ,принимают участие впроектах « Театральная маска», « Конфетный сезон». изготавливали костюмы из бросового материала,с большим успехом прошлапрезентация « Как прекрасен этот мир», поделки, композиции из разных материалов, « Мисс-2009» с участием детей и родителей, « Красочный цветник» украшение на участках.Родителивоспитанников очень помогают нам в овладенииновых технологий. Они сами заинтересованыэтим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разныйматериал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций (“Волшебный городок”, “Дворец снежной королевы”, “Страна чудес”, “Три медведя”, “Русский дом” и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными художественными материалами входят:

  1. Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
  2. Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
  3. Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
  4. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Также, использую в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).

Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры осуществляется поэтапно:

  • демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
  • апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
  • использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

Для успешной работы с детьми организую: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.

Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться со мной и друг с другом по поводу работы.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.

Творческая активность проявилась также в способности детей планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определили новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники научились умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

Из опыта работы:
Примерное планирование занятий по ознакомлению детей
с техникой дизайна в подготовительной группе

Блок “Мир открыток” (рис. 1, 2)

Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Раньше люди хранили открытки в течение всей своей жизни, ими украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами. Ими обклеивали шкатулки и даже вазы. Старые открытки поражают удивительной техникой исполнения: их делали в технике литографии, шелкографии; рисовали и раскрашивали от руки на специальной бумаге с затейливыми кружевными краями, вытачивали на фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов.

Над созданием открытки работали лучшие художники. Старые открытки могут рассказать о своем времени больше, чем хроники и мемуары.

Занятие 1. “Осенняя почта”. (Открытки с орнаментом из листьев).

Задачи: Познакомить детей с открыткой – как самостоятельным видом искусства, с историей его развития. Научить детей делать открытку, используя способ оттиска листа.

Материал: Листья разных растений красивой формы, белая и цветная бумага, ножницы, клей, восковые карандаши.

Занятие 2. “Открытка игрушка”. (Яблоко и гриб).

Задачи: Научить детей делать мини – открытку, которая одновременно может служить и поздравлением и игрушкой. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, ножницы, краски или цветные карандаши.

Содержание: Нарисовать на листе, предварительно сложив его вдвое, яблоко или гриб так, чтобы середина открытки приходилась на сгиб листа. “Спрямить” сторону у листа на яблоке и шляпку и ножку у гриба, чтобы открытка закрывалась и открывалась. Наметить и вырезать окошко и всю открытку. Раскрасить яблоко или гриб способом “тоновой” растяжки. Внутри, где было намечено окно, нарисовать жучка или червячка.

Занятие 3. “Открытка-раскладушка”.

Задачи: Научить детей делать раскладную открытку, используя элементы бумагопластики. Воспитывать эстетическое отношение к дизайну открытки.

Материал: Белая бумага, цветная плотная и тонкая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы

Занятие 4. Открытка “Заячий хоровод”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку, используя элемент бумагопластики – “гармошку”. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, цветная плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

Содержание: Показать детям выполнение хоровода из полосы бумаги сложенной гармошкой из 4-х частей. На верхней стороне гармошки нарисовать фигуру зайца или любого другого персонажа по желанию детей. Вырезать фигурки, не разворачивая гармошку. Края передних и задних лапок не вырезать: в этих местах фигурки соединяются образуя цепочку. Раскрасить зайцев фломастерами и карандашами, придумать каждому свою одежду. Вклеить хоровод в прямоугольник сложенный пополам.

Занятие 5. “Новогодняя открытка-сюрприз”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку – сюрприз с горизонтальной вклейкой. Предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Материал: Белая плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, ножницы, клей.

Содержание: Рассмотреть новогодние открытки, открытки сделанные по принципу горизонтальной вклейки. Придумать новогодний сюжет и сюрприз для своей открытки (елочка, снеговик, дед Мороз и т.п.). Сложить лист бумаги пополам. В верхней части, внутри нарисовать свой сюжет и на отдельном листе отдельного персонажа. Вырезать персонаж и вклеить за отогнутый клапан.

Блок “Новогодние хлопоты” (рис. 3)

Занятие 1. “Карнавальные маски”. (Изготовление маски, расписывание маски и украшение элементами декора.)

Задачи: Познакомить детей с традициями новогоднего карнавала. Заинтересовать изготовлением карнавальных масок, их росписью и украшением. Воспитывать самостоятельность в выборе материалов, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Бумага белая, плотная, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, разные материалы для декора (конфетти, бисер, бусины, перья, фантики, кольца).

Занятие 2. “Карнавальный костюм”.

Задачи: Познакомить детей с профессией художника модельера.

Предложить детям стать художниками модельерами – придумать карнавальный костюм. Передавать образ героя, изображая характерные особенности его костюма. Развивать фантазию, творческую активность. Декоративное решение в цвете и силуэте. Передача праздничности в костюме.

Материал: Листы бумаги с силуэтами мальчиков и девочек. Гуашь, акварельные краски, кисти и др. изобразительные материалы. Материалы для декора. Альбомы мод с карнавальными костюмами.

Как дать ребенку первые сведения о прекрасном в природе, в
быту, в произведениях искусства? Сформировать предпосылки его
эстетического отношения к действительности? Рисование карандашами,
цветная аппликация, лепка, и конструирование из разных материалов
являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой

Скачать конспект
художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Именно это
и является основной задачей и содержанием дизайн – деятельности.
Задачи дизайн - деятельности:
воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности,
произведениям искусства.
приобщать к благоустройству и украшению своего игрового пространства, ближайшего
окружения.
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и
детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов;
привлекать детей к работе с
разнообразными материалами, учить
создавать грамотные и красивые работы.

Дизайн-деятельность может быть
ориентирована как на эстетическую организацию
пространства, так и на создание красивых
полезных предметов, составляющих среду ребенка.
Продукты детского дизайн – творчества могут быть
использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Выделяют три типа дизайна: плоскостной
(аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный) и пространственный
(архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности
(виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий
с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-
дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала,
витражи и мозаики из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических,
сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой
одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов,
фасонов и декоративной отделкой платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для
персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей. А также для себя – одежды
повседневной и праздничной.
Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он ориентирует внимание
детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию культурно-
игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам
детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя
подручные материалы.
Ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять
творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может
создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказывается
способны представить себе то, какую форму и размер
имеет знакомая комната или участок земли; они
способны понять, что значит макет того или иного
предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны
мысленно представить пути решения задачи, конечный
результат – образ будущего изделия.
В практике детского сада нередко смешивают
содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с
рукоделиями), «творческое конструирование» и
собственно деятельности «детского дизайна».
Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с
тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий
складывается в папки и коробки и далее до востребования – это еще не детский дизайн. Так
детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздникам, развлечениям, оформленные с их
участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской
деятельностью). Вместе с тем, как мы выясни при изучении литературы, детский дизайн имеет
общие черты с профессиональным дизайном. Это:
Оригинальность и неповторимость творческого продукта
Знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа
проектирования
Совместно раздельный характер исполнения замысла
Предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности
Использование аналогичных материалов и техник
Общий подход в оценки художественности профессионального и «детского»
искусства
Самодостаточность неконкурентоспособности продукции детского творчества
(эксклюзивного поиска проектанта).
Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей»
является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров,
то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по
благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают
внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают
разнообразие окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и
минералы, использовать бумагу. Ткани и синтетические материалы, создавать из них
аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего
быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам
гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и
праздничных утренников.
Из занятий старшие дошкольники черпают знания и уже по одежде и поведению они
могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем
дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только
по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).
Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в
детском саду), дети переносят доступные им принципы
эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели) и
художественной образности убранства в собственную
практику создания кукольно-игрового интерьера.
Для введения в занятия элементов дизайна нужно
расширять знания детей о свойствах различных
материалов (бумаги, картона, ткани пластмассы,
природных материалов и т. д.). Знакомить детей с
особенностями, возможностями различных
художественных материалов и технологиями (рисование по мокрой бумаге, рисование зубной пастой на цветной бумаге, набрызг, монотипии,
рисование пластилином, пальчиковая живопись, кляксография, коллаж, метод тычка.
чеканка, витражи). Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее
подходящую технику или материал.
Плодотворна дизайн –деятельность в художественно – игровых ситуациях, типа: «Театр
мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими
художниками-модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов от
личаются оригинальностью и индивидуальностью.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов
(зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и многое другое).
Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к
красоте.

Цикл рекомендаций по работе с природным материалом.
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой. Современные дети, особенно
в городах, окружены искусственными материалами, похожими на настоящие. Покрытие столиков
в кафе имитирует гранит, в кадках «растут» пластмассовые пальмы и другие растения. Внешне все
это похоже на настоящее, но сходство это только внешнее. Попробуйте погладить лист живого
растения искусственного, поверхность гранита и пластмассу, похожую на камень. Искусственные
материалы, в отличие от природных, одинаковы при прикосновении. Природный камень имеет
различную поверхность, она может быть теплой и холодной, гладкой и шершавой. Человек как
биологический вид формировался в природной среде, поэтому нам всем (и прежде всего детям)
необходимы ощущения, вызванные именно природным материалом. Еловая и сосновая шишки,
мрамор и известняк, каштан и грецкий орех могут служить отличным материалом для поделок –
заодно развивать сенсорику ребенка, эстетический вкус. Камешки разного размера и формы,
шишки, плоды и семена, сухие листья – все это и материалы для экспериментирования, игры, и
для создания самых разных работ по детскому дизайну (создание фигурок, макетов, барельефов,
разнообразных композиций).
В последнее время во многих дошкольных учреждениях создают разнообразные коллекции
природных материалов и успешно используют его для создания поделок. Однако воспитателей
крайне редко реализуют комплексный подход к использованию природного материала. А ведь его
сбор, исследование и применение для дизайн-деятельности, изобразительной деятельности можно
объединить. Как правило, природный материал ребенок получает на занятии. Предлагаю до того,
как создать из шишек, семян, камней разные композиции, проводить их исследование. Такое
исследование может проходить вначале под руководством взрослого, а затем переходить в
самостоятельную деятельность ребенка. Например, в группе можно организовать уголок
самостоятельной деятельности и размещать в нем разный природный материал как для
исследований, так и для дизайнерской деятельности.
Раковины.
Исследование: рассмотреть через лупу с разных сторон, опустить в воду, чтобы выяснить,
тонет или нет, погладить разные раковины, сравнит узоры на них. Большую раковину приложить к
уху, чтобы послушать шум волн. Выложить сериационные ряды по цвету, размеру, форме,
степени шероховатости.
Классификация: выделить группы раковин морских, речных (озерных) моллюсков,
раковины сухопутных улиток. Выбрать раковины, похожие по цвету (форме, размеру).
Игра: использование плоских ракушек в качестве посуды для кукол, выкладывание
дорожек, узоров и т.п.
Дизайн-деятельность, конструирование: украшение рамок для фотографий, фигурки
животных, людей, сказочных персонажей, макеты аквариума, морского дна, пляжа, бусы и другие
украшения, использование ракушек в качестве лепестков цветков в аппликации.
Подобным образом можно использовать практически любой материал. Главное, чтобы при
его сборе не пострадало ни одно живое существо!
Летающие семена. Летающие семена – это, например, семена с летучками, которые распространяются ветром.
Такие есть у ясеня, липы, клена, вяза, ели, сосны, лиственницы.
Исследование: подбрасывание летающих и нелетающих семян и сравнение скорости их
падения, рассматривание через лупу, наблюдение за тем как семена переносятся ветром.
Классификация: по цвету, по размеру и форме плодов, по размеру и форме летучки.
Дизайн-деятельность, конструирование: из семян клена получаются отличные крылья
для стрекозы, лепестки цветков, из ясеня –заборчик, колючки для ежика, лучики солнца, из семян
липы с летучкой – украшения для шляп.
Так как эти семена относятся в основном к деревьям средней полосы, можно предложить
детям и их родителям домашнее задание на лето – собрать эти семена в отпуске, в теплых краях.
Камни.
Положите камень в ящик ощущений (чудесный мешочек) и предложите по одному из
детей описать и угадать, что находится внутри. Ребенок обязательно отметит, какая поверхность у
камня – гладкая или шероховатая. Для того чтобы дети почувствовали разнообразие камней,
кладите их по очереди в ящик с разной поверхностью, разного размера, теплые и холодные.
Предложите детям собрать как можно больше разных камешков для коллекции, провести опыты,
сделать поделки, разбить мини-альпинарий на участке детского сада.
Если на территории детского сада есть альпийская горка или отдельные крупные камни,
исследуйте их вместе с детьми.
Исследование: выяснить, какие камни могут тонуть в воде, а какие нет (не тонут керамзит
и пемза), попробовать что-нибудь написать на камне с помощью разных предметов, постучать
камнями друг о друга и понюхать их после этого, выложить их сериациоонные ряды (от самого
большого к самому маленькому, от самого светлого к самому темному и т.п.), капнуть на камень
соком лимона, чтобы выяснить, «шипит» он или нет.
Классификация: разделить камешки на искусственные и природные, отобрать морские или
речные, сравнить их с остальными, выделить декоративные.
Игра: разрисовать камешки и использовать их для проигрывания сюжетов сказок,
придумывания новых, выбрать из камешков маму-курицу и цыплят и поиграть с ними и т.п.
Дизайн-деятельность, конструирование: выкладывание из камешков узоров, на участке,
создание мини-альпийских горок на участке или сада камней, изготовление деталей для
ландшафтных макетов, создание каменных построек.
Плоды рябины, каштана, грецких и других орехов.
Исследование: определить степень шероховатости плодов, сравнить их по форме, цвету,
найти сходство и отличие, рассмотреть, что находится внутри, понюхать, подуть, подбросить.
Выложить сериационные ряды от самого темного к самому светлому и т.п.
Классификация: разделение плодов от разных деревьев на группы (по видам растений)
Игра: игра с фигурками из плодов.
Дизайн-деятельность, конструирование: изготовление елочных украшений, составление
фито-композиций, использование при декорировании панно.

Дети проводят в детском саду времени больше, чем дома. Важно дать им максимальный комфорт, соблюсти требуемые нормы безопасности, не забывая эстетическую составляющую. Правильное оформление интерьера обеспечит дизайн-проект детского сада, предполагающий присутствие ключевых зон. Они выполняются в едином стиле, который часто зависит от названия учреждения.

Дети должны воспитываться в приятной обстановке

Грамотно выполненный дизайн детского сада способствует обеспечению быстрой адаптации малышей в обществе, их всестороннему, гармоничному развитию.

Детский сад – это второй дом для малышей

Поток информации, направленный на детей, огромный. Чередуются музыкальные, спортивные занятия, прогулки. Требуется качественный отдых, чтобы расслабиться, отвлечься от активной деятельности.

Для отделки и оформления интерьера выбираются экологически чистые материалы, преимущественно натуральные

Спальня оформляется в спокойных пастельных тонах

В спальне традиционно царит особая уютная атмосфера. При ее создании придерживаются следующих правил:

  • мягкое освещение;
  • используют текстиль одной цветовой гаммы, не раздражающей глаза;
  • постельное белье выбирают нежных оттенков, для воспитанников старших групп допустимы комплекты с сюжетными картинками;
  • не должно быть ярких изображений на стенах, потолке, могут присутствовать сказочные или мультипликационные персонажи (хорошо, если они готовятся ко сну, это станет своеобразным положительным примером для детей);
  • при окраске стен предпочтительны умиротворяющие теплые тона, которые помогут успокоиться и быстро заснуть.

На окна вешают плотные шторы для затемнения комнаты на время дневного отдыха

Материал для занавесок подбирают под стиль помещения

Отделочные материалы в интерьере детского сада, текстиль, мебель должны быть экологически чистыми, соответствовать нормам безопасности. Для затемнения помещения вешают плотные шторы из натуральных тканей и тщательно закрепляют. Стены оформляют при помощи мозаики, витражей, объемных аппликаций, сменных наклеек. Мебели немного, это кроватки, соответствующие возрасту и росту детей. Чтобы определить спальное место каждого ребенка на изголовье помещают сюжетные картинки.

В спальне должна царить спокойная атмосфера, способствующая быстрому засыпанию

Для активного отдыха

Интерьер детского сада – запоминающийся, эффектный, положительно воздействует на психофизическое состояние воспитанников. Групповая комната – главная, вход настраивает на приятное времяпровождение. При оформлении помещения заботятся о создании теплой атмосферы, обеспечивающей оптимальное пребывание ребенка, разграничиваются важные функциональные зоны. На стендах размещается полезная и интересная информация для родителей, она постоянно обновляется, имеется блок меню. В помещении присутствуют игрушки, диванчики с мягкими подушками, яркие шторы, картинки с изображениями сказочных героев. Мебель простая, прочная, безопасная, желательно передвижная.

При создании дизайна групповой комнаты прежде всего учитывают возраст детей

При оформлении игровой зоны используют яркие, возбуждающие оттенки, увеличивающие двигательную активность ребенка. Помещение делится на зоны, учитывающие наклонности детей. Одному хочется рисовать, другой предпочитает строить конструкции из кубиков, третьему необходимо двигаться.

Для зонирование группы используют мебель, легкие перегородки или шторы

Совет. Желательно, чтобы декорации, стенды, выставки можно было легко заменить. При разработке дизайна помещения обращают внимание на безопасность, комфортность среды.

Уголок для настольных игр в младшей ясельной группе

Оформление тематического уголка для рисования

Интерьер в детском саду оформляют в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. У малышей происходит активное познание окружающего мира, преобладает сенсорное развитие, игра становится возможностью многое узнать, поэтому подбирают простые предметы, различающиеся по цвету, фактуре, материалу. Средняя группа предпочтет сюжетно-ролевые игры, помещение делят на определенные зоны: «магазин», «парикмахерская», «библиотека». Дошкольникам предлагают более актуальное и полезное оформление.

Яркое оформление уголка для творчества

Помимо игровой части есть разнообразные «островки» – художественного или литературного творчества, экспериментирования, научный, физкультурный, самообслуживания. Островок живой природы становится украшением группы, это место для развития, привития любви к окружающему миру.

Живой уголок развивает у детей навыки ухода за растениями и животными

Уголок дежурных помогает воспитывать ответственность, учиться правильному отношению к делу, зона уединения позволяет отдохнуть, побыть в одиночестве. Правильное оформление интерьера детского сада создает удивительный микромир, где каждый чувствует себя уютно и защищенно.

Беседки: навесы и паровозики

Пребывание на свежем воздухе важно для здоровья детей, укрепления иммунитета, физического развития. Ежедневные прогулки предполагают активную деятельность на площадке. Для защиты от агрессивного солнца, дождя, ветра и сквозняков дизайн интерьера детского сада предполагает использование беседок. Это могут быть домики с мебелью внутри, навесы, паровозики, машинки, шалаши, крепости и другое.

На территории детского сада должно быть достаточное количество деревьев, кустов и цветов

Располагать беседку лучше в затенении

Для беседки используют безопасные материалы:

  • дерево;
  • поликарбонат;
  • кирпич;
  • пластик.

Оформление беседки в виде паровозика

Просторная беседка из поликарбоната

Деревянные беседки с дощатым полом

Красочное оформление навеса своими руками

Внутри можно установить лавочки, стулья, шкафчик для хранения игрушек. После активных игр малыши могут воспользоваться мольбертом, дошкольникам пригодится магнитная доска с цифрами и буквами, счеты. Стены украшают яркими рисунками, наклейками. Участок, на котором расположена беседка, должен хорошо просматриваться, чтобы воспитанники находились под контролем. Хорошо, если вблизи растет дерево, дающее тень.

Стены беседки можно украсить эпизодами из мультфильмов

Учатся играючи

Через игру происходит взаимодействие друг с другом, познание нового, постижение окружающего мира, социализация. Учебные занятия несут особую нагрузку. Столы ставят таким образом, чтобы свет падал слева.

Столы и стулья должны подходить детям по возрасту и росту, чтобы не испортилась осанка

Бескаркасная мебель не имеет острых углов, поэтому считается самой безопасной для детей

В учебной комнате не уместны яркие изображения, здесь необходимо сосредотачиваться, усваивать информацию, закреплять полученный результат. Окраска стен выдержана в спокойных оттенках, мебель удобная и устойчивая. В шкафах размещают необходимые принадлежности: карандаши, альбомы, тетради, цветную бумагу, игрушки, помогающие установить контакт с детьми. У стены ставят магнитную доску, раздаточные материалы, наглядные пособия. Учебная комната постепенно готовит к пребыванию в классе. Ее оформление лаконичное, с элементами игры.

Пример удачного оформления учебной группы

Интерьер детского сада – важный параметр, влияющий на предпочтения родителей при выборе дошкольного учреждения, желание детей посещать его. От него зависит эстетическое, художественное, познавательное развитие ребенка, он может быть оформлен в различных стилях.

Для проведения полноценных занятий по физкультуре нужен спортивный зал

В садике должно быть уютно, чтобы дети хотели возвращаться туда каждый день

Дизайн детского сада позволяет проявить творчество и фантазию, сделать дошкольное учреждение особенным и интересным, полностью соответствующим образовательным стандартам и требованиям.

Видео: примеры оформления групп

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Детский дизайн» определяется специалистами как общественно полезное художественно – декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Детский дизайн – новая художественно – продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка.

3 слайд

Описание слайда:

Детский дизайн может иметь предметно–декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). пространственно–декоративный характер – это деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и. д.).

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций. Направления дизайн-деятельности

6 слайд

Описание слайда:

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

7 слайд

Описание слайда:

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

8 слайд

Описание слайда:

Основные этапы знакомства детей с дизайном: 1. Знакомство с основными понятиями дизайна (замысел, гармония, композиция) и композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура). Знакомство с основными профессиями дизайн индустрии (модельер, стилист, архитектор) Изучение технологии выполнения различных творческих работ. Использование правил оформления готового изделия. Введение технологий дизайна. Создание изделий по собственному замыслу. Оценивание результата своей работы.

9 слайд

Описание слайда:

Формы организации совместной дизайн-деятельности дошкольников: объединение в общую композицию (выставку) индивидуальных работ детей, выполненных по одной теме на фронтальных занятиях; 2) работа группы детей «на одном листе»: фриз, панно и т. п., где каждый ребёнок выполняет свою часть листа, согласовывая её с работами сверстников; 3) поэтапный характер работы типа «эстафеты», «конвейера».

10 слайд

Описание слайда:

Педагог – руководитель детей и непосредственный участник дизайн-деятельности организует выполнение: заданий с установкой «дорисуй», «докрась», «дострой», где ребёнок проявляет себя «фрагментарно», подражая мастеру; 2) заданий с установкой на результат сотворчества, где он более самостоятелен; 3) заданий, требующих полной самостоятельности ребёнка в творческом поиске, где он уже сам планирует свои действия. Прямое руководство педагога в этом случае меняется на косвенное, опосредованно и тактично координирующее деятельность ребёнка.

11 слайд

Описание слайда:

предъявлять к детям завышенные требования, перегружая заданиями значительной сложности и объёма, нельзя «улучшать» детские работы без ведома и согласия автора. (Устные рекомендации по доработке малыш охотно выполняет сам). Нельзя останавливать его работу, предлагая другое задание, мешать исполнить задуманное до конца. Нельзя захваливать или подчёркивать недостатки ребёнка. (Педагог поддерживает атмосферу доброжелательности, поощряя детей и группу в целом за успешную работу, например, крупной игрушкой, картиной, декоративным панно, игровым комплексом в интерьере, «сладким» подарком и т. п.) Педагог должен помнить, что нельзя:

12 слайд

Описание слайда:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным, при соблюдении требований: - цикл ООД строить последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности; - донести до детей смысл и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности; - практическое использование продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду; - организация восприятия детьми образцов дизайн искусства; - организация взаимодействия ДОУ с семьей; - наличия необходимого материального оснащения по детскому дизайну.

13 слайд

Описание слайда:

художественный материал бумага и картон бросовый материал ткань и другие волокнистые маттериалы природный материал декор-материал Вместе с детьми организуются зоны (уголки) «дизайн-фонда», где сосредотачиваются иллюстративный материал и наглядные пособия по дизайну.

14 слайд

Описание слайда:

Художественный материал 1. Бумага и картон Салфетки, гофрированная бумага и кар- тон, цветная бумага, одноразовые кар- тонные тарелочки, цветной картон и т.д. 2. Бросовый материал Стаканчики, пластмассовые одноразовые ложки и вилки, пуговицы, диски, палочки для мороженого и т.д. 3. Природный материал Семечки, косточки, веточки, ракушки и т.д. 4. Ткань и другие волокнистые материалы Поролон, вата, ватные диски, салфетки разной фактуры и т.д.. 5. Декор-материал Паетки, бусинки, камушки, бантики, ленты, тесьма и т.д.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн Виды деятельности Художественная аранжировка Моделирование одежды Декоративно-пространственный дизайн Бумажная пластика. Природный и искусственный материал. Монтаж, ИЗО, фото. Экскурсии, просмотр ИЗО и видеоматериалов. Рисунки в книжках-раскрасках. Рисунки аранжировок. Рисунки, печать. Аппликация сувениров-подарков: закладки для книг, визитки, открытки-приглашения, поздравления, фантики. Декоративные салфетки. Разрезные картинки. Наборы букв, знаков, цифр. Мозаики. Логотипы, символы. Лото, домино. Плетение, ткачество, макраме. Роспись, акватушь. Плакат, стенгазета. Фотомонтаж. Панно, фриз. Фитокомпозиции. Элементы украшения одежды. Аппликация. Календарь природы. Кукольная. Детская. Театрально-праздничная. Экскурсии, посещение театра, выставок, музеев. Рисунки: одежда вчера, сегодня, завтра. Рисунки: ткань для одежды. Рисунки: одежда творческая. Рисунки аксессуаров и украшений одежды. Аппликация: фасоны и выкройки одежды, ее детали. Аппликация: манекен одень куклу. Силуэты кукол для теневого театра. Картинки разрезные. Составление коллекций: альбомы «модная одежда».подбор и создание украшений. Панно, фриз «бал моды», «детский карнавал», «хоровод матрешек». Дизайн интерьера и среда детей. Развлечения и праздники. Экскурсии, прогулки по городу. Рисунки: комната куклы, игровой уголок. Рисунки в книжках-раскладушках. Рисунки «мой уголок дома», «праздничное оформление зала», «праздник в городе», «мой любимый спектакль», «Я - зодчий». Картинки разрезные «Архитектурные ансамбли», «Узнай свой город». Тематическое лото, домино. Аппликация «Я - архитектор», «Я - художник театра». Составление альбомов: «Архитектура», «Интерьер», «Ландшафт». Участие в создании декоративного убранства зала к празднику.

17 слайд

Описание слайда:

Объемный (предметно-пространственный) дизайн Виды деятельности Художественная аранжировка Моделирование одежды Декоративно-пространственный дизайн Прогулки, просмотр ИЗО, видео. Составление коллажей. Лоскутная мозаика. Конструирование, геометрические, фасонные формы. Композиции: гирлянды, султанчики, елочные игрушки. Фитокомпозиции, игрушки-самоделки. Образцы сервировки (плетенки, вазочки). Создание ювелирных украшений (бижутерия, камни, лоскут, кора). Игры-пособия, книжки-раскладушки («Одень куклу», «Мой домик»). Панно, фризы, фотомонтажи. Экскурсии в ателье моды. Игры в «ряжение». Лепка с росписью. Конструирование с росписью. Игры-пособия «студия от кутюр», «я - модельер». Создание манекенов. Моделирование одежды на манекенах. Создание реквизита для игр, спектакля, маскарада, карнавала. Кукольный гардероб. Создание костюмированных композиций. Экскурсии по городу. Игры-пособия настольные «Домик куклы». Игры-конструкторы «Я - архитектор», «Я - строитель», «теремок», «сказки». Подбор и оформление мелких коробок. Создание настольных декорпций спектакля с росписью, аппликацией. Конструирование настольных игровых макетов. Дизайн-оформление игровых макетов (роспись, аппликация). Создание ИЗО-коллажей. Создание архитектурно-скульптурных композиций на участке (из снега, альпинарий). Дизайн-оформление помещений к праздникам и развлечениям.

18 слайд

Описание слайда:

Объемный (предметно-пространственный) дизайн Виды деятельности Художественная аранжировка Моделирование одежды Декоративно-пространственный дизайн Экскурсии на природу, на выставки, в музеи. Создание композиций «кинетического дизайна» (свободного вращения) при оформлении помещений к праздникам (гирлянды, шары, фонарики, звездочки, снежинки и т. п.). Подбор реквизита для игр-драматизаций, выступлений на празднике (ленты, султанчики, игрушки, флажки). Подбор декораций для спектакля и развлечений. Подбор аранжировок при оформлении кукольного и детского интерьера. Комплектация аранжировок при оформлении праздничного интерьера и участка. Создание фитокомпозиций озеленения, украшения помещений, участка, построек. Создание ландшафтных аранжировок (альпинарий, «альпийский клуб», «мавританский ковер», «горка с водопадом», «ручеек», «водоемы») Экскурсии «Выставка моды» (ателье, витрина, музей). Участие в создании мягкой (интерьерной) игрушки и ее гардероба. Демонстрация новых образцов одежды (на подиуме, перед зеркалом), сравнение, выбор. Участие в организации «костюмерной» для кукол и детской одежды. Участие в организации и оборудовании «студии от кутюр», мини-музея. Участие в подборе и организации выставок одежды. Участие в костюмированных мероприятиях в одежде (ее элементах), исполненных детьми (в детском саду и семье). Экскурсии по городу, паркам, усадьбам. Эстетическая организация кукольно-игрового пространства (в детском саду и семье). Участие в эстетической организации игрового пространства для детей, зон занятий, труда, художественного досуга (в детском саду и семье). Участие в монтаже и разборке декораций (сцена, ширма, подиум) к спектаклю. Участие по эстетическому преобразованию помещения детского сада. Участие в организации и оформлении дизайн-студии. Подбор работ и участие в подготовке выставки детского творчества и мастеров искусства. Создание композиций из крупноблочного материала (коробки, конструкторы) игровых построек (в помещении и на участке). Использование эффекта цвето-светового дизайна (витраж, освещение).

19 слайд

Описание слайда:


Top