Каким должен быть подросток? Полезные советы для девочек-подростков.

Сегодня нам предстоит узнать лучшие советы для девочек-подростков всех возрастов. Этот период для женщины сам по себе является очень важным, с точки зрения психологии, физического развития. В подростковом возрасте организм преобразуется и готовится ко вступлению во взрослую жизнь. Это время многие родители переживают с трудом - поладить с почти сформировавшейся личностью бывает трудно. Да и самим девочкам приходится сталкиваться с новыми для них явлениями и изменениями. Как себя вести в этот период? Какие можно дать советы для девочек-подростков (11 лет и старше)? Что поможет их правильному развитию?

Внимание: гормоны!

Сам по себе характеризуется так называемой игрой гормонов. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Только у парней выражаются подобные изменения в основном только в поведении: они становятся более самостоятельными. А вот девочкам приходится труднее. У них гормоны оказывают огромное влияние на здоровье в целом. Первое, на что стоит обратить внимание, - это Период начинается приблизительно в 11-12 лет. У некоторых он наступает раньше.

В отличие от юных леди, парни проходят этот этап немного позже, поэтому, можно сказать, им немного проще его переносить. Советы для девочек-подростков можно дать разные. Но если уж и говорить о половом созревании и гормонах, то не стоит бояться их. И стесняться изменений, происходящих в организме. Будьте готовы к тому, что у вас, например, начнёт расти грудь, появятся прыщи и угревая сыпь. Они являются закономерной реакцией организма. Это нормально - нечего стесняться. Морально настраивайтесь на то, что теперь ваше здоровье почти полностью сформировано для взрослой жизни.

Критические дни

На что ещё нужно обратить внимание? Например, на то, что половое созревание у девушек не проходит бесследно. Как уже было сказано, изменения начинаются в организме, причём видимые: грудь увеличивается, бёдра округляются, кожа немного портится. Это нормально. Также стоит отметить, что в подростковом возрасте у девушек начинаются Они зачастую пугают ещё неопытных маленьких девочек. В среднем уже в 10-11 лет можно столкнуться с так называемыми месячными.

Советы для девочек-подростков в обязательном порядке содержат пункты по моральной подготовке и дальнейшему поведению. Не пугайтесь первых критических дней - это первый признак того, что вы стали взрослой. Они у вас будут наступать теперь ежемесячно с определённым интервалом: 28-30 дней. Заведите календарик, который поможет высчитать точный период подобного события. Это очень важно и для подростка, и для взрослой женщины. Если вы придёте на приём к гинекологу, то про критические дни вас будут расспрашивать очень активно.

Не нужно пугаться, если месячные у вас слишком обильные или болезненные. Так бывает, но со временем организм приспосабливается и процесс нормализуется. Если терпеть нет сил, лучше обратиться к врачу. Он поможет подобрать хорошее и безопасное обезболивающее.

Уход за собой

Советы девочкам-подросткам по можно давать бесконечно. Разумеется, очень многое зависит от вас и ваших целей. Кто-то уже в этом возрасте придаёт внешности огромное значение, а некоторые не видят смысла в том, чтоб убивать время перед зеркалом. Разумеется, в подростковом возрасте стоит следить за собой. Ведь вы уже юная леди, которая почти готова ко взрослой жизни. Желательно запастись специальными масками и кремами для подростковой кожи, умываться со скрабами и делать пилинги хотя бы раз в неделю.

Особо актуально это для тех, кто испытывает определённые проблемы с кожей из-за гормонов. Только перебарщивать не нужно. Особенно с декоративной косметикой. Советы для девочек-подростков часто указывают на то, что нужно краситься и всеми силами показывать - вы уже взрослая. Но это не совсем правильно. Да, декоративную косметику никто не отменял, но всё должно быть в меру. Желательно сохранять свою естественную красоту, которая подчёркивается лёгким макияжем: без тонны разнообразной пудры, теней, тональных кремов и прочих женских радостей.

Отношения

Следующий этап, который нельзя пропустить - это проявление интереса к противоположному полу. В подростковом возрасте у людей начинает появляться первая любовь, робкий поцелуй, трепетные отношения. Это нормально. Замыкаться в себе, тем более девочкам, не нужно. Это не совсем нормально.

Наоборот, хорошие советы для девочек-подростков обязательно указывают на то, что нужно больше общаться с противоположным полом. Но только без маниакальной задачи - найти себе парня. Просто заводите новых друзей среди юношей, общайтесь с ними, развлекайтесь и проводите больше времени вместе.

Бояться отношений не нужно. Если кто-то симпатичен вам, не бойтесь делать первый шаг. Может быть, это действительно ваша судьба! Но будьте готовы получить отказ. Отношения - вещь непростая. Здесь бывают и успехи, и провалы. Тем не менее отказываться от обычного и полностью погружаться в них не нужно. Правильно вести себя помогут советы психолога: девочке-подростку профессионалы часто рекомендуют - бегать за мальчиками не нужно. Даже если все девушки в восторге от кого-то. Это не совсем правильно. Лучше не бойтесь делать первый шаг по отношению к тому, кто вам действительно интересен и приятен.

Своё мнение

Подростковый период для любого человека очень трудный. И не все способны пережить его без негативных последствий. Именно в это время в организме происходит гормональная и физическая перестройка: ребёнок становится реальной личностью со своим мнением. Для родителей такое поведение часто оказывает неприемлемым, отсюда и возникают огромные проблемы.

Советы для девочек-подростков 14 лет (и старше) часто указывают на то, что придётся хорошенько подготовиться. Теперь вы должны будете учиться отстаивать своё мнение перед родителями. Если вы с чем-то несогласны - не молчите. Скандалы, ссоры и обиды - всё это практически неизбежно. Лучше вести себя так, чем прогибаться под родительский авторитет. Если не научитесь отстаивать свою точку зрения сейчас, то потом все будут пользоваться этим. Но делать это нужно грамотно, без агрессии.

Да, на открытый конфликт лучше не соглашаться. Для начала пытайтесь мирно объяснить и обосновать, почему и с чем вы несогласны, как хотите действовать. Если у вас понимающие родители, они примут вас. Нет? Тогда только бунт. Бунтарство, конечно же, не самый лучший вариант, но иногда без него не обойтись. Главное, не перегибать палку. Учитесь говорить «нет», если ваши интересы нарушаются. Неважно, кому: родителям или друзьям. Иначе вам в будущем просто сядут на шею. Только делайте это без истерик, злости, грубости, давления и шантажа.

Обучение

Не забывайте о школе. Под влиянием гормонов не хочется иногда учиться или заниматься делами. Да, придётся трудно, но тем не менее пропускать уроки не нужно. Уделяйте занятиям должное внимание, но и не превозносите их выше своих принципов и интересов. Во всём ищите гармонию.

Кстати, если вам уже есть 14 лет, можете параллельно устроиться на подработку. Это прекрасный способ показать всем, что вы теперь не ребёнок, а уже сформировавшаяся личность. Зарабатывайте себе на карманные расходы сами, приобщайте себя к труду - без него не выжить во взрослом мире.

К слову, в 16 лет можно запросить эмансипацию. Если вы можете сами обеспечить себе жильё, а также пищу и обучение, при помощи суда можно запросить досрочное наступление дееспособности. Это сложно назвать советом, так как в юном возрасте не все готовы взвалить себе на плечи такую ношу. Но если у вас есть такая возможность, почему бы и нет? Только помните, согласие родителей необходимо. С ними лучше не ссориться, так как без поддержки семьи даже взрослому человеку бывает тяжело.

Спокойствие и проблемы

Полезные советы для подростков-девочек на этом не заканчиваются. Стоит обратить внимание на то, что именно в юном возрасте придётся учиться сохранять спокойствие. Эта рекомендация относится и к мальчикам, и к девочкам. Вы не должны бунтовать и дебоширить слишком сильно: учитесь самоконтролю. Или самостоятельно, или при помощи психолога.

Если у вас есть какие-то переживания и эмоции, не держите их в себе. Но и не выставляйте их на всеобщее обозрение. Желательно обратиться за помощью к родителям, лучшим друзьям или специалисту. Запомните: психолог - вовсе не ваш враг. Он нередко способен помочь девочке-подростку стать самой настоящей девушкой, а затем и женщиной с приличными взглядами на жизнь. Обращение к таким врачам - не позор, а, скорее, достижение для современного человека.

Сохранять спокойствие, кстати говоря, помогают многие приёмы. Во-первых, можно принять горячую ванну или душ. Во-вторых, некоторые занимаются медитациями. В-третьих, негативные эмоции можно выплеснуть в спортзале или на подушке/груше. Главное, не держать в себе то, что накопилось внутри. Придумайте личный способ снятия стресса!

Образ жизни

Советы для девочек-подростков в обязательном порядке содержат в себе некоторые рекомендации по ведению образа жизни. Всё дело в том, что дети в этот период начинают резко меняться. Вместе с этим трансформируется их образ жизни. Старайтесь не поддаваться соблазнам, которые выражаются в виде вредных привычек. Подростки часто начинают пить и курить, чтобы казаться взрослыми. Это неправильно. Ведите здоровый образ жизни, не губите своё здоровье.

Также не подражайте своим ровесникам в этом вопросе. Ведь зачастую можно связаться с плохой компанией, которая научит вас дурным принципам. Курение, алкоголь, наркотики - ваши враги. Во всех смыслах. Не поддавайтесь на соблазны выглядеть «круто», «по-взрослому». В глазах общества вы, наоборот, смотреться будете как маленький и глупый ребёнок.

Цели в жизни

Советы для девочек-подростков (12 лет и старше) - это не те правила, которым нужно безоговорочно следовать. Это всего лишь некие наставления, которые помогут вашей личности сформироваться с минимальным стрессом. Обратите внимание на последний факт - нужно определиться уже сейчас с целями в жизни.

Проанализируйте всё, чего вы хотите добиться. Например, выучиться (на кого именно), работать (где и кем), выйти замуж, родить детей... И в зависимости от собственных желаний. Например, не стоит пытаться стать профессором, если для вас задача - это только семья, дети и домашнее хозяйство. Лучше посвятить себя больше кулинарии, рукоделию, изучению психологии. Хотите строить карьеру? Тогда всё делайте для этого. Расставленные приоритеты помогут вам в будущем.

Главное, не бойтесь. Здесь вы, скорее всего, столкнётесь с непониманием и непринятием родителей вашей точки зрения. Как показывает практика, старшее поколение старается спланировать за подростков всю их жизнь (неважно, из каких побуждений). Следовать родительскому сценарию - это значит загубить себя как личность. Отстаивайте свою точку зрения, расставляйте приоритеты и наслаждайтесь молодостью!

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

85 вопросов к детскому психологу Андрющенко Ирина Викторовна

Половое воспитание, или Что должен знать подросток о сексе

Как вести себя с подростками в период полового созревания?

Родители должны проявить особый такт, помогая детям в период полового созревания поверить в свою привлекательность, в собственные силы. Здоровее и проще, когда с девочкой о половом созревании говорит мама, а с мальчиком – папа. Такой разговор становится более интимным и доверительным.

Мама поможет девочке почувствовать себя более уверенно, гордиться переменами, за которыми девочка наблюдает со смешанными чувствами. Поможет справиться с приближением менструаций, даст совет при выборе первого бюстгальтера. Подготовительная беседа снимет покров тайны с перемен, о которых девочки шепчутся по углам да смущенно хихикают. Папа поможет сыну подготовиться к появлению поллюций и рассеет его страхи, что с ним происходит что-то непристойное или гадкое. Папа подтвердит, что он тоже видел эротические сны, что присутствие в этих снах самых неподходящих для секса персонажей – дело обычное. Папа поможет мальчику выработать уважительный тон в беседах о девочках, покажет пример, какими словами приличные люди обычно обсуждают свои эмоциональные и сексуальные переживания.

Есть ли разница в половом развитии мальчиков и девочек-однолеток?

Есть, и очень существенная. Хотя они и одного возраста, занимаются в одном классе и всё у них, помимо телосложения, казалось бы, должно быть одинаковым. В подростковый период, который начинается с двенадцати лет, возникает резкое различие в сексуальном развитии. У мальчика оно происходит стремительно и достигает максимального уровня с самого начала. У него появляется неосознанная тяга к физической близости с представительницей противоположного пола, чтобы освободиться от сексуального напряжения, тяготящего и не дающего покоя, отвлекающего от всех других дел. С какими-либо эмоциями это желание пока что никак не связано. Подросток готов «хоть кого». Своего рода эпицентром чувствительности ярко выраженных ощущений становится член и прежде всего его головка, способные к эрекции от одной только мысли, а не только прикосновения собственной руки.

У девочек же в этом возрасте – от двенадцати до шестнадцати лет – сексуальное пробуждение происходит медленно и постепенно. У них еще к тому же не развита чувствительность кожи в тех местах, которые принято называть эрогенными зонами, а именно на груди и половых органах. Поэтому они не испытывают, как их сверстники-мальчики, потребности в физических чувственных ощущениях от прикосновений. У них пробуждение сексуальности проявляется в стремлении к чисто эмоциональной любви – в симпатии, внимании, заботе, нежности.

Что делать, если подросток нашел порнографический журнал (кассету)?

Если в доме есть подобные вещи, то, конечно, их нужно получше прятать. Но если журнал всё же найден, наверное, стоит сказать, что вы не заинтересовались этим журналом, потому что там сексуальные отношения изображены карикатурно и неприятно. Просто вы забыли избавиться от журнала (кассеты).

«Недавно мы с мужем случайно обнаружили в домашнем компьютере порнографические картинки и фильмы, которые наш 17-летний сын, видимо, скачал из интернета или же получил от приятелей. Мы были в шоке, поскольку порнография была очень откровенная. Понимаем, что возраст ребенка располагает к подобным увлечениям, но мы в свое время такого не видели! Что теперь делать? Говорить ли сыну, что его файлы обнаружены? Если да, то в какой форме, чтобы не обидеть его и чтобы он не замкнулся в себе… И как себя вести в дальнейшем? Мне просто стыдно, что мой сын видел и знает ТАКОЕ».

В возрасте 16–18 лет современные дети видят в кино, по телевидению и в интернете столько сексуальных взаимодействий, сколько не видели их бабушки и дедушки за всю свою жизнь. Неудивительно, что осведомленность сына в этом вопросе гораздо больше вашей. Запомните несколько вещей. Юношеская сексуальность носит ярко выраженный «экспериментальный» характер. Это вовсе не значит, что все увиденное подросток будет использовать в своей сексуальной жизни, но знать об этом вполне для него приемлемо. В сознании подростков удивительным образом совмещается чистое, романтическое отношение к любви и тяга к «грязному» сексу. Часто платоническое чувство любви юноша испытывает к одной девушке, но заниматься сексом предпочитает с другой. Не волнуйтесь: несмотря на то, что ваш «сын видел и знает такое», ему доступны высокие отношения и он понимает разницу между любовью и сексом. Просто сейчас больше интересуется вторым. Пусть вас не смущают эти картинки и фильмы.

Если вы достаточно долго понаблюдаете за общением своего сына с ровесниками, то узнаете, что подростки не только смотрят, но и обсуждают увиденное, используют некоторые услышанные фразы в общении. Взрослых коробят грубые высказывания сексуального характера, однако возможность вербализировать свои переживания сильно снижает сексуальную напряженность, а она так велика, что даже разговор о тычинках и пестиках для подростков несет ярко выраженный сексуальный характер, он вызывает приступы смеха. Это всего лишь разрядка! Не придавайте этому большого значения. Не говорите сыну что его файлы обнаружены, это нарушает личное пространство подростка и может привести к отчуждению и ухудшению ваших отношений. Однако вам необходимо дать ему понять, что вы понимаете увлечение юноши эротикой и, хотя и не разделяете этого увлечения, не считаете его криминальным. Снимите пелену запретности с сексуального вопроса, возможно, ребенку лучше обсудить многие вопросы с вами, а не с друзьями.

Советы родителям:

Смотрите вместе с подростком фильмы о любви, скажем, о Ромео и Джульетте. Предложите ему хорошие романы о первой любви.

Обсуждайте с сыном или дочерью просмотренные фильмы и прочитанные книги о первой любви. При этом дайте говорить подростку и старайтесь только слушать его.

Уважайте чувство подростка. Не смейтесь над ним и не говорите, что он еще слишком юный, чтобы любить по-настоящему.

Не критикуйте избранника (избранницу) вашего ребенка.

Тотальный контроль только усугубляет желание насолить старшим и вести себя более вызывающе.

Говорите с подростками о любви, о вопросах пола открыто, спокойно и уважительно.

Говорите о беременности и родительском труде, об ответственности друг перед другом.

Учите ребенка говорить: «Мне неприятно. Я к этому не готов».

Не позволяйте ребенку сделать влюбленность своей главной работой – приучите его к тому, что школа, кружки и домашние обязанности остаются незыблемыми.

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

А. Б. ЗАЛКИНД ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОТ АВТОРА В основу книги положен цикл лекций, прочитанных автором в 1926 году на центральных педологических курсах при Наркомпросе. Материал же самих лекций накоплялся, начиная с 1919 г., и постепенно опубликовывался в ряде докладов среди

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

XVII. Физкультура и половое воспитание Не нова истина, что все воспитание детства - это стопроцентная физкультура. Воспитание - формирование здоровья, без которого ни социально-творческие, ни узко-специальные задачи воспитания не будут выполнены. Поэтому ясно, что

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

А. Б. ЗАЛКИНД ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ 1. О плохом и хорошем в половом воспитании пионеров В пионерской работе, как и во всякой педагогической работе над возрастом 10–16 лет, большое место занимает половое воспитание.Половые переживания, половые интересы

Из книги Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка автора Петрановская Людмила Владимировна

8. Коллективизм и половое воспитание Что же именно дает детский коллективизм, коллектив пионеротряда для целей здорового полового воспитания?Во-первых, колоссальное воспитательное значение имеет совместная работа мальчиков и девочек на общей идейно-этической почве.

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 7 Половое воспитание

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава седьмая От 12 до 15. Подросток: прыжок через пропасть Стоит человеку сказать: «У меня сын (дочь) подросток», как ему отвечают «понимающим» взглядом. А то и прямо говорят: «О, это да! Сочувствую!» или «Ох, у нас, слава Богу, это позади, вспомнить страшно» или «А нам еще

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Из книги автора

Половое воспитание Если родители не только не запрещают детям задавать любые вопросы, но и честно отвечают на них, половое воспитание становится естественной частью детства. Очень вредны псевдонаучные объяснения. Я знаю юношу, который получил именно такое воспитание и

Из книги автора

О сексе Что в точности означает слово «порнография»?На этот вопрос ответить нелегко. Я бы определил порнографию как непристойное отношение к сексу и другим естественным функциям, отношение виноватое, что-то вроде того, что испытывают подавленные школьники, шепчущиеся и

Из книги автора

Половое воспитание дошкольника, или Когда начинать говорить с ребенком о сексе Целенаправленно говорить на «интересную» тему нужно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать конкретные вопросы. Развитие каждого ребенка индивидуально. Кто-то начинает интересоваться

Из книги автора

Половое воспитание, или Как говорить с ребенком о деторождении Обычно даже самые спокойные и компетентные родители смущаются и расстраиваются, сталкиваясь с простейшими вопросами ребенка: «А как я появился?» Между тем сексуальное воспитание – очень важная и

Из книги автора

Если подросток бунтует Прежде всего помните, что в переходном возрасте он бунтует не против вас лично. И все неприятные качества подросткового периода – заносчивость, негативизм, агрессивность, желание спорить со всеми и обо всем – это прежде всего попытки обрести

Из книги автора

Что делать, если подросток не хочет учиться Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15–20 лет назад


Top