Планирование кружка по экологии. Рабочая программа по экологии на тему: Кружки

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»

Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь
Аннотация : Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика» предназначена для изучения учащимися средних классов окружающего мира, формирования экологического мировоззрения и освоения азов использования природного и бросового материала в декоративно-прикладном творчестве. Программа представляет интерес для педагогов дополнительного образования экологического профиля, для учителей биологии и начальной школы.

Пояснительная записка

Экология является наукой о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, о взаимоотношениях природы и человека. Экологические знания являются неотъемлемой частью общей культуры человека. Система экологических знаний учащихся предполагает осознанное усвоение ими различных аспектов экологии.
Одной из стратегических задач экологического образования является формирование экологического сознания человека, осознания им личной причастности к решению экологических проблем. Действенным средством решения этой задачи является эколого-биологическая деятельность, которая способствует воспитанию экологической культуры человека.
Формирование экологических знаний на занятиях объединения по интересам «Эврика» осуществляется посредством различных интерактивных форм и методов: лекции, экскурсии, игровая и декоративно-прикладная деятельности, а также творческие конкурсы и выставки.
Цель: формирование системы экологических знаний как компонента экологической культуры человека.
Задачи:
- формирование экологического сознания, системы экологических знаний;
- осознание экологических проблем и эстетической ценности природы посредством игровой деятельности;
- формирование простейших умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ из природных и бросовых материалов;
- вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Программа объединения по интересам (кружка) «Эврика» ориентирована на учащихся среднего возраста. Она рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Программа составлена на основе программы объединений по интересам З.Г. Шохтиной «Эврика», рекомендованной НМУ»Национальный институт образования» Республика Беларусь, авторских программ Ж.Н.Техановича, М.С. Шинковича «Экология и жизнь» и Бортник Н. Э. «Калаўрот».

Скачать Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»

Презентация на тему: Кружок экологического профиля «Эврика»

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 6 - 9 классов , содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;

природоохранное:

  • уход за комнатными растениями;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;

туристско-оздоровительные:

  • День здоровья;
  • Практикумы экологически грамотного покупателя;

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий : 70 часов - 2 раза в неделю.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь :

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Вступление

Взаимосвязи в природе

Уникальный мир живой природы

Экология жилища

Экологические катастрофы и их последствия

Охрана природы

Подведение итогов работы.

Всего часов

Вступление (3 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Изучение календаря экологических дат.

Тема 1. Взаимосвязи в природе (16 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.

Практические занятия:

  1. Исследование опухолей растений.
  2. Каким воздухом мы дышим?

Экскурсии:

  1. Исследование опухолей растений в лесопарке.
  2. Каким воздухом мы дышим?

Тема 2. Уникальный мир живой природы (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. Зимующие птицы. Удивительный подводный мир.

Практические занятия

  1. Изучение растений классного зелёного уголка.
  2. Составление памяток за растениями в кабинете географии.
  3. Роль комнатных растений.
  4. Цветы в легендах и мифах.
  5. Птицы Московской области.
  6. Викторина «Птицы России».
  7. Рекорды животного мира.
  8. Игра «Счастливый случай».
  9. Викторина «Живые барометры в животном и растительном мире».
  10. Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Экология жилища (13 часов). Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

Практические занятия:

  1. Изучение традиций питания в России.
  2. Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок
  3. Как правильно прочитать этикетку на одежде?

Тема 4. Экологические катастрофы и их последствия (7 часов).

Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Кладбище химического оружия на дне моря. Припять: город-призрак.

Практические занятия:

  1. Земная кора в движении.
  2. Защита от космических визитеров.
  3. Устный журнал «Берегите свою планету».

Тема 5. Охрана природы (15 часов). Кодекс охотника и браконьерство. Постановка экологической сказки «Лесной спецназ». ООПТ Подмосковья. Проведение викторины для учеников начальной школы. Книга рекордов собак и кошек. Дети Маугли. Духовный путь Лыковых.

Практические занятия:

  1. Подготовка и постановка экологической сказки « Лесной спецназ, или Кто спасет зеленый лес?».
  2. Виртуальная экскурсия. ООПТ Подмосковья.
  3. Викторина «Азбука эколога».
  4. «Удивительный мир животных» конкурс-игра.
  5. Развлекательная игра «Путешествие ручейков».
  6. «Удивительное рядом» викторина для учеников начальной школы.
  7. Экологический марафон.

Подведение итогов работы (2 часа).

Практические занятия:

  1. Презентация подготовленного материала.

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Занятия: вторник и четверг с 14.00 до 14.45

№ занятия

Тема занятия

Лекция

Практикум

Экскурсия

ВСТУПЛЕНИЕ (3 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение.

Цели, задачи и направления работы кружка. Изучение календаря экологических дат.

Правила поведения на природе. Инструктаж по ТБ во время экскурсий.

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (16 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени.

Особенности внешнего строения коры деревьев.

Исследование опухолей растений в лесопарке усадьбы Пехра-Яковлевское.

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных».

Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам древесных растений.

12-13

Каким воздухом мы дышим?

Определение ветрового режима в городе.

Температура воздуха в городе.

Бытовой мусор. Проблема утилизации.

Викторина «Очисти планету от мусора».

18-19

Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Познавательная игра «Подружись с природой».

ТЕМА 2. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (15 часов)

Путешествие на родину комнатных растений.

22-23

Изучение растений классного зелёного уголка. Составление памяток по уходу за растениями.

Роль комнатных растений.

Цветы в легендах и мифах.

Самые удивительные растения.

Птицы Московской области.

Викторина «Птицы России».

Зимующие птицы.

Акция «Накорми птиц!».

Рекорды животного мира. Интеллектуальная игра.

Рекорды растительного мира. Игра «Счастливый случай».

Живые барометры в растительном и животном мире. Викторина.

Удивительный подводный мир. Просмотр в/ф.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Фотоконкурс.

Курьезы и тайны природы.

ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (13 часов)

Экология жилья: от избы к современной квартире.

Опасные предметы в квартире человека.

Культура еды: изучение традиций питания в России.

Что обозначают индексы пищевых добавок? Деловая игра.

Правила обращения с лекарственными препаратами.

Экологически опасные факторы в быту.

Водосбережение.

Учет водопотребления в семье.

Энергосбережение. Альтернативные источники энергии. Просмотр в/ф

Энергопотребление в моей семье.

Оценка материально-жилищного уровня жизни семьи.

ТЕМА 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

(7 ЧАСОВ)

На пути к гибели… Почему исчезли динозавры?

Глобальное потепление или похолодание?

Земная кора в движении.

Кладбище химического оружия на дне моря.

Припять: город-призрак.

Защита от космических визитеров.

«Берегите свою планету!» Устный журнал.

ТЕМА 5. ОХРАНА ПРИРОДЫ (15 часов)

Кодекс охотника и браконьерство.

56-58

Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

ООПТ Подмосковья. Виртуальная экскурсия.

Экологическая игра «Птичья школа».

Викторина «Азбука эколога»

«Удивительный мир животных». Конкурс-игра.

«Путешествие ручейков». Развлекательная игра.

«Удивительное рядом». Проведение викторины для учащихся начальной школы.

Экологический марафон.

Книга рекордов собак и кошек.

Дети Маугли.

Не таежный тупик, а духовный путь Лыковых.

Подведение итогов работы. Презентация подготовленного материала.

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 2000.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»

Зам. директора по УВР

Плавинская О.Э.

2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ТАЙНЫ ПРИРОДЫ»

Программу составила

учитель географии

Кулагина С.А.

Г.о. БАЛАШИХА


Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.

Цель программы : расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

Углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

Формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

Воспитание понимания эстетической ценности природы;

Развитие любознательности и желания получать знания;

Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа экологического кружка

«Юный исследователь»

Учитель экологии Новичкова Анастасия Александровна

Пояснительная записка.

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 классах средней школы.

Цель программы : расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

Углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

Формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

Воспитание понимания эстетической ценности природы;

Развитие любознательности и желания получать знания;

Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает экология, основные законы экологии;
  • основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
  • взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;

что такое пищевые цепочки;

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
  • сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
  • распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
  • описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Нижегородской области;
  • уметь составлять пищевые цепочки;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Тематический план.

Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).

Раздел 2. Отношения в природе (7ч).

5. Пищевые связи (1ч).

6. Мир полон хищников (1ч).

7. И на хищника управа есть (1ч).

8. Конкуренция и соперничество (1ч).

9. Дружба в природе (1ч).

Раздел 3. Экосистемы (11ч).

14. Вода - чудо природы (1ч).

17. Пресные воды - наше богатство (1ч).

18. Основные источники загрязнения водоемов (1ч).

19. Жизнь водных пространств и экология (1ч).

20. Приматы моря (1ч).

Раздел 4. Экология и человек (5ч).

22. Экология в нашем доме (1ч).

23. Экомир моей семьи (1ч.)

24. Экология человека (1ч).

Раздел 5. Занимательная биология (4ч).

26. Экология насекомых (1ч).

28. Мир запахов у животных (1ч).

29. Растения лечат людей (1ч).

Раздел 6.Природа моей страны(4ч).

31. Красная книга (1ч).

33. Они любили свою Землю (1ч).

Учебно-тематический план

(34ч; 1ч в неделю)

№ п/п

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Введение.

Природа – наш общий дом.

Отношения в природе.

III.

Экосистемы.

Экология и человек.

Занимательная биология.

Природа моей страны.

Итого.

1. Организационное занятие (1ч).

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования (1ч).

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

3. Природа - наш общий дом (1ч).

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Экологическая игра «Мы природой дорожим".

Экскурсия в парк.

4. Основные составляющие природы (1ч).

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

5. Пищевые связи(1ч).

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

6. Мир полон хищников(1ч).

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.

Презентация - «Растения-хищники».

Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"

7. И на хищника управа есть(1ч).

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

8. Конкуренция и соперничество(1ч).

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

9. Дружба в природе (1ч).

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

10. Тайны живой природы (1ч).

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

11. Как построить экосистему (2ч).

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Практическая работа: Давайте заведем аквариум.

12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"

13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Составь рассказ по экологическому рисунку.

14. Вода - чудо природы(1ч).

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.

15. Вода и живые организмы (1ч).

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

17. Пресные воды - наше богатство(1ч).

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Составление рассказа по экологическому рисунку.

Экскурсия на очистительные сооружения.

18. Основные источники загрязнения водоемов(1ч).

Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

19. Жизнь водных пространств и экология(1ч).

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

20. Приматы моря (1ч).

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

Доклады, презентации

21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

22. Экология в нашем доме (2ч).

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

23. Экомир моей семьи (1ч.)

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Составление панно, композиций. Выставка детских работ.

24. Экология человека (1ч).

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Практическая работа: "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты опытов).

25. Экология и генетика (1ч).

Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

Экскурсия на выставку, в музей.

26. Экология насекомых (1ч).

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

28. Мир запахов у животных (1ч).

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть.

29. Растения лечат людей (1ч.)

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

30. Природа моей страны (1ч).

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Работа с литературой по теме.

31. Красная книга (1ч).

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

Оформление стенда, презентации.

32. Экологический марафон (1ч).

Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины.

33. Они любили свою Землю(1ч).

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

Контроль и учет знаний и умений

Тема

Виды контроля

Природа – наш общий дом.

Оформление отчетов по результатам экскурсий. Составление гербария, коллекций листьев, семян.

Отношения в природе.

Составление экологической сказки.

Размышления: "Почему погибла дубрава?"

Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».

Самостоятельные работы. Необыкновенное в природе.

Составление кроссвордов по теме .

Экосистемы.

Составление рассказа по экологическому рисунку, правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

Доклады, сообщения, презентации.

Экология и человек.

Экологический рассказ.

Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".

Составление панно, композиций.

Выставка детских работ .

Занимательная биология.

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»

Природа моей страны.

Тематические викторины.

Проект «Красная книга Нижегородской области».

Доклады, сообщения «Писатели – натуралисты».

Итоговый контроль

Выставка «Этот загадочный мир»

Методическое обеспечение программы:

  1. Составление гербария, коллекций листьев, семян.
  2. Составление осенних букетов, панно.
  3. Экскурсии в парк, на водоем, посещение выставки.
  4. Проведение нетрадиционных форм занятий.

Игровые занятия «Укрась свое жилище»,

Викторины «Вопрос - ответ»,

«Узнай по описанию».

Агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов».

  1. Проектная деятельность.

«Растения, которые нас лечат».

«Красная книга Нижегородской области».

  1. Экологические сказки, рассказы.
  2. Составление кроссвордов.

«Растения - хищники».

«Отношения в природе».

  1. Сообщения, доклады, презентации.

«Круговорот воды в природе».

«Загрязнение атмосферы».

«Приматы моря».

  1. Самостоятельные работы.
  2. Практические занятия.
  3. Работа с дополнительной литературой.

Необыкновенное в природе.

Загадки, пословицы, поговорки о воде.

Писатели – натуралисты

Список литературы.

Литература, используемая педагогом.

  1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
  4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  5. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
  7. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  8. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
  9. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
  10. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  11. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  12. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
  13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
  14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
  15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
  17. Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
  1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
  2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
  3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
  4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
  5. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
  6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
  7. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".

Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»

Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были самыми разнообразными. Детей интересовало все: «Откуда появляются тучи?», «Почему цветы закрываются на ночь?», «Почему летом идет град?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Где у рыбы уши?» и т.д. Вопросы были не обычными и интересными, это свидетельствовало о желании детей узнать, об окружающем мире.

Затем, на уроке изобразительного искусства мы предложили детям нарисовать рисунок на тему «Мой родной край». Фантазия учащихся очень богата, поэтому в их рисунках мы увидели речку, зеленый лес, разноцветную поляну и родную улицу, маленький домик и тонкую тропинку, свою школу, и многое другое.

Все рисунки учащихся в конце урока были вывешены на доску, у нас получилась одна большая картина, на которой изображался край очень близкий детским сердцам.

Также мы провели анкетирование родителей и учителей с целью выявить необходимость создания кружка, которое показало, что, как родители, так и педагоги понимают важность и актуальность экологических проблем, в связи с этим родители хотят, чтобы дети занимались в кружке, а учителя хотели бы организовать кружки, но причина в ограниченности во времени и не разработанности проблемы, а также в невысокой заработной плате. Так учителя объяснили отсутствие кружковой деятельности.

Получив данные об интересе детей и желании родителей, мы посчитали возможным разработать программу, содержание и методику кружка «Мой край родной».

Программа кружка «Мой край родной»

«Трогая цветок, мы трогаем звезды.

В конечном счете, природу может

спасти только любовь»

Жан Дорст.

Пояснительная записка к программе кружка «Мой край родной представлена в Приложении. Деятельность кружка очерчена рамками существующей учебной программы начальной школы, направлена на расширение кругозора, формирование устойчивого личного интереса младших школьников к экологическим проблемам, формирование у детей ответственного интереса к окружающей среде, ее защите и улучшению.

Организационные принципы:

· в кружке участвуют учащиеся третьих классов;

· количество участников до 20 человек;

· периодичность занятий 1 раз в неделю.

Формы деятельности: по принципу «от простого к сложному» с акцентом на практическую деятельность и личный опыт детей.

Наблюдения: сезонные и другие:

Занятия в классе и уголке живой природы;

Прогулки на природе;

Творческие задания;

Сюжетные и ролевые игры;

Сюжетные и ролевые игры;

Природоохранные мероприятия;

Знакомство с произведениями искусства о природе.

Систему знаний о природе;

Понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;

Формирование у детей положительного отношения к природе;

Желание соблюдать правила-запреты, желание беречь и охранять природу.

Большую роль в экологическом воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия животных и растений, но не узнают их в природе. Мы считаем хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках нашей программы.

Таблица 1 Программа и тематика кружка «Мой край родной»

Цели и задачи

Возможные формы деятельности

Формируемые знания и умения

Кол-во часов

Что нас окружает

Окно в природу

Цель: обучение детей на примере конкретных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Экскурсия в окрестности села (лес, речка, поляна т.д.)

Умение оценивать факты взаимодействия человека и природы. Культурное поведение в природе.

Путешествие отосени до зимы

Цель: развитие интереса к познанию природы, открытию ее тайн, формирование представления о целостности и единстве природы, бережного отношения к ней.

Экскурсия по школьному участку

Знание сезонных изменений в жизни растений и животных; взаимосвязи между животными и растениями.

Осенние хлопоты

Задачи: учить детей определять цель работы, трудиться сообща, воспитывать дружеские отношения, формировать умение видеть, где нужна помощь.

Изготовление поделок из овощей и фруктов

Установление причинно-следственных связей в природе, открытие необыкновенного в обычном и знакомом; прогнозирование изменений в природной среде, вызванные вмешательством человека.

Овощные фантазии

Развивать у учащихся творчество, смекалку, терпение, усидчивость, учить совместной деятельности в группе, умение работать с разными материалами и инструментами.

Путешествие (заочное) в мир сезонов и их характерных признаков и явлений.

Сезонные явления

Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе

Удивительное рядом

Цель: формировать наблюдательность и навыки исследовательской деятельности, воспитывать чувство восхищения красотой природы.

Установление нарушений в природе, вызванные человеком; правильное пользование водой, электроэнергией; уход за комнатными растениями, распознание, различие их особенностей строения.

Кто это? Что это?

Задачи: формировать убеждение в необходимости природоохранного поведения в быту, бережное отношение к предметам.

Игра, беседа о самых обычных, бытовых явлениях, но с необычным их решением

Забота и внимание, проявляемые к четвероногим друзьям

Необычные, загадочные, ласковые, верные

Поддержать у учащихся интерес к миру животных, воспитывать чувство восхищения, удивления способностями животных.

Беседа о замечательных, верных друзьях.

Откуда родом комнатные растения

Расширить представление детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними.

Игра - путешествие по миру.

Зеленый друг

Цель: формирование нравственного, экологически ориентированного отношения к растениям как живым существам.

Умение оценивать роль растений в жизни человека и животных, желание постоянно проявлять заботу о растениях. Охранять и бережно относиться к природным богатствам

Путешествие по экологической тропе

Задачи: познакомить учащихся с Красной книгой нашей страны, привить любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Игра - путешествие

Открываем мир

Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, многообразием растений родного края

Утренник: «Читаем живую газету»

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры исследуемого объекта; слуховой - слышит шум ветра, шелест листвы и т.д. Вкус позволяет тонко различать соленый и сладкий вкус, вкус клубники и родниковой воды. Осязание - вторые глаза ребенка, он ощущает кору деревьев, крупинки песка. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками звуками ».

Реализация программы кружка «Мой край родной» предполагает разнообразные формы и методы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, просмотра телепередач, чтения книг. Большое внимание уделяется практической деятельности детей совместно с учителем: проведению наблюдений, опытов игр, озеленению школьного двора и т.д.

Предлагается творческое использование программы кружка педагогом: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Наибольший эффект может быть достигнут при систематической работе с детьми по программе кружка «Мой родной край».

Кружковой курс решает следующие задачи:

1. Расширение экологических представлений детей на материале, кратком и доступном детям младшего школьного возраста. Обеспечение более глубокого усвоения, закрепления и дальнейшего развития представлений об окружающем мире.

2. Организация разнообразной практической и исследовательской деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

3. Воспитание в процессе работы экологической ответственности младших школьников.

В работе кружка мы используем разнообразные методы: экскурсии, наблюдения, опыты, практические работы. Все эти методы мы применяем таким образом, чтобы обеспечить наибольшую активность детей, заинтересованность работой, развитие самодеятельности, наблюдательности и мышления.

Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элемент внимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, рисование по теме, а также практическая деятельность по изучению и улучшению состояния окружающей среды.

Каждый член кружка ведет дневник наблюдений по теме. В дневнике ведутся записи, зарисовки и выписки из книг. В основе работы детей лежат собственные наблюдения, но это не значит, что до всего дети должны дойти сами, на основе своего личного опыта. Они должны уметь использовать в своей работе и опыт других детей.

Кружок не замыкается в рамках текущей повседневной работы. Он освещает работу в школьной стенгазете, на школьных вечерах, проводит общественные компании. Результаты наблюдений по теме оформляются в виде коллекций, гербариев, наглядных таблиц, и т.д. Почувствовать окружающий мир, выявить взаимосвязь между различными объектами и явлениями, деятельностью человека и природой позволяют экскурсии в природу. Полученный материал анализируется, систематизируется и обсуждается на занятиях кружка. В целях расширения кругозора, углубления знаний краеведческого систематически проводим экскурсии в музей. Одним из существенных компонентов экологического воспитания мы считаем игру, так как игра - не только развлечение, а еще и особый метод вовлечений подростков в творческую деятельность. Увлекательные состязания, игровые конкурсы, которые мы проводим постоянно, - это прекрасная возможность вовлечения в экологическую работу большого числа учащихся. Кружок «Мой край родной» - это одна из форм внеклассной работы, которая позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь им наиболее полно реализовать свои способности, выявить среди них наиболее эрудированных. Участие учащихся в кружке побуждает у них интерес к познавательной деятельности, активизирует процессы самообразования, формирует чувства коллективизма и товарищества. Экологический кружок - эффективный способ воспитания у учащихся любви к Родине, укрепление физического и психического здоровья, развитие их эстетических и нравственных качеств. Процесс экологического воспитания детей начальных классов средней школы постоянно совершенствуется и развивается в том числе и в процессе кружковой работы. Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания и образования, в рамках кружка «Мой край родной», опытным путем определить значение такой работы в повышении уровня экологической воспитанности младших школьников.

экологический воспитание кружок школьник

«Зеленая Дружина»: как мы сделали это…

Пожалуй, среди ученых-биологов, специалистов в области охраны природы и экологов самого широкого профиля сложно найти человека, не ходившего в юннатские кружки. Среди моих знакомых таких, кажется, и нет вовсе. И ни для кого не секрет, что сегодня таких кружков стало гораздо меньше. А проблем, требующих решений грамотными и экологически ответственными людьми – наоборот, намного больше. Собственно, в этом и заключалась основная мысль, послужившая толчком к созданию этого проекта – «Зеленая Дружина».

Но каждый, кто однажды решался поставить себе такую задачу – создать детский кружок «с нуля», сталкивался и сталкивается с самыми разными проблемами. На пути от идеи до воплощения ее в реальное и работающее дело нам попалось немало «булыжников».

Вопрос первый и главный – на чем построить программу? От того, что именно будет интересно детям, и как долго придуманная программа сможет удерживать этот интерес — зависит практически все. Будет ли это биологический кружок с уклоном в орнитологию? Или сделать упор на походы в лес с элементами игры в выживание, как у скаутов?

При выборе «направления движения» здорово пригодился и собственный опыт занятий во Дворце Пионеров и на биофаке МГУ, и изучение работы профильных кружков – в Зоомузее, Зоопарке, Дарвиновском музее. Но от идеи создания чисто биологического кружка пришлось отказаться сразу: слишком уж узкая это «целевая аудитория» для обычного спального района. Да и знакомые кружководы сетовали на проблемы с набором ребят – а походы по лесам, пусть и с элементами природоведения, сулили успех нашему новому делу.

На деле оказалось, что самое интересное — это максимальная свобода в выборе тем, «полевая практика» и, главное, какие-то практические полезные действия – от разбивки лагеря в лесу до проведения «Дня Птиц». Понадобилось буквально два-три выезда, чтобы совместная работа сплотила набранных кружковцев в небольшой, но весьма сплоченный коллектив.

И название кружка сыграло свою роль, ведь Дружина – это группа единомышленников, объединенных общей задачей. Сейчас в нашем кружке есть и командир дружины, и дружинники (это ребята, уже имеющие опыт поездок в экспедиции), и кандидаты. И все решения мы принимаем исключительно голосованием, а руководитель проекта просто выступает в роли «советника».

Насущный вопрос, который тоже возникает всегда и одним из самых первых: а где, собственно, такой кружок будет заниматься? К кому я только не ходил «с этим тортом!» Буквально все – и школы, и партийные ячейки, и районное начальство были «за», идея нравилась всем, но… Решение нашлось. Ведь при муниципалитетах есть разнообразные досуговые центры! Со спортивными секциями, всякими единоборствами и прочими секциями для детей и взрослых. Мысль была верной: клуб «Экоспорт» приютил нас, выделив для занятий кабинет и компьютер. Денег за это с нас не берут, мы «расплачиваемся» участием во всех мероприятиях, статьями и отчетами, бесплатными занятиями со «льготниками».

Не менее важным элементом для развития проекта стала максимальная открытость в работе и методичное, с первого дня занятий, оформление наших действий во что-то наглядное и «красивое». Накопительные папки с отчетами о выездах и экспедициях, статьи в районные и окружную газету, «Доска Зеленой Дружины» с постоянно обновляющейся информацией,– мы используем каждую возможность, чтобы рассказать о нашем кружке.

На наши экскурсии мы приглашаем всех желающих. И до каждого, кто нас услышал, доводим основную идею: наш кружок – это то, что оторвет ребенка от телефона и компьютера, развернет его в сторону леса, научит работать в коллективе и даст возможность увидеть что-то новое. Вот на это родители откликнулись сразу и нам поверили – без доверия набрать группу и увезти ее за полторы тысячи километров от дома никак невозможно! Тем более что все наши поездки, за редчайшим исключением, родителями и финансируются. Поэтому на наших «однодневках» мы приветствуем «семейные выходы»: папы и мамы видят, как мы работаем и чем занимаемся. Это и рождает то доверие, которое «дороже золота». А золота у нас нет вовсе: до грантов – далеко, до спонсоров – высоко. Но если кружок – не способ зарабатывать деньги, то и с маленьким бюджетом все получается, наш опыт хорошо это иллюстрирует.

«Изюминкой» проекта «Зеленая Дружина» стали дальние поездки. Здесь – свои сложности. Место, выбранное для экспедиции, должно быть интересным, безопасным и хорошо знакомым. В идеале должна присутствовать «принимающая сторона», помогающая обустроиться на месте и готовая оказывать поддержку в решении возникающих вопросов.

Прекрасно работать с заповедниками: там заведомо есть люди, имеющие опыт по приему если не юннатов, то студенческих групп. Самые благоприятные впечатления и прекрасные воспоминания у нас остались от поездок в Кавказский и Окский государственные заповедники. Главный итог этих поездок – юннаты очень просятся опять в эти уголки нетронутой природы России, так отличающихся от нашего родного Подмосковья. Мы надеемся продолжать такое сотрудничество, отплачивая за гостеприимство своими отчетами..

Самое «узкое место»любой экспедиции – транспортная логистика. Здесь нет готовых рецептов, но при упорстве и желании все получается. Просто надо все просчитывать заранее и стараться сделать поездку максимально «бюджетной», что нелегко, но вполне возможно. А оборудование, снаряжение, аптечки и прочие необходимые вещи – это любой «полевик» со стажем сообразит и ребятам подскажет. Только проверять перед поездками все надо, и желательно – не один раз. На тех же «однодневках» по Подмосковью, например.

Сегодня «Зеленая Дружина» — биологический кружок и туристическая секция одновременно. Мы занимаемся теорией – и ходим на экскурсии по лесам. Знакомимся с природой России – и тут же отправляемся в экспедиции. С ноября 2012 года мы прошли маршрутами не одну сотню километров по Подмосковью. Бутовский лес и Черноголовская биостанция, колония чаек в Щербинке и учеты птиц в Коломенском, рыбхоз Нара и Русский Соколиный центр, Зоопарк и Зоомузей и еще много, много интереснейших мест пройдено нашими ногами.

Мы участвуем в конкурсах и викторинах, провели несколько «Дней Птиц» и развесили не один десяток синичников в лесах вокруг Бутово: мы живем и учимся на юге Москвы, и в Бутовском лесу находится наш уютный оборудованный учебный лагерь. Практически каждые выходные, в любую погоду кружок отправляется в поход. Ведь только в лесу можно проверить теорию практикой, научиться определять птиц и распутывать следы зверей. Главное – только «в поле» кружок превращается в спаянный коллектив единомышленников, имя которому — «Зеленая Дружина». И это – наши будни. Праздники начинаются в замечательное время, имя которому – каникулы!

Девять больших, многодневных экспедиций за нашими плечами. За зимние и весенние каникулы мы четыре раза съездили на Черное море, в Краснодарский край. Мы наблюдали за зимовками птиц и изучали природу Кубани, а в марте 2015 года во время поездки нами было найдено гнездо сокола-сапсана, о чем мы с гордостью рассказали ученым-орнитологам. Это гнездо до нас было им неизвестно!

Трижды совместно с Чупинским Морским яхт-клубом мы проводили летние экологические лагеря на Белом море. Юннаты «Зеленой Дружины» устраивали экскурсии для местных школьников и юных яхтсменов Петрозаводска, для кадетов Московской Навигацкой школы и воспитанников Свято-Алексиевской Пустыни. Кадеты Навигацкой школы и Морской взвод кадетского корпуса Пустыни проходят на море яхтенную практику, а мы рассказываем им о природе Карелии. Делиться своими знаниями – это так здорово! В 2016 году нами запланировано проведение еще трех эколого-трудовых и спортивных лагерей на берегу Белого моря.

И майские праздники мы не сидим в Москве. Благодаря поддержке наших старших товарищей из Департамента ООПТ в 2014 году «Зеленая Дружина» посетила Кавказский Государственный заповедник. Мы поднимались на плато Абаго и жили на 11 кордоне, любовались цветущими альпийскими лугами и весенним буйством реки Белая.

Весну 2015 года мы встретили на реке Пра в Окском Государственном Заповеднике. Маршруты от стационара Липовая Гора по разливам и старицам, полеты орланов-белохвостов и черного аиста, тетеревиные тока и журавлиные крики – все осталось в наших дневниках и в памяти кружковцев.

Каждый выезд на природу, каждая экспедиция оформляется нами отчетами и стенгазетами, юннаты пишут самостоятельные работы и собирают фотоархив, пишем мы и статьи в наши местные газеты. Но главный итог этих занятий и поездок – формирование небольшого, но очень дружного коллектива. Теперь мы знаем, почему нельзя жечь траву и как вести себя на природе, наблюдать за птицами и зверями и путешествовать правильно и безопасно.

С конца прошлого года к кружку, работающему при клубе «Экоспорт» в Щербинке, присоединился кружок «Зеленая Дружина-2» при воскресной школе храма Царя-страстотерпца Николая в Аннино. В наших планах – большие совместные экспедиции и походы. Ведь чем нас больше, тем больше хороших и полезных дел мы сможем сделать! Разбить «Экологическую Тропу» вокруг подшефной колонии чаек в Щербинке, посадить деревья на многочисленных пустырях Новой Москвы, повесить домики для сокола-пустельги и неясытей, решить «квартирный вопрос» птиц — дуплогнездников в наших окрестных лесах, помочь в проведении экологических лагерей на Белом море и многое, многое другое. Ведь природа нужна нам всем, а природе нужны юннаты «Зеленой Дружины»!

Каждый четверг в клубе «Экоспорт» на улице Брусилова, 21 и каждую среду в воскресной школе при храме в Аннино – на Варшавское шоссе, 160 мы проводим теоретические занятия, и каждые выходные уходим в лес. Приходите! Новые знания – обещаем, приключения – гарантируем!

Сергей Баптиданов, руководитель проекта «Зеленая Дружина».


Top