Режим дня на летние каникулы для подростков. О режиме дня нельзя забывать даже на каникулах: распорядок для

Режим дня подростка и личная гигиена

Чтобы предохранить от болезней подростков, вырастить их физически крепкими, жизнерадостными, трудолюбивыми, способными преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо приучить их соблюдать режим дня. Большую часть трудового дин подросток проводит в учебном заведении. Очень важно, чтобы навыки, которые он здесь приобретает, закреплялись дома.

Понятие "режим дня" включает следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Необходимо подчеркнуть что при приготовлении уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм. Работоспособность учащихся уменьшается, их успеваемость снижается, а с течением времени у подростков появляются и признаки расстройства здоровья.

Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Как видно из приведенных ниже таблиц, утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной.

День школьника начинается утренней гигиенической гимнастикой - зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность. После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: обтирает тело до пояса жестким махровым полотенцем, смоченным водой, или принимает душ. Температуру воды постепенно через каждые 2 - 3 дня понижают на 1 °С и доводят с 28° до 18 - 17 °С. Учащиеся, - постоянно выполняющие водные процедуры, реже болеют гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями.

После выполнения физических упражнений и закаливающих процедур надо тщательно умыться с мылом и почистить зубы. Следует помнить, что тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей подросткового возраста создают благоприятную почву для различных кожных заболеваний.

Кожа состоит из трех основных слоев: наружного слоя-надкожицы (эпидермиса), собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Клетки наружного слоя тонки и нежны, они постоянно отмирают и удаляются, а на смену им вырастают новые. При неопрятном содержании тела подростка эти отмершие клетки остаются на его поверхности, белье, волосистой части головы (перхоть), разлагаются (дурно пахнут), в случае пореза кожи способствуют появлению воспалительных процессов.

Во втором слое - собственно коже - расположены клетки соединительной ткани, придающие коже, упругость, прочность, растяжимость, многочисленные окончания нервов, мельчайшие капилляры, лимфатические сосуды, потовые и сальные железы, корни волос. Через потовые железы происходит потоотделение, способствующее поддержанию нормальной температуры тела.

Сальные железы обеспечивают кожу смазкой, защищающей наружный слой от высыхания и образования трещин. Выводные протоки сальных желез при неопрятном содержании кожи могут закупориваться, особенно в подростковом возрасте, когда железы усиленно выделяют смазку. Сало, остающееся в протоке, разлагается, раздражает кожу, что нередко приводит к появлению угрей. Это, естественно, не нравится ребятам, и они занимаются самолечением, выдавливая угри разными способами, рискуя занести в кровь инфекцию. Кроме того, при этом травмируется нежная кожа лица: на ней образуются небольшие рубцы.

Третий слой - подкожная жировал клетчатка - представляет своеобразную "кладовую", где хранятся запасы жира в организме. Этот слой кожи способствует сохранению тепла. Кожа обладает самообеззараживающим свойством; находящееся в ней особое вещество убивает многие виды болезнетворных микробов.

Для того чтобы избежать загрязнения кожи клетками надкожицы (эпидермиса), потом, избытками кожного сала, а иногда и болезнетворными микроорганизмами и яйцами глистов, подростку необходимо постоянно следить за чистотой кожи и нижнего белья.


При составлении режима дня необходимо учесть такие важные моменты, как возраст ребенка, который соответствует первому-второму классу младшей школы; отдаленность местонахождения школы от дома; занятость школьника в кружках; индивидуальные особенности здоровья; время года. Немаловажно правильно распределить отдых и активность таким образом, чтобы не переутомить отпрыска.

Важно знать, что сразу после уроков малышу необходимо отдохнуть прежде, чем он приступит к выполнению домашних заданий. Отдых может быть в виде посещения кружков, секций по интересам или прогулки на свежем воздухе. В любом случае к урокам надо приступать не ранее, чем 3-4 часа после школы. Иногда ребенок в младших классах еще нуждается в дневном сне после обеда в течение 1-2 часов. Особенно это касается болезненных детей.

Питание

Младшему школьнику полезно питаться в определенное время не менее 5 раз в день. Это завтрак, обед, полдник, ужин и легкий перекус за час до сна. Польза режима приема пищи состоит в том, что у человека образуется желудочный сок в одни и те же часы. От этого улучшаются аппетит и переваривание желудком пищи. В целом это благоприятно сказывается на самочувствии и здоровье органов пищеварения малыша.

Сон

Специалистами установлено, что ребенок 8-9 лет должен спать не менее 11 часов. Оттого важно уделить внимание тому, чтобы он вовремя ложился спать. При этом лучше, если за 2 часа до сна он побудет на улице или поиграет в спокойные игры. Ежевечерние гигиенические процедуры - чистка зубов, теплый душ настраивают на спокойный сон. После здорового ночного отдыха и вставать утром ребенку будет легко.

Физкультура

Утром необходимо приучить школьника делать зарядку. Идеально, если это будут составленные для него упражнения на все мышцы тела. Зарядка улучшает кровообращение организма, помогает маленькому человеку ощущать себя здоровым, бодрым и жизнерадостным.
Ребенку 8-9 лет для правильного роста и развития необходимо много двигаться. Поэтому ему рекомендуется посещать спортивную секцию или регулярно играть в подвижные игры со сверстниками, кататься на коньках, велосипеде, скейте и т.д.

Труд

Педагогами давно доказано, что труд дисциплинирует человека, развивает его силу воли. Вследствие этого желательно, чтобы у каждого школьника были свои небольшие домашние обязанности, не говоря уже о развитых навыках самообслуживания: заправка постели; уборка игрушек, рабочего пространства на столе, мытье посуды за собой.

Домашние задания

Домашние задания школьник первых классов должен выполнять не более 1-1,5 часа. Надо приучить малыша сразу выкладывать на стол учебники и тетради на следующий день. И приступать к урокам, начиная с трудных предметов, а заканчивая легкими и интересными предметами. При этом по мере выполнения уроков надо сразу убирать учебники в портфель.

Свободное время ребенка

В свободное время ребенок может быть занят в кружках по интересам, полезными делами, спортом, играми, творчеством, чтением. Но надо оставлять и совершенно свободное от всего время на размышления и «ничегонеделанье», когда малыш желает просто побыть наедине с собой. Психологами доказано, что для его правильного развития это необходимо. За компьютером или просмотром телевизора ребенку можно проводить не более 40-60 мин, чтобы не портилось зрение и осанка.

Игры бывают спокойными и активными. Родители вовремя должны понять, каким развлечением занять свое любимое чадо, чтобы ребенку не было скучно, и он не переутомился. Лучше чередовать эти два вида развлечений.

Активные игры

Множество интересных развлечений ждет ребенка дома. Если малыш шустрый, любит много двигаться, то его энергию нужно направить в нужное русло. Помимо известных «Пряток», «Жмурок», можно дома поиграть в «Твистер».

Не беда, если вы еще не приобрели необходимый атрибут для этого развлечения. Его несложно сделать самим. Возьмите обычную белую простыню, которую не жалко пожертвовать на благое дело. Обрежьте или надшейте на нее дополнительный кусочек, чтобы получилось полотно 160Х140 см.

Прикрепите на нее в 4 ряда по 6 кругов, вырезанных из ткани разного цвета, в такой последовательности:

Красный;
- синий;
- желтый;
- зеленый.

Какой конечностью встань на кружочек конкретного цвета, решит рулетка. Ее тоже несложно изготовить. Чтобы простынь не сминалась под энергичными детскими ручками и ножками, пришейте к ней с изнанки твердую основу из старого коврика или прочной ткани.

Для игры в «Прищепки» атрибуты тоже легко найти дома. Пусть ребенок отвернется и посчитает до тридцати. Прикрепите за это время прищепки в комнате. Если ребенок маленький, то не нужно располагать их на высоте, а детей постарше позабавьте, прикрепив прищепки, например, на люстре или настенном ковре.

Играть могут сразу несколько малышей. Победит тот, кто больше всех собрал прищепок.

В «Шарики» тоже весело играть дома большой компанией. Надуйте несколько шаров. Они должны быть двух цветов. Один вид дайте одной команде, второй – другой. Включите веселую музыку. Пока она звучит, дети кидают команде соперника шары своего цвета. Те пытаются их отбить назад и одарить противников шариками своей расцветки. Выключите музыку и подсчитайте количество шаров у каждой команды. У кого их будет меньше, те победили.

Не забывайте одарить призами и проигравших, придумав, за какую номинацию кому вручается подарок. Если ребенок один, то компанию ему составит взрослый.

Спокойные игры

Если детям нужно отдохнуть, то посадите их за стол, предложите спокойную игру. Положите на поверхность несколько предметов (ручку, небольшие игрушки, брелок). Чем младше девочки и мальчики, тем атрибутов меньше, но они крупнее. Пусть водящий запомнит расположение предметов, а затем отвернется.

За это время дети уберут часть вещей, а некоторые из них перевернут, чтобы они оказались в другом положении. Водящий должен сказать, что изменилась. Эта спокойная домашняя игра прекрасно тренирует память.

Чтобы поразмять пальчики малышей, а заодно и развить мелкую моторику, дайте им листы картона и одинаковый набор, состоящий из больших пуговиц, сухих макарон, лент, клея, кисти.

Пусть юные художники создадут оригинальные картины, на которых будут красоваться приклеенные макароны, пуговицы. Обрамлена дизайнерская вещь может быть лентами или мишурой.

Собирать пазлы, рисовать красками, лепить из теста, глины дома тоже интересно.

Правильный режим дня необходим ребенку для физического и умственного развития. Поэтому важно начинать приучать малыша к распорядку дня уже в возрасте 3-4 месяцев, когда сформировываются привычки ребенка и его естественное расписание сна.

Инструкция

Прежде чем начинать сформировывать правильный режим дня ребенка, необходимо уяснить, какое количество раз малыш должен спать днем. Новорожденные спят и днем, и ночью каждые три часа. При достижении 3 месяцев малыш начинает спать реже, но сон его становится более глубоким и регулярным. В 6 месяцев ребенку достаточно спать три раза в день, а с 11 месяцев – только два раза.

Бывают и редкие исключения, когда ребенок спит днем всего лишь один час. Это будет нормой при условии, что ребенок чувствует себя хорошо: достаточно кушает, играет, улыбается. Такие дети способны восстанавливать силы за короткий промежуток времени. В таком нестандартном случае не стоит пытаться укладывать ребенка спать в соответствии с всеобщими нормами, поскольку малыш все равно не уснет, а только раскапризничается.

Приучая ребенка к правильному режиму дня, важно придерживаться последовательности. Нужно стараться кормить, купать, гулять и укладывать малыша в одно и то же время каждый день. Иначе ребенку будет тяжело выработать дневной режим. При этом, когда ребенок начнет ходить в детский сад, то в выходные дни необходимо будет придерживаться дневного режима, соблюдающегося в детском саду.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные привычки. Составляя распорядок дня, крайне важно учитывать их. Так, некоторые дети после купания любят поспать, а другие предпочитают играть.

Стоит обращать внимание и на знаки, которые подает малыш. Например, если ребенок начинает капризничать и тереть глазки, то это обозначает, что он утомился и захотел спать. А если чадо принялось активно сосать соску, то вероятно пришло время кормления. Выяснив все знаки, подаваемые ребенком, не составит труда выработать режим дня, максимально подходящий своему малышу.

Иногда может наступить время для сна, соответствующее распорядку дня, но ребенок неожиданно не захочет засыпать. В таком случае малышу необходимо помочь, чтобы не сбиться с привычного ритма. На этот случай необходимо создать определенный ритуал, выполняемый перед сном, который поможет быстро успокоить ребенка и погрузить его в сон. Таким ритуалом может быть купание, кормление, пение колыбельной, одним словом все, что действует на ребенка успокаивающе.

Понять, правильно ли составлен режим дня, можно по поведению малыша. Если в течении всего дня он активен, уравновешен, весел, имеет хороший аппетит, быстро засыпает и просыпается бодрым, то вносить корректировки в распорядок дня не требуется.

Видео по теме

Питание ребенка 5 лет уже отличается от меню раннего возраста и максимально приближено к питанию взрослого человека. Однако для нормального развития своего малыша родителям следует знать возрастные потребности его организма.

Мнение специалистов

Рацион питания ребенка 5 лет отличается уменьшением калорийности и белков животного происхождения. И, соответственно, увеличением в пище растительных белков. Диетологи подсчитали необходимое количество калорий пятилетнего малыша - 1970 ккал. А соотношение нормы белков, жиров и углеводов должно быть следующим: 1:1:4.

Кроме того, уже с 5 лет число приемов пищи уменьшается до 4 раз вместо 5. Этих рекомендаций желательно придерживаться, чтобы ребенок был сыт и в тоже время его пищеварительная система не была перегружена. Кормить детей по принуждению не нужно никогда, только при чувстве голода. С организацией своевременного питания проблем не должно возникать, если дошкольник питается строго по режиму, в определенное время суток. В этом случае и желудочный сок начинает выделяться вовремя, что способствует хорошему пищеварению.

Состав меню для ребенка 5 лет

Меню для ребенка 5 лет уже можно разнообразить блюдами для взрослых. Желательно, чтобы каждый день малыш знакомился с различными вкусами. Можно принимать в пищу соления, копчения, консервы, колбасы. Избегать надо только острой и слишком жирной пищи. Жареной пищей также злоупотреблять не стоит, чтобы не перегружать пищеварительную систему ребенка. Лучше отдать предпочтение блюдам, приготовленным на пару и в духовке. Слишком много сладкого чревато появлением аллергии.

Важно также, чтобы питание было сбалансированным. Теперь вместо жидких каш в пищу стоит употреблять рассыпчатые каши. Также разрешаются рассольники, блюда из перловой и кукурузной крупы, заливное. Яйца и блюда из них рекомендуется подавать к детскому столу не более 2 раз в неделю. Помимо компота, киселей и соков для питья, малышу можно давать чай, какао и кофейный напиток без кофеина.

Родители должны следить за тем, чтобы в рационе ребенка было достаточно овощей и фруктов, особенно в сыром виде. Это обязательно необходимо для получения организмом необходимых фитонцидов, растительных белков, ферментов, эфирных масел и пектинов, которые препятствуют формированию гнилостных бактерий и грибков в кишечнике. В салатах активно следует использовать различную зелень: сельдерей, петрушку, салат, укроп и т.д. Очень полезны в питании сливочное и растительное масла, молочные продукты, рыба и мясо.

Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, получают там трехразовое сбалансированное питание. Родителям надо лишь внимательно изучать меню, чтобы обеспечить малыша ужином, который бы полноценно дополнял его дневной рацион питания. Это могут быть рагу, фаршированные овощи, драники, запеканки, пудинги, бефстроганов, голубцы, тушеное мясо и рыба.

Видео по теме

Совет 5: Как помочь ребенку перестроиться на новый режим дня

Долгие летние школьные каникулы способствуют отвыканию организма ребенка от строгого распорядка дня. Как результат, с началом учебного года у многих детей возникают трудности с вхождением в новый режим. Внимательные и заботливые родители могут помочь своему ребенку наиболее безболезненно перенести период адаптации к школе.

В адаптационный период ребенок заново привыкает к ранним пробуждениям, долгому нахождению на занятиях и выполнению заданий после школы. Родители в это время должны проявить немалую чуткость и заботу, лучший вариант помощи в этой ситуации - пройти непростой период адаптации вместе со своим чадом.

Начинайте подготовку к учебному году еще в – повторяйте пройденный материал, постепенно изменяйте свободный режим дня, заново приучая школьника раньше ложиться спать и раньше вставать.

В начале учебного года не торопите ребенка, не ругайте его за невнимательность, не заставляйте заниматься уроками через силу. Учтите, что средний временной период адаптации к школе зависит от возраста учащегося. Для учеников начальной школы он составляет примерно полтора , для 5-6-классников – один , для учащихся 7-11 классов – 2-3 недели.

Позаботьтесь о том, чтобы в период адаптации к школе снизить всевозможные нагрузки на детскую психику. Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры в режиме дня ребенка, позаботьтесь о его достаточном пребывании на свежем воздухе, обеспечьте ему рациональное питание с большим количеством витаминов. Сон учащегося должен иметь продолжительность не менее 8-9 часов в сутки.

Если проблема адаптации касается , то нужно проявить особое терпение и понимание. Составьте для ребенка наиболее благоприятный режим дня, учите маленького школьника правильному отношению к неудачам, пробуждайте в нем стремление все лучше и лучше справляться с учебой. Хорошей подготовкой к школьному режиму является посещение малышом детского сада.

Первый учебный год является не только самым трудным, но и самым ответственным. Сумеют ли родители поддержать познавательный интерес ребенка, будут ли способствовать развитию его самостоятельности – от этого напрямую зависят успехи школьника в учебе в следующих классах.

Об энурезе уместно говорить в том случае, если ребенок оставляет свою постель мокрой чаще, чем один раз в две недели в возрасте старше четырех лет. Выясняя причину возникновения данного заболевания и подыскивая действенные способы его лечения, родителям, прежде всего, следует обратиться к педиатру, детскому гинекологу и урологу.

Вам понадобится

  • - консультация педиатра;
  • - мята;
  • - валериана;
  • - пустырник;
  • - контрастный душ;
  • - хвойные ванны.

Инструкция

Имейте в виду, что на сегодняшний день существует примерно 300 способов лечения детского энуреза. К ним относятся и физиотерапия, и аутотренинг, и специальная диета, и различные лекарственные препараты, и гипноз. Но все их должен назначать врач после тщательного осмотра и выявления причин заболевания.

Не надевайте на ночь подгузники. Большинство 4-5-летних детей с энурезом – это малыши, которые долгое время не расставались с памперсами. Но они необходимы только в определенных случаях: в гостях, на прогулке, в дороге. Начиная с полутора лет, приучайте малыша пользоваться .

Избегайте излишнего психо-эмоционального возбуждения перед сном: просмотра «страшных» фильмов, активных спортивных игр и т.д.

Если ваш малыш боится оставаться один в комнате или его страшит темнота, не выключайте в детской ночник, оставляйте приоткрытой дверь в вашу спальню. Не скупитесь на похвалы, если у малыша уже была хотя бы одна «сухая» ночь.

Используйте фитотерапию – лечебные травы, обладающие седативным эффектом. Заваривайте чай из мяты перечной, корней валерианы, пустырника. После консультации с врачом можно применять общеукрепляющие процедуры (хвойные ванны, хождение по земле босиком, контрастный душ и т.п.)

Старайтесь, чтобы психологическая обстановка в семье была нормальной, своевременно решайте проблемы, возникающие в детском саду или школе.

Стрессы, нервозность, раздражительность негативно сказываются не только на состоянии беременной женщины, но и на плоде. Отрицательные эмоции могут привести к тяжелым последствиям для будущего ребенка.

Инструкция

Негативное эмоциональное состояние беременной женщины может привести к неправильному формированию и развитию эмбриона. Оно отрицательно сказывается на формировании сердечно-сосудистой системы плода, в результате появятся врожденные сердечные заболевания. Если будущая мама нервничает в середине беременности, это может вызвать гипоксию плода. В данный период у эмбриона уже сформирована нервная система, и он чувствует волнения со стороны матери. Согласно данным исследований, у «нервных» сильно повышается риск появления на свет детей с астматическим заболеванием или с маленьким весом. Плохим последствием негативного эмоционального состояния являются преждевременные роды.

Состояние во время беременности оказывает большое значение на развитие родившегося ребенка. Если женщина была спокойна в период вынашивания, малыш родится спокойным. У женщины, которая не берегла нервы и раздражалась по пустякам, ребенок будет беспокойным, у него будет нарушен режим сна и бодрствования. У такого малыша будет часто меняться настроение, появится повышенная чувствительность к происходящим переменам, которые будут вызывать сильное раздражение. В результате этого он станет плаксивым и тревожным. Нервное состояние в период беременности может нарушить работу иммунной системы ребенка, малыш будет часто болеть.

Бельгийские ученые провели любопытное исследование. Они собрали данные по 71 женщине и их малышам, детей осматривали после рождения, а затем в возрасте 8-9 лет. В ходе исследования женщины заполняли опросники, которые позволяли установить уровень стресса, пережитый в период беременности. Когда их детям исполнилось 8 или 9 лет, матери, учителя и сторонние наблюдатели оценили активность, внимательность детей и характерный для них уровень беспокойства. На основании исследования был сделан вывод о том, что наиболее опасным для психики будущего ребенка является срок 12-22 недели, поскольку для этого периода оказалась наиболее сильной взаимосвязь между беспокойством женщины и будущими расстройствами ребенка. Влияние нервного состояния в течение данного периода оказалось сильнее влияния следующих факторов: низкого веса при рождении, курения беременной, уровня беспокойства матери растущего ребенка в возрасте 8-9 лет.

Паспорт

Для оформления паспорта гражданина РФ ребенку в 14 лет обратитесь в фотоателье. Сделайте 4 фотографии размером 45х35 мм.

В любом банке, принимающем платежи от населения, заплатите государственную пошлину за оформление внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации. На сегодняшний день государственная пошлина за оформление внутреннего паспорта составляет 200 рублей. Вам выдадут квитанцию, которую вы обязаны предъявить в Федеральную миграционную службу или в ЖЭУ, в зависимости от того, где вы собираетесь оформлять паспорт.

Обратитесь с ребенком в указанную инстанцию, заполните бланк заявления унифицированной формы в присутствии сотрудника паспортной службы. Предъявите свидетельство о рождении ребенка, квитанцию об оплате государственной пошлины за оформление паспорта гражданина Российской Федерации, 4 фотографии, паспорт матери или отца ребенка для подтверждения гражданства РФ.

Родителям , или законным представителям ребенка могут выписать административный штраф в размере до 2500 тысяч рублей.

Особенности режима дня подростка

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.

В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.

Уроки

Вы, родители, лучше, чем кто либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий.

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается.

Свободное время

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол , волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.

Питание

Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.

Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность во сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать.

9-10 часов утра,

16-17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером.

11-12 часов утра,

18-20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно.

10-12 часов утра,

15-18 часов вечера

Как только прозвенел последний звонок, мой десятилетний сын ударился в «анархию»: ложится спать чуть ли не в полночь, спит до часу дня, а остальное время гоняет как угорелый по улице. Даже не представляю, как его угомонить. Стоит ли на каникулах подчинять день какому-то распорядку или все-таки дать максимум свободы?
Кристина

Главный признак здоровья - гармония с природой

- Этих дней дети ждут с нетерпением: уроков нет, полная свобода, - говорит заведующий кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды Леонид Подригало. - Каникулы действительно должны быть праздничными и радостными, но это не значит, что нужно и можно перегружать их развлечениями и полностью забыть о режиме дня. Дело в том, что режим дня - это отражение необходимых организму правильных физиологических процессов. Человек - часть природы, и все органы и системы организма работают согласованно, последовательно и в соответствии с природными ритмами. Режим обеспечивает единство организма с окружающей средой, их гармонию, которая и считается главным признаком здоровья. Не случайно ученые, говоря о цели режима, определяют его как выработку определенной последовательности и ритма физиологических реакций (динамического стереотипа) для экономного расхода нервной энергии и сохранения высокой работоспособности.

Лучше всего отдыхать на свежем воздухе

Специалист уверен, что нарушение привычного распорядка может сломать динамический стереотип, а восстановить его будет довольно трудно.

Поэтому режим в каникулы не должен значительно отличаться от рабочих дней, - считает Леонид Подригало. - Некоторые компоненты режима даже на каникулах не должны меняться. В частности, независимо от дня недели детям школьного возраста желательно вставать не позже 7.30, необходима и утренняя гимнастика. Режим питания и продолжительность сна должны быть те же, что и во время учебы: есть и ложиться спать нужно в привычное время.

Лучше всего, если дни отдыха максимально проводятся на открытом воздухе. Экскурсии, прогулки, походы, поездки за город дадут ребенку необходимый заряд бодрости. Тем не менее, заполняя каникулы играми и физическими упражнениями, нельзя допускать физического переутомления, поэтому и летом родителям нелишне следить за состоянием детей. Такие признаки, как бледность, вялость, головная боль, свидетельствуют о том, что нагрузка слишком высока для ребенка, предупреждает Леонид Подригало.

Из каких «кирпичиков» выстроить каникулы

Чтобы хорошо отдохнуть в каникулы и набраться сил для дальнейшего обучения, школьнику необходим правильно построенный режим, причем он не должен резко отличаться от распорядка дня в учебные дни. Специалист приводит вариант режима дня для каникулярного периода для детей 7-10 лет:

Подъем: 7.00-7.30;
- утренняя гимнастика, туалет, закаливающие мероприятия: 7.00-8.30;
- завтрак: 8.30-9.00;
- пребывание на открытом воздухе: 9.00-13.00;
- обед: 13.00-13.30;
- послеобеденный дневной отдых или сон: 13.30-15.30;
- прогулки (игры, активный отдых), экскурсии, просмотры кинофильмов и т.д.: 15.30-17.30;
- полдник: 17.30;
- свободное время: 17.30-19.00;
- прогулка: 19.00-19.30;
- ужин: 19.30-20.00;
- свободное время: 20.00-21.00;
- подготовка ко сну: 21.00-21.30;
- отход ко сну: 21.30-22.00.

Схема приведена в качестве образца, от которого, безусловно, могут быть незначительные отклонения. Главное, чтобы своевременно выполнялись основные элементы режима. Врач советует родителям хорошо продумать, чем занять детей на каникулах. В последнее время структура свободного времени школьников изменилась: происходит замена активных форм отдыха пассивными. На практике это проявляется сокращением занятий физкультурой и спортом, пребывания на свежем воздухе, а это приводит к гиподинамии и становится дополнительным фактором риска развития хронических заболеваний.

✔Правило № 1.

С вечера составляйте план на следующий день.

Распланируйте свой завтрашний день. Выделите 6-8 часов на работу, не забудьте про приемы пищи и отдых. Я в свой план еще вписываю занятия спортом, и вам тоже советую. Для примера составил свой план на завтра. Вот он:

7.00 -Подъем

7.00-8.00 – Зарядка, умывание, завтрак.

8.00-12.00 – Работа.

12.00 – 13-00 – Обед, отдых.

13.00 – 17.00 – Работа.

17.00 – 19.00 - Занятия спортом.

19.00 – 20.00 – Ужин.

20.00 – 22.00 – Личное время (семья, чтение книг, развлечения, проверка почты, ответы на письма).

22.00 – 23.00 – Подведение итогов прошедшего дня, составление плана на завтрашний день.

Время, которое выделено для работы, должно проходить максимально продуктивно. Рабочие часы, при желании, можно расписать подробнее, по конкретным задачам. Бывает, что приходится задержаться за компьютером и до полуночи, но при этом все равно необходимо встать в 7.00, как запланировано, иначе весь распорядок дня пойдет можно будет выкинуть в мусорное ведро, и вы потеряете контроль времени.

✔Правило № 2.

В план писать только те задачи, выполнение которых приносит вам удовольствие.

Если заниматься тем, к чему вы не проявляете искренний интерес, это очень быстро надоест. Например, я, как копирайтер, очень редко пишу статьи на не интересующие меня темы. Только если в этом есть большая необходимость.

✔Правило № 3.

Расставьте все свои задачи по важности, в порядке убывания.

Для того чтобы правильно планировать свой распорядок дня и не терять контроль времени, составьте список дел по оценкам важности в порядке убывания. Например:

Задачи, которые необходимо выполнить в первую очередь.

Важные, но не срочные задачи.

Задачи, выполнение которых можно отложить на выходной день.

Выполнение начинаем с первого списка и уверенно спускаемся вниз.

✔Правило № 4.

Составляйте план на день отдыха.

В план выходного дня вбивайте те задачи, которые не успели сделать в рабочие дни. Их все же необходимо выполнить. Но про отдых тоже не забывайте, ведь следующий день - уже рабочий.

✔Правило № 5.

Записывайте все свои идеи.

Заведите блокнот и держите его постоянно под рукой. У творческих людей за целый день в голове множество раз проскакиваю массы идей. Вроде как запомнил, но потом вспомнить ни как не могу. Помню, что что-то было, а что?.. Такой блокнот будет золотым сундуком с идеями, вот увидите. Я такой блокнот веду уже больше года. И он мне очень помогает. Кстати, идею этой статьи я тоже взял из своего блокнота с идеями.

Переносите идеи из блокнота в свой план распределения целей, и начинайте с ними работать. Вы сами заметите, насколько это продуктивно.

Соблюдая эти 5 правил, вы сможете правильно составлять распорядок дня и постоянно держать контроль времени.


Top