К старости отношение. Чем прекрасна старость? Эссе о старшем поколении

Тема: «Уважительное отношение к старости»
Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста , повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:

Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи;

Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Оборудование: мультмедийный проектор, презентация Power Point, видеосюжет «О старости», фонограммы музыкальных композиций («А годы летят», «Как молоды мы были», Энрике Морриконе «Осень»).
Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.


Начало: видеосюжет «О старости».
Учитель: Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании
Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода и поддержания их достоинства.
Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.
Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.

(Звучи фонограмма песни «А годы летят…»)

Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость». (Слайд 3)

(Давалось предварительное задание двум обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):


Учащийся 1.Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.
В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Ограничивается подвижность суставов, снижается умственная работоспособность, легче возникает утомление, наблюдается ослабление памяти на текущие события, нарушается сон. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.
Учащийся 2. Старость - закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение - неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Учитель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.
Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.
Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.
Ведущий 1 (на фоне медленной композиции «Осень» Энрике Морриконе):

Какая жизнь у старика – (Слайды 4 – 10)

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…
Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!
Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.
Ведущий 2. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания. (Слайд 11)
Ведущий 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону . Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз … (Слайд 12)
Ведущий 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. (Слайд 13)
Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.
«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.
Ведущий 1. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)
Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?
(организуется общение)
Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек . Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
Ведущий 2. Нередко быт семьи – стирка, глажение белья, приготовление пищи, уборка квартиры, лежат на плечах наших бабушек. А место для отдыха бабушке отведено, как правило, на кухне. Зато внучка или внук имеют отдельную комнату. Одним словом, всё для детей и внуков и ничего для себя! А что же в ответ?
Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.
«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками , четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова , взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
-Как это кем? Дочерью, конечно.
-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации ? Что вы думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».


Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
(Организуется беседа)
Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств и неприятностей.
Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной коляске , покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том, что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете».
Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу, полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь организм – идёт необратимый процесс его разрушения.
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости. Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)
Ведущий 1. Подлинная гуманность общества ли, семьи или отдельной личности определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи нашим сородичам . И для самопознания, для постижения скрытых черт и собственной натуры самые точные критерии – сочувствие, добросердечное внимание не только к тем, кто имеет и умеет, но и к тем, кто уже всё отдал.
Ведущий 2.
Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

На протяжении всей истории человечества тема старения и смерти имела актуальное значение. Веками мыслители, философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир вечной молодости и бессмертия, а многие религии придавали старению особое сакрально - мистическое значение. По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Как не парадоксально, но смерть - это счастье для умирающего человека, ведь после смерти он перестает быть смертным. Возможно ли избежать проявления этих базовых сущностных биологических свойств, которые присущи всему живому? Вопрос риторический. Но несмотря на всю его бессмысленность, мировые религии, такие как буддизм и христианство, имеют на него свои ответы. Согласно буддийской легенде, один из шестнадцати ближайших учеников Будды Гаутамы - архат Пиндола Бхарадваджа (по просьбе своего учителя) должен оставаться на земле до прихода следующего Будды Майтрейи и научить Дхарме всех живых существ.

Христианские корни возможности человеческого бессмертия можно найти в Евангелии от Матфея (16: 28), где приведены такие слова Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим учеником считают самого евангелиста Иоанна, который будто бы и по сей день жив и ожидает возвращения Спасителя на землю.

Другой бессмертный христианский персонаж имеет много имен: Агасфер (Вечный жид), Эспера-Диос (надейся на Бога), Бутадеус (ударивший Бога), Картафил (сторож претории). В соответствии с христианским приданием, во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу еврей по имени Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и велел идти дальше, а по одной из версий - даже ударил Его. За этот проступок он был наказан. Он должен был вечно скитаться по миру до Второго пришествия Христа, не зная ни отдыха, ни старения, ни смерти, подобно Каину, которого Бог обрёк на скитания, запретив лишать его жизни.

Если повнимательнее вдуматься в этот образ, то структурный принцип легенды представляет собой двойной парадокс, когда темное и светлое дважды меняются местами. Бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (возможностью искупления). В книгах К. Кастанеды имеется один очень интересный персонаж, который умудрился стать бессмертным. Имя его Арендатор или «Бросивший вызов смерти». Это ещё более загадочный и могущественный маг, чем дон Хуан или Сильвио Мануэль… Арендатор - древний мексиканский маг, который живёт (в органическом теле) несколько тысяч лет! Если верить Кастанеде, то Арендатор может по собственному желанию обретать или «растворять» свою плоть, становиться либо женщиной, либо мужчиной и, самое главное, он научился манипулировать своей точкой сборки так, что на неограниченный срок отдалил свою биологическую кончину. И самое интересное, что существование архата Пиндолы Бхарадваджа, евангелиста Иоанна, Агасфера, Арендатора и других известных персонажей, избежавших старения и смерти, никто и никогда не сможет ни доказать и ни опровергнуть.

Когда человек приближается к концу своего жизненного пути, он с грустью задает себе вопрос, суждено ли ему увидеть те манящие горизонты, которые расстилаются там, впереди, и возникает закономерный вопрос: «Каковы временные границы старости?» На практике, в повседневной жизни границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы и строго индивидуальны. Никаких календарных дат наступления старости не существует и не может существовать. Известное выражение немецкого писателя Франца Кафки «Сорок лет - старость юности, пятьдесят - юность старости» вряд ли является ключом к пониманию границ возраста человека. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин.

Проблема периодизации развития человека стала исследоваться еще в период античности. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Интересна классификация Дж. Биррена (1964) выделяющая восемь фаз жизненного развития человека:

Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.

По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста. Он очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное состояние человека. В юриспруденции календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей (занятие определенных должностей в органах власти и управления) или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным.

В современном обществе, в условиях глобализации к старости и старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Рассуждения сторонников негативного отношения к старости подобны мрачному откровению отца протестантизма Мартина Лютера «Старость - это живая могила». Государство или частные пенсионные фонды с кислой гримасой выплачивают пенсии ненавистным пенсионерам и с нетерпением ждут «Когда же чёрт возьмет тебя!»

Сторонники позитивного отношения рассуждают подобно Вольтеру: «Для глупца старость бремя, для невежды - зима, а для человека науки - золотая жатва». И такие рассуждения небезосновательны. Как известно, величина спада интеллекта с возрастом обратно пропорциональна его наибольшему значению. Это значит, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем слабее спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом. Человеческое неизвестное простирается очень далеко, но оно все равно остается в сфере наших возможностей.

Анализ литературы о психологии старости и старения, рассмотрение биографий творческих личностей, доживших до преклонных лет, показал, что старость как психологический возраст может и не наступить в жизни человека. Условием длящейся или нарастающей зрелости является творчество во всех его проявлениях, включая творчество собственной жизни, каждого ее дня. Доказательством возможного физического и умственного долголетия могут служить известные исторические личности:

Микеланджело, скульптор, живописец - 89 лет.

Как ни парадоксально, но о старости очень много написано, но мало что доподлинно известно. Эмоциональные волнения, связанные с размышлениями о смерти, переживания горя и одиночества и даже радостные переживания людей пожилого возраста таинственны и самобытны. Загадкой остается и сам поздний возраст стареющего человека. До сих пор остается нераскрытой величайшая тайна старости, которая заключается в том, что хронологические ровесники этого возраста могут причисляться к различным психологическим возрастам.

Один пожилой человек переживает любовь - он вернулся в период юности. 16-летняя барышня Ульрика фон Бюлов влюбилась в 82-летнего Гете и через год вышла за него замуж. Жан-Поль Бельмондо в возрасте 72 лет женился на 19-летней модели и родил замечательную дочурку. Известный философ Конфуций появился на свет, когда его отцу был 91 год, а матери 16. Отцу Лермонтова, при появлении на свет великого русского поэта, было 56, а матери - 19. И таких примеров масса. Другой продолжает свою творческую профессиональную деятельность - он пребывает в зрелом возрасте (ученые, политики, диктаторы, люди творческих профессий). Третий (таких подавляющее большинство) посвящает свою жизнь пассивному выживанию, бесконечным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем прошлом, заботам о собственном угасающем здоровье, разговорам о врачах и медикаментах. В старости человек похож на актера, который сидит среди зрителей и с грустью смотрит, как его любимые роли исполняет кто-то другой.

Геронтология – наука о старости выделяет следующие признаки старения:

1. Снижение функциональных возможностей человеческого организма.

2. Прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил (когда на отдых требуется больше времени, чем на то, чтобы устать).

3. Психологические изменения, происходящие в человеке (интеллектуальный и эмоциональный уход в свой внутренний мир, переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни). Идея бренности бытия и преходящей природе всего сущего уже не кажется такой уж абстрактной. Вчерашние истины исчезают, подобно лепесткам под дуновением ветра, происходит переоценка основных жизненных ценностей. Для пожилых становится бесспорным и очевидным, что жизнь не бесконечна и времени остается мало.

4. Депрессия является самой важной и распространенной проблемой как нормального, так и патологического старения. Впервые о том, что в старости люди очень подвержены депрессии, заговорил ещё Гален во II в. Он подробно описал связь между меланхолией и старостью. В среднем в старости депрессия достигает наибольшего уровня в 65 лет. Неизменными спутниками депрессии являются озлобленность, которая иногда принимает форму самообвинения.

5. Среди людей творческих профессий, известных и даже знаменитых, депрессии проявляются особенно остро. Творческому, пережившему славу всенародную известность и любовь человеку трудно смириться с угасанием не только своего таланта, но и разума.

6. В старости человек обращается к вере: он начинает чаще ходить в церковь или ступает в прямой диалог с Создателем посредством молитвы. Обильный урожай собирают различного рода сектанты, предлагающие свою помощь и поддержку в обмен на движимое и недвижимое имущество доверчивых стариков. Так или иначе, но в старости в той или форме все переживают веру в бессмертие души. Она переживаема, плохо переводимая на язык слов, но очень хочется верить, что с наступлением смерти всё только начинается.

7. Постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, обострение чувства родства и привязанности к семье, близким людям. По особенному любятся внуки, которые со временем отомстят своим родителям за своих бабушек и дедушек…

8. Наступление установленного государством социально-экономического «порога» - выход на заслуженную или незаслуженную пенсию (социальная изолированность, потеря былого статуса и предлагающегося к нему набора благ, существенное уменьшение источников дохода, сужение круга социальных ролей, переход из команды игроков в команду телезрителей).

Проблема старения и старости заставляет задуматься над тем, насколько неизбежна, детерминирована, фатальна старость как психологический возраст. Очевидно, что в плане биологического возраста «от старости лекарства нет». Хотим мы этого или нет, но в природе всегда действовал и продолжает действовать закон естественного отбора, и поэтому старые особи в естественных условиях встречаются крайне редко. Прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сородичи.

По мнению некоторых современных исследователей в живой организм (человек не исключение) генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его, так называемой биологической «полезности». На генетическом уровне специальная программа отслеживает развитие биологического организма от рождения до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы размножения или ее не выполнения расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

Но психологический возраст - это совсем иное. Человек переходит в иной возраст в связи с изменением социальной ситуации развития. А если она не меняется, т. е. если человек не исключается из системы социальных связей (продолжает работать, заниматься общественно – полезной деятельностью, наукой, творчеством), то вступает ли он в возраст «психологической старости»? Возможно ответ на этот вопрос содержится в биографии русского писателя и мыслителя графа Л.Н. Толстого, который, как известно, последние 30 лет своей жизни страдал геронтофобией, неоднократно приходил к мысли о самоубийстве, но за несколько лет до своей смерти создал повесть «Хаджи Мурат». Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел переломанный колесом искорёженный на дороге репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Повесть поражает новизной чувств, жизнеутверждающим восприятием окружающего мира и полным отсутствием какого-либо страха перед старостью и физической смертью. У читателя создается такое ощущение, что произведение написано писателем в молодом возрасте, а не в конце жизненного пути.

Подводя краткие итоги вышесказанному нельзя не остановиться на главном вопросе темы: «Возможно ли душевная гармония в старости? Как предотвратить или по крайней мере смягчить кризис старости?» Рецепт вечной молодости советского периода «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» перестал срабатывать в 1991 году после развала СССР.

Как страшный сон теперь вспоминались советская агитация и пропаганда, «исторические» решения съездов КПСС, обещания уже в 80-х годах жить при коммунизме. Вместе с развалом СССР рухнула общегосударственная система коммунистического воспитания, направленная на формирование нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Вера в светлое коммунистическое будущее, в котором есть место счастливой и спокойной старости и обеспеченной пенсии, сменилась звериным оскалом азиатского капитализма. Вкус горечи перед неизбежностью встречи со старостью-катастрофой, старостью-деградацией постсоветского периода способствовал процессу мортификации (умерщвлению) еще временно живых стариков – пенсионеров.

Душевная гармония старости - это целый комплекс слагаемых, который начинается с государственно – правового регулирования статуса пожилых людей и заканчивается колоссальной внутренней работой самого человека. Жизнь может и должна завершиться старостью-гармонией, старостью-мудростью, и для этого стоит жить и доживать до глубокой старости, а синдром Дориана Грея оставить самовлюбленным нарциссам.

Реферат на тему:

Проблемы старения

Андреева А.М. – студентка

Логинова М.В. – науч. Руководитель


Проблемы старения занимают человечество с древних времен, переплетаясь с более широкой проблемой жизни и долголетия.

Снижение с возрастом физических возможностей человека компенсируется накопленными профессиональными навыками, знаниями, опытом, мастерством, приобретенными в течение всей жизни. Пожилые люди по-разному реагируют на изменения, произошедшие с возрастом. Какова будет реакция зависит от индивидуальных качеств личности, от особенностей его характера, от принципов и ценностей, от того, как человек смотрит на свое окружение и на жизнь вообще. Одни – фиксируют в себе признаки старости, стараются изолироваться, уединиться, вопреки собственным желаниям и интересам. Вторые – стараются подчеркнуть свою активность, делают все наравне с молодыми, берутся за новые дела, несут огромную нагрузку и, можно сказать, не стареют душой. Третьи – стараются выполнить все то, что не удалось в молодости. Четвертые – несколько преувеличивают свою старость, устраняясь от решения каких-то важных проблем. Пятые – критически воспринимают молодое поколение, все новые перемены в окружающей жизни, постоянно пребывают в сердитом настроении. А кому-то вообще прожитая жизнь кажется неудачной, они мучаются от сознания того, что мало достигли в жизни, что в впереди их ничто не ждет.

В чем же причина таких реакций? Почему негативные реакции преобладают?

Скорее всего основной причиной является то, что старость – это заключительная фаза в развитии человека, последняя ступень развития. Ощущение того, что жизнь заканчивается, приближение смерти, чего-то неизвестного вызывает чувство страха, опасности, незащищенности и только вера во что-то светлое и высокое, искренняя любовь и забота близких людей способна избавить от этого. Может быть поэтому, многие пожилые люди обращаются к Богу, даже если в прошлом являлись неверующими.

Старение – это необратимый процесс. Тело стареет, а душа – не хочет стареть. Почти каждый человек хочет оставаться молодым и красивым всю жизнь. Наблюдение за тем, как стареет тело, сужаются физические, умственные возможности, ощущение немощности вызывает также отрицательное отношение к старости.

В поздние годы происходит изменение привычного жизненного уклада. Уход на пенсию вызывает также негативные эмоциональные переживания. Для многих это означает, что профессиональная деятельность и деятельность вообще закончена. Возникает ощущение ненужности чувство пустоты. А также с уходом на пенсию возникают и материальные трудности. Кто-то умело избавляется от них, имея возможность остаться на своей работе или найти другое место работы, которое будет приносить доход. Кто-то будет помогать своим детям, воспитывать внуков, искать для себя новые занятия, тем самым компенсируя то, чего лишился. А кто-то будет сильно переживать, бездействуя.

Старение сужает возможности человека, меняет его сознание, психологию. Старого человека посещают мысли о возможной беспомощности, страшит опасность одиночества. Для людей, живущих одиноко, полезно объединиться в группы для взаимопомощи.

Важно использовать мудрость и опыт этих людей. Полезно вовлекать их в общественную работу клубов, советов ветеранов, групп здоровья. Это дает возможность людям пожилого возраста объединиться по интересам.

Встречаясь для общения, чтения литературы, стихов, а праздничным столом с чаепитием, они не чувствуют себя одинокими, изъятыми из общества, забытыми. Это, несомненно, сделает их старость активней.

Нужно поощрять пожилых людей к посильному труду, творчеству, участию в воспитании пожилого поколения, ведь «дети» без «отцов» - это сироты.

Наши старики – это наше прошлое, и каким оно будет, зависит только от нас, от того каким мы сделаем наше настоящее. Вернем ли мы ценности семьи, взаимоуважение друг к другу, почтение старшим, сможем ли их сохранить или же будем жить только для себя, эгоистично потреблять все то, что нам дает жизнь, забывая о чести и достоинстве, о тех, кто подарил нам жизнь, вырастил и воспитал, кто дал нам дорогу в будущее?

Не зря говорят, что о здоровье общества можно судить по отношению его к старикам.

Удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте зависит от многих факторов экзистенциального характера: осмысленность жизни, принятие своего жизненного пути (сознание, что жизнь прожита не зря), сохранность профессиональной идентичности (продолжение работы по своей специальности), наличие концепции будущего и деятельность, наполненная смыслом (например, воспитание внуков, занятие садоводчеством, общественная работа).

Материально-бытовые условия и фактор здоровья в меньшей степени, чем экзистенциальные факторы, влияют на удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте (М. П. Бельски, 2010).

Американский психолог Пекк пишет о двух кризисах этого периода. Первый - переоценка собственного Я независимо от профессиональной карьеры, т. е. человек должен ответить прежде всего себе и для себя: «Кто я есть, что есть Я» - после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены ученые и воинские звания, высокие и невысокие должности? Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела и получение ответа на вопрос: «Кто есть Я» - без красивой прически, стройной фигуры и крепкого здоровья? Для мужчины труднее преодоление первого кризиса, а для женщин - второго.

Люди обозревают свою жизнь, и многие испытывают разочарование, потому что они недовольны своими достижениями, им кажется, что они что-то недополучили, что им недодали. Вспомним слова Фирса из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»: «Про меня забыли… Жизнь-то прошла, словно и не жил… Силушки-то у меня нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!»

Американский поэт У. Уитмен так выразил свое отношение к старости, когда ему было 69 лет:

Дряхлый, больной я сижу и пишу,

И мне тягостно думать, что ворчливость

И скука моих стариковских годов,

Сонливость, боли, запоры,

Уныние, сварливая мрачность

Могут просочиться в мои песни.

Уныние пожилых людей можно понять, но лучше понимать другое: если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. А древний философ Луций Анней Сенека, по меркам своего времени - долгожитель (он прожил 70 лет), уверял: «Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться».

Не все могут найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам - огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищеные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более чем втрое склонны к самоубийству по сравнению с молодыми мужчинами и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия.

В. Д. Альперович , 1998.

Но есть люди, склонные восхвалять «очарование преклонного возраста». У них физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествовавший наступлению старости и старческого недомогания, называют «лучшими годами». Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости. Л. Н. Толстой, например, говорил: «Я никогда не думал, что старость так привлекательна», а К. И. Чуковский писал в своем дневнике: «Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей».

Образ старого человека, бытующий в традиционных представлениях, не соответствует мнению так называемых старых людей о самих себе. По данным исследований, проведенных Е. Пиотровским, В. Д. Шапиро, лишь меньшинство пожилых людей (старше 65 лет) считает себя стариками, а около 25 % опрошенных думают, что они в расцвете сил, или относят себя к среднему возрасту.

Н. Ф. Шахматов изучил жизненную позицию пожилых людей, считавших свою старческую жизнь успешной и даже счастливой. Было выявлено, что эти люди ориентированы не на прошлое и будущее, а на настоящее. Свое старческое существование они воспринимают без каких-либо оговорок и без планов изменить что-то в лучшую сторону. Это приводит к выработке новой, спокойной, созерцательной и самодостаточной жизненной позиции. Сегодняшнее состояние здоровья, недуги, быт воспринимаются терпимо, как данность. Появляются новые интересы, ранее не свойственные этому человеку. Многие начинают заниматься творчеством (стихосложением, рисованием и др.), принимать посильное участие в общественной работе, помогать больным и слабым. Часто, преодолевая свое одиночество, заводят домашних животных. Происходит существенная переоценка ценностей: начальственные должности, почетные звания и награды, материальные ценности, приобретенные в течение жизни, теряют свою привлекательность и кажутся малозначащими.

Страшно то, что чем старше становишься, тем более чувствуешь, что драгоценнее становится (в смысле воздействия на мир) находящаяся в тебе сила жизни, и страшно не на то потратить ее, на что она предназначена, как будто она (жизнь) все настаивается и настаивается (в молодости можно расплескать ее - она без настоя) и под конец жизнь густа, вся один настой.

В глубокой старости обыкновенно думают и другие, и часто сами старики, что они только доживают век. Напротив, в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти. Хорошо было бы, если бы это понимали и сами старики, и окружающие их.

Л. Н. Толстой . Собрание сочинений: В 20 т. М., 1965. Т. 20. С. 21, 233.


Страх смерти

Особенностью переживаний пожилых людей является приближение смерти, которую, несмотря на ее неизбежность, большинство людей боится и стремится отодвинуть срок ее наступления.

Л. Н. Юрьева приводит данные зарубежных социологических опросов. Исследования 1 тыс. жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста. Они философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий; у 70 % лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28 % - составили завещание; 25 % - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками) (Hinton, 1972).

Однако большинство опрошенных жителей Великобритании избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: «Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании», «Я стараюсь переключаться на другие темы» и т. п.

В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация.

К. Бек (Back, 1974), пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины: эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением. У женщин описан «комплекс Арлекина», при котором смерть представляется загадочной и в чем-то даже привлекательной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более 20 тыс. французов. Полученные данные были опубликованы в одном из номеров «Regards sur l’actualité» (1993) - официальном издании Французского государственного центра документации, публикующего статистические материалы и отчеты по важнейшим для страны проблемам. Результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35–44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в табл. 10.2.

Таблица 10.2. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу, %

У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в табл. 10.3.

Таблица 10.3. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу, %

Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть (табл. 10.4).

Таблица 10.4. События, более страшные, чем смерть, %

Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни; 90 % опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий.

Психологи утверждают, что страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Платон опирался на представления о бессмертии души и писал, что настоящие философы всю жизнь готовятся к смерти; при этом было бы нелепым, если бы, неустанно стремясь к этой единственной цели, они устранялись от нее и боялись, когда смерть настигнет их. Аристотель тоже верил в бессмертный дух, продолжающий жить после смерти.

Цицерон, опираясь на эту идею, писал: «Вот почему старость для меня не только лишена горести, но, напротив, полна прелести… Если я ошибаюсь, веря в бессмертие души, то я люблю эту иллюзию и не хочу, чтобы она была отнята у меня, пока я жив». В дальнейшем идея о бессмертии души и загробной жизни закрепилась в различных религиозных верованиях.

Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: «Смерть для человека реально не существует, он с нею “не встречается”. Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть - его нет. Поэтому ее не стоит страшиться». Марк Аврелий говорил: «Ребячество бояться того, что в природе вещей». П. Брэгг утверждает, что смерть надо принимать как неизбежность и следует выбросить из головы вечный страх перед ней. «Молодость - это приготовление к старости, жизнь - это приготовление к смерти».

Умирание, говорим мы себе, подобно засыпанию. Такого рода выражения имеют место не только в нашем повседневном языке и мышлении, но и в многовековой литературе разных народов. Такие выражения были и в Древней Греции. Например, в «Илиаде» Гомер называет сон «братом смерти»… Та же аналогия используется и в современном языке. Я имею в виду выражение «усыпить». Если вы приносите к ветеринару собаку с просьбой усыпить ее, вы обычно имеете в виду нечто совсем иное, чем когда вы просите анестезиолога усыпить вашу жену или вашего мужа. Другие люди предпочитают иную, но сходную аналогию. Умирание, говорят они, похоже на забвение. Когда человек умирает, он забывает все свои горести, исчезают все мучительные и неприятные воспоминания.

Как бы ни были стары и широко распространены эти аналогии, как с «засыпанием», так и с «забвением», их все же нельзя признать вполне удовлетворительными. Каждая из них говорит об одном и том же. Хотя они и говорят это в несколько более приятной форме, тем не менее обе они утверждают, что смерть фактически есть просто исчезновение нашего сознания навсегда. Если это так, то тогда смерть в действительности не имеет ни одной из привлекательных черт засыпания или забвения. Сон приятен и желателен для нас, поскольку за ним следует пробуждение. Ночной сон, доставляя нам отдых, делает часы бодрствования более приятными и продуктивными. Если бы не было пробуждения, всех преимуществ сна просто не существовало бы. Сходным образом аннигиляция всего нашего сознательного опыта подразумевает исчезновение не только мучительных воспоминаний, но также и всех приятных. Таким образом, при более тщательном рассмотрении ни одна из аналогий не является настолько адекватной, чтобы дать нам реальное утешение или надежду перед лицом смерти.

Р. Муди, 1990. С. 140–141.

Поэт Илья Сельвинский выразил свое отношение к смерти следующим стихом:

Бояться смерти - что бояться сна.

Она для духа вовсе не страшна,

Боится смерти только наше тело,

Но это уж совсем другое дело.

Предсмертные мученья из лихих!

Но сколько раз мы испытали их

В теченье жизни! Сколько умирали,

Не умерев. Так, значит, не пора ли

Возвыситься над смертью? Ведь она

На сотни возрождений нам дана.

Воскреснем мы не у Господня трона,

А под ваяньем бога Электрона:

Упрямый скульптор, он наверняка

Одних и тех же лепит все века.

Много лет назад, прочитав это стихотворение, я выразил полное несогласие с ним в следующем стишке:

«Бояться смерти - что бояться сна», -

Писал Сельвинский так Илья.

Нет, не согласен с этим я!

Боюсь не сна - небытия.

Боюсь, что много важных дел

Еще я сделать не успел.

Боюсь, не все еще познал

И сам другим не все отдал…

Я многого чего боюсь,

Вот с жизнью и не расстаюсь!

Можно согласиться с мнением, что бояться смерти бесполезно. «Никогда еще не случалось, чтобы человек, боящийся смерти, достиг глубокой старости», - считает X. Гуфеланд. Однако одно дело - говорить о бессмысленности этого страха, а другое дело - его не испытывать. Ведь причиной этого страха является не немощь нашего тела («страх тела»), а психика человека, понимание того, что разорвутся его связи с родными и близкими и человек не будет знать, что произойдет после его смерти с детьми и внуками, с развитием мира; что останутся незаконченными многие дела, что прекратится его связь с прошлым и будущим. А. С. Догель рассматривает страх смерти как врожденный, который исчезает лишь у глубоких стариков, которые устали уже жить и которым сама жизнь, как и смерть, стали безразличными.

С. А. Мирошников с соавторами (2010) исследовали неосознаваемый страх смерти с помощью различных экспериментальных методик: опознание проявляющихся из фона слов, свободный ассоциативный эксперимент и другие, в которых использовалось предъявление связанных со смертью и нейтральных слов. Результаты исследования подтвердили высказанную экзистенциальными психологами идею, «согласно которой страха смерти нельзя избежать, поскольку значительная его доля является неосознаваемой. Вытеснение знания о смерти из сознания не освобождает организм от связанного с этим страха на неосознаваемом уровне и даже, напротив, способствует возрастанию неосознаваемого страха» (С. 288).

Публичный, декларируемый современным российским обществом подход к смерти таков: смерть человека есть зло и горе, мечта человечества - бессмертие. Но наряду с ним существует другой, тоже публичный, «научный» дискурс, который берет начало в европейской новейшей истории. В нем исходя из общественной необходимости смерти жизнь признается высшим, но ограниченным для каждого человека благом, которым он не может пользоваться беспредельно. Человек должен уступать место другим. Ясно, что в таких условиях смерть теряет качества зла - если не публично, то в умолчании.

А. Левинсон, 2005.

Наличие этого страха в старости часто ведет к различным формам психологической защиты, в частности - вере в существование после смерти. Для верующих людей с их представлениями о загробной жизни встреча со смертью может быть более легкой, чем для атеистов, для которых смерть - это действительно уход в небытие (Alvarado et al., 1995). Пожилые люди также используют регрессию, начинают стремиться к детским формам поведения. Еще один вид реагирования - реактивное образование, которое подразумевает трансформацию негативного аффекта в позитивный, или наоборот. Например, ненависть - в любовь, привязанность - в пренебрежение. С этим связаны убеждения стариков в том, что раньше было лучше, чем сегодня. Также пожилые люди могут использовать отрицание, когда они отказываются принять существование какой-либо проблемы.

Человек живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней.

Проблема смерти в истории философии традиционна. Но ее рассмотрение почти всегда приобретало у философов психологический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Толстой, М. Вебер - все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть ее трагизм <…> Сенека по тому же поводу: «Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти».

Фрэнсис Бэкон был убежден, что «люди страшатся смерти, как малые дети потемок. Но боязнь ее как неизбежной дани природе есть слабость».

Спиноза вообще отвергал проблему смерти: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Мы же полагаем, что <…> философские сентенции цитированных философов давно опровергнуты практическими исследованиями И. И. Мечникова, который потратил массу времени для подтверждения своей гипотезы о том, что к концу естественного срока жизни человек преодолевает страх смерти и готов спокойно умереть, так же как к концу рабочего дня он с удовольствием, освобождаясь от усталости, предается сну… Но поиски ученого окончились безрезультатно, даже очень старые люди испытывали явное желание жить. Преодоление страха смерти для пожилого человека, как и вообще для человека любого возраста, возможно лишь в двух случаях: когда этот страх преодолевается ради жизни и в состоянии деменции. Безумству храбрых не надо петь песен. Безумство оно и есть безумство.

Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгибаются под его тяжестью. Илья Толстой (сын Льва Толстого) в книге «Мои воспоминания» записал: «Как натура очень стойкая и сильная физически, он [Лев Толстой] инстинктивно всегда боролся не только со смертью, но и со старостью. Ведь до последнего года он так и не сдался, - все делал для себя сам, и даже ездил верхом. Поэтому предполагать, что у него совершенно не было инстинктивного страха смерти, нельзя. Этот страх у него был, и даже в большой степени, и он с этим страхом постоянно боролся. Победил ли он его? Отвечу определенно, что да».

Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: «Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым». Страх смерти - это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено.

Гипотеза о возможности «желаемой» смерти никогда не находила реального подтверждения. Как объяснил Боланд в «Мастере и Маргарите», человек не просто смертен, а всегда внезапно смертен. Смерти боятся не те, кто уходит, а те, кто остается. И это по-человечески понятно. Смерть близкого человека, сколько бы лет ему ни было, тяжкое испытание. Привлекательно выглядит древний японский культ предков, они верили, а многие и поныне верят, что человек после смерти продолжает существовать через своих живущих потомков и только при отсутствии таковых окончательно умирает. Умершие предки продолжают считаться членами семьи «из» - «духами», которые могут наказать, и потому следует уважать живых предков - «будущих духов».

В. Д. Альперович, 1998.

Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые («мы уже пожили, на наш век прожитого хватит»). Более легко относятся к смерти те люди среднего возраста, кто имеет ясную цель в жизни (Kastenbaum, 1998). Страх смерти чаще появляется у мужчин, чем у женщин (Lang et al., 1994).


Похожая информация.


В октябре в петербургском пространстве Охта Lab стартовал проект «Старшее поколение: Young Old», посвящённый либерализации старения и тому, как меняется образ старости в современном мире. В лектории проекта уже обсудили, как выглядит процесс либерализации старения с точки зрения социальных исследований, а вскоре состоится лекция о городской архитектуре для людей старшего возраста .

Предлагаем задуматься о том, как воспринимаются пожилые люди сегодня, и о том, почему это касается всех.

Ребёнок в социуме - существо достаточно бесправное. Что делать, как себя вести и как поступать, ему объясняют взрослые. Сам ребёнок в ответ на многочисленные директивы и запреты может только сокрушаться: «Меня сначала закрыли, потом шарик не дали, ничего нельзя!» .

Впоследствии, в пубертатном возрасте, мы доказываем (а иногда мучительно отвоёвываем у других) право на субъектность. В современном мире этот рубеж взросления отодвигается всё дальше. Многие молодые люди в плане взаимоотношений с семьёй и старшими членами общества сохраняют полуподростковый статус на протяжении всего обучения в университете, а то и после его окончания.

И вот, когда кошмар взросления позади, а пройдены, человек становится взрослым и в глазах социума, и по собственным ощущениям. Сегодня в развитых странах, как правило, этот момент наступает, когда человек перевалил за 20-летний рубеж, но ещё не достиг 30-летнего.

Но стоит нам только выбраться из бесправия юности, как с другой стороны жизни уже подступает другой период, когда наши желания ограничиваются снаружи, а возможности снижаются изнутри. Так период, когда мы считаемся самостоятельными и адекватными людьми, контролирующими свою жизнь, становится не так уж велик.

В 2017 году пенсионный возраст в России составляет 55 лет и шесть месяцев для женщин и 60 лет и шесть месяцев - для мужчин.

Казалось бы, это всего лишь числа, которые никак не могут влиять на нашу личность и отношения с другими людьми (к тому же, даже цифры смещаются - в рамках российского законодательства пенсионный возраст с каждым годом отодвигается на полгода). Однако «выход на пенсию» - событие, которое имеет большую символическую значимость, особенно в странах с социалистическим прошлым. Закон не запрещает продолжать работу и после достижения пенсионного возраста, и множество людей использует эту возможность. В то же время, существуют негласно принятые представления о том, чем «человеку на пенсии» следует заниматься, а также список понятий, с которыми ассоциируется пенсионер.

В России среди «тэгов старости» обязательно будут поездки на дачу, рассада, тележки в метро, пристрастие к домашней кухне, лавочка у дома, скандалы в почтовых отделениях, кроссворды в газетах и телевизор. Над этим в обществе принято подшучивать, но, в то же время, всерьёз предполагается, что пожилому человеку нужно «остепениться», обратиться к традиционным занятиям вроде садоводства, слушать музыку и читать книги времён своей молодости, смотреть старые фильмы и рассказывать внукам истории из прошлого.

При этом пожилым людям (опять же, по негласному социальному договору) часто отказывают во множестве важных вещей: в новых хобби, широте интересов, знакомствах и дружбе, романтике и сексуальности, в переменах, общении и веселье; вообще в нетипичном поведении, которое не укладывается в представления о старчестве.

Сегодня в западном мире каждый седьмой человек - старше 60 лет, а через тридцать лет такого возраста будет каждый четвёртый.

Не за горами и тот момент, когда на пенсию выйдут представители поколения Х, а за ними наступит очередь миллениалов. Очевидно, что пенсионный контекст должен претерпевать изменения. Меняя отношение к старости уже сегодня, мы можем повлиять не только на положение нынешних пожилых людей, но и на то, каким будет образ старости через 20, 30, 50 лет. И эта проблема касается всех, кто не планирует умереть молодым.

Два образа пожилого человека

Хотя в последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения, образ пожилого человека до сих пор определяют две идеи, идущие из древних времён. Несмотря на взаимную противоречивость этих идей, они успешно сосуществуют, создавая образ-оксюморон.

1. «спросим у старейшины!»

Традиционно старики выступали в роли носителей моральных и социальных ценностей, а также практических навыков. В этом смысле пожилые люди должны выполнять роль общественных патриархов, на которых равняются остальные. В традиционной модели общества это фигуры, которые контролируют, чтобы все остальные не отлынивали от своих социальных ролей и вели себя прилично. Поэтому, хотите вы или нет, если вы пожилой человек, общество назначает вам роль старейшины-надсмотрщика. Даже если вы хотите встать и убежать или устроить для всех вечеринку.

В дописьменные времена человеческий мозг не мог вместить всех знаний. Уважением пользовались те, кто мог делиться информацией о том, где пролегают тропы животных, как изготовлять те или иные орудия; впоследствии, с формированием оседлого образа жизни - как выращивать растительные культуры, заботиться о домашних животных. Старики были и книгой, и интернетом. Так сформировалось мнение, что пожилой человек - хранитель опыта и мудрости.

Однако в индустриальном мире значение стариков стало уменьшаться, а в постиндустриальном - и вовсе больше нет нужды в том, чтобы носителем информации был человек. Принципы информационного оборота и хранения изменились. И это одна из причин, почему старость требует переосмысления.

2. «стар да мал - дважды глуп»

Существует много свидетельств антропологов и археологов о том, что в первобытных обществах стариков хоронили заживо или ещё каким-то образом избавлялись от них, когда в племени не нужны были лишние рты. Главная значимость - практическая, важны те члены общества, которые могут держать оружие и орудия труда, участвовать в охоте и собирательстве. Отсюда идёт представление о старике как обузе, или - в более либеральном варианте - как о «выжившем из ума», этаком капризном слабоумном.

Сегодня мы не относим бабушек в лес к крокодилам, однако создаём для них изолированные пространства, где те могут доживать свои дни, не мешая всем остальным. Там стариков, как немощных и слабых людей, во многом лишают самостоятельности, отказывая им в личном волеизъявлении так же, как в ней отказывают детям.

Человек может иметь какой угодно опыт, интеллект и набор успехов, однако если он пожилой, он рискует столкнуться с дискриминацией, снисхождением или с тем, что другие люди попытаются говорить за него. Для этого не обязательно страдать от деградации когнитивных функций, достаточно просто выглядеть на свой возраст.

Кстати, по оценкам ВОЗ , доля общего населения в возрасте 60 лет и старше с деменцией составляет от 5 до 8 человек на каждые 100 человек.

Умберто Эко, который ушёл из жизни в 84 года.

(источник: https://tnp-production.s3.amazonaws.com/uploads/image_block/000/032/703/image/base_12e3a0b059.jpg)

Почему у старости плохой имидж

При этом эротические или романтические сцены с участием пожилых людей практически табуированы. Предполагается, что люди, у которых есть седина и морщины, уже не могут служить предметом влечения или эстетического любования.

Изменения в этой области медленно, но происходят. Например, Джессика Лэнг пережила взлёт карьеры, сыграв эффектных пожилых красавиц в сериалах Райана Мёрфи «Американская история ужасов» и «Вражда», а в одном из эпизодов футуристического сериала 2017 года «Электрические сны Филипа Дика» 73-хлетняя Джеральдина Чаплин появилась в роли романтичной мечтательницы, которая мечтает увидеть Землю, где никогда не была. Впрочем, сцены, в которых пожилые люди не стесняются выглядеть сексуальными, романтичными, наивными и влюбленными, всё ещё воспринимаются неоднозначно.

Чтобы понять, почему нас так отталкивает старость, почему общество неосознанно смещает её в зону невидимости, нужно посмотреть своим страхам в лицо. Что смущает общество в пожилых людях, чем нас пугает собственная старость?

    Глубоко прошитый в подкорке страх угасания и смерти. В некоторых случаях эти инстинктивные опасения так велики, что диктуют молодым людям отторжение к пожилым и страх по отношению к собственной старости. Часто именно неосознанная тревожность заставляет людей старшего поколения ругать молодёжь, навязывать ей свои представления и жаловаться на «нынешние времена»: это отчаянное стремление людей заявить о себе, дать понять, что они ещё сохраняют субъектность. Победить смерть никому не под силу, но осознание и проработка страхов делают нас сильнее, чем политика отрицания и замалчивания.

    Страх одиночества. Старость часто ассоциируется с ситуацией, когда друзья-ровесники уходят из жизни, а дети и внуки редко приезжают на выходные. Ритм жизни пожилого человека действительно меняется. Однако возможность завязывать новые социальные связи никуда не исчезает, а современные технологии дают возможность поддерживать контакт с другими людьми.

    Сексуальные табу. Можно предположить, что рождение больных детей привело к формированию запрета на сексуальные контакты с или между пожилыми людьми. К счастью, сегодня здоровые дети рождаются у матерей после 50 и более лет. Не говоря уже о том, что деторождение - далеко не единственный повод для того, чтобы проявлять влечение и выражать свои чувства к близким людям.

    «Культ молодости» . Чувство вины за собственный возраст насаждается в медиа через культ гладкой кожи и советы по закрашиванию седины. Проблема во многом имеет гендерный характер - женщин за морщины стыдят куда больше. Главное, что можно с этим сделать - начать с самого себя и стремиться видеть красоту в разных образах телесности. В конце концов, смотреть на вещи под новым углом куда интереснее, чем довольствоваться привычной оптикой.

Стратегии старости

городская среда и общение

Рассуждая о том, как именно интегрировать пожилых людей в общественную жизнь и способствовать их социализации и благополучию, социологи и урбанисты часто предлагают концепцию создания комфортных пространств. Речь идёт не только о том, чтобы добавить пандусов и лифтов, а также адаптировать городскую навигацию для нужд людей с ослабленным зрением и слухом, но и о том, чтобы создать такие места, в которых пожилым людям будет комфортно психологически. Плюсы такой стратегии на первый взгляд очевидны, однако у неё есть существенный минус - геттоизация пожилых. Вряд ли резкое разделение пойдёт пользу имиджу старости, разве что окружит её новыми предрассудками.

Альтернатива - создание смешанного общества, в котором могут сосуществовать и пожилые, и молодые (которые, кстати, тоже могут иметь особые потребности по самым разным причинам). С гуманистической точки зрения очевидно, что различия между людьми куда глубже и серьёзнее возрастных. Куда большую роль играют образ жизни, потребности и увлечения. Предполагать, что двум пожилым людям будет комфортнее вместе - такое же грубое упрощение, как считать, будто вместе будет интересно двум женщинам, рыжим или людям высокого роста.

Что продуктивнее - общение с человеком другой возрастной группы, который разбирается в вашей специальности или обожает того же поэта, что и вы, или с ровесником, с которым у вас нет общих интересов?

«успешное старение»

Сегодня всё чаще говорят о подходе, который называется «успешное старение». Он опирается на достижения геронтологии, медицины и социальных наук (мы полагаем, что в этот список следует также добавить когнитивные науки), и на основании этого предполагает, что старость может быть не таким мрачным периодом жизни, как учит нас предшествующая культура.

С точки зрения Дж. Роуи и Н. Кана , диабет и остеопороз, которые традиционно считали старческими болезнями, часто ошибочно приписываются исключительно пациентам старшего возраста.

По их мнению, даже специалисты списывают многие физические и психологические проблемы на старость, недостаточно учитывая индивидуальные особенности образа жизни, привычек и питания.

Исследователи сформулировали несколько целей, к которым следует стремиться, чтобы «стареть успешно»: это низкая вероятность болезней или инвалидности, возможность учиться новому и сохранять физическую активность и участие в общественной жизни. Если общество направит усилия на то, чтобы помочь пожилым людям достигать этих целей, а те, в свою очередь, осознают все эти потребности как неотчуждаемое право и будут к ним стремиться, качество их жизни и имидж старости существенно улучшатся, утверждают авторы.

Психолог Роберт Хевигхерст предлагает говорить о старости не только с позиций утраты, но и с позиций приобретения . Ключевым моментом здесь становится понимание пожилого возраста как части как непрерывного развития и прогресса, пусть и на других основаниях. С годами человек может стать не только более зажатым и косным, как это часто происходит, но и более спокойным, раскрепощённым и внутренне гармоничным. Когда социальное давление снижается, а непрерывная гонка достижений замедляется, можно, наконец, позволить себе быть самим собой.

Не только достойно, но и весело

Российским пенсионерам редко доступна возможность открыть стартап или завести хобби, которое требует вложений. Многие возможности отсечены проблемами со здоровьем и реальными противопоказаниями - человек с больными коленями не пойдёт на долгую пешую экскурсию или на благотворительный забег, а тому, кто плохо видит, трудно сидеть за компьютером.

Однако существуют и менее очевидные проблемы - психологические, продиктованные общественным отношением. Парадокс в том, что пожилые люди часто сами отказываются от интересных для них занятий, даже когда те вполне им по силам и по средствам. Мотивации такие: «Это не принято, никто моего возраста таким не занимается», «Ну куда мне, я буду там самый старый», «Мне будет неловко». И речь идёт не о походе на рэйв-фестиваль или восхождении на гору, а о вполне обычных делах: недолгие экскурсии, концерты с сидячими местами, выставки, лекции и семинары.

Кажется, что пожилые люди просто стесняются развлекаться и открывать новые горизонты. Социальный смысл таких проектов, как тот, что запущен в Охта Lab , состоит в том, чтобы взглянуть на пожилой возраст с точки зрения возможностей, а не ограничений.


Top