Досуговая деятельность в детском саду. Досуговая деятельность в дошкольном учреждении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста. Опыт деятельности муниципального дошкольного учреждения "Детский сад № 11" г. Сасово.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учереждениях. Возможности проведения оздоровительного досуга в семье. Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного оздоровительного досуга.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2010

    Границы младшего школьного возраста. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов. Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. Особенности организации досуга. Знания темпераментов для изучения характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2012

    Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс. Сравнительное исследование агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Психологические особенности детей дошкольного возраста. Специфика формирования правосознания дошкольников. Особенности воспитания представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятий "Что такое права человека?".

    дипломная работа , добавлен 01.07.2012

    Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования формирования навыков владения мячом старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства. Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Выявление музыкально одаренных детей и особенности взаимодействия с ними.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.

«Интеграция образовательных областей, как средство формирования образного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору, продиктованная личными культурными потребностями и интересами человека, а не вызванная внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Досуг позволяет реализовать возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды культурно-досуговой деятельности .

Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ.

В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, наскольковысок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход,какое у него воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы.Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что свободное время представляетсобой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходят его физическое идуховное формирование и становление, ему уделено недостаточное внимание в педагогике. В то же время организованный в социально значимых целях досуг является средством педагогической и социальной поддержки детей, формирования у них активной, сознательнойи созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых (у взрослеющих подростков) потребностей. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты; мотив (потребность в деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции).Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. В культурно-досуговой деятельности, как правило, одновременно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельностинаиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций: рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности,осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одногопоколения к другому.

Является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но и важной сферой индивидуализации и социализации дошкольника

Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности в соответствии с ФГОС

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми миром и самим собой;

Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей

Классификация культурно-досуговой деятельности

развлечения,

праздники,

самообразование

творчество.

– это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы

Цели и задачи

Учить детей распределять свои силы между

умственным и физическим трудом, и отдыхом.

Создавать радостное настроение и эмоциональный подъем.

Учить детей организованности, самостоятельности.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Работа на территории детского сада (рыхление земли, полив

и прополка растений), уборка группового помещения; работа

в уголке живой природы.

Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде;

скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон.

Игры со снегом, песком и водой.

Прогулки.

Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами и красками и другими материалами.

Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий; произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

Чтение книг.

Просмотр по желанию детей диафильмов, мультфильмов (видео), детских телевизионных передач и художественных фильмов.

Развлечения

Вид культурно-досуговой деятельности имеющей компенсационный характер, возмещает издержки будничности и однообразия.

Цели и задачи:

Способствовать эстетическому и всестороннему развитию ребенка.

Ознакомление с разными видами искусства.

Развивать эмоции и чувства, уверенность в себе.

Формировать положительные качества (доброта, доброжелательность и т.д.).

Проявлять уверенность в себе и веру в свои силы и возможности

Виды развлечений:

Концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

Познавательные вечера: КВН и викторины;

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

Театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;

Забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

Просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Учитывается требование программы.

Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей.

Учитываются интересы, умения, навыки и задачи последующего обучения детей.

Определяется в каком виде культурно - досуговой деятельности будет участвовать каждый ребенок (рисование, лепка, игра в спектакле и т.д.).

Определяются формы организации и подготовки (индивидуально или подгруппой).

Определяется продолжительность развлечения и длительность подготовки к нему.

Определяется длительность развлечения: 1 раз в неделю – 30-35 минут (длительное развлечение);

Остальные дни – 5-10 минут (короткое развлечение – шутки, загадки, сюрпризы, фокусы и импровизации моментов жизни детей в ДОУ)

Определяется время года.

Учитывают общую нагрузку воспитателя, музыкального и физкультурного работника и других участников.

Составляют перспективный план на месяц или на квартал.

Продумывают музыкальное оформление и оформление места проведения развлечения.

КЛАССИФИКАЦИЯ

РАЗВЛЕЧЕНИЙ

По степени активности участия детей

Дети являются только слушателями

или зрителями

Дети непосредственные участники

Участниками являются

и взрослые, и дети

Театральные развлечения (кукольный и теневой театр, театр игрушки,

фланелеграф, театр картинок, плоскостной театр

и др., т.к. все виды театров

и театральной деятельности)

Познавательные:

КВН, викторины, о жизни творчестве композиторов,

художников, писателей, артистов, поэтов;

об обычаях и традициях своей страны, народа;

экологические викторины.

Спортивные:

спортивные игры, аттракционы,

подвижные игры, соревнования, эстафеты;

Музыкально-литературные концерты

Праздники

Культурно-досуговая деятельность с ритмом жизни, традициями, обычаями, обрядами. День радости, веселья и объединения.

Цели и задачи:

Создать радостное настроение.

Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Формировать праздничную культуру.

Учить детей традициям праздника, его организации,

правилом гостевого этикета, приема и приглашения гостей

Формировать моральные и нравственные качества.

Формировать художественный вкус.

Сплачивать детей и взрослых, формировать полезное сотрудничество.

Обеспечивать социализацию детей.

Формировать активную позицию.

Приобщать к человеческой культуре и сохранению традиций

и обычаев русского народа.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ

Душевное возвышение и просветление.

Единение людей.

Раскрытие их творческих сил.

Выражение коллективного строя жизни.

Состояние общей гармонии.

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА

Наметить совместные действия всего коллектива.

Подготовить программу праздника.

Утвердить на педсовете и уточнить обязанности членов коллектива, участвующих в празднике.

Выбирается ведущий и определяются с ролями.

Ведется последовательная планомерная репетиция.

Выполняются соблюдения всех правил санитарно-гигиенических норм и правил.

Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и приглашение гостей.

Продумывается организация праздничного угощения.

Решается возможность приглашения специалиста для съемок на видео- или фотокамеру.

Продумывается оформление зала с использованием детских поделок и рисунков, готовятся декорации.

Составляется сценарий с использованием песен, танцев, игр, живой музыки и художественного слова: стихов, рассказов, пьес и инсценированных сказок.

Виды праздников:

Народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, день Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

Православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др.;

Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

Праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость дошкольникам, например, праздник «Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)».

Структура праздника

Танцы: народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные.

Пение: хоровое, сольное, дуэт.

Художественное слово.

Инсценирование стихов, сказок.

Постановка пьес: детская опера, балет, музыкально-пластический спектакль.

Шутки, репризы, сюрпризы.

Игры (подвижные, музыкальные и др.).

Игра на детских музыкальных инструментах.

Оформление зала.

Привлечение родителей.

Самообразование

целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники,

управляемая самой личностью.

Цели и задачи:

Самообразование предусматривает такое взаимодействие целей и задач, при которых творческий элемент не заслоняет учебных задач и целей, а лишь делает их более значимыми, где сочетание учебных и творческих элементов должно быть различным в зависимости от степени решения той или иной учебной задачи.

Виды самообразования

Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

Коллекционирование различных предметов, создание мини-музеев, выставок, хобби.

Экспериментирование.

Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.

Познавательные беседы.

Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.

Посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.

Самообразованием ребенок
может заниматься

В дошкольном учреждении

(применяется индивидуальный подход, когда педагог имеет возможность наблюдать за детьми и их индивидуальными особенностями

(содружество ДОУ и семьи должно опираться на комплексный подход, где необходимо действовать в одном направлении, согласованно, чтобы содействовать в переносе знаний, умений и навыков, полученных в ДОУ в семью).

В других

образовательных учреждениях

(кружки, секции и т.д.).

Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя и родителей.

Благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к творчеству ребенка. Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя относиться небрежно, нельзя высмеивать.

Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку, так как семья является естественной средой для ребенка.

Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя членом близкого ему коллектива, в условиях которого он получает поддержку своим начинаниям.

Очень важны консультации по организации работы по формированию творческих способностей у детей в условиях семьи

Творчество

Само слово «творчество» означает «искусство». И несет смысл того, что требуется творить, созидать, создавать, созерцать. Одно из самых доступных форм эстетического освоения мира. Творчество – деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.

Цели и задачи:

Обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности.

Влиять на познание нравственных сторон действительности.

Повышать познавательную активность.

Влиять на физическое развитие детей.

Развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное,

воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного.

Развивать к детей умение реализовать свой возможности в творческих продуктах.

Формировать художественные умения в области искусства:

обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.

Развивать словесное творчество.

Развивать музыкальные способности.

ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА

Творчество взаимосвязано с такими видами деятельности, где цель – мотив, способ – результат; к ним относятся:

Познавательная

Умственная

Исполнительская

Художественная

Творческая

Изобразительная

Самостоятельная

Преобразующая

Развлекательная

Ориентировочно-исследовательская

Художественно-оформительская

Творчество связано с художественным воспитанием

и с эстетическим воспитанием

ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальный подход.

Технические навыки и умения в творчестве.

Анализ и оценка продуктов деятельности.

Анализ самой творческой деятельности.

В психологии исследуются пути и средства творческой деятельности.

Обучение ведется:

С учетом психологии

Индивидуализация обучения.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

Они так же взаимосвязаны между собой

Реальные объекты – природа и ее создания (человек, животное, растение).

Предметы, созданные человеком (здания, транспорт, предметы быта).

Обыграть:

Умом, лицом, телом, пантомима

(по замыслу).

Двигательная (подвижная) игра.

Дидактическая игра.

Драматизация.

Изобразить:

Замысел. Тема. Сюжет. Композиция. Материал. Инструкции. Место работы. Воплощение замысла. Результат

(анализ и доработка). Дополнение деталями. Продолжение развития темы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

предметное

сюжетное

Декоративное

По способу изображения

По представлению

по характеру

по замыслу

по предложенной теме

вывод

Культурно-досуговые мероприятия - неотъемлемая часть в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует:

повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса

Создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка

Организация досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мастер-класс раскраска "Смешарики"


Цель: организация досуговой деятельности детей.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию идею организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Раскраска "Смешарики". Данный материал будет интересен для воспитателей не только старшей, но и других групп детского сада.
Раскраска, как и рисование, помогает развивать творческое мышление, развивает воображение. Дети, занимаясь раскрашиванием картинки, учатся самостоятельно принимать решения (какой цвет выбрать, какого цвета тот или иной предмет в жизни и т.д. Раскрашивание рисунков повышает концентрацию внимания детей, т.к. им приходится следить за правильностью нанесения цвета, его расположением и соблюдать аккуратность, боясь испортить изображение, не заходить за контуры рисунка. Так же использование раскраски помогает познакомить ребёнка с окружающим миром и правильным его восприятием.
Многие воспитатели, особенно в летний период, сталкиваются с вопросом - как правильно и в то же время интересно организовать досуговую деятельность детей. Вот одна из моих идей:
Рассказать детям о том, что герои их любимого мультфильма прислали для них задание, а именно раскраски. Кто хорошо выполнит задание- получает медаль! (Медали готовятся заранее, смотрите фото).
Вот как мы раскрасили Смешариков)))
- Заранее распечатанные раскраски:

- Раскраска "Крош и Ёжик"


- Раскраска "Ёжик".


- Ребята с энтузиазмом принялись выполнять задание.




- И получили заслуженные медали!



Идея проста в исполнении, но интересна! Надеюсь кому-то пригодиться!

Представление опыта работы по теме:

«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, поэтому культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, труд на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха :

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· труд на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

· прогулки;

· беседа с взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

· просмотр мультфильмов;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);

· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

· музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений :

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок и др.;

· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках.

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Структура праздника: танцы (народные, современные); пение; художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.

· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.

· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения, как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве с взрослым нового способа действия.

· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.

· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.

Виды самообразования.

· Игры: сюжетно-ролевые, настольные.

· Экспериментирование.

· Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.

· Познавательные беседы.

· Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам.

· Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.

Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.

У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.

На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.

Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.

Выводы.

Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Консультация для воспитателей

«Организация культурно-досуговой деятельности»

Рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности, которая обеспечивает:

*Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;

*Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;

*Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;

*Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

*Формирование коммуникативной культуры дошкольников;

*Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;

*Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.

Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики). «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями). «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.

Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера. Инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице. Музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля).

На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки. Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки могут быть «Посиделки», «Мы играем и поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.

При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам. Осенью - вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми старшего возраста игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

Игровой материал, используемый в культурно-досуговой деятельности.

Игра-забава с мыльными пузырями

Задачи: Доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми. Способствовать профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.

Игра-забава с воздушными шарами.

Задачи: Формировать умение интересно проводить досуг, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Обеспечить профилактику нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.

Игра-забава с водой.

Игры-забавы с детскими вертушками.

Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду .

Игры-забавы с игрушками (механические заводные и музыкальные игрушки).

Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения. Учить самостоятельно организовывать свой досуг.

Игры-забавы с водными механическими игрушками «Утята».

Задачи: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Создавать положительный эмоциональный настрой в адаптационный период.

Развлечение: спектакль «Капризка»

Задачи: Пробуждать у детей интерес к театрализованной деятельности, формировать умение следить за развитием событий в кукольном спектакле.

Игра-забава «Музыкальный волчок» или «Юла».

Задачи: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, обеспечивать условия для общения детей.

Игра-забава «Курочки клюют».

Задачи: Создавать радостный эмоциональный фон, способствовать становлению доброжелательных взаимоотношений между педагогом и детьми.

Игра-забава со светящимися игрушками (браслеты, ушки, палочки) .

Задачи: Способствовать профилактике утомления, снятию эмоционального напряжения, повышать двигательную активность.

Игра-забава с механической каргопольской игрушкой.

Задачи: Способствовать снятию психофизического напряжения, создавать благоприятный, комфортный климат в группе.

Дискотека «Пляшем и поём»

Задачи: Доставить детям радость, способствовать снятию эмоционального напряжения. Предоставить детям возможность свободно двигаться под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения.

Игра-забава со светящимися предметами.

Задачи: Способствовать эмоциональной разрядке. Обогащать двигательный опыт детей, привлекать их к коллективным формам организованной двигательной активности.

Мультконцерт: прослушивание детских песен из мультфильмов.

Задачи: Учить узнавать знакомые песни, подпевать. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Игра-забава «Найди сюрприз» .

Задачи: Предложить детям найти, опираясь на зрительные ориентиры (бантики, завязанные на ветках кустарников) сюрприз, приготовленный педагогом. Способствовать профилактике нервного перенапряжения, доставлять детям радость.

Игра-забава «Музыкальный микрофон караоке» .

Задачи: Способствовать развитию музыкально - ритмических движений, чувства ритма. Учить детей двигаться под музыку. Поощрять инициативу, танцевальное творчество.

Мультконцерт: просмотр фрагментов мультфильмов «Крошка-енот», «Каникулы в Простоквашино».

Задачи: Приобщать детей к музыкальному искусству через ознакомление с детскими песнями, учить подпевать, слыша знакомые песни. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Игра-забава «Волшебная снежинка» .

Задачи: Предложить детям рассмотреть подвешенные на ниточках бумажные снежинки. Предложить подуть на снежинки, устроить соревнование – чья снежинка поднимется выше, чья будет дольше кружиться. Доставить радость, способствовать снятию психоэмоционального напряжения в конце дня.

Театрализованная игра «Концерт»

Задачи: Учить детей использовать знакомый песенный и стихотворный репертуар в игре, вызывать желание музицировать и декламировать стихи. Поощрять непринуждённость, импровизацию. Самостоятельность, творчество.

Игра-забава «Лови мыльный пузырь» .

Задачи: Способствовать созданию радостной обстановки, профилактике эмоционального напряжения. Повышать двигательную активность детей.

Мультконцерт: песня «Песенка Деда Мороза» из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Задачи: Предложить детям послушать песенку, создать радостную атмосферу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, поощрять желание танцевать.

Игры с игрушками-забавами по выбору детей.

Задачи: Вызывать у детей радость от контакта с игрушками-забавами, приучать играть дружно, не ссориться, уступать, принимать во внимание желание других детей.

Игра-забава «Топотушки» .

Задачи: Учить детей выполнять игровые действия (танцевать в парах, энергично притопывать одной ногой, держать руки на поясе, следить за осанкой). Развивать чувство ритма.

Игра-забава «Летят самолёты» .

Задачи: Предложить детям запустить разноцветные бумажные самолёты. Повышать двигательную активность, способствовать эмоциональной разрядке.

Дискотека «Танец утят»

Задачи: Учить детей выполнять эмоциональные движения под музыку в соответствии с её характером, развивать чувство ритма. Способствовать снятию эмоционального напряжения, обеспечить профилактику переутомления.

Игра-забава «Метель» .

Задачи: Предложить детям подуть на бумажные снежинки, подвешенные на нитке, понаблюдать за их движением, обсудить, у кого из ребят получился более «сильный ветер». Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Игра-забава «Кораблики» .

Задачи: Учить детей пускать кораблики, продолжать знакомить со свойствами предметов (лёгкие в воде не тонут). Способствовать профилактике нервного напряжения, дополнять словарь понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.

Игра-забава «Салют».

Задачи: Предложить детям ловить разноцветные маленькие «дождинки» - кусочки фольги или бумаги, подбрасываемые взрослым. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.

Мультконцерт «Веселинка»: песня «В траве сидел кузнечик», «Антошка».

Задачи: Создать радостное настроение, учить подпевать, выполнять танцевальные движения.

Игры-забавы с вертушками

Задачи: Повышать двигательную активность детей, обогащать двигательный опыт. Обеспечить профилактику нервного перенапряжения.

Игры-забавы с заводными игрушками-забавами.

Задачи: Учить детей играть вместе, содействовать созданию положительного эмоционального климата в группе. Проводить профилактику нервного перенапряжения.

Игра-забава «Лёгкое пёрышко».

Задачи: Учить детей выполнять игровые действия: сдувать небольшое пёрышко, правильно набирать воздух носом и выпускать его через рот. Способствовать формированию правильного носового дыхания, эмоциональной разрядке.

Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Задачи: В ходе игры обратить внимание на различные свойства воды. Учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать профилактике нервного напряжения.

Игра-забава «Солнечные зайчики».

Задачи: Обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, учить следить за «зайчиком» глазами.

Игра-забава «Ты вертись, моя вертушка».

Задачи: Способствовать повышению двигательной активности детей, профилактике эмоционального перенапряжения.

Мультконцерт «Мы - певцы»

Задачи: Предложить детям послушать песню «Два весёлых гуся». Учить подпевать, выполнять танцевальные движения, развивать творческие способности детей.

Игра-забава «Разноцветные воздушные шары».

Задачи: Учить детей узнавать и называть основные цвета, развивать цветовое восприятие. Доставлять детям радость от игры с воздушными шарами, способствовать профилактике эмоционального перенапряжения.

Свободное музицирование.

Задачи: Формировать у детей интерес к музицированию, к участию в оркестровке знакомых песен с помощью погремушек, маракасов, бубна. Развивать музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Игра-забава «Карусель».

Задачи: Учить детей кружиться в парах, тройках. Держась за руки, обогащать двигательный опыт. Развивать координацию движений. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в первой младшей группе.

Октябрь

1.Вечер развлечений «Музыкальные игрушки»

2.Физкультурное мероприятие «Мы смелые умелые»

3.Развлечение «Мир игр»

Ноябрь

1.Досуг «Под грибком»

2.Физкультурный досуг «Играем в подвижные игры»

Декабрь

1.Досуг «Праздник ёлки»

2.Развлечение «Хоровод, хоровод»

Январь

1.Развлечение «Песенки поём»

Февраль

1.Досуг «Вот как мы умеем»

2.Физкультурное мероприятие «Мой весёлый мяч»

Март

1.Развлечение «Пляска с куклами»

2.Спортивное мероприятие «Через ручеёк»

Апрель

1.Развлечение «Весенние забавы»

2.Досуг «На кораблике плывём»

Май

1.Развлечение «На полянке»

2.Досуг «Едем, едем»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности во 2 младшей группе.

Сентябрь

1. Развлечение «Наш друг Светофор»

2. Вечер развлечений «Мои любимые игрушки»

Октябрь

1. Обще садовское мероприятие «Праздник Осени»

2. Вечер развлечений «Весёлый огород»

3. Физкультурное мероприятие «Весёлые старты»

Ноябрь

1. Досуг «Путешествие в страну мыльных пузырей»

2. Обще садовское мероприятие «День Матери»

Декабрь

1. Обще садовское мероприятие праздник «Новогодняя сказка»

2. Развлечение «Наряжаем ёлку»

Январь

1. Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»

2. Дискотека «Зимушка-зима»

3. Физкультурное мероприятие «Зимняя спартакиада»

Февраль

1. Досуг «Путешествие в сказочную страну»

2. Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»

Март

1. Концерт для мам, бабушек и сестрёнок.

2. Обще садовское мероприятие «Широкая Масленица»

3. Театрализация по сказке «Заюшкина избушка»

Апрель

1. Спортивный праздник

2. Развлечение «Весенние забавы»

3. Презентация «День Космонавтики»

Май

1. Спортивное развлечение «Спасатели вперёд»

2. Досуг «На улицах города» (ОБЖ)

3. Обще садовское мероприятие «День Победы»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в средней группе.

Сентябрь

1.Развлечение «Прощание с летом»

2.Досуговое мероприятие «Поиграем»

Октябрь

1.Праздник «В гости Осень к нам пришла»

2.Физкультурное мероприятие «Спорт – это здоровье»

3.Развлечение «Мир игр»

Ноябрь

1.Развлечение, посвящённое Дню матери

Декабрь

1.Новогодний праздник «Путешествие по сказкам»

2.Развлечение «В гости к Айболиту»

Январь

1.Развлечение «Весело живём - песенки поём»

2.Физкультурное мероприятие «Зимушка-Зима»

Февраль

1.Досуг «Зимние забавы»

2.Физкультурное мероприятие «Олимпиада»

3.Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»

Март

2.Спортивное мероприятие «Дружные ребята»

Апрель

1.Физкультурное развлечение «Ручеёк»

2.Досуг «В страну Добрых дел»

3.Досуговое мероприятие «Всё о космосе»

Май

1.Развлечение «Вместе весело шагать»

2.Досуг «Светофор – наш друг»

3.Обще садовское мероприятие «День Победы»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в старшей группе.

Сентябрь

1.Развлечение «Здравствуй, детский сад»

2.Физкультурное мероприятие «Весёлое путешествие»

Октябрь

2.Физкультурное мероприятие «Физкультура для ребят»

Ноябрь

1.Праздник «Концерт для мамы»

2.Физкультурный досуг «Весёлые старты»

Декабрь

1.Новогодний праздник «В гости к Деду Морозу»

2. Физкультурное мероприятие «За снежком»

Январь

1.Развлечение «Госпожа Метелица в гости нас зовёт»

2.Физкультурное мероприятие «Зимние забавы»

Февраль

1.Праздник «Папа может»

Март

2.Спортивное мероприятие «Мамины помощники»

3.Праздник «Широкая Масленица»

Апрель

1.Праздник «Полёт к звёздам»

Май

1.Развлечение «День веселья»

2.Праздник «День Победы»

3.Праздник «Выпуск в школу»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в подготовительной к школе группе.

Сентябрь

1.Досуг «День знаний»

2.Физкультурное мероприятие «Спорт, спорт, спорт»

Октябрь

1.Праздник «Здравствуй, осень золотая»

2.Физкультурное мероприятие «Физкульт - Ура»

3.Досуг «Весёлая ярмарка»

Ноябрь

1.Праздник «Концерт для мамы»

2.Развлечение «День рожденья»

Декабрь

1.Праздник «Здравствуй праздник, Новогодний»

2. Физкультурное мероприятие «Снежный колобок»

Январь

1.Развлечение «В зимнем лесу»

2.Физкультурное мероприятие «Путешествие в страну здоровья»

3. Досуговое мероприятие «Коляда»

Февраль

1.Праздник «Лучший папа»

2.Досуговое мероприятие «Проводы зимы»

Март

1.Праздник «Поздравляем мамочку с праздником весны»

2.Спортивное мероприятие «А ну-ка, мамы!»

3.Праздник «Широкая масленица»

Апрель

1.Праздник «Полёт к звёздам»

2.Спортивное мероприятие «Быстрые и ловкие»

3. Досуг «Дорожная азбука»

Май

1.Развлечение «День веселья»

Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.

Существует множество форм организации досуговой деятельности детей: музыкальные; спортивные; фольклорные, речевые досуги; досуги, основанные на популярных телевизионных шоу-программах (“Угадай мелодию”, “Поле чудес” “КВН”), клубы по интересам (“Умелые руки”), театрализованные представления и т. д.Они разнообразны по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности.В рамках досуговых мероприятий решаются задачи разных направлений воспитания дошкольников: нравственного, эстетического, физического, трудового, интеллектуального, экологического. .

Дошкольники, участвуя в досугах и развлечениях, реализуют потребность в движении, могут проявить инициативу, активность, ловкость и сообразительность. Досуг осуществляет такую важную задачу как организация общения детей со сверстниками. Педагогу необходимо не просто привести детей, но и организовать это время так, чтобы детям было комфортно. Это положительным образом отражается на социализации ребенка, на его стремлении к контактам с другими людьми.Принимая непосредственное участие в разных досуговых мероприятиях, дошкольник развиваетвоображение,смекалку. Особенностью детского досуга является его театрализация. Это способствует более полному эмоциональному восприятию жизни, ведь в жизни ребенкаэмоции играют очень важную роль. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими чувствами.

В работе по организации воспитания дошкольников посредством проведения досуговых мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:

Принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

Принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия); .

принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

Принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

Принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка); .

Принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка). .

Периодичность проведения досугов и их продолжительность зависит от возраста участников, задач и содержания мероприятия, условий его проведения. Физкультурные досуги с детьми проводятся 1 – 2 раза в месяц,продолжительность варьируется от 20 – 30 минут до 45 – 50 минут. Спортивные детские праздники рекомендуется проводить 2 – 3 раза в год, например “День здоровья”, “Мама, папа, я - спортивная семья”, “Парад юных спортсменов”.

В сценарии таких праздников включают общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры – эстафеты, веселые аттракционы, ритмичные упражнения под музыку, выступления с лентами и мячами. Продолжительность проведения спортивного праздника от 20–30 минут до 45–50 минут для детей 3–4 лет, до 1 часа 30 минут с детьми 6–7 лет.

Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводят с целью знакомства детей сродной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники “Рождество”, “Проводы зимы”.

Подобные праздники можно проводить с детьми 4–5 лет не менее 2 раз в год до 1 часа, с детьми старшего дошкольного возраста – 3 раза в год, продолжительность до 1 часа 30 минут.

Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, организации оптимального двигательного режима, создают положительный эмоциональный настрой в детском коллективе.

Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, у которой свои склонности, интересы, свой особенный внутренний мир. Наша задача как педагогов дошкольного учреждения организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности.

Фольклорно-физкультурная досуговая деятельность.

Тема:“Делу - время, потехе – час”.

(Старшая группа)

Программное содержание:

  • учить ходить и бегать легко и ритмично;
  • развивать физические качества: быстроту, ловкость;
  • воспитывать в играх морально – волевые качества детей: справедливость, честность, дружелюбие;
  • воспитывать интерес к физическим упражнениям посредством загадок;

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье.

Оборудование: костюм Петрушки; мяч;бубенцы; скакалки по количеству пар для проведения игры; фонограмма музыкального сопровождения;

Ход занятия

Сюрпризный момент.

В спортивный зал под музыку входит ряженый.

Петрушка:

Здравствуйте, ребята!
Собрались мы сегодня
Позабавиться, да потешиться!
Ведь не зря говорят:
“Делу время, потехе – час!”
Не хотите ль со мною поиграть,
Свою ловкость показать?

Ведущий:

Да почему ж не поиграть?
Играм мы рады,
Будут ли награды?

Петрушка:

Так кто играет лучше всех,
Тому наградой будет смех!

Ведущий: Ребята, согласны ли вы поиграть?

(Ответы детей)

2. Подвижная игра “Лошадка”

Дети выстраиваются парами. Один из пары – “лошадка”. Второй – “возчик”. Для проведения игры выдаются “вожжи” (гимнастические скакалки). Прямой галоп.

Петрушка:

На ярмарку поехали!
За грибами, да за орехами!
За баранками, да за пирогами!
Да за сладкими леденцами!

Во время проведения игры дети прищелкивают языком. Произносят звукоподражание “гоп-гоп-гоп”. По сигналу ряженого “Тпру-у-у...” игроки останавливаются, меняются местами.

Игра проводится 3-4 раза.

Петрушка:

Какие молодцы!
Так и звенят,
Звенят бубенцы!
А загадки - то вы отгадывать умеете?

(Ответы детей)

3. Игровые упражнения “Отгадай-ка”

Петрушка загадывает детям загадки. После того, как загадка будет отгадана, ведущий показывает общеразвивающие упражнения. Дети повторяют.
Петрушка:

А ну, ребята, не ленись!
На разминку становись!

В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Упражнение “Собачка”.

И. п. – упор стоя на коленях: энергичные повороты таза. Звукоподражание “Гав – гав”. Повторение 6-8 раз.

У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.

Упражнение “Велосипед”.

И. п. – лежа на спине: имитация ногами поворотов педалями велосипеда.

Повторение 5-6 раз с чередованием упражнений на расслабление мышц ног.

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!

Упражнение “Лягушка”.

И. п. – лежа на животе, согнув руки, кисти у груди: прогибание в пояснице с выпрямлением рук и сгибанием ног в коленях, звукоподражание “Ква-ква”.

Повторение 6 раз.

Шелестя сухой травой,
Проползет шнурок живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел!

Упражнение “Змейка”.

И. п. – сед на пятках, кисти в замок. Медленно встать на колени – подтянуться. Звукоподражание “Ш – ш –ш...”.

Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.

Упражнение “Ножницы”.

И. п.- узкая стойка, руки в стороны: окрестные движения рук. Повторить 8 раз.

Петрушка:

Все загадки отгадали,
Да отгадки показали.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру “Кот и птички”.

4. Подвижная игра “Кот и птички”

Все играющие – “птички”, они просят “кота” пустить их собирать зернышки. Кот: “Летайте, летайте, да спать не мешайте!”. Птички летают, да забывают обещание, данное коту, вслед за ведущим повторяют присказку:

Тише, тише!
Кот на крыше!
Ну а птички еще выше!
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, не воронь!
Разлетелись как огонь!

Кот начинает ловить птичек. Игра повторяется 3-4 раза.

5. Хоровод “ Солнышко”

Дети встают в хоровод.
Какой славный денек,
Собирайся народ
Поводить хоровод!
Станем кругом водить
Да ребят веселить!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Длительность 4-5 минут.

6. Игра “Поймай мяч”

Дети встают в круг. Водящие находятся посередине круга. Дети перебрасывают друг другу мяч через центр круга. Игровая задача: коснуться рукой или поймать мяч. Поймавший мяч игрок становиться в круг.

Длительность игры 5-6 минут.

Петрушка:

Ой, люли та – ра - ра!
Закончилась игра.
Закончилась игра,
Прощаться нам пора!

Петрушка благодарит детей за чудесный праздник, за активное участие в играх. Все участники получают сладкие подарки. Петрушка прощается с детьми, уходит.


Top