Картотека на тему: Игры с лего.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛЕГО-ПОЕЗД

Конструктор из блоков лего Duplo или аналоговый конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков лего. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше.

Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики — поставь по порядку, потерялись вагончики — найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п.»ЛЕГО- ЗМЕЙКА»


Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности (предметы приклеить).

ЛЕГО-ШАХМАТЫ


С мегатоннами деталей лего можно организовать шахматы. Занятие на весь день — ведь надо сначала собрать шахматное поле, а потом разобраться с фигурами. Должно быть что-то объединяющее у каждой команды. Если столько человечков нет, можно соорудить их из других мелких блоков. Правила могут быть классическими, а можно и свои придумать. В большинстве случаев, так обычно и происходит.

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ ИЗ ЛЕГО


Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!

ЧТО БОЛЬШЕ


Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (пеноблоков или кирпичиков лего), напишите в квадратиках числа и вместе с малышом постройте башенки из соответствующего количества кубиков. Можете скрепить кубики на двусторонний скотч во временных целях, чтобы они не упали в самый неподходящий момент.

МАТЕМАТИКА С ЛЕГО


Из крупных деталей лего можно собрать практически все цифры. Предложите ребенку это сделать или помогите ему, если у него это еще не получается. А заодно решите и первые примеры.

ЛАБИРИНТ ИЗ ЛЕГО


Один из самых простых способов построить лабиринт в домашних условиях – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и мячик по нему катить.

УЧИМ СРАВНЕНИЕ С ЛЕГО


Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто объяснить ребенку на наглядном примере. Приготовьте 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также напишите на бумаге числа от 1 до 20 и знаки сравнения и вырежьте их. Игра начинается с того, что из кучи чисел ребенок выбирает два числа для сравнения. Далее он делает предположение, какое из чисел больше/меньше, кладя соответствующий знак между ними. Затем он проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ найти очень легко, сравнив высоту построек.

Юлия Метляева
Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность

ЛЕГО педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка .

Обучающий конструктор ЛЕГО (LEGO) - это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире. Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор ЛЕГО (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо : интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени ЛЕГО (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием» . Секрет в том, что ЛЕГО (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все - о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию . В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО -технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

ЛЕГО -конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, в процессе которой педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей , активизирует их познавательную активность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и коррегирует поведение , развивает коммуникативную функцию и интерес к коррекционным занятиям . Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции речи . Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности.

В логопедии ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных , коррекционно-воспитательных , коррекционно- развивающих целей и задач . ЛЕГО -конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности : речевой, игровой, изобразительной, конструктивной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности , способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО -технология является интерактивной педагогической технологией, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения .

Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и активизировать детей для образовательной деятельности, тем более развитие речи . В конструктор ЛЕГО входят детали , окрашенные в основные цвета : красный, зеленый, желтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

Конструктор ЛЕГО имеет довольно широкий диапазон возможностей применения на логопедических занятиях : от вызывания звукоподражательных реакций у безречевых детей до дифференциации твердых и мягких согласных или звукового анализа слова.

Конструкторы ЛЕГО успешно применяются для развития фонематического слуха и

восприятия : выбрать фигурки, названия которых начинаются с заданного звука; определить местоположение звука в названии фигурки; из ряда фигурок или конструкций выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам и т. д. Использование деталей определенного цвета, позволяет выполнять звуко - буквенный анализ слов. Наглядно и интересно проводится работа по дифференциации звуков : разложить фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, подарить сказочным героям, расселить в построенные домики.

Для материализации понятия «звук» эффективно использовать человечков в разноцветных костюмах (человек в синем костюме обозначает согласный твердый звук, в зеленом – мягкий, в красном – гласный).

ЛЕГО - конструкторы используются также на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО , ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Конструируя буквы из элементов синего или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.

Интересно и увлекательно проводятся занятия по автоматизации поставленных звуков с постройками из конструктора : спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.

Игра с композицией из конструктора ЛЕГО , имеющего широкий ассортимент наборов, позволяет проводить работу по коррекции нарушений лексико – грамматического строя у детей с ОНР . Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями , предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи . Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и построек из наборов ЛЕГО : «Кому что?» , «Четвёртый лишний» , «Продолжи» , «Будь внимательным» , «Отгадай – ка» , «Узнай по описанию» , «Подбери слова» , «Подбери фигурку» , «Живое – неживое» , «Задай вопрос» , «Подумай и договори» , «Закончи предложение» , «Составь предложение» , «Чей? Чья? Чьи?» , «Исправь ошибку» , «Назови ласково» и т. д.

Использование ЛЕГО -технологий способствует развитию связной речи . Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным . При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности.

Таким образом, применение ЛЕГО технологии на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения , так как способствует :

Формированию определённых «саногенных» состояний;

Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма) ;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) ;

Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга);

Обогащению активного словаря, развитию грамматически правильной монологической и диалогической речи ;

Повышает мотивацию к обучению.

ЛЕГО -технология - это перспективное направление для коррекции , обучения, развития и воспитания детей с речевой патологией в осуществлении их психологической и функциональной готовности к обучению в школе. Поэтому, чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи . Применение ЛЕГО -технологии и других инновационных технологий в образовательном и коррекционно- развивающем процессе , позволяет совершенствовать его, делать более полным, интересным и насыщенным.

Литература

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи . –Екатеринбург, 1995.- 122 с.

3. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно –игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО . –М., 2007.- 133 с.

5. Комарова Л. Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). – М.: «Линка-Пресс» .

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования –RG.RU: Российская газета, 2013.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упраж-нения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шаврина. – М.: Сфера, 2001.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста. - М., 2004. –244 с.

9. Фешина Е. В. Лего -конструирование в детском саду. – М.: Сфера

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Нами была поставлена LEGO

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в условиях интеграции образовательных областей средствами ЛЕГО технологии

Ребёнок учится мыслить, учась говорить,

но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе развития дошкольников? Секрет кроется в универсальности данного возраста, который является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому полноценное овладение родным языком, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка в целом. «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», утверждал К.Д.Ушинский. При этом связной речи отводится одно из ведущих мест. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Но на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Детям очень сложно грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Очень бедна диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция.

В данной ситуации нам, педагогам, на помощь должна прийти правильная организация обучения детей. Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей.

Стараясь шагать в ногу со временем, понимая выдвигаемые требования, и мы в детском саду тоже пытаемся подбирать, внедрять, совершенствовать педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность деятельного общения с окружающими, умение налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации, то есть создать условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.

По словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и эффективно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор, выпускающийся образовательной датской корпорацией «GROUP LEGO DACTA». Методика обучения ЛЕГО-игре разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым. На сегодняшний день LEGO технология – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. И спользование в работе с детьми LEGO конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов развития мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысит их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.

Таким образом, нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO технологии.
  1. разработать систему занимательной деятельности с использованием LEGO технологии, способствующую речевому развитию дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.
  1. определить эффективность использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников.

Сегодня мы представляем вашему вниманию опыт речевого развития дошкольников в условиях интеграции образовательных областей путём использования современной многофункциональной педагогической LEGO технологии. Изначально внедрение LEGO технологии планировалось через дополнительные образовательные услуги. Нами была составлена своя обучающая система кружковых занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO и LEGO DACTA», на основе разработок преподавателя дополнительного образования Прогимназии Юго-Западного управления образования города Москвы, Людмилы Георгиевны Комаровой. Наша система была рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 7 лет и включена в регламент дополнительной образовательной деятельности.

Увидев результаты кружковой работы, мы решили более широко и активно внедрять LEGO технологию в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения эффективности речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Для того, чтобы проверить целесообразность наших решений, мы сопоставили задачи, решаемые LEGO технологией с задачами образовательной области «Коммуникация». Общий процент соответствия составил более 80% (Приложение 1). Далее, определив % соответствия задач, решаемых LEGO технологией с образовательными областями, что составило 63%, мы убедились в правильности наших решений и возможности интеграции LEGO технологии с образовательными областями. (Приложение 2).

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет констатировать: LEGO технология, с теоретической точки зрения, является эффективным средством речевого развития дошкольников во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни, так как:

  • задачи, решаемые с помощью LEGO технологии, соотносятся с основными задачами речевого развития дошкольников.

Приступив к решению второй задачи, нами было составлено перспективное тематическое планирование по применению LEGO в разных возрастных группах , ведущей формой которого являются:

На примере технологической карты «Путешествие в космос» можно чётко спроектировать совместную и самостоятельную деятельность, определить её содержание, конечный продукт, проследить активность коммуникативно-речевой деятельности детей.

Итак, сначала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь . Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с темой: космодром, космические корабли, ракеты, луноходы из крупного конструктора LEGO DUPLO, фигурки космонавтов, атрибуты жизнедеятельности космонавтов из мелкого конструктора LEGO DACTA. В процессе конструирования из LEGO , дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь. Получая информацию через другие образовательные области, дети, постоянно дополняют, видоизменяют развивающую среду. Это становится возможным, благодаря универсальности LEGO материала. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное, так как с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому сюжетно-ролевые игры, подводящие итог совместной деятельности, не ограничиваются во времени и являются бесконечным источником речевого развития детей.

Итогом, в зависимости от темы, также могут быть:

  • выставки детского творчества; (Приложение 5).
  • панно-коллажи;
  • литературно-музыкальные и поэтические вечера; (Приложение 6).
  • выставки-презентации книжек-малышек, иллюстрированных и сделанных руками детей и их родителей;
  • игры-соревнования; (Приложение 7).
  • кукольные настольные театры, когда LEGO конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их. Поправляя речь детей, мы указываем на ошибки их героев, а не на ошибки детей, что позволяет некоторым воспитанникам преодолеть страх совершить ошибку и быстрее овладеть грамотной связной диалогической и монологической речью. (Приложение 8)

Рассматривая возможность использования LEGO при обучении грамоте, можно рекомендовать следующие задания:

  • составь образ буквы из кирпичиков LEGO;
  • построй различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
  • выложи столько кирпичиков LEGO на наборное полотно, сколько ты слышишь слов в данном предложении (или сколько слогов находится в данном слове) и многие другие упражнения. (Приложение 9).


Наша работа была бы менее эффективной без понимания и активного участия родителей в процессе обучения и воспитания детей. Поэтому мы включили в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников. Через анкетирование и индивидуальные беседы мы определили отношение родителей к речевому развитию детей и к LEGO конструированию. Результат получился печальным - всего 20% родителей проявили инициативу и заинтересованность.

В соответствии с результатами анкетирования, была спланирована работа по взаимодействию педагогов и родителей, основными направлениями и формами которой являются:

  • Взаимопознание: встречи-знакомства, анкетирование;
  • Взаимоинформирование : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, общение через сайт, организация детских выставок;
  • Образование родителей : работа «LEGO школы для родителей», проведение мастер-классов, работа библиотеки для родителей;
  • Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, семейного театра, к участию в детской проектной и исследовательской деятельности, организация совместных выставок.

В результате таких встреч, улучшилось понимание межу родителями и педагогами . Становясь непосредственными участниками творческого процесса, родители приобрели возможность не только помочь детям , но и реализовать свои способности и таланты. Данная работа актуализировала в жизни семьи познавательно-речевое направление развития детей с помощью использования LEGO конструктора, а также – обогатила воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Таким образом, подводя итоги решения второй задачи, мы можем констатировать: использование LEGO технологии во всех образовательных областях в комплексе с основной формой организации образовательного процесса при непосредственном участии родителей даёт конкретные положительные результаты речевого развития дошкольников.

Для определения эффективности использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников, нами был использован диагностический материал по программе "От рождения до школы" составленный с учетом ФГТ по образовательным областям, в том числе и по образовательной области «Коммуникация» для всех возрастных групп. Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности О.А.Сафоновой. Тесты для детей М.И.Ильиной, Л.Г.Парамоновой, Н.Я. Головневой.

Сравнительное диагностическое обследование воспитанников проводилось в двух группах: экспериментальной группе, где используется LEGO технология и контрольной, не использующей LEGO. Анализ, полученных результатов позволил констатировать: уровень речевого развития детей дошкольного возраста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. (Приложение 10).

Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.

Литература:

  • Анисимова, Т. Ваш ребенок идет в школу: тревоги и страхи детей и родителей / Т. Анисимова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 252 с.: ил. – (Психологический практикум).
  • Артамонова, Е. Ребенок должен быть счастливым: родителям о проблемах подготовки детей к школе / Е. Артамонова // Народное образование. – 2007. - № 1. – С. 221 – 225.
  • Головнева, Н. Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе / Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 2000. – 320 с.: ил.
  • Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка / Г. Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1995. – 400 с.
  • Ильина, М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе: тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г., Парамонова, Н. Я. Головнева. – СПб: Дельта, 1997. – 384 с., ил. – (Страна чудес).
  • Кабанова, М. Н. Готовимся к школе: практические задания, тесты, советы психолога. – СПб: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. – 224 с.: ил. – (Золотая коллекция начальной школы).
  • Матвеева, Л. Игры для подготовки к школе / Л. Матвеева // Обруч. – 2004. - № 1. – С. 13 – 14.
  • Мельникова, Е. К школе готов / Е. Мельникова // Мой кроха и я. – 2006. - № 4. – С. 92 – 93.
  • Мирская, Н. Знания и навыки, необходимые первокласснику / Н. Мирская // Здоровье детей. – 2004. – 16-30 сент. – С. 36 – 39.
  • Мягкова, Т. Идеальный ученик / Т. Мягкова // Мой кроха и я. - 2006. - № 8. - С. 66 - 69
  • Ухорская, Я. Первый раз – не в первый класс / Я. Ухорская // Няня. – 2006. - № 4. – С. 64 – 66.

В педагогике, леготехнология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Данная технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Использование леготехнологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Я предлагаю вашему вниманию игры с лего, которые можно использовать на начальном этапе знакомства с конструкторами лего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с Лего.

Игры на развитие зрительного восприятия

(цвет, форма, размер).

Игра «Разложи по величине».

(для детей 3 – 5 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры : нужно расположить формы лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Материал : формы лего.

Ход игры .

Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Игра «Разноцветные комнаты»

(для детей 3 – 5 лет)

Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Материал : листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.

Ход игры :

Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».

Игра «Разноцветные вагончики».

(для детей 4 – 7 лет)

Задача : учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал : листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Ход игры :

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Игры на развитие тактильных и осязательных ощущений.

Игра «Найди на ощупь»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи : развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал : емкость с фасолью, детали лего.

Ход игры :

Сюда насыпали фасоль

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек»

(для детей 5 – 7 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (10 штук).

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игры на развитие двигательной активности.

Игра «Цветные фонарики»

(для детей 3 – 5 лет)

Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого, упражнять в ходьбе и беге, развивать ловкость, самостоятельность, закреплять умение различать цвета.

Материал: детали лего, листы цветной бумаги, 2 стола.

Ход игры:

В одном конце группы на столе лежат листы цветной бумаги. На другом конце группы лежат разноцветные детали лего.

Педагог читает стихотворение:

Яркие фонарики поднимем высоко

Желтый (красный, синий и т. д.) цвет их виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к столу с деталями лего, берут детальтого цвета, который указан в стихотворении и несут к другому столу, где находятся листы цветной бумаги. Кладут детали на нужный цвет. Педагог говорит: «Погасли фонарики». Дети возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 2 – 4 раза.

Игра «Парочки»

(для детей 3 – 4 лет)

Задача : учить детей находить детали лего одинаковой формы и цвета.

Материал : по 2 детали лего одинаковой формы и цвета.

Ход игры:

Педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковыми. Объясняет правила игры: после слов «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются по группе, после слов «Раз, два, три - парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.

Игры на внимание.

Игра «Что изменилось?»

(для детей 3 – 6 лет)

Задачи : закреплять знание геометрических форм и цвета, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.

Материал: детали лего.

Ход игры:

Педагог раскладывает на столе детали лего (от 3 до 6). Повторяет с детьми названия геометрических форм и цвет деталей лего и предлагает запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» дети закрывают глаза, а педагог быстро переставляет или убирает одну или несколько деталей лего. По команде «Глазки проснулись! Посмотрите, что изменилось?» дети должны сказать, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.


Гусева Елена Владимировна

«Чудо-Дерево»

Цель игры : -закрепить правильное произношение звуков в словах;

Развитие зрительной памяти;

Материал. Конструктор ЛЕГО , картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.

Ход игры . В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО , и общий ящик с «яблоками» . Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай» .

«Футбол»

Цель игры :- автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш» ;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие внимания;

Развитие фонематического восприятия.

Материал. Конструктор ЛЕГО , игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш» .

Ход игры . На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО . Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» «С» , сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора . Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш» , сколько выпало на кубике. После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО .

Выигрывает команда , набравшая наибольшее количество фишек.

В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву «С» возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек» .

«Домик для куклы Лолы»

Цель игры «Л» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики» ) 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.

Ход игры . Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л» . Из них он строит домик для куклы Лолы.



«Найди пару»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах;

Развитие зрительной памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.

Ход игры . Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок-пар.



«Найди половинку»

Цель игры : - закрепление правильного произношения звука «Р» в словах;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры . Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки

С изображением названного слова,назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.



Публикации по теме:

Конструирование из Лего-конструктора в подготовительной группе «Домашние животные. Собачка» Что за чудесное изобретение? ЛЕГО-конструктор вне всяких сомнений. Путь для фантазий с ним только прямой. Множество можно идей воплотить.


Top