Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

МБДОУ детский сад «Березка»

Подготовил: воспитатель Лукьянова Ю.Ф

Игрим

2014

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Б. А. Сухомлинский

Краткая аннотация.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.

Цель:

рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

Задачи:

    Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

    Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

    Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

    Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.

    Рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;

    В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

Гипотеза:

педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Вопросы, направляющие работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Основополагающий вопрос

Для чего живет человек?

Проблемные вопросы:

Какой образ жизни вам больше нравится?

Какой должен быть образ жизни человека?

Как трудовая деятельность влияет на человека?

Примерные учебные вопросы:

Что такое труд?

Какие профессии людей ты знаешь?

Какое твое самое любимое занятие?

Ты уже знаешь, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Ты любишь наблюдать, как работают люди?

Ты знаешь кто ухаживает за цветами?

А кто занимается животными?

Кто водит автомобили, поезда, самолеты?

Ты знаешь кто ремонтирует технику?

Кто лечит людей?

А кто учит?

Как называют тех, кто рисует?

Детям дается представление о том, что профессии разделяются на несколько категорий:

    «Человек – природа». Это профессии, труд в которых направлен на предметы живой природы:

    животновод,

    растениевод,

    ветеринар.

    «Человек – человек». Это профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством:

    учитель,

    воспитатель,

    медицинская сестра,

    врач.

    «Человек – знак». Это профессии, труд в которых направлен на обработку условных знаков, цифр, формул, текстов:

    секретарь,

    художник,

    Программист.

Профориентационные курсы

1 курс «На златом крыльце сидели…»

Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 5 до 6 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии .

1 раз в месяц

Цикл занятий:

    1. «Чем пахнут ремесла

      Профессия – воспитатель, учитель

      Профессия – медицинская сестра

      Профессия – повар, завхоз .

      Профессия – прачка, кастелянша .

      Профессия – врач .

      Профессия – милиционер, водитель .

      Профессия – почтальон .

      Праздник труда . Итоговое занятие .

9часов

Общее количество часов:

2 курс «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 6 до 7 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии в школу, типографию, администрацию

1 раз в квартал

Встречи с родителями разных профессий

1 раз в квартал

Цикл занятий :

    1. Введение в мир профессий .

      Профессия – учитель .

      Профессия –растениевод.

      Профессия – продавец .

      Профессия – плотник, швея .

      Профессия – руководитель .

      Профессия – корреспондент, журналист .

      Профессия – бухгалтер, экономист .

      Игра «Путешествие на остров мастеров».

Итоговое занятие.

9 часов

Общее количество часов

План работы по ознакомлению дошкольников

с профессиями

группа от 5 до 6 лет

Проводимые

мероприятия

Срок

Что узнали нового

Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя

октябрь

Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.

Экскурсия в школу

октябрь

В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.)

Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей).

ноябрь

Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок , делает прививки, составляет меню для воспитанников

Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод).

ноябрь

Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в хо лодильни ке; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Беседа с завхозом, поваром детского сада

декабрь

Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции.

Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку

декабрь

Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы.

Беседа с прачкой,кастеляншей

январь

Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина).

Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки (машиниста по стирке белья) и кастеляншей

январь

Узналикак происходит процесс подготовки к стирке, стирка. Глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря)

Беседа с врачом – педиатром

февраль

Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.)

Экскурсия в больницу

февраль

Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс

Беседа с полицейским, инспектором ДПС

март

Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя.

Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор).

март

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие.

Беседа с почтальоном

апрель

Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи.

Экскурсия на почту

апрель

Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс

Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки).

май

Библиографы устраивают позна вательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

группа от 6 до 7 лет

Проводимые мероприятия

Срок

Что узнали нового

сентябрь

Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления

Беседа о профессии – учитель

октябрь

Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах

Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок).

октябрь

Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки).

Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена)

ноябрь

Увлечения , интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар).

декабрь

Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара : подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде ; осуществляют уход за животными

Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин)

декабрь

В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения.

Экскурсия в магазин

декабрь

Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д.

Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало).

январь

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерк у одежды.

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков)

январь

На примере девочкиувидели как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки.

Мальчики узнали как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь.

Беседа о профессии – руководитель

февраль

Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент)

Экскурсия в администрацию поселкового совета.

февраль

Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое.

Встреча с родителями

Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка).

март

Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

Беседа о профессии - корреспондент, журналист

март

Очерк, статья, рассказ, повесть, титульный лист, обложка, автор, содержание.

Экскурсия в типографию

апрель

Как составляется газета для печати. Рассказ специалистов о подборе информации для номера, размещение статей в газете.

Беседа о труде бухгалтера, экономиста.

Встреча со специалистом

апрель

Учет, сложение, вычитание, расход – приход. Что очень важно учитывать растраты и приобретение. Прежде чем истратить надо определить, а рационально ли это. Часто можно и нужно обходиться без лишних и не нужных покупок.

Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка)

май

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Когда у человека ухоженный вид ему приятно смотреть на себя в зеркало, комфортно в обществе друзей, коллег.

Экскурсия в милицию

январь

Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую школы, в магазин, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской дети обратили внимание на общий порядок, что все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам.

Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Для усиления эмоционального воздействия на детей были использованы: детская художественная литература, подборка фотографий и картинок с изображением различных профессий.

Детям дали понимание того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу. Что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор, из маленького зернышка вырастает красивый цветок.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Вывод.

Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствующим формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда

Задачи для педагогов в дальнейшей работе по ознакомлению старших дошкольников с профессиями:

    формировать нравственно-трудовые качества детей

    способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

    создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

    побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых

    способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации

Задачи для детей :

    узнавать о труде людей, о разных профессиях

    уважать тех, кто трудиться

    стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде

    знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой

    относиться к предметам и вещам бережно

    учиться дружить, заботиться о товарищах,

    быть трудолюбивыми, самостоятельными

В группах общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет следует:

    обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

    обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.

Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Подготовила: Богданова Ольга Ильинична Воспитатель первой кв. категории МБДОУ № 91 «Журавушка» г. Набережные Челны, Республики Татарстан

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:

  • Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т.д.)
  • Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду:

  • Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
  • Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
  • Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей» , изготовлены лэпбуки «О космосе» , «Профессия пожарный» , «Профессия врач»
  • Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»
  • Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос) , побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся:

  • общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.
  • приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию, в кабинет заведующей. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Дети с удовольствием работали над проектом «Лаборатория профессий» . Большинство детей выбрали профессии своих родителей. Надо было видеть, с какой гордостью дети рассказывали о профессиях своих пап и мам!

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Ресурсы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»
  2. Интернет ресурсы

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития!

Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.

Для чего нужна профориентация?

Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.

Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.

Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.

Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие , что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.

Профориентация в детском саду. Презентация

Направления и задачи для реализации профориентирования в дошкольном учреждении можно описать такие:

  • Развить заложенное в программе обучения ознакомление с разными видами профессий взрослых;
  • Привлечь к процессу администрацию сада, воспитателей, родителей и самих детей;
  • В играх показывать действия, сопровождающие трудовой процесс, знакомить детей с профессиональной лексикой, рассказывать об оборудовании, учить уважать труд;
  • Организовывать экскурсии на производства, встречи с профессионалами, либо приглашать в гости родителей разных профессий;
  • Запоминание полученных сведений в дальнейших беседах с воспитателем, занятиях;
  • Вызывает положительные эмоции и желание подражать героям произведений и чтение детской художественной литературы;
  • Как результат всех названных действий у детей разовьется чувство гордости за выбранную профессию, они будут уметь подражать работе взрослых, знать назначение предметов, используемых представителями разных профессий, научатся уважать всякий труд.

Проект ранней профориентация детей в детском саду

Педагогами созданы различные проекты ранней профориентации детей. Они состоят из записей занятий в виде игр, разъяснительных бесед с детьми, описаний игр в профессии, чтения художественной литературы и последующих рассуждений с воспитанниками о прочитанном.

В проектах содержится информация о привлечении родителей к данному вопросу, их непосредственное участие в игровом и обучающем процессе.

Профориентация в детском саду. План занятий

План занятий по профориентации может выглядеть следующим образом:

Изучение двух видов профессий в течение месяца.

При таком способе подачи материала на вводном занятии рассказывают общие понятия о профессии, дают представление о том, чем занимается человек. На последующих занятиях используют экскурсии, игры, чтение, создание поделок и другие занятия, призванные расширить кругозор ребенка об обсуждаемой профессии.

Занятия по следующей схеме:

  1. Показать детям картинку с изображением представителей разных профессий и попросить назвать их.
  2. Показывая картинку с изображением например, врача, попросить назвать предметы, которыми врач пользуется.
  3. Назвать действия, которые выполняет представитель профессии.
  4. Назвать качества личности, которыми должен обладать представитель профессии.

Top