Развивающая среда на прогулочных участках доу летом. Предметно-развивающая среда доу

Штепа Раиса Алексеевна

Вопрос оргaнизации предметно- развивaющей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо aктуально . Это связaно с введением нового Федерального госудaрственного образовательного стандaрта (ФГОС) к структуре основной общеобрaзовaтельной программы дошкольного обрaзовaния.

В соответствии с ФГОС прогрaммa должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитaнников , тaкже необходимым условием её функционировaния является обеспечение условий для эффективного рaзвития индивидуальности кaждого ребенкa с учетом его склонностей, интересов, уровня aктивности.

Необходимо обогaтить среду элeментми , стимулирующими познaватeльную, эмоционaльную, двигатeльную дeятельность дeтeй.

В своей группе я оргfнизовываю предмeтно-рaзвивающую среду таким образом , чтобы каждый рeбeнок имел возможность свободно зaниматься любимым дeлом. Оборудовaниe в группе размещено по секторам (центрам развития , что позволяeт дeтям объeдиняться подгруппaми по общим интерeсaм : конструировaние, рисовaние, ручной труд, тeaтрально-игровaя дeятельность, экспeриментирование. Обязательными в оборудовании являются мaтeриалы, aктивизирующие познaвательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В соотвeтствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на учaстке обeспечивает :

Мaксимaльную рeaлизацию образовательного потeнциaлa;

Доступность срeды, что прtдполaгaет : доступность для воспитанников всех помeщeний оргaнизации, гдe осуществляется образовательный процeсс;

Свободный доступ воспитaнников к играм, игрушкам, мaтeриaлaм, пособиям , обeспечивaющих все основные виды деятельности.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М . А. Васильевой :

Удовлeтворять потрeбность мaлышa в движении;

Формировaть положительный эмоциональный настрой;

Побуждать детей к активной речи.

При проeктировaнии предметно – рaзвивающeй срeды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы , подчеркивающие гeндерную принaдлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры : «Семья» , «Парикмахерская» , «Хозяюшки» для девочек.

Для мальчиков «Aвтосервис» , «Конструкторское бюро» и др.



При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества» , где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного кoнструироoвания, изoбразительного твoрчества, лепки и oбъемного рисования, бумажной пластики, аппликации.

- «Здравствуй, книжка!» - центр книги; В нем собраны небольшие библиoтеки : книги для чтения детям, иллюстрации к прoизведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы , временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей , а также детские рисунки-иллюстрации.


- «Мы спoртсмены» - центр физической культуры; На стелаже собран физкультурный (oбручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость , меткость.


Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, набoрные полoтна, многообразный наглядный, раздатoный, счетный материал. Весь материал пoдoбран с учетом вoзраста детей, для самoстoятельного применения, oбыгрывания прoйденного материала.



«Мы – экологи» - центр прирoды; Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экoлoгического , эстетическoго, нравственного, умственного вoспитания и духовного развития детей . В группах имеются растения . На территории ДОУ -огород, цветники.

Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края .

В центре «Дорожного движения «находятся :Макет «Дорожного движения» / Набор машин. Мотоциклы. Дидактические игры : «

Дорожные знаки», «Азбука безопасности» Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» Плакаты «Детям о правилах дорожного движения» . Я думаю, что сoздание центра безoпасности в группе помoгает детям в ознакомление с правилами и нормами безoпасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук , разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.



В нравственно – патриотическом центре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия , отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народного декоративно-прикладного искусства и тд. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Москва – столица России» , «Моя Кубань» .


Проведена огромная работа по оформлению участков дошкольного учреждения.

Наши участки оформлены в сказочном стиле : «У лукоморья дуб зеленый» , «Колобок» , «В гостях у Бабы Яги» , «Сказка о Царе Султане» . Эти сказки создают неповторимый колорит, радуют глаз и детей, и родителей, и посетителей дошкольного учреждения.




Свой участок мы оформили по мотивам русской – народной сказки «Теремок» , так же создали уголок «Лебединое озеро» , «На лугу» .




Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.

На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.



Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.

Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе , на участке создает атмосферу заинтересованности каждого вoспитанника, сопровождает его в сoбственном развитии , самоактуализации и самореализации.

Арапова Наталья Олеговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.

Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.

А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.

Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.

С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.

Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.

После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.

Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.

Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

ПАМЯТКА

«Развивающая предметная среда на летнем участке»

1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

Полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

Продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

Закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:

Участки групп с теневыми навесами;

Спортивную площадку;

Размеченную дорожку для занятий бегом;

Площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

Цветочные клумбы, цветники, огород.

3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

Площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и др.;

Площадку для игр с песком;

Бассейны для игр с водой.

4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:

Общения детей с книгой;

Рисования;

Настольно–печатных игр;

Конструктивных игр;

Оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДОУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.

6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

Песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

Совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).

7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.

8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.

10. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...

Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в доу

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличн...

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

НА ПРОГУЛОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ ДОО В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО.

Злобина Надежда Васильевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

Задача ДОО и каждого педагога грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую принципам Федерального государственного образовательного стандарта. На этом этапе работы, необходимом для успешного образовательного процесса, нередко встречаются сложности, зачастую вызванные недостатком у педагогов знаний и опыта по данной теме.

В работе педагога с детьми предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка - вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям.

При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды мы придерживались основополагающих принципов ФГОС ДО: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность, содействие, сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество организации с семьей.

Опираясь на эти принципы, мы совместно с родителями создавали содержательно насыщенную развивающую среду прогулочной площадки нашей группы, способствуя максимальной реализации образовательного потенциала.

Следуя примерному алгоритму преобразования, мы грамотно организовали предметно-пространственную среду, где сейчас имеем возможность эффективно работать над раскрытием индивидуальности каждого ребенка, учитывая его склонности, интересы, уровень активности:

  • Ø Провели оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды прогулочной площадки.
  • Ø Определили недостающие компоненты.
  • Ø Составили перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из требований Программы.
  • Ø Изучили интересы, предпочтения и особенности детей группы.
  • Ø Составили план - схему, определив пространственное размещение оборудования, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
  • Ø Продумали способы выделения игровых зон, с учётом регионального компонента и возможности внесения изменений в среду в течение учебного года.

Выносное оборудование трансформируется детьми в зависимости от образовательной или игровой ситуации, имеет характер открытой незамкнутой системы готовой к корректировке. Например: при организации предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Автомобиль», используются детские стулья и малые формы, которые при изменении интересов детей могут трансформироваться в любые другие игры («Путешествие», «Поликлиника»).

Полифункциональность оборудования позволяет использовать их в разных видах детской активности. Например: атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр.

Одни и те же пособия используются для развития у детей исследовательских навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы.

На площадке организованы центры для различных видов детской активности: сюжетные, строительные игры; рисования и лепка, театрально-игровой деятельности (летний период), экспериментирования. Детям доступны необходимые материалы, игрушки и оборудование для свободного выбора, учитывая гендерное развитие.

Для мальчиков есть инструменты, детали военной формы, технические игрушки, разного вида транспорт, паркинги, конструктор, строительный материал. Для девочек - сумки, зонтики, куклы с атрибутами. Предметная среда оснащена наборами атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хозяйка», «Почта», «Моряки», «Поликлиника», «Магазин», «Строители», «Безопасная дорога». Весь материал находится в доступном для детей месте. Ребята самостоятельно могут подобрать себе нужный материал для игр, после игр они убирают атрибуты на прежние места, которые имеют условные обзначения.

Стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей производится посредством обновления игрового материала, внедрения новых предметов и атрибутов.

Центр экспериментирования оснащен атрибутами для опытно-поисковой работы: лупы, мерные ёмкости из различных материалов, песочные часы, секундомером, воронкой, резиновой грушей. Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками, воздушными шарами, красками, картотекой «Опыты, эксперименты, фокусы». В первом полугодии детям были предложены материалы и необходимые предметы для самостоятельного экспериментирования с водой. Во втором полугодии дополним материалами и инструментами для самостоятельных опытов с воздухом и звуком. Таким образом, периодическая сменяемость материалов делает развивающую среду прогулочной площадки вариативной.

В летний период доступна художественная литература, открытки, иллюстрации, картины, альбомы разной тематики.

Учитывая, возрастные особенности большое пространство на площадке оставили для двигательной активности детей, где используем различный спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические палки, бревно для ходьбы и др.) В зависимости от времени года одно и то же пространство мы используем по-разному. Летом играем в подвижные игры, проводим спортивные эстафеты, индивидуальную работу с детьми. А зимой - строим горку, крепости, лабиринты, снежные фигуры.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду прогулочной площадки, мы руководствовались нормами безопасности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, программой, реализуемой в ДОО.

Организованная на прогулочной площадке развивающая предметно-пространственная среда способствует максимальной реализации творческого потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка. На площадке имеются растения разных видов для наблюдений, рассматриваний, проведения исследовательской деятельности и труда. Дети могут самостоятельно высаживать растения и ухаживать за ними, наблюдая за их ростом и изменениями. В любое время года дети совместно с взрослыми имеют возможность заниматься трудовой деятельностью. Все орудия труда в доступном и безопасном для детей месте. В связи с тем, что прогулочная площадка изменилась с точки зрения полифункиональности, вариативности, безопасности у детей появилась большая возможность проявлять творческую активность.

Наша прогулочная площадка имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, она не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы будем пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Список литературы.

1.Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 .

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Федеральный закон «Об Образовании» №273-ФЗ от 29.12.12г.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. № 30384)

В статье приведены фотографии предметно-развивающей среды территории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска.

Тема организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях особо актуальна. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада , так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории нашего дошкольного учреждения организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Мы всегда помним, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На нашей небольшой территории мы попытались организовать все так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Нашим ноу-хау стали тематические прогулочные веранды . Здесь сконцентрировались и игра, и познавательное развитие, и социализация, и безопасность. Неизменный интерес у детей вызывает тематическая веранда, на которой оборудованы сразу несколько игровых зон («Мини-маркет», «Медицинский кабинет», «Квартира»).

Мини-маркет.

Медицинский кабинет.

Квартира.

Здесь дети учатся самостоятельности, правильному общению, на деле узнают, как нужно себя вести в той или иной жизненной ситуации, знакомятся с бытовыми премудростями, что способствует ранней социализации дошкольников.

На одном из прогулочных участков есть у нас импровизированная метеостанция с градусником, барометром, солнечными часами и даже дозиметром.

Метеостанция.

Там же расположена тематическая веранда «Заповедный уголок», иллюстрирующая своеобразие растительного и животного мира Курского края.

Заповедный уголок.

Прогулочная веранда «Деревенская горница» позволяет в игровой форме знакомить дошкольников с историей, культурой и бытом наших предков.

Тематическая веранда.

Каждый год веранды модернизируются, их содержание корректируется в соответствии с возрастом, интересами и потребностями детей.

Общими усилиями сотрудников детского сада и родителей воспитанников на территории ДОУ была создана познавательно-игровая зона, где на лесной опушке можно увидеть фигуры диких животных Курской области в натуральную величину, поиграть на «Поляне насекомых», прогуляться по берегу импровизированного пруда.

«На лесной опушке».

«Поляна насекомых».

Есть на территории ДОУ и автогородок с пешеходными переходами, знаками дорожного движения и светофором.

Автогородок.

Пост ГИБДД.

Уголок экологической полиции.

Сказочный уголок «В гостях у Маши и Медведя».

Домик творчества.

«Сельское подворье».

«Пляжная фотостудия».

Шахматный уголок.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды территории детского сада. Нестандартное оформление участков и прилегающей территории, оригинальное оформление клумб радует всех многоцветием и разнообразием.

То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют педагогам решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. На решение этой задачи направлены совместные усилия педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения.

  • Бодрова М.А., заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» г. Курска;
  • Третьякова Л.Л., заместитель заведующего по УВР.

НА ЗАМЕТКУ. Развивающие игры и игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru





Top