Традиции здоровья в нашей семье. «Питание и здоровье»

Елена Куклина
Сотрудничество с семьей по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем детей дошкольного возраста в условиях Севера. Одним из приоритетных направлений работы нашего сада является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью . Однако решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников . Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка , необходимо уделять особое внимание следующим положениям :

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей , которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только

воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным

Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,

Индивидуальный" подход к каждому ребенку и к каждой

семье на основе учета их интересов и способностей,

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей

на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье , а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями систему работы с семьей мы разбили на три этапа :

1. «Будем знакомы»

Цель : Расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о семье и ребенке .

2. «Как стать Неболейкой»

Цель : Повышать педагогическую грамотность родителей по оздоровлению детей .

3. «Семья +ДОУ »

Цель : привлекать родителей к совместной деятельности ДОУ и семьи .

Мы разработали комплексную систему оздоровления детей , которая включает в себя :

1. Виды организации режима двигательной активности ребенка :

Утренняя гимнастика;

Физкультминутки;

Физкультурные занятия;

Закаливание;

Подвижные игры;

Спортивные упражнения на воздухе

2. Профилактические мероприятия :

Скорректировать режим дня;

Дыхательная гимнастика;

Витаминотерапия;

Подбор одежды при различных температурах в группе, физкультурном зале, на улице;

Режим проветривания;

Фитотерапия (отвары трав, витаминный чай)

3. Общеукрепляющие мероприятия :

Физкультурные занятия и игры на свежем воздухе;

Режим проветривания;

Умывание;

Воздушные ванны;

Полоскание полости рта после приема пищи, для привыкания горла

к холодной воде

4. Организация питания.

На первом этапе начинаем работу с изучения семей, беседы с родителями, посещения семей, проведение родительских собраний , анкетирования. Знакомим родителей с развивающей средой ДОУ; задачами, направленными на укрепление здоровья детей .

Изучая семьи , беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, мы ближе знакомимся с родителями, намечаем пути педагогического воздействия на ребенка, завоевываем авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания.

Второй этап-практический

Это непосредственная работа с семьей , которая осуществляется комплексно и включает :

Работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т. д. ,

Работа с семьей педагогов-психологов : информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т. д. ,

Работа с семьей учителя-логопеда : формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,

Работа с семьей инструктора по физической культуре : показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья » и т. д. ,

Работа медперсонала Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья .

Мы обучаем родителей приемам и методам оздоровления детей , разрабатываем рекомендации для родителей, знакомим родителей с литературой по вопросам оздоровления , организуем передвижную библиотечку «Азбука для родителей» , организуем работу почтового ящика «Вы спрашиваете-мы отвечаем» . Особую роль в работе с семьей отводится наглядной информации и оформление информационных стендов для родителей «Лучше предупредить, чем лечить» , «Здоровье в порядке-спасибо зарядке» , «О вредной и здоровой пище » , «Витаминный чай»

Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями являются круглые столы. Вот примерная тематика встреч :

1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи .

2. «Движение – это жизнь Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья .

3. «Играем вместе» . Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.

4. К здоровью без лекарств !

5. Правильное питание – залог здоровья !

6. Спорт и дошкольник .

7. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия) .

Предложенные формы работы позволяют расширить знания родителей в вопросах оздоровления , вовлечь их в проведение оздоровительных мероприятий , повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка .

Третий этап включает в себя проведение совместных мероприятий :

* Дни открытых дверей с показом физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренних, бодрящих, пальчиковых, зрительных, дыхательных гимнастик, подвижных игр в течение дня, оздоровительных мероприятий , познавательных занятий по формированию безопасности жизнедеятельности , “Минуток здоровья ” – физкультминуток , музыкальных пауз);

* совместные физкультурные занятия (взрослый + ребенок) ;

* активный отдых : прогулки и экскурсии;

* физкультурные досуги;

* музыкально-спортивные развлечения;

* дни здоровья ;

Совместные мероприятия являются наиболее эффективной формой работы. Подтверждением этого служат следующие факторы :

Совместная с детьми деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении “педагог – дети – родители”;

Родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения и навыки в области сохранения и укрепления здоровья детей , системного физического воспитания в семье ;

Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми (на фоне других детей, что позволяет оценить результаты своего воспитания и уровень физического развития ребенка в данный период;

В процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт, теплые, доверительные отношения между родителем и ребенком.

Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. Поэтому мы используем различные виды гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья , активизируется общение детей и взрослых.

После проведения анкеты, где родители выбирали формы сотрудничества ДОУ и семьи , они предложили свою форму - система домашних заданий. Мы поднимаем вопросы, а ответы на них ищут и находят родители на основе собственных убеждений, ценностных ориентаций и привычек. В случае необходимости воспитатель может направлять родителей за дополнительным консультированием к психологу, старшей медсестре или инструктору по ФК.

Мы выбрали те задания, которые актуальны для взаимодействия с семьями

на примере одной группы :

«Экран настроения» ,

«Плоскостопие и как его выявить?» ,

«Сова или жаворонок» ,

«Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет»

«Секреты домашней аптеки»

В связи с новыми ФГОС мы уделяем большое внимание таким образовательным областям , как «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» . Одной из основных задач нашего сада является «Продолжать осуществлять сотрудничество с семьей по укреплению физического и психического здоровья детей , посредством распространения передового педагогического опыта по оздоровлению дошкольников с целью привлечения внимания общественности.»

В заключении подводим итоги, проводим анализ проведенной работы, планируем дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников .

Только такая комплексная и целенаправленная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.

Пояснительная записка:

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям. Данный доклад направлен на ориентировку педагогов дошкольных образовательных учреждений, на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста. Основной целью нашего доклада « Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста » является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

Необходимые предпосылки для реализации это - организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1,5 до 5 лет. Особое внимание в нашем докладе уделяется работе по формированию здорового образа жизни, и осуществлению ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека» , в которую входит:

    положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

    мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

    начальные навыки естественных движений обще развивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

    уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях - физкультурные досуги и праздники, походы.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенке должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.(прил 1. Таблица Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду)

Первая школа воспитания - это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей - одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Цель работы детского сада в этом направлении - оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

    повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптималь ного двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;

    создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;

    расширять сотрудничество с семьей по формированию ду ховно-нравственного облика подрастающего поколения, изу чение и активизацию педагогического потенциала семьи;

    осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта.

Разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические

    анкетирование,

    опрос,

    почтовый ящик”;

наглядно-информационные

    выпуск газет,

    паспорт здоровья,

    открытые занятия для родителей,

    мини-библиотека,

    информационные стенды,

    дни открытых дверей;

познавательные

    практикумы,

    нетрадиционные родительские собрания,

    устные журналы,

    экскурсии;

досуговые

    праздники,

    совместные досуги,

    участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично. Наряду с коллективными формами организации широко используем индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы.

Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Профилактика плоскостопия у детей» «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей», «Чрезмерный вес ребенка - угроза здоровью», «Профилакти ческие прививки - защита от инфекционных болезней», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Считаем, что критериями взаимодействия детского сада по вопросам здоровья являются: ценностное отношение к другу, толерантность, информированность сторон об особеннос тях развития систем оздоровления в детском саду и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результат.

Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены на сотрудничество детского сада и семьи, заботе о здоровье дошкольника, профилактике простудных заболеваний.

Список литературы:

    Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

    Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста(3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

    Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

    Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

    Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

    Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.

    Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

Приложение 1

Формы проведения физкультурно-

оздоровительной работы в детском саду

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Элементарный туризм с родителями

Физкультурные развлечения детей и взрослых

Физкультурные занятия детей

Физкультурные праздники совместно с родителями

ЗАНЯТИЯ НА ДОМ

Утренняя гимнастика совместно с родителями

Комплексы упражнений по коррекции осанки и плоскостопия у детей

Игры, игровые упражнения совместно с родителями

Главный смысл и цель семейной жизни

воспитание детей. Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

По словам А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Основные семейные традиции:

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и

Сказка на ночь.

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.

Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы мною был разработан и реализован проект под названием «Семья. Семейные традиции и ценности».

Актуальность: наблюдая за малышами нашей группы, я заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Гипотеза исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать связную речь и обогащать словарь терминами родственных отношений.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Воспитывать уважение к членам семьи.

6. Создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

При реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Польза и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

Подготовка материалов для родителей и художественной литературы для детей о семейных традициях.

Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности».

Беседа с детьми «Моя любимая семья, какая она?»

Анкета для родителей «Семейные традиции и ценности»

Результаты анкетирования:

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

да – 50%; нет – 50%

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

да – 50%; нет – 50%

Где и когда семья собирается вместе?

Дома: вечером, по выходным; на даче; у бабушки и дедушки; на семейных праздниках.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Дни рождения членов семьи –семейные праздники – 100%.

Новый год – самый любимый праздник – 100%.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

да – 50%; нет – 50%

Чаще всего семья собирается вместе за ужином.

Есть ли семейные привычки?

да – 75%; нет – 25%

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

Читают сказки, книги; поют детские песни, колыбельные; сочиняют истории, сказки вместе с ребенком.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День рождения ребенка – 100%.

Все важные первые достижения ребенка.

II этап. Основной.

Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.

Оформление странички «Что такое семейные традиции?» в уголке для родителей.

Консультации для родителей «Нам традиции семейные важны».

Работа с детьми: закрепление и расширение представлений детей о своих родственниках: сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровые ситуации: «Едем за покупками», «Ужин в кругу семьи», «Мама укладывает детей спать», «У нас гости», «Покупаем подарки для членов семьи» и т.п.; игровое занятие «Солнышко семейных традиций»; чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Колобок»; театрализованные игры «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Кто в теремочке живет?»; изготовление подарков для членов семьи: аппликация «ладошка» (ко Дню матери), «елочка» (к Новому году); конструирование: строим домик для семьи.

Творческая работа каждой семьи.

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Подведение итогов.

Результаты анкетирования.

Коллаж, выполненный воспитателями.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Мы используем и такую форму взаимодействия родителей и детского сада, как активное участие в игровой деятельности.

В процессе игры с другими детьми родители видят жизнь нашей группы изнутри, это способствует укреплению сотрудничества и взаимопониманию между работниками детского сада и родителями.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня у нас в гостях Юлия Ермак, эксперт по здоровью детей, инструктор по детскому плаванию, автор бесплатного и просто мама 7-летнего здорового, активного сына Антона. Она расскажет нам о такой замечательной семейной традиции, как здоровый образ жизни.

В нашей жизни нет ничего важнее здоровья, которое, по большей части, зависит от нас самих. Вкладывая время и силы в укрепление и поддержание этого показателя, мы заметно улучшаем другие, такие как счастье, благополучие и успех. Как говорится в известной пословице, здоров будешь-все добудешь! Исходя из вышесказанного, понятно, что здоровый образ жизни обязательно нужно внедрять в своей семье. Так почему бы не сделать его одной из ваших семейных традиций?!

Ни для кого не секрет, что утренняя зарядка укрепляет здоровье и оказывает благоприятное воздействие на весь организм. А если данное мероприятие проводить всей семьей, то польза от него будет колоссальной. Ведь такое совместное времяпровождение укрепит семейные связи и улучшит внутрисемейные взаимоотношения. Начните утро с физических упражнений под веселую ритмичную музыку, и вам гарантированы бодрость духа и хорошее настроение. Приучайте своих детей к этой полезной привычке.

Добавьте к физической зарядке совместные занятия спортом. Это может быть семейная пробежка в парке, либо катание на велосипедах или роликах, а в зимнее время-катание на коньках или лыжах. Лучше, если эти занятия будут закреплены за определенными днями недели. Также можно раз в месяц отправляться всей семьей в поход на целый день и наслаждаться природой на свежем воздухе, поговорить о планах на будущее и просто дружно повеселиться. Вы сами не заметите, как станете ближе друг к другу, как крепнет ваша внутрисемейная связь, как гармоничнее становятся ваши отношения!

Устраивайте дружное семейное закаливание. Это тоже немаловажная составляющая здорового образа жизни. Сделайте закаливание ежедневным атрибутом для всей семьи, и вскоре вы сможете похвастаться отменным здоровьем и забудете про болезни.

Еще один отличный способ укрепить иммунитет и получить удовольствие — это вместе посещать бассейн. Главное, делать это регулярно и результат не заставит себя ждать. Плавание очень эффективно воздействует на весь организм. Вы укрепите позвоночник, сердечно-сосудистую и мышечную систему, приобретете красивую осанку. Кроме того, благоприятно плавание и для нервной системы благодаря массирующему и расслабляющему воздействию.

И, конечно, не забываем о правильном и разнообразном питании. Поменьше вредных продуктов (а лучше и вовсе их исключить из своего рациона) и побольше полезных. И ваш организм не перестанет вас радовать хорошим самочувствием!

Итак, одна из наших задач — вырастить здоровое поколение. Будет замечательно, если здоровый образ жизни станет вашей семейной традицией, которую продолжат потомки, и тогда именно ваша семья всегда будет самой здоровой, дружной, крепкой и счастливой! Попробуйте и убедитесь сами!

Ткачёва Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад.

Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

На мой взгляд, современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Взаимодействие нашего дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Главной задачей взаимодействия ДОУ и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

Выстраивание взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольника на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, мы особое внимание уделяем поиску новых форм и подходов к физическому развитию и оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Совместное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с оздоровление дошкольников система работы с семьей включает:

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  3. Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
  4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
  5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (Лечебной физической культуре, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания) ;
  6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
  7. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  8. Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Эффективными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей являются:

  1. Родительские собрания - являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги определяют вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание приглашается врач, юрист, детский писатель и т.д. Предусматриваются выступления родителей.
  2. Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
  3. Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, наблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ.
  4. Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.
  5. Совместный просмотр видеофильмов, фильмов - заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка
  6. Передача опыта семейного воспитания - можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.
  7. Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье - к комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов – пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
  8. Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические материалы и рекомендации для родителей.

Мы используем следующие методы взаимодействия ДОУ и семьей в вопросах оздоровления дошкольника:

  1. Беседа с родителями - являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
  2. Консультации родителей, - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие) .
  3. Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить несколько раз в аналогичных ситуациях.
  4. Анкетирование - помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
  5. Посещение семьи - удобный случай ответить социальным ожиданиям родителей, прежде всего – относительно положительного отношения к их ребенку. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

Итак, в основе взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровление дошкольника лежит в сотрудничестве. Мы воспитатели выступаем инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку, понимаем, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во много зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – Киев: Рад. шк., 1987. – 128 с.
  2. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5, с. 49 – 51.
  3. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Гуманит. изда. центр ВЛАДОС, 2003. – 304. – («РОСИНКА» ) .
  4. Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2009. – Режим доступа: detskiysad / fizvos/sotrudnichestvo. html. – Дата доступа: 09. 11. 2015.

Top