Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром.

Преподавание методики развития речи в дошкольном педагогическом училище определяется программами «Методика развития речи и ознакомления детей с окружающим. Практикум по логопедии» для специальностей № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» (1979 г.) и «Выразительное чтение» (1979 г.). Они утверждены Министерством просвещения СССР и обязательны для всех педучилищ страны.

Структура программы по методике развития речи такова: объяснительная записка, содержащая перечень основных задач и форм работы с учащимися, примерное распределение учебных часов по темам, собственно программа по методике развития речи, определяющая круг вопросов внутри тем, которые должны быть усвоены учащимися, практикум по логопедии, список литературы для учащихся.

Определены и задачи преподавания: дать учащимся теоретические и практические знания по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста, вооружить необходимыми практическими навыками работы в дошкольных учреждениях.

Основная задача курса - вызвать у учащихся интерес и творческое отношение к данному предмету, познакомить их с лучшим опытом работы воспитателей. Решается и задача совершенствования речи учащихся, как образца для правильной речи детей.

Программа основана на научных данных - марксистско-ленинском учении о языке, на данных языкознания, психологии и педагогики. Последовательность тем определяется педагогической целесообразностью и логикой самого предмета. Например, первая тема носит общий характер. Она касается содержания и условий работы по развитию речи: учащиеся знакомятся с ролью языка в воспитании детей, с основными задачами развития речи, с содержанием программы по родному языку, а также узнают о необходимых требованиях к их собственной речи - речи будущих воспитателей. Вторая тема посвящена методике развития речи детей первого и второго года жизни. Затем идут отдельные методические темы, начиная с важнейшей, касающейся основы языка - лексики.

Год обучения (возраст)

24. Праздник мам

27. Мамин день

2. Международный женский день.

2. Международный женский день

2. Цвет, форма, величина предметов.

1. Весна. Признаки весны.

2. Повторение

29. Перелётные птицы

1. Возвращение перелетных птиц.

1. Перелётные птицы.

2. Форма предметов круг и овал

Каникулы

31. Весенние цветы

1. Насекомые.

2. Пространственное положение геометрических фигур.

1. Садовые цветы.

2.Повторение

28. Насекомые

32. Насекомые

1.Насекомые.

2.Цвет предметов.

1. Насекомые

2. Повторение

29. Улица города

33.Дом, улица, город

1. Экскурсия с детьми в парк.

2. Мой дом.

1. Москва – столица России. Уфа – Столица Баш

2. Наш дом

30.Транспорт

34. Правила дорожного движения

1. Мой город.

2. Российская Федерация. Москва.

1. Мой город

2. Моя Республика. Уфа

31. Повторение

1.День победы.

2.Повторение

1День Победы

2. Повторение. Цвет, форма, величина предметов

32. Повторение

36. Аквариумные рыбки

1. Рыбы.

2. Скоро лето.

2. Признаки лета

33. Повторение

37. Комнатные растения

1. Комнатные растения.

1. Комнатные растения.

1. Повторение.

34. Повторение

1. Повторение.

1. Повторение

И.И. Комякевич

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – М.Е. Скивицкая, старший преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях особую актуальность приоб-ретает вопрос о роли специального обучения и воспитания

в формировании социально-бытовой компетенции и социа-лизации детей с интеллектуальной недостаточностью. В свя-

зи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание об-учения и воспитания детей данной категории.

Специальное образование ориентировано на гуманиза-цию, индивидуализацию педагогического процесса, социа-

лизацию каждого ребенка. Гуманизация образования рассматривается как социаль-

но-педагогический принцип, отражающий современные тен-денции: признание самоценности личности ребенка, созда-

ние условий для ее гармоничного саморазвития. Индивидуализаци

я обучения - это организация учебно-го процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа

обучения обуславливается индивидуальными особенностя-ми детей. Индивидуализация достигается реализацией со-

держания разноуровневых программ, формами организации обучения (подгрупповой, индивидуальной); приемами и спо-собами обучения (Г. К. Селевко). Принципы гуманизации и индивидуализации лежат в

основе обучения детей с интеллектуальной недостаточнос-тью в специальном дошкольном учреждении. Каждый ребе-

нок - это индивидуальность. У детей разные познаватель-ные способности, интересы, возможности, но всем им надо

помочь реализовать свой потенциал. Современная парадигма личностно ориентированного об-

разования позволяет рассматривать понятие «образование» как построение личностью своего образа, как становление

самого себя. В результате образования предполагается фор-мирование своеобразной готовности ребенка к жизни: спо-

собности действовать, принимать решения, различать добро и зло, строить взаимоотношения с разными людьми, нахо-

дить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, образование помогает человеку социали-3

зироваться. Социализация детей с интеллектуальнойнедо-статочностью может рассматриваться как процесс улучше-

ния качества жизни в процессе оказания коррекционпо-образовательной помощи (О. С. Гребенюк, Т. В. Демьяненок,

Е. М. Калинина, Т. Л. Лещинская). Одной из ведущих задач обучения детей дошкольного

возраста с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование способов усвоения общественного опыта (в

том числе и учебных навыков), что способствует развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и

способностей (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева). Социа-лизация предполагает как сознательное усвоение ребенком

готовых форм и способов социальной жизни, способов вза-имодействия с материальной и духовной культурой, так и вы-

работку (совместно со взрослыми и сверстниками) собствен-ного социального опыта, ценностных ориентаций (Н. Ф. Го-

лованова). Процесс социализации рассматривается как спо-соб развития мышления и приобретения соответствующих

социокультурных качеств (В. П. Гриханов, Е. М. Калинина, А. Н. Коноплева, "Г. Л. Лещинская). Формирование умений

обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, соци-альной и природной среде, выработка способностей решать

элементарные задачи реальной действительности - важ-ные предпосылки обучения и социальной адаптации каждого

ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Ребенок с нарушением интеллекта осваивает способы

взаимодействия с окружающим миром как впроцессе спе-циально организованых занятий, так и в повседневной жиз-

ни, что обеспечивает ему не только «выход в социум» (усло-вия жизнедеятельности

ребенка, его продуктивную деятель-ность и общение, которые способствуют успешной социали-

зации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, своего стиля

жизни). Ознакомление с окружающим миром - одна из важ-

ных предметных областей в системе коррекционно-образо-вательной работы с детьми дошкольного возраста. Л. С. Вы-

готский отмечал важность дошкольного периода в формиро-вании у детей представлении об окружающем мире: «Под-

готовить общее представление относительно мира природы, относительно общества - все это и составляет непосред-

ственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием». В каждом возрастном периоде формируются

не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окру-

жающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических но-

вообразованиях, появляющихся к концу данного возрастно-го периода (А. В. Запорожец).

В пособии «Организация занятий по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста с интеллек-

туальной недостаточностью» рассматриваются принципы, методы, приемы и средства практической реализации про-

граммного материала. Формирование интереса к различным формам познания мира у детей старшего дошкольного воз-

раста с легкой формой интеллектуальной недостаточности осуществляется на занятиях, в практической деятельности,

в различных ситуациях повседневной жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром

осуществляется формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действитель-

ности. У детей формируется целостное восприятие и чет-кое представление об игрушках, о предметах посуды, одеж-

ды, мебели и др.; о человеке, строении его тела и органах чувств, об основных функциях организма; о предметах и пра-

вилах гигиены. Дошкольники знакомятся с различными ви-дами деятельности человека, его взаимоотношениями в со-

циуме, осваивают этикетные формы общения (умение по-здороваться, попрощаться, обратиться за помощью, побла-

годарить). В процессе ознакомления с окружающим миром обеспечивается обогащение эмоционального, социально-

бытового, игрового опыта детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ознакомление с окружающим миром будет обеспечивать существенные продвижения в умственном развитии детей с

интеллектуальной недостаточностью лишьв том случае, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете или

УДК 376.37

ББК Ч430р ГСНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.01

Л. В. Христолюбова L. V. Khristoliubova

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

РАЗВИТИИ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

SPEECH DEVELOPMENT IN THE LESSONS OF ACQUAINTANCE WITH THE SURROUNDING WORLD IN SPECIAL PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация. В статье анализируются программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида в аспекте содержательной характеристики раздела «Ознакомление с окружающим миром» и отнесенности его с разделами «Сенсорное развитие» и «Развитие речи». Акцентируется внимание на особенностях речевого развития дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Ключевые слова: ознакомление с окружающим миром; речевое развитие; сенсорное развитие; программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

Место работы: кафедра методики преподавания школьных дисциплин в специальной (коррекционной) школе Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: кгор-"

Abstract. The article analyzes educational programs in pre-school establishments of the compensating type in the aspect of content characteristic of the section «Acquaintance with the Surrounding World» and its correlations with sectins «Sensor development» and «Speech development». Attention is paid to peculiarities of speech development of the preschool children in the lessons of acquaintance with the surrounding worls.

Key words: acquaintance with the surrounding world, speech development, sensor development, educational programs of pre-school establishments of the compensating type.

Place of employment: Chair of Methods of Teaching School Subjects in a Special (Correction) School, The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

udmila @ yandex.ru.

В системе образования детям дошкольного возраста оказывается помощь в профильных специализированных детских садах в соответствии с характером нарушения развития ребенка. Эти детские сады специализируются на обучении, воспитании и коррекции развития

детей с различными отклонениями, что отражено в соответствующих классификациях (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов). В дошкольном детстве формируется база для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятель-

© Христолюбова Л. В., 2011

ности. Если у ребенка нет особых нарушений в развитии, то он овладевает программой массового дошкольного учреждения, но дети с отклонениями с ней не справляются и требуют особого внимания и специального коррекционного обучения, специальных программ с использованием системы особых методов и приемов. В связи этим практически во всех специальных программах имеются разделы «Сенсорное воспитание (развитие)» и «Ознакомление с окружающим миром» (ОСО).

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование перцептивных действий (лат. регсерйо - восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивные действия (рассматривание, выслушивание, ощупывание) обеспечивают освоение систем сенсорных эталонов (образцов-мерок) и помогают формированию обобщенных представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов, о расположении их в пространстве. Ознакомление с окружающим, в свою очередь, направлено на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В своей статье нам бы хотелось соотнести содержательную сторону ОСО с сенсорным и, прежде всего, с речевым развитием дошкольников, поскольку в программах специальных дошкольных учреждений ознакомление с окру-

жающим, сенсорное воспитание и развитие речи часто имеют разные задачи, а в вузах для студентов-дефектологов читается один предмет - «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи».

Раздел ОСО в специальных программах выделяется отдельно или входит в состав других разделов. Так, например, в программе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с задержкой психического развития (ЗПР) данный раздел носит название «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и включает следующие подразделы: ознакомление с природой, ознакомление с жизнью и трудом людей, сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия, умственное развитие, речевое развитие.

В программах ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Развитие речи и ознакомление с окружающей природой» входит в логопедическую работу с заикающимися детьми. Для детей с общим недоразвитием речи задача по ОСО выделяется как особая в разделе «Развитие речи»: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем . Кроме того, здесь выделяется направление «Развитие речи в связи с экологическим воспитанием» (кстати, данное направление включается во многие общеобразовательные программы ДОУ, и задачи, входящие в него, во многом соотносятся с задачами по ОСО).

В ДОУ обязательным является раздел «Ознакомление с окружающим» для детей с нарушенным слухом и нарушениями зрения .

Хотелось бы отдельно остановиться на анализе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта . В ней «Ознакомление с окружающим» входит в раздел «Познавательное развитие» наряду с такими подразделами, как «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных представлений», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте». Именно в этой программе, несмотря на разделение задач ОСО, развития речи и сенсорного воспитания, представлена тесная связь всех трех направлений в обучении и воспитании дошкольников с нарушениями в развитии: «Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений» .

Цель ОСО в разных программах представлена практически

одинаково: формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. И содержание дисциплины исчерпывается определенным кругом тем с некоторыми вариациями: человек (ребенок в детском саду, семья, жизнь и труд людей, праздники), предметный мир, живая природа (животные, растения), неживая природа. Но только в программе для детей с нарушениями интеллекта наиболее четко прослеживается зависимость формирования знаний и представлений об окружающей действительности от соединения чувственного (сенсорного) опыта ребенка со словом. Поэтому очень важным, на наш взгляд, является понимание того, что развитие речи на занятиях по ОСО во многом базируется на принципе взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития дошкольников. Правильное и своевременное соединение со словом того, что ребенок воспринимает сохранными органами чувств, помогает соотнести слово с предметом, затем связать слово с определенным понятием и соотнести его с другими лексическими единицами. Именно таким образом можно освоить строение лексического значения слова: его предметную отнесенность (номинацию) и систему обобщений и абстракций, которая стоит за каждым конкретным словом.

Сложно выделить основное направление по развитию речи на занятиях по ОСО (интегрирован-

ных по своей сути), все они взаимосвязаны: коррекция звукопроиз-ношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ программ специальных дошкольных образовательных учреждений и практика работы в детских садах позволяют прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет все-таки словарная работа на основе сенсорного восприятия. Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности. Словарная работа в рамках ОСО должна вестись поэтапно: непосредственное знакомство с предметом или явлением, понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога), организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Практически во всех программах предусмотрено формирование представлений об основных свойствах предметов (цвет, форма, величина, свойства материалов, назначение предметов), расположении их в пространстве, формирование обобщающих понятий, подготовка детей к анализу, сравнению, обобщению предметов и явлений (формирование аналитико-синтети-ческой деятельности в речи) и т.п. Поэтому в качестве примера речевого развития детей на занятиях по ОСО можно рассмотреть формирование представлений о цвете (на

основе зрительного восприятия) у дошкольников с ЗПР. По этой теме проводится несколько занятий (от 7 до 9). Их цель - научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а затем самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения, сезонные изменения в природе и т. д. Вначале знакомят с тремя основными цветами - красным, синим, желтым. Предъявление их образцов связано с показом хорошо знакомых предметов с неизменной окраской насыщенного, интенсивного цвета: красная пожарная машина или цветок мака, синий василек, желтый одуванчик или цыпленок. Показ сенсорного эталона (образца-мерки) обязательно сопровождается словом или словосочетанием, в котором фиксируется не только название цвета, но и правильная грамматическая форма имени прилагательного в сочетании с существительным.

Затем дети самостоятельно находят предмет, картинку с изображением предмета такого же цвета, сопровождая свои действия словом: красное яблоко, желтый лимон, синяя машина. Чтобы узнать, правильно ли назван цвет предмета, его сравнивают с образцом (таблицей образцов). Важно обращать внимание детей на то, что предмет может быть разного цвета, менять его: яблоко красное и желтое, лист зеленый, красный и желтый.

Последовательно изучают промежуточные цвета, которые дети

могут создать сами, смешав акварельные краски или наложив друг на друга цветные прозрачные пластинки: оранжевый - это красный и желтый, зеленый - синий и желтый, фиолетовый - синий и красный, коричневый - синий, красный и желтый. Промежуточные цвета демонстрируют одновременно с основными. Закрепление знаний о цвете предметов проходит на индивидуальных и фронтальных занятиях в игровой и практической деятельности. Дети раскладывают предметы или картинки с ориентировкой на таблицу цветов, играют в домино (карточки с цветами), называют цвета указанного предмета, определяют цвет (общий признак) группы предметов, отвечают на вопросы: «Что бывает красного, голубого, зеленого цвета?». Методика формирования представлений о цвете, форме, величине предметов, о расположении их в пространстве разработана достаточно подробно . Однако следует подчеркнуть, что формируются эти представления не только для характеристики признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них как части окружающего мира, где все находится в причинно-следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире и т. п.

На занятиях по ОСО дети знакомятся с предметным миром, созданным руками людей, расширяют знания о живой и неживой природе, они вводятся в мир социальных отношений, получают целостное представление об окружающем, где отражаются существенные связи и зависимости в разных областях. И среди комплекса задач по ОСО: формирования целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развития аналитико-синтетического мышления, экологического воспитания - важнейшей, на наш взгляд, в аспекте речевого развития является наполнение словаря дошкольников лексикой и фразеологией, отражающей и формирующей представления и понятия об окружающем мире на основе сенсорного восприятия. Поэтому, планируя занятия по ОСО, необходимо четко осознавать специфику этой задачи - зафиксировать в слове основные свойства, признаки предмета или явления, воспринимаемые дошкольниками с нарушениями в развитии сохранными у них органами чувств.

Литература

1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - Кн. 1. - 96 с.

2. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Фи-личева, Г. В. Чиркина [и др.],

авт.-сост. Г. В. Чиркина. - 3-е изд. - М. : Просвещение,

3. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / под ред. Л. А. Голов-чиц. - М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. - 128 с.

4. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. В. А. Феоктистовой. - СПб. : Образование, 1995. - 162 с.

5. Екжанова, Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

6. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2005. - 80 с.

Мир входит в жизнь ребенка постепенно. Немалую роль в этом играют его ежедневные впечатления от общения с окружающими предметами, знакомясь с которыми в разных видах деятельности, он узнает новые названия, познает свойства и качества предметов и материалов. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.

В процессе ознакомления с окружающими предметами, ребенок учиться элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, сопровождая свои умственные действия речью. Таким образом, приобретенные знания выражаются в словесной форме: происходит освоение связной речи, развитие словаря, формируются навыки грамматически правильной речи.

Взаимодействие с предметным миром порождает у детей и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение предметного мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, проникнуть в суть доступных явлений, выразить все это словом, возможно при организации соответствующей обстановки и целенаправленного педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим предметным миром занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дети знакомятся с разнообразными предметами в бытовой деятельности. Они узнают их названия, назначение, учатся выделять их части и детали, свойства и качества. Дети начинают различать предметы по внешнему виду, сравнивать, объединять в группы по существенным признакам вида или рода. Дети учатся действовать с разнообразными предметами, интересуются их происхождением, начинают понимать связи между назначением предмета и материалом, из которого предмет сделан.

Знания детей о предметах расширяются и уточняются в игровой и трудовой деятельности, где на практике они упражняются в назывании игрушек, трудовых инструментов, объясняют их назначение, поясняют свои действия, отражают в речи свое отношение, чувства.

Для ознакомления детей с предметным миром в системе работы ДОУ используются специальные занятия.

Для ознакомления с предметным миром В.И.Логинова выделяет три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.

Ознакомление с предметом осуществляется поэтапно:

Ознакомление с внешним видом предмета, его назначением;

Восприятие частей, деталей предмета;

Знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, металл, бумага, дерево; стекло прозрачное,

хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе рекомендуется организовать несколько занятий по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов. Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи. У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, погладить, ударить и послушать звук).

Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. например, детям показывают куски ткани, которые они ощупывают, внимательно осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей шьют его на швейной машине.

На следующих занятиях рекомендуется рассмотреть сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала. На этих занятиях используются приемы сравнения , а также группировки предметов по определенному признаку .

В.И.Логиновой разработана и методика проведения занятия третьего вида. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия следует проводить в игровой форме с большим количеством наглядного материала (к видовым понятиям относятся – мячи, куклы кастрюли, стулья, т.е. предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками; цветом,

материалом и т.п.). важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных.

Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Такие занятия имеют особую структуру:

1) краткое рассматривание четырех-шести предметов, выделение уже известных детям признаков: что это? Как узнал?;

2) работа над понятием: отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих предметов? что у них общего? Обобщение воспитателя и введение нового слова, повторение слова детьми: индивидуально и хором.

3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.

Последующая работа на других занятиях касается закрепления и дифференциации понятий.

В процессе проведения таких занятий необходимо учитывать следующие требования:

Использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;

Сопровождение рассматривания предметов точными словами;

Опора на активное и действенное познание предметного мира;

Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Решение всех речевых задач во взаимосвязи между развитием словаря. формированием грамматически правильной речи и развитием связной речи;

Таким образом, особенности речевой сферы детей позволяют им познавать предметный мир в разнообразной активной деятельности, а развитие разных сторон речи дошкольников тесно связано с обогащением представлений о предметах.


В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание деть­ми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним ми­ром развиваются умственные способности и речь ребенка, вос­питываются любовь, интерес и уважение к человеку и его тру­ду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, лю­бовь к родному краю. Надо вызывать у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их тру­ду, природе, родному краю и т. д. Само познание должно доставлять детям радость.

Дети познают мир в различной деятельности: в играх, в труде, на занятиях и повседневной жизни. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря де­тей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зри­тельных возможностей, так как не все предметы и явления до­ступны им для непосредственного визуального восприятия.

Воспитатели специализированных детских садов при озна­комлении детей с окружающим всегда должны обогащать сен­сорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушени­ем зрительных функций детей процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом до­ступности для их зрительного восприятия. Так, например, в про­грамме рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с нарушением зрения не смогут увидеть работу подъемно­го крана, а также каменщиков на большом расстоянии. Во вре­мя экскурсии на такие объекты нецелесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, диафильмы на эту тему. Это будет доступнее детям с нарушением зрения. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для зрительного восприятия, что можно ощутить через другие ана­лизаторы: слух, осязание и т. д. Например, можно показать де­тям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. При наблюдении воспитатель привлекает все сен­сорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскур­сией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сло­жилось правильное представление. Например, наблюдая за дви­жущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми гла­зами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, скве­ре дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к ше­лесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах.

У детей с нарушением зрения иногда могут быть вербаль­ные, т. е. словесные, не подкрепленные чувственным опытом, представления. Этого можно избежать лри соответствующей организации процесса непосредственного познания детьми са­мих предметов, их качеств и свойств.

В работе по ознакомлению с окружающим большое значе­ние придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, пра­вильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопостав­лять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружаю­щим используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, киноленты, реальные предметы и т. д. При их использовании надо всегда помнить о доступности их для зрительного восприятия. При фронтальном показе детей с низ­кой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить по­дойти. Изображение на картинках не должно быть перенасы­щенно объектами. Воспитатель широко использует индивиду­альный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необ­ходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они вы­полняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстра­циями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие на­целенные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка.

Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литера­турных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Однако детям с наруше­ниями зрения их надо показывать индивидуально с учетом осо­бенностей нарушений зрения. Лучше всего иллюстрации рас­смотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каж­дого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее.



При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, диапозитивы и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с деть­ми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматри­вают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов.

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей.


Top