Куклотерапия как средство воздействия на ребёнка в рамках коррекционной педагогики. Куклотерапия для детей

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 53
Развитие личностных качеств дошкольников средствами куклотерапии

учитель-логопед Стрельченя Валентина Владимировна

учитель-дефектолог Сазанович Анна Викторовна

г. Калининград 2015г.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушениями речи и, как правило, многие из них нуждаются в психокоррекционной помощи. Если это дети с низким уровнем развития внимания и психических процессов, то систематическое выполнение специально подобранных игровых упражнений позволяет в скором времени отмечать положительную динамику в развитии познавательной сферы. Гораздо сложнее положение, когда ребенку нужно преодолеть свою неуверенность, робость, излишнюю зажатость, необоснованные страхи, то есть, все то, что мешает его успешному личностному росту, социальному развитию. Многолетняя практика в организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками позволяет обозначить наиболее эффективные методы, основанные на активной деятельности самих детей.

Дошкольное детство – это особый мир, мир игры и фантазий, мир сказки. В нашем представлении ребенок-дошкольник всегда в окружении игрушек. Дети любят играть с игрушками-образами людей и животных, иногда придумывают разные истории, что с ними происходят, но чаще всего проигрывают эпизоды из своей жизни: "Давай с тобой играть", "Жираф не хочет есть суп", "Слоник и собачка с ним не дружат", "Котенок заболел. Где же его друзья?", "Они ничего не знают. Кто им рассказал?" и другие. Поют песенки, потешки. Но дети не просто проигрывают определенные действия, они раздумывают и рассуждают, почему следует поступать именно так, и что мне ответят другие, если сделаю по-иному. Среди игрушек дошкольников именно куклам отводится особая роль в развитии умения осознавать свои взаимоотношения с окружающими людьми, свои чувства и настроения. И самое главное – появляется возможность многократно проиграть определенные ситуации и варианты своего поведения.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла , как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок с радостью "передает" ей свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении и состоит основной принцип куклотерапии .

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

Релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

Воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклы помогают обогатить словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на логопедических занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи:

Автоматизация и дифференцация звуков («Звуковые домики», «Звуковые дорожки», «Один - много»);

Развитие связной речи;

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

Развитие памяти, внимания, мышления;

Развитие координации движений;

Пространственная ориентация;

Коммуникативных навыков, эмоционального настроя.

Развивать речь детей, выражать эмоции, чувства, состояние, движения, сравнивать их с характером персонажа (куклы), которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

Овладеть нравственными ценностями: добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, честность, достоинство и ложь;

Куклотерапия как часть игровой терапии имеет большие возможности в работе с детьми в целях профилактики дезадаптивного поведения. Такая коррекция, как отмечают исследователи (А.И. Захаров, 1986; А. Спиваковская, 1988, Осипова А, 2003 и др.), достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, в которых оказываются дети.

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.

На индивидуальных логопедических занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенок выбирает куклу и ведет с ней диалог. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, мини – сказки, участвуют в постановке обычной сказки . Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой сфере. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.

Куклотерапия с помощью перчаточных кукол может применятся, в развитии речи детей дошкольного возраста. Также использует перчаточные куклы в своей работе логопед. Ребёнок манипулирует данной куклой за ширмой, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой. Кукла отвлекает внимание ребёнка от речевых трудностей. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.

Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребёнка, выступающего для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.

Веерная кукла.

В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается ― и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо ― и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у Вас есть желание сделать такие куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.

Штоковая кукла (петушок, утята, собачка, мишка и т. д.) .

Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек) .Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

И другие виды кукол не сложные по способу изготовления, они доставят детям радость и удовольствие, внесут разнообразие в коррекционные занятия .

При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

 /  Куклотерапия для детей

Всю большую популярность среди детских психологов набирают методы арт-терапии. Направление подразумевает использование разных форм художественной деятельности для стимулирования развития и решения проблем. Мы решили поговорить о куклотерапии - методе арт-терапии, который часто используют психологи в работе с маленькими пациентами.

В статье мы подробно расскажем о методе куклотерапии в психологической работе с ребенком. Кроме того, мы выясним, чем хороша такая методика.

Что за методика?

Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень даже действенным.

Стоит отметить, что, как было сказано выше, арт-терапия сегодня применяется и взрослыми, и детскими специалистами. Скорее всего, вы видели на полках магазинов раскраски для взрослых, которые, по задумке создателей, помогают снять стресс или отвлечься от ежедневных проблем. Игра в куклы ничем не хуже: с помощью такой игры, доверительного разговора с предметом, который ребенок одушевляет и наделяет особыми свойствами, можно добиться отличных результатов. Действительно, метод куклотерапии помогает снять стресс, стимулирует развитие малыша и даже корректирует поведение в определенных случаях.

«С одной стороны, ребенок посредством куклы ощущает ответственность за ее действия, поведение, находит выражение эмоциям, чувствам, состоянию, с другой стороны, взрослый опосредованно осуществляет воспитательное воздействие, которое не воспринимается ребенком как указание, поручение и не вызывает сопротивления у детей».

Когда ребенок играет с куклой, он создает собственную реальность, подражая окружающим его ситуациям. А так как игра является максимально естественным для ребенка процессом, использование ее в качестве метода психологической помощи и коррекции — пожалуй, один из самых мягких, но эффективных способов.

Какие проблемы решает?

Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т.д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

Во-первых, куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком или между детьми (в случае, если методика применяется в группе). Кроме того, очень часто с помощью нее психолог или педагог может легко сплотить детский коллектив или помочь в его естественном формировании.

Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит — этот метод может включать в себя и образовательную функцию. Вы или специалист сможете обогатить малыша информацией об окружающем мире.

В-пятых, психологические игры с куклами помогают в социальной адаптации ребенка. Это важно в детском саду, школе или других учреждениях, где малыш проводит время в коллективе.

В-шестых, сеансы куклотерапии у профессионального психолога могут помочь справиться с , и травмами эмоционального характера.

«Куклотерапия применяется к детям практически любого уровня развития, так как психологом обязательно устанавливается атмосфера теплоты и принятия, направленная на соответствие потребностей каждого ребенка.

Психолог относится с чувством уважения к способностям каждого ребенка, принимает последнего таким, какой он есть, устанавливает ограничения только необходимые для закрепления эффекта терапии в реальной жизни и для того, чтобы ребенок осознавал меру своей ответственности в отношениях.

Единственное, что не рекомендуют российские и зарубежные специалисты, это применение метода с очень агрессивными детьми, так как таким детям требуется жестко регламентированная система поведения и ограничения, что является несвойственным для данного арт-терапевтического метода».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»


Способ применения

Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с ребенком психолог разыгрывает с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает ребенку разобраться в причинах стресса, отклонений поведения и других реалиях повседневности (об этом мы говорили в предыдущем параграфе).

Так как куклотерапия — это, в первую очередь, арт-методика, способ проведения сеансов может меняться в зависимости от профессионализма психолога и особенностей характера определенного ребенка.

Например, это может быть кукольный театр, когда ребенок смотрит на ситуацию со стороны и самостоятельно или с помощью специалиста делает правильные выводы, которые влияют на дальнейшее поведение в обычной жизни.

Это может быть доверительный разговор на определенную тему с ребенком с помощью одной или нескольких кукол. Порой малышу легче открыть самое сокровенное не взрослым дядям и тетям (даже если это мама с папой), а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора ребенок рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте.

Следует упомянуть и о том, что в этом методе арт-терапии могут быть использованы самые разнообразные куклы: отдельно взятые персонажы мультяшного мира, любимая игрушка малыша, театральные куклы (марионетки, куклы-варежки, ростовые и пальчиковые куклы) и другие. Опытный специалист легко определит, что именно использовать в процессе куклотерапии, ведь, как вы понимаете, для каждого ребенка это индивидуально.

Например, пальчиковые куклы (можно рисовать на пальцах, сделать их из колпачков, бумаги или шариков) можно изготовить вместе с ребенком и использовать для быстрой диагностики эмоционального состояния.

Другой вариант — картонные плоские куклы. Лица бумажных персонажей можно менять в зависимости от эмоционального состояния, такая «театральность» в качестве методики помогает детям с проблемами формирования личности.
Куклы-перчатки позволяют использовать несколько персонажей в процессе сеанса арт-терапии: психолог может разыграть спектакль, которые укажет на проблемы развития и поведения малыша или скорректирует имеющиеся проблемы.

Этапы куклотерапии

Безусловно, куклотерапия может быть использована психологом в качестве прикладного метода психологической поддержки, для выявления проблемы, над которой предстоит работать психологу. Однако если говорить о куклотерапии как о комплексном явлении в коррекции поведения и решении задач детской психологии, то стоит выделить несколько этапов.

Первый этап — это изготовление куклы. Если в ходе терапии психолог использует куклы, которые он может изготовить с ребенком (пальчиковые, из бумаге, рисунки на ладонях и прочие), то в процессе совместного творчества специалист может устанавливать контакт с ребенком. Малыш начинает доверять психологу, поэтому на дальнейших сеансах ему будет проще раскрыться перед незнакомым человеком. Это особенно важно при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Второй этап — «оживление» куклы. В этот момент психолог может расспросить ребенка о его кукле: какая она, как зовут, почему она так выглядит, что она любит, с кем дружит. Ответы на вопросы помогут специалисту понять личность ребенка, раскрыть его сущность и найти места, которые влияют на поведение малыша.

Третий этап — непосредственная сказкотерапия в тех формах, о которых мы говорили выше.

«Как один из методов арт-терапии куклотерапия развивает способность эмоциональной саморегуляции, предупреждает развитие нервно-психических патологий у детей - снимает внутреннее напряжение, тревожность, недоверие к окружающему миру, корректирует поведенческие проблемы, развивает творческий потенциал.

Несмотря на то, что развитие и активное применения арт-терапевтических методик, в данном случае, куклотерапии, наблюдается в последние десятилетия, нужно отметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими очень большой воспитательный потенциал».

Елена Андриенко, педагог высшей квалификационной категории, психолог Центра развития детей «Сказка»

В Красноярске методом куклотерапии работают многие детские психологи. С каждым годом эта разновидность арт-терапии становится все более популярнее, так как сочетает в себе классические приемы психологии, традиции и индивидуальный подход. Загляните в , чтобы найти опытного детского психолога, который сможет помочь вам решить проблемы с развитием и воспитанием вашего малыша.

Мы уверены, что смогли дать вам хотя бы частичное представление о куклотерапии. Мы уверены, что вы не столкнетесь с серьезными детскими психологическими проблемами, а все возникающие кочки и ухабы на пути воспитания и развития вашего малыша вы обойдете стороной. Терпения и здоровья вам, дорогие родители!

Татьяна Белоусова

В данном проекте происходит интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационно-коммуникативные технологии, метод моделирования. игровые методы, мнемотехника, куклотерапия, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети группы № 10 (подготовительный, старший и средний возраст, дефектолог, родители, воспитатели.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей, их музыкальности, познавательного и речевого развития.

Задачи проекта:

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

5. Развивать чувство ритма и координацию движений.

6. Развивать пластическую выразительность.

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Знакомить с театральной терминологией.

11. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемый результат:

1. Дети умеют действовать согласованно.

2. Умеют снимать напряжение в отдельных группах мышц.

3. Запоминают заданные позы.

4. Умеют произносить слова, фразы в разных темпах, громко-тихо.

5. Умеют строить простейший диалог.

6. Знакомы с основами кукловождения.

7. Знают историю кукольного театра.

Использование кукол по лексическим темам недели.

Овощи. - Мышка

Фрукты. - Обезьянка

Ягоды. Грибы. - Ёжик

Осень. - Мудрая сова

Деревья. - Белочка

Дикие животные наших лесов. - Мишка

Дикие животные южных, северных стран. - Бегемот

Домашние животные- Кошка

Домашние птицы. - Петух

Семья. - Дедушка

Наш город. Наш край. - Бабушка

Россия- родина моя. - Иванушка

Зима. Зимние забавы. - Иванушка

Зимующие птицы. - Снегирь

Новый год. - Снеговик

Игрушки. - Робот

Посуда. Продукты питания - Федора

Одежда. Головные уборы - Маша

Обувь. - Кот в сапогах

День защитника Отечества. - Заяц-хвастун

Мебель. - Три медведя

Мамин праздник. - Маша

Профессии. - Иванушка

Инструменты. -Три поросенка

Весна. - Облачко

Перелетные птицы. - Сова

Космос. - Собака

Человек. - Фиксик Нолик

Рыбы. - Золотая рыбка

День Победы. - Дедушка

Насекомые. - Бабочка

Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных областей

Познавательное развитие Речевое развитие

Беседы на тему

«Как появилась первая кукла?»

«Первый кукольный театр»

«Любимые куклы разных стран»

Рассматривание карт России и мира.

Составление творческих расска-зов:

«История одной куклы»

«Мой поход в театр»

Составление словесных описаний

«Угадай, что за кукла?»

«Моя любимая кукла» (использование мнемотаблиц)

Написание сценариев к мини-спектаклям.

Чтение русских народных сказок, рассказов и стихов для детей.

Работа с родителями в рамках проекта:

Оформление альбома «Театр и дети»

Консультация для родителей «Кукольный театр на вашей кухне»

Совместное посещение театра

Изготовление кукол из бросового материала

Заключительный этап: показ кукольного спектакля для родителей и гостей.


Публикации по теме:

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Педагогический проект. «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги) Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка» (куклы - обереги). «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) Пояснительная.

Позновательно - исследовательский проект «О чем молчат куклы» Тема проекта «О чем молчат куклы» Авторы проекта: Группа воспитанников средней группы № 2 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольск Руководитель.

Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.


Куклотерапия - это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Детский сад №30

г.Красноуральск Свердловской области

Куклотерапия

в работе

дошкольниками

подготовила

воспитатель МКДОУ детский сад №30

Шишкина Татьяна Борисовна

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать);
Куклотерапия - это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - родитель.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы.

Перчаточный кукольный театр иначе называют «театром Петрушки». Куклы используются для драматизации сказок. В кукольных спектаклях ребята переживают и «проигрывают» жизненные ситуации, примеряют на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного.

Любимым видом театра для ребят является пальчиковый театр. Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает тренировку пальцев. Применяется для развития выразительности речи, обыгрывания этюдов, инсценирования стихов

Кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых детей. Также марионетки могут использоваться в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темного картона. Они используются преимущественно для работы над детскими страхами

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа "Я". Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

В своей работе мы с детьми часто делаем кукол из разных лоскутков Это и кукла День и Ночь - куклы-обереги жилища, Вепская кукла, кукла Закрутка, Очистительная кукла.

Куклы используются для самостоятельных игр в свободное время. Дети прихорашивают, разговаривают с ними, смеются, радуются и дарят друзьям и близким.

Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, оживает в его руках, доставляя радость ребенку и окружающим


Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л.Войцехович

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.


В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами».

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

4. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами - героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.



Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Год назад я впервые познакомилась в интернете с тряпичными куклами. Мне стало настолько интересно, что я решила изготовить некоторые из них. Первые дались с большим трудом, но потом все легче и легче. Зато какие чувства я испытывала, когда, заходя на кухню, где они стояли на шкафу, я смотрела на свое творение! А смотрела я при каждом заходе… Каждый раз у меня возникало желание взять куклу в руки, прижать и поцеловать. Чувства сродни чувствам, испытываемым к родному ребенку.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

Л.Войцехович

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.


Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»,
Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии»
,
tylinova.com ,
ippt.ru ,
psyera.ru

А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане


Top