Лечение постинсультных депрессий. Психологические и психические проблемы после инсульта

анонимно , Женщина, 62 года

Здравствуйте, у моей бабушки случился инсульт 5 дней назад,она просто упала, ей вызвали скорую и оказали своевременную помощь. МРТ показал что инсульт задел речевую зону.В первый день после инсульта парализовало правую сторону,сейчас она уже двигается и даже встаёт, но у неё перекосило рот и речь вообще отсутствует.Она все понимает и выполняет команды,которые просит врач.Но иногда когда родственники с ней разговаривают,складывается впечатление, что она не понимает,и находится в своём мире,конечно прошло ещё совсем мало времени,но хотелось бы у Вас узнать,возможно ли будет восстановить речь и понимание, и приблизительно в какое время это начнёт восстанавливаться?Мы очень передиваем за нее.Хотелось бы добавить,что после стационара её отправляют в реабилитационный центр,на восстановление. Заранее благодарю за ответ

Здравствуйте. Нарушение, при котором понимание речи, в основном, сохранно, а вот самостоятельная речь отсутствует, называется моторная афазия. В первые дни невозможно предсказать, с какой скоростью будет восстанавливаться речь, и насколько полно она восстановится. Первые 21 день называются острым периодом инсульта. Главной задачей проводимого сейчас лечения является стабилизация состояния. Основной процесс восстановления нарушенных функций (в Вашем случае – речи) происходит во время восстановительного периода. Он начинается с четвертой недели после возникновения инсульта и длится от 1 до 2 лет. Но обычно уже в больнице начинаются мероприятия по ранней реабилитации. Основной метод восстановления речи – занятия с логопедом – афазиологом. Надеюсь, что такие занятия скоро у Вас начнутся. Поинтересуйтесь об этом у лечащего врача. Но имейте в виду, что только занятий с врачом – недостаточно. Если Вы заинтересованы в восстановлении, то должны будете заниматься с ней сами ежедневно в течение длительного времени. А как построить занятия, какие конкретные упражнения нужно делать – это спрашивайте у специалиста афазиолога. Причем невозможно получить рекомендации сразу на весь период восстановления, нужно наблюдение специалиста. А сейчас постарайтесь не акцентировать внимания больного на его дефекте, так как часто люди очень болезненно переживают невозможность говорить. Тем не менее вовлекайте её в разговор, просите её кивнуть, повторить простые слова, попросите её подпеть Вам какую - нибудь простую песню (…маленькой ёлочке…), попытайтесь, чтобы она закончила фразу, используя всем известные поговорки (без труда не вытащишь и рыбку из …???). Обязательно обговаривайте все, что вы делаете рядом с ней, не молчите.(«Сейчас будем пить чай, тебе положить сахар?» – подождите ответа, попросите повторить за вами « да»). Если не получается, не задерживайтесь на этом, ведите разговор дальше, «как ни в чем не бывало» Надеюсь, что восстановление у Вас пойдет быстро. Если вдруг Вы не будете знать, что конкретно делать – свяжитесь со мной через сайт. Учтите, что это не консультация, а моё мнение по Вашему письму. С уважением Николай Николаевич

анонимно

Спасибо большое за вашу консультацию!

Консультация врача-невролога на тему «Постинсультное состояние» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Невролог, анестезиолог-реаниматолог, реабилитолог.

Основное направление деятельности - инсульт: лечение, восстановление двигательных и речевых нарушений, консультации по уходу за тяжелыми больными, психологическая помощь больным и их близким.

C 1997 года, первым в Нижегородской области, стал работать врачом нейро-реаниматологом палаты интенсивной терапии, а затем, отделения реанимации для больных с ОНМК. Неоднократно проходил обучение на курсах повышения квалификации, в том числе по теме "Новые технологии диагностики, лечения и профилактики инсульта".

Одновременно работал над реабилитацией двигательных и речевых нарушений после инсульта, организовал и руководил "Службой реабилитации доктора Жулова", в рамках которой проводил как административную и лечебную работу, так и обучение персонала методикам и технологиям восстановительного лечения.

С 2012 года является исполнительным директором Нижегородского отделения Межрегионального общественного фонда помощи родственникам больных с инсультом "ОРБИ". В рамках работы фонда проводит лекции для младшего и среднего персонала отделений для пациентов с ОНМК и для родственников больных по темам, связанным с уходом, восстановительным лечением, профилактикой инсульта.

В настоящее время продолжает работать как в качестве нейро-реаниматолога, так и в качестве специалиста по реабилитации больных с инсультом.

Инсульт острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение нескольких минут, часов) появлением очаговой и/или общемозговой неврологической симптоматики, которая сохраняется более 24 часов или приводит к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие цереброваскулярной патологии.

Сосудистые заболевания мозга занимают второе место в структуре смертности от заболеваний системы кровообращения после ишемической болезни сердца.

Симптомы инсульта

К инсультам относят инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние, имеющие этиопатогенетические и клинические различия.

С учётом времени регрессии неврологического дефицита, особо выделяют преходящие нарушения мозгового кровообращения (неврологический дефицит регрессирует в течение 24 часов, в отличие от собственно инсульта) и малый инсульт (неврологический дефицит регрессирует в течение трёх недель после начала заболевания). Инсульт бывает ишемический и геморрагический.

Причины инсульта

Наиболее распространенная причина инсульта – цереб­ральный тромбоз, закупорка сгустком крови (тромбом) арте­рии, снабжающей головной мозг. Возникает такой сгусток (бляшка) чаще всего при атеросклерозе.

Еще одна причина инсульта – кровоизлияние в мозг, внутреннее кровотечение в головном мозге. Артерия голов­ного мозга, пораженная болезнью, может разорваться (лоп­нуть) и затопить кровью близлежащие ткани головного моз­га. Клетки, питаемые этой артерией, оказываются не в со­стоянии получать кровь и кислород.

Кровоизлияние же в мозг вероятнее всего происходит, когда у больного отмечается одновременно атеросклероз и высокое кровяное давление.

Иными словами, причиной инсульта является повреждение нервных клеток, расположенных в головном мозге и контролирующих все функции человеческого организма. И такие повреждения, а точнее, гибель нервных клеток, наступают вследствие острого нарушения кровообращения в том или ином отделе мозга, когда его высокоактивные клетки вдруг перестают получать необходимое и достаточное для них количество крови. В результате кровь по сосудам не течет, клетки мозга гибнут, команд к соответствующим мышцам не поступает, что в итоге приводит к параличам, расстройствам зрения, речи и других неврологических нарушениях.

Восстановление после инсульта

Инсульт – серьезное заболевание, перенеся которое большинство людей теряет некоторые функции опорно-двигательного, речевого аппарата, памяти. Для предотвращения повторного приступа или осложнений необходимо следовать некоторым медицинским рекомендациям. Даже после тяжелого инсульта у пожилых больных с различными патологиями возможно значительное восстановление потерянных способностей. Благодаря общим усилиям самого пациента, его родных, а также медработников многим больным удается вернуться к полноценной жизни.

Восстановление после инсульта требует огромных усилий, терпения пациента и его близких, которые должны быть готовы к долгому, трудному процессу восстановления утраченных функций больного. Продолжительность восстановления зависит от типа инсульта и степени тяжести состояния больного.

Чем больше нервных клеток, расположенных вокруг очага повреждения, удается сохранить во время постинсультного лечения, тем эффективнее будет реабилитация. Программа по восстановлению каждого больного подбирается и проводиться на основании индивидуальных факторов. Она зависит от разных аспектов, например, степени тяжести перенесенного инсульта, характера нарушений, им вызванных и т.д.

Однако существует основные общие направления реабилитации, которые применяются ко всем больным:

— лечебные физические упражнения, массаж для восстановления двигательных функций;

— социальная и психологическая реабилитация пациента;

— восстановление после инсульта памяти, речи;

— предупреждение повторного приступа, профилактические меры против осложнений.

Огромную роль в процессе восстановления после инсульта играет социальная и психологическая реабилитация. Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Кроме того, некоторым перенесшим инсульт свойственно безразличное отношение к своему состоянию. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определенных областей мозга.

Помимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания. Он тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни, ощущает стыд за свое беспомощное состояние, страх оказаться обузой для родных, тревогу, что останется инвалидом навсегда, тоску от неподвижности и изоляции.

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного после инсульта. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни, и, в частности, к восстановительным упражнениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением. Теперь уже депрессия, вызванная болезнью, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарушенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников.

Родственникам больного тоже нужна психологическая помощь. Инсульт резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее чувство тревоги, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной.

С пециалист по реабилитации в Самаре! Помощь в восстановлении после инсульта (лечебная физкультура, массаж, психолог). Скидки до 20%!

Узнать цены на услуги наших специалистов Вы можете на нашем сайте в разделе .

Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким

Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому человеку преодолеть первый, самый сложный период психологического шока, пессимизм, неверие в успешность восстановления. Избегайте споров и конфликтов, так как пострадавший после инсульта обычно раздражен, озлоблен, его психика сильно повреждена. Старайтесь постоянно вслух замечать улучшения в его состоянии, хвалить его успехи.

Здесь допустим и обман. Помню, как в первые после инсульта дни мне очень хотелось пошевелить ногой или рукой, чтобы убедиться том, что я смогу восстановиться. И здесь мне помогли родные люди. Они заставляли меня надавливать ногой на их руки или сжимать их моей рукой. У меня ничего не получалось, но они убеждали меня, что чувствовали движения моей ноги или руки, а в последующие дни говорили мне, что мои движения стали сильнее, хотя все это было далеко от правды. Но это вселяло в меня огромную радость от моих «успехов», уверенность в моем восстановлении. Обманывали они меня и другим образом, называя быстрые сроки восстановления, якобы услышанные от врачей, и значительно приукрашивая реальную ситуацию. Такой обман идет только на пользу и в дальнейшем вполне возможно, что именно выдуманные сроки восстановления, а не пессимистические врачебные станут реальностью.

Огромнейшее значение имеют положительные замечания лечащего врача и лиц, окружающих пострадавшего от инсульта, относительно его успехов в занятиях лечебной физкультурой.

Большой проблемой в реабилитации после перенесенного инсульта является депрессия потерпевшего, которая развивается более чем у половины лиц, перенесших удар. Это состояние значительно осложняет уход за больным и его контакт с окружающими. При депрессии иногда даже могут появиться головные боли и другие неврологические нарушения, которые иногда ошибочно расцениваются как прогрессирование сосудистой патологии головного мозга у человека, перенесшего инсульт. Целесообразно провести беседу с пострадавшим о том, что многие люди, перенесшие инсульт, смогли восстановить утраченные способности, бытовые навыки и даже вернуться к прежней работе. Очень важен для эффективности психологической реабилитации и тот факт, что больной должен желать восстановить свое здоровье. Он должен обладать умственными способностями, достаточными для того, чтобы следовать хотя бы простым указаниям.

Наиболее интенсивно процесс реабилитации после острого нарушения мозгового кровообращения идет в течение первого года, затем он все более замедляется, и начинается процесс приспособления (адаптации) к имеющимся дефектам. И если у человека, перенесшего удар, еще плохо работает парализованная рука или нога, необходимо убедить его в продолжении тренировок, главное внимание уделяя развитию навыков самообслуживания. Продолжайте настаивать на том, что нельзя останавливаться на достигнутом, приспособившись к сохраняющимся недостаткам – последствиям инсульта. Нужно продолжать тренировки и упражнения до полного выздоровления.

Я тоже в какой-то момент решил, что уже неплохо хожу и двигаю правой рукой, что мое состояние намного лучше, чем у многих других людей, также прошедших горнило инсульта. И я стал довольно халатно относиться к лечебной физкультуре, больше лежал, смотрел телевизор или сидел у компьютера. Но потом понял, что я все еще не могу бегать, быстро писать и что есть еще много других проблем, которые надо решить. И я снова приступил к восстановлению своего здоровья, при этом постоянно повторяя себе, что это у меня такой специфический ежедневный труд, а свои новые трудовые обязанности всегда надо выполнять на «отлично».

Да, это нудный, однообразный, тяжелый не только морально, но иногда и физически, через боль труд, но это не геройство, а повседневная работа над собой, если желаешь в дальнейшем вернуться в общество и снова стать его полноценным членом. Если вас хвалят за ваши успехи, говорят, что вы герой, не гордитесь собой, это просто отметили ваш добросовестный труд, не более того. Героем можете себя считать, когда полностью оправитесь от последствий инсульта. Вот тогда можно называть себя и победителем соцсоревнования, и ударником пятилетки, и передовиком производства.

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Советы: Попробуй обойти все «минусы» и использовать все «плюсы».И действительно осторожнее – в чатах много придурков-виртуалов, прикидывающихся девушками. Потом или смешно (когда понимаешь, перед КЕМ ты хвост распушил), или неприятно.Площадка для экспериментов, правда,

Из книги Половая психопатия автора Рихард фон Крафт-Эбинг

ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ (ИНЦЕСТ) (Австрия. Уголовный кодекс, § 132; проект § 189. Германия. Уголовный кодекс, § 174)Охрана нравственной чистоты семейного очага является одним из приобретений культурного развития. Вот почему у нравственно нормального

Из книги Целлюлит? Не проблема! автора

Советы начинающим Базовая программа – это основа, и заниматься по ней следует до тех пор, пока вы не почувствуете, что освоили ее. Она рассчитана на равномерное развитие всех мышц. После окончания начального периода станет видно, какие мышцы и части тела нуждаются в

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Полезные советы. Никогда не делайте этого. - никогда не используйте жидкую подводку для глаз: она требует; времени и твердой руки;– не наклеивайте искусственные ресницы – это также требует времени;– не выщипывайте брови: чтобы исчезла краснота, требуется время;– не

Из книги Талассо и релаксация автора Ирина Красоткина

СОВЕТЫ Прежде чем принимать морскую ванну, запаситесь хотя бы тремя часами свободного времени. Не назначайте никаких дел и встреч сразу же после этой процедуры. Найдите возможность хотя бы немного отдохнуть и побыть в расслабленном, умиротворенном

Из книги Особенности национального лечения: в историях пациентов и ответах юриста автора Александр Владимирович Саверский

Памятка близким пациента Пусть вы и не врачи, но не оставляйте близких вам людей без поддержки, когда им хоть что-нибудь угрожает!От вашей настойчивости, знаний, способности принимать решения может зависеть жизнь близкого человека!Вы должны стать помощником и врачу, и

Из книги Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! автора Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

Советы психолога Чаще хвалите ребенка, говорите, какой он умный, хороший и как вы его любите. Малыш должен чувствовать, что родители его любят просто так, за то, что он есть. Даже когда ругаете кроху, делайте это очень аккуратно, чтобы не подорвать веру в родительскую любовь:

Из книги Китайские чудо-методики. Как жить долго и быть здоровым! автора Савелий Кашницкий

Советы психолога Было бы глубокой ошибкой считать, что маленький ребенок развивается без усилий, что все само приходит к нему в свое время. Малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами! Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если ребенок сосет пальцы? Уже и ругали, и наказывали, и пальцы зеленкой мазали – ничего не помогает. Важно понять, в какие моменты времени, на фоне каких событий, действий, слов ребенок кладет пальцы в рот. Внимательному родителю не составит

Из книги автора

Советы психолога Еще одним распространенным поводом для попадания пальцев в рот становится укладывание спать. Ребенок сосет пальцы, чтобы расслабиться и уснуть. Сосание здесь как бы становится важной частью ритуала для отхода ко сну. В этом случае необходимо

Из книги автора

Советы психолога Ребенок уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.То, что считаете «пока опасным», лучше убрать

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой?? Зная, что ваш малыш трудно переживает разлуку с вами, попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например, крепкое объятие, поглаживание по спинке, несколько

Из книги автора

Советы психолога Чем еще можно облегчить для малыша момент расставания с

Из книги автора

Советы психолога Разумеется, с появлением ребенка, хотим мы этого или нет, в нашей жизни появляется детский врач – педиатр. Он обязан следить за здоровьем, развитием наших деток.И конечно же, многие дети очень отрицательно относятся к посещению врачей. Бывает, что в

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке. В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, становится актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных инсультом пишет Мустафина Л.В. значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе . Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного . Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) . Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация»., №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А., психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» ., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле. Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их . Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.А , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт - это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это - больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬- 2008.108 (12): С. 27- 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009. - 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. - М.: Медицина, 2001. - 326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ - Омск, 2011. - 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями// Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3. - С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008. - 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008 - 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна - медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».


Top