Проекты по патриотическому воспитанию дошкольников. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина» в подготовительной группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

2016г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

    формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

Развивающая предметно – пространственная среда;

Развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

Метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

тематические беседы;

презентации;

календарные праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

    Дети подготовительной группы (6 -7 лет).

    Педагоги ОУ.

    Родители воспитанников.

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции - связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности района».

Тема: «Природа района»

Задачи:

    Вызвать интерес к истории возникновения района

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

    Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Конструирование: «Улицы Советского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

« О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

Задачи:

    Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

    Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный;

    Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

«Откуда пошла Земля Нижегородская?»

Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

Задачи:

    Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

    Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: « Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

Тема: «История нашего края»

Задачи:

    Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

    Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

    Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Познакомить с народными прикладными промыслами области;

    Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

Изготовление альбома о Нижегородском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

Апрель

Тема: «Люди земли Нижегородской»

Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

Задачи:

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

    Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

Задачи:

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

    Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

    Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Приложение 1

Анкета для родителей

    Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    воспитание любви к Родине;

    воспитание уважения к старшему поколению;

    воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

    знание истории своей страны;

    другое - _______________________________________________________________

    затрудняюсь ответить.

    Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    прививать детям уважение к людям своей страны;

    познакомить с обычаями и традициями своего народа;

    формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    расширять представления о родной земле, её столице, городах;

    ознакомление с историческим прошлым России;

    воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

    Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Совместные экскурсии, походы;

Конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

Встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

Домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Другое.

Приложение 2.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Воспитание гражданина - патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца – чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда. Как писал В.А. Сухомлинский, «не случайно слово «Родина», «Отечество» - единокровные братья слов «родить», «отец». Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки – для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский писал, что гражданственность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании в РФ” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. А целью работы коллектива – создание условий для освоения педагогами инновационных подходов в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования детского сада:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. интегрировать деятельность педагогов ДОО по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников, пробуждению любви детей к родному дому, семье, малой родине (городу Заринск, Алтайскому краю).
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты анкетирования (Приложение 1) педагогов показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Из опрошенных 26 педагогов отмечено,
что патриотизм – это любовь к Родине, мама, край родной, любовь и гордость за родную страну, к семье;
какое место занимает проблема патриотического воспитания в развитии дошкольника – главное, одно из первых; 1 педагог – никакое;
важнейшая цель патриотического воспитания детей – желание жить в России, уважение к героям, истории, привить любовь к близким, детскому саду, уважение к старшему поколению, знание традиций русского народа; 1 педагог – никакая;
предложения по организации работы ДОО в этом направлении – экскурсии по городу, выставки, беседы о стране, тематические занятия, семинары, родительские собрания, через проектную деятельность;
отношение к проектной деятельности – 23 педагогов отмечают положительное, 1 педагог – никакое, 1 педагог – можно попробовать, 1 педагог – не ответил.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с семьей, особенностями города и края.
Результаты анкетирования педагогов показали, что педагоги:
знакомы с проектной деятельностью, этапами – «да» - 21 человек; «нет» - 5 человек;
считают метод проектов инновационным – 26 педагога;испытывают интерес к созданию чего-то нового –26 педагога;используют метод проектов в педагогической практике - «да» - 13 человек; «иногда» - 6 человека, «нет» - 7 человек; хотят овладеть деятельность педагогического проектирования - 26 педагога.
Решением данной проблемы станет реализация проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» , который будет состоять из 4х блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение» (младший дошкольный возраст);
2 блок «Детский сад – мой второй дом» (средний дошкольный возраст);
3 блок «Родной свой край люби и знай! (старший дошкольный возраст);
4 блок «Россия – Родина моя» (подготовительный к школе дошкольный возраст).
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги групп, специалисты.
Сроки реализаци и: краткосрочный, январь-май 2017 года.
Основной раздел программы : познавательное развитие.
Гипотеза
Если обеспечить возможность повышения знаний педагогов через разные формы взаимодействия, то это будет способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке модели взаимодействия и системе сотрудничества специалистов ДОУ, представителей социальных институтов, родителей и детей. А также в активном использовании цифровых технологий для сбора необходимой информации, оформления проекта и его результатов.
Цель проекта
Создание условий для развития готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста посредством инновационной деятельности.

Задачи проекта

Выстраивание образовательного процесса, направленного на становление национального самосознания, обретение ребенком системы общечеловеческих ценностей.
Совершенствование педагогического мастерства, использование эффективных методик и технологий в проектировании образовательного пространства ребенка.
Стимулировать и активизировать проектную деятельность, экспериментальные исследования, деятельность по презентации и диссеминации педагогического опыта, направленные на повышение качества гражданско-патриотического образования детей.
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Проблема
Как выстроить работу образовательного учреждения по развитию инновационной деятельности, чтобы способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Пути реализации
Игры, экскурсии, беседы, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, наблюдение, анкетирование, познавательные игровые занятия, выставки, организация мини-музея.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов, подборка художественных текстов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Участие детей подготовительной группы в городской акции «Живая открытка ветеранам».
Участие воспитанников детского сада в акции «Бессмертный полк».
Участие родителей в проектной деятельности группы, совместное изготовление необходимых материалов.

Стратегия реализации проекта

1. Информационно-накопительный этап проведения и реализации проекта
Консультация: «Проектирование в ДОУ» (декабрь).
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, пополнение картотеки «Беседы по патриотическому воспитанию» (в течение проекта).
Обогащение патриотического центра в групповых комнатах (январь-февраль).
Организованная образовательная деятельность (по плану педагогов).
Педагогический совет «Организация нравственно-патриотического воспитания детей на современном этапе» (февраль).
Консультация для педагогов «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах» (февраль).
2. Организационно-практический этап
Январь-май:
Проведение тематических мероприятий посвященных традициям русского народа (Святки, пасхальная ярмарка), Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая.
Работа педагогов в рамках подпроекта группы.
Выставка тематических рисунков, буклетов, оформление мини-музеев в рамках подпроектов групп.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Заринск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города» и т.д.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о Заринске, Алтае.
Оформление музыкального уголка в русских традициях. Изготовление макета Алтайского края. Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае».
3. Презентационно – завершающий этап
Презентация подпроектов. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми (апрель).
Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (май).

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Проект «Мы – россияне!»

1. Паспорт проекта………………………………………………………….3

    Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта…………………………………………………………………………………

    Цели и задачи проекта………………………………………………………..

    Принципы реализации проекта……………………………………………..

    Этапы реализации проекта………………………………………………….

    Участники проекта и формы взаимодействия…………………………….

    Направления деятельности…………………………………………………..

    Оценка эффективности работы……………………………………………

    Полученные результаты…………………………………………………….

    Проект «Моя семья – мое богатство»……………………………………..

    Проект «Мой любимый детский сад»……………………………………..

    Проект «Мой город»………………………………………………………..

    Проект «Мой Урал»…………………………………………………………

    Проект «Моя Россия»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Образовательный, творческий.

Продолжительность

краткосрочный, 5 месяцев.

Участники проекта :

Воспитанники ДОУ. Родители воспитанников.

Педагоги детского сада.

Общая

характеристика

проекта

Проект имеет общеобразовательную и воспитательную направленность.

Проект состоит из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы:

«Моя семья – мое богатство», «Мой любимый детский сад», «Мой город» , «Мой Урал», «Моя Россия».

Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер. В проектах представлено распределение образовательного материала по всем образовательным областям. Тематическое планирование проектов год представлено в приложении

Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного

проекта

Сегодня очевидно: развитие цивилизации изменило и изменяет картину мира, страны. Развивающаяся научно-техническая революция, приумножая возможности человека в освоении планеты и космоса, в создании материальных благ, несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением технократизма и бездуховности, с нестабильностью жизни, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, у детей формируются антисемейные установки. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное, духовное развитие маленького человека, патриотическое воспитание, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость, нравственная бездуховность и равнодушие.Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования.

С учетом того, что процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие личности представлено в определенных направлениях развития и образования детей (образовательные области).

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и в взрослых в Организации и др.

Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, и др.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.

Данный проект помогает решать проблемы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Гипотеза. Если планировать воспитательную деятельность й с задачами данного проекта, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум Сотрудничества семьи и ДОУ поможет воспитать личность, стремящуюся к физическому и духовному росту, доброте, способную противостоять насилию.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей нравственности и патриотизма. Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня сформированности нравственно -патриотических качеств у старших дошкольников.

Цель: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам.

Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.

Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину.

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны­ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно ­патриотическом воспитании.

Принципы реализации проекта

Принцип интеграции: сочетание обучения, духовно-нравственного и патриотического воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.

Тематический принцип планирования, содержания и реализации задач.

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно - нравственной культурой России.

Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.

Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы (с родителями) для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества.

Принцип средообразования : создание необходимой предметно-развивающей среды для осуществления совместной образовательной деятельности.

Этап

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей и педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Разработка модели проекта.

Август 2017г

Реализация проектов.

«Моя семья -мое богатство» - 2 группы раннего возраста

«Мой детский сад « - группа №2 (с 2-3 лет)

«Мой город» - группа №4 (с 3-4 лет0

«Мой Урал» - группа №5 (с 5-6 лет)

«Моя Россия» - группа «6 (с 6-7 лет).

Коррекция задач и содержания с учетом возраста.

Сентябрь-Декабрь

Анализ деятельности по реализации проекта; диагностика эффективности образовательной работы.

Презентация результатов деятельности.(педагогический совет, родительские собрания в группах)

Декабрь-январь

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники реализации проекта

Педагоги.

Родители.

Формы взаимодействия с детьми

    непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсии и целевые прогулки;

    рассказы о православных праздниках, великих людях России;

    чтение художественной литературы;

    беседы, ситуативные разговоры;

    слушание музыки;

    праздники и развлечения;

    игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

    создание альбомов и лэпбуков.

Формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания; совместные праздники и досуги; совместные экскурсии и целевые прогулки; консультации по проблемам воспитания детей;

стендовая информация «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах», «Пошли мне чтения доброго...», « Воспитываем патриота» и др.

Основное содержание проекта.

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленной воспитательной деятельностью и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно - творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.

Диагностика личностной сферы

Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции:

выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игр.

определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»).

Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:

О родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).

Планируемые результаты.

Воспитанники имеют представления:

О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

О духовных и нравственных ценностях;

О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего города, страны;

Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

Стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.

Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Полученные результаты.

По итогам проведенной работы по реализации проекта:

Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.

Родители определили высокий уровень сформированности познавательного интереса к профессии военного.

Методы оценки эффективности проекта

Опрос детей и родителей. Анкетирование родителей и педагогов.

Оценка рисков

Риски проекта: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны

родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек..

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников в рамках реализации личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида города Алейска Алтайского края

Проект нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Старшая группа

«Моя малая Родина»

РАЗРАБОТАЛИ

воспитатели: Быкова Е.Н.

г. Алейск 2015

«Родина милая. Славный Алейск.

Здесь мои корни, вырос я здесь.

Много красивейших мест на земле

Нет только родины больше нигде».

Актуальность темы:

В прежние годы нравственность, патриотизм являлись национальной гордостью нашего народа. Но в последние два десятилетия все изменилось, к сожалению, ни в лучшую сторону. В последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для того чтобы сохранить сувернитет нашей новой России, ее моральные устои, новое поколение должно быть воспитанно с глубоко – нравственным, патриотическим потенциалом. Воспитание гражданских патриотических чувств нужно начинать именно с дошкольного возраста, когда начинают закладываться основы гражданских качеств, а так же представление о месте человека в обществе. Именно с детства начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к семье, к близким, к родной природе, к родному городу, краю, стране. Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Очень важно показать детям, что родной город славен своей историей, своими традициями и известными людьми. Важно показать, что город – частица родной страны – большой Родины.

Успешное развитие дошкольников при ознакомлении с родным городом должно осуществляться во взаимодействии с окружающим миром через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение через разные виды деятельности.

Актуальность данного проекта характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного города. Необходимость развития интересов дошкольников по патриотическому воспитанию связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном городе, о его знаменитых людях, природе, традициях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к Родине.

Цель проекта:

Формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей малой Родине – родному городу.

Задачи проекта:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему своего города.
  2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому.
  4. Способствовать активному сотворчеству детей о их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детскому саду.
  5. Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  6. Создать эмоционально настроение, оставить яркие впечатления от рассказав, бесед, экскурсий, прогулок.

Предполагаемый результат:

  1. Создание предметно – развивающей среды.
  2. Сформированность у детей представления о городе, в котором они живут, воспитание чувства гордости за свой город.
  3. Дети знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
  4. Проявление интереса к своему городу будет находить отражение в детских рисунках, рассказах.
  5. Дети познакомятся с выдающимися людьми своего города – земляками.
  6. Дети будут знать праздники, которые отмечаются в городе и семье.

Направление проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов
  • Технологический блок: Ознакомление дошкольников с родным городом выстраивается на основе базовой программы
  • Организационный блок: Создание предметно – предметно развивающей среды

Виды проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, педагоги, специалисты, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Сроки реализации: 1 год.

Основной раздел программы: речевое, художественно – эстетическое.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: дидактические игры, развлечения, беседы, родительское собрание, чтение стихов и рассказов, экскурсии, наблюдения в природе, спортивные соревнования, праздники, занятия, народные игры.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 Информационно – направленный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
  • Общение к специалистам.

2 Организационно – практический:

Проведение познавательных занятий по темам: «Моя Родина – моя страна», «Моя малая родина – город Алейск».

Оформление фотоальбома: «Достопримечательности города Алейска».

Совместная работа с родителями: рисование маршрута из дома до детского сада.

Экскурсия в городской музей, тема: «Утварь русской избы».

Рисование, аппликация: «Транспорт нашего города», «Улица нашего города», «Алейск зимой».

Экскурсия по г.Алейску, в библиотеку, в музей.

Родительское собрание: «Гражданин воспитывается с детства»

Семейный конкурс: «Генеалогическое древо моей семьи»

Физкультурный досуг: «Мы спортивная семья».

Изготовление подарков к праздникам.

Утренники.

3 Презентационно – завершающий

Открытое родительское собрание « Гражданин воспитывается с детства».

Выставка продуктов детской деятельности.

Открытое занятие: «Моя малая родина – город Алейск».

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Что я знаю о своем городе?»

Определения уровня знаний детей по нравственно – патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

«Ко мне приезжали гости?»

Сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций

Беседа

«Как я провел лето?»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке

Рисование

Октябрь

«Правила поведения в общественных местах»

Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения

Занятие

«Мой родной город»

Расширение знаний детей о улицах города и культурных ценностях

Экскурсия

«Мой Алейск»

Учить передавать красоту родного города

Рисование

«Моя бабушка самая любимая»

Воспитание уважительного отношения к пожилым людям

Оформление стенда для родителей

Ноябрь

«Рассказы бабушки «Алейки»

Познакомить детей с историей возникновения самого большого предприятия «Алейскзернопродукт»

Занятие

«Все профессии важны»

Расширять представления о профессиях в г.Алейске. Воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно – ролевая игра

«Пассажирский транспорт нашего города»

Закрепить знания о транспорте города

Аппликация

«Все для милой мамочки»

Воспитание нравственных чувств

Праздничный концерт

Декабрь

«Покормите птиц зимой»

Воспитание эмоционально – положительного отношения к природе края

Ация

«Утварь русской избы»

Познакомить детей с утварью прошлого века

Экскурсия в музей

«Мастерская Деда Мороза»

Создание новогоднего настроения через изготовления новогодних поделок совместно с родителями

Конкурс

«Елка города»

Знакомство с традициями города

Экскурсия

Январь

«Достопримечательности города Алейска»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города

Оформление фотоальбома

«Маршрут из дома до д/с»

Уточнить и закрепить знания детей о родной улице и улицах города

Совместная работа с родителями

«Алейск зимой»

Формировать умение передавать в рисунке пейзаж родного города

Занятие

«Найди отличия»

Упражнять в сравнении особенностей старого и современного города

Дидактическая игра

Февраль

«Делу время потехе час»

Закреплять знания русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

«Вот моя улица»

Закреплять конструкторские способности. Воспитание любви к родному городу

Занятие, конструирование

«Мы спортивная семья»

Сплочение семей по средствам спортивного мероприятия

Физкультурный досуг

«Мой папа – защитник отечества»

Воспитывать любовь и уважение к папе и ко всем защитникам отечества

Конкурс рисунков

«Будущие защитники отечества»

Воспитывать желание быть защитниками отечества

Досуг

Март

«Все цветы на свете мамам»

Воспитание любви к мамам, бабушкам, сестренкам, желание их поздравить

Аппликация

«Волшебный колокольчик»

Способствовать повышению эмоционального настроения

Праздник

«Праздник Мурзилки»

Знакомство с библиотекой. Воспитание бережного отношения к книгам

Экскурсия в библиотеку

«Алейск спортивный»

Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом

Занятие

Апрель

«Моя родина – моя страна»

Воспитывать любовь к своей стране – России. Закрепить понятие «Родина», «символ»

Занятие

«Это мой дом»

Закреплять конструкторские способности. Воспитывать любовь к своему дому

Занятие

«Новые улицы города»

Придумать название улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

«Генеалогическое древо моей семьи»

Расширить знания об истории своей семьи

Конкурс среди семей

«Гражданин воспитывается с детства»

Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

Родительское собрание

Май

«Моя малая Родина город Алейск»

Уточнить знания детей о своей малой Родине

Занятие

«Слава героям»

Сформировать представление о героизме и подвиге

Экскурсия на мемориал

«Экскурсия в парк»

«Весеннее пробуждение»

Вызвать желание больше узнать об особенностях родной природы

Экскурсия в парк

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Выявление усвоенных знаний детьми

Диагностика


ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Название проекта: «Мы наследники Победы».

Тип проекта: информационно - исследовательский

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

Сроки реализации проекта: Март - май.

Участники проекта: музыкальный руководитель, родители воспитанников, воспитатели, дети.

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Мы наследники Победы»

Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 гг.

Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

    Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

    Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

    Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

Новизна : мультимедийные презентации посвященные патриотическому воспитанию и ВОВ.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта заключается в создании презентаций, посвященные патриотическому воспитанию и ВОВ, которую могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.

Краткое описание (аннотация):

Данный проект посвящен подвигу советского народа в ВОВ. Проект «Мы наследники Победы» содержит работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Приобщение детей к истории и памяти народа, выступает важным средством формирования самосознания и гражданской ответственности подрастающего поколения.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

Принцип игрового обучения;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей;

Принцип непрерывности и системности образования.

Ожидаемый результат:

    Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

    Привлечение к совместной работе родителей.

    Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

    Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

    Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

    Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

    Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

    Музыкальный праздник «День Победы».

Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, консультации для родителей.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

Подготовка методических и дидактических материалов.

Проведение интересных занятий, организация выставок.

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.

Слушание песен военно- патриотической тематики.

Тематическое содержание книжного уголка.

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В.Агапкин "Прощание славянки".

2. Деятельность детей.

Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".

3. Деятельность родителей.

Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

Рисование с детьми сюжетов на военную тему.

Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

Оформление уголка «Боевой славы».

Дидактические игры с патриотическим содержанием.

Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.

Подборка песен военных лет.

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

Механизм достижения результатов проекта – перечень видов деятельности:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта,

Формулирование целей и задач проекта,

Подбор необходимого материала.

2 этап Основной (реализация проекта)

НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.

Основной этап

Число, месяц

Виды детской деятельности

Образовательная область

17.03 – 20.03

    Беседа «Наша армия родная»

Познавательное развитие

    Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии

Познавательное развитие

    Ознакомление с художественной литературой Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

Речевое развитие

    Спортивное развлечение «Полоса препятствий»

Физическое развитие

Организация выставки книг о войне

Познавательное развитие

Изготовление открыток к празднику

23.03 – 27.03

Рассказ-беседа "Женщины на защите отечества"

Познавательное развитие

Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».

Художественно – эстетическое развитие

Чтение стихотворений: «Братские могилы», «Мой брат уехал на границу» В. Высоцкий

Речевое развитие

Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

Познавательное развитие

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники"

Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»

Речевое развитие

30.03 – 3.04

Чтение художественной литературы: Л.Кассиль "Твои защитники".

Речевое развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др.

Познавательное развитие

Коллективная работа по лепке «Военная техника»

Художественно – эстетическое развитие

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Моряки".

Социально- коммуникативное развитие

6.04 – 10.04

Познавательная беседа: «Сталинградсая блокада».

Познавательное развитие

Создание выставки военной техники

Познавательное развитие

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск.

Познавательное развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» (К. Юон), «Победа» (П. Кривоногов)

Художественно – эстетическое развитие

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Речевое развитие

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева, «Шинель» Е. Благинина

Речевое развитие

Изготовление макета «Детям о войне»

Художественно – эстетическое развитие

13.04 – 17.04

Беседа с детьми «Подвиг на войне»

Познавательное развитие

Рассматривание фотографий «Могила Неизвестного солдата».

Познавательное развитие

Чтение рассказа Митяева А. «Дедушкин орден»

Речевое развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Салют победы» Ю. Непринцева

Художественно – эстетическое развитие

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

Речевое развитие

Оформление альбома «Боевые машины»

Познавательное развитие

20.04 – 24.04

Рассказ-беседа "Четвероногие помощники на фронте"

Художественно – эстетическое развитие

Чтение рассказов: «Почему Армия родная» А. Митяев.

Речевое развитие

Изготовление плаката «Мы за мир».

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников воинам, обелисков

Познавательное развитие

Прослушивание музыкальных произведений: марши – Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

Художественно – эстетическое развитие

Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»

Социально- коммуникативное развитие

27.04 – 30.04

Познавательная беседа: «День Победы»

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву"; С.Михалков "День Победы",

Речевое развитие

Разучивание стихотворения: Т.Белозеров «Майский праздник - День Победы»

Речевое развитие

Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание фотографий «Дети- герои Великой Отечественной войны.

Познавательное развитие

Рассказ-беседа "Дети и война"

Познавательное развитие

Сюжетно –ролевая игра «Мы – солдаты»

Социально- коммуникативное развитие

Подвижная игра «Полоса препятствий»

Физическое развитие

4.05 – 8.05

Беседа о празднике «День Победы».

Познавательное развитие

Музыкальный праздник посвященный «Дню Победы»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»

Художественно – эстетическое развитие

Возложение цветов к памятнику погибшим солдатам

Социально- коммуникативное развитие

Оформление выставки детских работ «Салют Победа»

Художественно – эстетическое развитие

Итоговый этап:

Проведение праздника посвященному Дню Победы,

Презентация проекта,

Оформление выставки.


Top