Экологическое воспитание. Современное экологическое воспитание в школе

ОГБОУ« Елатомская школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

на тему: «Экологическое воспитание в условиях школы – интерната».

Выполнила:

Жукова Н.А.

Экологическое воспитание в условиях школы – интерната.

Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая, самая прекрасная это – Земля.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель.

Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната – формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

    Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;

    Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;

    Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья

В школе закладываются основы экологической культуры детей. Здесь они впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

Экологическое воспитание в интернате начинается с самых простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем.

Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. Особое значение воспитатели уделяют здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. В классах прошло занятие о вредных привычках»

Развлечения, игры, спорт на свежем воздухе – проверенные средства укрепления здоровья и ознакомления с природой. Ребята с удовольствием играют в спортивные игры на школьной спортивной площадке.

Трудовые хлопоты во дворе школы, операции «Чистый двор», субботники дают возможность получить практические умения и навыки деятельности в природе.

Большую роль в экологическом воспитании наших детей играют экскурсии, выезды на природу, наблюдения в природе. Здесь природа, и её объекты выступают мощными средствами воспитания, формирования знаний о природе, экологического мышления, поведенческого компонента, воспитания чувственной сферы личности.

Дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепления знаний о природе. Они проводятся с ребятами индивидуально или группой на занятиях или в досуговое время.

Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива воспитанников и сотрудников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате, систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке столовой, бытовых комнат, классов, территории школы, заклеивают на зиму окна, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят в сменной обуви. В интернате педагогами-воспитателями проводится большая работа по организации досуга детей, качество которого способствует хорошему эмоциональному климату в коллективе.

Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Педагоги учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё.

Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В школе проводится различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, праздник птиц, «Праздник урожая», конкурсы знатоков природы и другое).

Работу по воспитанию экологической культуры можно проводить на всех занятиях, которые проводятся в школе.

Я считаю, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить,

ь во-первых: особенности этого процесса:

  • 1) ступенчатый характер;
  • а) формирование экологических представлений;
  • б) развитие экологического сознания и чувств;
  • в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
  • 2) длительность;
  • 3) сложность;
  • 4) скачкообразность;
  • 5) активность.

ь во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  • 1) развитие экологического сознания;
  • 2)) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  • 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  • 4) воспитание устойчивой воли;
  • 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей .

Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д/ .

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д.

Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности .

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

  • - целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
  • - классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
  • - наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
  • - в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на

  • а) массовые,
  • б) групповые,
  • в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

  • - планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;
  • - организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
  • - регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
  • - контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
  • - изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации.

Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода .

Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

Всеобщая связь с живой природой . Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

Принцип разнообразия . Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

В реальных условиях общеобразовательных школ Республики наиболее оптимальным вариантом осуществления экологического образования представляется экологизация содержания учебных предметов. В настоящее время в общем содержании нового поколения учебников внимание обращено на их экологизацию. Это является показателем формирования системы непрерывного экологического образования.

Экологизация предметов означает, что необходимо дать экологическое образование и воспитание подрастающему поколению на основе всех предметов: в содержание тем традиционных предметов вводятся экологические сведения.

В настоящее время в республике формируется система экологического образования. Учёными А. Бейсеновой, Ж. Шилдебаевым, педагогами Г. Бекбаевой, М. Чимбулатовым, С. Митрофанской, В. Севастьяновой, Б. Казыхановой, Е. Окасовой, Д. Братцевым, Н. Гусельниковой разработаны авторские программы по экологическому образованию учащихся средних и старших классов. На их основе экологическое образование развивается по направлениям:

  • - экологизация школьных предметов;
  • - на основе факультативных курсов .

В 1999г. была введена государственная программа экологического образования, её цель - непрерывное экологическое образование и воспитание всех слоёв населения, подрастающего поколения.

Экологическое образование охватывает все ступени обучения. Начальная ступень охватывает дошкольные учреждения и начальную школу, где знакомятся с окружающей средой, узнают о единстве природы и человека. Здесь формируются основы заботливого отношения к природе. При внедрении экологического обучения в практику нужно обращать внимание на такие основные задачи:

  • -формирование экологической системы образования;
  • -воспитание чувства ответственности к окружавшей среде;
  • -знание правовой документации в системе экологии.

Для внедрения в практику названных задач необходимо использовать различные методы, формы и приемы обучения:

  • 1. Совершенствовать знания учащихся об окружающей среде (семинары, уроки, конференции, беседы, диспуты).
  • 2. Воспитывать и развивать у учащихся способность творческого мышления, уметь прогнозировать влияние деятельности человека на природу и ее последствия.
  • 3. Освоить элементы поиска и научно-исследовательской работы, принимать правильное решение экологических задач.
  • 4. Развивать навыки практической деятельности .

При внедрении в практику экологических знаний нужно сохранять основные принципы экологического образования.

Принцип научности. Обучение должно строиться на научно доказанных фактах.

Принцип связующий. Существование тесной связи между живой и неживой природой доказывается опытами примерами.

Принцип равновесия. Нарушение равновесия между природными биоценозами и экосистемами. Изменение в них одного составляющего приводит к нарушению равновесия.

Принцип увлеченности . При проведении занятий все формы обучения должны пробудить интерес к природе.

Принцип непрерывности . Накопление знаний, развитие мышления, начиная с детского сада и до старших классов, где учащиеся должны давать оценку экологической ситуации.

Принцип интегрирования . Знания по естественным и гуманитарным предметам довести до личностного восприятия.

Принцип наглядности. Нужно использовать результаты наблюдений в природе (применение наглядных пособий).

Принцип восприятия. Материал должны преподнести доступным языком, с учетом возрастных особенностей.

Принцип территориальности. Соблюдение бытовых обычаев и традиций с учетом места проживания учащихся.

Приведенные принципы должны быть комплексно взаимосвязаны и соответствовать друг другу.

Экологическое образование будет эффективным, если вести его на межпредметной основе, углубляя экологические знания, формируя соответствующие умения и навыки.

Экологизация содержания предметов освещена в республиканских учебниках.

Таким образом, учебники нового поколения направлены на решение задач непрерывного экологического образования.

Одно из важнейших направлений и основных принципов учебно-воспитательной работы педагогов школы являются воспитание у юного поколения доброго и уважительного отношения ко всему живому в природе, формированию экологической культуры школьников.

Надо работать под девизом: «Охрана природы - обязанность каждого человека», поэтому с малых лет человек должен познавать и учиться любить природу, по возможности оберегать ее, разумно пользоваться ею, быть созидающей, а не разрушительной частью мира.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры. Основной целью учителей является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности в целостном педагогическом процессе.

Экологической культура - это социально значимое нравственное качество, включающее в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей, национальной и общечеловеческой ценности, и готовность к природоохранительной деятельности.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в школе

учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.

Тел. 8317738964, 89103987582 , [email protected]

Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей. Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Цель: Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Задачи:

  1. Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  2. Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  3. Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
  4. Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
  5. Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ;
  6. Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  7. Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Основные направления реализации программы

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

Туристические маршруты, экскурсии

Распространение опыта и знаний

Участие и организация научно-практических конференций

Сотрудничество с лесным хозяйством города

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

Экологический мониторинг “Здоровье моей школы”

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

Проектная работа по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

Дизайн цветочных клумб школьного двора

Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

Экологические акции

Марш Парков

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

Формирование лесного массива

Ожидаемый результат

Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
  3. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
  4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1. Ленинград. 1925.

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание - это формирование у детей эко­логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действи­тельность как среду обитания и как эстетическое совершен­ство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позво­ляющего заранее предусматривать и предотвращать отрица­тельные последствия промышленного освоения природных богатств.

Задачи и принципы:

    Формирование у учащихся системы научных знаний о процессах и результатах взаимодействия человека, общества и природы.

    Формирование экологически-ценных ориентаций, норм и правил в отношении к природе.

    Формирование умений и навыков по её изучению и охране.

Направления экологического воспитания:

    Формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействие.

    Экологическое просвещение.

    Изучение литературы.

    Изучение экологических проблем (школы, страны, мира).

    Связь с социосферой, (управления города, реакция газет, музеи, библиотеки) с международными организациями.

Формы работы (Проектирование экологических воспитательных дел ):

    Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.

    Составление экологических паспортов кабинетов.

    Изучение среды обитания в школе.

    Трудовые десанты.

    Работа в школьной теплице.

    Озеленение школьного двора.

    Уход за школьными клумбами.

    Акция «Птичка», «Синичкин дом».

    Работа зелёного патруля.

    Выступление агит. бригады «Ч.И.П. (Человек И Природа)».

    Выпуск экологической газеты или «зелёная страничка» школьная стенгазета.

    Оформление уголка «Наша природа» в школьном музее.

    Работа школьного лесничества.

    Презентация информационно-познавательных программ по экологии.

    Работа экологического клуба «Мы и природа».

    Школьная операция «Хозяин» (утепление кабинета, ремонт).

    Изготовление и установка предупредительных экологических знаков.

    Составление экологического кодекса учащихся.

    Операция «Охотники за мусором».

    Охранные походы в природу.

    Экологические праздники «День Земли», «День воды».

    Тематические классные часы «Лес – наше богатство», «Хлеб всему голова».

    Научно-исследовательские конференции.

    Конкурс экологических плакатов.

    Экологические экскурсии.

    Кружки «Юный эколог», «Юный турист».

    Лекторий для родителей и детей «Антиникотиновое воспитание».

    Операции «Зелёная аптека», «Лечебное лукошко».

    Санитарные уборки леса.

    Экологическая игротека (викторины на природоведческие темы, КВН «Братья наши меньшие» и др.).

Алексеева Надежда Петровна, учитель химии биологии

МБОУ Булгунняхтахская СОШ имени С.П.Ефремова

Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)

Электронный адрес : wester .57@ mail . ru

Контактный телефон: 8-924-663-90-18

Экологическое воспитание в школе

из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.

Проект «Эколого-краеведческий центр "Росток" является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры. Экологическое образование учащихся сегодня является одной из мировоззренческих основ учебно-воспитательного процесса и неотъемлемой частью учебной и внеклассной деятельности учителей нашей школы.

Вопросам экологического воспитания, просвещения в нашей школе всегда уделялось много внимания. Опыт работ учителей нашей школы по экологическому образованию был представлен в 2004 году на региональном семинаре «Экологическая направленность в обучении в условиях сельской школы», с 2001 года на пришкольном участке занимаемся разведением калифорнийских червей

Ежегодно, в целях формирования экологической культуры, проводятся различные мероприятия, учащиеся вовлекаются через разнообразные формы деятельности. Проводятся акции “Нет – свалкам!”, «Чистое село» “День Земли”, “За чистоту планеты”, высаживаются деревья и кустарники, проходят экологические дни в школе. Учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, стихов, кроссвордов на экологическую тему, в олимпиадах по экологии, защищают проекты исследовательских работ, выступают с докладами на научно-практических конференциях, сообщениями о мерах по охране редких растений.

Целью и задачами центра являются формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проведение конкретной трудовой, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности. Проект направлен на укрепление материальной базы школы, а значимость проекта в том, что его реализация идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края.

Каждый отдел работает согласно составленной Программе, который предполагает:

    Разработку и осуществление экологических и краеведческих проектов

    Организацию и проведение тематических вечеров, выставок, массовых мероприятий

    Выполнение опытнической и научно-исследовательской работы

    Реализацию и переработку полученного урожая

    Проведение эколого-просветительской работы среди учащихся и взрослого населения села

    Формирование у школьников отношения к здоровью и здоровому образу жизни как личной и общественной ценности

    Организацию интеллектуальных, трудовых и полевых лагерей для изучения флоры и фауны родного края

Центр координирует работу по следующим направлениям:

Для проведения экологической работы кабинет пришкольного участка оборудован как учебная лаборатория. Здесь проводятся занятия кружков «Юный овощевод», «Цветовод-декоратор.

НИО «Росток» обрабатывает результаты полевых исследовательских опытов, обсуждают научную литературу, пишут рефераты и доклады. Большую экологическую работу проводит и школьное лесничество «Чэчир», которое создано в нашей школе в мае 1999года. За школьным лесничеством закреплены три участка:

    Сосновый бор в черте села- 2,5 га

    Памятник природы местного значения «Сообщества с терескеном Ленским»-3,0га

    Лесной массив в зеленой зоне села – 3,0 га

Основные направления работы

    Оказание практической помощи Хангаласскому лесхозу осуществляется через общественно-полезный труд – это работа ЛТО, посильное участие в благоустройстве школы и родного села, волонтерство.

    Охрана леса каждый год:

    В пожароопасный период организация инструктирования безопасного пребывания школьников в лесу;

    Проведение массовой разъяснительной работы среди населения об экологическом значении лесов и правилах поведения в лесу;

    Выпускаем наглядную агитацию:

    При необходимости оказываем помощь лесхозу по устройству мест отдыха в лесу; изготовление и установка аншлагов по Покровской трассе.

Периодически проводятся семинарские занятия на темы «Лес и его значение», «Вредные и полезные насекомые лесов, «Лесная аптека» и другие. Учащиеся 7-9 классов занимаются в кружке «Юный лесовод», на занятиях которого большое внимание уделяется познавательной биологии, оформлению гербария растений разных сообществ леса и опустыненных степей, составляют экологический паспорт школы, пишут рефераты, доклады для участия в научно-практических конференциях. В летне-осеннее время занимаются сбором лекарственных растений. Члены школьного лесничества три года поставляли Хангаласскому лесхозу и ветеринарному участку листья толокнянки.

Работа по проекту «Сохраним живую природу» увенчалась успехом, территория с реликтовым растением терескеном Ленским около с.Булгунняхтах признана памятником природы местного значения. Юные экологи весной и осенью ведут мониторинг редких растений этой территории.

Результатом экологического воспитания является и то, что двор нашей школы стал зеленым островом. Во время летней трудовой практики учащиеся проводят кропотливую работу по уходу за ними и цветковыми растениями.

Экологическое образование в школе должно проводиться в системе, постепенно усложняясь и углубляясь в предмет, с учетом местного краеведческого материала. Существуют основные правила поведения на природе, но ребятам не стоит их навязывать, нужна целенаправленная и продуманная работа, для того чтобы эти правила стали убеждениями. Очень важно не сформировать, а найти, поддержать, заложить в человеке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией


Top