Развитие креативных способностей детей посредством театрализованной деятельности. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Наташа Рыбалко

1. Актуальность.

Сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой , их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

2. Цель : развитие речи детей посредством театрализованной деятельности .

3. Задачи :

Создание предметно – развивающей среды , способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности .

Подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

- развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях .

4. Тип проекта :

- по количеству участников : целевая группа;

- по направленности : познавательно-творческий; творческо-речевой;

- по продолжительности : краткосрочный 01.02. 2018- 30.04. 2018 года.

5. Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный - Подбор материала, литературы по теме проекта.

2 этап – Основной - Работа по реализации проекта.

3 Этап - Заключительный - Выступление на пед. часе с презентацией о проделанной работе по данному проекту.

6. Перспективный план работы над проектом.

22.02.18г. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя»

Цель : Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста совместно с родителями. Ответственные : Воспитатели, дети, родители.

1.03.18г. Показ настольного театра детям младшей группы по сказке «Три медведя» Цель : Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Форма и место проведения

Ответственные : Воспитатели, дети.

07.03.18г. Показ сценки «Две бабушки»

Цель : Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

14.03.18г. Поход в Гремячевскую школу на сказку «Муха – цокотуха»

Цель : Привлекать детей к

Форма и место проведения : Гремячевская школа.

Ответственные : Воспитатели, работники Гремячевской школы.

20.03.18г. - Чтение сказки «Лиса и заяц»

Показ сказки детьми «Лиса и заяц»

Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по

сказке «Лиса и заяц» )

Цель : - Познакомить с персонажами сказки, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев.

Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

29.0318г. Поход в Гремячевский ДК на сказку «Колобок»

Цель : Формировать у детей интерес к играм – драматизациям; развивать память , зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение; воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные

4.04.18г. Показ сказки «Царевна лягушка» Игра – викторина «Персонажи любимых книг» Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой; учить слушать сказку в инсценированном варианте; развивать способность следить за действиями; желание отвечать на простые вопросы.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

11.04.18г. Мероприятие посвященное Пасхи Показ сказки «Пасхальный колобок»

Цель : Привлекать детей к театрально-игровой деятельности ; вызывать интерес к устному народному творчеству.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

19.04.18г. Создание альбома «Виды театра »

Цель : Дать необходимые знания о том, что такое театр , какие бывают виды театра . Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

27.04.18г. Мероприятие посвященное 9 Мая Цель : Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию. Познакомить с событиями праздника.

Форма и место проведения : Подгруппа детей старшего возраста МБДОУ д/с №33 «Дельфин» .

Ответственные : Воспитатели, дети.

7. Взаимодействия : С детьми и воспитателями разновозрастной группы с 1 до 3 лет «Колобок» , с Гремячевским ДК, с Гремячквской школой, с родителями.

8. Оборудование : атрибуты кукольного театра , детская литература, магнитофон, книги, изобразительные материалы.

9. Ожидаемые результаты :

Умение владеть навыками выразительной речи ;

Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству ;

Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

10. Результат :

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы. Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей огромно . С помощью театрализованных деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи , с помощью чего проявляются их творческие способности. Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми является наиболее действенной. Ребенок, увлеченный театральной постановкой учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.




Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей .

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак . Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады


Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы , раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (, и др.)

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» ().

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее , он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Речевая культура

через театрализованные игры

I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых . Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.

II. Начала я работу со средней группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:

    Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств. Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам. Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр и определила для себя систему дальнейшей работы над темой «Формирование речевой культуры ребёнка по средством театрализованной деятельности» в соответствии с поставленными задачами:

1) Согласно возрастным особенностям детей составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации.

2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.

3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.

4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах.

5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.

6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.

7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх

8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.

9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Теремок”. Объяснила, для чего это нужно, просили родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Теремок” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес.

Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали.

Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка “Театральная гостиная”, где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформление наших драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала. Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.

V. Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога. Оно требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Авторы: Воронина Ольга Илларионовна, Демихова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9
Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Кемеровская область, г. Осинники

МБДОУ Детский сад № 9

Демихова Ольга Викторовна,

старший воспитатель

Воронина Ольга Илларионовна,

воспитатель

Консультация для педагогов

Развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского

театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у

каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных

артистов».

К.С.Станиславский

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

справедливости. Самый

короткий

эмоционального

раскрепощения

зажатости,

обучения

чувствованию

воображению

театральная

деятельность.

фантазирование,

сочинительство.

эмоциями.

являются

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщают

духовным

ценностям.

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

друзьями,

заговорили?;

рассказать

настоящими

партнерами

Оказывается,

возможно!

бессознательно

накапливает

жизненных

ситуаций»,

взро слого,

во спитательные

возм ожно сти

театрализованной деятельности широки, знакомится с окружающим миром

через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют его думать,

анализировать, делать выводы и обобщения.

Игра-драматизация

деятельности

дошкольном

театральное

искусство

Литературное

произведение

нравственную

направленность

(дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру

процессе

выразительностью

персонажей

незаметно

активизируется

совершенствуется

звуковая

структура

речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена

на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения,

фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков. Мир детства,

внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей

жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.

необыкновенная

сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди

могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое

колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и

животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок

проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем

постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

Театрализованная

деятельность

помогает

попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный

восприятия

окружающей

действительности. Театрализованные игры

являются

благоприятной

творческого

развития

способностей

детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

деятельность

развивает

личность

прививает

устойчивый

интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в

определенные

переживания,

побуждает

созданию

побуждает к мышлению.

Для качественного усвоения материала детьми уместны следующие

методы и приемы обучения : рассказывание сказок, просмотр мультфильмов

диафильмов,

пересказ

рассказов,

слушание

художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по

ним, знакомство со средствами драматизации (мимикой, жестом, движением,

костюмом,

декорациями

разыгрывание

разнообразных

инсценировки, упражнение по формированию выразительности исполнений,

пальчиковый

игротренинг

развития

моторики

упражнения

социально- эмоциональному развитию детей, игры- превращения, образные

упражнения, упражнения по дикции, игры- драматизации, ролевые диалоги

по иллюстрациям, музыкальные игры, эмоционально- экспрессивные игры,

народно- хороводные игры.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским

мастерством детей. Используются упражнения по психогимнастике: полил

дождик, дует ветер, солнышко, туча; ведется

работа над тем, чтобы дети

передавали

настроение,

над выражением

постигая

чувствуют

уверенность

возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять,

реально эмоционально переживать поступки изображаемого им

персонажа.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет

освоения

игры-драматизации. Игра-драматизация

деятельности

ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и

понятно детям.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте

– сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем, выражает с помощью воображения свое собственное отношение к

добру и злу. Драматизация сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина

избушка»,

«Колобок»,

Теремок»,

заучивание

выразительное

рассказывание

произведений К. И. Чуковского. С целью формирования

актёрского мастерства, можно показывать разные сказки на фланелеграфе,

настольный и пальчиковый театр.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые

осваивает дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного

возраста.

Расширение

игрового

происходит

освоения

театрализованной

возрасте

осваивает

настольного

деревянный

конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Доступен детям и театр верховых кукол, театр ложек и пр. Постепенно

усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Более старшие дети

могут сочинять

маленькие

истории, придумывать

исполнять

мини-монологи

диалоги м е ж д у

персонажами, разыгрывать действия с применением

разнообразных движений, умеют согласовывать свои

действия с действиями партнеров, н е заслоняя их.

способствуют

специальные

упражнения,

направленные на выработку выразительности жестов.

развитии

играет предметно-

развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку

право выбора деятельности, возможность максимально

активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир,

воспитатель

побуждает

дошкольника

активным

самостоятельным

действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама

атмосфера

декорации,

куклы и т.д, уместно оформление театрального уголка, где дети в свободное

время самостоятельно могут играть в «артистов». В уголке поместить весь

необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров,

шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды,

декорации к сказкам.

Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка

«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

является

богатейших

развитии

творческих

способностей,

обладает

эмоционального

воздействия.

использовать

произведения

Прокофьева,

Филлипенко и др. композиторов. После прослушивания произведений детям

предлагается пофантазировать, показать свое отношение к герою мимикой,

пластикой

движениями.

Продуманный

музыкальных

произведений

необходимое настроение,

усиливает

впечатления,

вызывает

эмоциональный

танцевальном

творчестве

уделить внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных

зверюшек,

снежинок,

петрушек,

использовать

различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики.

Работа с родителями

Успешное

развитию

творческих

способностей

дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при

сотрудничестве

субъектов

педагогического

процесса.

является

организация

сотрудничества

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример

важнейшее

обеспечение

успешности

организуемой

Объединение

педагогов,

родителей

совместной

приобщению

творчества

позволяет

совершенствовать

педагогическую

подготовленность

родителей

вопросах

воспитания

собственных

детей. Важно

помочь

родителям

активными

участниками сотворчества, которое сближает детей, родителей, педагогов,

приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности. Семья это

среда,

развивается

адекватное

восприятие,

понимание

взрослым

действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется

характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Вниманию родителей могут быть

представлены различные альбомы,

консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Играем в

сказку», «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно

провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с детьми», «Домашний

Можно привлечь родителей принять участие в пополнении сундучка с

костюмами,

подготовить

материалы

костюмов,

подобрать необходимую литературу, аудио и видео материалы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является

одним из перспективных направлений, так как творчество является важной

составляющей развития личности ребенка. В соприкосновении с театром

вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое

человеком,

внутреннюю

потребность

возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.


Top