Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родительское собрание на тему: «Поддерживаем познавательную активность ребенка

Наталья Ситдыкова
Родительское собрание на тему: «Поддерживаем познавательную активность ребенка»

1. Тема родительского собрания

«Как поддерживать познавательную активность ребенка»

2. Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:

Что такое познавательная активность

Основные принципы построения общения с детьми

3. Подготовительная группа

4. План проведения родительского собрания:

Вступительное слово воспитателя – актуальность вопроса

Педагогический всеобуч

Практикум Обучение родителей правилам организации игр, конверт «дружеских вопросов»

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию»

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Цель: ознакомить родителей с понятием «познавательная активность»; повышение педагогического мастерства родителей по теме; овладение искусством общения, формирования умения общаться с детьми.

Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях

Выступление воспитателя:

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

Тема родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» выбрана не случайно. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Так как развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.

Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки

Лев Семёнович Выготский.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает ребёнка. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Не стоит пытаться запихнуть в голову ребёнка и все эти знания систематизировать.

Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).

Помогайте ребенку как можно больше узнавать, читайте, наблюдайте, обобщайте, сравнивайте от простого к сложному.

Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок, рассказов, песенок, стихов.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. - Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

По возможности путешествуйте с ребёнком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

Ходите с ребёнком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

Измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

Познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

Азбуки картинные, книги для первого чтения;

Былины, мифы, легенды;

Часы настенные и календарь;

Настольно-печатные игры – лото, пазлы;

Настольные игры – домино, шашки, шахматы;

Чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

Оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

«Конверт дружеских вопросов»

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.

Примерные вопросы на карточках:

Можно ли играть с детьми в карты?

Что делать, если ребёнок просит вас полепить с ним, а вы смотрите телевизор?

Попробуйте в начале игры создать положительно-эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал

(для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки

(от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек

(от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит. Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.) Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю. Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей. Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.

Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании, тема которого звучит так " Развитие познания дошкольников".

Давайте уважать друг друга и поставим свои телефона на беззвучный режим. Спасибо.

В любой момент к нам зайдет Любовь Ивановна со своей информацией, тогда прервемся и после ее выступления продолжим.

В начале собрание хотелось бы представить вам видео инсценировки сказки "Рукавичка", в которой участвовали наши дети.

(просмотр видео)

Вам понравилась сказка?

Так чему же учит эта сказка?

(Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.) Развиваем доброту и взаимозаботу.

Давайте вместе построим такой дом:

Стук, стук, стук, стук

Раздается где-то звук.

Молоточками стучат

Строят домик для зверят.

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

Вот с таким замком!

Будем дружно жить мы в нем!!!

Молодцы!

А теперь вернемся к теме собрания "Развитие познания дошкольников" . Что же это такое? Это первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Развитая познавательная деятельность свойственна и взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. А от сюда:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Каким должно быть это отношение? - познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; - бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир; - созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей.

Развита активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
В данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциации».

Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…)

Как говорила педагог Д.В.Менджерицкая (специалист в обл. дошкольного образования ): «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». «Игра – путь к познанию окружающего мира».

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные,дидактические,музыкальные,творческие,познавательные,театрализованные.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения.
Даём начало рассказа. Необходимо продолжить и закончить рассказ. Участвуют несколько человек, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтом. И вдруг…»
(ответы родителей). Молодцы!

Одни игры развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Ваши дети посещают детский сад, где познают новое на занятиях проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Однако и вы не должны перекладывать с себя всю ответственность за общее развитие ребенка на педагогов детского сада. Мама и папа должны уделять ребенку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.

А всё почему? Потому что вы родитель . Кто же такой родитель? Давайте подберем определение к каждой букве этого слова:

Р - решительный, радостный

О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый

Д - деловой, думающий, добрый

И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный

Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный, талантливый

Е - Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь - Добрый, мягкий

Поэтому - просто гуляя с малышом и рассказывая об окружающем мире, отвечая на многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ребенку:

Что это? (машина)

А это что за машина? (грузовая)

Какого она цвета? (красная)

Какого размера? (большая, высокая, крупная)

Для чего она нужна? (перевозить груз)

Что она перевозит? (дрова, металл, мебель …)

Кто её водит? (водитель) и т.д.

Необходимо читать с ребенком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту и другие положительные качества, играть в развивающие игры. Водить в кружки, деятельность которых соответствует интересам и талантам ребенка: рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика, музыка и прочее. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневные зарядки. Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе.

Дети должны понимать, что:

Мир, окружающий их полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь и охранять;

Мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Например, каждая прогулка у нас начинается с наблюдения за погодой. Описываем ее внешние показатели и сравниваем со вчерашними. Давайте с вами пронаблюдаем за сегодняшней погоде. (обсуждение)

Давайте немного отдохнём и проведем физ.мин.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в фут бол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье я тихонько отдыхал.

Молодцы. Присаживайтесь.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? Какие познавательные игры были у вас? (выслушиваются ответы родителей)

Вы используете эти игры со своими детьми? (отв.род..)

А сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний »:

Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель - хвойное дерево)
  2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
  3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Игра "Люди и животные":

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Продолжите фразы: Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка) . Молодцы!

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование вас родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Давайте еще раз их озвучим - какие? (отв.род.)

На вопрос посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музеи, парки т.п. многие ответили, что редко. И это понятно, т.к. у нас в поселке мало подобных мест. Но есть выход - посетить это в других городах. Интерес к знакомству с такими заведениями необходимо развивать уже,в этом возрасте.

На вопрос про экспериментирование вы ответили, что дети любят работать с водой, песком, снегом. Это замечательно. Продолжайте знакомить их с новыми детскими экспериментами,которые вы можете найти в интернете.

Исходя из полученных результатов, можно предположить, что вы, родители,действительно стараетесь создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимаете участие в детских играх . Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни.

Совсем недавно я прошла курсы повышения квалификации по теме "Организация развивающих игр", где познакомилась с видео материалом педагога Елены Олеговны Смирновой, которая рассказывала про игру современных детей. Назвала игрой - тяжелый труд для детей, т.к.дети сегодня неправильно играют в сюжетные игры. На самом деле так и есть. Наблюдала такую картину - девочки нашей группы собрались играть в дочки-матери, определили роли, немного погуляли вместе, потом якобы вернулись домой, сели на диван, взяли игрушечные телефоны и начали играть в них. Эта и вся самостоятельная игра. И это не удивительно, т.к.придя домой они видят, что телефон и различные гаджеты являются главной вещью вашего обихода. Поэтому играя с детьми предлагайте им начало сюжета и дайте возможность импровизировать, время от времени контролируя.

Посещайте больше вместе детьми различные места: музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, цирк и т.п. Заинтересовывайте их чем-то новым, пополняйте их знания, направляйте. Всегда показывайте,что тоже заинтересованы. Тем самым разовьете в своих детях познавательную активность, которая важна в будущей жизни!

Это что касается нашей темы про развитие познавательной активности.

Также хотелось бы напомнить вам о следующем:

1. Не нарушать режим дня в саду...не опаздывать. 8-00 УЖЕ БЫТЬ В САДУ!

2. Если вы не приходите в сад или задерживаетесь, заранее предупреждать нас об этом, когда выходите с больничного тоже говорить за день до выхода.

3. ЕСЛИ РЕБЁНКА ЗАБИРАЕТЕ НЕ ВЫ, ЗВОНИТЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЗАРАНЕЕ!!! НЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ДЕТЕЙ НЕ ОТДАЁМ, БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОТ ВАС!!!

4. Вовремя оплачивать квитанции об оплате, чтобы не было задолжностей.

5. Если вас просят принести что-либо, приносить без задержек. Если деньги-то под расчет!

6. Время от времени просматривать шкафчик своего ребенка и наводить там порядок. Не нужные вещи там не хранить.

7. Если берете вещи на стирку - приносите замену.

8. Одежда ребенка должна быть по размеру. Обувь тоже. Нужна спорт.обувь. (бел.футболки, черн.шорты, носочки). Пересмотрите вещи и обувь.

9. КГН _ умываться по утрам, ногти, уши.

10. Скоро будет утренник посвященный весеннему празднику. Наряд.

С этого учебного года в нашу работу внесли новую функцию - посещение детей на дому. Целью которого является наблюдение взаимоотношения взрослых и ребенка в домашних условиях. А так же его комната, игровое, рабочее место. Мы уже сходили в гости к Коржову А. и Минасян М. В этом месяце посетим Колтакову Н. и Грехова Г.

Последний семейное задание было изготовление новогодней поделки, с которой вы прекрасно справились.

Следующее задание будет - карточка с цифрой. (из пуговиц)

Их нужно принести до конца февраля.

На наших занятиях мы работаем в рабочих тетрадях, вы можете их посмотреть в конце собрания.

Закончить наше собрание хотелось бы цитатой Вашингтона Ирвинга: " Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга,который без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин."

Всем спасибо за внимание, если у кого-то есть вопросы, вы можете их задать.


Родительское собрание

«Познавательное развитие старших дошкольников»

Повестка дня:

    Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.

    Характеристика возрастных возможностей.

    Родители – гиды на пути познания.

    Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

    Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.

    Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

    Как и с кем они разговаривают;

    Как относятся к людям, к работе, к животным;

    Чем увлекаются, что любят и не любят;

    О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

    О чем говорят родители с детьми;

    Как родители организуют режим детей;

    Как и за что поощряют, наказывают;

    Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

    Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

    Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

    Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

    Как ваш ребенок относится к книгам?

    Как часто вы читаете своему ребенку?

    Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?

    Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

    Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.

    Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.

    Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.

    Учитывать познавательные и интересы своих детей.

Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных»

Цели:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол.

План проведения:

Вступительная часть собрания.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Показ детьми сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Показ детьми сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий:

Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

Обсуждение.

А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Светлана Бушуева
Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома»

Родительское собрание на тему : «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома »

Бушуева Светлана Николаевна

Г. Шадринск, МКДОУ №9

Цель : познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей , мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях .

Подготовительный этап : сбор информации к родительскому собранию , приглашение шеф-повара РЦ Колизей Бушуева В. Н. для проведения мастер-класса для родителей и детей , подготовка атрибутов для экспериментирования (фрукты, фрукты, нарезанные на кусочки, шпажки, салфетки, одноразовые перчатки, фартуки для детей).

Ход родительского собрания:

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства , наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Организуя условия для детского экспериментирования познанию познания мира .

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень) ; узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным : располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).

Вовлекая детей в познавательные , практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Организуя условия для детского экспериментирования , используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию , умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира .

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи , выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений : метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях» .

Примерные темы для реализации опытно-экспериментальной деятельности :

«Звуки музыки» .

Цель : упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

«Занимательная геометрия» .

Цель : создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники - ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция) .

«Мои помощники - глаза, уши, нос, язык и руки» .

Цель : помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира , установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

«Волшебные краски» .

Цель : помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы» , в которую входят :

Уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,

Уголок экспериментирования.

Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью . Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел) . Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты. (Игры-эксперименты для совместной и самостоятельной деятельности в планы из программы «Детство » стр. 44 младший возраст, 133- средний возраст, 230-старший возраст).

Следует отметить, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома . Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

А сейчас, уважаемые родители , мы проведем эксперимент «Узнай на вкус» вместе с детьми. Цель : Упражнять детей в определении вкуса фруктов.

Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.

Ход эксперимента. На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям : яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.

Сейчас совместно с детьми и шеф-поваром РЦ Колизей Бушуевым Владимиром Николаевичем мы сделаем фруктовое канапе, а также научимся делать молочные коктейли, чтобы порадовать своих маленьких и любознательных детей. (выступление Бушуева В. Н.)

И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы : Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму.


Top