Здоровьесберегающая коррекционная технология «Сказкотерапия. Видео: психотерапевтическая сказка

«Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий являетсясказкотерапия , которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Выделяют несколько функций сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Галина Филатова
Опыт работы «Сказкотерапия в ДОУ»

«Сказкотерапия » - как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.

«Там на неведомых дорожках»

НЕ бойся сказок . Бойся лжи. А сказка ? Сказка не обманет .

Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия ярко представленные в образах героев закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. В настоящее время сказка всё чаще начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач : обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации отношения между сверстниками, родителями и детьми т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи т. д. Сказкотерапия для дошкольников - это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Простое прочтение сказки не несёт в себе терапевтической нагрузки. Следует прочитать,обыграть, инсценировать. Тщательно проанализировать и сделать оценки и выводы по её содержанию, которое должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, русской народной сказки , рассказа , небылицы,в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях . Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать за происходящим и лишь позже у них возникает желание принять участие в занимательном зрелище. С учётом индивидуальных особенностей детей в сказкотерапию сначала следует привлекать тех детей, которые быстрее откликаются на приглашение взрослого; при целесообразно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включённости. До проведения сказкотерапии дети сначала знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя. Выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. Большое внимание в сказкотерапии уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма, и следовательно снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульях : при рассказывании сказки взрослым , фантазировании по музыкальной композиции, Роли зрителей в игре -драматизации по отдельным эпизодам сказки . В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки , действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том какие игры и упражнения понравились, запомнились и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему можно предложить аудиозапись сказки , отдельных игр сказкотерапии . Мнение детей учитывается.

Для проведения сказкотерапии в группе , я использую её как в кружковой работе так и повседневной жизни ребёнка в детском саду. В моей работе я использую театральный уголок, игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр, книжный уголок. Маски, шапочки, костюмы для драматизации сказок . В моей группе, созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В образовательную деятельность включаю распространённые методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, арт- терапию (рисунок, театр, которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти, воображения, что является необходимым условием для подготовки детей к школе. Это также и обучение позитивному общению и приобщению к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, также как любовь, дружба, милосердие и трудолюбие.

С помощью сказочных историй воспитатель может решить и другие проблемы, выявленные у дошкольников : например, трудности, связанные с общением (конфликты, противоречия, обиды) ; страхи и тревоги по различным поводам (боязнь темноты, одиночества, животных, чужих людей, шума и др.) .

Выделяют несколько приемов работы над сказкой :

рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочинённой воспитателем) ;

Обсуждение сказки , ответы на вопросы;

высказывание ребенком своего мнения об услышанном;

Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) ;

Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) ;

Драматизация сказки .

Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задаются вопросы :

Как вы думаете, о чем (про что, кого) эта сказка ?

Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

Придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?

Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие, что это была бы за сказка ?

Для чего в сказке и плохие , и хорошие герои?

В работе с дошкольниками можно использовать следующие сказки : «Маленький медвежонок» - коррекция агрессивного поведения, «Мышонок и темнота» - коррекция страхов, тревожности, «Сказка про енота » - коррекция коммуникативной сферы (О. В. Хухлаева «Терапевтические сказки » ); «Жадный кармашек» , «Про ябеду» - коррекция негативных проявлений в поведении (Е. А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия» ) и др.

Из опыта работы воспитателей :

Воспитатели рассказывают , как в группе проводится работа над сказкой с использованием книжного уголка и пособий, изготовленных по рекомендуемой методике.

Важную роль в воспитании познавательного интереса к сказке и благоприятного воздействия ее на души детей играют родители.

» ГДОУ № 29 Василеостровского р-на СПб

Сказкотерапия в детском саду: из опыта работы психолога

Обычное утро рабочего дня. Взрослые спешат на работу, дошкольники собираются в детский сад. Голос мамы: «Поспешим, сынок! Сегодня у тебя Сказка!». Бежит ребёнок в детский сад, как в сказку. Сегодня он встретится с доброй Феей, с неизвестными или уже знакомыми сказочными героями, ощутит прилив волшебной силы, почувствует себя героем, волшебником. Ребёнок знает, что Фея-сказочница обязательно услышит его просьбу, поддержит, если грустно, поможет разрешить трудную жизненную ситуацию. Сказочный герой предложит новое интересное задание, с которым ребёнок обязательно справится, и будет чувствовать себя успешным.

Группа из 6 детей во главе с воспитателем движется по коридору детского сада. На лицах интерес, ожидание чуда, радость. Но необходимо терпение, сдержанность, чтобы не спугнуть Сказку: Она не любит суеты и шума. Впереди важная Встреча: с Феей Сказок, со сказочным героем, с самим собой. Эта встреча произойдет в Волшебной комнате (кабинете психолога и волшебной Феи в одном лице). У воспитателя «сказочной» группы сегодня тоже день особенный. Она встретится с детьми в сказочной роли: Заюшки-Лапушки или Дюймовочки, Принцессы на горошине или Русалочки, Нильса или Незнайки и др. А бывает, что в Сказке чудесные «превращения» происходят неоднократно. Случаются особенные дни, когда в Сказку могут отправиться и родители. Они получают письменное приглашение от Феи Сказок, где указан день и час встречи со Сказкой.

Работа со сказкой является одним из продуктивных и разработанных методов в детской психотерапии. Сказку используют в своей работе многие психологи, работающие с детьми. Метод сказкотерапии, использует сказочную форму для развития и воспитания ребёнка. «Привлекательность метода заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, психолог и педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован» .

Метафоричность сказочного языка позволяет зашифровать ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни ребёнок. Отсутствие в Сказке дидактики и нравоучений позволяет ребёнку самому анализировать ситуации, в которые попадают герои. На примере судеб сказочных героев он может проследить последствия того или иного жизненного выбора и получить новый опыт взаимодействия с окружающим миром.

«В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться» .

Своеобразие опыта, полученного нами несколько лет назад при работе в одном из детских садов, заключается, прежде всего, в том, что в процесс игры оказываются вовлечены не только дети и психолог, но и родители, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают все более доверительные, теплые взаимоотношения – этому способствует совместная деятельность, приносящая радость, удовольствие, чувство удовлетворения. Каждый человек, как ребенок, так и взрослый, ощущает себя значимым, важным участником процесса сотворчества. В связи с этим в детском саду создается уникальное психологически безопасное пространство, способствующее гармоничному развитию ребенка и раскрытию новых возможностей взрослого.

Реализация программы «Путешествие в сказочную страну» возможна с согласия и благодаря заинтересованности родителей. Психолог на предварительной встрече с родителями в начале учебного года даёт полную информацию о программе: о её целях и задачах, об организации работы с детьми. Программа ориентирована на разнообразные лексические темы, которые должны освоить дети того или иного возраста, например «Дары Осени» или «В ожидании Весны», «Мир диких животных» или «Мир насекомых» и т. п. Каждая тема должна быть представлена в сказочной форме.

Корректировка сказочной программы осуществляется совместно с воспитателями в соответствии с актуальными проблемами развития и воспитания детей. Совместная с воспитателями работа позволяет психологу быть в курсе всего, чем живёт группа. Происходит обмен информацией: воспитатель рассказывает о развивающих и познавательных задачах, реализуемых в группе, даёт характеристики детям, описывает в своём рассказе их поведенческие реакции, психолог же анализирует свои наблюдения за ребенком, выделяет актуальные проблемные зоны в его развитии, настраивает воспитателя на поиск причин нежелательных или неадекватных детских реакций, помогает приблизиться к пониманию потребностей детей. При условии заинтересованности воспитателя в совместной работе с психологом оба получают удовольствие от нового качества общения, взаимно обогащают друг друга, чувствуют большой интерес и испытывают приятное волнение от ожидания встречи с детьми в Сказке. Затем рождается сценарий сказки, в которой есть и встреча и расставание, переживание новой истории, погружение в неё, осознание нового опыта, достижение успеха в решении интеллектуальных задач.

В Сказке дети знакомятся с историей, в которой метафорическим языком говорится о ситуации или проблеме, которую переживает тот или иной ребёнок. «Проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок во многом формирует для себя «картину мира» и в зависимости от этого будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом» .Так, например, Вика, 5 лет, в группе проявляла себя агрессивно, в общении с детьми отличалась конфликтным поведением. Участвуя в сюжетных играх, отождествляла себя с персонажами мужского рода . В общении со взрослыми была непослушна, негативно настроена. В Сказке она получила возможность говорить о своих чувствах в метафорической форме. Оказалось, что за маской девочки-воина - ранимая, хрупкая, нежная, жаждущая понимания и принятия, одинокая, беззащитная девочка. Понимание эмоционального состояния девочки повлияло на отношение воспитателей к ней. Изменился стиль общения с ребёнком. Воспитатели стали обращать внимание других детей на привлекательные стороны характера Вики. Изменилось поведение Вики в группе, она стала более покладистой и миролюбивой. На развивающих занятиях была активна, хотя не всегда внимательна. По окончании детского сада Вика поступила в подготовительный класс хореографического училища. Другой воспитанник детского сада Антон, 5 лет, ранее не посещал дошкольное учреждение и поступил в старшую группу. В группе он был неактивен, нерешителен, зависим, несамостоятелен, тревожен, от изобразительной деятельности отказывался, в играх с детьми не участвовал. В Сказке же Антон участвовал с интересом и удовольствием, вёл себя активно, проявлял изобретательность. В сказочном путешествии на корабле стал смелым и находчивым капитаном. Первые рисунки Антона были очень мелкими, изображённые предметы с трудом угадывались. В конце учебного года от беспокойства, неуверенности и тревоги не осталось и следа, и рисунки стали яркими, фигуры более крупными.

Из отзывов воспитателей:

«…Мы путешествовали в сказке на воздушном шаре , на парусном фрегате, встречались с грозным динозавром и т. д. Радости и активности детей не было предела. Дети могли перевоплощаться в любимого сказочного персонажа, свободно рассказывать о своих чувствах, высказывать самые сокровенные желания. Они научились отражать свои впечатления и чувства в рисунках, используя разные средства художественной выразительности, передавать в движении, мимикой и жестами свои эмоции. Каждый ребёнок оказывался в центре внимания, другие дети слушали его, задавали вопросы и с интересом ожидали его ответов».

«…Значительно повысились творческие речевые способности детей. Дети научились строить речевые высказывания, используя яркие образные слова, словосочетания. Повысился интерес и любовь детей к сказкам, художественному слову. Дети стали активны в играх-драматизациях, увлеклись постановкой спектаклей для малышей и своих родителей. Возросла творческая активность детей в повседневной жизни: каждый ребёнок нашей группы нашёл путь к самовыражению».

«…Эти занятия помогли нам, воспитателям, понять внутренний мир ребёнка, открыть для себя новые замечательные качества каждого, понять его тревоги и печали, раскрыть его индивидуальность. В наших детях заложен огромный творческий потенциал, и именно эти занятия помогли нам раскрыть его в каждом ребёнке. Я бы очень хотела продолжить совместную работу с психологом, так как понимаю огромную важность и значимость этого для наших детей и для себя лично».

Из отзывов родителей:

«…Очень неожиданно, ярко, сказочно и красиво. Ощущение, что ты попал в сказку и хочешь там остаться. И в то же время дети играют и познают мир».

«Перешагнув порог, мы оказались не в комнате, не в учебном классе, а в настоящей сказке. Сказочными были декорации, костюмы педагогов и сама атмосфера. А уж восторженные личики детишек о многом говорят…

Я, взрослый человек, и то была зачарована действием, в котором участвовали все. Дома Светланка с восторгом рассказывает о каждом сказочном занятии…»

«Посетив открытое занятие, я получила массу впечатлений. Мне очень понравились интерьер комнаты, костюмы Феи и Дюймовочки, Волшебные шляпы – всё это создавало по-настоящему сказочную атмосферу. Играя Сказку, дети закрепили знания о цветах, полученные ранее. Выполняя задания Дюймовочки, проявляли смекалку, размышляли логически. Видно было, как заинтересованы дети, а это главное условие успешных занятий!»

В процессе реализации программы пересекаются или переплетаются все направления деятельности психолога : психопрофилактическое, психокоррекционное, развивающее, консультативное. Основной метод диагностики детей для определения эффективности психологической работы ‑ наблюдение за изменениями в поведении ребёнка и фиксация изменений. Для педагогов, участвующих в программе – самоанализ, осознание изменений, произошедших с ними, в понимании детей, их поведенческих реакций, их индивидуальных особенностей.

Важна роль администрации дошкольного учреждения: благодаря её заинтересованности и помощи Сказка может «жить» в детском саду, поскольку необходимо помещение, костюмы, ткани для декораций и прочие «волшебные» вещи, с помощью которых будет создаваться сказочная атмосфера; нужна звукозаписывающая и звуковоспроизводящая, дистанционно управляемая музыкальная техника и др. Всё это требует материальных вложений. Также необходима организация дополнительной оплаты педагогов - участников программы, с учётом дополнительных временных затрат.

Программа «Путешествие в Сказку» разрабатывалась и внедрялась на базе одного из детских садов Приморского района Санкт-Петербурга в течение шести лет. Большой интерес к участию в программе проявляли воспитатели. Сначала осторожно и робко исполняли роли, а, в дальнейшем с удовольствием и творчески, т. о. обеспечивалась мотивация профессионального роста и повышения психологической грамотности педагогов дошкольного воспитания. Дети, участвовавшие в программе, начиная с младшего возраста, с интересом также участвовали и в других развивающих программах, реализуемых в детском саду, а в старшем возрасте были мотивационно готовы к школьной учебно-познавательной деятельности .

Список литературы:

1. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя» - М.,1997

2. Зинкевич- «Формы и методы работы со сказками» – СПб,2011

3. Зинкевич- «Тренинг по сказкотерапии», «РЕЧЬ» - СПб,2000

4. Зинкевич- «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» - СПб,1998

5. Франц М.-Л. «Психология сказки» - СПб,1998

Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Статья для родителей детского сада"Значение сказкотерапии терапии для детей дошкольного возраста".
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам.
Пояснительная записка:
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.


В народе говорят: « Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Эта прописная истина каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.


Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?


Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.


Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь
ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать
окружающее.
Джанни Родари.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. Волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества )
  6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии .

В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице:

  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

Особенности сказки:

  1. Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
  2. Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
  3. Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
  4. Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.

Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. “Вжиться” в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
  2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых, или подростков).
  3. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  4. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.
  6. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

Обычно в сказкотерапии для детей сказки структурируют по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2.Сказки для гиперактивных детей.

3.Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой, проблемы с мочевым пузырем и т. д;

5.Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6.Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

I. Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Для этого предлагаются три техники расслабления:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;

в) расслабление - медитация.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:

Твердый - мягкий,

Сильный - слабый,

Холод - тепло,

Сосулька - водичка,

Движение- сон,

Страх - доверие,

Злой -добрый.

Используются следующие варианты упражнений:

Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» - «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.

Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Ведущий, дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяет, насколько напряглись мышцы его тела. Затем он ласково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонько падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

При обучении детей расслаблению ведущий обязательно проверяет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных ведущий чаще, чем других, нежно и ласково поглаживает, помогая им расслабиться.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все динамичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это происходит в положении «лежа».

Ведущий «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы! У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спокойным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.

Лучше это делать без музыки, так как она будет отвлекать внимание детей от голоса ведущего.

Расслабление - медитация. Что такое медитация? Это состояние наиболее полной и глубокой погруженности в какой-либо процесс, которым может быть концентрация внимания на зрительных или слуховых объектах, на состояниях своего тела и т. п.

Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то, или иное состояние. Ведущий старается помочь детям максимально глубоко погрузиться в звук, цвет, свет или ощущения... Если медитация предполагает перевоплощение в героев сказок, то детям предлагается как можно ярче и выразительнее передать заданный образ.

Как построить подготовительные занятия?

Для этого достаточно трех-четырех упражнений, например:

Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы.

Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением.

Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием.

Сколько времени готовить детей к сказкам? Этот процесс совершенно индивидуален, он зависит от психологического состояния группы и от возраста детей. Кому-то потребуется две-три недели, кому-то месяц-полтора.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятия по сказкам достаточно проводить один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума.

В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Основные правила проведения занятий:

1. Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как важно научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественными и сильными.

Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означает, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».

Внутренние звуки - это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.

3. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.

Для выхода из сказки нет необходимости использовать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир. Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.

5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

Разумеется, при составлении занятий тексты сказок приходятся значительно сокращать, зачастую что-то изменять.

6. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходится тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него, что называется, с головой.

Любое, даже самое простое, движение или действие имеет глубину. Под глубиной понимаются точность, выразительность, качественность... Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком пятилетнего возраста и семилетнего. Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребенком в начале года и в конце, при первом знакомстве со сказкой и при повторных знакомствах с ней. Приобретаемые навыки расслабления и осознанного восприятия мира увеличивают чувствительность детей, и то, что сначала осуществлялось поверхностно, в дальнейшем будет выполняться с большей отдачей, на более глубоком уровне.

8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять. О применении и изготовлении «кукол-марионеток» можно узнать из книги «Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии».

9. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Be-

душий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. От ведущего требуются некоторые психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.

10. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом» (Владимир Солоухин).



Top